Ассоциативность в психологии это: Ассоциативность это

Содержание

что это? Отвечаем на вопрос. Значение и объяснение

Есть слова, значения которых нам не слишком часто пригождаются в повседневной жизни, но их необходимо понимать, потому что жизнь состоит не только из быта. Как кажется, именно из таких сегодняшний наш гость – ассоциативность. Это (характер слова) выяснится в процессе разбора.

Значение

Сложность в том, что существительное «ассоциативность» в принципе встречается нечасто. Если нам надо изумиться случайным связям, которые возникают в голове человека, то мы выберем скорее словосочетание «ассоциативный ряд», чем существительное. То есть преимущество у прилагательного, и это неспроста. Толковый словарь, например, тоже не признает самостоятельного значения слова «ассоциативность» и отсылает нас к прилагательному. Что ж, давайте последуем по предложенному адресу: «Устанавливаемый по ассоциации (второе значение)». Не откладывая дела в долгий ящик, посмотрим это самое второе значение слова «ассоциация»: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».


Статичность — это как понимать? Значение, примеры и…

Статичность – это то, что не приветствуется сегодня. Пассивным быть нельзя, нужно все время…

Причем ассоциации не всегда бывают предсказуемыми. Например, у человека, думающего о рассказе «Маска» Чехова, может возникать в воображении кадр из фильма «Маска» (1994) с Джимом Керри. На первый взгляд, никакой связи нет. Но если вдуматься, то она есть, потому что поведение столь разных главных героев одинаково провокационно. И даже источник один и тот же – желание развлечься. Однако большинству людей такая ассоциативность (и это понятно) покажется странной.

Ассоциация как способ исцеления

Пусть читатель не пугается, в наши планы не входит глубокое погружение в историю психоанализа, да это и не нужно. Иногда самые странные и безумные ассоциации могут служить дорогой к подсознанию. Как известно, автором метода свободных ассоциаций является З. Фрейд. Представьте: человек лежит на кушетке, а З. Фрейд сидит в изголовье. Клиент не видит психоаналитика и начинает называть слова и словосочетания, которые ему просто приходят на ум. Пока поток льется без препятствий, психолог не вступает в игру: он не нужен. Как только возникает пауза, психоаналитик спрашивает клиента, в чем причина. Таким образом, специалист разматывает тугой клубок проблемы и добирается до ее корней. Другими словами, иногда ассоциативность – это прекрасный профессиональный инструмент, как скальпель хирурга.


Социопатия — это расстройство личности

Нормальным для человека является участие в жизни себе подобных, озабоченность интересами близких,…

Стереотип – это ведь тоже ассоциация

Да, забыли сказать: мы насыщаем материал фактическими примерами, потому что (и это очень важно) у объекта исследования нет синонимов. А так как свято место пусто не бывает и тема интересная, то можно поговорить о не менее существенных вещах, связанных с ассоциативным рядом в принципе.

Давайте воспроизведем три основных стереотипа, взятых случайным образом:

  • Блондинки – глупые.
  • Мужчины плохо готовят.
  • Все женщины умеют готовить.

Плюс стереотипа в том, что не надо особенно думать, потому что есть шаблон, схема, готовый образ. А минус в том, что он мешает воспринимать жизнь так, как она есть, а не так, как нам кажется. Большинство стереотипов могут не соответствовать реальности в каждом конкретном случае, но правы в общем. В противном случае они бы исчезли.

И поэтому, когда мы видим блондинку, мы сразу думаем, что она необразованная и нашпигована различными штампами. Но такая ассоциативность – это тоже своего рода клише. Отличный пример разрыва этого шаблона представлен в фильме «Блондинка в законе» (2001). В кинокартине умело эксплуатируются расхожие истины о белокурых дамах, а затем опровергаются поведением главной героини.

Остальные два стереотипа тоже не всегда правы. Но все равно большинство людей, смотря на мужчину, думает, что он со сковородками на «вы», а с женщиной обратная история. Нужно ли говорить, что значение ассоциативности в данном случае немногого стоит?

что это значит, в чем отличие от логического, как развить, упражнения

Содержание:

  • Что такое ассоциативное мышление в психологии
    • Понятие, чем отличается от логического
  • Виды ассоциаций, какие существуют классификации
  • В чем польза, особенности применения
  • Развитие ассоциативного мышления у человека
    • Какие упражнения используются

Содержание

  • Что такое ассоциативное мышление в психологии
    • Понятие, чем отличается от логического
  • Виды ассоциаций, какие существуют классификации
  • В чем польза, особенности применения
  • Развитие ассоциативного мышления у человека
    • Какие упражнения используются

Что такое ассоциативное мышление в психологии

Понятие «ассоциация»

имеет латинское происхождение. Дословно оно обозначает «взаимосвязь», «соединение». Уже древнегреческие мыслители указывали на взаимосвязь между предметами и явлениями в воображении человека, но в научный обиход термин был введен только в конце XVII века английским ученым Джоном Локком.

Ассоциация — это психические взаимосвязи, закономерно возникающие в сознании человека.

Физиологическую сущность этого процесса детально изучал выдающийся русский физиолог Иван Сеченов. Он рассматривал ассоциации как кратковременную нервную связь, возникающую на базе условных рефлексов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие, чем отличается от логического

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность высшей нервной деятельности человека, обеспечивающей целостность и эффективность мыслительных процессов. Это своеобразное связующее звено между конкретно-предметным и абстрактным видами мышления.

Ассоциативное мышление — это мыслительный процесс, в основе которого лежит работа с ассоциациями.

Разница между ассоциативным и логическим мышлением:

  1. Логическое мышление опирается на работу с абстрактными понятиями, ассоциативное, как правило, работает с конкретными.
  2. Ассоциативная мыслительная деятельность имеет творческий характер и не подчинена таким строгим законам, как логическая.
  3. Законы логики едины для всех, в выстраивании ассоциативных рядов человек проявляет свободу и опирается на свой индивидуальный опыт. Например, слово «зима» у одних людей ассоциируется с суровым ветром и холодом, у других — с рождественскими подарками и весельем.

Виды ассоциаций, какие существуют классификации

Существуют три основных классификации ассоциаций:

  1. По способу образования.
  2. По ряду признаков.
  3. По органам чувств.

Классификация по способу образования:

  1. Тематические — ассоциативные связи выстраиваются в рамках одной темы. Например: карандаш, пенал, тетрадь — объединены общей темой «учеба».
  2. Фонетические — ассоциации, имеющие схожее звучание. Примеры: рожь-ложь, пень-лень, сон-стон.
  3. Словообразовательные — образуются с помощью одинаковых корней или других частей слова. Примеры: дым-дымоход, вал-завал, лень-ленивый.

По ряду признаков

:

  1. Подобие — ассоциативные связи выстраиваются по признаку сходства понятий. Это может быть сходство по форме, вкусу и другим свойствам. Например, арбуз и шар имеют схожую круглую форму, пирожное и конфета имеют сладкий вкус.
  2. Контраст — ассоциации образуются по противоположному принципу: свет-тьма, кислый-сладкий, грусть-радость.
  3. Обобщение — возникают, когда требуется подобрать ассоциацию к ряду понятий. Например, к словам помидор, огурец, лук сразу возникает обобщающая ассоциация «овощи».
  4. Подчинение — противоположность обобщению. Образуется путем вывода из обобщающего слова подчиненных понятий. Примеры: зверь-волк, сладости-торт.
  5. Причина и следствие — основаны на представлении о том, что одно понятие является следствием или причиной другого. Например, дождь-зонтик, грубость-ссора.
  6. Целое и части — одно понятие будет являться частью другого. Например, болт — это часть механизма, подъезд — часть дома.
  7. Дополнение — одно понятие или явление дополняет другое. Примеры: борщ-сметана, дождь-гроза.
  8. Смежность — близкие во времени и пространстве понятия. Например, сыр-холодильник, сало-свинья.

По органу чувств:

  1. Визуальные — строятся на основе зрения, когда одна картинка вызывает другие визуальные впечатления.
  2. Аудиальные — ведущим чувственным каналом выступает слух. Например, ассоциативные связи между музыкальными произведениями.
  3. Вкусовые — ассоциации образуются по вкусовым ощущениям. Например, у одного человека изысканный вкус ассоциируется со швейцарским сыром, у другого — с устрицами.
  4. Обонятельные — ассоциативные связи выстраиваются между определенными запахами. Например, запах дома может ассоциироваться с запахом бабушкиных пирогов или с ароматом духов любимого человека.
  5. Кинестетические — основаны на ощущениях движения и собственного тела. Например, резкое падение ассоциируется с болью, поднесение руки ко рту — с едой.
Примечание

Также отдельно выделяют эмоциональные ассоциации. Они связаны с тем, что конкретные предметы и их свойства, явления и события вызывают определенный ассоциативный ряд. Например, черный цвет у многих людей эмоционально ассоциируется с грустью, звериный оскал — со страхом, червяки — с отвращением.

В чем польза, особенности применения

Ассоциативное мышление необходимо всем людям, но особенно оно важно для представителей творческих профессий. Это связано с тем, что выстраивание ассоциативных связей приводит к генерации новых мыслей, а также напрямую влияет на уникальность создаваемого творческого произведения.

Профессии, где необходимо развитое ассоциативное мышление:

  • художники;
  • писатели;
  • музыканты;
  • режиссеры;
  • актеры;
  • маркетологи;
  • ученые.

Благодаря выстраиванию ярких, хорошо запоминающихся ассоциаций маркетологи выстраивают успешную рекламную компанию и увеличивают продажи продукта.

На основе ассоциаций были сделаны многие технические изобретения. Например, наблюдения за птицами привели к ассоциации, что и человек может летать. Одни из первых летательных аппаратов — орнитоптеры — действовали по принципу взмахов птичьих крыльев.

Польза ассоциативного мышления:

  • стимулирование работы мозга;
  • развитие воображения;
  • облегчение восприятия новой информации;
  • улучшение процесса запоминания;
  • образование новых смысловых связей;
  • адаптация к нестандартным ситуациям;
  • улучшение произвольного внимания;
  • генерация новых идей;
  • увеличение продуктивности когнитивных процессов;
  • развитие творческих способностей.

Преимущества ассоциативных методов широко используются в мнемотике — искусственной системе запоминания. Ученые установили закономерность, что новая информация легче запоминается, если ее ассоциативно связать с уже имеющимися в памяти данными. Например, незнакомое иностранное слово можно быстрее выучить, если провести параллель между ним и уже хорошо известным словом.

Примечание

Нарушения ассоциативного мышления ведут к общему расстройству мыслительной деятельности, ухудшению когнитивных и других психических процессов.

Наиболее часто встречающиеся ассоциативные отклонения:

  1. Ускорение или замедление выстраивания ассоциативных цепочек. В первом случае человек слишком быстро генерирует мысли и принимает решения, что может быть признаком маниакальных состояний. Во втором — скорость мышления сильно замедляется, человек затягивает с принятием решением, снижается работоспособность.
  2. Непродуктивность ассоциаций. Человек погружается в излишние детали, выстраивает второстепенные ассоциативные ряды, что приводит к потере смысла. Разговаривать с такими людьми тяжело, так как они уходят в сторону от основного разговора, не способны сконцентрироваться на существенном.
  3. Грамматические нарушения. Выстраиваемые ассоциации витиеватые, шаблонные или грамматически неправильные. Это ведет к смысловым потерям, сложности восприятия и взаимодействия.

Примеры ассоциативных нарушений в общении:

  1. Аморфность — последующая ассоциация не связана с предыдущей, что вызывает ряд противоречий.
  2. Персеверация — человек все время возвращается к устойчивым ассоциациям, даже если они уже не имеют отношения к разговору.
  3. Витиеватость — собеседник нагромождает одну ассоциацию за другой, что приводит к усложнению и невозможности добраться до конкретики.
Примечание

Сильные нарушения ассоциативного мышления могут приводить к серьезным психическим расстройствам.

Развитие ассоциативного мышления у человека

Обучение ассоциативному мышлению необходимо начинать с раннего возраста. Затем следует развивать его на протяжении всей жизни. При этом рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  1. Регулярность. Необходимо практиковать развитие ассоциативной мыслительной деятельности на постоянной основе. Редкие случайные тренировки не принесут пользы.
  2. Постепенность. Нужно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их содержание. Переход к трудным заданиям необходимо осуществлять в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  3. Систематичность. Развитие ассоциативного мышления должно происходить системно наряду с формированием других познавательных процессов.

Какие упражнения используются

К настоящему времени психологами и педагогами разработано большое количество упражнений по развитию ассоциативного мышления. Ими можно заниматься индивидуально, в парах или группах. Выполнение многих заданий возможно в самостоятельном режиме, некоторые требуют консультаций и помощи  со стороны специалиста.

Наиболее часто используются следующие упражнения:

  1. Ассоциативные пары. Это самое простое из возможных заданий. Человеку предлагается придумать ассоциацию к заданному слову. Например, мяч-шар, ладонь-рука. Более сложной формой является коллективное выполнение этого задания. К первоначальному слову нужно придумать пару-ассоциацию, при этом ни один из участников не должен повторяться.
  2. Алфавит. Заключается в создании ассоциативных слов к буквам. Человек называет одну или несколько ассоциаций к предлагаемым буквам: а-арбуз, с-слон.
  3. «Банка». Эта игра используется для развития фантазии и воображения у детей. Участникам предлагается назвать предметы, которые могут вместиться в банку. Варианты игры: «Шкаф», «Сундук с сокровищами», «Шкатулка».
  4. Ассоциативные цепочки. Участники по очереди называют ассоциации. Первый человек называет ассоциацию к заданному слову, второй — к ассоциации первого человека. Получается длинный ассоциативный ряд, в котором последнее слово цепочки может быть никак не связано с первоначальным. Например: ночь-костер-огонь-свеча-торт-праздник-арбуз.
  5. Логические цепочки. В данном случае ассоциативный ряд выстраивается таким образом, чтобы каждое слово так или иначе имело отношение к первоначальному и было связано с другими. Пример: завод-цемент-бетон-стройка.
  6. Ассоциации по заданным признакам. Необходимо найти ассоциацию в соответствии с формальным заданием. Например, придумать одно слово, объединяющее понятия: нож, игла, меч, язык. Объединяющим словом будет «острый».
  7. Нестандартные ассоциации. Придумать самую необычную ассоциацию к слову и объяснить, как она возникла. Например, стандартными ассоциациями к понятию «школа» будут слова: ученик, указка, мел, доска. Можно придумать ассоциацию «лес» — школа возникла на месте бывшего соснового леса.
  8. Мозговой штурм. Ведущий дает задание или обозначает проблему. Участники озвучивают все приходящие в голову идеи. На данном этапе не допускается критиковать и обсуждать, происходит просто письменная фиксация пришедших в голову мыслей. После того как все идеи собраны, начинается обсуждение. Участники пытаются понять, почему выстроился тот или иной ассоциативный ряд и какие идеи являются наиболее продуктивными.
  9. Загадки. Один из участников становится спиной к доске, на которой пишется загаданное слово. Дети по очереди называют ассоциации к написанному слову, а ребенок у доски должен угадать его. Разновидность — участники называют ассоциации к спрятанному предмету.
  10. Друдлы. Этот метод был изобретен в США Прайсом и Стерном. Заключается в придумывании ассоциаций к картинкам с каракулями, которые называются друдлами. Это не просто развивает воображение, но и позволяет понять, что находится на подсознательном уровне психики.
  11. Эмоциональные ассоциации. Человек называет чувства, которые у него вызывают определенные цвета, запахи, звуки, предметы или явления. Данный метод помогает выявить негативные ассоциации для того, чтобы в дальнейшем работать с ними. Например, белый цвет может вызвать у ребенка такой ассоциативный ряд: белый-белый халат-доктор-укол-боль. Работа с негативными ассоциациями — важная часть психотерапии.
  12. Мнемотехнические упражнения. В их основе лежит процесс запоминания, связанный с выстраиванием ассоциативных цепочек. Например, каждой цифре присваивается визуальный образ: 1 — палка, 2 — лебедь, 3 — змея, 4 — табурет, 5 — рыба-конек. Для того, чтобы запомнить число 32415 придумывается ассоциативный ряд: змея подползла к лебедю, который сидел на табурете. Лебедь взял палку и попытался прогнать змею. У него не получилось, но тут на помощь пришла рыба-конек.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5. 00 (Голосов: 2)

Поиск по содержимому

15 Примеры ассоциативного обучения (2023)

Ассоциативное обучение определяет ситуацию обучения, когда два стимула становятся связанными. Затем элементы одного стимула ассоциируются со вторым стимулом.

Например, собака приходит, чтобы ассоциировать открытие шкафа с обедом и ужином.

Даже когда открываешь шкаф, чтобы не кормить собаку, она все равно прибегает и лает от предвкушения.

Здесь шкаф означает «время обеда» из чистой ассоциации.

Вот как это выглядит графически:

Стимул Связанный стимул Результат
1. Открытие дверцы шкафа для кормления собаки. 2. Вскоре собака начинает ассоциировать дверцу шкафа с едой. 3. Собака волнуется, когда вы открываете шкаф, даже если там нет еды. Произошло ассоциативное обучение!

В качестве примера ассоциативного обучения в ситуации обучения человека вы можете научить своего ученика ассоциировать учителя, стоящего впереди класса, с «временем помолчать».

Определение ассоциативного обучения

Ассоциативное обучение происходит, когда два стимула объединены в пары так, что второй стимул связан с теми же событиями и ситуациями, что и первый стимул.

Это основной способ обучения людей и животных. Но он также применим практически во всех аспектах жизни, включая воспитание детей, образование и работу.

Вот простое научное определение:

«[Ассоциативное обучение] относится к ситуациям, в которых комбинация стимулов приводит к изменениям в поведении» (Houwer & Hughes, 2020, стр. 61)

Иван Павлов открыл основные принципы ассоциативного обучения, проводя эксперименты над процессами пищеварения животных.

При подаче корма подопытной собаке у нее выделялось слюноотделение, что позволило Павлову изучить химические свойства пищеварительной системы.

Однако у собаки началось выделение слюны на другие раздражители, которые стали ассоциироваться с едой. Например, шаги его помощника, который обычно приносил еду.

См. также: Определение и примеры неассоциативного обучения

Примеры ассоциативного обучения

1. Реклама товаров знаменитостями

Бренды платят знаменитостям за то, что они появляются в их рекламе, чтобы фанаты ассоциировали бренд с любимой знаменитостью.

Стимул: Любимая знаменитость
Сопутствующий стимул: Автомобиль
Результат: Любимый автомобиль

Компании платят миллионы, иногда десятки миллионов за одобрение знаменитости менты. Обычно эти инвестиции окупаются ощутимым образом в виде увеличения продаж и, конечно же, увеличения прибыли.

Впрочем, крупные бренды также особенно чувствительны к скандалам. Они не хотят, чтобы скандал со знаменитостями был связан с их имиджем или продуктами, которые они предлагают.

Вот почему компания сразу же отменит сделку со знаменитостью, если она окажется втянутой в какой-либо скандал.

Изображения многих брендов были созданы на основе ассоциации со знаменитостями и могут быть уничтожены, если эта ассоциация изменится.

2. Велосипедный звонок

Все мы знаем, что означает звук приближающегося сзади велосипедного звонка. Это означает: «Осторожно!» Итак, большинство людей сразу же отходят в сторону или быстро оборачиваются, чтобы увидеть, насколько близка опасность от столкновения с нами.

Стимул: Велосипедный звонок
Связанный стимул: Потенциальная опасность
Результат: Прыжок с дороги

Этот сценарий происходит в результате ассоциативного обучения. Опыт научил нас ассоциировать звук колокольчика с надвигающейся опасностью.

Звук колокольчика изначально не имеет внутреннего значения. Оно приобретает значение из-за ассоциации с опасностью.

Часто эта условная ассоциация может возникнуть только с одной парой звонка и опасности.

3.

Фобии

Фобии часто возникают из-за того, что люди ассоциируют безобидные вещи с более опасными из-за травматического опыта. Возьмем приведенный ниже пример фобии лифта.

Стимул: Отрицательный опыт работы с лифтом
Связанный стимул: Здание, в котором находится лифт 2 Фобия – это когда у человека есть «иррациональный» страх перед объектом, местом или ситуацией. Хотя термин «иррациональный» звучит так, будто страх человека нелогичен, если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения ассоциативного обучения, в этом есть смысл.

Например, если человек однажды едет на лифте, и он внезапно останавливается, трясется и падает на несколько футов, это может вызвать очень сильную реакцию страха.

Несмотря на то, что всех в лифте можно спасти позже, у некоторых может развиться боязнь лифтов. Теперь лифты ассоциируются с очень травмирующим опытом.

Эта фобия может даже перерасти в боязнь здания, в котором находится лифт. Как только здание окажется в поле зрения, человек может начать беспокоиться.

К счастью, есть способы справиться с фобиями, включающие приемы релаксации, которые могут быть весьма эффективными.

4. Эфирные масла  

Действие некоторых эфирных масел не подтверждено реальными научными данными. Однако из-за их приятного запаха и того факта, что они используются в расслабляющих помещениях, таких как спа, многие люди начинают ассоциировать запах с расслаблением, которое вызывает реакцию расслабления.

Стимул: Запах эфирных масел
Связанный стимул: Воспоминание о расслабляющей обстановке, такой как спа
Результат: Расслабляющая реакция

Эфирные масла являются ключевыми соединениями, извлекаемыми из растений. Эти соединения придают растению его аромат или лечебные свойства. Их извлекают различными способами, используя пар или машину для выдавливания соединений из растения.

Потребителям нравится размещать эфирные масла в местах, где они хотят расслабиться, например, в ванне для купания или в специальном месте в доме.

Со временем, после многократного использования масел в этих областях, эти места будут ассоциироваться со спокойными, расслабленными чувствами.

Даже если человек не использует масла в этот момент, поскольку пространство ассоциируется с приятными ощущениями от масел, оно само создает это приятное ощущение.

Это классический случай ассоциативного обучения.

5. Медитация осознанности

Медитация осознанности включает в себя ассоциативное обучение, потому что она учит связывать учащение пульса и негативный внутренний диалог с повышением уровня стресса. Повышая осознание этой ассоциации, практикующие осознанность могут отключить стресс до того, как он полностью проявится.

Стимул: Повышение частоты сердечных сокращений
Ассоциативный стимул: Стресс
Результат: Быстрое выявление и подавление стресса живет. Этот метод включает в себя обучение тому, как выявлять признаки стресса до того, как они обострятся.

Эти признаки могут быть либо психическими с точки зрения наших мыслей, либо телесными ощущениями, такими как учащенное сердцебиение. После того, как вы научились определять признаки стресса, следующим шагом будет практика медленного глубокого дыхания.

Повышенное внимание к мыслям, вызывающим реакцию организма на стресс, со временем станет автоматическим. Нет необходимости сознательно определять источник стресса, потому что разум приучен естественным образом улавливать эти сигналы.

При выявлении признаков стресса человек сосредотачивается на расслаблении. Это можно сделать, обращая внимание на подъем и опускание легких или на раздувание ноздрей, когда человек медленно вдыхает и выдыхает.

Со временем станет намного легче замечать эти тревожные мысли, прежде чем они выйдут из-под контроля. Затем эти мысли можно заменить более конструктивными моделями мышления и расслабления.

Дополнительные тематические исследования

  • Школьный звонок и свобода: Марии не терпится услышать школьный звонок в конце дня. Звук этого колокольчика означает, что она может бежать домой и играть. Колокол ассоциируется с веселыми временами. Даже когда она слышит звонок на выходных, ее мысли тут же думают об игре.
  • Фобия красного: Хавьер не любит красный цвет. Однажды, когда он был ребенком, его чуть не сбил красный грузовик. С того дня все красное ассоциируется у него со страхом.
  • Рыба-кой и еда: Семья Сингх посещает пруд в доме своего соседа. Как только рыбы их видят, они все толпятся вокруг и начинают открывать и закрывать рты. Это потому, что Сингхи обычно приносят хлебные крошки и с удовольствием кормят рыб.
  • Собаки и двери: Всякий раз, когда Джамал подходит к задней двери, его собака волнуется и прибегает. Это потому, что собака ассоциировала выход на улицу поиграть с открытием двери.
  • Звук голоса менеджера: Пегги начинает волноваться всякий раз, когда видит своего сварливого старого босса. У нее никогда не было с ним приятного общения, поэтому один только звук его голоса может заставить ее нервничать.
  • Джилл означает «беда»: Джек больше не играет с Джилл в детском саду. Она всегда дергает его за волосы и пытается украсть его печенье. Поэтому всякий раз, когда она приходит поиграть в песочнице, он придумывает предлог и уходит на другую игровую площадку (это пример обучения бегству).
  • Счастливый учитель и обучение: Кумар ненавидел химию. Но теперь, когда он учится в классе миссис Монтгомери, ему стало интереснее. Миссис Монтгомери всегда в приподнятом настроении и проявляет большое терпение к ученикам, которые не учатся быстро.
  • Общая неприязнь к сыру: Мария не любит чизкейк и избегает употребления любого вида сыра, даже в пицце. В первый раз, когда она попробовала чизкейк соседки, у нее заболел живот, и ее несколько часов тошнило.
  • Любовь к флагу: Всякий раз, когда Димитрив видит канадский флаг, у него возникает теплое чувство внутри. С тех пор, как его семья переехала в Канаду, их жизнь стала такой мирной. Воздух чист, и люди встретили его семью с распростертыми объятиями.

См. также
Примеры классической обусловленности
Примеры оперантной обусловленности
Бихевиоризм в образовании

9004 2 Заключение

Ассоциативное обучение лежит в основе нашей повседневной жизни. Люди связывают два стимула, поэтому значение одного передается значению другого.

Например, мы знаем, что звонок означает приближение опасности, потому что они связаны друг с другом; достаточно даже одного раза.

Ассоциативное обучение лежит в основе рекламных и маркетинговых кампаний знаменитостей. Это может объяснить, как и почему мы любим одних людей, но не других. Это может объяснить фобии, а также наши симпатии и антипатии к определенным продуктам.

Это даже может объяснить причину многомиллиардной индустрии, основанной на разбитых заводах.

Каталожные номера

Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.

Де Хауэр, Дж. и Хьюз, С. (2020). Психология обучения: введение с функционально-когнитивной точки зрения . Кембридж: MIT Press.

Павлов И.П. Условные рефлексы .  Лондон: Издательство Оксфордского университета; 1927.

Росситер, Дж. Р., и Перси, Л. (1980). Изменение отношения через визуальные образы в рекламе. Журнал рекламы , 9 (2), 10-16. https://doi.org/10.1080/00913367.1980.10673313

Зейдан, Ф., Грант, Дж. А., Браун, К. А., МакХаффи, Дж. Г., и Когхилл, Р. К. (2012). Облегчение боли, связанное с медитацией осознанности: доказательства уникальных механизмов мозга в регуляции боли. Neuroscience Letters , 520 (2), 165–173. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2012.03.082

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Обучение через ассоциации или связывание нескольких вещей

Ассоциативное обучение: Как наказания и награды влияют на нас? Вы когда-нибудь задумывались, как мы узнаем, что что-то опасно или полезно для нас? Что такое ассоциативное обучение? Для чего это? Какие типы существуют? Узнайте здесь ответы на эти вопросы и многое другое. В этой статье мы подробно объясним и приведем многочисленные примеры одного из самых популярных подходов к обучению.

Ассоциативное обучение

Что такое ассоциативное обучение?

Независимо от среды, метода, который мы используем, или наших мотивов, обучение состоит в относительно стабильных изменениях в нашем поведении или нашем уме, вызванных опытом.

Как наш мозг учится? Ответ на этот вопрос является большой проблемой для психологов и специалистов из других дисциплин, занимающихся образованием. Эксперты стремятся разработать теории обучения. В этой статье мы расскажем об одном из самых удачных предложений.

Определение ассоциативного обучения охватывает несколько различных типов когнитивных процессов и событий. Это обучение, которое происходит, когда два элемента соединяются в нашем мозгу. Например, если мы свяжем будильник с ранним подъемом, мы узнаем, для чего нужен этот инструмент и как мало он нам нравится.

Батарея общих когнитивных тестов от CogniFit («КогниФит»): Изучите работу мозга и пройдите комплексный онлайн-тест. Точно оценить широкий спектр способностей и определить когнитивное благополучие (высокое-умеренное-низкое). Определите сильные и слабые стороны в областях памяти, концентрации/внимания, исполнительных функций, планирования и координации.

Для чего нужно ассоциативное обучение?

Изучение нового контента и постоянная адаптация к обстоятельствам имеют основополагающее значение на всех этапах жизни. Прогресс в понимании этого процесса способствует развитию лучших методов обучения и повышению общего благосостояния. Если бы мы не могли связывать разные идеи, мы были бы вынуждены ежедневно спрашивать, как мы добираемся до нашего дома или подвергать нас таким опасностям, как огонь, игнорируя то, что он горит. У нас было бы то, что обычно называют «трехсекундной памятью» или «памятью рыбы». К счастью, мы можем соединить точки и связать разные вещи, например, что вода утоляет жажду или что употребление определенных продуктов может вызвать у нас аллергию.

Как происходит ассоциативное обучение?

Процессы, связанные с ассоциативным обучением, происходят через опыт. Наш опыт учит нас, что нам полезно, а что вредно. Хотя мы не всегда получаем одни и те же результаты с помощью одних и тех же действий, прошлые события являются достаточно надежным ориентиром для наших будущих действий.

Ассоциативное обучение: типы и примеры

Животные были главными действующими лицами в экспериментах, посвященных углублению ассоциативного обучения. Иван Павлов разработал один из самых известных экспериментов в области ассоциативного обучения и психологии в целом. В 19В 80-х годах этот русский физиолог наблюдал, как у собак выделялось слюноотделение (безусловная реакция) после того, как они увидели еду (безусловный раздражитель). Затем он решил издавать нейтральный раздражитель, например колокольчик (условный раздражитель), когда предлагал пищу животным. В результате у собак началось выделение слюны при прослушивании этого инструмента (условная реакция). Они ассоциировали звук колокольчика с едой.

Роль гиппокампа в ассоциативном обучении

Сильные паттерны нейронной активности, связанные с обучением, обеспечиваются клетками гиппокампа и участвуют в начальном формировании новых ассоциативных воспоминаний. Во время формирования новых ассоциативных воспоминаний может происходить постепенное вовлечение сети нейронов гиппокампа. В ассоциативном обучении могут участвовать и другие области мозга, включая префронтальную кору (Asaad et al. , 19).98), лобные двигательные области (Brasted and Wise, 2004; Chen and Wise, 1995a; Chen and Wise, 1995b; Mitz et al., 1991) и стриатум (Brasted and Wise, 2004).

Ассоциативное обучение: виды и примеры

1. Классическое обусловливание

Классическое обусловливание – это тип ассоциативного обучения, основанный на ассоциации между нейтральным стимулом с другим, значимым для человека или животного, с целью создания подобного ответ. Это процесс, который мы видели ранее с собакой Павлова.

Репрезентативным экспериментом по классическому обусловливанию является эксперимент Маленького Альберта. Это произошло в 1920 году и было проведено Уотсоном и Рейнером. Они считали, что страх, гнев и любовь были изначальными образцами эмоциональных реакций у детей и развивались по мере их взросления.

Поэтому они решили поэкспериментировать с Альбертом, маленьким девять месяцев, на удивление невозмутимым и в добром здравии. Альберт только со страхом отреагировал на громовой звук, вызванный ударом стального прута позади него.

Впоследствии они стали представлять белых крыс, вызывая шум. Между этими двумя стимулами существовала прочная связь, которая распространялась на другие стимулы, такие как мягкий хлопок или тюленья шубка. У Альберта развилась фобия белых или волосатых предметов или живых существ . В настоящее время проводить подобные исследования категорически запрещено по понятным этическим соображениям. Следующее видео — эксперимент Маленького Альберта.

Представьте, что вы поужинали любимым блюдом. Потом ты спокойно лежишь в постели. Но по какой-то причине, совершенно чуждой вашему обеду, вас рвет несколько раз в течение ночи. Скорее всего, любимая еда начнет выглядеть отвратительно. Это пример процесса классического обусловливания. Это когда-нибудь случалось с вами?

Обобщение и различение

Обобщение и различение помогают нам лучше адаптироваться ко всем контекстам. Например, маленький Альберт обобщил свой страх перед несколькими сходными раздражителями. Вместо этого демонстрация дискриминации происходит, когда мы узнаем, что можем переходить улицу только на зеленый свет светофора.

Угашение

Он состоит в том, что условная реакция не ассоциируется с безусловным раздражителем. Например, представьте, что мы преувеличиваем свои качества, чтобы люди хвалили нас. Однако если однажды наши друзья перестанут хвалить нас, несмотря на исключительные случаи, о которых мы рассказываем, тогда мы перестанем использовать эту технику, и наше поведение исчезнет.

2. Оперантное или инструментальное обусловливание

Этот тип ассоциативного научения имеет много общего с предыдущим, например наличие сходных процедур обобщения, различения и угасания. Однако при оперантном обусловливании человек менее пассивен, чем при классическом обусловливании, и его реакции не являются автоматическими. Дело в том, что последствия поведения человека вызывают изменения в его обучении, благоприятствуя повторению его действий или их прекращению. Скиннер был влиятельным поведенческим психологом, который продолжал работать над идеями Павлова и Ватсона. Он создал знаменитые ящики Скиннера, которые использовались для экспериментов с крысами. Этим животным предлагали небольшую дозу еды каждый раз, когда они попадали в бар. Сначала крысы нажимали на планку из любопытства или небрежно. Однако, когда они поняли, что всякий раз, когда они так поступали, их вознаграждали, они начали совершать это действие добровольно. Если вы хотите узнать больше, вы можете посмотреть следующее видео.

Подкрепление и наказание

Подкрепление или призы повышают вероятность того, что мы будем действовать определенным образом. С одной стороны, есть положительных подкрепления , которые представляют собой вознаграждение за выполнение определенного поведения (повышенное поведение крысы в ​​предыдущем эксперименте). Другой пример — сделать комплимент человеку, оказавшему нам услугу.

Ассоциативное обучение – оперантное обусловливание – Фото Комитета по обучению домашних животных

Отрицательное подкрепление , с другой стороны, основаны на том, чтобы не представлять неприятных событий. Примером может служить избегание темы разговора с другом, которая, как вы знаете, расстроится, если вы ее поднимете.

наказание является раздражающим следствием наших действий. Его цель — уменьшить вероятность того, что мы снова будем вести себя подобным образом. Если мы проваливаем изучение важного предмета в последнюю минуту и ​​нам приходится пересдавать тест, вполне возможно, что мы пытаемся улучшить свои учебные привычки и пытаемся преодолеть прокрастинацию.

Ассоциативное обучение: Характеристики

  •   Когнитивные процессы часто упускаются из виду: Основные теоретики ассоциативного обучения и их последователи предпочитают придерживаться наблюдаемых событий, таких как поведение и окружающая среда. Все, что связано с познавательными процессами, остается относительно скрытым и не анализируемым ими.
CogniFit Brain Training: Тренирует и укрепляет основные когнитивные способности оптимальным и профессиональным способом.
  • Было исследовано и объяснено бихевиористом s: Бихевиоризм является одним из основных направлений психологии. Бихевиористы отказались от интроспекции, чтобы изучить этот процесс. Они были особенно обеспокоены достижением результатов, поддающихся количественной оценке.
  • Изучается с научной точки зрения : Основные теоретики ассоциативного обучения работали в лабораториях в чрезвычайно строгих условиях, особенно опираясь на эксперименты с животными.
  • Является одной из основ образования : Во время обучения часто используются поощрения и наказания. Однако преподавание — не единственная профессия, использующая ассоциативное обучение.

Ассоциативное обучение: приложения

1. Примеры ассоциативного обучения в классе

Ассоциативное обучение у детей изучалось и продолжает глубоко изучаться. Учителя часто используют положительное подкрепление, например, наклеивают звездочки на детей, которые вели себя необычайно хорошо. С другой стороны, не поощрять детей, намеренно кричащих для привлечения внимания, и не наказывать тех, кто раздражает их сверстников.

2. Примеры ассоциативного обучения в терапии

Существует несколько методов лечения, основанных на ассоциативном обучении. Например, систематическая десенсибилизация — это метод, основанный на принципах классического обусловливания. Он был создан Вольпе в 1958 году и используется в терапии для уменьшения симптомов тревоги и избегающего поведения, проявляющихся у людей с такими проблемами, как фобии.
Если человек испытывает сильную боязнь высоты (акрофобию), психолог может применить эту методику. Вы выберете ответ, несовместимый с беспокойством, например, расслабление. Затем он попросит своего пациента представить ситуации, в которых он постепенно приближается к объекту своего страха.
Пострадавший должен как можно отчетливее представить свое приближение и оценить свое беспокойство. Между тем, вы должны попытаться расслабиться, чтобы иметь возможность постепенно столкнуться со своей фобией. В конечном счете, конец этой процедуры состоит в том, что пациент перестает ассоциировать негативные чувства с объектом своего страха.

Систематическая десенсибилизация-Ассоциативное обучение– Фото SimplyPsychology.org

3. Повседневные примеры ассоциативного обучения

Если вы слушаете определенную песню, рассказывая вам плохие новости, очень вероятно, что когда вы услышите ее снова вы сразу вспоминаете это событие и то, что вы чувствовали.

Когда подростку нужно убраться в комнате, родители почти всегда предлагают вознаграждение или поощрение взамен. Это прекрасный пример ассоциативного обучения.

Примеры ассоциативного обучения можно найти практически во всех сферах нашей жизни.

Предвзятость ассоциативного обучения

Ассоциативное обучение также можно рассматривать с точки зрения более когнитивного подхода. Например, с этой точки зрения можно анализировать когнитивные искажения (которые представляют собой отклонения в обычном процессе рассуждений). Они возникают, когда мы связываем одну идею с другой, не принимая во внимание должным образом всю соответствующую информацию.

Например, если рыжая наступит на нас по ошибке в метро и с тех пор мы считаем, что все рыжие неуклюжи, мы будем действовать под влиянием когнитивного искажения. С другой стороны, если мы научимся винить себя за любые негативные события, которые происходят, можно породить настолько негативные предубеждения, что они станут когнитивными искажениями.

Ассоциативное обучение: Авторы

– Иван Павлов (1849-1936)

Этот известный физиолог получил Нобелевскую премию в 1904 за исследования пищеварительных выделений собак. Ранее мы уже комментировали его эксперимент с животными.

– Эдвард Торндайк (1874-1949)

Он был известным психологом, посвятившим себя исследованиям в области образования и обучения с помощью метода инструментального обусловливания. Он разработал проблемные коробки, чтобы проверить, как кошкам удалось выбраться из них методом проб и ошибок. Он также сформулировал закон эффекта, который гласит, что поведение, сообщающее о преимуществах, с большей вероятностью сохранится.

– Джон Б. Уотсон (1874–1958)

Уотсон был психологом-бихевиористом, твердо убежденным в том, что любого человека можно успешно научить вести себя определенным образом. На самом деле он вместе со своей помощницей Розали Рейнер был автором эксперимента Маленького Альберта.

– Эдвинг Гатри (1886-1959)

Этот философ, посвятивший себя психологии, не верил, что подкрепление абсолютно необходимо для того, чтобы происходило обусловливание. Вдохновленный Павловым, он утверждал, что связь между стимулом и реакцией устанавливается с первого раза, когда они встречаются вместе.

– Берхус Ф. Скиннер (1904-1990)

Он был влиятельным психологом-бихевиористом, развившим идеи своих предшественников. Он создал ящики Скиннера, используемые для исследования оперантного обусловливания. Он также настаивал на том, чтобы сосредоточиться на наблюдаемом поведении, чтобы достичь полностью научной и строгой психологии.

– Джозеф Вольпе (1915-1997)

Он является создателем систематической десенсибилизации, которую мы объясняли ранее. Он чувствовал, что нельзя испытывать две противоположные эмоции одновременно. Поэтому их цель состояла в том, чтобы расслабить людей, чтобы уменьшить их тревожные реакции и таким образом высвободить страх.

Наконец, мы хотим добавить, что существуют и другие объяснения, которые пытаются прояснить, как мы учимся, такие как осмысленное обучение, теория социального обучения, когнитивное обучение и т. д. 

Мы предлагаем вам ознакомиться с этими подходами, поскольку каждый другой взгляд на реальность. Однако многие также дополняют друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *