Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки
Фильм «Шоколад»
Ассоциация – связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.
Домашняя птица? – Курица! Поэт? – Пушкин!
Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.
Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.
Почему и как ассоциации образуются сами
Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу – мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки – отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» – ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).
Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда – нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как… Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.
Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!
Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек – девчачьи ассоциации, у мальчиков – мальчиковые, у взрослых людей – взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? – О девушках. – А почему? Как связаны кирпич и девушки? – А я о них всегда думаю…»
Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.
Использование ассоциаций в практической психологии
Метод свободных (у Юнга – направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.
В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.
В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.
Управляемые ассоциации
Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации – ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.
Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»
А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке – вспомните.
Что такое ассоциации в психологии.
Ассоциации к словуИзвестный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Ассоциации с точки зрения психологии
- 1.1 Ассоциация как связь
- 1.2 Психофизиологический механизм ассоциаций
- 2 Виды ассоциаций
- 3 Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
- 3.1 Метод свободных ассоциаций
- 3.2 Разнообразие ассоциативных методов
- 4 Ассоциации в мышлении и творчестве
Ассоциации с точки зрения психологии
Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.
Ассоциация как связь
Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.
Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.
Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.
Психофизиологический механизм ассоциаций
Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.
Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.
Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:
- Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
- Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
- Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
- Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.
Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.
Виды ассоциаций
Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:
- По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
- По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
- По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.
Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.
Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.
Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.
Метод свободных ассоциаций
Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.
Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.
Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.
Разнообразие ассоциативных методов
В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:
- На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого.
Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций». - На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
- На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.
Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.
Ассоциации в мышлении и творчестве
Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.
Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.
Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики. Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей. Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.
Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.
ассоциаций психологов | Professional and Student
Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Program of InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyCriminal JusticeDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyHuman ServicesIndustrial/Organizational PsychologyMarriage and Family TherapyMental Консультирование по вопросам здоровьяТрудотерапияКонсультирование в школеСоциальная работаПатология речиСпортивная психологияКонсультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами/зависимости
Рекламный контент
Профессиональные психологические организации — это ресурсы для профессионалов. Эти организации представляют профессионалов в соответствующих областях их специальности психологии и предоставляют такие возможности, как создание сетей, непрерывное образование, профессиональное развитие, разработка политики и многое другое.
Для студентов факультетов психологии или новых специалистов в этой области эти организации являются источником ресурсов для карьерного роста, повышения уровня образования и поиска лицензий.
Избранные программы:
Университет Капелла аккредитован Высшей учебной комиссией и предлагает степень бакалавра психологии онлайн. Эта программа смоделирована в соответствии с рекомендациями Американской психологической ассоциации (APA). APA не аккредитует программы бакалавриата по психологии. Университет Капелла также предлагает несколько онлайн-магистерских и докторских программ в области психологии, включая как клинические, так и неклинические специализации. Посетите веб-сайт школы.
Университет Гранд-Каньон (GCU) — предлагает онлайн-программу бакалавриата психологии по образцу стандартов и рекомендаций, установленных Американской психологической ассоциацией, с упором на судебную психологию, психологию выступлений и спортивную психологию. GCU также предлагает различные программы магистратуры в области психологии, созданные по образцу стандартов и рекомендаций, установленных Американской психологической ассоциацией, с акцентом на: судебную психологию, общую психологию, геропсихологию, психологию здоровья, психологию человеческого фактора, промышленную и организационную психологию и лайф-коучинг. Также предлагаются три программы бакалавриата по психологии. Посетите веб-сайт школы.
Университет Пеппердайн — Магистр гуманитарных наук в области клинической психологии с акцентом на супружескую и семейную терапию онлайн — Подготовьтесь к получению лицензии в качестве LMFT или LPC всего за 24 месяца. GRE не требуется. Посетите веб-сайт школы.
University of Southern California — MSW онлайн — программа MSW, аккредитованная USC CSWE, с вариантами стажировки как онлайн, так и лично, позволяет лицам с BSW получить степень всего за 12 месяцев. Нажмите Здесь, чтобы запросить информацию сегодня..
Профессиональные и студенческие организации
- Американская психологическая ассоциация
- аспирантов в APA
- Division 15 APA (образовательная психология)
- Американская ассоциация образования (AERA)
- мотивация SIG, AERA 9009 9009
- . Science (APS)
- Европейская ассоциация исследований в области обучения и преподавания> (EARLI)
- Младшие исследователи в EARLI (JURE)
- Общество психологии личности и социальной психологии (SPSP)
- Национальная ассоциация поликультурного образования (НАЗВАНИЕ)
Профессиональные организации школьных психологов
- Американская психологическая ассоциация
- Национальная ассоциация школьных психологов Список программ P9019 NAS для особых детей
- Отдел школьной психологии APA
Психолог-консультант Профессиональные ассоциации
- Американский совет профессиональной психологии
- Американская психологическая ассоциация
- APA Отдел 17 (Психология консультирования)
- APA Отдел 35 (Общество психологии женщин)
- Американская ассоциация исследований в области образования – Отдел E (Консультирование и развитие человека)
- Международный конгресс когнитивной психотерапии
- Национальный союз душевнобольных
- Национальные психологи-консультанты чернокожих
- Ассоциация чернокожих психологов
Связанные профессиональные ассоциации для психологов
- Ассоциация психологических центров стажировок
- Ассоциация государственных и провинциальных психологических плат
- Канадская психологическая ассоциация
- Национальные регистрации. Association for Behavior Analysis International
- Медицинские центры штата Вирджиния
*Пожалуйста, сообщите мне информацию о вашей организации, если ее нет в списке. Я попытался предоставить всесторонний ассортимент организаций для профессионалов и студентов, однако я знаю, что мне не хватает некоторых. Свяжитесь со мной.
10 крупнейших психологических организаций мира
Cite This
, (2017, 20 апреля). 10 крупнейших психологических организаций мира. Психрег по ресурсам . https://www.psychreg.org/largest-psychological-organisations/
Время чтения: 2 минуты
Вы можете прослушать аудиоверсию этой статьи.
В области психологии во всем мире происходят удивительные разработки, и эти разработки происходят благодаря сотрудничеству и инновациям, продвигаемым различными психологическими ассоциациями по всему миру.
Задумывались ли вы когда-нибудь, какие психологические ассоциации имеют наибольшее количество членов?
1. Американская психологическая ассоциация115 700. АПА является ведущей научной и профессиональной организацией, представляющей психологию в США, в состав которой входят более 115 700 исследователей, преподавателей, клиницистов, консультантов и студентов.
2. Британское психологическое общество49 300 — Британское психологическое общество является представительным органом психологов и психологов в Великобритании и отвечает за продвижение передового опыта и этической практики в научных, образовательных и практических приложениях. дисциплины.
3. Ассоциация психологических наук33 000 — Ассоциация психологических наук (ранее Американское психологическое общество) — некоммерческая организация, занимающаяся продвижением научной психологии и ее представлением на национальном и международном уровнях.
4. Испанская психологическая ассоциация30 000 – Генеральный совет ассоциаций офицеров психологов был создан Законом 7/2005 от 13 мая. Он представляет собой координирующий и представительный орган Официальных колледжей психологов и Автономных советов, в зависимости от обстоятельств, в отношении функций, которые являются его собственными и регулируются его уставами на национальном и международном уровнях.
5. Австралийское психологическое общество22 000 — APS является крупнейшей профессиональной организацией, представляющей психологов в Австралии. У него есть этический кодекс, который члены APS должны соблюдать, и рекомендации по соответствующей плате за услуги.
6. Федерация ассоциаций немецких психологов17 500 – Федерация ассоциаций немецких психологов была создана Ассоциацией немецких профессиональных психологов (BDP) и Немецким психологическим обществом (DGPs) в 1958.
7. Голландская ассоциация психологов13 000 – Представление индивидуальных и коллективных интересов психологов составляет основной вид услуг, предоставляемых Голландской ассоциацией психологов (NIP).
8. Корейская психологическая ассоциация8 400 – Корейская психологическая ассоциация выдает лицензии в области клинической психологии, психологии консультирования, психологии развития, промышленной и организационной психологии, судебной психологии, психологии зависимости и психологии здоровья, а также психологии коучинга, тем самым помогая специалистам в области психологии продвигаться в обществе.
9. Шведская психологическая ассоциация и Японская психологическая ассоциация8,000 – Шведская психологическая ассоциация является союзом и профессиональной организацией психологов страны. Ассоциация уделяет основное внимание заработной плате членов и условиям найма.
Также под номером 9 находится Японская психологическая ассоциация (JPA), насчитывающая 8000 членов. JPA была основана как академическая организация 7 апреля 1927 года. Как старейшая национальная психологическая ассоциация в Японии, она внесла свой вклад в развитие японской психологической деятельности благодаря членству, в которое входят как академические исследователи, так и профессиональные практики.