Ассоциация в психологии: АССОЦИАЦИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

АССОЦИАЦИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. Е. Соколова

АССОЦИА́ЦИЯ в пси­хо­ло­гии, связь ме­ж­ду дву­мя со­дер­жа­ния­ми опы­та (ощу­ще­ния­ми, об­раз­ами, мыс­ля­ми, чув­ст­ва­ми и т. п.), ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в том, что по­яв­ле­ние в соз­на­нии од­но­го из со­дер­жа­ний вле­чёт за со­бой и по­яв­ле­ние дру­го­го. Чем ча­ще воз­ни­ка­ет в опы­те та­кая связь, тем проч­нее ста­но­вит­ся А.

Яв­ле­ние А. бы­ло опи­са­но ещё Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем. Мн. мыс­ли­те­ли, не упот­реб­ляя тер­ми­на «А.», ис­поль­зо­ва­ли идею А. для объ­яс­не­ния при­об­ре­те­ния опы­та (Т. Гоббс), воз­мож­но­го ме­ха­низ­ма ов­ла­де­ния свои­ми стра­стя­ми (Р. Де­карт), осо­бен­но­стей «дви­же­ния мыс­лей» (Б. Спи­но­за). Тер­мин «А.» ввёл Дж. Локк в кон. 17 в. для обо­зна­че­ния свя­зей ме­ж­ду раз­ны­ми «идея­ми», воз­ни­каю­щих по при­чи­не слу­чай­но­го сов­па­де­ния во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве со­от­вет­ст­вую­щих этим иде­ям со­бы­тий. Локк счи­тал эти свя­зи «не­ра­зум­ны­ми», в от­ли­чие от свя­зей, ус­та­нав­ли­вае­мых ра­зу­мом.

В 18–19 вв. по­ня­тие «А.» при­об­ре­ло чрез­вы­чай­ную по­пу­ляр­ность в пси­хо­логии. Дж. Берк­ли пы­тал­ся объ­яс­нить че­рез А. вос­при­ятие «третье­го из­ме­ре­ния», т. е. глу­би­ны. В ас­со­циа­тив­ной пси­хо­ло­гии А. счи­та­лась пре­об­ла­даю­щим или да­же единств. ме­ха­низ­мом ра­бо­ты соз­на­ния. Опи­сы­ва­лись ти­пы А., раз­ли­чаю­щие­ся пу­тя­ми их об­ра­зо­ва­ния. Д. Юм вы­де­лил А. по сход­ст­ву (го­лу­бое – си­нее), по кон­тра­сту (чёр­ное – бе­лое), по смеж­но­сти в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни (слу­чай­ный ис­пуг ре­бён­ка в тём­ной ком­на­те вы­зы­ва­ет за­тем страх тем­но­ты) и при­чин­но-след­ст­вен­ные А. (яр­кая вспыш­ка све­та – бо­ле­вое ощу­ще­ние). Д. Гарт­ли и Джеймс Милль сво­ди­ли все А. к А. по смеж­но­сти в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни, по­сколь­ку от­ри­ца­ли к.-л. ак­тив­ность субъ­ек­та в про­цес­се об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­тив­ных свя­зей. Кро­ме этих пер­вич­ных за­ко­нов об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций, Т. Бра­ун вы­де­лил «вто­рич­ные» за­ко­ны – фак­то­ры, спо­соб­ст­вую­щие воз­ник­но­ве­нию кон­крет­ной А. из мно­же­ст­ва воз­мож­ных в дан­ный мо­мент: си­ла впе­чат­ле­ний, объ­е­ди­няю­щих­ся в А., их но­виз­на, осо­бен­но­сти ин­ди­ви­да и т. п. А. Бэн вы­де­лял так­же «твор­че­ские А.», в ос­но­ве ко­то­рых, по его мне­нию, ле­жит «спон­тан­ная ак­тив­ность ума».

Од­ни ав­то­ры счи­та­ли А. толь­ко «те­нью» моз­го­вых про­цес­сов, со­че­таю­щих­ся по оп­ре­де­лён­ным фи­зио­ло­гическим за­ко­нам (Т. Гоббс, Д. Гарт­ли, Джон С. Милль, А. Бэн), дру­гие при­пи­сы­ва­ли воз­ник­но­ве­ние А. ис­клю­чи­тель­но за­ко­нам соз­на­ния са­мо­го по се­бе (Джеймс Милль), тре­тьи за­ни­ма­ли про­ме­жу­точ­ную по­зи­цию (Т. Бра­ун).

С кон. 19 в. ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия те­ря­ла свои по­зи­ции. Мн. ис­сле­до­ва­те­ли на­ча­ли вкла­ды­вать но­вое со­дер­жа­ние в тер­мин «А.». З. Фрейд счи­тал А. не ме­ха­ни­че­ской, а смы­сло­вой свя­зью, с по­мо­щью ко­то­рой мож­но объ­яс­нить скры­тые мо­ти­вы че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния, ис­поль­зуя «ме­тод сво­бод­ных А.», ко­гда па­ци­ент го­во­рит всё, что при­хо­дит ему в го­ло­ву, ни­че­го не от­вер­гая. К. Г. Юнг раз­ра­бо­тал «ас­со­циа­тив­ный тест», за­чи­ты­вая ис­пы­туе­мо­му пе­ре­чень слов, на ка­ж­дое из ко­то­рых тот дол­жен как мож­но бы­ст­рее от­реа­ги­ро­вать дру­гим сло­вом. За­мин­ки и стран­но­сти в ре­ак­ци­ях ис­пы­туе­мо­го Юнг ис­поль­зо­вал для вы­яв­ле­ния его ком­плек­сов и про­блем. Ас­со­циа­тив­ный тест по­лу­чил раз­ви­тие в прак­ти­ке су­деб­но-пси­хо­ло­ги­че­ской экс­пер­ти­зы, кон­цеп­ция А. на­шла при­ме­не­ние в ди­аг­но­стич. ис­сле­до­ва­ни­ях па­то­ло­гич. из­ме­не­ний пси­хи­ки (Э. Кре­пе­лин, Э. Блей­лер), в пе­да­го­ги­ке и др. об­лас­тях.

Виды ассоциаций — Блог Викиум

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Формирование ассоциации было очень хорошо продемонстрировано итальянским писателем Джанни Родари. Он сравнил слова с брошенными в воду камнями, которые стали причиной возникновения волн и заставили колыхаться все, что находится на поверхности воды.

Что такое ассоциация?

Ассоциация представляет собой закономерную связь между предметами или фактами, которые не имеют друг к другу практически никакого отношения, но при этом они закрепляются в памяти человека. Стоит отметить, что ассоциация не может существовать во внешнем мире и возникает исключительно в мозге человека.

Впервые о наличии ассоциаций стали говорить еще во времена Платона и Аристотеля. В их работах встречается достаточно много рассуждений на эту тему. При этом окончательно термин был введен только в 17 столетии английским специалистом Джоном Локком.

Каким же образом происходит возникновение взаимосвязей. Мозг человека представляет собой невероятно сложную систему, которая обрабатывает огромное количество информации. Все данные анализируют и сравнивают между собой. Это приводит к возникновению кратковременных нервных связей, которые помогают определить наличие сходства между разными предметами или явлениями.

Если говорить более простым языком, то ассоциация представляет собой сосуществование в головном мозге человека огромного количества разных образов, между которыми может присутствовать определенная связь или сходство. Стоит отметить, что ассоциации выступают продуктом абстрактного мышления, поэтому возникать они могут исключительно у людей.

Ассоциации в психологии

Специалисты условно делят ассоциации на несколько видов:

  • По сходству. Предметы имеют какую-то общую черту в своем внешнем виде.
  • По контрасту. В таком случае признаки будут полностью противоположными.
  • По смежности в пространстве, времени. В данной ситуации предметы располагаются в непосредственной близости, если смотреть с точки зрения времени или пространства. К примеру, летом можно ждать отпуск, а зимой обязательно выпадет снег.
  • Причинно-следственные ассоциации. Свет появляется с помощью лампочки, а дождь провоцирует появление лужи.
  • По смыслу. В таких случаях человек обязательно учитывает свой личный опыт, поэтому возникшие ассоциации могут не понимать окружающие люди. При этом предметы могут очень сильно отличаться друг от друга и не иметь совершенно ничего общего.

Стоит обратить внимание на то, что ассоциации играют очень важную роль и помогают сделать мышление полноценным.

На образование разного рода ассоциаций могут влиять разные факторы. К основным можно отнести:

  • Скорость, с которой протекают процессы в мозге.
  • Память.
  • Воображение.
  • Подсознание, в котором и происходит зарождение ассоциаций.

В большинстве случаев ассоциации обладают индивидуальным характером, и на их появление влияет личный опыт человека. В то же время можно встретить общие ассоциации, которые могут возникнуть практически у каждого человека. С их помощью удается лучше запомнить информацию, которая может стать полезной в дальнейшем. Некоторые люди используют ассоциации для того, чтобы запоминать какие-то даты, важные события и прочее. Научиться создавать ассоциации поможет курс Викиум «Мнемотехники».

Учитесь, создавая ассоциации | Psychology Today

Все мы слышали, что ключом к запоминанию является связывание новой информации, которую нужно запомнить, с соответствующей информацией, которую мы уже запомнили. Почему это работает? Как это работает, чтобы сформировать воспоминания?

Пожалуй, первое, что мы должны сделать, это то, что ассоциации могут создаваться пассивно и непреднамеренно или с преднамеренной попыткой. Давайте рассмотрим каждый способ по очереди.

Непреднамеренные ассоциации

Иван Павлов прославился тем, что открыл этот вид ассоциативного обучения. Он назвал это обусловленным обучением. Позднее этот термин был изменен на «классическое обусловленное обучение», поскольку была открыта другая форма пассивных ассоциаций, получившая название «оперантное обусловливание».

Возможно, вы слышали об исследованиях собак Павловым. Первоначально он изучал пищеварение и собирал слюну и желудочный сок, чтобы увидеть, как они реагируют на пищу. Неудивительно, что он заметил, что когда голодные собаки чуяли или видели пищу, они предвкушали ее, выделяя слюну и желудочный сок. Этому не нужно учиться — это безусловная реакция. Это была просто естественная, встроенная реакция.

Что было удивительно, так это то, что когда смотритель собаки входил в комнату, выделялись соки, даже если смотритель не приносил еду. Они научились ассоциировать этого человека с доставкой еды. Эти две вещи сошлись.

Павлов провел более формальную проверку этого «условного обучения», соединив другой сигнал с доставкой еды. Например, он мог звонить в колокольчик, а затем приносили еду. Если такая ситуация повторялась несколько раз, у собак начиналось слюноотделение, когда они слышали звонок. Теперь они усвоили новую ассоциацию: звон колокольчика означал, что скоро должна появиться еда. В общем, ключ в том, чтобы соединить незаученную реакцию с ассоциативным сигналом и повторять сигнал достаточно часто, чтобы мозг понял, что эти две вещи идут рука об руку.

Оперантное обусловливание было порождено открытием Эдварда Торндайка, современника Павлова. Торндайк заметил, что обучение происходит в результате осознания последствий поведения. То есть поведение, за которым следуют приятные последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью.

Процедуры оптимизации этого вида условного рефлекса были разработаны позднее Дж. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером.

  • Было открыто несколько принципов оперантного обусловливания:
  • Поощрения кажутся более эффективными, чем наказания.
  • Животное должно сделать что-то, что может быть связано с последующим подкреплением, даже если животное не знает заранее, что оно должно делать.
  • Можно разработать репертуар обучающего комплекса, в котором конечное желаемое поведение может быть сформировано посредством последовательности небольших шагов, в которых последовательно воспроизводятся элементы конечного поведения. По мере усвоения каждого шага тренер дополняет его, добавляя следующий логический маленький шаг.
  • Подкрепление должно предоставляться каждый раз, когда происходит желаемое поведение.

Намеренные ассоциации

Создание кластера связанных сигналов.

Источник: изображение W. R. Klemm

Ассоциации гораздо сильнее, если вы делаете их сознательно и намеренно. Этот подход возлагает на учащегося ответственность за собственное обучение. Учащийся может выбрать, какие ассоциации являются наиболее сильными ассоциативными сигналами, и это, вероятно, варьируется от человека к человеку.

Причина того, что преднамеренные ассоциации работают на улучшение памяти, заключается в том, что воспоминания хранятся в виде сети связанных элементов. Эти предметы являются частью общего целого. Любой элемент служит сигналом для извлечения других частей сети памяти. Вытягивание одного элемента из сети часто приводит к тому, что вся сеть элементов памяти оказывается в сознании.

Тем не менее, здесь действуют определенные принципы.

Выберите соответствующие ассоциации

Ассоциации могут быть созданы с человеком, местом, объектом, ситуацией или эмоцией. Выберите то, что лучше всего подходит для элемента, который вы пытаетесь запомнить.

Использование изображений

Наиболее важным действием является использование изображений, а не слов в качестве ассоциативных сигналов. Изображения содержат детали таким образом, что они автоматически связываются с другими элементами изображения. Таким образом, особенно важно подбирать образы, которые четко и достаточно прямо передают суть того, что вы пытаетесь запомнить. Обратите внимание на использованное здесь изображение перекрывающихся кругов немного разных оттенков цвета. Точка ассоциации и общего родства очевидна.

Вы можете создавать свои собственные изображения или использовать изображения, уже установленные для определенных мнемонических систем. Мнемотехника будет подробно рассмотрена в Уроке 9.

Почему изображения вызывают самые лучшие ассоциации? «По научным причинам картинка стоит тысячи слов: мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текст. Сорок процентов всех нервных волокон, связанных с мозгом, связаны с сетчаткой. Визуальная информация составляет 90 процентов данных, поступающих в наш мозг, что позволяет предположить, что наши неврологические пути могут даже предпочесть изображения тексту». — Цитата из Planview/what-is-kanban

Сделайте ассоциацию конкретной и яркой

Расплывчатость не сработает. Создавайте четкие, отличительные и явно относящиеся к тому, что вы пытаетесь запомнить, ассоциации.

Свяжите ассоциацию с ключевым элементом, который нужно запомнить

Предположим, вам нужно успеть на самолет в 2 часа ночи. утром. Число два является ключевым элементом. Как вы можете связать это с полетом на самолете? Вы можете думать о самолетах как о двух крыльях. Предположим, вылет в 4 утра? Вы можете представить себе большой реактивный самолет с четырьмя реактивными двигателями. Предположим, самолет вылетает в 3? Вы можете представить себе, что смотрите в кабину и видите трех человек (возможно, пилота, второго пилота и штурмана).

Сделайте ассоциацию личной, добавьте сильных эмоций

Релевантность является ключевым моментом. Если сделать ассоциацию личной, она станет более актуальной. Поскольку эмоции обрабатываются в той же части мозга, которая формирует воспоминания (гиппокампе), эмоциональные ассоциации прочно закрепляются в памяти.

Немедленно повторить только что созданную ассоциацию

Чтобы запомнить ассоциацию, ее необходимо закодировать, как исходный элемент. Создав ассоциацию, повторите ее сразу несколько раз, а затем еще несколько раз в тот же день.

Источник: W. R. Klemm

Дом


Добро пожаловать в Колорадскую психологическую ассоциацию

Психологическая ассоциация штата Колорадо продвигает профессию психолога посредством пропаганды и образования в целях укрепления психологического здоровья и благополучия. CPA стремится представлять все секторы и области специализации в области психологии. Членство и участие в CPA — это один из способов, которым психологи Колорадо демонстрируют свою приверженность психологии как жизненно важной профессии, отвечающей самым высоким стандартам. CPA насчитывает сотни активных членов по всему Колорадо. Благодаря разнообразию наших членов CPA может удовлетворить потребности граждан Колорадо в области психического здоровья. Когда вы присоединяетесь к CPA, вы становитесь частью общегосударственных и национальных усилий, направленных на повышение осведомленности общественности об уникальных квалификациях и опыте психологов, а также на защиту психологии и психического здоровья.

Станьте участником сегодня!

Нажмите здесь для получения информации о лицензировании в Колорадо

 


 

CPA in Solidarity | Club Q

Мы хотели бы воспользоваться моментом, чтобы отметить трагедию стрельбы в клубе Q в Колорадо-Спрингс 19 ноября и то влияние, которое это оказало на наше сообщество. CPA стоит с и как  людей; люди всех рас, национальностей, иммиграционных статусов, религий, полов, сексуальных ориентаций, социально-экономических статусов, возрастов, уровней образования, способностей и размеров. Мы скорбим вместе с семьями погибших. Дополнительные ресурсы можно найти здесь: веб-сайт города Колорадо-Спрингс.

Брайан Боумунд, PsyD
Президент
Колорадская психологическая ассоциация

Объявление: Новая целевая группа штата по поведенческому здоровью в области поведенческого здоровья с использованием денег, которые штат получает из федерального фонда восстановления государственных налогов в связи с коронавирусом. В состав целевой группы будут входить члены законодательного органа, а также могут быть члены, не являющиеся членами законодательного органа. Ожидается, что целевая группа соберется в августе 2021 года, а затем будет собираться раз в две недели с октября/ноября по январь 2022 года. Также будут сформированы подгруппы для более частых встреч и помощи в управлении и поддержке работы более крупной рабочей группы. Подгруппы будут встречаться между 10-16 раз. Окончательный отчет в законодательный орган должен был быть представлен 21 января 2022 г.

Дополнительную информацию о рабочей группе можно найти здесь.

Щелкните здесь для получения дополнительной информации.

   

Преимущества членства