Атрибуция каузальная в психологии: Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.

что это в психологии, примеры, теория и механизм, эффекты, виды, фундаментальные ошибки

Эффект каузальной атрибуции в социальной психологии – это феномен человеческого восприятия, при котором один индивид объясняет поступки другого, опираясь на свои предположения и умозаключения. При этом он не имеет необходимого количества знаний в конкретной ситуации, поэтому дорисовывает картину у себя в голове. Из статьи читатель узнает, какие основные виды каузальной атрибуции существуют и почему в условиях дефицита информации происходит приписывание причин поведения другому человеку.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Виды каузальной атрибуции
    • Культурные предубеждения
    • Фундаментальная ошибка
    • Участник не является наблюдателем
    • Диспозиционная атрибуция
    • Гипотеза защитной атрибуции
    • Своекорыстная атрибуция
  • Каузальная атрибуция и локус контроля
  • Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
  • Теория Келли

Виды каузальной атрибуции

Определение феномена каузальной атрибуции пришло из латыни (causa означает причину, attribution – приписывание). Чтобы лучше понимать сущность когнитивных искажений, рассмотрим основные типы каузальной атрибуции.

Культурные предубеждения

Под этим термином понимается присваивание определенного поведения человеку в зависимости от его межкультурного различия и происхождения. Например, для нас представители европейской культуры преимущественно индивидуалисты, а азиатской – коллективисты. Также существует большое количество анекдотов о евреях и их склонности схитрить, обмануть.

Фундаментальная ошибка

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции заключается в объяснении поступков других индивидов внутренними факторами, а своих – внешними. Пример из жизни: человек может назвать другого скучным, тогда как свои аналогичные действия он связывает со сложившимися обстоятельствами.

Есть ряд причин появления фундаментальной ошибки:

  • индивид не обращает внимания на особенности, определяемые ролевой группой;
  • собственное поведение индивид считает верным и типичным, тогда как о действиях других судит как о ненормальных;
  • анализ поведения людей на основе действий, которых они не совершали;
  • наличие доверия к фактам, а не суждениям.

Для большего понимания вышесказанного разберем следующий пример. Представьте, что вы с приятелем писали одну контрольную работу или сдавали зачет. Вы получили хорошую оценку, тогда как ваш друг провалил тест. Вам начинает казаться, что он и раньше плохо разбирался в этом предмете. Позже вам начинает казаться, что человек просто ленится и не уделяет внимания своему обучению. Суть этой типичной ошибки состоит в том, что вы не учли объективные факторы. Возможно, ваш приятель не успел подготовиться к зачету из-за семейных обстоятельств. Также не исключено, что у него может быть другой склад ума (гуманитарии, технари).

Или представьте следующую ситуацию. Вы идете по улице и встречаете человека, неспособного твердо стоять на ногах. Многие в подобной ситуации посчитают, что пьян. Значит, он алкоголик, и ему нельзя помочь. Это тоже неверно, ведь высока вероятность, что этому человеку резко стало плохо по пути на работу или учебу.

Внешняя диспозиция заключается в противоположном. Вину за проваленный тест вы возложите не на недостаток своих знаний, а на сложность билета.

Участник не является наблюдателем

Очень часто мы оцениваем других людей сквозь призму собственного мировоззрения. Если мы имеем отношение к какой-либо ситуации, то наше мнение относительно нее может отличаться, т. к. участник и наблюдатель смотрят на обстоятельства с разных сторон. С другой стороны, наше мнение относительно этой ситуации становится иным, если мы становимся ее участником.

Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция – приписывание поведения людей их личности. Например, если таксист ответил вам в грубой форме, вы можете подумать, что он плохой человек. Подавшись внешним факторам, мы характеризуем личность индивида по одному лишь его поступку. Хотя причиной грубого ответа могло послужить плохое настроение человека или сложные жизненные обстоятельства.

Гипотеза защитной атрибуции

Эта гипотеза проявляется в виде убеждений, которые необходимы индивиду для собственной защиты от ощущения беспокойства. Они позволяют ему оправдывать себя при столкновении с проблемами.

Человек с такими предубеждениями часто бросается из крайности в крайность. К примеру, если случилось ДТП, он начинает во всем винить водителя. При этом он может быть убежден, что с ним подобная ситуация однозначно не произойдет.

Своекорыстная атрибуция

Например, если бухгалтера повысили на работе, это событие он начинает приписывать своим профессиональным навыкам. Если же повышение дали его коллеге, тот бухгалтер начинает чувствовать себя недооцененным руководством и начинает думать, что коллега занял его место.

В прошлом ученые полагали, что так человек защищает самооценку. Но позже выяснилось, что своекорыстная атрибуция формируется вследствие влияния внутренних причин.

Каузальная атрибуция и локус контроля

Локус контроля – свойство человека причислять свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Локус демонстрирует, что реакция на конкретную ситуацию выбирается индивидом сознательно. А в случае с каузальной атрибуцией на умозаключения наблюдателя большое влияние оказывают стереотипы и двойные стандарты.

Получив неудовлетворительную оценку, студент может отреагировать двумя способами:

  • признать, что он был недостаточно хорошо подготовлен для сдачи;
  • обвинить в двойке сложный билет или строгого преподавателя.

В отличие от каузальной атрибуции в основе локуса лежит сила воли. Для изменения локуса индивиду необходимо перестать быть жертвой и начать брать ответственность в случае неудачи, даже если большое влияние на последствия оказали причины, мало зависящие от вас.

Каузальная атрибуция и выученная беспомощность

Под понятием «выученная беспомощность» понимается определенное состояние индивида, находясь в котором он отказывается решать свои проблемы, имея все для этого. Это случается, если предыдущие попытки заканчивались неудачей.

Селигман доказал, что после ряда неудач люди прикладывают меньше усилий для решения какой-либо задачи. Индивид начинает думать, что и последующие попытки не приведут к положительному результату.

А теория каузальной атрибуции указывает на то, что индивид не удваивает усилия, чтобы не понижать самооценку. Если он снова потерпит неудачу, то начнет связывать ее с личностными качествами. Тогда как если не прилагать больших усилий, то проблему можно спихнуть на внешние факторы. И это распространенное явление. Как часто вы отказывались от принятия того или иного решения, боясь потерпеть очередную неудачу?

Теория Келли

Теория Келли – модель, появившаяся в 60-х годах XX века. Автор сформировал ее, чтобы определить, должно ли конкретное действие присваиваться внутреннему фактору или обстоятельствам. Слово «ковариация» значит, что у человека есть информация из ряда источников, которую он получил в разные периоды времени.

Келли отметил, что индивид при определении причин поведения людей руководствуется 3 видами доказательств;

  • консенсусом,
  • отличительностью,
  • согласованностью.

Разберем пример. Представьте компанию приятелей, которые пришли на развлекательное шоу. Главного героя зовут Сергей, и ему нравится юмор всех участников. Если остальные друзья также смеются, то консенсус высокий. Если Сергею нравятся шутки отдельного юмориста, то это говорит о высокой отличительности. Если он всегда смеется над шутками симпатизирующего ему комика, значит, согласованность высокая.

Теорию каузальной атрибуции используют в социальной и общей психологии. Полученные результаты можно использовать в любой сфере, включая экономическую. К примеру, для оценки вклада, который внес конкретный участник в корпоративную деятельность группы.

атрибуция каузальная | это… Что такое атрибуция каузальная?

ТолкованиеПеревод

атрибуция каузальная

(от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования А. к., которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Наиболее существенные результаты экспериментального исследования А.

к. заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Юревич Андрей Владиславович

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

атрибуция каузальная

— интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соответственных личностных качествах;

2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только психология социальная; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной — восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее исследования экспериментального состоят в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей;

2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных — мотивационных и информационных — факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

На базе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования атрибуции каузальной в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. В отечественной психологии социальной разработка данной проблематики ведется на базе методологического принципа опосредованности деятельностной процесса атрибуции каузальной. Атрибуция каузальная изучается и как явление возложения или принятия членами группы личной ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной; показано, что в группах высшего уровня развития — коллективах — это адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

(англ. causal attribution, от англ. attribution — приписывание, наделение + лат.

causa — причина) — атрибуция относительно причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации. (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

  • атрибуция
  • атрофия

Полезное


Процесс причинной атрибуции

Келли: Процесс причинной атрибуции Келли, Гарольд Х., Процесс причинной атрибуции, американский психолог, февраль 1973 г., стр. 107–128.

Книга Фрица Хайдерса 1958 года была ранним определением теории атрибуции. Другими были гипотезы Джонса и Дэвиса о восприятии намерения. и теория самовосприятия Бема.

Теория атрибуции касается того, как люди делают каузальные атрибуции, как они ответить на вопросы, начинающиеся с почему. В первую очередь речь идет о вопросах социальное восприятие. Это касается того, что Хидер называет «наивной психологией». Это также включает в себя собственное восприятие себя как самонаблюдателей. Это связано с процессами, посредством которых человек «знает», что он знает и, что более важно, «знает, что знает».

«Я считаю, что социальные психологи, наконец, осознают, что их надлежащая роль состоит не в том, чтобы смешивать здравый смысл, а в том, чтобы анализировать, уточнять, и увеличить его»

Принцип ковариации: эффект приписывается одному из его возможных причины, с которыми со временем она ковариирует.

Следствия часто появляются вскоре после их причин. Нормальный человек как «наивный психолог» интерпретирует и приписывает причинно-следственные связи к действиям себе и другим. Возможные причины независимы переменные, а эффект (поведение) является зависимой переменной. Люди имеют большую уверенность в своей реакции на стимул, когда а) их реакция отчетливо ассоциируется со стимулом, б) другие делают то же самое в одной и той же ситуации, c) реакция постоянна во времени. Таким образом, своеобразие, консенсус и последовательность влияют на уверенность в восприятии.

Роль данной причины в производстве данного следствия не принимается во внимание, если другие также присутствуют вероятные причины. Если есть высокое внешнее оправдание для поведения его собственные внутренние причины не учитываются. С низким внешним оправдания, человек приписывает свое поведение собственному внутреннему отношения.

Принцип аугментации, когда известны ограничения, затраты, или риски, связанные с выполнением действия, действие в большей степени относится к актер, чем иначе.

Причинная схема относится к тому, как человек думает о вероятных причинах по отношению к заданному эффекту. У большинства людей есть набор схем, которые облегчают причинные атрибуции.

Также представляется, что «воспринимающий испытывает возрастающую потребность приписывать ответственность перед кем-то по мере того, как последствия становятся более серьезными».

Некоторые проблемы теории атрибуции
Один из вопросов заключается в том, как взаимодействуют процессы наблюдения и настоящего анализа. с предубеждениями и стереотипами? Как действуют априорные причинные убеждения повлиять на последующую обработку информации?

Одним из примеров является исследование Чепмена о том, как студенты могут упорствовать в видеть причинные свойства даже после того, как они становятся недействительными.

Другая задача — определить, когда будет вызываться определенная схема. Простой схемы могут быть предпочтительнее сложных.

Предвзятость может быть связана с различиями между действующим лицом и наблюдателем в информации доступным для них и в значимости информации. Люди склонны приписывать собственные аномальные действия ситуации и чужим аберрантным действия к своей личности.

Теория атрибуции — ситуационная и диспозиционная

Теория атрибуции изучает то, как обычные люди объясняют причины поведения и событий. Например, злится ли кто-то из-за плохого настроения или из-за того, что случилось что-то плохое?

Формальное определение дается Фиске и Тейлором (Fiske and Taylor, 1991, стр. 23):

«Теория атрибуции имеет дело с тем, как социальный воспринимающий использует информацию для получения причинно-следственных объяснений событий. Он исследует, какая информация собирается и как она комбинируется для формирования причинно-следственного суждения».

Хайдер (1958) считал, что люди — наивные психологи, пытающиеся разобраться в социальном мире. Люди склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где их нет!

Хайдер не столько сам разработал теорию, чтобы подчеркнуть определенные темы, которые подхватили другие. Он выдвинул две основные идеи, которые стали влиятельными: диспозиционная (внутренняя причина) и ситуационная (внешняя причина) атрибуции.

Содержание

Диспозиционная и ситуационная атрибуция

1. Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция связывает причину поведения с некоторой внутренней характеристикой человека, а не с внешними силами.

Когда мы объясняем поведение других, мы ищем устойчивые внутренние атрибуты, такие как личностные черты. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуции.

Например, мы приписываем поведение человека его личности, мотивам или убеждениям.

2. Ситуационная атрибуция

Процесс связывания причины поведения с некоторой ситуацией или событием, находящимся вне контроля человека, а не с некоторой внутренней характеристикой.

Когда мы пытаемся объяснить свое поведение, мы склонны прибегать к внешним атрибуциям, таким как особенности ситуации или окружающей среды.

Джонс и Дэвис Корреспондент Теория вывода

Джонс и Дэвис (1965) считали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного поведения).

Теория Джонса и Дэвиса помогает нам понять процесс внутренней атрибуции. Говорят, что мы склонны к этому, когда видим соответствие между мотивом и поведением. Например, когда мы видим соответствие между кем-то, кто ведет себя дружелюбно, и тем, чтобы быть дружелюбным человеком.

Диспозиционные (т. е. внутренние) атрибуции предоставляют нам информацию, на основе которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Соответствующая теория вывода описывает условия, при которых мы придаем диспозиционные атрибуты поведению, которое мы воспринимаем как намеренное.

Дэвис использовал термин «соответствующий вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель делает вывод, что поведение человека соответствует или соответствует его личности. Это альтернативный термин диспозиционной атрибуции.

Так что же заставляет нас сделать соответствующий вывод?

Джонс и Дэвис говорят, что мы опираемся на пять источников информации:

Выбор : Если поведение выбирается свободно, считается, что оно обусловлено внутренними (диспозиционными) факторами.

Случайное и преднамеренное поведение : Преднамеренное поведение, скорее всего, будет связано с личностью человека, а случайное поведение, скорее всего, будет связано с ситуацией/внешними причинами.

Социальная желательность : Поведение с низкой социальной желательностью (неконформное) заставляет нас делать (внутренние) диспозиционные выводы в большей степени, чем социально нежелательное поведение. Например, если вы наблюдаете, как человек садится в автобус и сидит на полу вместо одного из сидений. Такое поведение имеет низкую социальную желательность (нонконформность) и, вероятно, соответствует личности человека.

Гедонистическая релевантность: Если поведение другого человека явно направлено на то, чтобы принести нам пользу или вред.

Персонализм : Если поведение другого человека кажется направленным на то, чтобы оказать на нас влияние, мы предполагаем, что оно является «личным», а не просто побочным продуктом ситуации, в которой мы оба находимся.

Ковариационная модель Келли

Ковариационная модель Келли (1967) является наиболее известной теорией атрибуции. Он разработал логическую модель для суждения о том, следует ли отнести то или иное действие к какой-либо характеристике (диспозиционной) человека или к окружающей среде (ситуационной).

Термин ковариация просто означает, что человек имеет информацию из множества наблюдений в разное время и в разное время и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.

Он утверждает, что люди действуют как ученые, пытаясь обнаружить причины поведения.

Более конкретно, они принимают во внимание три вида доказательств:

  • Консенсус : степень, в которой другие люди ведут себя таким же образом в аналогичной ситуации. Например, Элисон курит сигарету, когда идет куда-нибудь пообедать со своей подругой. Если ее друг курит, ее поведение находится на высоком уровне консенсуса. Если курит только Элисон, то низко.
  • Отличительность : степень, в которой человек ведет себя одинаково в сходных ситуациях. Если Элисон курит только тогда, когда она гуляет с друзьями, ее поведение очень своеобразно. Если она курит в любое время и в любом месте, ее отличительность низка.
  • Постоянство : степень, в которой человек ведет себя так каждый раз, когда возникает ситуация. Если Элисон курит только тогда, когда она гуляет с друзьями, последовательность высока. Если она курит только в одном особом случае, постоянство низкое.

Давайте рассмотрим пример, который поможет понять его конкретную теорию атрибуции. Наш объект называется Том. Его поведение смех. Том смеется над комиком.

1. Консенсус

Если все в аудитории смеются, консенсус высок. Если только Том смеется, консенсус низкий.

2. Самобытность

Если Том только смеется над этим комиком, то самобытность высока. Если Том смеется над всем, то отличительность низкая.

3. Последовательность

Если Том всегда смеется над этим комиком, то последовательность высока. Если Том редко смеется над этим комиком, то последовательность низкая.

Теперь, если все смеются над этим комиком, если они не смеются над комиком, который следует за ним, и если этот комик всегда вызывает смех, то мы делаем внешнюю атрибуцию, т. е. предполагаем, что Том смеется, потому что комик очень смешно.

С другой стороны, если Том — единственный человек, который смеется над этим комиком, если Том смеется над всеми комиками и если Том всегда смеется над комиком, то мы делаем внутреннюю атрибуцию, т. е. предполагаем, что Том смеется, потому что он из тех людей, которые много смеются.

Итак, у нас есть люди, приписывающие причинно-следственную связь на основе корреляции. Иными словами, мы видим, что две вещи идут вместе, и поэтому предполагаем, что одна вызывает другую.

Одна проблема, однако, заключается в том, что у нас может не хватить информации, чтобы сделать такое суждение. Например, если мы не так хорошо знаем Тома, у нас не обязательно будет информация, чтобы узнать, стабильно ли его поведение во времени. Так что же нам делать?

Согласно Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и ищем либо

1) Несколько необходимых причин . Например, мы видим спортсмена, выигравшего марафон, и считаем, что он должен быть в отличной форме, иметь высокую мотивацию, усердно тренироваться и т. д., и что у него должно быть все это, чтобы победить

2) Несколько достаточных причин . Например, мы видим, как спортсменка не проходит тест на наркотики, и мы думаем, что она, возможно, пытается сжульничать, или случайно приняла запрещенное вещество, или тренер обманом заставил его принять его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *