Что такое ассертивность и для чего она нужна
Можно ли защищать свои личные границы, сохраняя ледяное спокойствие? Некоторым людям это кажется невыносимо трудным, особенно когда собеседник открыто провоцирует агрессию, но на самом деле умение держать себя в руках и продолжать общение спокойно — залог успешной коммуникации. Это умение не скатываться в агрессию и продолжать гнуть свою линию называется ассертивностью. Рассказываем, в чем он заключается и как его развить.
Что значит ассертивность
Во второй половине XX века настойчивость и уверенность все чаще выделялись как поведенческие навыки, которым обучают эксперты по личностному развитию и когнитивно-поведенческие терапевты. Термин и концепция были популяризированы американскими учеными Робертом Алберти и Майклом Эммонсом в книге «Твое абсолютное право. Ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях», а также американским психотерапевтом Мануэлем Смитом. По сути, ассертивность — уверенность в себе: понятие означает умение самостоятельно регулировать свои эмоции и поведение, независимость от оценок окружающих, отстаивание личных границ. При этом ассертивность не подразумевает агрессию: ассертивный человек спокойно может выразить свое мнение и обосновать его.
Специалисты медицинского исследовательского центра США Mayo Clinic отмечают, что ассертивность — это основной коммуникативный навык, который помогает эффективно выражать себя и отстаивать свою точку зрения, уважая мнения других. В этом заключается ключевое отличие ассертивного поведения от агрессивного.
Агрессивный человек игнорирует чувства других, унижает и даже запугивает ради того, чтобы отстоять свою позицию. Ассертивные люди спокойно выражают свое мнение и прислушиваются к другим
Благодаря навыку ассертивности человек способен донести свою точку зрения, отстоять ее и оставить неизменной под воздействием неконструктивной критики. При этом он готов выслушать и другие позиции, обсудить их и найти альтернативы, если они действительно станут лучшим решением.
Основные признаки ассертивного человека:
четкое понимание своих желаний;
отсутствие страха взять ответственность за самого себя;
уверенность в своих действиях и словах;
умение рационально аргументировать и отстоять свою позицию;
независимость от оценок других;
обладание навыком активного слушания;
способность отстоять личные границы.
Ассертивные люди эффективно налаживают контакт с другими людьми, что необходимо на работе. Такие сотрудники чаще принимают верные решения, сохраняют спокойствие, выстраивают конструктивное общение. В то же время они четко обозначают свою зону ответственности и умеют говорить «нет», благодаря чему не растрачивают свой ресурс.
Мануэль Смит, автор книги «Тренинг уверенности в себе», разработал модель ассертивного поведения, которая состоит из прав и манипулятивных предубеждений:
Право: Я имею право изменить свое мнение.
Манипулятивное предубеждение: Если я изменю свою точку зрения, остальные решат, что я некомпетентен.
Право: Я могу сказать «нет».
Манипулятивное предубеждение: Если я откажу в помощи, значит, я ненадежный.
Право: Я могу не объяснять свое решение.
Манипулятивное предубеждение: Я должен отчитываться за каждый свой поступок.
Право: Я могу чего-то не знать.
Манипулятивное предубеждение: Я должен знать ответ на любой вопрос и принимать правильные решения во всех ситуациях.
Подобные манипулятивные предубеждения мешают человеку прислушиваться к себе и, как следствие, ставить истинные цели и реализовывать свой потенциал. Поэтому один из самых важных шагов в развитии уверенности состоит в том, чтобы зафиксировать подобные установки и изменить их.
Как развивать ассертивность
Прислушивайтесь к себе
Задавайте себе регулярно вопрос «Чего я хочу?». Являются ли ваши желания истинными, или они навязаны обществом? Например, действительно ли вы хотите заниматься йогой, или же это только следование тренду? Возможно, это занятие на самом деле не приносит вам удовольствия и лучше выбрать другой вид физических упражнений. В конце дня проанализируйте, какие действия вы действительно выполняли по собственному желанию, а какие — нет. Представьте это в процентном соотношении.
Поддерживайте себя
Автор книги «Ни Зя. Откажись от пагубных слабостей, обрети силу духа и стань хозяином своей судьбы» Джен Синсеро рекомендует окружить себя поддержкой, однако в первую очередь она должна быть внутренней. Отказываясь от нездорового перфекционизма и разрешая себе ошибиться, человек становится лояльнее к себе. Это не означает, что он перестает добиваться поставленных целей, но он начнет делать это в комфортных для него условиях.
Вежливо отказывайте
Большинство из нас не могут сказать «нет», боясь кого-то обидеть или разочаровать. Так вы осознанно начинаете идти против своей воли и тем самым вредить себе: происходят регулярные переработки, выстраиваются нездоровые отношения с близкими, пропадает удовлетворение собой и жизнью в целом. Если вы не готовы выполнить просьбу, используйте методику позитивного отказа, которую описывали Патти Брайтман и Конни Хэтч в своей книге «Как говорить „нет“ без угрызений совести. И сказать „да“ свободному времени, успеху и всему, что для вас важно»: выразите желание быть полезным, объясните причину вашего отказа простыми словами, предложите альтернативный вариант помощи или компромиссное решение.
Регулярно фиксируйте свой прогресс
Джен Синсеро предлагает записать три случая, когда вы преодолели сомнения и одержали победу: получили работу, о которой мечтали, познакомились с интересным человеком, закончили курс, съездили в путешествие. Можно обратиться и к недалекому прошлому и зафиксировать свой прогресс в работе или обучении, что необходимо для корректировки траектории личного и профессионального развития.
Аргументируйте свои поступки (для самого себя)
Никому не доказывайте, почему вы поступаете так или иначе, но определите причины для себя. Четко обозначьте, почему вы принимаете то или иное решение и какой результат вы хотите получить: так вы будете поступать более осознанно и целесообразно и, как следствие, увереннее. «Для меня уверенность человека в себе и способность храбро действовать в любой момент обусловлены тем, что он думает и о себе, и о своем характере. Обратите внимание: самооценка — не то же самое, что уверенность в себе, это чувство собственной значимости. Уверенность в себе связана с действием. Даже можно сказать, что она вся держится на действии», — отмечала Кэролайн Форен в своей книге «Уверенность. Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог».
Разрешите себе ошибаться
Мы все хотели бы выполнять все безупречно с первого раза, быстро и легко достигать целей, однако ошибки — естественная часть процесса развития. И ваш личностный и профессиональный рост происходит в момент после совершения ошибки. Поэтому можно ругать себя и опустить руки, но есть и другой путь: проанализировать ситуацию, найти истоки проблемы, по возможности исправить и сделать соответствующие выводы, которые предотвратят подобные промахи в будущем.
Любовь Карась
Теги
#начальный уровень
#личная эффективность
#soft skills
Особенности ассертивного поведения — справочник для студентов и школьников
Содержание:
- Законы ассертивного поведения
- Работа с ассертивным поведением
- Создание поведенческих моделей
Определение 1
Ассертивность в психологии – это самостоятельная работа личности по регулированию своего поведения и возможность принимать решения осознанно, независимо от оценок окружающих.
Определение 2
Ассертивное поведение – это действия, отражающие уверенность человека в себе и провозглашающие его осознание ответственности за свои действия. Человек с таким поведением не только самоутверждается, но и имеет аргументы в пользу своей позиции. У него сформировано своё мнение, своё мировоззрение, свои вкусы, мысли и ценности, поэтому потребности в общественном одобрении не возникает.
Законы ассертивного поведения
Законы или принципы такого поведения заключаются в следующих аспектах:
- Человек имеет представление о зоне своей ответственности и готов отвечать за себя;
- Личность имеет чувство собственного достоинства и испытывает уважение к другим людям;
- Общение с другими людьми строится на базе открытости и честности, что делает коммуникацию продуктивной;
- Такой человек позитивен, он производит положительное впечатление и проявляет готовность к взаимодействию;
- Ассертивность проявляется в интересе к другим людям и умении слушать их;
- Несмотря на сформированную позицию по многим вопросам, такой человек не будет до последнего отстаивать свою правоту, а пойдёт на компромисс.
Иными словами, ассертивность выступает такой цельной характеристикой, вбирающей в себя такие качества как уверенность, развитие эмоционального интеллекта, требовательность, самоконтроль, самостоятельность, целеустремлённость. Во многом это объясняется тем, что личность стремится выйти за рамки установившихся связей и условий, тем самым сформировав адекватные ответные реакции на требования адаптации и стрессовые ситуации. Такой человек не растеряется в новых условиях, не потеряет свою хватку и останется эмоционально стабильным – в этом и заключается сильная сторона ассертивного поведения.
Работа с ассертивным поведением
Фактически ассертивность является биологическим свойством, доступным человеку с рождения, однако это не исключает возможность её развития в течение всей жизни. Развить это качество можно благодаря целенаправленной психолого-педагогической работе, в процессе которой происходит моделирование образов, объектов и ситуаций, закрепляющее поведенческие стереотипы. Благодаря этому возникают определённые реакции, складываются ассертивные модели поведения, которые замещают или корректируют уже более привычные модели, что служит шагом к развитию саморегуляции.
Определение 3
Саморегуляция – это возможность использования внутреннего потенциала человека для формирования ассертивной стратегии поведения. Благодаря этому процессу, человек концентрирует все свои способности и личностные резервы, тем самым создавая инструментарий для дальнейших действий. Это способствует адаптации, осознанию собственному «я» и установлению ориентиров дальнейшего развития.
При этом важно понимать, что в основе ассертивного поведения закладывается целый ряд моделей, среди которых поведенческие играют наиболее важную роль.
Создание поведенческих моделей
Ассертивное поведение можно развить благодаря различным технологиям. В качестве примера можно привести способ произнесения аффирмаций, по мере повторения которых формируется связь между озвученным и внутренним состоянием, а затем происходит закрепление результата. Иными словами, повторение самоубеждающих выражений способствуют примерке этих заключений на собственное «Я». Ещё одна популярная техника – «игра в туман». Она помогает адаптироваться к критике со стороны и сформировать адекватную самооценку.
Резюмируя, стоит отметить, что ассертивное поведение – это способность, предполагающая гармоничное и устойчивое развитие индивида. Она является врождённой, но может подкрепляться и наращиваться благодаря специальным техникам и планомерной работе с собой.
Физика166
Реклама и PR31
Педагогика80
Психология72
Социология7
Астрономия9
Биология30
Культурология86
Экология8
Право и юриспруденция36
Политология13
Экономика49
Финансы9
История16
Философия8
Информатика20
Право35
Информационные технологии6
Экономическая теория7
Менеджент719
Математика338
Химия20
Микро- и макроэкономика1
Медицина5
Государственное и муниципальное управление2
География542
Информационная безопасность2
Аудит11
Безопасность жизнедеятельности3
Архитектура и строительство1
Банковское дело1
Рынок ценных бумаг6
Менеджмент организации2
Маркетинг238
Кредит3
Инвестиции2
Журналистика1
Конфликтология15
Этика9
Психолог и популяризатор Х. Ю. Айзенк Ассоциативное мышление как объект исследования Ассоциация психологов: задачи, род деятельности и результаты Квалификационное испытание педагога-психолога Особенности и типы аутизма
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работыИмя
Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругоеПодпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях
Реагирование на напористое, агрессивное и пассивное поведение
Основное различие между напористым и агрессивным поведением заключается в мотивации. Напористый человек устанавливает границы и высказывает свое мнение, уважая других. Агрессивный человек хочет доминировать над другими, его поведение разрушает границы других людей и душит открытое обсуждение.
Пассивные люди, готовые принять все, что говорят или делают другие, являются легкой мишенью для агрессии и могут раздражать напористых людей, которые считают, что каждый имеет право устанавливать свои границы и высказывать свое мнение.
Люди могут проявлять разную степень напористости, пассивности и даже агрессии в разных обстоятельствах и в разное время жизни. Некоторые культуры также поощряют агрессию или пассивность в большей степени, чем напористость. Но один агрессивный человек может подорвать всю команду, заставив всех чувствовать себя небезопасными и уязвимыми; и один пассивный человек может поставить под угрозу весь проект, если не заговорит.
Некоторые люди не хотят меняться и могут иметь личные проблемы, которые мешают им измениться; вы можете контролировать свою реакцию на их выбор, но не сам выбор. Командное развитие может зайти так далеко. Для себя и других членов вашей команды: если ситуация кажется вам неподвластной, подумайте о помощи со стороны как можно раньше.
Как воспитать напористость
Среди преимуществ напористости на работе можно назвать более эффективное общение, лучшие решения (поскольку предлагается больше вариантов) и большее удовлетворение от работы, поскольку немногим людям действительно нравится, когда их игнорируют или на них кричат. Чтобы повысить уверенность в себе и своей команде:
- Имейте в виду, что любая оценка со стороны может быть обманчивой. Агрессивные люди могут считать себя напористыми; пассивные люди могут считать себя просто вежливыми.
- Поощряйте высказывания «Я» , а не требования. Подумайте о разнице между «вам нужно сосредоточиться» и «я был бы признателен за ваше полное внимание к этому».
- Поддержите положительное «нет», , которое необходимо для расстановки приоритетов. Каждый член команды имеет право сказать: «Я не могу сделать это сейчас, но займусь этим позже».
- Поддержите однозначное «нет» , когда сможете. Научитесь различать установление границ и ограждение.
- Деэскалация эмоционального обсуждения, , особенно во время кризисного управления или конфликта.
- Соберите и предоставьте информацию о ролях, целях и миссии. Вы не можете ожидать напористого поведения от себя или других, если вы не понимаете своих целей или того, как вы должны их достичь.
Как вести себя с агрессивными людьми
Вы можете использовать свои личные ресурсы и организационные ресурсы для борьбы с агрессивными людьми. Ответы включают:
- Уважение к членам команды и между ними, в том числе к себе и к себе, и установление четких правил.
- Слушание, давая человеку время выговориться, не отвечая ни страхом, ни враждебностью. Можно сказать: «Я понимаю, что ты очень расстроен, и мне жаль, что ты так себя чувствуешь».
- Предоставление человеку места и времени для успокоения. Вы можете сказать: «Мы займемся этим, когда ты успокоишься».
- Частная встреча с агрессивным человеком для обсуждения последствий агрессивного поведения, возможных причин и способов его смягчения. Ваша цель — способствовать самосознанию.
- Регулярная проверка , чтобы убедиться, что агрессивное поведение снижается, и поддержать агрессора в его попытках контролировать поведение.
- Вовлечение персонала, , что особенно важно при физической агрессии и сексуальной агрессии.
Как вести себя с пассивными людьми
Пассивным людям может потребоваться больше поддержки, чем агрессивным, и вероятность их изменения может быть даже ниже. Ответы пассивным людям должны включать:
- Воздерживаться от предположения, что «пассивный» означает «пассивно-агрессивный». Просто некоторые люди более тихие и замкнутые.
- Общение один на один, а не в группе. Хотя пассивных людей, безусловно, не следует исключать из собраний, они с большей вероятностью выскажут свое мнение в частном порядке.
- Внимание к языку тела. Люди, которые пассивны в речи, могут быть весьма красноречивы в языке тела. Поощряйте общение. Вы можете сказать: «Вы выглядите недовольным этим решением. Хочешь объяснить, почему это может быть неправильным решением?»
- Предлагает возможности для лидерства, , которые могут помочь развить настойчивость, а также могут предоставить опыт для команды, когда человек, которого они считают пассивным, преуспевает в новой роли.
- Регулярная проверка , чтобы убедиться, что пассивный человек справляется, и поддержать усилия, направленные на то, чтобы заявить о себе или продемонстрировать лидерство.
Уверенное поведение — решения для обучения eSoftSkills Pro
Содержание
I.
Что такое навыки уверенного поведения?Навыки самоуверенности — это ваша способность выражать себя уважительно по отношению к другим, но также позволяет вам отстаивать то, что важно для вас. Ассертивное поведение заключается не в том, чтобы наступать на других людей или навязывать им свои желания и потребности, а в том, чтобы найти баланс между удовлетворением собственных потребностей и уважением потребностей других.
II. Почему важны навыки уверенности в себе?
Напористое общение — это навык, который может помочь вам достичь своих целей, не ставя под угрозу свою целостность и не наступая на других людей. Мир не всегда черно-белый, иногда речь идет о поиске срединного пути, чтобы удовлетворить свои потребности, уважая потребности других. Если вы не будете настойчивы в этих обстоятельствах, то другие люди будут давить на вас и сами будут недовольны, потому что они компрометируют свою целостность, чтобы получить то, что они хотят.
III. Как научиться уверенности в себе?
Есть 10 способов научиться быть более напористым:
1.
Назовите свои чувства.Когда вы злитесь, грустите, расстроены, разочарованы или испытываете другие подобные эмоции, очень легко указать пальцем на кого-то другого и обвинить его в том, что вы чувствуете. Однако такие модели мышления не очень помогут в разрешении ситуации — вместо этого постарайтесь точно определить, что именно вы чувствуете. Может быть, вам грустно из-за того, что друг не пришел на вечеринку, но, возможно, вы также беспокоитесь о том, чтобы пойти на вечеринку в одиночестве. Как только вы назовете свои чувства и точно определите их, вам будет намного проще описать их точно и убедительно.
2. Спросите о том, что вы хотите или в чем нуждаетесь.
Это очень важный навык, требующий практики. Мы все чего-то хотим, у всех есть потребности, и все мы ожидаем, что эти потребности будут удовлетворены другими людьми. Может быть, это произойдет автоматически, а может быть, нам нужно будет попросить об этом. Но если вы не знаете, чего хотите, или если вы слишком боитесь сказать, что для вас важно, то у вас не будет никаких ожиданий от других людей. Некоторым очень трудно прямо попросить то, что они хотят, не ходить вокруг да около и не добавлять какие-то заявления об отказе от ответственности. Тем не менее, очень важно быть прямолинейным — это позволяет человеку на принимающей стороне сразу же дать ответ и не дает ему ненужного стресса, связанного с выяснением того, чего вы хотите.
3. Слушайте себя.
Большая часть нашего общения бессознательна — мы говорим что-то, не думая, или, может быть, даже не понимая, почему мы вообще что-то сказали. Такая модель общения может привести к недопониманию и конфликтам между людьми, поэтому очень важно осознавать свою собственную модель общения и стараться быть более осознанным в том, как вы выражаете себя.
4. Говорите, говорите.
Если вас что-то беспокоит в чужом поведении, скажите об этом! Не отпускайте ситуацию, если она заставляет вас чувствовать себя некомфортно или грустно — решите проблему прямо. Конечно, если проблема кажется тривиальной или глупой, вам, возможно, не нужно беспокоиться о ней, но обычно вещи, которые нас беспокоят, указывают на что-то более глубокое, что происходит под поверхностью.
5. Используйте I-утверждения.
Если вы хотите отказаться от чьей-либо просьбы, скажите им, почему, а не просто отвечайте «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы сказать «нет, вы не можете воспользоваться моим телефоном», скажите «извините, но я сейчас иду на важную встречу». Вы видите разницу? Используя утверждение «Я», становится ясно, что вы уважаете себя и свои потребности, что с большей вероятностью заставит людей слушать то, что вы хотите сказать.
6. Будьте настойчивы, но не агрессивны.
Это очень распространенная ошибка – люди путают напористость с эгоистичностью и эгоизмом. Нет причин становиться мудаком только потому, что вы больше самоутверждаетесь и отстаиваете свои потребности. Агрессивность может достичь вашей цели в краткосрочной перспективе (например, привлечь внимание), но в долгосрочной перспективе вы никому не будете нравиться, и люди захотят дистанцироваться от вас.
7. Имейте четкие, здоровые границы.
Каждый заслуживает того, чтобы в его жизни был кто-то, кто уважает его и общается с ним только тогда, когда он действительно этого хочет. Если вы не думаете, что относитесь к тому типу людей, которые могут отталкивать людей или быть незаинтересованными в том, что они говорят, то вам, вероятно, нужно взглянуть на свои нынешние границы. Какие отношения вы поддерживаете в настоящее время и что они заставляют вас чувствовать? Если вы понимаете, что с ними что-то не так (или, может быть, даже оскорбительно), установите здоровые границы и продолжайте общаться с людьми, пока не найдете новое равновесие.
8. Перестаньте делать «фальшивые» комплименты.
Всем нравится, когда их хвалят и говорят, что они молодцы, но какой смысл хвалить то, что ненастоящее? Например, если вы считаете кого-то особенно крутым, не говорите просто «вау, твоя рубашка отлично выглядит!» потому что это не так. Скажите, что конкретно вам нравится в его внешности, потому что так другому человеку будет намного легче повторить ваш комплимент и почувствовать себя увереннее.
9. Будьте искренни.
Если вам что-то не нравится или вы не можете оценить чьи-то качества и достижения, не говорите им, что вы их любите. Мало того, что они, вероятно, будут чувствовать себя расстроенными из-за этого и недооцененными, но вы также потеряете уважение со стороны других людей, потому что они будут знать, что ваши слова — просто пустой наполнитель.
10. Не ставьте ультиматумы.
Ультиматумы обычно возникают из-за низкой самооценки, поэтому очень важно повысить свою самооценку, если вы хотите отказаться от таких вещей. Ультиматумы, как правило, совершенно не нужны и только создадут больше стресса для всех участников, поэтому вместо их использования попробуйте открыто поговорить с другим человеком о том, как вы оба относитесь к ситуации.
11. Убедитесь, что вы не застряли в чужой «тени».
Это выражение придумал известный психолог Карл Юнг для обозначения всех нежелательных характеристик человека, которые обычно проецируются на других.