«Реклама, меняя наши ассоциативные цепочки, меняет и нашу память» — Офтоп на vc.ru
Андрей Бакаленко, руководитель продукта мобильных приложений «Сбербанк Онлайн», рассуждает о психологии пользователей.
8018 просмотров
Недавно Facebook выпустила обновление мобильного приложения. Теперь на экране умещается больше информации.
До и после обновления
Команда самой популярной соцсети в мире проделала гигантскую работу: дизайнеры, проектировщики и менеджеры исследовали поведение пользователей и внесли ряд ключевых изменений. Глубина просмотра, скорее всего, существенно вырастет.
Facebook помогает нам чувствовать себя комфортно при просмотре новостной ленты, но действительно ли это нам необходимо? Точно ли просмотр ленты — это занятие, которым я хочу заняться прямо сейчас и в таком объёме?
После обновления ленты я наткнулся на статью, которая как раз критикует изменения в интерфейсе приложения Facebook. Автор утверждает, что Facebook использует «тёмную магию» при проектировке интерфейсов, которая заставляет нас вопреки здравому смыслу тратить в соцсети всё больше времени.
Существует даже движение против таких неэтичных инструментов. Идеологи этого направления считают, что необходимо выработать дизайн-этику.
Выступление одного из ярких представителей идеологии дизайн-этики Тристана Харриса на TED
Использует ли Facebook техники манипулирования? Делает ли она это осознанно или случайно, стремясь достигнуть поставленных KPI по конверсии? Мне это неизвестно, но интерфейсы, которые мы создаём в продуктах, действительно влияют на то, куда пользователи инвестируют своё время.
Сейчас мы смотрим видео на YouTube вместо просмотра телевизора и чтения книг. Интерфейсы и удобство продуктов влияют на пользователей — это факт. Мы подвержены влиянию внешних факторов.
Во власти владельцев продукта, дизайнеров и разработчиков управление вниманием пользователей, их временем — одним из самых ценных ресурсов.
Поэтому я решил разобраться, как, используя различные методики, помогать пользователям. Я начну с основ — с психологии.Не путать этот термин с психиатрией или психоанализом мне было непросто. Психология — это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психической деятельности человека и групп людей. Изучение психологических отклонений и психоанализ являются лишь отдельными небольшим направлениями, которыми занимаются учёные в психологии.
Сегодня я хочу поделиться открытиями, которые я для себя сделал после курса по психологии в Йельском университете. Все мои выводы подтверждены исследованиями, в том числе использующими серьёзный математический инструментарий.
Первая лекция по курсу «введение в психологию» Йельского университета.
«Многие зачатки поведения заложены в нас эволюцией, с ними ничего нельзя сделать — мир меняется быстрее нашего тела. Поэтому мы так любим сладости!»
Первый шаг на пути к пониманию логики пользователей — признание эволюционных особенностей человека. Например, мы все любим сладости. Почему? До появления индустрии сладостей сахар встречался в природе довольно редко, только в некоторых фруктах. Поэтому любовь к сахару помогала нам в джунглях: найдя сахар, мы могли съесть его в больших количествах и удовлетворить потребность в углеводах.
Около 40% людей боятся змей. Это страх, приобретённый человеком в течение десятков тысяч лет эволюции. Но мир меняется быстрее нашего тела, поэтому компании по производству сладостей используют нашу любовь к сахару. Поэтому мы не боимся машин, которые сегодня гораздо опаснее змей и пауков.
Надпись: «Так работает естественный отбор». Антилопа: «Я не собираюсь двигаться до тех пор, пока кто-нибудь не объяснит мне, почему мы должны убегать, если нас больше?»
Эволюция, мутация, естественный отбор — не моральны и не аморальны. Они просто есть и эти изменения не всегда максимально эффективны. Многие особенности, в том числе любовь к сахару, теперь только мешают нам жить.
Отдельные особенности тела и поведения могли развиться случайно. Например, у шведов, живущих за полярным кругом, в три раза чаще встречаются случаи заболевания шизофренией, чем в остальном мире.
Эволюция предполагает вариативность, которая помогает нам развиваться, но некоторые ветки таких отклонений в итоге могут оказаться тупиковыми. Такие отклонения в организме человека функционируют на протяжении тысяч лет.
Поэтому помните, что мы можем управлять людьми и направлять их, используя эволюционные особенности. В наших силах использовать собственные слабости и решить, будем ли мы использовать их во благо или во вред.
«Перестаньте доверять памяти. Воспоминания могут быть изменены нами, другими людьми и компаниями — сознательно или бессознательно»
Если вам кажется, что вы помните, где были вчера, когда сборная России обыграла Голландию и прошла в полуфинал «Евро-2008», скорее всего, вы ошибаетесь.
Мы не запоминаем каждую деталь событий, а при помощи ассоциаций и уже сохранённых в долгосрочной памяти событий запоминаем всё происходящее.
Цепочка ассоциативных связей
Если я вам расскажу про то, как сходил в потрясающий джазовый бар The Hat в Петербурге, но забуду упомянуть про факт оплаты счёта, то, пересказывая эту историю кому-то другому, вы можете случайно рассказать: «Андрей, заплатив за счет, вышел из бара…» Такие события, как оплата счёта, кажутся для нас логичными и входят в типичные ассоциативные цепочки, связанные с барами, ресторанами и кафе. Но ведь, не факт, что я оплатил счёт?
Итак, вернёмся к сборной России. Уверен, для многих победа над голландцами была очень ярким моментом в жизни.
Первый гол забил Павел Павлюченко
А вы помните, где были, когда сборная победила, и все радовались, как дети? С вероятностью в 50% вы ответили на этот вопрос неправильно (даже если на 100% уверены).
Эта вероятность получена при исследовании трагического события 11 сентября, когда самолёты врезались в башни-близнецы на Манхэттене. Учёные, специализирующиеся на памяти, на следующий день после катастрофы узнавали у людей , где они находились, затем повторяли эксперимент каждый год.
Лишь 63% респондентов верно ответили на вопрос через год. Каждый следующий год доля неправильных ответов увеличивалась примерно на четыре процента. В среднем люди оценивали свою уверенность ответов по пятибалльной шкале примерно на 4,5 из 5, то есть опрошенные с уверенностью настаивали, что ярко помнят, где находились в момент трагедии.
Мы часто ошибаемся в своих воспоминаниях. Поэтому перестаньте доверять своей памяти и начните записывать то, что действительно важно, что вы хотите запомнить наверняка.
Только 63% респондентов через год после катастрофы 11 сентября вспомнили, место, где впервые узнали о трагедии
Кажется, всё не так плохо. Мы всегда знали, что можем что-то забыть. Теперь, оказывается, что мы не можем быть уверенными даже в самых ярких воспоминаниях. Но это ещё не всё. Самое интересное — воспоминания каждого человека можно изменить. В этом нет магии, вам не нужен гипноз или сложные манипуляции.
Наша память работает как «Википедия»: мы можем менять отдельные страницы на ресурсы. Но наша память доступна и людям извне. Одна из самых распространённых техник — это явные и скрытые намёки. Самый известный эксперимент провела Элизабет Лофтус, главный эксперт в области исследования памяти.
Эксперимент следующий. Респондентам показывают один и тот же фильм автомобильной аварии, после этого людей разделяют на две группы. Респондентам задают почти одинаковые вопросы: немного отличаются формулировки.
Первая группа. С какой скоростью ехали автомобили, когда они столкнулись друг с другом?
Вторая группа. С какой скоростью ехали автомобили, когда они врезались в друг друга?
Ответ первой группы: средняя скорость, собранная с респондентов по отдельности, составила 54 км/ч.
Ответ второй группы: 66 км/ч, на 12 км/ч быстрее по сравнению с первой группой.
У этих же групп через неделю после проведения эксперимента спросили, видели ли они разбитое стекло на экране (на самом деле разбитого стекла не было). В первой группе 14% зрителей видели разбитое стекло, а во второй эта доля увеличилась до 32%. Получается, что сам вопрос заставил людей «увидеть» разбитое стекло, а в группе, в которой формулировка вопроса намекала на стекло, это влияние оказалось ещё больше.
Элизабет Лофтус
В 1990 годах после того, как в США начали применять анализ ДНК для проверки осужденных, около 300 человек, в том числе, приговоренных к смертной казни и пожизненному заключению, оказались невиновными. Ключевыми уликами по их делам были «показания свидетелей». Детектор лжи не обнаружил бы отклонений — свидетели верили в то, что они говорили. Иногда сами осужденные верили, что они совершили преступление.
Как компании могут использовать недостатки нашей памяти
Самый простой способ изменения памяти — постоянная реклама, которая в конечно итоге вбивает в наши головы «товар номер один в мире». Куда интереснее кейсы цифровых сервисов.
Если мы пользуемся определенным продуктом, который вызывает у нас позитивные эмоции (будь то это социальное признание — лайки в Facebook или видео, которое отлично помогло отвлечься на YouTube), то мы опускаем нейтральный опыт и, если не было негатива, помним самое лучшее.
Мы помним, что сервис принёс нам удовлетворение. Если в следующий раз придет push-уведомление, то мы с большой вероятностью откроем его, хотя оно может отнять больше времени, чем принести пользы.
Уведомление, по которому захочется перейти, но вопрос о пользе затраченного времени остаётся открытым
Вывод: нельзя полагаться на свою память. Реклама, меняя наши ассоциативные цепочки, меняет и нашу память.
Напоследок три интересных факта о памяти:
- Ученые до сих пор не знают, почему мы не помним события в раннем детстве. По одной из гипотез, без знаний языка нам намного сложнее запоминать вещи, так как не можем их выражать. Поэтому мы не помним ничего до момента овладения языком.
- Чем больше мы знаем, тем проще запоминаем. В краткосрочной памяти мы храним от пяти до девяти информационных блоков. Чем больше таких блоков у нас в долгосрочной памяти, тем проще запоминать новое. Например, можете ли вы легко запомнить комбинацию 26119223839? Если да, поздравляю. У вас феноменальна память. В среднем люди не могут запомнить более семи цифр. Для меня и многих моих однокурсников это лишь набор всех трамваев и автобусов, которые ходили до МГУ или от МГУ. Если в номере телефона есть 26, 22, 119, 38, 39, я проще его запоминаю, потому что это всего лишь пять блоков информации, которые я могу ассоциировать с определёнными блоками воспоминаний в моей памяти.
- Психологи так и не доказали существование идеально фотографической памяти. Даже люди с отличной памятью запоминают вещи ассоциативно и не всегда точно.
Раздел 6 Ассоциативная цепочка («перенос значения»).
Манипуляция сознанием 2Раздел 6
Ассоциативная цепочка («перенос значения»)
Краткое описание
Один из самых простейших, но достаточно эффективных приемов манипуляции сознанием. Заключается в том, что предмет манипуляции выставляется манипулятором перед реципиентом в том виде, который ему необходим («хороший» для манипулятора — в положительном, «плохой» — в отрицательном). То есть увязывается в сознании реципиента с каким-либо предметом, явлением или процессом посредством логической или эмоциональной ассоциации (отсюда и название «цепочка»). Это делается путем навязывания реципиенту мнения манипулятора о предмете манипуляции.
Средства для этого могут использоваться самые различные. От акцентации мимикой, жестами и тембром голоса (например, «демонизируя» предмет манипуляции, манипулятор может делать страшное или унылое выражение лица, а «идеализируя» его — томно и благоговейно закатывать глаза), до упоминания в контексте обсуждения предмета манипуляции вещей (терминов, символов, событий), которые непосредственно с предметом могут быть и не связаны, но косвенно придают ему свою эмоциональную или качественную «окраску». Обычно это выглядит как использование постороннего символа для придания речи (тексту) обсуждения большей насыщенности и аттрактивности.
Задача манипулятора в том, чтобы реципиент стал оценивать предмет манипуляции не с логической, но исключительно с эмоциональной, причем навязанной манипулятором, точки зрения. Способ противодействия манипуляции в данном случае предельно простой: не принимать эмоциональных оценок предмета разговора, а стараться оценивать его с сугубо логической точки зрения.
Перенос значения применяется в манипуляции сознанием достаточно часто. Он удобен, прежде всего, тем, что позволяет некий образ, который манипулятор стремится выставить в резко отрицательном виде, «привязать» (логически или через обычное сравнение — «вот это — оно же совсем как это!») к чему-то, имеющему однозначно отрицательный оттенок.
Вот один из примеров. В интервью изданию «Новые известия» идеолог и «архитектор» «перестройки», один из наиболее активных участников уничтожения нашей страны, А. Яковлев, рассуждал о «политической ситуации» в России. Все интервью было выдержано в радикально-либеральном духе, вопросы, задаваемые журналистом (В. Максимов) напрямую подталкивали интервьюируемого Яковлева к антисоветским и антирусским ответам. На протяжении всего интервью это создавало совершенно определенный, антигосударственный и антироссийский настрой (используется создание заданной информационной атмосферы, 25).
К концу интервью разговор зашел о том, что российская власть не поддерживает (в должной, с точки зрения Яковлева, мере) кампанию по очернению истории нашей страны. Яковлева сильнейшим образом раздражало то, что высшая российская власть «смеет» расценивать российский и, особенно, советский период истории не как одно сплошное «позорное пятно».
В соответствии с этой позицией «архитектора перестройки» журналист задает ему вопрос:
«ЖУРНАЛИСТ: И что, в связи с этим надо вновь говорить, что пакт Молотова — Риббентропа был исторической необходимостью?
ЯКОВЛЕВ: Это нужно, чтобы показать: мы всегда были правы. Это властная преемственность правоты. Живем хуже всех, а виноваты в этом не мы, а другие. Нам постоянно нужен враг, почему-то нам легче, когда он есть. Мы все время на баррикадах. Вот только-только, начиная с 1985 года, стали спускать ногу с баррикад, а нам эту ногу опять толкают назад: а ну полезай обратно! Конечно, пакт 1939 года с его разделом сфер влияния — это чистой воды империализм. Такой же, кстати, как и захват мира через мировую революцию».
Важно помнить, что Яковлев — один из основоположников кампании по демонизации политики Советского Союза в предвоенный период. Эта политика, проводимая Сталиным, позволила разрушить логичный союз Германии, Англии и Франции (не считая Польши, Прибалтики и других европейских государств) против СССР, на который до последнего момента рассчитывал Гитлер. Эта же политика позволила советскому лидеру использовать фашистскую Германию для достижения целей СССР. «Договор о ненападении между СССР и Германией», именуемый прозападными силами «пактом Молотова — Риббентропа» (навешивание отрицательных ярлыков, 13. 1), являлся крупнейшим провалом англосаксонской дипломатии за весь известный период истории. Попытка стравить СССР и набиравшую силу нацистскую Германию Гитлера, предпринятая европейскими государствами, провалилась именно благодаря гениальной политической игре Сталина. Итогом ее стала свара между потенциальными антирусскими союзниками — Англией, Францией, Польшей, Румынией, Венгрией и др. Именно поэтому все представители прозападной «пятой колонны» на территории России с такой яростью бросаются на эту выдающуюся победу русской-советской дипломатии: она напоминает нашему народу, что, при наличии желания и решимости, мы можем бороться и побеждать «цивилизованных» агрессоров.
Сама этимология термина «пакт Молотова — Риббентропа» является типичной «ассоциативной цепочкой». Фамилия «Риббентроп» полностью ассоциируется у российской аудитории с нацизмом и фашистской бюрократической машиной. Соответственно, фамилия «Молотов» — с советским строем и с советской бюрократией (в хорошем смысле этого слова: с чиновниками, верой и правдой служившими своей стране и своему народу). Цель манипуляции в том, чтобы создать видимость «тождественности» советской и фашистской систем. Если вдаваться в подробное выяснение сущностей обеих систем, то выяснится разнонаправленность их вектора (в то время как у аглосаксонской и фашистской моделей мироустройства слишком много общего; в основе лежат одни и те же идеи, доведенные немцами до логического совершенства на полвека раньше, чем это сделали англосаксы). Поэтому манипуляторы просто «привязывают» один символ (фашизма — фамилию нацистского министра иностранных дел) к другому (советскому символу фамилии советского министра). Результат: в подсознании реципиента «равенство фамилий» ассоциируется с равенством функций двух крупнейших функционеров двух разнонаправленных систем. И как следствие — с равенством задач, которые каждая из этих систем между собой ставила.
Последнее укрепляется еще и осознанием того, что обе эти стороны пришли к подписанию одного документа, то есть делали одно общее дело.
Для этого, правда, потребовалось еще и извращение сути «Договора о ненападении…». Договор был представлен как акт, закрепивший раздел «независимого государства Польши», хотя на самом деле по Договору Советский Союз возвращал себе НЕКОТОРЫЕ из территорий, принадлежавших России до Первой мировой войны.
В итоге потребитель такой информации в подсознании прочно «забивает» информационную установку о том, что СССР и Германия преследовали сходные цели и, следовательно, были сходными по своей сути.
В продолжение этой манипуляции, Яковлев привязывает политику СССР к империализму: «Конечно, пакт 1939 года с его разделом сфер влияния — это чистой воды империализм». В данном случае имеет место и ложь историческая (18.2), так как «империализм» — создание метрополией (империей) территориально-сырьевых периферийных территорий (колоний различного типа) с целью перекачки сырья и ценностей оттуда в «федеральный центр». В результате периферийные территории разрушаются, деградируют, а метрополия (империя) богатеет.
Однако СССР (как и Россия в ее дореволюционной истории) никогда не грабила вновь приобретаемые территории. Наоборот — в них постоянно шли инвестиции на развитие; денежные потоки шли ИЗ России на периферию, а не наоборот. Показательна в этом отношении фраза императора Александра III, сказанная им в ответ на предложение его окружения урезать некоторые аспекты автономии Княжества Финляндского: «Оставьте в покое финнов! Они единственные, кто не тянет денег из русского крестьянина!». Политика России, направленная не на колониализм и ограбление, а на развитие приобретаемых территорий, в смысловом отношении привязывалось Яковлевым к типично западному и отрицательно воспринимаемому подавляющим большинством людей явлению — империализму.
В одной из передач на «Радио «Маяк», в процессе обсуждения вопросов развития российской экономики и эффективности правительств, разговор зашел о различиях кейнсианской и либеральной моделей модернизации экономики применительно к ситуации в Китае.
Собеседник ведущего, объясняющий (вернее — активно пропагандирующий) «пагубную» роль вмешательства государства в экономику, рассказывает:
«Ну, либеральная модернизация… ну, это представьте — когда государство играет, просто… как арбитр на футбольном поле. Оно определило правила игры и после этого не вмешивается в игру, если правила эти не нарушаются…
… А кейнсианская модель — это когда государство само по себе играет вместе со всеми… и даже активно играет, как игрок. Оно просто закачивает бюджетные средства в отдельные отрасли экономики, ну… а потом… Оно как Мюнхгаузен за волосы пытается вытащить себя из какого-то кризиса…
… Но это невозможно. Оно все равно ошибется».
Гость программы использует обидные и комичные сравнения: «закачивает бюджетные средства» (некая аналогия с бесперспективной бездонной бочкой, в которую сколько ни «закачивай» — толку не будет), «как Мюнхгаузен за волосы пытается вытащить себя из кризиса» (аналогия с известным сказочником, чьи фантазии в реальности никому не способны помочь) — в отношении программ государственного регулирования экономики.
Таким образом, сама идея госрегулирования выставляется говорящим в комичном и несерьезном виде — на нее переносится и увязывается с нею комизм термина «вытаскивания себя за волосы». К тому же, используя образ барона Мюнхгаузена, ставшего символом фантазеров, выступающий увязывает образ сторонников кейнсианской модели модернизации с образом беспочвенных фантазеров и врунов, рассказывающих всем сказки вместо реальных дел. Говорящим проводится явная агитация за одну точку зрения, через дискредитацию другой путем манипуляции сознанием. И не в том дело, какая модель лучше — просто использование манипуляции для доказательства чего-либо является признаком слабости аргументной базы доказывающего.
И, как следствие — ущербности отстаиваемой манипулятором системы ценностей.
Показанный по каналу СТС телесериал «Бедная Настя» о жизни российского общества во второй половине XIX века представляет собой интересный пример манипуляции в художественном произведении. Как может заметить даже не слишком внимательный зритель, в сериале персонажи-господа к персонажам-крепостным относятся исключительно вежливо, тепло, прямо-таки по-отечески нежно. Иногда становится непонятно: кто кем владеет, кто кого может пороть и продавать? Просмотр сериала создает устойчивое впечатление, что «тогда» именно так и было. И все хозяева именно так и относились к своим холопам. Если уж ругали их и наказывали, то исключительно высокоморально: «Ну как же ты, голубчик, так умудрился, а? Не стыдно?» Это типичный «перенос значения». Не секрет, что нынешняя власть позиционирует себя как наследницу «дореволюционной России» (с оговорками, что «и советское прошлое забывать, конечно, не стоит»). Таким образом, современная российская «элита» исторически увязывает себя ассоциативной цепью с той, дореволюционной знатью.
Одна из важнейших претензий к сегодняшней «элите» — ее бездушно-жестокое отношение к собственному народу, полное безразличие: будет он жив или значительная часть его вымрет в ходе реформ? Вспомним знаменитое чубайсовское: «Ну, подумаешь, вымрут тридцать-сорок миллионов — чего переживать?.. Значит, они не вписались в рыночную экономику!» Такое отношение к своему народу полностью делегитимизирует нынешнюю власть. У которой и без того с легитимностью очень большие проблемы…
Поскольку убедить население страны, что власть к нему относится хорошо, не удается (население на собственной шкуре, на собственных условиях жизни видит, чего на самом деле стоят такие разговоры) — шила, как говорится, в мешке не утаишь — власть использует приемы такого рода.
Показывая милейшие отношения тогдашних «хозяев жизни» к своим холопам, Система рассчитывает, что, посмотрев сериал, реципиент неосознанно подумает: может, раз хозяева ТОГДА так хорошо к народу относились, то и ТЕПЕРЬ они к нам так же по-хорошему будут относиться? Положительные качества тогдашней «элиты», показанные создателями сериала, подсознательно переносятся на сегодняшнюю «элиту» и делают ее имидж более привлекательным.
В дополнение к этой теме можно порекомендовать читателю обратить внимание на замалчивание сегодня «неприятных» аспектов жизни дореволюционного общества — таких, как рабство и тяжелейшее положение простого населения после его отмены.
А вот еще пример манипуляции, основанной на переносе значения. В эфире радиостанции «Голос Америки», в одной из передач в начале 2004 года, прозвучало следующее высказывание: «Первый советский космонавт, Юрий Гагарин, погиб в 1968 году, всего несколько месяцев не дожив до ввода советских танков в Чехословакию…»
Казалось бы — какое отношение имеет факт гибели Юрия Гагарина, разбившегося в учебном полете, к событиям в ЧССР 1968 года? Если рассуждать здраво, логическую связь найти достаточно сложно. Но, в данном случае, «Голос Америки» проводит прием манипуляции сознанием «ассоциативная цепочка». По логике манипулятора, события в Праге весной 1968 года несут резко отрицательный эмоциональный оттенок. Ведь там советские тоталитарные свиньи позволили себе, ради защиты каких-то там «государственных интересов» «этого мерзкого Советского Союза», раздавить танками стремление гордых чехословаков припасть к общемировым ценностям и европейской халяве. И, если ставится задача лишний раз мазнуть грязью один из Символов СССР (4.1), имеет смысл увязать этот Символ ассоциативно с фактом, имеющим отрицательное значение — как раз с событиями в ЧССР 1968 года. Повод связать найдется — было бы желание. Если бы Гагарин погиб, к примеру, на полгода позже, было бы сказано: «Это тот космонавт, который не выступил на защиту свободолюбивых чехов и словаков во время оккупации Советами Праги в 1968 году…» Здесь, кстати, мы имеем любопытный пример ошибки манипуляторов, и на это также полезно обратить внимание. «События 1968 года в Чехословакии» несут отрицательный заряд только для ортодоксально-антисоветски настроенных людей, так называемых «демократов». Для обычного же человека ввод советских войск в ЧССР либо является нейтральным фактом: «Подумаешь, все так делают — американцы вообще творят по всему свету кровавую мясорубку!..» Либо вообще имеет положительное значение: «Так им и надо, знай наших, не только американцы могут за себя и за свои интересы постоять!» В результате такая ассоциативная увязка начинает работать уже против манипулятора. Люди либо не понимают — при чем тут «1968 год»? — и это непонимание вызывает у них неосознанное раздражение от передачи, либо вообще могут распознать или интуитивно угадать манипуляцию. А это — наихудшее развитие событий для манипулятора.
Также прием «перенос значения» можно часто встретить в нынешних провластных передачах об образцах вооружения современной Российской армии.
Методика «переноса значения» в данном случае следующая. На экране показывается какой-либо образец военной техники, созданный еще при СССР — так как сегодня не разрабатывается вообще ничего. После рассказа, какой это хороший образец и как эффективно он может применяться, насколько полезен он будет для современной Российской армии, следуют кадры хроники времен Великой Отечественной войны. Иногда — войн во Вьетнаме, в Афганистане, в Египте и т. п., где наша техника хорошо себя зарекомендовала. Потом рассказывается о героях-летчиках (если речь идет о самолете), снова показывают новую технику и снова — хронику военных лет. В промежутках — кадры учений, когда данный образец используется сегодня, пусть и с демонстрационными целями. При этом в кадрах сегодняшних учений операторы акцентируют внимание зрителя на современной российской военной символике.
У зрителя образ современной техники накладывается на рассказы и показы подвигов былых времен (все рассказы передаются как будто о недавно прошедших событиях), и создается подсознательное впечатление, что и сегодня эта боевая техника используется столь же активно, как и тогда, «при коммунистах». И что ее так же много, как и было «тогда».
Таким нехитрым приемом авторы передач стремятся скрыть катастрофическое состояние сегодняшней Российской армии, где все, что плавает, летает и стреляет — на 99 процентов сделано еще до разрушения, а спроектировано — так и вообще на все 100 процентов…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Перенос технологий на исламскую почву и их адаптация к местным условиям
Перенос технологий на исламскую почву и их адаптация к местным условиям Западные технологи «цветных» революций сумели в довольно короткое время – с середины по конец нулевых годов 21 века отработать в дополнение к европеизированным методам сноса действующих режимов
Перенос событий в мегаполисы и столицу
Перенос событий в мегаполисы и столицу Опыт Арабской весны показывает, что массовые акции протеста должны сопровождаться усилением репрессий, что вызывает разрастание их масштаба – и это было достигнуто за счет провокаций в отношении как самих демонстрантов, так и
Глава пятая.
Значения переводаГлава пятая. Значения перевода Всем известно, что американцы мало понимают в футболе. Во-первых, мы все еще называем его soccer. Во-вторых, многие американцы обращают внимание на самую популярную на свете игру только раз в четыре года, шумно поддерживая нашу сборную на
Пенсионер союзного значения
Пенсионер союзного значения Пока я не переехал в Прагу, мы жили по соседству, в двух кварталах друг от друга — в Верхнем Манхэттене, в районе Вашингтон-Хайтс. Я знал в лицо этого импозантного подтянутого старика, а как-то встретил его в парке в окружении увядшего цветника:
Логическая цепочка
Логическая цепочка В предисловии я отмечал, что из всех событий 11 сентября именно падение башен-близнецов мне показалось наиболее странным. Видимо, мое техническое образование и породило интуитивное недоверие к полному обрушению зданий из-за пожара, пусть даже
Глава 13.
БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯГлава 13. БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Перемены происходили незаметно. Но, обосновавшись в Кремле в роли президента самостоятельной России, Борис Николаевич конечно же изменился. Изменились его манеры, взгляд, даже походка стала, неспешной. У него сложились свои представления о
ДТП союзного значения
ДТП союзного значения Об этих случаях в советские времена было известно совсем немного. Как правило, дорожно-транспортные происшествия с участием автомобилей первых лиц партии и правительства в средствах массовой информации не освещались. В лучшем случае всё
Перенос сетевой стратегии на территорию России
Перенос сетевой стратегии на территорию России На сегодня пространством активного развертывания американских сетей стала сама Россия. США реализуют это по трем причинам:• чтобы, манипулируя кризисом в России, воспрепятствовать дальнейшим шагам по распространению и
Формат не имеет значения
Формат не имеет значения Литература Формат не имеет значения ОБЪЕКТИВ Виктор Перегудов. Сад золотой. – М.: Художественная литература, 2009. – 408?с. Если рассуждать о настоящей прозе, то количество страниц, по-моему, не имеет принципиального значения – ведь даже в небольшой
БОЙ НЕ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ…
БОЙ НЕ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ… Факт изнасилования Кремлем демократии в Нижнем Новгороде признали все не зависимые от президентской администрации деятели — и даже адвокат Макаров, правозащитники из “Мемориала” и Хельсинской группы Гефтер и Лохман.Председатель ЦИК РФ
Перенос слагаемых / Политика и экономика / Те, которые…
Перенос слагаемых / Политика и экономика / Те, которые… Перенос слагаемых / Политика и экономика / Те, которые… Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин опроверг свое авторство идеи
Диктант мирового значения
Диктант мирового значения Диктант мирового значения РОДНАЯ РЕЧЬ В акции по массовой проверке грамотности «Тотальный диктант», которая проходила в минувшую субботу на 116 площадках в 85 городах России и мира, приняли участие и стар и млад.
Николай Коньков БОЙ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Николай Коньков БОЙ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БОИ НА ВЫБОРГСКОМ целлюлозо-бумажном комбинате открыли новый этап политической жизни в России: вместе с путинской эпопеей в Чечне, коррупционными скандалами Кремля и раздорами внутри недавней “партии власти”. “Наши выборы
Цепочка создания стоимости в нефтяном секторе: уязвимые для коррупции места
Цепочка создания стоимости в нефтяном секторе: уязвимые для коррупции места В этом разделе анализируется уязвимость для коррупции каждого звена цепочки создания стоимости в нефтяном секторе – от получения прав на изыскательские работы до продажи бензина на АЗС. Здесь
МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 16 сентября 2002 0 38(461) Date: 17-09-2002 Author: Сергей Бакунин МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Предстоящий второй тур губернаторских выборов в Красноярском крае имеет много аспектов. Некоторые обозреватели пытаются представить
РАЙОН ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ
РАЙОН ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ 17 декабря 2002 0 51(474) Date: 17-12-2002 РАЙОН ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ (О Викторе ВОЛКОВЕ, Главе всея Черни) Непроходимые, запорошенные снегом пашни— лавы. Сплошняком до неба— комья смерзшейся земли, как тела погибших на поле битвы. Чернь — называется местность,
Образец исследовательского эссе по теории ассоциативных цепей: идеи и советы
Эта тема определенно для вас, если вы хотите написать о чем-то на стыке лингвистики и психологии. Нам также потребуется сделать несколько ссылок на философию и логику, но они только добавят информативности и глубины вашему исследовательскому эссе.
Если это именно то, что вам нужно, давайте проанализируем определения теории ассоциативных цепей, которые дают специалисты в разных областях. Наша команда собрала весь спектр полезных материалов, которые помогут вам написать отличную работу. Так что вам не нужно тратить часы на серфинг в Интернете и выбор источников для правильного цитирования. (Вы помните, что копирование и вставка не очень хорошо работают, не так ли?)
Структурируйте свои идеи и сэкономьте время прямо сейчас!
Сначала определите, с чем вы собираетесь иметь дело
Разбейте термин «теория ассоциативных цепей» на несколько логических частей и дайте краткие определения каждой из них.
Со словом «теория» все понятно. Это набор общих принципов или идей, касающихся конкретного предмета. Интересно, что теория подразумевает что-то, что не было доказано как абсолютная правда.
По сути, это то, чем вы будете заниматься, если выберете такую тему. Теория ассоциативных цепей — лишь одно из самых многообещающих и рациональных предположений, объясняющих, как работает наш мозг, когда мы говорим или пишем. Но суть этой теории мы обсудим ниже.
А теперь вспомним, что мы знаем об ассоциативных цепочках и ассоциациях.
В двух словах, ассоциативная цепочка — это упорядоченный набор двух или более взаимосвязанных ассоциаций. Этот термин широко используется в психологии, но поскольку эта наука имеет точку соприкосновения с лингвистикой, наша задача состоит в том, чтобы определить и проанализировать теорию в контексте последней.
Тем не менее, его основой является концепция ассоциации. В психологических науках под ассоциацией понимается мысленная связь или отношение между двумя или более объектами, идеями, событиями, состояниями, которые обычно основаны на переживаниях, конкретных или уникальных.
Таким образом, прежде чем углубляться в недра теории ассоциативных цепей, можно предположить, что она призвана проиллюстрировать место и роль ассоциативных цепочек в процессе мировосприятия человека.
Б. Ф. Скиннер и определение теории
Хотя Берхус Фредерик Скиннер, американский психолог и социальный философ, не может считаться автором теории, он определенно внес свой вклад в ее определение и развитие. Скиннер изучал процесс овладения и обучения языку, выделяя в нем роль подражания, исходя из понятий вербального стимула и вербальной реакции.
В своей книге «Вербальное поведение», изданной в 1957 году, Скиннер объясняет овладение языком и его использование с помощью условного рефлекса и подкрепления. Проще говоря, среда, в которой ребенок учит свой родной язык, создается его семьей, которая также задает модели речи и исправляет ошибки. Успешное взаимодействие между ребенком и такой средой требует, чтобы ребенок реагировал на стимул, который он дает. Все происходит на вербальном уровне. Это способствует формированию языковых привычек и навыков ребенка.
Таким образом, формирование привычки обусловлено ассоциацией реакции ребенка с определенным раздражителем. Скиннер берет этот процесс за основу обучения, но некоторые исследователи, особенно психолингвисты, распространяют его и на язык.
Теория ассоциативных цепей может быть применена для объяснения принципа построения предложений, в основном в европейских языках. Согласно такой интерпретации, мы строим предложения с помощью общих ассоциаций между отдельными словами, которые наша память начинает сохранять, как только мы слышим разговор родителей и других людей. Просто чтобы вы знали, некоторые ученые и врачи считают, что ребенок может слышать еще до рождения.
Естественная потребность взаимодействовать с себе подобными требует, чтобы мы могли реагировать на словесные стимулы, которые мы получаем от них. Так вот, когда мы говорим, наша память позволяет нам буквально не задумываясь подбирать лучшие словосочетания, поскольку хранит их в виде ассоциативных цепочек.
Тем не менее, какой бы хорошо объясненной и прикладной ни казалась теория, у нее есть противники среди психологов и лингвистов. Аргументы против этого мы обсудим ниже.
Бихевиористские основы теории ассоциативных цепей
Но сначала мы более внимательно рассмотрим корни теории. Философский подход, из которого она исходит, также поможет нам понять причины критики некоторых идей Скиннера.
Б. Ф. Скиннер был бихевиористом, поэтому большую часть его взглядов на «природу вещей» можно объяснить (и оправдать) философией, которую он поддерживал и которой способствовал.
Если вы хотите иметь общее представление о бихевиоризме, то должны знать, что он рассматривает поведение человека и животных как реакцию, отражение и следствие влияния окружающей среды. В то же время бихевиористы не исключают уникальный опыт и мотивацию индивида как решающие факторы формирования и реализации поведения. Но что еще более важно, модели поведения определяются ассоциативными цепочками стимулов и реакций.
Поскольку язык превратился в один из важнейших инструментов формирования и управления человеческим поведением, некоторые философы и психологи не могли не заинтересоваться более глубокими исследованиями этой взаимосвязи. Они предполагали, что язык можно рассматривать как производство своевременной и эффективной реакции на данные стимулы.
Согласно их выводам, процесс изучения языка подразумевает приобретение определенных привычек посредством обусловливания. Вербальные стимулы, сконструированные человеком тысячи лет назад, постепенно превратились в средство детерминации и контроля над своим явным поведением.
Здесь вы можете узнать больше о бихевиоризме и его теоретиках.
Критика теории Ноама Хомского
Конечно, критические взгляды на теорию ассоциативных цепей делают свое дело и убеждают в том, что в некоторых аспектах ей не хватает обоснованности. С другой стороны, противоположные теории и подходы помогают лучше понять его особенности. Вероятно, рациональное сочетание противоречивых представлений могло бы оказаться верным путем к раскрытию истины формирования поведения вообще и развития языковых навыков в частности.
Примите во внимание это утверждение. Это может помочь вам придумать оригинальную и убедительную тему для вашей диссертации.
А теперь проверим несколько критических замечаний по поводу теории, упомянутых Ноамом Хомским, американским лингвистом, историком и философом.
Один из самых ярых противников идей Скиннера и самого бихевиоризма. Чтобы доказать, что теория ассоциативных цепей не объясняет правильно процесс овладения языком, Хомский придумывает два предложения с фразовым глаголом «подбирать». В первом предложении глагол и предлог используются вместе, но во втором предложении они разделены существительным. Обе фразы абсолютно правильные.
Лингвист утверждает, что это может быть проблемой для теории. В этом случае мы знаем, что оба предложения приемлемы не из-за ассоциации. Это не может работать здесь. Мы как-то понимаем, что to pick up — это единая единица английского языка.
В отличие от того, что семейная среда дает вербальные стимулы и влияет на развитие речи ребенка, Хомский приводит аргумент бедности стимула. Он считает, что закономерности этого развития определяются врожденным знанием языка, а не средой как таковой.
Ученый говорит, что некоторые грамматические или лексические обороты языка очень трудно (почти невозможно) объяснить, поэтому вряд ли родители будут делать это, когда разговаривают со своими маленькими детьми. При этом они прекрасно понимают эти языковые особенности и не допускают логических ошибок при вставке их в речь. Как и дети.
Несмотря на оппозицию в научном сообществе, теория ассоциативных цепей по-прежнему имеет право на существование и помогает нам объяснять мир и нашу сложную сущность. Таким образом, его можно использовать в качестве подхода к анализу определенных событий и явлений, с которыми человечество сталкивается в настоящее время.
Ассоциативная структура условного рефлекса второго порядка у человека
. 2018 июнь;46(2):171-181. doi: 10.3758/s13420-017-0299-5.Пол Крэддок 1 2 , Джессика С. Вассерман 3 , Коди В. Полак 3 , Тьерри Косински 4 , Шарлотта Рено 4 , Ральф Р. Миллер 3
Принадлежности
- 1 Университет Лилля, Лилль, Франция. [email protected].
- 2 Université de Lille, Nord de France, Domaine universitaire du Pont de Bois, rue du Barreau, BP 60149, 59653, Villeneuve d’Ascq Cedex, Франция. [email protected].
- 3 Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне, Бингемтон, штат Нью-Йорк, США.
- 4 Университет Лилля, Лилль, Франция.
- PMID: 29101727
- DOI: 10.3758/с13420-017-0299-5
Пол Крэддок и др. Изучите поведение. 2018 июнь
. 2018 июнь;46(2):171-181. doi: 10.3758/s13420-017-0299-5.Авторы
Пол Крэддок 1 2 , Джессика С. Вассерман 3 , Коди В. Полак 3 , Тьерри Косински 4 , Шарлотта Рено 4 , Ральф Р. Миллер 3
Принадлежности
- 1 Университет Лилля, Лилль, Франция. [email protected].
- 2 Université de Lille, Nord de France, Domaine universitaire du Pont de Bois, rue du Barreau, BP 60149, 59653, Вильнев-д’Аск-Седекс, Франция. [email protected].
- 3 Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне, Бингемтон, штат Нью-Йорк, США.
- 4 Университет Лилля, Лилль, Франция.
- PMID: 29101727
- DOI: 10.3758/с13420-017-0299-5
Абстрактный
Обусловливание второго порядка (SOC; т. е. обусловленный ответ на S2 в результате спаривания S1-US, за которым следуют пары S2-S1) обычно объясняется либо прямой ассоциацией S2→US, либо ассоциативной цепочкой (т. е. S2→S1). →США). Предыдущие исследования показали, что различия в ответах на S2 после того, как S1 был погашен, часто зависели от характера пар S2-S1 (то есть последовательных или одновременных). В двух экспериментах с участием людей мы исследовали возможность того, что такие различия являются результатом того, что S1 вызывает S2 во время угасания S1 после одновременных, но не последовательных пар S2-S1. Это вызывание S2 с помощью S1 после одновременных спариваний могло сочетать вызванное представление S2 с отсутствием результата, тем самым способствуя опосредованному исчезновению S2. Используя последовательные пары S2-S1, оба эксперимента 1 и 2 не смогли подтвердить это объяснение того, как угасание S1 уменьшило реакцию на S2. Эксперимент 1 показал, что гашение S1 уменьшило реакцию на S2, в то время как гашение S2 мало повлияло на ответы на S1, хотя прямое вызов S1 во время угашения S2 сочетал вызванное представление S1 с отсутствием результата. В эксперименте 2 вызывание S2 во время неподкрепленных проб S1 было предотвращено, потому что пары S2-S1 следовали (а не продолжались) за воздействиями только S1. Тем не менее, реакция на S2 во время теста имитировала реакцию S1. Реакция на S2 была высокой в контексте, в котором S1 была подкреплена, и низкой в контексте, в котором S1 не была подкреплена. В совокупности эти эксперименты обеспечивают дополнительную поддержку ассоциативной цепочки SOC.
Ключевые слова: Ассоциативная структура; Условное задание на различение; Вымирание; кондиционирование человека; Кондиционирование второго порядка.
Похожие статьи
- Угасшие условные реакции страха второго порядка возобновляются, но не восстанавливаются.
Холмс Н.М., Кай С.Ю., Лэй Б.П., Уоттс Н.Р., Уэстбрук РФ. Холмс Н.М. и соавт. J Exp Psychol Anim Learn Cogn. 2014 окт;40(4):440-56. дои: 10.1037/xan0000036. Epub 2014 7 июля. J Exp Psychol Anim Learn Cogn. 2014. PMID: 25546102
- Аспекты подкрепления, изученные в условных рефлексах Павлова второго порядка.
Рескорла Р. А. Рескорла Р.А. J Exp Psychol Anim Behav Process. 1979 г., янв.; 5 (1): 79–95. doi: 10.1037//0097-7403.5.1.79. J Exp Psychol Anim Behav Process. 1979. PMID: 528880
- Одновременное обусловливание второго порядка приводит к обучению SS при условном подавлении.
Рескорла Р.А. Рескорла Р.А. J Exp Psychol Anim Behav Process. 1982 г., январь; 8 (1): 23–32. J Exp Psychol Anim Behav Process. 1982. PMID: 7057142
- Исчезновение павловской обусловленности: влияние числа проб и истории подкрепления.
Чан С.К.Дж., Харрис Дж.А. Чан К.Дж. и др. Поведенческие процессы. 2017 авг; 141 (часть 1): 19-25. doi: 10.1016/j.beproc.2017.04.017. Эпаб 2017 1 мая. Поведенческие процессы. 2017. PMID: 28473250 Обзор.
- Восстановление после обучения различению с положительными характеристиками человека.
Франссен М., Клас Н., Вервлит Б., Беккерс Т., Херманс Д., Байенс Ф. Франссен М. и соавт. Поведенческие процессы. 2017 Апр; 137:73-83. doi: 10.1016/j.beproc.2017.01.007. Epub 2017 17 января. Поведенческие процессы. 2017. PMID: 28108345 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Пищевые ограничения при нервной анорексии в свете современной теории обучения: описательный обзор.
Гарсия-Бургос Д., Вильгельм П., Фёгеле К., Мунш С. Гарсия-Бургос Д. и соавт. Behav Sci (Базель). 2023 23 января; 13 (2): 96. дои: 10.3390/bs13020096. Behav Sci (Базель). 2023. PMID: 36829325 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Понимание ассоциативного обучения через обусловливание высшего порядка.
Гостолупце Д, Лай БПП, Маес Э.Дж.П., Иорданова МД. Гостолупце Д. и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2022 18 апр;16:845616. doi: 10.3389/fnbeh.2022.845616. Электронная коллекция 2022. Фронт Behav Neurosci. 2022. PMID: 35517574 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Кондиционирование высшего порядка и дофамин: наметить путь вперед.
Seitz BM, Blaisdell AP, Sharpe MJ. Зейтц Б.М. и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2021 4 окт; 15:745388. doi: 10.3389/fnbeh.2021.745388. Электронная коллекция 2021. Фронт Behav Neurosci. 2021. PMID: 34671247 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Кондиционирование второго порядка у людей.
Ли Джей Си. Ли Дж.С. Фронт Behav Neurosci. 2021 8 июля; 15:672628. doi: 10.3389/fnbeh.2021.672628. Электронная коллекция 2021. Фронт Behav Neurosci. 2021. PMID: 34305546 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Время в ассоциативном обучении: обзор временных карт.
Чандран М., Торварт А. Чандран М. и соавт. Передний шум нейронов. 2021 6 апр;15:617943. doi: 10.3389/fnhum.2021.617943. Электронная коллекция 2021. Передний шум нейронов. 2021. PMID: 33889079 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Рекомендации
- J Exp Psychol Anim Behav Process. 1990 июль; 16 (3): 271-8 — пабмед
- Behav Res Methods Instrum Comput. 2004 ноябрь; 36 (4): 630-3 — пабмед
- J Exp Psychol Anim Behav Process. 1983 июль; 9 (3): 248-65 — пабмед
- Изучите поведение. 2013 Декабрь; 41 (4): 443-54 — пабмед
- Поведенческие процессы.