что это? Отвечаем на вопрос. Значение и объяснение
Есть слова, значения которых нам не слишком часто пригождаются в повседневной жизни, но их необходимо понимать, потому что жизнь состоит не только из быта. Как кажется, именно из таких сегодняшний наш гость – ассоциативность. Это (характер слова) выяснится в процессе разбора.
Значение
Сложность в том, что существительное «ассоциативность» в принципе встречается нечасто. Если нам надо изумиться случайным связям, которые возникают в голове человека, то мы выберем скорее словосочетание «ассоциативный ряд», чем существительное. То есть преимущество у прилагательного, и это неспроста. Толковый словарь, например, тоже не признает самостоятельного значения слова «ассоциативность» и отсылает нас к прилагательному. Что ж, давайте последуем по предложенному адресу: «Устанавливаемый по ассоциации (второе значение)». Не откладывая дела в долгий ящик, посмотрим это самое второе значение слова «ассоциация»: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».
Причем ассоциации не всегда бывают предсказуемыми. Например, у человека, думающего о рассказе «Маска» Чехова, может возникать в воображении кадр из фильма «Маска» (1994) с Джимом Керри. На первый взгляд, никакой связи нет. Но если вдуматься, то она есть, потому что поведение столь разных главных героев одинаково провокационно. И даже источник один и тот же – желание развлечься. Однако большинству людей такая ассоциативность (и это понятно) покажется странной.
Ассоциация как способ исцеления
Пусть читатель не пугается, в наши планы не входит глубокое погружение в историю психоанализа, да это и не нужно. Иногда самые странные и безумные ассоциации могут служить дорогой к подсознанию. Как известно, автором метода свободных ассоциаций является З. Фрейд. Представьте: человек лежит на кушетке, а З. Фрейд сидит в изголовье. Клиент не видит психоаналитика и начинает называть слова и словосочетания, которые ему просто приходят на ум. Пока поток льется без препятствий, психолог не вступает в игру: он не нужен. Как только возникает пауза, психоаналитик спрашивает клиента, в чем причина. Таким образом, специалист разматывает тугой клубок проблемы и добирается до ее корней. Другими словами, иногда ассоциативность – это прекрасный профессиональный инструмент, как скальпель хирурга.
Стереотип – это ведь тоже ассоциация
Да, забыли сказать: мы насыщаем материал фактическими примерами, потому что (и это очень важно) у объекта исследования нет синонимов. А так как свято место пусто не бывает и тема интересная, то можно поговорить о не менее существенных вещах, связанных с ассоциативным рядом в принципе.
Давайте воспроизведем три основных стереотипа, взятых случайным образом:
- Блондинки – глупые.
- Мужчины плохо готовят.
- Все женщины умеют готовить.
Плюс стереотипа в том, что не надо особенно думать, потому что есть шаблон, схема, готовый образ. А минус в том, что он мешает воспринимать жизнь так, как она есть, а не так, как нам кажется. Большинство стереотипов могут не соответствовать реальности в каждом конкретном случае, но правы в общем. В противном случае они бы исчезли.
И поэтому, когда мы видим блондинку, мы сразу думаем, что она необразованная и нашпигована различными штампами. Но такая ассоциативность – это тоже своего рода клише. Отличный пример разрыва этого шаблона представлен в фильме «Блондинка в законе» (2001). В кинокартине умело эксплуатируются расхожие истины о белокурых дамах, а затем опровергаются поведением главной героини.
Остальные два стереотипа тоже не всегда правы. Но все равно большинство людей, смотря на мужчину, думает, что он со сковородками на «вы», а с женщиной обратная история. Нужно ли говорить, что значение ассоциативности в данном случае немногого стоит?
Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления
Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.
Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.
Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.
Виды ассоциаций
Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:
- Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
- Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
- Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
- Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
- Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
- Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
- Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
- Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
- Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).
Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).
В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т. д.
Ассоциативная теория мышления
С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.
Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.
Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:
- Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
- Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т. е. через образы и представления.
- Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.
Развитие ассоциативного мышления
Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
- способствует развитию воображения;
- помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
- облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
- улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
- стимулирует работу мозга;
- улучшает объём памяти.
Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.
Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.
Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.
Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
- Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
- Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
- Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
- Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
- Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
- Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Нарушение ассоциативного мышления
Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.
Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:
1. По изменению темпа мышления:
- Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
- Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
- Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
- Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.
2. По подвижности, живости процесса мышления:
- Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
- Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
- Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.
3. По грамматическому построению речи:
- Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
- Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
- Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.
4. По целенаправленности:
- Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
- Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
- Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
- Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
- Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
- Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
- Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
- Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
- Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
- Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
- Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
- Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
- Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.
Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.
Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Неврология ассоциативного обучения – Психология
Введение
Ассоциативное обучение включает кодирование отношений между событиями, например, между двумя стимулами или между стимулом и реакцией. Ассоциативное обучение отличается от неассоциативного обучения, при котором используется только один стимул. В самом узком определении ассоциативного обучения оно ограничено обучением, которое происходит во время классического обусловливания и инструментального обусловливания. Однако ассоциативное обучение можно использовать и в более широком смысле, чтобы охватить всю память об отношениях между событиями и, как таковое, включать другие формы кратковременной и долговременной памяти. В течение 20 века и с 1980, в частности, были достигнуты огромные успехи в понимании нейронных механизмов ассоциативного обучения, в частности нейробиологии классической и инструментальной обусловленности и ассоциативной памяти. Большая часть этих новых знаний была получена в результате изучения относительно небольшого числа модельных систем: препаратов у животных, в которых можно выделить и проанализировать основные нейросхемы, а также клеточные и молекулярные механизмы, лежащие в основе ассоциативного обучения. Хотя есть некоторые справочные работы, в которых обобщаются общие черты процессов ассоциативного обучения в этих различных модельных системах, большая часть литературы посвящена описанию нейробиологии конкретной модельной системы. В первом разделе этой библиографии представлены некоторые статьи и справочные работы, в которых проводится обзор нейронауки ассоциативного обучения и памяти на различных препаратах моделей и обобщаются общие черты этих различных препаратов. Он также рекомендует журналы, в которых публикуются высококачественные эмпирические и обзорные статьи по нейронауке ассоциативного обучения для различных моделей подготовки. Остальные разделы библиографии исследуют нейробиологию ассоциативного обучения в конкретных модельных системах.
Общий обзор
Хотя большая часть литературы по нейробиологии ассоциативного обучения описывает нейробиологию конкретной модельной системы, есть ряд статей, в которых делается попытка обобщить нейробиологию в каждой из различных модельных систем, а также другие статьи, описывающие общие черты механизма между этими различными модельными системами. Штейнмец и др. 2003 г. приводится сводка современных мнений о биологических субстратах обучения у наиболее часто изучаемых павловских и инструментальных кондиционирующих препаратов. Kandel 2001 представляет обзор клеточных механизмов, обеспечивающих пластичность нейронов, которая лежит в основе различных форм ассоциативного обучения, с особым акцентом на сходстве молекулярных механизмов у разных видов. Fanselow and Poulos 2005 и Medina, et al. 2002 оба рассматривают общие черты механизма павловского кондиционирования страха и кондиционирования моргания.
Фанселоу, Майкл С. и Эндрю М. Поулос. 2005. Неврология ассоциативного обучения млекопитающих. Ежегодный обзор психологии 56: 207–234.
DOI: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070213
Обзор нейронауки ассоциативного обучения с особым акцентом на павловских системах модели кондиционирования страха и кондиционирования моргания, которые являются наиболее широко изученными препаратами для ассоциативного обучения млекопитающих. Доступен онлайн для покупки или по подписке.
Кандел, Эрик Р. 2001. Молекулярная биология памяти: диалог между генами и синапсами. Наука 294:1030–1038.
DOI: 10.1126/science.1067020
Обзор основополагающей работы автора, за которую он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2000 г., посвященной механизмам обучения и памяти. Основное внимание уделяется молекулярным событиям, происходящим внутри нейронов, которые лежат в основе хранения памяти и пластичности в различных модельных препаратах, в первую очередь в аплизии.
Особое внимание также уделяется доказательствам того, что эти молекулярные события являются общими для разных видов. Доступен онлайн для покупки или по подписке.Медина, Хавьер Ф., Дж. Кристофер Репа, Майкл Д. Маук и Джозеф Э. Леду. 2002. Параллели между мозжечковым и миндалевидным телом. Nature Reviews Neuroscience 3.2: 122–131.
DOI: 10.1038/nrn728
Сравниваются и противопоставляются нейронные схемы и клеточные механизмы ассоциативного обучения при моргании и страхе, двух наиболее широко изученных формах ассоциативного обучения в мозге млекопитающих. Доступен онлайн для покупки или по подписке.
Стейнмец, Джозеф Э., Джинсок Ким и Ричард Ф. Томпсон. 2003. Биологические модели ассоциативного обучения. В
В этой главе обобщается вклад различных моделей ассоциативного обучения беспозвоночных и млекопитающих в наше понимание нейронных механизмов ассоциативного обучения. Особое внимание в нем уделяется павловской обусловленности, но также есть раздел, посвященный нейронным субстратам дискретных инструментальных реакций.
Томпсон, РФ 1986. Нейробиология обучения и памяти. Наука 233:941–947.
DOI: 10.1126/science.3738519
Описывает, почему модельные системы подходят к изучению обучения и памяти, что включает в себя отбор организма, который демонстрирует конкретную четко определенную форму обучения и памяти и имеет нервную систему, которая поддающийся исследованию, был наиболее продуктивной исследовательской стратегией для понимания того, как мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания. Доступен онлайн для покупки или по подписке.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Что такое определение ассоциативного обучения в психологии?
В этом кратком руководстве мы поговорим об ассоциативном обучении в психологии. Мы объясним, что это такое, каковы виды и особенности этого вида обучения.
Какое определение ассоциативного обучения в психологии?
В психологии определение ассоциативного обучения – это процесс, когда мы связываем стимулы, идеи или мысли с определенными действиями и, как следствие, наше поведение меняется.
В поисках большего благополучия для людей наука не давала передышки, чтобы найти решение различных условий, которые могут снизить качество жизни людей. По этой причине полезно учитывать и знать, что такое ассоциативное обучение и его различные типы.
Наш собственный опыт учит, и мы можем использовать его для решения любой ситуации, которая может возникнуть. Знание того, как справиться со сценарием в нашей жизни, может быть связано с прошлыми эпизодами.
Ассоциативное обучение — это то, что мы связываем или связываем с уже пережитым опытом, и это, так сказать, исцеляет нас или учит нас справляться со все более сильными ударами и учиться на каждом опыте, используя даже плохой опыт, чтобы превратить его в хороший или, по крайней мере, во что-то управляемое.
Способность ассоциировать проистекает из бихевиоризма, или того, что также известно как выученное поведение. К настоящему времени появилось 13 типов обучения, благодаря этому типу ассоциативного обучения люди могут почти предсказать, что произойдет после ситуации, а также научиться справляться с ней или избегать ее, если это возможно.
Для чего нужно ассоциативное обучение?
Ассоциативное обучение в основном служит для того, чтобы научиться предвидеть неблагоприятные ситуации, которые могут возникнуть, если мы будем действовать тем или иным образом, например, если я съем слишком много, у меня будет изжога.
Путем ассоциации люди могут изменить свое поведение в определенный момент, чтобы избежать неприятной сцены или состояния. Людям необходимо привыкнуть к типу реакции, чтобы знать, как избежать неприятных ситуаций.
Человек, который никогда не был в определенной ситуации, может спровоцировать неблагоприятную реакцию на определенный сценарий, но как только он/она получит опыт, он/она будет иметь больше опыта и сможет избежать этого, это благодаря ассоциативному обучению.
Короче говоря, кондуктивное обучение позволяет нам разрабатывать механизмы или стратегии, позволяющие справляться с различными ситуациями. Ассоциативное обучение можно разделить на два разных, но тесно связанных стиля.
Затем у нас есть наблюдательное обучение, которое также основано на том, что мы знаем как усвоенное поведение, но не на собственном опыте, а на наблюдении за тем, что происходит с другими людьми. Этот тип обучения необычен, потому что почти никто не экспериментирует на чужой голове. Вы должны сами принимать удары плотью, чтобы иметь возможность экспериментировать.
Типы ассоциативного научения
На самом деле существует два типа ассоциативного научения, а именно классическое обусловливание, которое связано с причинно-следственными отношениями, и оперантное обусловливание, основанное на взаимосвязи между поведением живых существ и его последствиями .
Этот тип обусловливания приводит к тому, что животное может выбраться из лабиринта методом проб и ошибок, вытекающим из отношения вознаграждения-наказания. Во всяком случае, врачи Эдвард Торндайк и Берхус Ф. Скиннер привели в качестве доказательства научные доказательства, доказывающие его эффективность.
Как уже было сказано, ассоциативное обучение было причиной различных споров относительно его применения, поскольку некоторые критики одной и той же психологической специальности расходятся во мнениях относительно техник и методов, используемых для типизации этих двух типов обучения.
Тем не менее, психологи, в целом, продолжают все глубже и глубже погружаться в методы, которые они используют, чтобы делать выводы при применении лечения к человеку, что в психологии допускает лечение, основанное не на лекарствах, а на терапии.
Различия между классическим и оперантным обусловливанием
Различие между этими системами обусловливания можно провести на основе различных компонентов:
- Ассоциация: в классическом обусловливании непроизвольная реакция связана со стимулом. При оперантном обусловливании устанавливается связь между произвольной реакцией и ее последствиями.
- Научение: при классическом обусловливании научение происходит посредством ассоциации начального стимула, вызывающего в организме регулярную безусловную реакцию. При оперантном обусловливании обучение происходит за счет ассоциации вознаграждений и наказаний с данным поведением.
- Приобретение поведения: для приобретения поведения при классическом обусловливании достаточно одновременно предъявить нейтральный раздражитель с безусловным раздражителем. Наоборот, чтобы выработать поведение при оперантном обусловливании, необходимо подкреплять и наказывать.
- Процесс: В классическом обусловливании процесс обусловливания основан на ассоциации нейтрального стимула с безусловным стимулом на основе безусловных реакций. С другой стороны, при оперантном обусловливании обучение основано на последствиях поведения.
- Тип поведения: классическое обусловливание основано на непроизвольном поведении, а оперантное обусловливание основано на произвольном поведении, на активных реакциях.
- Последовательность событий: при классическом обусловливании естественная реакция или поведение возникает после стимула. При оперантном обусловливании поведение предшествует вознаграждению или наказанию.
- Цель: для классического обусловливания цель состоит в том, чтобы связать стимулы так, чтобы некоторые из них позволили нам предвосхитить их все. Принимая во внимание, что для оперантного обусловливания цель состоит в том, чтобы связать стимул с реакцией с целью, чтобы реакция была более или менее произведена.
Характеристики ассоциативного обучения
Ассоциативное обучение выделяется тем, что его основная характеристика заключается в том, что люди учатся посредством ассоциаций. Таким образом, мы видим, что люди могут знать, что говорит знак, даже если они не понимают языка, потому что они видят картинку. Например, они видят ковбойский сапог и знают, что буквы говорят «ботинок».
С другой стороны, мы можем ассоциировать наказания или награды с опытом, что является ничем иным, как обучением тому, что уже было пережито или пережито в других предыдущих сценариях.
Если я прикоснусь к оголенному проводу, я получу ток, если я буду купаться в холодной воде, я простудлюсь, если я буду говорить слишком громко, меня призовут по стойке смирно и т. данный.
Интеллект живых существ приводит их к пониманию, что делать и чего не делать, даже таким образом можно воспитывать животное и в этих дрессировках используются поощрения и наказания. Люди также узнают, когда наказание может прийти как наказание или награда как приятное ощущение после теплой ванны.
Примеры теста на ассоциативное обучение
Мозг узнает по ассоциациям, какие объекты, люди или животные могут быть приятными, а какие, наоборот, мы ненавидим. Если предположить, что белый халат может носить стоматолог и связать это с проколом десны, ребенок может ненавидеть эти белые халаты.
И наоборот, если мы ассоциируем белый халат с продавцом сливочного мороженого, то мозг по ассоциации посылает сигнал, что белый халат является синонимом приятного вкуса во рту.
Сигнал гудка может указывать на то, что нам следует поторопиться, потому что транспорт ждет нас очень рано утром, а также может возвещать о приходе папы вечером, когда он приходит с работы домой с ужином.
Эти типы ассоциативного обучения являются инструментами, используемыми профессионалами для более глубокого и быстрого достижения лучших результатов с детьми с ограниченными возможностями обучения. Эти дети связывают вознаграждение с приятными предметами, такими как тарелка мороженого, и наказания с неприятными предметами, такими как инъекция.
Из опытов известного русского психолога Павлова следует, что ассоциация идей, основанная на пережитом опыте или на образах, звуках, ароматах, музыке, может давать удивительные результаты в обучении, а также в поведении живых существ.
Итак, каково определение ассоциативного обучения?
Изучение нашего опыта, основанного на том, что мы уже испытали, имеет основополагающее значение для выживания. Это позволяет выполнять все более адаптивные паттерны поведения и даже предсказывать возможные результаты наших действий: например, мы учимся избегать одних стимулов и активно искать другие, потому что ранее были в состоянии связать их с каким-то следствием.
Почему мы действуем так, а не иначе и как мы научились поступать так, вот что интересовало человечество на протяжении веков и привело к исследованию и исследованию этого предмета различными дисциплинами, такими как психология, порождающими различные течения и теории.
Среди этих теоретических течений мы можем найти бихевиоризм, для которого главная основа и объяснение поведения находится в способности ассоциации и ассоциативного обучения.
В этом кратком руководстве мы говорили об ассоциативном обучении в психологии. Мы объяснили, что это такое, каковы виды и особенности этого вида обучения.
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, пожалуйста, сообщите нам!
Ссылки
Дикинсон, А. (1980). Современная теория обучения животных. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Томпсон, Р.Ф., Бао, С., Чен, Л., Сиприано, Б.Д., Грете, Дж.С., Ким, Дж.Дж., … и Крупа, Д.Дж. (1997). Ассоциативное обучение. Международный обзор нейробиологии, 41, 151-189.