Ассоциативная концепция: 5.2. Ассоциативная теория обучения

Содержание

Ассооциативная концепция — презентация онлайн

1. Ассоциативная концепция

2. Ассоциативная психологическая концепция (обучение как управление процессом накопления знаний)

Это исторически первая психологическая
концепция научения. Основная идея – все
познание начинается с ощущений и
сводится к комбинации ощущений
Ян Амос Коменский сформулировал эту
концепцию в следующих словах:
«Начало познания безусловно исходит из
чувств (ибо ничего не существует в познании,
чего раньше не было бы в ощущениях),
поэтому и учение
следовало бы начинать
не со словесного
толкования о вещах,
но с предметного над ними наблюдения».
Еще один закон, сформулированный
Коменским: «…все, имеющее связь, надо
преподавать в связи».
Общий путь обучения: от
непосредственных ощущений и
восприятий – через их разложение на
элементы и связывание – к
представлениям и «идеям»

6. Условия образования ассоциативных прочных связей

1. Первенство впечатлений – предыдущее
«впечатление» легче всего связывается с тем,
которое первым возникает после него, т.е.
сейчас же следует за ним во времени или
пространстве.
2.Интенсивность – из нескольких
одновременных впечатлений выделяется и
легче вступает в связь с прошлым опытом то,
которое интенсивнее, ярче, больше
привлекает внимание.
3Частота — быстрее формируется и прочнее
закрепляется та связь, которая чаще
повторяется в опыте учащегося.
4Свежесть — легче закрепляется та связь,
которая более свежа, т.е. ее элементы
недавно встречались в опыте ученика.

Общий путь познания, соответствующей данной
концепции, может быть представлен
следующим образом:
Первоначально у учащихся активизируются
ощущения и восприятие («свежесть
впечатления»). Самой элементарной единицей
познания является отдельный признак.
Соответственно концепции, далее должно
происходить усложнение познания в плане
укрупнения единиц. На этапе восприятия
познавательный процесс расширяется и
углубляется.
Опыт, возникающий в процессе познания,
фиксируется в памяти субъекта, прежде всего в
виде представлений.
Формирование понятий («идей»).

9. Цель обучения

Основная цель — формирование прочных
предметных знаний, умений и навыков.
Развитие личности при этом
отождествляется с результатами обучения.
Учитель действует по принципу «Учу значит развиваю».

10. Дидактические принципы

1) Принцип наглядности
Согласно этому принципу начинать обучение нужно с
чувственного опыта, наблюдения объектов и
процессов.
По мнению В.В. Давыдова, сущность данного
принципа заключается в том, что в основе понятий
лежит сравнение чувственного многообразия вещей,
что приводит к выделению сходных, общих
признаков этих вещей, затем это общее фиксируется
словом, т.е. возникает абстракция как содержание
понятия. В основе эмпирических понятий лежит
отражение лишь внешних, чувственно данных
свойств объекта.
2) Принцип систематичности и последовательности
В соответствии с этим принципом в обучении должен
осуществляться переход от простого к сложному, от легкого к
трудному, от знакомого к незнакомому, нужно опираться на
прошлый опыт ребенка.
При реализации принципа нужно соблюдать следующие правила:
а) заранее организовывать все источники информации так, чтобы
в ней были новыми лишь сведения, которые должен усвоить
ученик, и имелись только те связи со старыми знаниями,
которые надо образовать или закрепить;
б) расчленять эти сведения на отдельные элементы и сочетания
элементов в соответствии с их сложностью;
в) вводить постепенно эти элементы и сочетания соответственно
их связям с прошлым опытом ученика и друг с другом;
г) распределять во времени это накопление знаний так, чтобы
новые элементы вводились, когда еще свежи старые знания, с
которыми их связывают.
3) Принцип доступности, посильности
Обучение строится на опоре на достигнутый,
«наличный» уровень развития ребенка, на то, что в
ребенке уже созрело к данному моменту.
4) Принцип прочности
Прочное усвоение достигается, как правило, с помощью
большого количества упражнений, с помощью
заучивания, запоминания нужного материала.
Кроме названных дидактических принципов,
отражающих наиболее яркие особенности
традиционного обучения, существуют и другие
принципы классической дидактики (принципы
научности, сознательности и активности, связи теории с
практикой и др.), однако очень часто они лишь
декларируются, но не реализуются в реальной практике
традиционной начальной школы.

13. Содержание обучения

Основу содержания составляет
информация, превращаемая в знания путем
запоминания, а также способы решения
типовых задач.
Л.Б. Ительсон считает, что в таком обучении
ученик имеет дело не с самой реальностью,
а со специально обработанной моделью
реальности — учебным материалом.
В соответствии с ассоциативной концепцией
используется и особое построение
содержания — циклическое, спиралевидное.
Программы являются концентрическими, в
них одни и те же разделы изучаются в
разные периоды, но на разных уровнях.

15. Формы обучения

Основная форма — урок
И. Гербарт предложил следующую схему урока:
1)»ясность» — восприятие учащимися элементов
(деталей) объекта или явления и их
группировка;
2)»ассоциация» — связывание этих элементов друг
с другом и с уже имеющимися
представлениями;
3)»система» — связывание получившейся группы
представлений и осмысливание этой связи в
форме соответствующих суждений;
4)»метод» — применение полученных суждений
для обнаружения связей в новом материале.

Существуют различные типологии уроков,
но в практике работы учителей, как
правило, используются следующие типы
уроков:
уроки ознакомления с новым материалом;
уроки закрепления и повторения ранее
изученного материала;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля и учета;
Наряду с уроком в традиционной системе
обучения используются и другие
организационные формы (домашняя
работа, дополнительные индивидуальные
занятия, учебные экскурсии и др. ), но при
этом урок сохраняет главенствующую роль.

18. Методы обучения

Основными методами обучения являются
объяснительно-иллюстративный и
репродуктивный.
При объяснительно-иллюстративном методе
учащимся предлагаются знания в «готовом»
виде. Учитель сообщает информацию с
помощью устного и печатного слова,
наглядных средств, практического показа
способов деятельности, а учащиеся
воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти эту информацию.
Репродуктивный метод используется для
закрепления знаний, приобретения
учениками навыков и умений. Учитель
организует деятельность школьников по
неоднократному воспроизведению
сообщенных им знаний и показанных
способов деятельности. Проводятся
репродуктивные беседы. Ученики
выполняют упражнения по заданному
образцу.

20. Средства обучения

В традиционном обучении преобладает
образная наглядность.
Специально созданные наглядные пособия:
учебные экспонаты, таблицы, приборы,
изображения предметов и т. п.
Традиционные учебники и учебные пособия
содержат, как правило, готовую
информацию и типовые задания и
упражнения.

21. Особенности взаимодействия учителя и учащихся

Традиционное обучение исходит из
принципиальной пассивности ученика,
которому все показывают, сообщают,
объясняет, указывают, задают.

22. Результативность обучения

В качестве результата рассматривается
преимущественно усвоение знаний, умений
и навыков, т.е. чисто внешние показатели,
которые поддаются наглядной проверке.
Контроль организуется с помощью единых
для всех учеников проверочных работ.
Результаты текущего и итогового контроля
оцениваются с помощью отметок, т.е.
количественной, балльной оценки.
Литература
Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической
психологии. М., 1992.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового
педагогического мышления // Новое педагогическое мышление /
Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии
обучения. Владимир, 1972.
Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса
обучения // Советская педагогика. 1973. №3.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Научно-методические основы комплекта «Школа России»
// Начальная школа. 2002. №7.
Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.
РешшнаН.В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Дидактические концепции современных теорий обучения

На сегодняшний день существует две главных теории обучения. Это деятельностная концепция преподавания и ассоциативная. Последняя была оформлена еще в 17 столетии. Основы метода разработал известный философ Джон Локк, который предложил понятие «ассоциация». Завершил оформление этой теории уже Ян Коменский, который занимался разработкой классно-урочной системы.

Главные ее принципы состоят в следующем: механизм всякого действия, направленного на учение, заключается в ассоциации. Объяснение основано на наглядности, таким образом, фундаментом является чувственное эмпирическое познание. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наглядные образы не представляют важности как таковые, они являются частью развития сознания на пути к обобщениям. Последнее же базируется на сравнении, поэтому основа технологии ассоциативного образования – это упражнения.

Особенности ассоциативных теорий

Ассоциативная теория основана на объяснительно-иллюстративном обучении. Именно эта технология преимущественно применяется в современной школе в процессе подготовки учеников. Это иногда называют причиной отсутствия полноценной образованности нынешних школьников, у которых не сформирован принцип творческого действия, они фактически не умеют самостоятельно получать знания и не готовы к открытому включению в управленческую сферу.

Современная педагогика понимает, в чем подобное обучение является ограниченным. Поэтому ориентация идет не на то, чтобы приспособиться к статус кво в отношении уровня учеников, а сформировать психологические функции, создать условия для развития способностей в ходе получения образования. Важное методологическое значение выделяют у концепции формирования такого обучения. Оно должно учитывать область так называемого «ближайшего развития» ученика, быть направленным не на сегодняшнюю степень подготовки, а на потенциал, которого учащийся способен достигать с помощью и при поддержке учителей.

Довольно продуктивный способ совершенствования развивающий опции классического обучения был предложен Л. Занковым. Его педагогический принцип, направленный на учеников младшей школы, демонстрирует эффект развития и в ходе работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста. Это возможно, если соблюдаются такие условия, как формирование обучения на повышенном уровне сложности, быстрый (в умеренных границах) темп предоставления учебного материала, преимущественное значение теоретической информации, понимание учениками процесса получения образования.

Процесс поиска возможностей усовершенствовать обучение, основанный на ассоциативных теориях, имеет направленность на определение способов и обстоятельств развития самостоятельного познания, активного выражения творческого мышления. Демонстрирует успехи в этой области деятельность таких педагогов, как П. Эрдниев, С. Шевченко, С. Лысенкова, П. Гальперин, В. Давыдов и Д. Эльконин, Е. Ильин, и мн. др.

Теория проблемного обучения

Данная теория ориентируется на термины «действия» и «задачи», то есть на то, что в полностью может охарактеризовать деятельностную концепцию. Проблемной признается та задача, которая базируется у ученика на противоречии между требованиями, которые предъявляются, и навыками, знаниями. Сущность познавательного задания заключается в том, что оно способно вызвать у человека желание самостоятельно найти пути решения с помощью оценки имеющихся условий. Это позволяет мобилизовать те знания, которые уже есть у ученика. Такой подход способствует большей активности, так как базируется на предыдущем опыте, считается дальнейшим этапом в изучении дисциплины или использовании усвоенного правила, метода, закона, и т. п.

Проблемные ситуации можно обозначать в пределах какой угодно учебной дисциплины, ориентированной на получение новых навыков, знаний, возможностей их использования в других условиях. Они могут классифицироваться по уровню сложности (будет зависеть от имеющейся подготовки ученика), по специфике противоречий (между жизненным опытом и научными фактами). В этой ситуации важным признается фактически само ее наблюдение и осознание. Необходимо отличать проблемные ситуации от вопросов.

Обучение по такому принципу помогает развивать мышление учеников, их потенциал, способствует увеличению активности и самостоятельного творческого процесса. Это помогает сделать знания более эффективными и прочными, так как эмоциональное удовлетворение от хода познания является укрепляющим фактором. Однако есть и определенные ограничительные нюансы в его использовании. Проблемную концепцию обучения называют недостаточно экономичной, несмотря на то, что ее можно применять на всех стадиях объяснительно-иллюстративного обучения. Невозможно в чистой форме задействовать эту систему в современной школе, что объясняется необходимостью усваивать определенные знания в традиционном виде (фактическая информация, аксиомы, и т. д.).

Поэтапное формирование умственных действий

Теория поэтапного формирования была предложена П. Гальпериным, а работала в дальнейшем над ее разработкой уже Н. Талызина, которая занималась совершенствованием структуры усвоения полученного материала. Эффективность усвоения, согласно данной концепции, можно определить выяснением учащимися ориентировочного фундамента действий, детальной оценкой непосредственно процедуры их выполнения. Авторы данной теории после определенного экспериментального опыта начали утверждать, что можно повысить возможность управлять процессом, если ученики будут проведены через пять последовательных стадий:

  • Предварительное знакомство с операцией и условиями для ее совершения.
  • Создание действия в материальном виде (может быть материализовано в формате модели) с развернутыми этапами.
  • Формирования во внешней сфере с помощью речи.
  • Создание действия по внутренней речи.
  • Переход данной опции в свернутые мыслительные процессы.

Этот алгоритм перехода действий из внешней сферы во внутреннюю принято называть термином «интериоризация». Данная концепция позволяет дать оптимальные показатели, если в ходе обучения на самом деле можно начать с материального действия.

Замечание 1

Теория демонстрирует хорошие результаты в ходе подготовки музыкальных исполнителей, спортсменов, водителей автомобилей, ее использования в школьных условиях является ограниченным из-за отсутствия начала обучения с предметного восприятия.

Теория учебной деятельности

Происходит теория учебной деятельности из работ, автором которых является Л. Выготский. Он предложил концепцию, которая основана на ведущем значении обучения через содержание усваиваемого материала. Таким образом, развитие в ходе обучения возможно, благодаря наличию теоретической информации как таковой.

Но учебная деятельность в школьных условиях должна быть построена не как учебное познание, начинающееся с анализа чувственно-определенного разнообразия частных разновидностей движения объекта и ведущее к определению общего фундамента, а согласно методу изложения информации с восходящим процессом – от абстракций к конкретике. Об этом говорил В. Давыдов в своих педагогических трудах.

Итак, согласно этой концепции, ученики должны получать не просто знания, а знакомиться с конкретными разновидностями действия. На основе теории учебной деятельности построена логика формирования процесса обучения дедуктивно-синтетического характера. Реализовать данные условия – означает пройти множество важных шагов на пути к созданию теоретического мышления учеников как важного критерия творческого человека и настоящей сформировавшейся личности.

Те, кто настроен против создателей данной концепции, утверждают, что нельзя абсолютизировать дедуктивно-синтетические способы познания и уменьшать значение логики процесса обучения от частностей к обобщениям.

Современная педагогика не принимает узконаправленного значения полученных человеком знаний в качестве только элемента деятельности, так как теория учебной деятельности не принимает во внимание целостного способа возникновения целей и построения содержательной части образования. Таким образом, формирование знаний – это цель, которая играет важнейшую роль. Также не учитывают то, что знания существуют не только как часть нашего сознания, но и сведения, которые зафиксированы в книжных или электронных носителях, становящихся достоянием человека в ходе познания.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.

Реферат от 1 дня / от 700 р.

ассоциативное обучение | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Ассоциативное концептуальное обучение, эквивалентность стимулов и теория реляционных фреймов: определение сходств и различий между человеческим и нечеловеческим поведением — ФРЕСКА


Хьюз, Шон и Барнс-Холмс, Дермот (2014) Ассоциативное концептуальное обучение, эквивалентность стимулов и теория реляционных фреймов: выявление сходств и различий между человеческим и нечеловеческим поведением.

Журнал экспериментального анализа поведения, 101 (1). стр. 156-160. ISSN 0022-5002

ASCII CitationAtomBibTeXDublin CoreEP3 XMLEP3 XML с файлами.0130 В своей обзорной статье Zentall et al. предполагают, что нечеловеческие существа могут связывать стимулы на основе их физических свойств (обучение перцептивной концепции) или отношений, установленных между физически связанными стимулами (обучение реляционной концепции). В то же время они опираются на результаты, полученные в литературе по обучению животных, чтобы доказать, что нечеловеческие существа также могут получать необученные, но предсказуемые отношения между стимулами в отсутствие прямого обучения (ассоциативное концептуальное обучение). Мы одновременно заинтригованы и взволнованы работой, содержащейся в этой статье, и считаем, что она может ускорить наше понимание животных, а также человеческого познания несколькими способами. Тем не менее, необходимо решить ряд важных вопросов, прежде чем мы сможем сделать вывод, что обучение ассоциативным понятиям у нечеловеческих животных функционально похоже на то, что наблюдается у нашего собственного вида.

Тип товара: Статья
Дополнительная информация: Это предварительная версия опубликованной статьи, которая доступна по адресу http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1002/%28ISSN%291938-3711. Эта статья может не точно воспроизводить окончательную версию, опубликованную в журнале SEAB. Это не копия записи.
Ключевые слова: Изучение ассоциативных понятий; Эквивалентность стимулов; реляционная теория фреймов; Поведение человека; нечеловеческое поведение;
Академическая единица: Факультет естественных наук и инженерии > Психология
Код товара: 4859
Идентификационный номер: https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *