Ассертивное поведение
Тип термина: Definition
Термин: Ассертивное поведение
Альтернативные термины: —
Короткое описание: Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов.
Длинное описание:
Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других.
Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию. При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а также отстаивает их.
Ассертивное поведение тесно связано с эмоциональной компетентностью. Только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранять эмоциональный штиль – непременное условие ассертивности.
Ассертивный человек:
-
Свободно выражает свои мысли и чувства. Посредством слов и действий он как бы говорит: «Это — я. Вот, что я думаю, чувствую, желаю».
-
Может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, друзьями, семьей. Это общение открытое, честное, прямое и адекватное.
-
Имеет активную жизненную позицию.
Умеет ставить цели и активно добивается желаемого. -
Уважает и ценит себя. Такой человек принимает ограничения в определенной ситуации, и его действия направлены на поддержание самоуважения.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути, ассертивность — это философия личной ответственности. Речь идет о том, что человек сам ответственен за свое поведение и не имеет права винить других людей за свою реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. При этом демонстрация самоуважения является спокойной и не агрессивной.
Открытость при общении. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Умение слушать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека, т.к. для того, чтобы принимать во внимание интересы другого человека, нам нужно сначала их выяснить.
Умение вести переговоры и находить максимальный общий выигрыш. Стремление к нахождению максимального общего выигрыша — одна из важнейших характеристик ассертивного поведения. Нахождение максимального общего выигрыша помогает наилучшему достижению своих интересов и одновременно интересов партнера по общению.
все Статьи7 шагов к обретению контроля над ситуацией
«Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, в которой приходится преодолевать страх,
вы становитесь сильнее, смелее и увереннее…
Вы должны делать то, чего не можете».
(Элеонор Рузвельт)
Если мы пассивны, это не значит, что ничего не происходит, – просто решение за нас принимает кто-то другой, или случается что-то непредвиденное, заставляющее нас двигаться в нежелательном направлении.
Ничего не может быть прекраснее уверенности в том, что вы не боитесь отстаивать свои позиции и интересы других людей, добиваясь того, чего хотите и во что верите в жизни.
Быть ассертивным – значит четко расставить приоритеты и обсуждать проблемы с другими людьми, а не спорить и ссориться с ними.
Быть ассертивным – значит быть искренним, знать, кто вы и во что вы верите. Это делает жизнь проще и помогает сконцентрировать внимание на том, что действительно важно, помогает найи выход из любой ситуации.
Алгоритм решения проблем:
Шаг 1. Осознайте проблему: четко определите, в чем она состоит, сформулируйте и запишите её.
Шаг 2. Выясните, что на самом деле имеет для вас значение: стремление к тому, что не отражает вашей сущности, – это путь к несчастью.
Шаг 3. Берите на себя ответственность за решение и помните, что нет правильных и неправильных ответов или совершенного результата.
Шаг 4. Рассмотрите различные варианты решения, будьте гибкими, изучите все возможности, спрашивайте, объясняйте, собирайте информацию, даже если она будет не в пользу вашего выбора.
Шаг. 5. Выбирайте лучший вариант: взвесьте все «за» и «против» — составьте их список и оцените по степени важности. Не забудьте рассмотреть положительные стороны каждого варианта. Прислушайтесь к голосу сердца.
Шаг. 6. Осуществляйте принятое решение: не забудьте запланировать этапы осуществления решения. Не затягивайте эту стадию.
Шаг. 7. Контролируйте результат: проверяйте процесс осуществления решения. Дайте себе шанс, но если поймете, что совершили ошибку, не стыдитесь признать это. Любую ошибку можно (и нужно) рассматривать как возможность научиться чему-то новому, что в будущем приведет к успеху!
Из книги «Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным»
«Умение вырабатывать и отстаивать свою позицию – это то, чему учит книга «Обрести уверенность в себе». Вести себя позитивно и в то же время настойчиво, быть в гармонии с собой и окружающим миром, уважать себя и других людей – эти навыки необходимы, наверное, всем. И их можно и нужно осваивать. В жизни часто действует правило: «Или вы гнете свою линию, или ее гнет кто-то другой». Следуя советам этой замечательной книги, вы, безусловно, сможете изменить свою жизнь к лучшему».
(Валерий Никишин,
профессор, декан факультета маркетинга РЭУ им. Г.В. Плехнова, почетный работник высшего профессионального образования РФ).
Настоящая книга предлагает простую и понятную классификацию стилей поведения, пригодную для практического применения. Особую ценность в ней представляет описание способов обретения ассертивного поведения в самых разных сферах жизни: с друзьями, в семье, на работе, на собеседовании.
Книга состоит из двух частей: теоретической и практической. В конце каждой главы даются советы, рекомендации, а также практические задания, выполнив которые, вам легче будет разобраться в себе и в текущей ситуации.
Заказать книгу на ОЗОН>>>
Электронная версия на ЛитРес >>>
Почему люди не напористы
Существует множество причин, по которым люди могут действовать и реагировать ненапористо, и на этой странице рассматриваются некоторые из наиболее распространенных.
Когда люди не напористы, они могут страдать от потери уверенности и чувства собственного достоинства, что, скорее всего, сделает их менее напористыми в будущем. Поэтому важно разорвать замкнутый круг и научиться быть более настойчивым, в то же время уважая взгляды и мнения других людей. Мы все имеем право выражать свои чувства, ценности и мнения.
Причины, по которым люди не настойчивы
Низкая самооценка и уверенность в себе
Чувство низкой самооценки или самооценки часто приводит к тому, что люди пассивно общаются с другими людьми.
Не отстаивая свои права, не выражая своих чувств или четко не формулируя своих желаний, люди с низкой самооценкой или уверенностью в себе могут побуждать других относиться к ним так же. Низкая самооценка закрепляется в порочном кругу пассивного реагирования и снижения уверенности в себе.
Дополнительную информацию см. на страницах «Укрепление уверенности в себе» и «Самоуважение ».
Роли
Определенные роли связаны с неассертивным поведением, например рабочие роли с низким статусом или традиционная роль женщин. Стереотипно женщины считаются пассивными, а мужчины более агрессивными.
На людей может оказываться сильное давление, чтобы они соответствовали возложенным на них ролям. Возможно, вы будете менее настойчивы со своим начальником на работе, чем с коллегой или сослуживцем, которого вы считаете находящимся на равном или более низком уровне, чем вы в организации.
Прошлый опыт
Многие люди учатся реагировать неагрессивно на собственном опыте или моделируя свое поведение по образцу родителей или других образцов для подражания. Заученное поведение бывает трудно разучить, и может потребоваться помощь консультанта.
См. нашу страницу: Что такое консультирование? для получения дополнительной информации о роли профессионального консультанта.
Стресс
Когда люди испытывают стресс, им часто кажется, что они мало или совсем не контролируют события своей жизни.
Люди, находящиеся в состоянии стресса или беспокойства, часто прибегают к пассивному или агрессивному поведению при выражении своих мыслей и чувств. Это, вероятно, усилит чувство стресса и в результате может вызвать у других чувство стресса или беспокойства.
См. наш раздел: Стресс и управление стрессом для получения дополнительной информации об управлении стрессом.
Черты характера
Некоторые люди считают, что они либо пассивны, либо агрессивны по своей природе, другими словами, что они родились с определенными чертами и мало что могут сделать, чтобы изменить форму своей реакции.
Это почти всегда неверное предположение, поскольку каждый может научиться быть более напористым, даже если его естественные наклонности пассивны или агрессивны.
Настойчивость Права и обязанности
Быть настойчивым означает понимать, что у каждого есть основные права человека, которые следует уважать и поддерживать.
Пассивное реагирование может привести к игнорированию или игнорированию таких прав. Напротив, при агрессивном поведении могут быть нарушены права других.
Права, считающиеся «личными правами», могут различаться у разных людей и в разных культурах.
Активные права человека всегда должны включать:
- Право выражать чувства, мнения, ценности и убеждения.
- Право передумать.
- Право принимать решения.
- Право сказать « Я не знаю » и/или « Я не понимаю «.
- Право сказать » нет » без чувства вины или плохого самочувствия.
- Право быть ненапористым.
- Право на личную свободу, быть самим собой.
Часто необходимо найти баланс между потребностями других и своими собственными. Необходимо учитывать, когда уместно отстаивать личные права, а когда нет.
Помните, что список самоутверждающих прав в равной степени относится как к другим людям, так и к вам. Поэтому каждый человек обязан защищать и уважать права других.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои коммуникативные навыки, и полны простой для понимания практической информации и упражнений.
Переговоры и сотрудничество
Напористость не означает, что индивидуальные желания исполняются автоматически: вы не всегда получите то, что хотите.
Напористое поведение позволяет другим людям заявлять, чего они хотят, и, конечно же, они могут желать другого результата. Чтобы преодолеть конфликт, настойчивость требует сотрудничества и переговоров . Сотрудничество и переговоры позволяют всем сторонам чувствовать, что их взгляды были признаны и что любые решения или результаты были достигнуты благодаря взаимопониманию и переговорам.
См. наш раздел о переговорах, начиная с Что такое переговоры?
10 примеров уверенного поведения, которое принесет вам успех на рабочем месте
Уверенное поведение является ключевым моментом, когда речь идет о достижении ваших целей и выполнении задач на рабочем месте. В отличие от других форм общения, это считается здоровым и дипломатичным способом самовыражения, который может повысить вашу карьеру.
Это не только поможет заслужить уважение окружающих, показав коллегам, что вы отстаиваете важные для вас ценности, но и поможет вам выглядеть уверенным и способным установить четкие профессиональные границы на рабочем месте. Это также важный инструмент в управлении и лидерстве, помогающий вам справляться с трудным или вызывающим поведением тех, кто работает в вашей команде. В конечном счете, настойчивость может помочь вам вести себя более профессионально и, как было доказано, даже помогает вам лучше справляться со своей ролью.
Если вы обнаружили, что слишком быстро соглашаетесь на все в офисе (пример пассивного поведения), признайте, что вы используете запугивание как средство заставить других согласиться с вами (агрессивное поведение) или избегаете прямого конфликта, но используете сарказм. Чтобы выразить свое раздражение (пассивно-агрессивное поведение), существует множество способов улучшить свои коммуникативные навыки на работе.
Что значит быть настойчивым и почему это так важно?
Уверенное поведение — один из ваших лучших инструментов на работе и дома. Изучение того, как то, как вы выражаете себя, влияет на других, является фундаментальной частью успешного коммуникатора. На самом деле, настойчивость в том, как вы используете свой тон голоса, язык тела и выбор слов, может изменить то, как другие реагируют на вас, а также оказать огромное влияние на успех ваших рабочих и личных отношений.
Но что такое напористое поведение? В конечном счете, это способ выразить свои чувства спокойно и позитивно, чтобы их слушали, уважали и ценили другие.
Говорить «нет» и объяснять, почему, также является важнейшей чертой этого стиля общения и может быть одним из самых эффективных действий на рабочем месте. Настойчивость в своих выступлениях может помочь вам установить эти важнейшие рабочие границы, не давая вам чувствовать стресс, недооцененность или злость.
Пассивное, агрессивное и пассивно-агрессивное поведение
Прежде чем научиться использовать напористое поведение, важно распознать другие стили общения, имеющиеся в вашем распоряжении. Хотя в них может быть легко вляпаться, они могут нанести ущерб отношениям, которые вы построили с окружающими.
Одним из наиболее распространенных типов поведения, если вы склонны избегать конфронтации, является пассивное поведение. Это когда вы покорны и быстро отступаете в разногласии, предпочитая сказать «да» или согласиться с чужой точкой зрения, а не настаивать на своей. Хотя это может показаться хорошей стратегией для поддержания позитивных рабочих отношений с коллегами, пассивность на самом деле может вызвать у вас чувство обиды. Если вы не отстаиваете свое собственное мнение, оно может показаться менее обоснованным, и в результате оно будет проигнорировано и отброшено.
На другом конце спектра находится агрессивное поведение. Это часто принимает форму использования гнева и запугивания для установления контроля, что может восприниматься как запугивание, особенно когда тактика унижения или даже проявление физической агрессии часто используются для выражения вашей точки зрения. Агрессивное поведение может повредить и полностью разрушить отношения, так как показывает, что вас не интересуют точки зрения других, и может привести к полной потере уважения. В результате вы, вероятно, все равно не добьетесь своего.
Последней формой общения является пассивно-агрессивное поведение. Если вы пассивно-агрессивны, вместо того, чтобы прямо и прямо говорить о своих чувствах, вы можете внешне согласиться с просьбой, но использовать косвенное сопротивление, например отказ от выполнения задачи, чтобы помешать ее выполнению. Пассивно-агрессивные люди также часто саркастичны и враждебны, и это может отравить отношения; отсутствие честности — а это подразумевает отсутствие уважения — препятствует уважительному взаимодействию.
Напористое общение, которое вы должны использовать на рабочем месте
Как мы уже показали, напористость не только полезна для ваших рабочих отношений, но и может гарантировать, что вас слушают, ценят и уважают на работе. Хотя мы писали о книгах об уверенности в себе, которые вы можете прочитать, когда дело доходит до улучшения ваших коммуникативных навыков, конкретные примеры часто являются самым действенным способом изменить ваше поведение.
Использование тона голоса, выражения лица и языка тела
Итак, чтобы помочь вам быть более напористым в повседневном общении на работе, мы составили этот список того, как можно использовать различные примеры языка тела, выбора слов и тона голоса, чтобы сделать вас более напористым.
Мы также показали, как вы можете адаптировать свое поведение в распространенных сценариях на работе, чтобы лучше общаться и чувствовать себя более позитивно в отношении результатов этих взаимодействий.
Итак, как вы можете использовать свой голос, выражение лица и язык тела, чтобы быть более напористым?
Действие | Уверенное поведение | Агрессивное поведение | Пассивно-агрессивное поведение | Пассивное поведение |
Голос/Речь | Фирма Теплый Динамичный Не обвинительный | Повышенный/громкий Внезапно Обвинительный Злой | Нейтральный Отрицательный тон Саркастический | Тихий Неясно Нерешительный Нервный смех |
Лицо/Глаза | Удобный Прямой зрительный контакт Твердое, но доброе выражение лица Уместная улыбка | Угрожающий зрительный контакт Маленький улыбающийся Стиснутые зубы | закатывание глаз Фальшивая улыбка | Избегает контакта с глазами Неуместная преувеличенная улыбка |
Язык тела | Расслабленный Стойка Открыть Спокойные жесты рук Уважение личного пространства | Руки скрещены закрытый Вторгается в чужое пространство Указывающий/ударяющий кулак | дуться | Нервное ерзание Поникшие плечи |
Распространенные сценарии на рабочем месте и способы проявления в них большей уверенности
Теперь вы узнали, насколько сильными могут быть ваш тон голоса, выражение лица и язык тела в самоутверждении, как вы можете применить это новое знание на практике? Мы собрали шесть распространенных сценариев на рабочем месте с рекомендациями о том, как выглядит напористое поведение, и как вместо этого не скатиться к агрессивному, пассивно-агрессивному или пассивному поведению.
Используйте эти рекомендации, чтобы подготовиться к следующему рабочему совещанию или просто к общению с коллегами, и после небольшой практики вы скоро обнаружите, что настойчивость приходит естественным образом.
Пример сценария | Уверенное поведение | Агрессивное поведение | Пассивно-агрессивное поведение | Пассивное поведение |
На встрече | Выражает свое мнение Открытый язык тела Говорит прямо Говорит что-то вроде: Я хотел бы высказать свое мнение, основанное на моем опыте решения подобных вопросов | Разговоры над другими Устрашающий язык тела Управление поведением Не считает других | Говорит на собрании, но утаивает важную информацию Защитный язык тела Выбор на чужих ошибках Отклоняет принятие решений от других | Редко или никогда не говорит Уклончивый язык тела Согласен со всеми решениями |
Общий разговор | Устанавливает зрительный контакт с другими Зеркала выражения Рассеивает негатив Говорит что-то вроде: Я полностью понимаю, о чем вы говорите, но вынужден не согласиться, позвольте мне объяснить, почему. | Устрашающе смотрит на других Агрессивный язык тела Быстро приходит в ярость | Делает тривиальные жалобы Сплетни | Избегает зрительного контакта или конфронтации |
Достижение целей/задач | Гордится собой и командой Говорит что-то вроде: Я думаю, что мы действительно преуспели в достижении этих целей, и мы готовы перейти к следующему | Гордится только собой | Гордится только тогда, когда на решение повлияли они | Не гордится собой |
Подотчетность | Берет на себя ответственность за свои ошибки и ошибки других Говорит что-то вроде: Да, вы правы, я не всегда слушаю так внимательно, как следовало бы, когда я занят, и я понимаю, что это внесло свой вклад в путаницу. |