13. Общая характеристика ассоцианизма.
В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой — сознание — был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.
Однако уже к 40 — 50 — м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30 — е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии — теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление.
Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он называл все общественные науки).
Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук.
Ведущие психологи 19 в. — Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 — х годах 20 в. известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология без метафизики”. Сложность задачи модификации психологической науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20 в., в результате которого психология разделилась на отдельные направления.В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.
Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая, биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.
Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм, Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.
Зарождение и развитие ассоциативной психологии
4. 05.2011Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоциапизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.
Джордж Беркли (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, Беркли во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т.е. то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира.
Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710).
Давид Юм (1711 -1776 гг.). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект- процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи).
Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции.
В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.
Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. В структуре психики человека Гартли выделил два круга -большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал в психологии свою, вторую после Декарта, теорию рефлекса. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.
Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения.Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.
Психика, по Гартли, состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.
Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны.
Ключевые слова: История, НаукаИсточник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме |
---|
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Развитие педологии как науки Петровский А.В., Психология в России. XX век |
Для чего и как изучают историю История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
Психологическая мысль Нового времени Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009. .. |
История отечественной психологии личности Петровский А.В., Психология в России. XX век |
Концепции исторического развития История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков… |
Психология нового времени Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
Задачи, принципы и методы истории психологии Константинов В.В., История психологии |
Ассоциационизм | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
В философии сознания ассоциационизм зародился как теория о том, как идеи сочетаются в уме, и относится к идее о том, что психические процессы (например, обучение и умственное развитие) осуществляются путем ассоциации одного состояния с последующими состояниями. Эта идея впервые зафиксирована у Платона и Аристотеля, особенно в отношении последовательности воспоминаний. Эти идеи в конечном итоге приводят к объяснению обучения с точки зрения стимула и реакции.
Члены преимущественно британской «ассоциационистской школы», включая Джона Локка, Дэвида Хартли, Дэвида Хьюма, Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля, утверждали, что этот принцип применим ко всем или большинству психических процессов, предполагая, что все сознание является результатом комбинации, в соответствии с законом ассоциации, определенных простых и первичных элементов, полученных из чувственного опыта.
Джон Локк предположил, что каждый из нас родился с tabula rasa (без каких-либо врожденных способностей) и научился формировать представления в результате опыта, а не разума.
«Экспериментальная психология», как назвал ее Дэвид Юм (1711–1776), была связана с изучением разума как зеркала представлений о природе, постоянно пытаясь осмыслить мир. Иммануил Кант (1724–1804) был среди тех, кто критиковал внимание Юма к опыту, утверждая, что знание должно быть результатом либо данной Богом, либо развитой рациональности, но что природа разума делает невозможным прямое наблюдение.
Несмотря на его теории, эмпирическая методология, начатая ассоциативистами, сохраняла свои позиции, и до конца девятнадцатого века эксперименты проводились в таких областях, как память и обучение животных.
Позже члены школы разработали очень специфические принципы, определяющие, как работают ассоциации, и даже физиологический механизм, не имеющий ничего общего с современной нейрофизиологией. Для гораздо более полного объяснения интеллектуальной истории ассоциационизма и «ассоциационистской школы» см. «Ассоциацию идей», отредактированную версию 1911 Одноименная статья Британской энциклопедии.
Некоторые идеи ассоциативной школы предвосхитили бихевиористскую психологию, особенно идею обусловливания. [Как сделать ссылку и дать ссылку на резюме или текст]
См. также[]
- Ассоциация (психология)
- Ассоциативные процессы
- Кондиционирование
- Коннекционизм
Внешние ссылки[]
- Предыстория когнитивной науки.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Ассоциативизм без ассоциативных связей: Томас Браун и ассоциативистский проект
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию: Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Невозможно загрузить делегатов из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Эльзевир НаукаПолнотекстовые ссылки
. 2015 дек;54:31-40. doi: 10.1016/ж.шпса.2015.08.001. Epub 2015 25 августа.Майк Дейси 1
принадлежность
- 1 Вашингтонский университет в Сент-Луисе, факультет философии, One Brookings Drive, Box 1073, Сент-Луис, Миссури 63130, США. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 26568084
- DOI: 10.1016/ж.шпса.2015.08.001
Майк Дейси. Stud Hist Philos Sci. 2015 Декабрь
. 2015 дек;54:31-40. doi: 10.1016/ж.шпса.2015.08.001. Epub 2015 25 августа.Автор
Майк Дейси 1
принадлежность
- 1 Вашингтонский университет в Сент-Луисе, факультет философии, One Brookings Drive, Box 1073, Сент-Луис, Миссури 63130, США. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 26568084
- DOI: 10.1016/ж.шпса.2015.08.001
Абстрактный
Есть две роли, которые ассоциация играла в ассоциационизме 18-19 веков. Первое доминирует в современном понимании истории концепта: ассоциация — это причинная связь, призванная объяснить, почему идеи появляются в той последовательности, в которой они появляются. Второе игнорировалось: ассоциация — это просто регулярность хода мыслей и цель объяснения. Взгляд на ассоциацию как на регулярность возникал в нескольких формах на протяжении всей традиции, но Томас Браун (1778-1820) делает это различие явным. Он утверждает, что ассоциативной связи не существует, а ассоциация — это просто последовательность. Я прослеживаю этот взгляд на ассоциацию через традицию и рассматриваю его последствия: взгляды Брауна, в частности, мотивируют переосмысление ассоциативной традиции в психологии. Ассоциативизм был проектом, объединенным общим феноменом экспланандума, а не теорией, объединенной общим теоретическим положением.
Ключевые слова: Ассоциативизм; Дэвид Хьюм; Эмпиризм; Психология; Томас Браун.
Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
- Томас Браун о философии и психологии восприятия.
Миллс Дж.А. Миллс Дж.А. J Hist Behav Sci. 1987 января; 23(1):37-49. doi: 10.1002/1520-6696(198701)23:13.0.co;2-n. J Hist Behav Sci. 1987. PMID: 3546480
- Томас Беддос и немецкая психологическая традиция.
Викерс Н. Викерс Н. Примечания Rec R Soc Lond. 20 сентября 2009 г .; 63 (3): 311-21. doi: 10.1098/rsnr.2009.0025. Примечания Rec R Soc Lond. 2009. PMID: 20027748
- Психобиологический ассоциационизм Дэвида Хартли и наследие Аристотеля.
Букингем Х.В., Фингер С. Букингем Х.В. и др. J Hist Neurosci. 1997 апр; 6 (1): 21-37. дои: 10.1080/09647049709525683. J Hist Neurosci. 1997. PMID: 11619194
- Теории деятельности и онтология психологии: изучение датского и российского опыта.
Маммен Ю., Мироненко И. Маммен Дж. и соавт. Integr Psychol Behav Sci. 2015 декабрь; 49 (4): 681-713. doi: 10.1007/s12124-015-9313-7. Integr Psychol Behav Sci. 2015. PMID: 26001990 Обзор.