Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы
Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.
Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.
Теория когнитивной психологии
Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).
Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый
Подробнее мы рассматриваем когнитивно-поведенческую терапию в статье
Кому может помочь когнитивная психология?
Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т. д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.
Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов. Подробнее – в статье
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Теория
4 уловки когнитивной психологии для создания превосходного UX
Пользовательский опыт, который не наносит вреда. Что имеется в виду? Речь о том, что следует ставить ценность дизайна для пользователей выше собственной выгоды.
Хотя в теории все звучит идеально, на практике это почти никогда не реализуется. В чем же заключается ценность UX дизайна? Многие UX-дизайнеры ошибочно полагают, что технических знаний достаточно для того, чтобы сделать дизайн ценным для пользователя. Однако в UX-дизайне, как и в дизайне в целом, психология играет более важную роль.
В особенности когнитивная психология.
Влияние когнитивной психологии в UX-дизайне
Когнитивная психология охватывает различные исследования психических процессов, таких как внимание и восприятие, память, способность решать проблемы и творческое мышление.
Поскольку когнитивная психология занимается описанием человеческого поведения и его причин, ее польза для UX-дизайна очевидна.
Когнитивная психология может помочь преодолеть когнитивные барьеры, чтобы улучшить:
- юзабилити
- навигацию
- читабельность
- доступность
Конечная цель — создать ценность для целевой аудитории и сделать так, чтобы пользователи получили запоминающийся опыт.
Чтобы доказать, что люди запоминают опыт в целом, а не отдельные детали, исследователи из Университета Тафтса и Университета Брауна провели эксперимент, попросив участников нарисовать один цент (пенни). Перед ними были поставлены следующие задачи:
- нарисуйте пенни без посторонней помощи
- нарисуйте пенни с определенными визуальными характеристиками
- из списка выберите лишь те особенности, которые характерны для пенни
- опишите, что не так с этим изображением пенни
- выберите правильный рисунок из представленных
В настоящее время среднестатистический гражданин США использует пенни каждый день. Значит, люди должны знать, как выглядит эта монета. Однако, что удивительно, это оказалось совсем не так: участники эксперимента очень плохо справлялись с заданиями. Исследователи пришли к выводу, что люди не могут вспомнить об объекте ничего, кроме его общей ценности. Это связано с таким явлением в когнитивной психологии, как ограниченная емкость памяти.
Подобные уловки когнитивной психологии могут пригодится в UX-дизайне. Хотите узнать больше? Взгляните сами.
1. Классическое обусловливание (условный рефлекс)
Все мы знаем известную схему “стимул — реакция” из эксперимента с собакой Павлова. Очевидно, что анатомическое строение собак и людей различно, однако обучаемся мы одинаково.
В когнитивной психологии этот паттерн “стимул — реакция” называется классическим или павловским обусловливанием. В эксперименте Павлов приучил собаку воспринимать звонок колокольчика как знак, что она скоро получит еду.
В повседневной жизни этот принцип лежит в основе того, каким образом мы учимся совершать простые действия. Если у нас пересохло в горле, мы пьем воду. Если у нас урчит в животе, мы едим. Или, если мы нажимаем на кнопку “Характеристики” на сайте, мы получаем соответствующую информацию.
Этот принцип можно использовать и в UX-дизайне для того, чтобы сделать навигацию по сайту эффективнее. Рассмотрим, каким образом он может помочь UX-дизайнерам.
Принцип Павлова поможет вам выбрать правильный цвет для кнопок и разделов, которые должны привлекать больше всего внимания. Он поможет вам сделать правильный выбор, когда вы разрабатываете дизайн CTA-кнопки (кнопки призыва к действию).
Например, если пользователь видит CTA-кнопку красного цвета, он будет более решительно настроен ее нажать. Делая такую кнопку красной, вы транслируете призыв к действию и получаете желаемую реакцию.
Почему именно красной?
Некоторое время назад когнитивные психологи обнаружили связь между красным цветом и повышенной внимательностью. Исследование, проведенное Университетом Британской Колумбии, показало, что красный цвет повышает эффективность выполнения сложных задач.
С другой стороны, синий цвет обладает успокаивающим эффектом, и поэтому идеально подходит в качестве цвета фона. Это общие данные когнитивной психологии о восприятии цвета и реакции на разные цвета, и они хорошо работают, если вы делаете продукт для широкой аудитории. Но что, если основная часть ваших пользователей определенного пола?
Исследование, проведенное Джо Хэллоком, главным дизайн-менеджером в Microsoft Azure, выявило, что мужчины и женщины отдают предпочтение разным цветам:
Итак, как вы видите, понимание павловского обусловливания может быть очень полезным в UX-дизайне, в частности, для выбора правильного цвета в интерфейсе и создания удобной навигации по сайту.
2. Теория восприятия слева направо
Эта теория дополняет предыдущую. Если первая говорила о том, как создавать контент, чтобы получить определенную реакцию пользователей, то эта теория о том, как расположить контент на сайте, чтобы получить необходимую реакцию.
В когнитивной психологии эта теория относится к разделу о восприятии. “Теория восприятия слева направо утверждает, что люди преимущественно воспринимают информацию слева направо и сверху вниз”, — говорит Мелани Сованн, исследователь на образовательной онлайн-платформе Studicus.
Почему преимущественно? Хотя часть теории о восприятии информации сверху вниз верна для всех людей, не все просматривают контент слева направо.
Как известно, люди, читающие тексты на арабском языке, например, воспринимают информацию справа налево и пишут аналогичным образом. Но даже если такое направление письма — это аргумент против рассматриваемой теории, универсальным принципом является размещение информации сверху вниз.
Эта теория также применима при создании интеллект-карты будущего дизайна. Учитывая ее, вы можете расположить элементы в таком порядке, который позволит улучшить навигацию по сайту.
3. Эффект хамелеона
В продолжение нашего разговора о приемах когнитивной психологии, воздействующих на восприятие, давайте рассмотрим теорию, которая оказывает влияние на контент.
Эффект хамелеона — это известная теория когнитивной психологии, которая гласит, что все люди склонны подражать эмоциям и чувствам других. Такое поведение не является преднамеренным (оно бессознательное), но вы можете сознательно использовать его в UX-дизайне для создания контента, вызывающего определенные эмоции.
Например, все пользователи Duolingo, которые пропустили хотя бы один урок, знают этого персонажа:
Плачущая сова заставляет пользователей почувствовать себя виноватыми из-за того, что они пропустили урок, что побуждает их вернуться к обучению и продолжить использование приложения.
За такими уведомлениями стоит очевидное намерение заставить пользователей испытать те же чувства, что и птица. Следовательно, мы можем увидеть теорию хамелеона в действии.
Эта теория также очень популярна в контент-маркетинге. Например, создавая контент, копирайтеры намеренно добавляют вступление, чтобы вызвать нужные чувства и погрузить читателя в определенную атмосферу. Такие действия направлены на достижение конкретной цели, к примеру, вызвать у читателя сомнения или взбудоражить его.
4. Эффект последовательного позиционирования
Эта теория объясняет, почему средний ребенок в семье всегда чувствует себя обделенным.
Еще одна теория из раздела когнитивной психологии о восприятии. Эффект последовательного позиционирования определяет, в каком порядке мы лучше воспринимаем объекты. “Теория предполагает, что люди лучше запоминают первый и последний элементы, но при этом плохо помнят, что располагалось в середине”, — говорит Дориан Мартин, исследователь на популярной образовательной онлайн-платформе WowGrade.
Как можно применить эту теорию в UX-дизайне? Она, как и теория восприятия информации слева направо, поможет UX-дизайнерам определить, каким образом разместить определенные элементы, чтобы сделать интерфейс более удобным для пользователя.
Но как выбрать, какие элементы расположить посередине? Если веб-сайт предназначен для продажи одежды или других товаров, UX-дизайнеры должны изучить, насколько посещаемой является страница каждого из продуктов, для чего следует обратиться за помощью к маркетинговой команде. Товары, которые продаются лучше всего, должны отображаться в начале и конце списка, а наименее популярные товары — в середине.
В целом, эта теория может быть эффективной при создании удобного для пользователей UX, однако, используя ее, следует провести предварительный анализ, например, эвристическую оценку или А/Б-тестирование.
Все это в наших головах
Как UX-дизайнер вы можете обладать отличными навыками, но они не всегда помогут вам получить ответы на вопросы о том, как пользователи будут воспринимать интерфейс, какие цвета вам следует выбрать, как расположить на странице контент и т. д.
Поскольку когнитивная психология изучает, каким образом человеческий мозг воспринимает и обрабатывает информацию, а также как в нем формируются определенные модели поведения, соответствующие теории могут быть достаточно полезны для UX-дизайнеров.
От известных уловок, таких как павловское обусловливание и эффект хамелеона, до теории восприятия информации слева направо и эффекта последовательного позиционирования — из всего этого UX-дизайнеры могут извлечь много полезной информации, которая поможет им предоставлять пользователям ценность, составляющую суть UX-дизайна.
примеров когнитивной психологии и ее использования
Когнитивная психология изучает и анализирует психические процессы человеческого разума. Это включает в себя то, как люди думают, помнят, учатся и воспринимают. Просмотрите эти примеры когнитивной психологии, чтобы глубже понять эту область психологии.
пример когнитивной психологии с мозговой активностью людей
Реклама
Повседневные примеры когнитивной психологии
Поскольку когнитивная психология фокусируется на том, как люди думают и обрабатывают информацию, вас не должно удивлять, что в повседневной жизни существует множество примеров когнитивной психологии.
- внимание — Иногда системы когнитивной обработки человека перегружаются. Когда это происходит, возникает необходимость сосредоточить внимание на определенных вещах, отобрав информацию для дальнейшей обработки. Это касается того, как и почему производительность улучшается с вниманием.
- формирование понятий — Этот аспект когнитивной психологии фокусируется на способности человека организовывать опыт в категории. То, как человек реагирует на раздражители, может быть результатом сортировки информации по категориям. Реакция на стимул определяется соответствующей категорией и знаниями человека, связанными с этой конкретной категорией.
- суждения и решения — Это исследование принятия решений. Любое поведение, скрытое или явное, требует суждения, а затем решения или выбора.
- языковая обработка — Это изучение того, как усваивается, понимается и воспроизводится язык. Он также посвящен психологии чтения. Это включает в себя обработку слов, предложений, понятий, выводов и семантических предположений.
- обучение — Это изучение новой когнитивной или концептуальной информации, которая воспринимается и того, как происходит этот процесс. Он включает в себя неявное обучение, которое учитывает предыдущий опыт работы.
- память — Изучение человеческой памяти является важной частью когнитивной психологии. Изучение типов памяти охватывает процесс приобретения, хранения и извлечения памяти, включая факты, навыки и способности.
- восприятие — Это включает чувства и то, как люди обрабатывают то, что они чувствуют. Это также включает в себя то, что мы чувствуем, и то, как это взаимодействует с тем, что мы уже знаем.
- решение проблем — Решение проблем — это способ достижения целей людьми. Этот аспект когнитивной психологии фокусируется на том, как люди подходят к решению проблем.
- достижение цели — Движение к достижению цели может включать в себя различные виды рассуждений, а также восприятие, память, внимание и другие функции мозга.
- рассуждения — Это процесс формулирования логических аргументов. Это включает в себя выводы и выводы, а также то, почему некоторые люди ценят одни выводы по сравнению с другими. На рассуждения могут влиять обоснованные интуитивные догадки, логические ошибки или стереотипы.
Области применения в когнитивной психологии
Когнитивную психологию можно применять по-разному. Он служит многим целям в области психологии, и все они могут быть полезны специалистам в области психического здоровья, которые используют когнитивную психологию в своей практике, и людям, которым они стремятся помочь.
- моральное развитие — Это включает в себя то, как моральные дилеммы изменяют моральное мышление человека в зависимости от того, на какой стадии морального развития находится человек. Когнитивные психологи часто включают стадии морального развития Кольберга в свою работу с пациентами.
- свидетельские показания — Когнитивная психология может объяснить, как на показания свидетеля влияют стресс или наводящие вопросы, а также как сосредоточение внимания на оружии или получение неполной информации может изменить восприятие человеком того, что он видел.
- забывание — Эта область охватывает долговременную и кратковременную память, а также то, как происходит забывание. Когнитивные психологи рассматривают, как изучение новой информации потенциально может привести к забыванию старой информации, а также другие факторы, которые могут привести к потере ранее известной информации.
- избирательное внимание — Люди имеют ограниченную способность концентрировать внимание. Этот аспект когнитивной психологии рассматривает, как люди выбирают стимулы, на которые они будут обращать внимание. Психологи могут использовать это, чтобы помочь людям научиться сосредотачиваться на ключевых аспектах сценариев, на которых нужно сосредоточиться, отбрасывая нерелевантную информацию.
- развитие ребенка — Это касается процесса познавательных процессов, когда дети проходят различные стадии развития. Например, психолог может рассмотреть, где находится молодой пациент с точки зрения стадий когнитивного развития Пиаже при работе с ребенком.
- когнитивно-поведенческая терапия — Этот подход к терапии сочетает когнитивную теорию с поведенческими методами. Он использует тот факт, что модели мышления могут влиять на поведение, и пытается помочь людям преодолеть проблемы с психическим здоровьем, сочетая когнитивный и поведенческий подходы.
- стили обучения — Здесь исследуются различные способы обучения людей. Учителя используют информацию о стилях обучения для разработки уроков и преподавания таким образом, который включает стратегии, которые будут эффективны для разных стилей обучения.
- образование — Стили обучения — не единственный способ, с помощью которого когнитивная психология может способствовать более эффективному обучению. Учителя применяют принципы того, как люди воспринимают, обращают внимание, организуют, понимают, изучают и запоминают информацию во всем, что они делают.
- обработка информации — Этот подход к когнитивной психологии предполагает, что люди обрабатывают получаемую информацию, а не просто реагируют на стимулы. В некотором смысле он сравнивает людей с компьютерами в том, как мы обрабатываем информацию.
- когнитивное интервью — Те, кто опрашивает свидетелей, используют методы когнитивного опроса, разработанные для того, чтобы максимизировать то, что они помнят. Интервьюеры просят свидетелей представить себя на месте преступления, чтобы восстановить память, а затем сообщают обо всем. Затем они будут задавать дополнительные вопросы, чтобы свидетели описали то, что они видели, с разных точек зрения и в другом порядке.
- распознавание лиц — Способность узнавать лицо другого человека требует когнитивной обработки. Когнитивная психология может помочь объяснить, как можно по-прежнему узнавать чье-то лицо, даже если некоторые аспекты изменились, например, человек стал старше, носил или не носил макияж, добавлял или снимал очки или обрамлял другую прическу.
Реклама
Расширьте свои знания в области психологии
Эти различные примеры когнитивной психологии — отличный способ лучше понять эту область, в том числе то, как она может повлиять на повседневную жизнь и не только.
Теперь, когда вы знаете, что такое когнитивная психология, благодаря этим примерам когнитивной психологии, найдите время для дальнейшего изучения этой области. Начните с некоторых основных терминов психологии, используемых при изучении разума. Оттуда познакомьтесь с поведенческой психологией, рассмотрев несколько примеров классического обусловливания в повседневной жизни. Затем перейдите к изучению некоторых примеров оперантного обусловливания. Вы будете на пути к созданию прочного фундамента знаний в области психологии.Штатный писатель
- Средняя школа
- Средняя школа
- Колледж
Связанные статьи
Jerome Seymour Bruner
Американский психолог, Jerome Seymour Bruner (Born 1915) создал выступление в виде взноса для изучения взноса для изучения, с кожа . Он преподавал в университетах США и Англии и был автором многих статей и книг в области психологии и образования.
Основные термины психологии и их значения
Область психологии может быть сложной. Но понимание основных терминов психологии и их значений — хороший первый шаг к пониманию изучения разума. Продолжайте читать, чтобы узнать все о лексике психологии, включая психологические состояния и расстройства.
Когнитивная психология | Психология в Иллинойсе
Перейти к основному содержанию
Университет Иллинойса Урбана-Шампейн
-
ЛаТаша Р. Холден продолжает серию «Выдающиеся докладчики по вопросам расового равенства»
Доктор ЛаТаша Р. Холден, доцент кафедры когнитивной психологии из…
Рэйчел Флуд Хитон получает стипендию для выпускников New Frontiers
Инициатива New Frontiers в сотрудничестве с проектом Blue Waters недавно выбрала стипендиатов для выпускников New Frontiers 2021 года. Стипендиаты получают стипендию, пособие на обучение, путевые расходы,. ..
ОСЕНЬ 2022 — ВЕСНА 2023 Должность научного сотрудника в Лаборатории языковых исследований, обучения и языкового производства
Лаборатория обучения и языков ищет 1-2 студентов бакалавриата для программы PSYC 290 Научный ассистент, изучающий различные факторы, влияющие на студентов колледжей ‘ выбор слов в предложении…
Осень 2022 г. Ассистент-исследователь – проект «Чтение книжки с картинками», Лаборатория обучения и языка
Мы анализируем аудиозаписи, сделанные родителями, которые читают своим детям книжки с картинками дома. Мы расшифровываем записи, чтобы понять язык, на котором дети разговаривают дома…
Осень 2022 г. Ассистент-исследователь – проект «Семантика изображений», Лаборатория обучения и языка
В рамках проекта «Семантика изображений» мы анализируем классный набор видеоданных, собранных с помощью головных камер, которые носят младенцы и дети, фиксируя их перспективы от первого лица. Мы используем эти видео, чтобы получить…
Осень 2020 г. Ассистент-исследователь — Лаборатория неврологии SCOPE
Лаборатория нейробиологии социальных, когнитивных, личностных и эмоциональных наук ищет студентов бакалавриата для PSYC 290. Вы можете узнать больше о наших исследованиях, посетив…
Осень 2022 г. Научный сотрудник проекта Daylong Language Environment, Лаборатория обучения и языка
В рамках проекта Daylong Language Environment мы расшифровываем, кодируем и анализируем аудиоданные, которые фиксируют повседневную языковую среду младенцев и детей с помощью записывающих устройств, которые они носили дома. …
Осень 2022 г. Ассистент-исследователь лаборатории познания и мозга
Лаборатория познания и мозга (CAB Lab) ищет двух студентов бакалавриата на 290 кредитов курса. Студенты будут помогать в сборе данных для изучения ERP и/или кодирования уже…
Весна 2022 г.