Онякова Анна Леонидовна — пользователь, сотрудник
В связи с техническими работами в центре обработки данных, возможность загрузки и скачивания файлов временно недоступна.
скрыть
отправить сообщение
Прежние места работы (Нажмите для отображения)
Соавторы: Потемкина Е.В., Ружицкий И.В.
6 статей, 3 доклада на конференциях, 1 тезисы доклада, 1 НИР, 1 диссертация, 2 учебных курса
IstinaResearcherID (IRID): 9409331
Деятельность
Статьи в журналах
- 2017 Использование текстового ассоциативного поля в иностранной аудитории
- Онякова А.Л.
- в журнале Профессиональное образование. Столица, № 9, с. 44-46
- 2017 Психолингвистический эксперимент в лингводидактике
- Онякова А.Л.
- в журнале Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Филология. Теория языка. Языковое образование, № 1 (25), с. 106-112
- 2016 Цепочка ассоциаций как лингвометодическая категория
- Ружицкий И. В., Онякова А.Л.
- в журнале Вопросы психолингвистики, № 1(27), с. 186-193
Статьи в сборниках
- 2017 Ассоциативный подход к анализу художественного текста в иностранной аудитории (на материале рассказа Л. Улицкой «Коридорная система»)
- Онякова А.Л., Потемкина Е.В.
- в сборнике
- редакторы Потемкина Екатерина Владимировна, Ружицкий Игорь Васильевич
- 2015 Ассоциативная цепочка как единица обучения
- Онякова Анна Леонидовна
- в сборнике СЛОВО ГРАММАТИКА РЕЧЬ/ Выпуск XVI/ Материалы VI Международной научно-практической конференции «Текст: проблемы и перспективы: аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного», место издания МАКС Пресс Москва, с. 459-462 DOI
- 2011 Концепт ЛЮБОВЬ в лирике Н.С.Гумилева
- Онякова А.Л.
- в сборнике «Русский язык@Литература@Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом: III Международная научно-практическая интернет-конференция, серия Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова; филологический факультет; 22–29 ноября 2010 г.: Труды и материалы. Сост. Л.А. Дунаева, И.В. Ружицкий, место издания МАКС Пресс Москва, с. 509-516
Доклады на конференциях
- 2016 Ассоциативный ряд как основа для составления заданий по русскому языку как иностранному (Устный)
- Автор: Онякова Анна Леонидовна
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016», МГУ им. М.В. Ломоносова , Россия, 11-15 апреля 2016
- 2015 Ассоциативная цепочка как единица обучения (Устный)
- Автор: Онякова Анна Леонидовна
- VI Международная научно-практическая конференция «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» Москва, МГУ, 26 – 28 ноября 2015 г., МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 26-28 ноября 2015
- 2013 Особенности развития речи ребенка (на материале детских сказок) и практика преподавания РКИ (Устный)
- Авторы: Онякова Анна Леонидовна, Юрченко Вероника Александровна
- XX международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2013». Секция Русский язык как иностранный (Москва, Россия, МГУ имени М. В. Ломоносова , 8 — 13 апреля 2013 г.), МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 8-13 апреля 2013
Тезисы докладов
- 2016 Ассоциативный ряд как основа для составления заданий по русскому языку как иностранному
- Онякова А.Л.
- в сборнике Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2016», издательство ООО «МАКС Пресс» (Москва), тезисы
НИРы
- 1 января 2011 — 31 декабря 2018 Русская лингвокультура в иноязычной аудитории
- Кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного
- Руководители:
Ершова Л. В.,
Панков Ф.И.
Ответственный исполнитель:
Чаплыгина Т.Е.
Участники НИР:
Бархударова Е.Л.,
Всеволодова М.В.,
Глухова Е.С.,
Дементьева О.Ю.,
Елисеева Ю.С.,
Ермакова М.А.,
Зубова О.В.,
Кузнецова Е.М.,
Мальцева А. А.,
Медына Е.О.,
Овтина Е.А.,
Онякова А.Л.,
Панков Ф.И.,
Потемкина Е.В.,
Сафронова А.А.,
Селиванов М.П.,
Силаева В.А.,
Силантьева М.В.,
Сосенкова Е.Ю.,
Степанова Е.В.,
Ушакова Э.Б.,
Федорова Д.
Диссертация
- Ассоциативный ряд как единица обучения русскому языку (3-4 сертификационные уровни)
- Принята к рассмотрению
- Кандидатская диссертация по специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (пед. науки)
- Соискатель: Онякова А.Л.
- Научный руководитель: Ружицкий И. В., д.фил.н., доц., МГУ имени М.В. Ломоносова
Преподавание учебных курсов
- 8 февраля 2016 — 26 мая 2016 Русский язык и культура речи
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Механико-математический факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 72 часов
- 9 февраля 2015 — 26 мая 2015 Русский язык и культура речи
- МГУ имени М. В. Ломоносова, Механико-математический факультет
- обязательная, базовой части, семинары, 72 часов
Григорий Петров: Приручение неизбежности — AppTractor
[button color=4d61d7 icon=arrow-left-2 url=https://apptractor.ru/develop/grigoriy-petrov-o-roli-angliyskogo-yazyika-v-razrabotke.html] Предыдущая статья [/button]
Существует любопытная гипотеза, что мозг старается, по возможности, экономить ресурсы — очень уж много он у нас их потребляет при активной мыслительной деятельности. Для экономии ресурсов в мозгу есть (наверное) множество механизмов. Например, широко известен механизм выработки навыков, о котором я уже рассказывал в одной из предыдущих колонок. Благодаря этому механизму, часто используемые навыки формируют в мозгу ассоциативные цепочки. Из-за них применение навыков происходит «на автомате» и требует гораздо меньше энергии, чем последовательное обдумывание всех необходимых действий.
Мозг всегда экономит энергию, и ассоциативные цепочки для «действий на автомате» используются не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Согласно спорным, но страшноватым результатам исследований до 90% наших действий происходит «на автомате», благодаря сформированным за жизнь ассоциативным цепочкам. Такие действия получаются у нас легко и просто, тогда как отход от наработанных схем встречает внутреннее сопротивление: мозг не хочет «включаться» и начинать тратить сахар в промышленных масштабах. Многим моим читателям знакома ситуация, когда, сев за компьютер поработать мы неожиданно обнаруживаем себя лайкающим уже десятую фотку в фейсбуке. А попытка переключиться в среду разработки встречает просто физическое сопротивление нашей сущности. Это она — автоматика мозга, призванная экономить ресурсы и повторно использовать удачные стратегии.
Обмануть мозг
Считается, что механизмы в мозгу формируют ассоциативные цепочки на основании «полезности» наших действий с точки зрения инстинктов. Открыл фейсбук, получил поток легко читаемых и быстро меняющихся новостей, получил порцию эндорфинов от смены контекста, сформировал ассоциативную цепочку. Через год, включая компьютер, руки на автопилоте заходят в фейсбук, а мозг так же на автопилоте читает ленту — работает ассоциативная цепочка.
Мы можем только догадываться, как работают механизмы, оценивающие «полезность» тех или иных действий. Но учитывая бесконечное количество статей на тему «как бороться с ленью и прокрастинацией», их критерий полезности несколько отличается от того, что нам нужно для разработки софта. Мозг уверенно строит цепочки для чтения ленты новостей, бесконечного откладывания дел «на завтра» и придумывания оправданий не сделанной работе. А вот с цепочками для ежедневного code review, стендапа, оценки сроков, вдумчивого тестирования кода — как-то не очень. По крайней мере, у многих.
В этой статье я расскажу про интересный практический трюк, который применяется при организации разработки и который потребует труда только со стороны менеджера. Для участвующих в разработке бойцов все будет работать волшебным образом и не потребует с их стороны никаких усилий.
Построение коридоров
Трюк основан на том, как мозг оценивает необходимость тех или иных действий. Ассоциативные цепочки, позволяющие нам, выходя из дома, «на автомате» закрывать дверь, формируются вовсе не потому, что мозг считает закрытие дверь чем-то очень хорошим, вроде порции углеводов или сна. Цепочка формируется от обратного: не закрыв дверь, мы испытываем чувства страха и тревоги, что сильно нагружает мозг. А мозг, как уже говорилось, не хочет нагружаться. Поэтому данная цепочка формируется не ради получения «награды», а чтобы избежать «наказания».
Трюк заключается в следующем: если поставить разработчика в условия, при которых не делать что-то нужное будет намного-намного хуже чем делать, то будет вырабатываться ассоциативная цепочка это делать. Самым простым применением этого трюка являются известные с незапамятных времен штрафы за плохую работу.
И это история не о штрафах
Но я затеял это все писать не для того, чтобы сказать «угрожайте разработчику штрафами — и он начнет хорошо работать». Потому что это неправда — не начнет он хорошо работать. Хотя бы потому, что для мозга будет гораздо эффективнее придумать способ обмануть штраф, формально выполняя работу, нежели делать саму работу. Или вообще расценивать штраф как официальную плату за возможность работу не делать. Многие из вас это видели: введение KPI часто приводит к тому, что разработчики мастерски овладевают техникой формального удовлетворения этих KPI, забивая при этом на саму работу.
Метод построения коридоров — он о другом. Вокруг разработчика создаются условия, при которых правильное выполнение работы становится самым эффективным способом проводить время. То есть все «неправильные» способы превращаются в стены коридора, на пробивание которых нужно потратить намного больше усилий, нежели для того, чтобы просто идти по коридору в нужную сторону.
Как строить коридоры
Вначале приведу пример из реальной жизни, который мне очень нравится. Перед Макдоналдсом стояла задача: сделать так, чтобы люди пользовались электронными терминалами для заказа. А люди не хотели пользоваться – потому, что это новое, думать надо. Что сделали в Макдоналдс? Построили «коридор»: оставили одну кассу и разместили вокруг нее 10 электронных терминалов. Подходит человек к Макдоналдсу, видит очередь в кассу из 20 человек, пару человек у терминалов — и тут ему открывается истина. Что в очереди он будет стоять полчаса, а на терминале сделает заказ за минуту. Он не хочет пользоваться терминалом — но стоять полчаса в очереди к единственной кассе он не хочет намного, намного больше. И человек идет по «коридору», делая то, что нам нужно. Идет безо всякого принуждения, формируя нужные ассоциативные цепочки. Потому что так проще.
Но как сделать коридор, чтобы Team Lead каждое утро делал Code Review? Это немного сложнее, чем подтолкнуть клиентов к использованию терминалов. И тут на помощь приходит неизбежность.
Использование неизбежности для строительства коридоров
Сотрудник должен знать, что проверка выполненной работы неизбежна
— Менеджер
Стенки коридора создаются автоматикой. Хотим, чтобы каждое утро был code review? Добавляем правило в систему контроля версий: нельзя сделать merge, пока не сделан code review. Неожиданно получаем штатный механизм «pre-commit code review».
Идем дальше. Хотим, чтобы у команды каждое утро был стендап? Команда этого не хочет. Мозг не хочет напрягаться, мозг хочет кусочек сахара. Делаем автоматику: текстовый стендап под контролем бота, не отвечающего ждут все остальные. Через три дня коллектив объяснит самым нестойким, что так делать нельзя.
Хотим, чтобы разработчики оценивали сроки для каждой задачи? Разработчики этого не хотят. Потому что мозг не хочет напрягаться, он хочет кусочек сахара. Делаем автоматику: задачу нельзя ни на кого назначить, пока все не отписались по срокам. Мозг неожиданно понимает, что не делать работу вообще — это как-то неправильно. И вот магия — мозг уже хочет проставлять сроки для задачи. Потому что если не проставить — случится что-то страшное.
Разработчики не тестируют код? Делаем ночной автобилд. Неожиданно — разработчики сами начинают тестировать код. Потому что никто не хочет быть супергероем, три раза подряд сломавшим автобилд.
Техника безопасности при строительстве коридоров
На частных консультациях по организации разработки мне часто приходится строить коридоры, и из накопившейся практики могу выделить несколько важных моментов.
Во-первых, неизбежность должна быть неизбежной. Мозг очень тонко чувствует фальшь, и если есть хоть один способ «вот сейчас не сделать, потому что очень-очень надо» — начинание будет «спущено на тормозах». Не потому, что ребята плохие — а потому, что этого требует человеческая природа. Мозг не хочет напрягаться и делать тесты — мозг хочет делать что-то привычное. И кусочек сахара.
Во-вторых, делаем неизбежность максимально простой, прозрачной и видимой всем. Люди — социальные существа, и страх быть «слабым звеном» в коллективе перевешивает нежелание мозга напрягаться ради непонятных ему вещей. Стены коридора, построенные из социальной ответственности, на удивление прочны и надежны.
В третьих, нужно апеллировать к высшим инстанциям. Мозг тонко чувствует фальшь, у команды должно быть понимание, что это «в компании так принято», а не «менеджер что-то опять учудил, давайте подождем, авось перебесится и все вернется на круги своя». Официальные документы, красивые таблички и вынесенный на монитор автобилд позитивно действуют на наше подсознание и создают правильную для формирования ассоциативных цепочек картину окружающего мира.
Заключение
Метод построения коридоров — всего лишь неплохой инструмент со своей областью применения. Это не серебряная пуля, и подойдет он далеко не для всякой команды и не для любой задачи софтостроения. Разумное, без фанатизма, применение этого трюка позволит вам не только настроить процессы разработки в ряде сложных случаев, но и на ранних стадиях выявить организационные проблемы и заранее подготовиться к возможному визиту пушного зверя.
Если вы нашли опечатку — выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor. ru.
Теория ассоциативных цепей
- Вы здесь:
- Дом
- Глоссарий / Лексикон
- Глоссарий А
- Ассоциативная цепная теория
Теория ассоциативных цепочек относится к теории, излюбленной бихевиористами, которая объясняет формулировку предложения как цепочку ассоциаций между отдельными словами в предложении.
- Пред.
- Следующий
Связанные статьи | |
Теория дифференциальной ассоциации на психологии -Glossary.com | ■■■■ |
— Дифференсная теория. . . Подробнее | |
Теория дифференциальных возможностей на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Теория дифференциальных возможностей относится к теории, которая пытается объединить концепции аномии и дифференциала. . . Читать дальше | |
Теория безнадежности на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Теория безнадежности основана на мнении, что склонные к депрессии люди делают себя внутренними, стабильными и глобальными. . . Подробнее | |
Теория систем на сайте психологии-глоссария.com | ■■■■ |
Теория систем относится к изучению отношений частей в их контексте, подчеркивая их единство. . . Подробнее | |
Ассоциативное обучение на сайте психологии-глоссария.com | ■■■ |
. . . Подробнее | |
Ассоциативные или полимодальные области на сайте психологии-глоссария. com | ■■■ |
Ассоциативные или полимодальные области: Ассоциативные или полимодальные области относятся к областям мозга, вовлеченным в . . . Подробнее | |
Словесная ассоциация на сайте психологии-глоссария.com | ■■■ |
Словесная ассоциация относится к простому упражнению, в ходе которого участники исследования предлагают слова, которые они . . . Подробнее | |
Модель общей агрессии (GAM) на сайте психологии-глоссария.com | ■■■ |
— Модель общей агрессии (GAM): Модель общей агрессии (GAM) относится к широкой теории что концептуализирует. . . Подробнее | |
Купание в отраженной славе на сайте психологии-глоссари. . . Читать далее | |
Коммунальные отношения на сайте психологии-глоссария.com | ■■■ |
Коммунальные отношения относятся к межличностным ассоциациям между более заинтересованными людьми. . . Подробнее |
Форма входа
Имя пользователя
Пароль
Запомнить меня
- Забыли свой логин?
- Забыли свой пароль?
Образец исследовательского эссе по теории ассоциативных цепей: идеи и советы
Эта тема определенно для вас, если вы хотите написать о чем-то на стыке лингвистики и психологии. Нам также потребуется сделать несколько ссылок на философию и логику, но они только добавят информативности и глубины вашему исследовательскому эссе.
Если это именно то, что вам нужно, давайте проанализируем определения теории ассоциативных цепей, которые дают специалисты в разных областях. Наша команда собрала весь спектр полезных материалов, которые помогут вам написать отличную работу. Так что вам не нужно тратить часы на серфинг в Интернете и выбор источников для правильного цитирования. (Вы помните, что копирование и вставка не очень хорошо работают, не так ли?)
Структурируйте свои идеи и сэкономьте время прямо сейчас!
Сначала определите, с чем вы собираетесь иметь дело
Разбейте термин «теория ассоциативных цепей» на несколько логических частей и дайте краткие определения каждой из них.
Со словом «теория» все понятно. Это набор общих принципов или идей, касающихся конкретного предмета. Интересно, что теория подразумевает что-то, что не было доказано как абсолютная правда.
По сути, это то, с чем вы будете иметь дело, если выберете такую тему. Теория ассоциативных цепей — лишь одно из самых многообещающих и рациональных предположений, объясняющих, как работает наш мозг, когда мы говорим или пишем. Но суть этой теории мы обсудим ниже.
А теперь вспомним, что мы знаем об ассоциативных цепочках и ассоциациях.
В двух словах, ассоциативная цепочка — это упорядоченный набор двух или более взаимосвязанных ассоциаций. Этот термин широко используется в психологии, но поскольку эта наука имеет точку соприкосновения с лингвистикой, наша задача состоит в том, чтобы определить и проанализировать теорию в контексте последней.
Тем не менее, его основой является концепция ассоциации. В психологических науках под ассоциацией понимается мысленная связь или отношение между двумя или более объектами, идеями, событиями, состояниями, которые обычно основаны на переживаниях, конкретных или уникальных.
Таким образом, прежде чем углубляться в недра теории ассоциативных цепей, можно предположить, что она призвана проиллюстрировать место и роль ассоциативных цепей в процессе мировосприятия человека.
Б. Ф. Скиннер и определение теории
Хотя Берхус Фредерик Скиннер, американский психолог и социальный философ, не может считаться автором теории, он определенно внес свой вклад в ее определение и развитие. Скиннер изучал процесс овладения и обучения языку, выделяя в нем роль подражания, исходя из понятий вербального стимула и вербальной реакции.
В своей книге «Вербальное поведение», изданной в 1957 году, Скиннер объясняет овладение языком и его использование с помощью условного рефлекса и подкрепления. Проще говоря, среда, в которой ребенок учит свой родной язык, создается его семьей, которая также задает модели речи и исправляет ошибки. Успешное взаимодействие между ребенком и такой средой требует, чтобы ребенок реагировал на стимул, который он дает. Все происходит на вербальном уровне. Это способствует формированию языковых привычек и навыков ребенка.
Таким образом, формирование привычки обусловлено ассоциацией реакции ребенка с определенным раздражителем. Скиннер берет этот процесс за основу обучения, но некоторые исследователи, особенно психолингвисты, распространяют его и на язык.
Теория ассоциативных цепей может быть применена для объяснения принципа построения предложений, в основном в европейских языках. Согласно такой интерпретации, мы строим предложения с помощью общих ассоциаций между отдельными словами, которые наша память начинает сохранять, как только мы слышим разговор родителей и других людей. Просто чтобы вы знали, некоторые ученые и врачи считают, что ребенок может слышать еще до рождения.
Естественная потребность взаимодействовать с другими людьми нашего вида требует, чтобы мы могли реагировать на словесные стимулы, которые мы получаем от них. Так вот, когда мы говорим, наша память позволяет нам выбирать лучшие словосочетания буквально не думая, поскольку хранит их в виде ассоциативных цепочек.
Тем не менее, какой бы хорошо объясненной и прикладной ни казалась теория, у нее есть противники среди психологов и лингвистов. Аргументы против этого мы обсудим ниже.
Бихевиористские основы теории ассоциативных цепей
Но сначала мы более внимательно рассмотрим корни теории. Философский подход, из которого она исходит, также поможет нам понять причины критики некоторых идей Скиннера.
Б. Ф. Скиннер был бихевиористом, поэтому большинство его взглядов на «природу вещей» можно объяснить (и оправдать) философией, которую он поддерживал и которой способствовал.
Если вы хотите иметь общее представление о бихевиоризме, то должны знать, что он рассматривает поведение человека и животных как реакцию, отражение и следствие влияния окружающей среды. В то же время бихевиористы не исключают уникальный опыт и мотивацию индивида как решающие факторы формирования и реализации поведения. Но что еще более важно, модели поведения определяются ассоциативными цепочками стимулов и реакций.
Поскольку язык превратился в один из важнейших инструментов формирования и управления человеческим поведением, некоторые философы и психологи не могли не заинтересоваться более глубокими исследованиями этой взаимосвязи. Они предполагали, что язык можно рассматривать как производство своевременной и эффективной реакции на данные стимулы.
Согласно их выводам, процесс изучения языка подразумевает приобретение определенных привычек посредством обусловливания. Вербальные стимулы, сконструированные человеком тысячи лет назад, постепенно превратились в средство детерминации и контроля над своим явным поведением.
Здесь вы можете узнать больше о бихевиоризме и его теоретиках.
Критика теории Ноама Хомского
Конечно, критические взгляды на теорию ассоциативных цепей делают свое дело и убеждают в том, что в некоторых аспектах ей не хватает разумности. С другой стороны, противоположные теории и подходы помогают лучше понять его особенности. Вероятно, рациональное сочетание противоречивых представлений могло бы оказаться верным путем к раскрытию истины формирования поведения вообще и развития языковых навыков в частности.
Примите во внимание это утверждение. Это может помочь вам придумать оригинальную и убедительную тему для вашей диссертации.
А теперь проверим несколько критических замечаний по поводу теории, упомянутых Ноамом Хомским, американским лингвистом, историком и философом.
Он является одним из самых ярых противников идей Скиннера и самого бихевиоризма. Чтобы доказать, что теория ассоциативных цепей не объясняет правильно процесс овладения языком, Хомский придумывает два предложения с фразовым глаголом «подбирать». В первом предложении глагол и предлог используются вместе, а во втором предложении они разделены существительным. Обе фразы абсолютно правильные.
Лингвист утверждает, что это может быть проблемой для теории. В этом случае мы знаем, что оба предложения приемлемы не из-за ассоциации. Это не может работать здесь. Мы как-то понимаем, что to pick up — это единая единица английского языка.
В отличие от того, что семейная среда дает вербальные стимулы и влияет на развитие речи ребенка, Хомский приводит аргумент бедности стимулов. Он считает, что закономерности этого развития определяются врожденным знанием языка, а не средой как таковой.
Ученый говорит, что некоторые грамматические или лексические обороты языка очень трудно (почти невозможно) объяснить, поэтому родители вряд ли будут делать это, когда разговаривают со своими маленькими детьми. При этом они прекрасно понимают эти языковые особенности и не допускают логических ошибок при вставке их в речь. Как и дети.