Ассертивное общение: Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Содержание

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Тренды

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК Тренды

Фото: Steve Marcus / Getty Images

Уверенность в себе — тоже навык. Он входит в комплекс навыков ассертивности. Ассертивное поведение помогает получать то, что вы хотите и оставаться собой. Рассказываем, как стать увереннее и почему это не всегда уместно

1

Что такое ассертивность простыми словами

Аудиоверсия материала:

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Ассертивность — навык уверенности в себе. Умение самостоятельно регулировать свое поведение и за него отвечать вне зависимости от оценок и влияния других людей.

Ассертивные люди ясно доносят свои желания и потребности, четко расставляют личные границы. Не набрасываются на других, если окружающие не выполняют их требования. Такие люди уважают чужие потребности и умеют защищать свою точку зрения.

Доктор психологии, эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская считает, что ассертивность проявляется в каждом моменте, когда нам нужно сделать личный выбор, согласиться или не согласиться с коллегами, занять определенную позицию или не занять никакой. Ассертивный стиль поведения подразумевает, что вы:

  • всегда четко осознаете, чего хотите и что ощущаете;
  • принимаете решение, абстрагировавшись от ваших эмоций, ищете себе поддержку в аргументах, а не чувствах;
  • можете просчитать, какую реакцию вызовет у окружающих ваше поведение, стараетесь заботиться о чувствах других;
  • реагируете не так, как будет проще или как ждут окружающие, а так, как вам кажется наиболее разумным и осмысленным.

Многие люди не высказываются о своих потребностях, замалчивают проблемы и избегают выяснения отношений, либо переходят в агрессию, потому что не знают, как правильно о них говорить. Ассертивность — это баланс между пассивным и агрессивным стилем общения.

2

Тест на ассертивность

Лучший пример и одновременно лучший тест на ассертивность — разбор любого повседневного кейса, когда обстоятельства требуют выражения собственной позиции. Виктория Шиманская предлагает сравнить ассертивность с двумя другими стилями поведения — агрессивным и пассивным.

Пример 1

На переговорах коллега предлагает решение, которое кажется вам сомнительным, даже опасным. При этом все остальные начинают активно его поддерживать.

Пассивный: промолчу. Наверное, я просто чего-то не догоняю, а все остальные умнее меня. Лучше сделаю вид, что я с ними.

Агрессивный: вскочу с места, стукну кулаком об стол, скажу, что мой коллега ничего не смыслит в том, что делает.

Ассертивный: подожду, пока все выскажутся, затем возьму слово, честно признаюсь, что не понимаю пользы от предложенного решения, вижу в нем некоторые риски. Перечислю их, дождусь аргументированного ответа.


Пример 2

Ваш сотрудник опаздывает на планерку. Команда понемногу расслабляется, а вы теряете терпение. Наконец, он вбегает в комнату и что-то бормочет про лифты.

Пассивный: проигнорирую. С кем не бывает? Мало ли… Неприятно, конечно, но что поделать.

Агрессивный: скажу ему пару колких словечек, чтобы отбить охоту опаздывать на планерки.

Ассертивный: сфокусируюсь на том, чтобы сейчас собрать внимание команды и успеть обсудить все, что нужно. Когда все разойдутся, сделаю опоздавшему аккуратное замечание.

Чтобы проверить себя на ассертивность, замечайте повседневные ситуации и анализируйте поведение, которое вы выбрали. Сравнивайте его с двумя другими стилями поведения.

3

Плюсы ассертивности

По мнению Mayo Clinic, ассертивность помогает стать более уверенным в себе — вы лучше понимаете, кто вы и какую пользу приносите. Вы сможете контролировать стресс и ясно выражать свои чувства, обсуждая проблемы с другими людьми. Профессор менеджмента в Колумбийской бизнес-школе Дэниел Эймс считает, что если у менеджера слишком пассивный стиль общения, он не добьется своего, если слишком агрессивный — не сможет ладить с другими.

Речь профессора Легасова в сериале «Чернобыль» — пример ассертивного поведения. Легасов вежливо объясняет свою точку зрения, потому что считает важным об этом сказать

Ассертивные работники умеют осознавать ценность позиции своего оппонента, поэтому быстро находят с ним общий язык. Такие люди чувствуют себя вправе делать все возможное, чтобы найти наилучшее решение проблем, с которыми сталкиваются. Они менее тревожны, более уверены в себе и не паникуют, когда все идет не так.

Ассертивное поведение поможет:

  • обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства;
  • понять и распознать свои чувства;
  • заслужить уважение других;
  • улучшить общение;
  • создавать беспроигрышные ситуации;
  • принимать лучшие решения;
  • создавать честные отношения;
  • получать больше удовлетворения от работы.

4

Минусы ассертивности

Ассертивность не всегда считают положительной чертой. В некоторых национальных и организационных культурах предпочитают более пассивных людей, а уверенность рассматривают, как грубое или оскорбительное поведение. При этом реакция на ассертивное поведение зависит от вашего пола. Исследователи считают, что мужчины чаще получают вознаграждение за уверенность, чем женщины. Гендиректор одной из ведущих мировых консалтинговых компаний по гендерным вопросам 20-first Авива Виттенберг-Кокс предупреждает: женщин, которые часто говорят о том, чего хотят, называют «стервозными и агрессивными».

Прежде чем менять поведение, подумайте о контексте, в котором вы работаете и живете. Это не значит, что вам следует подстраиваться под окружение — просто не стоит торопиться. Меняйте стиль общения постепенно, пока не найдете то, что работает в вашем контексте.

5

Как развить ассертивность

Старайтесь почаще задавать себе вопрос: «Что это я сейчас делаю и хочу ли это делать?» Например, все покупают криптовалюту — и вы за компанию? Или действительно верите, что это достойное вложение? В очереди в поликлинике начинается перебранка — вы включитесь в эту беседу? Начнете защищать, нападать, возмущаться вместе со всеми?

Как и другие «гибкие» навыки, ассертивность нужно развивать. Виктория Шиманская предлагает проводить аудит своего дня, анализировать коммуникации и смотреть в будущее.

Аудит вашего дня

В течение дня записывайте все, что вы делаете, учитывая любые дела, на которые тратите больше 15 минут. Вечером перечитайте получившийся план и по каждому пункту дайте себе ответ:

  1. Я хотел это делать? Пришел на кухню, стал жевать на завтрак печенье, а хотел омлет и апельсиновый сок.
  2. Я заметил, что делаю это? Хотел проверить рабочую почту и не заметил, как полчаса спорил с кем-то в соцсетях.
  3. Я точно говорил то, что думаю? На самом деле мне не очень нравится эта книга, но почему-то я расхваливал ее вместе со всеми.
  4. Я делал то, что считаю правильным? Накричал, обидел кого-то — просто не остановился вовремя.

Повторяйте упражнение в течение двух недель: к концу второй недели осмысленных, ассертивных примеров вашего поведения станет заметно больше.

Анализ коммуникаций

Посчитайте, сколько раз за эту неделю, общаясь с кем-то, вы:

  1. Хотели сказать «нет», «я с тобой не согласен», «не нужно», но не сказали этого.
  2. Хотели мягко остановить неприятный для вас разговор, а вместо этого перевели его в ссору.
  3. Продолжали беседу через силу, выслушивали кого-то без всякого удовольствия, понимая, что беседа крадет ваше время.
  4. Говорили, судили, оценивали, исходя только из вашего текущего эмоционального состояния.
  5. Были внутренне не согласны с собеседником, но почему-то неосознанно поддакивали ему.

Следите за тем, чтобы таких ситуаций в вашей коммуникации становилось меньше. Если вы говорите не то, что думаете, либо решаете промолчать, — подумайте, зачем вы это делаете и чего хотите добиться. Если ответ есть — все в порядке, если нет — добавляем включенности и ассертивности в коммуникацию.

Взгляд в будущее

Прежде чем сделать любой выбор, мысленно перенеситесь в момент, когда этот выбор уже сделан, и оцените обстановку:

  1. Что получаете вы?
  2. Что получат другие?
  3. Что вы захотите сказать или сделать дальше, как это отразится на вашей жизни в долгосрочной перспективе?

Тренируйтесь на малом. Выбирая одежду в магазине, подумайте: действительно ли вы хотите носить ту вещь, которую купили, не покупаете ли вы ее просто «чтобы было». Или тщательно продумайте ваш сегодняшний ужин: вы точно хотите гамбургер, или вам просто лень готовить?

Прежде чем высказать все коллеге, или отругать ребенка, загляните в будущее: что вы и ваш собеседник получите после этого разговора? Достигнете ли вы желанной цели? Может, есть более короткий и бережный путь? Или стоит не просто эмоционировать, а привести аргументы, укрепить свою позицию?

Книги для развития ассертивности

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни. Ненасильственное общение»
  • Джим Кэмп «Сначала скажите «НЕТ»
  • Элис Мьюир «Уверенность в себе»
  • Мануэль Смит «Тренинг уверенности»
  • Ивонн Рубин «Уверенность в себе. С чего начать».

Обновлено 23.08.2021

Текст

Андрей Абрамов

Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе

Тренды

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

РБК Тренды

Фото: Steve Marcus / Getty Images

Уверенность в себе — тоже навык. Он входит в комплекс навыков ассертивности. Ассертивное поведение помогает получать то, что вы хотите и оставаться собой. Рассказываем, как стать увереннее и почему это не всегда уместно

1

Что такое ассертивность простыми словами

Аудиоверсия материала:

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Ассертивность — навык уверенности в себе. Умение самостоятельно регулировать свое поведение и за него отвечать вне зависимости от оценок и влияния других людей.

Ассертивные люди ясно доносят свои желания и потребности, четко расставляют личные границы. Не набрасываются на других, если окружающие не выполняют их требования. Такие люди уважают чужие потребности и умеют защищать свою точку зрения.

Доктор психологии, эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская считает, что ассертивность проявляется в каждом моменте, когда нам нужно сделать личный выбор, согласиться или не согласиться с коллегами, занять определенную позицию или не занять никакой. Ассертивный стиль поведения подразумевает, что вы:

  • всегда четко осознаете, чего хотите и что ощущаете;
  • принимаете решение, абстрагировавшись от ваших эмоций, ищете себе поддержку в аргументах, а не чувствах;
  • можете просчитать, какую реакцию вызовет у окружающих ваше поведение, стараетесь заботиться о чувствах других;
  • реагируете не так, как будет проще или как ждут окружающие, а так, как вам кажется наиболее разумным и осмысленным.

Многие люди не высказываются о своих потребностях, замалчивают проблемы и избегают выяснения отношений, либо переходят в агрессию, потому что не знают, как правильно о них говорить. Ассертивность — это баланс между пассивным и агрессивным стилем общения.

2

Тест на ассертивность

Лучший пример и одновременно лучший тест на ассертивность — разбор любого повседневного кейса, когда обстоятельства требуют выражения собственной позиции. Виктория Шиманская предлагает сравнить ассертивность с двумя другими стилями поведения — агрессивным и пассивным.

Пример 1

На переговорах коллега предлагает решение, которое кажется вам сомнительным, даже опасным. При этом все остальные начинают активно его поддерживать.

Пассивный: промолчу. Наверное, я просто чего-то не догоняю, а все остальные умнее меня. Лучше сделаю вид, что я с ними.

Агрессивный: вскочу с места, стукну кулаком об стол, скажу, что мой коллега ничего не смыслит в том, что делает.

Ассертивный: подожду, пока все выскажутся, затем возьму слово, честно признаюсь, что не понимаю пользы от предложенного решения, вижу в нем некоторые риски. Перечислю их, дождусь аргументированного ответа.


Пример 2

Ваш сотрудник опаздывает на планерку. Команда понемногу расслабляется, а вы теряете терпение. Наконец, он вбегает в комнату и что-то бормочет про лифты.

Пассивный: проигнорирую. С кем не бывает? Мало ли… Неприятно, конечно, но что поделать.

Агрессивный: скажу ему пару колких словечек, чтобы отбить охоту опаздывать на планерки.

Ассертивный: сфокусируюсь на том, чтобы сейчас собрать внимание команды и успеть обсудить все, что нужно. Когда все разойдутся, сделаю опоздавшему аккуратное замечание.

Чтобы проверить себя на ассертивность, замечайте повседневные ситуации и анализируйте поведение, которое вы выбрали. Сравнивайте его с двумя другими стилями поведения.

3

Плюсы ассертивности

По мнению Mayo Clinic, ассертивность помогает стать более уверенным в себе — вы лучше понимаете, кто вы и какую пользу приносите. Вы сможете контролировать стресс и ясно выражать свои чувства, обсуждая проблемы с другими людьми. Профессор менеджмента в Колумбийской бизнес-школе Дэниел Эймс считает, что если у менеджера слишком пассивный стиль общения, он не добьется своего, если слишком агрессивный — не сможет ладить с другими.

Речь профессора Легасова в сериале «Чернобыль» — пример ассертивного поведения. Легасов вежливо объясняет свою точку зрения, потому что считает важным об этом сказать

Ассертивные работники умеют осознавать ценность позиции своего оппонента, поэтому быстро находят с ним общий язык. Такие люди чувствуют себя вправе делать все возможное, чтобы найти наилучшее решение проблем, с которыми сталкиваются. Они менее тревожны, более уверены в себе и не паникуют, когда все идет не так.

Ассертивное поведение поможет:

  • обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства;
  • понять и распознать свои чувства;
  • заслужить уважение других;
  • улучшить общение;
  • создавать беспроигрышные ситуации;
  • принимать лучшие решения;
  • создавать честные отношения;
  • получать больше удовлетворения от работы.

4

Минусы ассертивности

Ассертивность не всегда считают положительной чертой. В некоторых национальных и организационных культурах предпочитают более пассивных людей, а уверенность рассматривают, как грубое или оскорбительное поведение. При этом реакция на ассертивное поведение зависит от вашего пола. Исследователи считают, что мужчины чаще получают вознаграждение за уверенность, чем женщины. Гендиректор одной из ведущих мировых консалтинговых компаний по гендерным вопросам 20-first Авива Виттенберг-Кокс предупреждает: женщин, которые часто говорят о том, чего хотят, называют «стервозными и агрессивными».

Прежде чем менять поведение, подумайте о контексте, в котором вы работаете и живете. Это не значит, что вам следует подстраиваться под окружение — просто не стоит торопиться. Меняйте стиль общения постепенно, пока не найдете то, что работает в вашем контексте.

5

Как развить ассертивность

Старайтесь почаще задавать себе вопрос: «Что это я сейчас делаю и хочу ли это делать?» Например, все покупают криптовалюту — и вы за компанию? Или действительно верите, что это достойное вложение? В очереди в поликлинике начинается перебранка — вы включитесь в эту беседу? Начнете защищать, нападать, возмущаться вместе со всеми?

Как и другие «гибкие» навыки, ассертивность нужно развивать. Виктория Шиманская предлагает проводить аудит своего дня, анализировать коммуникации и смотреть в будущее.

Аудит вашего дня

В течение дня записывайте все, что вы делаете, учитывая любые дела, на которые тратите больше 15 минут. Вечером перечитайте получившийся план и по каждому пункту дайте себе ответ:

  1. Я хотел это делать? Пришел на кухню, стал жевать на завтрак печенье, а хотел омлет и апельсиновый сок.
  2. Я заметил, что делаю это? Хотел проверить рабочую почту и не заметил, как полчаса спорил с кем-то в соцсетях.
  3. Я точно говорил то, что думаю? На самом деле мне не очень нравится эта книга, но почему-то я расхваливал ее вместе со всеми.
  4. Я делал то, что считаю правильным? Накричал, обидел кого-то — просто не остановился вовремя.

Повторяйте упражнение в течение двух недель: к концу второй недели осмысленных, ассертивных примеров вашего поведения станет заметно больше.

Анализ коммуникаций

Посчитайте, сколько раз за эту неделю, общаясь с кем-то, вы:

  1. Хотели сказать «нет», «я с тобой не согласен», «не нужно», но не сказали этого.
  2. Хотели мягко остановить неприятный для вас разговор, а вместо этого перевели его в ссору.
  3. Продолжали беседу через силу, выслушивали кого-то без всякого удовольствия, понимая, что беседа крадет ваше время.
  4. Говорили, судили, оценивали, исходя только из вашего текущего эмоционального состояния.
  5. Были внутренне не согласны с собеседником, но почему-то неосознанно поддакивали ему.

Следите за тем, чтобы таких ситуаций в вашей коммуникации становилось меньше. Если вы говорите не то, что думаете, либо решаете промолчать, — подумайте, зачем вы это делаете и чего хотите добиться. Если ответ есть — все в порядке, если нет — добавляем включенности и ассертивности в коммуникацию.

Взгляд в будущее

Прежде чем сделать любой выбор, мысленно перенеситесь в момент, когда этот выбор уже сделан, и оцените обстановку:

  1. Что получаете вы?
  2. Что получат другие?
  3. Что вы захотите сказать или сделать дальше, как это отразится на вашей жизни в долгосрочной перспективе?

Тренируйтесь на малом. Выбирая одежду в магазине, подумайте: действительно ли вы хотите носить ту вещь, которую купили, не покупаете ли вы ее просто «чтобы было». Или тщательно продумайте ваш сегодняшний ужин: вы точно хотите гамбургер, или вам просто лень готовить?

Прежде чем высказать все коллеге, или отругать ребенка, загляните в будущее: что вы и ваш собеседник получите после этого разговора? Достигнете ли вы желанной цели? Может, есть более короткий и бережный путь? Или стоит не просто эмоционировать, а привести аргументы, укрепить свою позицию?

Книги для развития ассертивности

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни. Ненасильственное общение»
  • Джим Кэмп «Сначала скажите «НЕТ»
  • Элис Мьюир «Уверенность в себе»
  • Мануэль Смит «Тренинг уверенности»
  • Ивонн Рубин «Уверенность в себе. С чего начать».

Обновлено 23.08.2021

Текст

Андрей Абрамов

Напористое общение

Напористое общение

Настойчивость означает выражать свою точку зрения ясно и прямо, но при этом уважать других.

Напористое общение может помочь вам:

  • свести к минимуму конфликт
  • контролировать гнев
  • лучше удовлетворить ваши потребности
  • имеют более позитивные отношения с друзьями, семьей и другими людьми.

Настойчивость — это стиль общения, который многим людям трудно применять на практике, часто из-за непонимания того, что именно он означает.

Иногда полезно начать с объяснения того, чем напористость не является.

Агрессивное общение

Люди часто путают напористость с агрессией, потому что это предполагает постоянство. Но на самом деле эти 2 совершенно разные.

Таблица: Разница между агрессией и напористостью
Агрессия Уверенность
Навязать свои потребности или мнения другим. Четко, но уважительно выражайте свои потребности.
Часто включает в себя запугивание или подталкивание других. К другим относятся с уважением.
Только ваши потребности имеют значение. Учитывайте нужды других так же, как и свои.
Никаких компромиссов. Часто компромисс.
Вредит отношениям. Укрепляет отношения.
Может привести к крику или физической агрессии. Использование понятного языка, чтобы донести мысль.
Подрывает самооценку. Повышает самооценку.

Например, представьте, что вы стоите в очереди в банке, и кто-то толкает вас вперед.

Ан агрессивный ответ может заключаться в том, чтобы схватить их за плечо и громко сказать: «Эй! Что делает вас таким важным, что вам не нужно ждать в очереди, как всем нам?»

Это может помочь вам почувствовать себя лучше на короткое время, но вы, вероятно, также проведете остаток часа, чувствуя раздражение из-за взаимодействия.

Возможно, другой человек накричит на вас в ответ, и ситуация станет еще хуже, и у вас действительно будет плохое настроение.

Еще напористый ответ может состоять в том, чтобы мягко коснуться человека за плечо и сказать четким, но уважительным голосом: «Извините; на самом деле здесь есть очередь. Было бы лучше, если бы вы могли дождаться своей очереди, как и все мы.

Скорее всего, вы получите более положительный ответ на это — возможно, другой человек извинится и перейдет в конец очереди, или он может объяснить причину своего желания вмешаться, и вы можете почувствовать себя счастливым, оказав ему эту услугу. .

Они могут по-прежнему плохо реагировать — ваша напористость не гарантирует, что другие не будут агрессивны, — но, по крайней мере, вы будете чувствовать себя хорошо, зная, что сделали все возможное и использовали напористую коммуникацию.

Пассивное общение

Еще одна вещь, которой не является напористость, это пассивное общение.

Пассивное общение:

  • молчание за себя, либо потому, что вы думаете, что ваши взгляды не имеют значения, либо по таким причинам, как попытка угодить всем или «сохранить мир»
  • ставить свои потребности в последнюю очередь перед потребностями других
  • позволить себе запугивать или игнорировать
  • говорит тихо или дрожащим голосом, или языком тела, например, смотрит в пол или пожимает плечами
  • подрывает ваше мнение с помощью пассивных фраз, таких как «только если вы не возражаете» или «но это действительно не имеет большого значения для меня».

Пассивное общение может повредить вашей самооценке, а также отношениям.

Если вы используете пассивный стиль общения, другие, скорее всего, проигнорируют ваши потребности, из-за чего вы можете обидеться или даже разозлиться на них за то, что они не обращаются с вами лучше.

Напористость

Считайте настойчивость промежуточным звеном между пассивностью и агрессией — правильный баланс!

Вот несколько советов, как научиться проявлять настойчивость:

  • Четко изложите свою точку зрения или запрос.
  • Говорите другому человеку о своих чувствах настолько честно, насколько можете, и не забывайте слушать, что он говорит.
  • Подумайте о тоне и громкости вашего голоса — то, как вы говорите, так же важно, как и то, что вы говорите. Говорите с обычной громкостью разговора, а не криком или шепотом, и убедитесь, что ваш голос тверд, но не агрессивен.
  • Удостоверьтесь, что ваш язык тела совпадает. Ваш слушатель получит смешанные сообщения, если вы будете говорить твердо, глядя в пол. Попробуйте посмотреть собеседнику в глаза, выпрямитесь и расслабьте лицо.
  • Старайтесь не преувеличивать словами всегда и никогда. Например, «Вы опаздываете на 20 минут, и это уже третий раз за неделю», а не «Вы всегда опаздываете!».
  • Старайтесь говорить фактами, а не суждениями. Например, «В этом отчете отсутствует важная информация», а не «Вы снова плохо поработали».
  • Как можно чаще используйте «я-утверждения», чтобы рассказать другому человеку о своих чувствах, а не обвинять. Например, «Когда ты оставляешь свою посуду на столе, я расстраиваюсь, потому что мне не нравится беспорядок, но я не хочу его убирать за тебя», а не «Ты такая свинья!».
  • Часто практикуйтесь. Напористость — это навык, который требует от вас практики в самых разных ситуациях. Не забывайте хвалить себя за хорошие старания.

Где получить помощь

Центр клинических вмешательств (CCI)

  • 9:00–17:00 с понедельника по пятницу
  • Телефон: (08) 9227 4399
  • Электронная почта: [email protected]
  • Подробнее о Центре клинических вмешательств

Обратитесь к врачу

Посетите

healthdirect (внешний сайт) или позвоните по номеру 1800 022 222

Линия экстренного реагирования на психические заболевания (MHERL)

  • Звонящие в метро: 1300 55 788
  • Кожура: 1800 676 822

RuralLink

  • Сельские и отдаленные районы 1800 552 002

Помните

  • Люди часто путают напористость с агрессией, хотя это два разных типа общения.
  • Пассивное общение также может повредить вашей самооценке и отношениям.
  • Напористость — это нечто среднее между пассивностью и агрессией — правильный баланс.

Эта информация предоставлена ​​


Благодарности

Центр клинических вмешательств (CCI)


Эта публикация предназначена только для образовательных и информационных целей. Это не замена профессиональной медицинской помощи. Информация о терапии, услуге, продукте или методе лечения не означает одобрения и не предназначена для замены рекомендаций вашего лечащего врача. Читатели должны иметь в виду, что со временем актуальность и полнота информации могут измениться. Все пользователи должны обратиться за советом к квалифицированному медицинскому работнику для постановки диагноза и получения ответов на свои медицинские вопросы.

См. также

  • Центр клинических вмешательств
  • Бесполезные стили мышления
  • Депрессия – выход из порочного круга
  • Тревога – обращение вспять порочного круга
  • Стратегии преодоления гнева
  • Успокаивающие техники – тренировка дыхания
  • Прогрессивная мышечная релаксация

Настойчивое общение: как это делать (и почему это важно)

Напористое общение — это форма общения, посредством которой человек прямо, но уважительно выражает свои чувства и личные потребности [1]. Исследователи связывают настойчивость в общении с улучшением результатов во всем: от успехов в учебе детей начальной школы до удовлетворенности работой профессиональных медсестер [2,3].

В этой статье вы узнаете больше об ассертивном общении, о том, что отличает его от других стилей общения и как самому стать более ассертивным. Читайте дальше, чтобы узнать, как уважительное высказывание может помочь вам улучшить ваши личные и профессиональные отношения и достичь ваших целей.

Что такое уверенное общение? Определение, различия в стилях и примеры

Напористое общение часто путают с другими формами общения. В этом разделе вы узнаете, что такое напористое общение и чем оно отличается от агрессивного и пассивного общения.

Определение уверенного общения

Напористость в общении — это способность прямо и уважительно заявить о своих чувствах и потребностях. Напористый стиль общения не уклоняется от высказываний и не агрессивно навязывает точку зрения кому-то другому. Напористое общение определяется тремя принципами эффективного общения [2]:  

Поддерживая четкое, последовательное и вежливое общение, напористые коммуникаторы могут высказывать свое мнение, не проявляя неуважения к другим.

Напористое, агрессивное и пассивное общение

В спектре стилей общения напористость находится между пассивным и агрессивным общением, не переходя в пассивно-агрессивное.

Агрессивное общение происходит, когда говорящий озабочен только своей точкой зрения и личными целями, а не целями своего слушателя. Лица, проявляющие агрессивное поведение, часто сосредоточены на немедленном достижении своих целей, не задумываясь о возможных отдаленных негативных последствиях [2]. В то время как агрессивные коммуникаторы могут преуспеть в том, чтобы их голоса были услышаны, они также отталкивают окружающих и негативно влияют на их собственный успех в долгосрочной перспективе.

Пассивное общение происходит, когда человек не высказывает свою точку зрения, чувства или потребности и обычно подчиняется предпочтениям других. В отличие от агрессивных коммуникаторов, пассивные коммуникаторы учитывают потенциальные последствия своего стиля общения, но в конечном итоге ограничивают себя ради других. Исследования показывают, что пассивные коммуникаторы могут в конечном итоге чувствовать себя подавленными, беспомощными и напряженными из-за своего стиля общения [2].

Примеры уверенного общения

Напористое общение ликвидирует разрыв между агрессивным и пассивным общением. В приведенной ниже таблице объясняются различия между напористым, агрессивным и пассивным общением, иллюстрируя различные реакции на распространенные ситуации.

Сценарий Агрессивная реакция Пассивная реакция Напористая реакция
«Ты всегда опаздываешь и никогда не думаешь ни о ком, кроме себя!» «Все в порядке. Я все равно не хотел этого видеть!» «Я очень разочарован, что мы пропустили фильм, потому что я очень хотел его посмотреть. В следующий раз я бы хотел, чтобы мы выбрали время, которое лучше подходит для вашего графика».
Человек прорывается вперед в очереди, в которой вы ждали. «Что с вами? Я должен быть где-то!» «Не беспокойтесь об этом!» «Извините, но я уже давно стою в очереди и скоро должен быть где-то. Не могли бы вы подождать своей очереди?
Друг ожидает, что вы заплатите за ужин во второй раз подряд. «Я всегда должен за тебя платить! Все, что ты когда-либо делал, это брал!» «Я понял, не волнуйся». «Меня расстраивает, что я снова плачу за ужин, потому что у меня заканчиваются наличные. В следующий раз я был бы признателен, если бы вы заплатили за нас».

Как быть настойчивым в общении: советы и примеры

Настойчивое общение заключается в том, чтобы донести свою точку зрения до других, не вызывая конфликта. Хотя каждая ситуация уникальна, есть несколько последовательных методов, которые вы можете использовать для поддержания уважительного и напористого общения с другими.

1. Используйте утверждения «Я»

Утверждения «я» — это форма общения, в которой говорящий описывает свои собственные убеждения и чувства, а не приписывает мотивы слушателю. Противоположностью утверждениям «я» являются утверждения «вы», которые перекладывают вину с говорящего на слушателя посредством обвинительного языка.

Обычная формула для «я»-утверждений:

«Я чувствую ____, когда ____, потому что ____. Что мне нужно/хочу, так это _____».

Например: «Мне грустно, когда ты не перезваниваешь мне, потому что я хотел бы получить от тебя известие. Не могли бы вы сообщить мне, в какое время лучше говорить?»

Использование «я»-утверждений позволяет снять напряжение со слушателя, предлагая понимание своих внутренних чувств. Это может помочь слушателю увидеть, как его действия заставили вас чувствовать себя, и перенаправить его внимание на решения, а не проецировать обвинительные мотивы своих действий, которые только усиливают напряженность.

«Вы» заявление «Я» заявление
« Вы никогда не моете посуду!» Я чувствую разочарование, когда прихожу домой и нахожу кучу грязной посуды, потому что хочу вернуться домой, чтобы очистить место. Я бы хотел, чтобы мы поработали над этим».
« Ты всегда опаздывает!» » Я чувствую неуважение, когда вы опаздываете, потому что мое время очень ценно для меня. Я хочу, чтобы мы хорошо проводили время вместе».

2. Придерживайтесь фактов

Когда возникают разногласия, разговоры могут иногда становиться жаркими и отклоняться от курса. Чтобы сохранить вежливость, когда вы высказываете свою точку зрения другому человеку, сосредоточьтесь на имеющихся фактах, а не позволяйте своим чувствам заставлять вас размышлять о мотивах другого человека.

Удерживая внимание на фактах, вы фокусируете разговор на вещах, которые можно решить в данный момент, и работаете над поиском решений, которые принесут пользу всем. В то же время сосредоточение внимания на том, что, как вы знаете, является правдой, помогает свести к минимуму негативные эмоции, которые могут возникнуть в результате размышлений о мотивах другого человека.

Эмоциональные предположения Приверженность фактам
«Моя встреча была катастрофой, потому что вы не представили отчет. Ты ужасен в этой работе». «Хотелось бы, чтобы вы доставили мне отчет до собрания, но я понимаю, что вы перегружены. Я думаю, нам следует разработать новый график, чтобы мы могли лучше поддерживать друг друга».

3. Научитесь говорить «Нет»  

Часто может показаться, что гораздо проще сказать «да» большему количеству обязанностей, чем отклонить чью-то просьбу о помощи, даже если вы знаете, что у вас есть другие проблемы, требующие вашего внимания.

На самом деле, сказать «нет» большему количеству обязанностей — это иногда лучшее, что мы можем сделать для себя и наших работодателей. Исследователи обнаружили, что переутомление может не только привести к проблемам со здоровьем, таким как депрессия, бессонница и болезни сердца, но также ухудшить суждение и снизить производительность [5]. По иронии судьбы, говоря «да» всему, можно создать больше проблем, чем решить.

Хороший способ отклонить чью-то просьбу — просто сказать «нет» и кратко объяснить, почему вы не можете помочь. Если другой человек попытается зайти дальше, просто скажите ему «извините» и повторите, что у вас нет времени. В некоторых случаях вы также можете перенаправить их другому человеку или внешнему ресурсу, который, по вашему мнению, может помочь.

4. Сохраняйте спокойный тон

То, как вы передаете сообщение, часто так же важно, как и само сообщение. В результате важно сохранять спокойный тон голоса, когда вы отстаиваете свою точку зрения, чувства или потребности в разговоре с кем-то еще.

Осознаем мы это или нет, тон нашего голоса сильно влияет на то, как нас воспринимают другие. Согласно исследованию, проведенному поведенческим психологом доктором Альбертом Мехрабяном, приблизительно 38% того, как другие воспринимают наше общение, основано на нашем тоне голоса [6]. То, как мы звучим, имеет значение.

Чтобы уверенно общаться, вам следует сосредоточиться на поддержании ровного тона голоса, который остается спокойным и свободным от агрессивных эмоций. Используя эту технику, вы донесете свое сообщение до слушателя, не усугубляя возможную напряженность.

5. Следите за своим языком тела 

Еще один аспект того, как другие воспринимают ваше общение, – язык вашего тела. Вы закрываетесь и отворачиваетесь, когда кто-то с вами разговаривает, или вы открываетесь и уделяете им все свое внимание?

Выбор, который мы делаем с помощью языка тела, сильно влияет на то, как другие воспринимают то, что мы говорим. Вышеупомянутое исследование, проведенное доктором Альбертом Мехрабяном, показало, что 55 процентов того, как воспринимается сообщение, зависит от языка тела [6]. То, как мы держим себя во время общения, часто говорит громче слов.

Чтобы выразить напористый язык тела, встаньте прямо, но расслабленно, поддерживайте зрительный контакт и держите тело открытым, не скрещивая руки. Проявление интереса с открытым поведением подчеркнет ваше уважение к ним и к себе.

Следующие шаги

Хорошая коммуникация является краеугольным камнем хороших личных и профессиональных отношений. Если вы хотите отточить свои коммуникативные способности, вы можете рассмотреть возможность прохождения короткого онлайн-курса Университета Пенсильвании по улучшению навыков общения или их более длинной специализации «Достижение личного и профессионального успеха».

При правильном подходе к общению вы будете более эффективны во всех аспектах своей жизни — от работы до дома.

Статьи по теме 

  • Что такое эффективное общение? Навыки работы, школа и жизнь

  • 7 Активные методы прослушивания для общения лучше

  • Навыки собеседования в пользу вашей карьеры

  • Как добиться успеха в панельном интервью

  • Что такое тренер по жизни?

Источники статей

1. Психологический словарь АПА. «Напористость, https://dictionary.apa.org/assertiveness». По состоянию на 16 февраля 2022 г.

2. MDPI. «Стили общения и эффективность внимания у детей младшего школьного возраста, https://www.mdpi.com/2076-328X/11/12/172/htm». По состоянию на 16 февраля 2022 г. 

3. NCBI. «Разработка и оценка модифицированного краткого тренинга уверенности в себе для медсестер на рабочем месте: технико-экономическое обоснование для одной группы, https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5461750/». По состоянию на 17 февраля 2022 г. 

4. Психология сегодня. «3 C эффективного общения», https://www.psychologytoday.com/us/blog/high-octane-women/201304/the-3-cs- Effective-communication. По состоянию на 16 февраля 2022 г. 

5. Harvard Business Review. «Исследование ясно: долгие часы имеют неприятные последствия для людей и компаний», https://hbr.org/2015/08/the-research-is-clear-long-hours-backfire-for-people-and-for-companies. ». По состоянию на 16 февраля 2022 г. 

6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *