Психология возрастных кризисов: Возрастные психологические кризисы

Содержание

Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Мы все слышали про переходный подростковый возраст и кризис среднего возраста. И все примерно представляем себе, в чем эти явления выражаются. Кому-то это известно на собственном опыте, а кому-то – на примере детей, друзей, коллег и детей друзей и коллег.

Однако мало, кто четко понимает, что на самом деле кризисных периодов в жизни человека намного больше, чем два. И если какие-то кризисы возрастного развития человека проявляются ярко и доставляют массу хлопот самому человеку и окружающим его людям, другие проходят не так болезненно и заметно.

У вас есть шанс легко пережить все кризисы возрастного развития личности, а то и не заметить их вовсе, если вы заблаговременно пройдете наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Но, даже если вы просто разберетесь, что такое возрастные кризисы психического развития человека, и узнаете, когда они могут нагрянуть, вы уже будете к ним готовы.

Как говорится, «предупрежден, следовательно, вооружен». Поэтому сегодня мы разберем понятие кризиса возрастного развития, узнаем, как его пережить самому и как помочь его пережить близким людям. А также разберемся, какие периоды кризисов возрастного развития выделяют ученые, в разное время занимавшиеся этим вопросом.

Взгляды разных ученых на проблему кризисов возрастного развития несколько отличаются, что вполне логично: люди тоже различаются между собой, поэтому возрастные кризисы могут переживать по-разному и в разные периоды жизни. Мы познакомим вас с основными взглядами и концепциями в этой области и, скорее всего, вы найдете то, что в наибольшей степени отражает ваше состояние. И начнем мы с общего определения.

Что такое кризис возрастного развития?

Кризис возрастного развития – это ситуация, когда ранее сложившееся устойчивое функционирование личности в силу разных причин нарушается, а личность постепенно переходит на новый этап своего развития. Как и любое другое кризисное явление, кризисы возрастного развития личности наступают, когда накапливается определенный массив изменений, при котором функционирование системы в прежнем режиме невозможно, и появляется объективная необходимость в переменах.

Для любых изменений нужно время, и возрастной кризис – не исключение. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до одного года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. В случае если человек не справляется с этим сам и/или с помощью близких людей, может потребоваться помощь психолога.

В наиболее тяжелых случаях, когда кризис переживает человек с изначально неустойчивой психикой, возрастной кризис может спровоцировать психологические и даже психические расстройства, с которыми могут справиться только психотерапевты и психиатры. Это бывает нечасто, и, в принципе, здоровый человек вполне в состоянии справиться с этой напастью.

Но справиться будет проще, если вы будете знать, когда ждать ближайшего кризиса у себя, своего близкого человека или ребенка. Ввиду того, что дети в силу объективных причин являются наиболее уязвимой категорией, начнем с рассмотрения детских кризисов в развитии.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский [Л. Выготский, 1984].

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.

В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» [А. Леонтьев, 2020].

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень.

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д.

Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.

Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life [D. Levinson, C. Darrow, 1979]. А также книгу Seasons of a Woman’s Life [D. Levinson et al., 1996]. К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Наиболее яркой последовательницей идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить обнародованные Левинсоном идеи в рамках собственной автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтверждаются.

Результатом предпринятого всестороннего исследования своей биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее свела журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возрастные кризисы» [Г. Шихи, 1999]. А ее уточненный вариант «критической периодизации» выглядит

следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, несколько смешаны моменты кризисов и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать весьма интересным.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, огромный вклад в дело изучения кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием подразумевается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается осознать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и, по сути, и есть кризис. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать тему немного шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиск» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 года до 3 лет – попытки отстоять свою автономию, что заканчивается формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • От 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, результатом чего становится формирование либо инициативности, либо чувства вины, если ребенка постоянно одергивают.
  • От 6 до 12 лет – обретение навыков получения знаний и дальнейшая социализация, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнение в собственных силах и возможностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичности и поиск ответа на вопрос «Чего я хочу?» в комплексе с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли во взаимоотношениях с противоположным полом.
  • От 20 до 25 лет – формирование навыков построения близких отношений, достижения эмоциональной близости, где результаты в этой сфере предопределяют дальнейшую либо изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • От 26 до 64 лет – зрелость, которая и есть жизнь со всеми ее атрибутами взрослости. В зависимости от того, как самореализуется человек в личной и профессиональной жизни, зависит, ждет его достижение целей или застой.
  • После 65 лет – анализ пройденного жизненного пути и либо ощущение целостности, либо отчаяние.

Более подробно о стадиях идентичности Эриксона вы можете прочитать в его книге «Идентичность: юность и кризис» [Э. Эриксон, 1996]. Также весьма интересна в этом плане его работа «Детство и общество» [Э. Эриксон, 1950]. Однако еще более интересно узнать, как преодолеть кризисы возрастного развития.

Как преодолеть кризисы возрастного развития?

Сейчас, когда вы уже знаете, как проявляются кризисы различных периодов и когда они могут нагрянуть, вы уже на полпути к преодолению их последствий. Как минимум, вы можете не нервничать, не понимая, что с вами не так и откуда печальные мысли на фоне относительного благополучия, когда еще вчера все казалось нормальным, приемлемым и даже крутым, а сегодня уже не удовлетворяет от слова «совсем».

Теперь, когда вы имеете представление, как могут проявляться кризисы у детей в том или ином возрасте, и знаете, что это полностью естественный процесс, вы можете не беспокоиться, что с ребенком что-то не в порядке. А это значит, что вы можете не распылять свою энергию на ненужное беспокойство и стресс и сосредоточиться на решении вопроса по существу.

Поскольку дети более уязвимы для жизненных невзгод, успешное преодоление кризисов – это, прежде всего, забота родителей. Давайте посмотрим, как психологи советуют помочь ребенку преодолеть возрастной кризис [Н. Визер, 2019].

Топ-7 правил преодоления кризиса у детей:

  • Давать детям выбор в повседневной жизни: с какими игрушками играть, какую одежду по сезону надеть, с кем дружить.
  • Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике.
  • Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом.
  • Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей.
  • Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов.
  • Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым: дернул кошку за хвост – остался без сладостей и т. п.
  • Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самими детям: недопустимы выражения наподобие «Ты что, тупой?!», «Да у тебя ничего не получится!», «Не с твоим счастьем» и прочие.

Тем, кто нуждается в более подробных пояснениях по каждому пункту либо хотел бы детальнее изучить рекомендации для какого-либо конкретного детского возраста, можем порекомендовать статью «Детские возрастные кризисы: к чему готовиться?» [Источник, 2018].

Например, там можно найти советы, как справляться с детскими истериками: ни в коем случае не потакать, не поддерживать эмоционально, не ругать ребенка, а попытаться отвлечь его внимание на что-то другое. Когда ребенок уже успокоится, спокойным голосом объяснить, почему вы не можете купить ему очередную игрушку, разрешить бросить камнем в собаку, прыгнуть с разбега в грязную лужу.

Теперь давайте посмотрим, как проходить сложный кризисный этап своего жизненного пути взрослым [Е. Лебедева, 2020].

Как справиться с кризисом возрастного развития взрослому:

  • Обратиться к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессии, перепады настроения, недовольство жизнью детерминированы проблемами со здоровьем, в том числе нарушением гормонального фона, функций щитовидной железы, надпочечников. Это все напрямую влияет на психологическое состояние.
  • Подвергнуть тщательному анализу окружающую действительность: что у вас хорошо и за что можно быть благодарным судьбе, что пока не очень и как это потенциально возможно подправить, что для вас реально важно и ценно в жизни, а что можно смело отнести в категорию «навязанные ценности».
  • Ни в коем случае не винить себя в сложившейся ситуации: просто принять кризис, если он случился, понять, что любой человек имеет право на ошибки, если вы их вдруг обнаружите в своих прежних действиях в ходе анализа и размышлений, научиться самосостраданию.
  • Потакать свои желаниям и мелким слабостям: не отказываться от прогулки в угоду генеральной уборке, не отказываться от встречи с друзьями, если вас зовут, сходить в бассейн, если давно хотелось поплавать в свое удовольствие. Минимальные навыки тайм-менеджмента позволят легко «вписать» свои удовольствия в повседневный график без ущерба делам.
  • Не стесняться обратиться за помощью и моральной поддержкой к близким людям: друзьям, супругу, супруге, родителям. Иногда простое общение и возможность «выговориться» уже облегчают душу. А проговаривая и озвучивая свои проблемы, мы их вынуждены структурировать, что помогает быстрее прийти к решению.
  • Ответить самому себе на вопрос: что вы посоветовали бы своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что совет может пригодиться и вам.
  • Обратиться к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией не хватает. И даже если хватает, одна голова хорошо, а две лучше, и хороший психолог всегда может подсказать что-то дельное и сэкономить вам время на выход из кризиса.

Отдельно стоит сказать о том, что делать, если возрастной кризис случился у вашей второй половинки. Тут главное внимание, тактичность и элемент сострадания, тогда общими усилиями вы точно преодолеете кризис [Е. Лебедева, 2020].

Как помочь справиться с кризисом супругу или супруге:

  • Воздержаться от обвинений в адрес партнера.
  • Помнить, что все люди имеют право на свои чувства.
  • Соблюдать личные границы, давать возможность партнеру побыть одному, если ему это нужно.
  • Не навязываться с советами в случае, если вас об этом не просят.
  • Морально поддерживать партнера, хотя бы словами «Я вижу, что тебе трудно, я могу тебе как-то помочь?»
  • Оказать помощь, если о ней просят.
  • Проявить заботу, если твердо уверены, что именно этот формат заботы сейчас нужен вашему партнеру.
  • Продолжать заботиться о себе, потому что вам потребуются душевные силы, чтобы оказать эффективную поддержку партнеру.
  • Помнить, что от выбранной вами стратегии поведения во многом зависят отношения в будущем.

Неосторожное слово, непродуманное действие в момент, когда человеку и так плохо, может серьезно усугубить ситуацию. А вот ненавязчивая и тактичная поддержка может помочь преодолеть любые невзгоды. Помните об этом и всегда любите друг друга!

Итак, это основные и наиболее интересные разработки по проблеме кризисов возрастного развития, с которыми мы хотели вас познакомить. Напоминаем, что все эти кризисы можно пройти вполне безболезненно, а то и вовсе не заметить, если подходить к жизни осознанно и вовремя корректировать свой жизненный путь. Научиться этому можно на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика», куда мы вас приглашаем, потому что там всегда интересно.

Мы желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше кризисов, а те, что иногда происходят, заканчивались изменениями к лучшему. Если тема вас заинтересовала, предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Возрастные кризисы в психологии. Смысл кризисов

  • Мои публикации

Кризисные периоды жизни могут совпадать с кризисными периодами в развитии человека. Возрастные кризисы


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу. ..

Природа человека устроена так, что каждый из нас на своем жизненном пути проходит через целый ряд возрастных кризисов. Определенные этапы нашей жизни, как времена года последовательно сменяют друг друга, и в соответствии с ними мы претерпеваем изменения — то наполняемся, то иссякаем, то оживляемся, то затихаем. Эти этапы и переходы, связанные с ними, есть проявление пульсации жизни в нас.

Мы проходим жизненные вехи — рождаемся, расцветаем, наполняемся жизненной силой, которая постепенно ослабевает и угасает. Это естественные процессы, естественные циклы — взросление, развитие, увядание, которым все подчиняется.

Подчиняемся ли мы этому естественному порядку? Готовы ли мы принимать его вызовы, насколько мы расширяем свое сознание, чтобы вместить в себя то новое, что приносит нам переменчивая жизнь. Чем острее мы сопротивляемся этому естественному порядку, тем болезненнее проходит кризис середины жизни.

Возрастные кризисы в психологии — смысл кризисов — стабильные и кризисные периоды развития

Кризис развития — особый момент в человеческой жизни, момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием, он не обязательно осознается, лишь спустя некоторое время человек осознает, что этот этап пройден. Кризис несет некоторую опасность для нас, но дарует также и возможности. И сухой остаток кризиса в очень большой степени определяется нашим внутренним выбором, осознанным или нет.

Все возрастные кризисные этапы, начиная с детского возраста и до периода зрелости, приносят неудобства и выводят нас из привычной зоны комфорта, побуждая двигаться в неизвестное, а это всегда страшно и неудобно. До этого мы освоили какое-то жизненное пространство, мы развили какие-то качества, научились получать удовольствие от каких-то вещей, наработали необходимые ресурсы. Наступление кризисного периода заставляет нас менять привычное существование, покинуть насиженное место, осваивать новые пространства и цели. Кризисный период становится проблемой тогда, когда мы не хотим выходить из зоны комфорта.

Наши биологические часы тикают неустанно, на пути от детства к старости мы меняемся год от года. Когда-то эти перемены происходят почти незаметно и постепенно, когда-то — резко и интенсивно. В стабильные периоды (литические) изменения, происходящие с нами постепенны и умеренны. Критические периоды характеризуются резкими качественными скачками. Т.е. развитие человека происходит через качественно различные стадии, которые можно сгруппировать в два типа: критические и стабильные периоды.

Стабильный период развития характеризуется медленным накоплением, мы накапливали необходимые ресурсы, осваивали жизненное пространство, до которого могли дотянуться, выгораживали свою зону комфорта, т.е. определяли, что для нас комфортно, а что — нет, и в соответствии с этим организовывали свою жизнь. До кризиса мы что-то получали от жизни, в нас что-то вкладывали, мы жили в определенности и стабильности, и теперь, с наступлением кризиса, приходит пора реализовать накопленный потенциал, семя должно расцвести в цветах.

Кризис характеризуется резким качественным скачком в развитии, т.к. происходит важный момент в жизни человека — смена качественной стадии развития, переход на следующий этап жизни, который требует от человека нового понимания себя, расширения аспектов собственной идентичности, переформулирования жизненных задач, стоящих перед ним.

Любой возрастной кризис обеспечивает возможность перехода на новый этап развития. И как было уже отмечено, кризис — это всегда дискомфорт, но таковы законы развития — развитие возможно только через боль и преодоление дискомфорта, иначе мы не развиваемся. Мы знаем закон, что если нет сопротивления, нет и движения. При благополучном прохождении кризиса у нас формируется новое самосознание, мы строим новые взаимоотношения с окружающим миром.

Чем же так неудобен кризисный период? Так как социальная ситуация, в которой мы находимся, ставит перед нами новые усложняющиеся на каждом возрастном этапе задачи, мы сталкиваемся с потребностью в новых ресурсах, которыми пока не обладаем, от нас требуется то, чего пока у нас нет. Это является причиной того, что в каждом критическом периоде наша самооценка становится неустойчивой. Плюс ко всему еще, в целом, современная ситуация характерна тем, что возросла сложность мира, и от нас требуется развитие разноплановых качеств, конкурентоспособность, выносливость нервной системы, в то же время гибкость и хорошая адаптивность. На кризисе мы оказываемся уязвимыми.

В кризисный период должны быть сформированы психологические новообразования, которые позже станут завоеваниями стабильной фазы развития, войдя в структуру психики человека, т.е. когда человек их полностью ассимилирует и освоит как инструмент. Момент, пока эти новообразования еще не вошли в структуру психики, но их надо в себе удерживать, психологически сложен. Он требует больших психоэнергетических затрат и усилий. Этим и отличается сложность всех кризисных периодов.

Начиная с младенческих лет и до самой старости, человек в определенные моменты сталкивается с накоплением неких противоречий текущего этапа развития, которые прорываются через кризис и должны быть преодолены, человек вырастает из коротких штанишек предыдущего этапа жизни. Кризис знаменует собой новое рождение, в процессе которого осуществляется преемственность идей, движение, раскрытие новых аспектов идентичности, рост, формирование новых взаимоотношений с окружающим миром. Мы должны выносить новые идеи, которые помогут нам понимать себя и жить дальше.

Когда ребенок появляется на свет, он переживает первый в своей жизни кризис — кризис новорожденности. Т.е. уже в момент рождения ребенок проходит через кризис, смысл которого — возможность индивидуального существования, индивидуальной психической жизни, основой которой является психофизиологическая готовность ребенка к существованию в этом мире. Из медицинской статистики известно, что пик детской смертности приходится именно на кризис новорожденности.

Цикличность жизни. Кризисы детского и подросткового возраста

Существуют определенные общие закономерности в развитии людей. Развитие происходит на протяжении всего жизненного цикла человека и имеет сложную организацию во времени. Каждый жизненный этап (т.е. этап в нашем развитии) ставит перед нами свои особенные задачи.

Любой критический период имеет свою специфичность и сензитивен к формированию того или иного психологического новообразования, т. е. когда человек обладает максимальной способностью к освоению тех или иных знаний, навыков, способностей.

Для более объемного понимания феномена развития мы рассмотрим кризисы, характерные для детских возрастов.

Кризис одного года. Ребенок еще в коконе, в диаде — мать-дитя. Если к этому времени сформировано чувство базовой безопасности, доверие к миру ребенок все больше исследует окружающий мир, может уже побыть без мамы. Важность освоения предметного мира и окружающего пространства. Это критический период для развития речи, в рамках овладения предметом ребенок осваивает речь, поэтому очень важна ситуация общения ребенка с мамой. Эмоции еще на уровне аффекта — все надо немедленно, с этим связан дебют воли — гипобулические реакции, резкие проявления.

Кризис трех лет. Первый опыт сепарации/индивидуации. У ребенка формируется ощущение собственной отдельности, внутренней структуры самоощущения собственного «я». Теперь мое «я» отдельно от «я» матери. В этот период развивается гордость за достижения, он гордится тем, что может делать что-то сам — «Я сам». Позже это новообразование включается в очень сложную структуру — «Я-концепцию» человека, в систему формирования мотивационной сферы, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Если такое самоощущение у ребенка не сформировано, он будет ощущать себя пустым, неинтересным самому себе, ущербным, недостойным уважения, тотально зависимым.

Кризис семи лет. Сглаженный в проявлениях, но очень значимый. Начинается процесс социализации ребенка. Ребенок приступает к учебной деятельности, т.к. в этот период происходит формирование лобных долей головного мозга, что дает возможность развития способности к произвольности и самоконтролю. Готовность к обучению определяется также способностью к интеллектуализации аффекта и обобщению переживаний, что дает возможность управлять эмоциями, с этого момента ребенок может переосмыслять эмоции, способен скрывать чувства, тайно переживать.

Подростковый кризис. В подростковом возрасте человек вступает в принципиально иную фазу жизни. Это супер кризис. Здесь обостряются противоречия всех предыдущих стадий развития — причем все сразу. Подросток должен выполнить массу задач: справиться с недоработанными задачами предыдущих периодов, выкристаллизовать свое собственное Я, отделиться от родителей, найти свой коллектив, стать автономным и при этом сохранить отношения. Это время между двумя мирами — миром детства и миром взрослых, мир детства уже выталкивает подростка, а мир взрослых еще не принимает, в этом заключается драма этого периода. Главная задача — завоевать автономию и сделать выбор — выбрать дорогу, по которой он пойдет по жизни. Формируются его ценности и взгляды, «я-концепция» — представление о себе, своих талантах и способностях, негативных сторонах, самооценка. Для решения этих очень сложных задач подростку важно понять, в чем его уникальность.

Выход из детства, взросление не означает то, что мы полностью сформированы и кризисы нам не грозят. Во взрослой жизни также есть критические периоды, в которых определяется наше дальнейшее развитие. И кризис среднего возраста — наиболее яркий и кардинальным образом влияющий на дальнейшую жизнь человека, определяющий его приоритеты и направление. Это кризис аутентичности, т.е. соответствия самому себе, т.е. насколько мой образ жизни, мои цели, профессия, семья, отношения соответствуют моим самым глубинным запросам и потребностям.

Читать далее о возрастных кризисах (кризис среднего возраста):

Кризис среднего возраста как поиск себя. Как преодолеть этот кризис

Выход из кризиса среднего возраста — возможность быть собой

Кризис среднего возраста: что происходит на самом деле?

Все мы слышали термин «кризис среднего возраста».

Что такое кризис среднего возраста? Наше представление о человеке может быть искажено фильмами, изображающими «стереотипное», чрезмерно преувеличенное определение. В конце концов, все мы видели сцены, в которых мужчина средних лет уезжает из спортзала на своем Corvette, а на пассажирском сиденье сидит женщина помоложе. Это сцена, которая стала определять кризис среднего возраста, и то, что многие люди часто вызывают в воображении, слыша эту фразу.

Что такое кризис среднего возраста?

Лиза Бахар, лицензированный терапевт по вопросам брака и семьи в Ньюпорт-Бич, Калифорния, говорит, что это характеризуется изменением поведения и действий, основанных на стрессовых факторах, на которые влияют возраст, время, семейное положение, нерешенные проблемы из прошлого, страх пропажи. вне, а главное, страха смерти. «Много раз это всплеск поведения, который происходит до того, как успокоиться», — говорит она.

Бахар, который специализируется на оказании помощи клиентам в решении эмоциональных проблем, зависимостей, импульсивности и реактивности, объясняет, что обычно человек может действовать из страха, быть более импульсивным и реактивным и принимать нестандартные решения. «Они будут казаться более оборонительными, особенно когда им противостоят действия», — говорит она. «Существует тенденция к привлечению людей, объектов и окружения, которые обладают большим интересом и привлекательностью».

Она добавляет, что кризис среднего возраста чаще всего возникает из-за нерешенных проблем прошлого и/или побуждения действовать в соответствии со спящим импульсом. Если у кого-то низкая самооценка или потребность конкурировать с теми, кто, по его мнению, живет более желанной жизнью, это также может усилить склонность к поведению, характерному для кризиса среднего возраста.

Аниеса Хэнсон, доктор философии из Hanson Complete Counseling, также объясняет этот жизненный переход тем, что он часто сопровождается «высокой тревогой, неуверенностью в себе, депрессией и экзистенциальной тоской». Она говорит, что людям свойственно переоценивать свой жизненный выбор и принимать решения, которые им «не свойственны». Именно в этот момент может проявиться импульсивное поведение. Может произойти увольнение с работы, начало новых отношений или участие в более рискованной деятельности.

«Проще говоря, кризис среднего возраста — это период эмоционального потрясения в среднем возрасте (40–60 лет) из-за сильного желания перемен», — говорит Хэнсон. «Этот «кризис» — период крупномасштабных изменений, когда человек испытывает большое замешательство и неуверенность в своей жизненной цели».

Всегда ли изменения среднего возраста являются кризисом?

Если вы проходите через то, что Хэнсон называет «экзистенциальным изменением», то, одним словом, да.

«Это особый переходный период, который сопряжен со своим собственным набором проблем и возможностей», — объясняет она. «Кризис среднего возраста — это период крайнего сомнения, связанного с тем, является ли чья-то жизнь такой, какой он хочет».

Однако она подчеркивает, что если кто-то покупает Corvette в 50 лет, это не обязательно кризис среднего возраста. «Не каждый, кто принимает важное решение в возрасте от 40 до 60 лет, переживает кризис среднего возраста», — говорит Хэнсон.

Время роста и саморефлексии

Хэнсон напоминает людям, что «кризис» среднего возраста не всегда может быть кризисом, а скорее возможностью заглянуть внутрь себя, поразмышлять и начать исцеляющее путешествие. «Временами этот переход может быть ошеломляющим и трудным не только для человека, проходящего через него, но и для людей в его жизни. Хотя он может быть сложным, он также может стать возможностью для роста и самопознания», — говорит Хэнсон. .

Бахар добавляет, что большая часть этого связана с нежеланием упустить то, что мир может предложить перед смертью, а также с возможным отсутствием связи с какой-либо формой веры или духовной практикой.

Что делать при кризисе среднего возраста

Если вы знаете кого-то, кто проходит через это, говорит Бахар, важно понимать, что происходит что-то, что глубоко огорчает этого человека. Поэтому она предлагает не высмеивать человека. Это может привести к тому, что человек станет еще более мятежным или отчужденным.

Важно избавиться от смущения. «Большинство людей очень стыдятся и молчат о том, что сомневаются в своей нынешней жизни», — говорит Хэнсон. «Наличие безопасного, не осуждающего человека, с которым можно поговорить, может помочь».

И Бахар, и Хэнсон предлагают найти поддержку в виде семейной или семейной терапии или обратиться за помощью к друзьям и семье.

Бахар предлагает несколько других полезных шагов:

  1. Признайте, что у человека появляются новые черты поведения. Вербализируйте это и избегайте использования термина «кризис среднего возраста», если только человек не использует этот термин для описания своего опыта.
  2. Получить поддержку. Подумайте о консультировании пар или семей, а также о групповой терапии.
  3. Будьте терпеливы и опирайтесь на собственную практику ухода за собой , чтобы сохранить то, что у вас есть.
  4. Признайте свои чувства обоснованными и избегайте критики, осуждения и криков.
  5. Если вы планируете разорвать отношения: не делайте этого импульсивно, в гневе и в спешке.
  6. Осознайте, что исцеление от этого — долгий путь. Во многих случаях у некоторых людей это может быть эквивалентно ощущению травмы.

Хэнсон также предлагает способы сделать кризис среднего возраста более управляемым. Она тоже подчеркивает важность терпения. «Это трудное время, и потребуется некоторое время, чтобы разобраться со всеми сбивающими с толку эмоциями и решениями».

Как и в случае со многими новыми впечатлениями и жизненными изменениями, полезно найти положительные стороны.

«Это может быть возможностью для кого-то привести себя в соответствие с тем, кто он есть сейчас и как он хочет наслаждаться грядущими годами», — говорит Хэнсон. «Кризис среднего возраста не всегда негативен. Он может помочь нам принять изменения и использовать их в качестве мотиватора, чтобы стать лучшей версией себя».

Резюме

Кризис среднего возраста — это всплеск поведения, который часто происходит непосредственно перед тем, как успокоиться, обычно коренящийся в давно игнорируемых желаниях из прошлого, осознании собственной смертности и острой необходимости оценить, действительно ли кто-то живет жизнь они хотят.

Важно быть терпеливым и понимающим. Важно рассмотреть возможность какой-либо формы терапии и/или поддержки со стороны семьи или друзей.

Кризис среднего возраста, хотя часто и долгий путь, не всегда негативен. Это может помочь людям жить более полноценной, подлинной жизнью.

Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Исследователи заменили мифы среднего возраста фактами

Пожалуй, ни один другой период жизни не наполнен дезинформацией так, как средний возраст.

«Середина жизни — годы между 30 и 70 годами, в основе которых лежит возраст от 40 до 60 лет, — это наименее изученная территория в человеческом развитии», — пишет психолог Орвилл Гилберт Брим, доктор философии. Отметив, что большинство исследователей сосредотачиваются на детстве, юности или старости, он уже давно утверждает, что ошибочные знания и непроверенные предпосылки дают людям неверное представление о том, что на самом деле происходит в среднем возрасте.

Брим должен знать. В качестве руководителя недавно завершенного десятилетнего исследования, проводимого Исследовательской сетью Фонда Макартуров по успешному развитию среднего возраста, он и его команда исследователей раскрывают данные, которые бросают вызов стереотипам о кризисе среднего возраста, менопаузальном дистрессе и синдроме пустого гнезда.

Психологи из этого и других исследований продолжают усилия по предоставлению дополнительной информации об этапе жизни, который долгое время игнорировался исследователями, сосредоточенными на более драматических изменениях, которые происходят в начале и в конце жизни. Они изучают факторы стресса, характерные для среднего возраста, выявляют факторы, которые помогают предсказать здоровый средний возраст, и ищут признаки снижения когнитивных функций. То, что они находят, в целом хорошие новости.

Стрессовые факторы среднего возраста

Психолог Дэвид М. Алмейда, доктор философии, адъюнкт-профессор семейных исследований и человеческого развития в Аризонском университете в Тусоне, является одним из исследователей, которые работали с сетью Фонда Макартуров.

Алмейда изучает повседневные факторы стресса — ссоры с супругом, дедлайны на работе и тому подобное, — которые, по его словам, дают более точную картину благополучия, чем такие редкие жизненные события, как развод или смерть любимого человека, исследователи стресса изучают. Его «Национальное исследование повседневного опыта» представляет собой углубленное исследование «Национального исследования среднего возраста в Соединенных Штатах», проведенного группой Макартуров.

В то время как молодые люди чаще испытывают эти повседневные стрессовые факторы, Алмейда обнаружил, что взрослые люди среднего возраста испытывают больше стрессовых факторов «перегрузки» — в основном, жонглируя слишком многими видами деятельности одновременно. Однако есть гендерные различия. Женщины среднего возраста несут больше «перекрестных» стрессоров — одновременных требований из нескольких областей, таких как работа и семья, — чем их коллеги-мужчины, и в результате сообщают о более высоком уровне стресса. Выводы Алмейды будут опубликованы в «Насколько мы здоровы?: Национальное исследование благополучия в среднем возрасте» (Чикаго), готовящемся томе под совместным редактированием Брима, в котором будут обобщены выводы сети Макартуров.

Социально-экономический статус также имеет значение, обнаружила Алмейда. В исследовании, которое должно быть опубликовано в журнале Journal of Health and Social Behavior , он обнаружил, что, хотя люди среднего возраста с более низким уровнем образования сообщают о том же количестве стрессоров, что и люди с более высоким уровнем образования, они с большей вероятностью оценивают стрессоры как более серьезные. .

Однако ежедневный стресс не приводит к кризису среднего возраста. На самом деле, говорит Алмейда, эти стрессоры могут иметь даже положительный эффект.

«Причина, по которой люди среднего возраста подвержены этим стрессовым факторам, заключается в том, что они на самом деле имеют больше контроля над своей жизнью, чем раньше и позже», — объясняет он. «Когда люди описывают эти факторы стресса, они часто говорят о том, как справиться с проблемой».

Особые уязвимости

Конечно, не все спокойно относятся к вызовам среднего возраста. Например, существуют факторы, которые могут подвергнуть некоторых мужчин риску стресса, который раньше считался почти неизбежной частью мужского среднего возраста.

«Если вы посмотрите на исследования, доказательств кризиса среднего возраста просто нет», — говорит Маргарет Х. Хайк, доктор философии, профессор Института психологии Иллинойского технологического института в Чикаго. «Некоторые мужчины уязвимы, но не все. Вы должны понимать конкретные условия, которые делают конкретных мужчин уязвимыми».

Именно это и сделал Хайк. Опираясь на данные исследования 150 семей в сообществе, конфиденциальность которого она защищает, называя его «Парквилль», она изучила факторы, которые подвергают мужчин риску стресса и депрессии в среднем возрасте.

Хайк обнаружила, что уязвимость мужчин связана с тем, что она называет «расширением пола», которое происходит, когда мужчины становятся более заботливыми, а женщины более напористыми в среднем возрасте. В исследовании, опубликованном в «Руководстве по консультированию и психотерапии пожилых людей» (Wiley, 1999), она обнаружила, что именно мужчины, которые воспринимали своих матерей как сильных и властных, а отцов — как слабых и неэффективных, страдают, когда они и их жены подвергаются этот сдвиг. Они делают то, что Хайк называет «бессознательными и причудливыми», прогнозируя, что они закончат тем, что их отцы, а их жены — такими же, как их матери. Результат — психологическое расстройство.

Ранний выбор

Сьюзен Краусс Уитборн, доктор философии, профессор психологии в Массачусетском университете в Амхерсте, фокусируется на том, как выбор работы и отношений, сделанный ранее в жизни, влияет на психологическое благополучие бэби-бумеров в среднем возрасте. Ее работа опирается на данные исследования под названием «Психосоциальное развитие в зрелом возрасте: 34-летнее последовательное исследование», в котором отслеживались три поколения студентов колледжей.

В еще неопубликованном исследовании, представленном на ежегодном съезде APA в августе прошлого года, Уитборн обнаружила, что люди, сменившие работу в раннем взрослом возрасте, набрали больше баллов в категории, которую она называет продуктивностью — чувством продуктивности в работе и желанием что-то оставить. о себе для будущих поколений, а не о тех, кто остепенился и застрял в профессии на 20 или более лет. Напротив, она обнаружила, что развод и другие изменения в личных отношениях в раннем возрасте пагубно сказываются на психическом здоровье среднего возраста.

«Смена работы у людей в возрасте от 20 до 30 лет, как правило, приносит пользу в среднем возрасте», — говорит Уитборн, добавляя, что даже смена работы, сделанная в среднем возрасте, оказывает положительный эффект. «Предполагается, что эти люди не чувствовали себя застрявшими».

Когнитивные способности

Другие исследователи сосредотачиваются на интеллектуальных способностях в среднем возрасте. Психолог Шерри Л. Уиллис, доктор философии, профессор человеческого развития в Университете штата Пенсильвания, впервые заинтересовалась этой темой, когда заметила, что женщины среднего возраста в долгосрочном исследовании, которым руководит ее муж, бросали вызов общепринятому мнению, не «теряя их умы» в период менопаузы. Продольное исследование в Сиэтле проводится каждые семь лет с 19 лет.56.

В настоящее время Уиллис, соавтор исследования вместе с мужем К. Уорнером Шайе, доктором философии, внимательно изучает интеллектуальные способности в среднем возрасте. «Вы можете взглянуть на то, что мы знаем о когнитивном функционировании бэби-бумеров, исходя из подхода «чашка наполовину полная» или «чашка наполовину пуста», — говорит она.

Хорошая новость заключается в том, что люди в среднем возрасте имеют более высокие показатели почти по всем показателям когнитивных функций, чем в 25 лет, обнаружила Уиллис в исследовании, опубликованном в книге под названием «Жизнь в середине» (Academic Press). , 1999). Она обнаружила, что вербальные способности, числовые способности, рассуждения и вербальная память улучшаются к среднему возрасту. Единственная способность, которая снижается в возрасте от 25 до среднего возраста, — это скорость восприятия — способность быстро и точно выполнять такие задачи, как определение идентичности двух почтовых индексов.

Плохая новость заключается в том, что ко второй половине среднего возраста, с середины 50-х до начала 60-х годов, может наблюдаться некоторое снижение когнитивных функций. Хотя эти очень незначительные снижения не были статистически значимыми, Уиллис считает, что это открытие соответствует собственному мнению людей об их способностях. Однако даже с упадком способности людей все еще намного выше, чем они были в юношеском возрасте.

По мнению Уиллиса, беспокойство бэби-бумеров по поводу так называемых «старших моментов» является ошибочным, поскольку вербальная память ухудшается не больше, чем числовые или логические способности. Когда дело доходит до вербальной памяти, говорит она, исследование просто не показывает ее резкого ухудшения, как предполагают стереотипы среднего возраста.

«Большая часть исследований была сосредоточена на пожилом возрасте, потому что именно там вы видите эти драматические изменения», — говорит Уиллис. «Некоторые исследователи говорят, что средний возраст действительно уныл, потому что ничего не происходит».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *