15.Структура, формирование и функции аттитюда. Взаимосвязь аттитюдов и поведения.
Узнадзе –введение понятия установки.
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки (Обуховский, 1972). Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.
Понятие г. Олпорта и диспозиционная интерпретация.
Аттитюд — состояние психологической и нервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (Г.Олпорт, 1935 г).
В социальной психологии под социальной установкой понимается «определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта».
Аттитюд функционирует и как элемент структуры личности, и как элемент социальной структуры.Структура аттитюда:
три компонента аттитюда взаимосвязаны между собой: при изменении содержания одного из них изменяется содержание другого.аффективный, поведенческий (намерение)
Поведенческий компонент приравнивается к намерению совершить определенный поступок и изучается отдельно. На сегодняшний день это представление наиболее популярно среди психологов. Несмотря на некоторое отличие двухкомпонентной структуры от трехкомпонентной, ее сторонники признают, что, с одной стороны, когнитивный и аффективный компоненты взаимосвязаны между собой, но, с другой, между ними может возникнуть противоречие.
Однако в данном случае введение этого понятия теряет смысл: оно оказывается тождественным понятию «эмоциональное отношение». Поэтому данное представление используется редко.
Размерность (количество компонентов) зависит от:
— объекта, по отношению к которому он сформирован: аттитюды к любимому человеку для большинства людей состоят из аффективного компонента, к получению высшего образования – из когнитивного и поведенческого и т. д.;
— способа его формирования: аттитюды, сформированные на основе непосредственного опыта их носителя, включают когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а усвоенные от других людей имеют более простую структуру;
— индивидуальных особенностей носителей: у людей, интересующихся определенной проблемой, аттитюды к ней включают в себя два или три компонента, а у тех, кто ей не интересуется — один.
Функции аттитюдов
Функция познания основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, «объясняют» происходящие события или действия других людей.
Функция выражения ценностей, самореализации, формирования Я. аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, сформировать представление о себе.
Функция эго-защиты аттитюд способствует разрешению внутриличностных конфликтов, защищает человека от получения неприятной информации о себе и значимых для него объектах.
Инструментальная функция аттитюд способствует получению человеком вознаграждения, в том числе одобрения окружающих.
Функция влияния на поведение аттитюды направляют поведение человека, оказывают влияние на выбор им одного поступка из нескольких возможных.
Свойства аттитюдов
Включенность в систему. Аттитюды являются элементами когнитивной системы человека — системы знаний, представлений, оценок разных объектов и явлений, и, следовательно, могут влиять друг на друга.
Ассоциативная модель: аттитюд – это четко закрепленная ассоциация между определенным стимулом и элементом когнитивной системы. Один и тот же стимул может входить в состав нескольких ассоциаций. Это означает, что у человека существует несколько аттитюдов в отношении одного и того же объекта/явления. Эти аттитюды существуют отдельно друг от друга и могут актуализироваться при разных условиях.
Согласно сетевой модели, отдельные представления и оценки человека образуют единую сеть. Аттитюд – это совокупность элементов сети, актуализированных в определенной ситуации по отношению к определенному объекту. Таким образом, у человека нет готовых аттитюдов, поскольку каждый раз в ответ на стимул актуализируется разный набор когнитивных элементов.
— частота выражения: аттитюды, которые человек выражает часто, являются более доступными чем аттитюды, о которых он вспоминает редко
— сложность когнитивного компонента: аттитюды с хорошо сформированным когнитивным компонентом более доступны, чем аттитюды, не подкрепленные специальными знаниями;
— доминирующий компонент аттитюда: аффективный компонент более доступен, чем когнитивный (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем). Однако аттитюды с доминирующим аффективным компонентом более доступны, чем аттитюды с когнитивным только в том случае, если они экстремальны (очень позитивны или очень негативны).
— способ формирования: аттитюды, формирующиеся на основе непосредственного взаимодействия с объектом, являются более доступными, чем аттитюды, сформированные без него;
Определенность включает в себя ясность аттитюда (уверенность человека в том, что он знает содержание своих аттитюдов) и его точность (уверенность в соответствии аттитюдов действительности)
Амбивалентность противоречивость аттитюда. Выделяют три вида амбивалентности: противоречие между (а) разными компонентами, (б) внутри одного компонента и (в) между одним компонентом и общей оценкой.
Сила — стабильности во времени, устойчивости к воздействию, влиянию на отбор информации и поведение. На нее влияют
— положение в когнитивной системе: чем более важное место занимают аттитюды в когнитивной системе человека, тем большее влияние они оказывают на его поведение;
— доступность аттитюдов: более доступные аттитюды сильнее, чем менее доступные;
— определенность аттитюдов: более определенные аттитюды сильнее, чем менее определенные;
— амбивалентность аттитюдов: амбивалентные аттитюды слабее, чем непротиворечивые;
— способ формирования: аттитюды, сформированные в результате тщательного анализа информации, сильнее, чем возникшие в результате доверия определенному человеку или привлекательной формы сделанного им сообщения.
Глава 7 Социальные установки. Социальная психология
Глава 7 Социальные установки
Аттитюд есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии
Г. Олпорт
Наше самосознание устроено таким образом, что невольно мы оцениваем все, с чем сталкиваемся в жизни, начиная от еды и кончая действиями политиков. Ничто не оставляет нас равнодушными, по каждому вопросу у нас есть свое мнение и своя позиция. Однако каким образом оно появляется и как формируется?
Социальные психологи давно заинтересовались реакциями людей и их отношением к предметам, явлениям и другим людям. В 1918 г. американский и польский исследователи У. Томас (W. Thomas) и Ф. Знанецкий (F. Znaniecki) назвали это отношение аттитюдом (attitude). Они изучали эмигрантов из Польши по их письмам на родину. Ученые установили, что в том случае, если переселенцы расценивали свою жизнь в Америке как временное пребывание с целью заработка, то трудно адаптировались, медленно осваивали язык и культуру страны.
Но если эмигранты считали, что они переехали в Америку навсегда, то все процессы адаптации шли значительно быстрее и эффективнее. Это дало основание ученым выделить понятие attitude как отношение к своему положению в новой стране, к своим задачам на новом месте и к другим людям.Существует множество определений термина «аттитюд», но в большинстве из них отмечается, что люди склонны оценивать различные аспекты социального мира и относиться к ним определенным образом. В российской психологической литературе «аттитюд» переводится как «социальная установка». Несмотря на всю неточность и даже неадекватность данного термина, противоречащего смыслу аттитюдных феноменов, в России он используется до сих пор. И на сегодняшний день это устоявшийся термин со значительной исследовательской традицией. Попытка социолога В. А. Ядова обозначить аттитюды более точным по смыслу термином «позиция», к сожалению, большого распространения не получила, поскольку позиции в отечественной науке устойчиво связаны с мировоззрением, которое составляет только часть аттитюдов.
7.1. О природе установок-аттитюдов
Аттитюды близки по своему психологическому содержанию к ценностям, которые рассматривались в предыдущей главе. И те и другие воздействуют на поведение людей. В то же время эти понятия следует различать. Нам предстоит развести их, так как даже в используемых словах – ценности и оценочные отношения – присутствует корень цена. Отличать одно от другого необходимо еще и потому, что аттитюды и ценности оказывают разное воздействие на поведение людей.
Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения. Они осознаются людьми как нечто устойчивое, постоянное, освященное традицией и мало подверженное изменениям. Если говорить об их влиянии на поведение индивида, то они скорее выполняют роль долговременной стратегии, некоего общего жизненного руководства, чем непосредственного фактора, который воздействует на конкретные поступки людей. Ценности – это «несущая опора» морально-регулятивных норм человеческого поведения. Усвоенные в процессе жизнедеятельности ценности слабо подвержены изменениям.
Аттитюды охватывают гораздо более широкий класс явлений, они индивидуализированы и часто оказывают влияние на конкретное поведение человека. Под влиянием аттитюда мы покупаем в магазине понравившийся чайник, делаем свой выбор на референдуме, заводим долговременные отношения (на основании впечатления от первой встречи). В отличие от ценностей аттитюды осознаются как оценивающие образования, но менее стойкие, подверженные изменениям. Нам может приглянуться другой чайник, дополнительная информация может изменить наше мнение по поводу референдума, а с предполагаемым супругом можно расстаться навсегда.
Аттитюд – это такое отношение, о котором человек может сказать, что у него нет готового мнения, нет достаточной информации, чтобы вынести свое суждение. И наоборот, мы можем бездумно присоединиться к вычитанным в книгах мыслям, навязанным рекламой впечатлениям, к мнениям, высказанным в информационных программах. Большинство из нас именно так и поступает, поскольку в современном мире человеку трудно не знать мнения других по самым важным для него вопросам. И только в редких случаях человек задумывается, пытается сформировать собственное отношение к тому или иному предмету. Именно связь с реальным поведением людей и подверженность изменениям сделали аттитюды столь популярным предметом исследования в социальной психологии. Ведь недаром значительная часть социальных психологов считает, что предметом исследования в нашей науке является влияние на установки, убеждения и поступки человека.
Важная особенность аттитюдов – их многогранность. Они могут одновременно представлять эмоции и чувства, знания и мнения, а также поведенческие реакции или намерения действовать определенным образом. Эта связь между ментальными структурами человека и его реальными действиями сразу же выдвинула аттитюды в первый ряд исследовательских задач. Менее чем через 20 лет после появления нового термина в середине 1930-х гг. Г. Олпорт на основании обобщения 16 разных определений аттитюда смог дать свое:
Аттитюд – это состояние нервно-психической готовности, организованное на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида на все объекты, с которыми он сталкивается.
Современные ученые обращают внимание на то, что данное определение скорее относится к области общей психологии, чем социальной, так как в нем отсутствует важнейшая составляющая – воздействие социального окружения и влияние той ситуации, в которой находится индивид. Поэтому сегодня, с одной стороны, в науке присутствует огромное количество исследований аттитюда и методов его изучения, а с другой – не менее впечатляющий разнобой в определении этого понятия. На данное обстоятельство обратила внимание французская исследовательница Жермен де Монмолен (de Montmollin). Она утверждает, что условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что именно собой представляет аттитюд, остается неизвестным и, кажется, не имеет особого значения (113, с. 101).
Совершенно очевидно, что аттитюды связаны с внутренними психическими процессами, но их влияние на конкретное поведение человека различно. Оно детерминировано предметом аттитюда. Когда мы хотим обосновать свое отношение к чему-либо, мы чаще всего прибегаем к ценностным суждениям, говоря о предмете так: «Он, по-моему, хороший, еще не старый и выглядит прилично». Так можно сказать о человеке, автомобиле, собаке, компьютере и т. д. Иными словами, любой объект и явление социального мира становятся предметом аттитюда. Имплицитно нам ясно, что между нашим отношение к домашним любимцам или сорту хлеба и нашим отношением к политической партии или вопросам планирования семьи есть значительное различие в части содержания используемых ментальных структур. Но и то и другое связывают с аттитюдом. Поэтому большинство психологов сходятся на следующем его понимании:
Аттитюд – это оценивающее отношение, или психологическая тенденция, с которой оцениваются качественно особые сущности. Они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо, определенную степень одобрения или неодобрения.
Социальные установки часто функционируют как схемы, или когнитивные структуры, содержащие и организующие информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях. Именно содержание социальных установок людей способно объяснить их политические предпочтения при выборе кандидатов на высшие государственные должности, привлекательность тех или иных идей, значимость фигуры того или иного лидера. Начиная с 20-х гг. XX в. в американской социальной психологии были проведены тысячи исследований по разным аспектам влияния отношений на конкретное поведение людей в разных ситуациях в зависимости от возраста, пола, образования, национальности, вероисповедания, а также с учетом множества других переменных.
Феномен аттитюда стал центральным понятием в социальной психологии и изучался в рамках различных научных направлений. В бихевиоризме установка рассматривается как имплицитная, опосредующая реакция – гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией.
В рамках когнитивной психологии изучается внутренняя когнитивная структура аттитюда. Так, согласно определению М. Рокича, социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или ситуации, предрасполагающая к определенной реакции. По мнению С. Аша, установка – это организация опыта и знаний, связанных с данным объектом; иерархически организованная структура, части которой функционируют в соответствии с их местом в общей структуре. Согласно когнитивизму роль установки состоит в опосредовании вновь поступающей информации. В сложившейся когнитивной структуре сознания (система знаний) аттитюды энергетически «заряжаются» и создают динамику развития личности.
В психоанализе 3. Фрейд выдвинул тезис о том, что установка не имеет собственного энергетического заряда, но может регулировать уже имеющуюся психоэнергетику. Установка выполняет особую роль, она способствует как возникновению напряженности отдельных мотивов, так и разрешению особых конфликтов между мотивами.
В символическом интеракционизме понятие установки рассматривается как механизм формирования «Я-концепции», которая складывается на основе интернализации установок других людей. Установка человека по отношению к самому себе является общей устойчивой системой координат, вокруг которой размещаются все остальные установки. Г. Келман (Н. Kelman, 1968) выявил наличие трех процессов, способствующих этой устойчивости: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение – это процесс, при котором установка сохраняется под влиянием внешнего контроля. Идентификация – это процесс, направленный на поддержание социальных связей. Интернализация придает устойчивость установке и объясняется тем, что сам объект установки имеет для индивида личное значение, независимо от внешнего контроля или одобрения со стороны общества (210, с. 105—107).
Говоря же о соотношении ценностей и аттитюдов, можно сказать, что ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом. Если ценности практически не меняются, меняется только их приоритетность по мере социального развития, то изменение аттитюдов было предметом почти всех исследований последних лет. В современном мире средства массовой информации и реклама почти не оставляют индивиду места для вынесения собственного суждения, потому что нам постоянно рассказывают, что думают другие люди по поводу большинства вопросов. Навязывание чужого мнения требует от нас внимания, разборчивости и ответственности при принятии решений.
7.2. Особенности формирования установок
Совершенно очевидно, что большую роль в формировании системы отношений имеет социальный опыт. Нам могут нравиться или не нравиться политики, актеры, модные диеты, лекарственные препараты, которые рекламируют по телевидению, или вид целующихся пар в общественных местах. Так или иначе, но большинство наших оценочных отношений мы приобретаем в течение всей жизни. Поэтому социальные установки можно считать приобретенными.
Вместе с тем в последние годы социальные психологи обратились и к изучению генетических факторов, которые могут воздействовать на содержание аттитюдов. Например, сравнивались аттитюды однояйцовых близнецов, которые воспитывались врозь. Похожесть их отношений, совпадение большинства аттитюдов свидетельствуют о том, что генетика оказывает воздействие на формирование системы социальных установок (34, с. 183).
Система отношений человека к другим людям, предметам и явлениям строится на чувствах, знаниях, привычном поведении и зависит от генетических факторов. Нам нравятся или не нравятся те или иные люди и предметы, но мы не всегда можем внятно объяснить, почему. Даже в том случае, когда на рациональном уровне мы считаем кандидатуру политического деятеля на высокий пост не вполне подходящей, она нам от этого не нравится меньше. Это привело американских психологов к мысли, что люди скорее голосуют сердцем, а не разумом. Их больше волнуют чувства, которые они испытывают к кандидату, а не знание о том, какую политику данный кандидат собирается проводить. По оценке ученых, примерно треть электората фактически ничего не знает о конкретных политиках, но тем не менее испытывает к ним сильные чувства! (12, с. 218). В России этот процент может быть еще выше, а эмоциональный выбор делается еще чаще, чем в США.
Самые сильные эмоции у людей вызывают темы, не рекомендуемые этикетом для обсуждения за столом, а именно политика, секс и религия. Именно в этих областях установки основаны на человеческих эмоциях. В таком случае аттитюды формируются под воздействием ценностей, моральных и религиозных убеждений, которые присутствуют в семье, обсуждаются в школах, произносятся с экрана телевизора.
Кроме того, эмоциональные реакции на вкус, цвет, запах и внешний вид также могут воздействовать на формирование отношений. Большинству людей приятен вид украшенного кремовыми розочками торта, несмотря на содержащееся в нем катастрофическое количество жира и сахара. Торт и запах ванили напоминает о дне рождения в детстве, об атмосфере праздника, о приятном ожидании подарков, прихода гостей. В психологии это явление называют классическим обусловливанием.
Классическое обусловливание – это эмоциональная реакция на нейтральный стимул, который длительно сопутствовал значимым для личности событиям, явлениям, предметам или людям, в результате чего приобрел их эмоциональные качества.
Такие эмоциональные значения имеют для нас запах елки, вид бутылки шампанского или крашеных яиц, звуки знакомой музыки. У политических деятелей в качестве классического обусловливания может использоваться удачно выбранный образ, характерные словечки и выражения, манера говорить и т. д. Важно заметить, что классическое обусловливание может действовать подсознательно, что часто используется в информационных и публицистических программах.
Приведем одно исследование, в котором изучалось подсознательное обусловливание. Студентам предлагались для просмотра фотографии незнакомого человека, который занимался повседневными делами: делал покупки в магазине или шел по улице. Во время просмотра буквально на мгновение появлялись другие фотографии, о которых было известно, что они обязательно вызовут либо позитивную, либо негативную реакцию. Причем их появление было настолько кратким, что участники эксперимента не успевали их замечать. Результаты показали, что люди не обратили внимания на использование дополнительных фотографий. Тем не менее эти фотографии (смеющиеся молодожены и вид открытой операции на сердце) повлияли на оценочное суждение и формирование отношения участников эксперимента к незнакомцу. Те, кому показывали «приятные» фотографии, выражали более благоприятные суждения о незнакомце. Те, кто видел «неприятные» фотографии, высказывали неблагоприятные суждения. Данные исследования показали, что на аттитюды могут оказывать влияние подсознательные факторы.
Инструментальное, или оперантное, обусловливание является другим видом реакции. Оно также начинает формироваться в детском возрасте. Каждый из нас хотя бы раз встречал эдакого «маленького мудреца», который рассуждает и говорит подобно взрослому. Такое поведение всегда вызывает умиление и восторг взрослых, одобрительные улыбки родителей. Ребенок, стремясь получить похвалу, выражает взрослые мысли, которые фактически представляют собой взгляды семьи на те или иные явления и предметы: например, что «Тойота» гораздо экономичнее «Форда», а парламентская республика лучше, чем президентская, поскольку ей меньше угрожает вырождение в диктатуру. На самом деле ребенок ничего этого не знает, он заимствует слова и установки взрослых, которые играют активную роль в формировании детских представлений и системы оценочных суждений.
Инструментальное обусловливание – это процесс, в ходе которого люди по собственной воле совершают определенные поступки в зависимости от ожидаемого вознаграждения или наказания.
Инструментальные установки можно назвать заимствованными, поскольку они формируются под воздействием ситуаций родительского одобрения или неодобрения. Таким образом детям дают понять, что можно и нельзя. Это важный аспект воспитания, так как поступки, которые приводят к положительным результатам, хочется повторять снова и снова. Награждая детей улыбкой, похвалой или одобрительным восклицанием, мы играем активную роль в формировании детских социальных установок, системы отношений к различным объектам социального мира.
Еще одним механизмом формирования установок является подражание, которое связано с тем, что все мы учимся себя вести на примерах. Этот принцип работает и тогда, когда родители не ставят перед собой цели передать детям определенные взгляды. Наблюдая за действиями окружающих, мы перенимаем формы поведения, мысли и чувства, высказанные и выраженные по тому или иному поводу, даже в том случае, если они не были предназначены для детских ушей. Дети подражают родителям чаще, чем хотелось бы последним. Так, можно запрещать детям курить, но вид курящих родителей или других значимых взрослых может сформировать положительное отношение к курению.
Многие аттитюды формируются в процессе социального научения, сознательно или подсознательно. Но это не единственный путь. К механизмам формирования аттитюдов следует отнести и социальное сравнение – тенденцию сравнивать себя с другими людьми в целях определения правильности или неправильности своих мыслей, чувств и поступков. В зависимости от того, насколько наши взгляды на социальную реальность согласуются со взглядами других людей, мы делаем вывод о точности наших идей и установок. Причем механизм социального сравнения работает в зависимости от ситуации, в которой происходит оценка. Чаще всего наши отношения формируются на основе непосредственного опыта и влияют на наше поведение гораздо сильнее, чем установки, сложившиеся на основе информационных источников. Они легче вызываются в памяти, и это усиливает их влияние на поведение.
Таким образом, аттитюды могут формироваться через процедуры классического, инструментального и подсознательного обусловливания, а также путем подражания и социального сравнения.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,
Глава 8. Когнитивные неосознаваемые установки
Глава 8. Когнитивные неосознаваемые установки Понятие установкиВ предыдущих главах речь шла о разных формах неосознаваемой психической деятельности, непосредственно и тесно связанных с эмоциональной и мотивационной сферой. Были приведены экспериментальные данные о
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки
37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки,
Глава 8 Социальные представления
Глава 8 Социальные представления Познание начинается с удивления. Аристотель Социальные представления – наиболее сложное ментальное образование человека, поскольку соотносится с большим количеством психических явлений: памятью, верованиями, убеждениями,
Глава 2 Установки по отношению к смерти
Глава 2 Установки по отношению к смерти Мы сможем взглянуть на проблему значений смерти в другом ракурсе, изучая установки по отношению к ней. Прежде всего, необходимо разграничить установки по отношению к смерти и мнение о ней. Установка, согласно определению Юнга (Jung) (66),
Глава 6. Телодвижения и психические установки
Глава 6. Телодвижения и психические установки В предыдущей главе мы постарались описать, каким образом ранние воспоминания и фантазии человека могут использоваться для прояснения скрытого стиля жизни. Однако работа с ранними воспоминаниями — это только один из целого
Глава 3. Социальные убеждения и суждения
Глава 3. Социальные убеждения и суждения Это случилось в Париже августовской ночью 1997 г. Анри Поль отъехал от заднего входа отеля «Риц», и вскоре его автомобиль уже мчался по набережной Сены. Когда машина, в которой находились принцесса Диана, её друг Доди Аль-Файед и их
Глава 4. Поведение и установки
Глава 4. Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10000 человек в день (ВОЗ, 1997). По данным Всемирной организации здравоохранения, если эта динамика
Глава 1. Какие бывают установки
Глава 1. Какие бывают установки Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это1, наблюдая, как младшие школьники решают трудные
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки?
Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки? Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения»?
Глава 10 Социальные системы
Глава 10 Социальные системы В этой главе мы рассмотрим системный подход в работе с людьми – иными словами, как создавать и регулировать социальные системы. Эта тема достаточно сложна. В данном случае мы будем говорить о ситуации, когда вы руководите людьми, причем вы
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив
Глава 2 Меняем негативные установки на позитив Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют. Вадим Зверев Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние
Глава 2 Создаем установки на богатство
Глава 2 Создаем установки на богатство Если бы люди наполняли свои действия осмысленностью, то счастье гонялось бы за ними. Виктор Франкл Теперь, когда вы перестали заказывать себе бедность и безработицу, пора сделать следующий шаг и перестать отрабатывать те программы
Глава VII. Социальные фобии
Глава VII. Социальные фобии 1. Ад — это другие Вне всякого сомнения, самым распространенным из человеческих страхов является страх перед себе подобными. Этому не следует удивляться, так как именно окружающие больше всего влияют на наш характер и настроение, делая нас
Авторитарные установки связаны с более высокой вегетативной реакцией на стресс и более низким восстановлением
. 2022 апр; 22 (3): 526-544. дои: 10.1037/emo0000775. Epub 2020 27 июля.Йохан Лепаж 1 , Лоран Бег 1 , Ульманн Зерхуни 2 , Майкл Дамбрун 3 , Кевин Везириан 1 , Тео Бессон 2 , Соленн Боннетер 2 , Марциал Мермиллод 4
Принадлежности
- 1 Межвузовская лаборатория психологии.
- 2 Парижская лаборатория социальной психологии.
- 3 Лаборатория социальной и когнитивной психологии.
- 4 Лаборатория психологии и нейропознания.
- PMID: 32718170
- DOI: 10.1037/эмо0000775
Йохан Лепаж и др. Эмоция. 2022 апрель
. 2022 апр; 22 (3): 526-544. дои: 10.1037/emo0000775. Epub 2020 27 июля.Авторы
Йохан Лепаж 1 , Лоран Бег 1 , Ульманн Зерхуни 2 , Майкл Дамбрун 3 , Кевин Везириан 1 , Тео Бессон 2 , Соленн Боннетер 2 , Марциал Мермиллод 4
Принадлежности
- 1 Межвузовская лаборатория психологии.
- 2 Парижская лаборатория социальной психологии.
- 3 Лаборатория социальной и когнитивной психологии.
- 4 Лаборатория психологии и нейропознания.
- PMID: 32718170
- DOI: 10.1037/эмо0000775
Абстрактный
Правый авторитаризм (RWA) и ориентация на социальное доминирование (SDO) предсказывают общие предрассудки, дегуманизацию, межгрупповую дискриминацию, угнетение, насилие, предпочтения правых политических партий и в целом карательные установки. Было высказано предположение, что авторитарные установки включают неадекватную эмоциональную, когнитивную и социальную саморегуляцию. Однако нет исследований авторитаризма с использованием функционирования парасимпатической нервной системы (ПНС) в качестве физиологического показателя саморегуляции, поэтому остается неясным, «нарушается» ли регуляция авторитарными установками как таковыми. Функционирование ПНС обычно оценивают путем изучения тонической и фазовой вариабельности сердечного ритма (ВСР). Эти два компонента признаны важными с точки зрения адаптации к стрессу. Снижение ВСР связано с гипоактивностью префронтальной регуляции, гиперактивностью подкорковых структур, неадекватной саморегуляцией, повышенной бдительностью, снижением просоциальных тенденций, защитным поведением, импульсивным поведением и агрессией. Предыдущие исследования показывают, что неудача в саморегуляции может способствовать враждебному отношению и предвзятому межгрупповому поведению. В первом исследовании мы обнаружили, что высокая RWA была связана с более низкой тонической ВСР в состоянии покоя. Во втором исследовании стресс-индуцированная вегетативная реактивность и постстрессовое вегетативное восстановление рассматривались как потенциальные пути, связывающие авторитарные установки с саморегуляцией. Мы обнаружили, что высокий RWA и высокий SDO были связаны с (i) более низкой тонической ВСР во время стресса, (ii) большей вегетативной реактивностью во время стресса и (iii) более низким вегетативным восстановлением. В целом, наши результаты показывают, что вегетативная дисрегуляция во время и после стресса является вероятным физиологическим путем, связывающим RWA и SDO с саморегуляцией. Обсуждается значение таких результатов для исследования политических настроений. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2022 APA, все права защищены).
Похожие статьи
- Психологические причины и социальные последствия авторитаризма.
Осборн Д., Костелло Т.Х., Дакитт Дж., Сибли К.Г. Осборн Д. и соавт. Нат Рев Психол. 2023;2(4):220-232. doi: 10.1038/s44159-023-00161-4. Epub 2023 3 марта. Нат Рев Психол. 2023. PMID: 37056296 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Влияние потребности в закрытии на консервативные убеждения и расизм: дифференциальное посредничество авторитарного подчинения и авторитарного доминирования.
Ван Хиль А., Панделэр М., Дурьез Б. Ван Хиел А. и др. Pers Soc Psychol Bull. 2004 г., июль; 30 (7): 824-37. дои: 10.1177/0146167204264333. Pers Soc Psychol Bull. 2004. PMID: 15307224
- Сбалансированная модель идеологической антипатии: объяснение влияния идеологических установок на межгрупповую антипатию по всему политическому спектру.
Кроуфорд Дж.Т., Маллинас С.Р., Фурман Б.Дж. Кроуфорд Дж.Т. и др. Pers Soc Psychol Bull. 2015 дек;41(12):1607-22. дои: 10.1177/0146167215603713. Epub 2015 16 сентября. Pers Soc Psychol Bull. 2015. PMID: 26377669
- Ориентация на социальное доминирование и правый авторитаризм на протяжении взрослой жизни: исследование старения и когортных эффектов.
Зубилевич Э., Осборн Д. , Милоев П., Сибли К.Г. Зубелевич Э. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2023 март; 124(3):544-566. дои: 10.1037/pspi0000400. Epub 2022 13 июня. J Pers Soc Psychol. 2023. PMID: 35696159
- Гендер, сексуальность и авторитарная личность.
Peterson BE, Zurbriggen EL. Петерсон Б.Э. и соавт. J Перс. 2010 декабрь; 78 (6): 1801-26. doi: 10.1111/j.1467-6494.2010.00670.x. Epub 2010 12 октября. J Перс. 2010. PMID: 21039532 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Психологические причины и социальные последствия авторитаризма.
Осборн Д., Костелло Т.Х., Дакитт Дж., Сибли К.Г. Осборн Д. и соавт. Нат Рев Психол. 2023;2(4):220-232. doi: 10. 1038/s44159-023-00161-4. Epub 2023 3 марта. Нат Рев Психол. 2023. PMID: 37056296 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Материнская исполнительная функция, авторитарные установки и предвзятость враждебной атрибуции как взаимодействующие предикторы жесткого воспитания.
Бертран С., Белл М.А., Дитер-Декард К. Бертран С и др. Джей Фам Психол. 2023 Апрель; 37 (3): 388-397. doi: 10.1037/fam0001065. Epub 2023 16 февраля. Джей Фам Психол. 2023. PMID: 36795419
- Создание сострадательного мира: разрешение конфликтов между Делиться и заботиться В сравнении с Контролировать и удерживать Развитые стратегии.
Гилберт П. Гилберт П. Фронт Псих. 2021 10 фев; 11:582090. doi: 10.3389/fpsyg.2020.582090. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33643109 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Раннее влияние блокировки COVID-19 на стресс и аддиктивное поведение среди студентов, употребляющих алкоголь, во Франции.
Флаудиас В., Зерхуни О., Перейра Б., Шерпитель С.Дж., Будессель Дж., Де Шазерон И., Ромо Л., Гийом С., Самалин Л., Каб Дж., Бег Л., Жербо Л., Роллан Б., Льорка П.М., Наассила М., Брусс Г. . Флаудиас В. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 9 фев; 12:628631. doi: 10.3389/fpsyt.2021.628631. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 33633612 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
отношений — это оценки | Открытые учебники для Гонконга
Доступны по международной лицензии Creative Commons-NonCommercial-ShareAlike 4. 0.
Когда мы говорим, что установки являются оценками, мы имеем в виду, что они включают в себя предпочтения в пользу или против объекта установки, что обычно выражается в таких терминах, как 90–165, предпочитает, нравится, не нравится, ненавижу, и люблю . Когда мы выражаем наше отношение — например, когда мы говорим: «Я люблю плавать», «Я ненавижу змей» или «Я люблю своих родителей», — мы выражаем отношение (либо положительное или отрицательное) между собой и объектом установки. Утверждения, подобные этим, ясно показывают, что установки являются важной частью Я-концепции.
У каждого человека есть тысячи мнений, включая отношение к семье и друзьям, политическим деятелям, правам на аборт, терроризму, предпочтениям в музыке и многому другому. Каждый из наших отношение имеет свои уникальные характеристики, и нет двух отношений, которые приходят к нам или влияют на нас совершенно одинаковым образом. Исследования показали, что некоторые из наших взглядов наследуются, по крайней мере, в частично через генетическую передачу от наших родителей (Olson, Vernon, Harris, & Jang, 2001). Другие установки изучаются в основном через прямой и косвенный опыт с объектами установок. (Де Хауэр, Томас и Байенс, 2001). Нам может нравиться кататься на американских горках отчасти потому, что наш генетический код наделил нас любящей острые ощущения личностью, а отчасти потому, что мы действительно прекрасные времена на американских горках в прошлом. Третьим установкам можно научиться через средства массовой информации (Hargreaves & Tiggemann, 2003; Levina, Waldo, & Fitzgerald, 2000) или через наше взаимодействие. с друзьями (Потеат, 2007). Некоторые из наших установок разделяют другие (большинство из нас любит сахар, боится змей и испытывает отвращение к тараканам), в то время как другие установки, такие как наши предпочтения для разных стилей музыки или искусства — более индивидуальны.
В таблице 4.1 показаны некоторые установки, которые было обнаружено, что они наиболее наследуемы (т. Е. Наиболее сильно определяются генетическими вариациями среди людей). Эти установки формируются раньше и сильнее и устойчивее к изменениям, чем другие (Bourgeois, 2002), хотя пока неизвестно, почему одни установки более генетически детерминированы, чем другие.
Отношение | Наследственность |
Аборт по требованию | 0,54 |
Американские горки | 0,52 |
Смертная казнь за убийство | 0,5 |
Организованная религия | 0,45 |
Заниматься спортом | 0,44 |
Добровольная эвтаназия | 0,44 |
Капитализм | 0,39 |
Игра в шахматы | 0,38 |
Чтение книг | 0,37 |
Упражнения | 0,36 |
Образование | 0,32 |
Большие вечеринки | 0,32 |
Курение | 0,31 |
Быть в центре внимания | 0,28 |
Хорошо ладить с другими людьми | 0,28 |
Ношение одежды, привлекающей внимание | 0,24 |
Сладости | 0,22 |
Публичное выступление | 0,2 |
Кастрация как наказание за сексуальные преступления | 0,17 |
Громкая музыка | 0,11 |
Всегда выгляжу лучше всех | 0,1 |
Разгадывать кроссворды | 0,02 |
Отдельные роли для мужчин и женщин | 0 |
Признание расовой дискриминации незаконным | 0 |
Организованные занятия спортом | 0 |
Легкий доступ к противозачаточным средствам | 0 |
Быть лидером групп | 0 |
Быть напористым | 0 |
Ранжировано от наиболее наследуемого к наименее наследуемому. Данные взяты из работы Олсона, Вернона, Харриса и Джанга (2001). Олсон, Дж. М., Вернон, П. А., Харрис, Дж. А., Харрис, Дж. А., и Джанг, К.Л. (2001). Наследуемость отношений: исследование близнецов. Журнал личности и социальной психологии, 80 (6), 845–860. |
Наши установки состоят из когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов. Рассмотрим отношение защитников окружающей среды к вторичной переработке, которое, вероятно, очень положительное:
- С точки зрения аффекта: они чувствуют себя счастливыми, когда перерабатывают.
- С точки зрения поведения: Они регулярно перерабатывают свои бутылки и банки.
- С точки зрения познания: они считают, что переработка — это ответственное дело.
Хотя большинство установок определяются аффектом, поведением и познанием, тем не менее, в этом отношении существуют различия между людьми и установками. Некоторые установки более склонны быть основаны на чувствах, некоторые, скорее всего, будут основаны на поведении, а некоторые, скорее всего, будут основаны на убеждениях. Например, ваше отношение к шоколадному мороженому, вероятно, определяется в значительной степени аффектом — хотя вы можете описать его вкус, в основном он может вам просто нравиться. С другой стороны, ваше отношение к зубной щетке, вероятно, более когнитивное (вы понять важность его функции). Третьи ваши установки могут основываться больше на поведении. Например, ваше отношение к конспектированию лекций, вероятно, зависит, по крайней мере, от отчасти от того, регулярно ли вы делаете заметки.
Разные люди могут иметь отношение к одному и тому же объекту отношения по разным причинам. Например, некоторые люди голосуют за политиков, потому что им нравится их политика, в то время как другие голосуют за (или против) политиков, потому что им просто нравится (или не нравится) их публичный образ. Хотя вы можете подумать, что познание в этом отношении важнее, политологи показано, что многие решения при голосовании принимаются в первую очередь на основе аффекта. Действительно, справедливо будет сказать, что аффективный компонент установок вообще самый сильный и важный. (Абельсон, Киндер, Питерс и Фиске, 19 лет.81; Стангор, Салливан и Форд, 1991).
Люди придерживаются установок, потому что они полезны. В частности, наши установки позволяют нам определять, часто очень быстро и без усилий, какое поведение следует использовать, каких людей подходить или избегать, и даже какие продукты покупать (Duckworth, Bargh, Garcia & Chaiken, 2002; Maio & Olson, 2000). Вы можете себе представить, что принятие быстрых решений о том, чего следует избегать или подход имел существенное значение в нашем эволюционном опыте. Например:
- Змея = плохо → убежать
- Черника = хорошо → есть
Поскольку отношения являются оценками, их можно оценить с помощью любого из обычных методов измерения, используемых социальными психологами (Banaji & Heiphetz, 2010). Отношение часто оцениваются с использованием показателей самоотчета, но они также могут быть оценены более косвенно с использованием показателей возбуждения и выражений лица (Mendes, 2008), а также имплицитных показателей познания, например, тест на неявную ассоциацию (IAT). Отношения также можно увидеть в мозгу с помощью методов нейровизуализации. Это исследование показало, что наши установки, как и большинство наших социальных знания хранятся в основном в префронтальной коре, но миндалевидное тело играет важную роль в эмоциональных установках, особенно тех, которые связаны со страхом (Cunningham, Raye & Johnson, 2004 г.; Каннингем и Зелазо, 2007 г .; ван ден Бос, МакКлюр, Харрис, Фиске и Коэн, 2007 г.