что это простыми словами, примеры, виды, структура
Говорят, хорошая хозяйка не станет замешивать тесто в плохом настроении – иначе выпечка будет неудачной. Сложно сказать, действительно ли это так в случае с тестом. Но настрой действительно влияет на результат многих дел, даже когда мы этого не осознаём. В социальной психологии для обозначения этого явления используется термин «аттитюд» или «социальная установка», и сегодня мы детально рассмотрим, что оно собой представляет и как работает.
Что такое аттитюд?
Аттитюд – это заведомо выбранное отношение к определённой ситуации, определяющее последующее поведение человека. Говоря простыми словами, это «настрой» на определённое развитие событий. Психологи считают, что это более сложный психологический механизм, чем может показаться на первый взгляд. Он охватывает восприятие, осознание и оценку ситуации, а также выбор определённой модели поведения.
Термин образован от английского слова attitude (отношение). В советских источниках можно найти упоминание данного феномена под названием «психологическая готовность». А в современной русскоязычной литературе наравне со словом «аттитюд» используется термин «социальная установка».
Авторами понятия являются американские социологи Уильям Томас и Флориан Знанецки. В 1918 году они опубликовали результаты интересного исследования, в рамках которого обнаружили, что судьба иммигрантов в США зависит от того, с каким настроем они приехали. Люди, желавшие «начать новую жизнь», быстро адаптировались, впитывали культуру и изучали язык. Те же, кто ехал без чёткой цели, долго чувствовали себя чужими и с трудом постигали язык.
Структура аттитюда
Как было отмечено выше, аттитюд – это сложный психологический механизм, включающий несколько элементов. В современной психологии используется трёхкомпонентная модель Смита, включающая следующие компоненты:
- Когнитивный. Это совокупность знаний, мнений, представлений и убеждений об объекте социальной установки.
- Аффективный. Это чувства, эмоции и переживания, вызываемые объектом у субъекта.
- Поведенческий. Это поведение субъекта и его поведенческие интенции (различные планы, намерения, стремления, ожидания и замыслы, которые могут и не воплощаться в реальных действиях).
Сам аттитюд рассматривается как суммарный результат этих трёх элементов. То есть, субъект накапливает какие-то знания об объекте, у него формируется эмоциональная реакция
Все три компонента взаимосвязаны, поэтому перемены в любом из них влияют на остальные два. К примеру, положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на субъективное мнение об объекте и на поведение по отношению к нему. Стоит отметить, что данная модель пока не считается эмпирически подтверждённой, поэтому её признают не все исследователи и она часто подвергается критике.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер наглядно показал, что поведение индивида не всегда соответствует социальным установкам. Данный феномен был назван «Парадоксом Лапьера». Исследование неоднократно оспаривали и подвергали критике методологию его проведения, однако оно оказало серьёзное влияние на представления об аттитюде.
Позже социальный психолог Дэрил Бем высказал мнение, объясняющее парадокс Лапьера. Он предположил, что социальная установка может определяться поведением индивида. То есть, сначала он ведёт себя определённым образом, а потом подгоняет своё восприятие под собственное поведение. Бем предположил, что это механизм защиты от когнитивного диссонанса. Совершив определённые действия, человек объясняет своё поведение тем, что оно соответствовало его установкам.
Примеры
Аттитюд проявляется во всех сферах жизни. Можно иметь установки в отношении организаций, идей, людей, символов, профессий, книг, национальных меньшинств, продуктов питания и любых других объектов. Часто аттитюд принимает форму «нравится или не нравится». К примеру, парень может настроить себя, что ему нравятся блондинки, и впредь руководствоваться этими установками. А встретив симпатичную темноволосую девушку, он может подумать: «Жаль, что мне не нравятся брюнетки», вместо того, чтобы признать, что она ему понравилась.
Рассмотрим несколько примеров аттитюда:
- Перспективная работа. Представим себе двух людей, устраивающихся на работу. Все условия равны, но один настроен серьёзно, а второй рассматривает это место как временное. В итоге первый быстро учится, становится хорошим специалистом и получает повышение. Второй же попросту теряет время, поскольку не рассматривает работу всерьёз и не имеет внутренней установки на развитие.
- Отношение к спорту. Одни люди любят спорт и постоянно им занимаются, другие – периодически начинают, но бросают. И здесь огромную роль играет аттитюд. Если изначально рассматривать спорт, как неотъемлемую часть своей жизни, то заниматься им легко и приятно. Если же считать, что это тяжёлый труд, даже титаническая сила воли не поможет превратить занятия спортом в полезную привычку.
- Праздничное настроение. В году есть несколько праздников, пробуждающих в нас особое настроение. Например, перед Новым годом у большинства из нас возникают положительные эмоции, связанные с этим праздником и его атрибутами. А у кого-то, наоборот, могут «всплывать» неприятные воспоминания, связанные с неудачным празднованием Нового года.
- Хороший (плохой) политик. Если нравящийся нам политик совершает плохой поступок или некрасиво высказывается, мы находим повод «простить» ему это. Если же политик нам не нравится, каждое его действие и высказывание мы воспринимаем в штыки или считаем его лицемером (поведенческий компонент аттитюда здесь заключается в избирательном отборе информации и коррекции отношения к ней).
Аттитюд детерминирует поведение субъекта по отношению к социальному объекту или социальному явлению.
Функции аттитюда
В 1960 году американский социальный психолог Даниэль Катц опубликовал работу «Функциональный подход к изучению установок». В ней он выделил следующие функции аттитюда:
- Познавательная. Установки упрощают категоризацию информации, экономя мыслительную энергию и время. Ценой этой экономии становится частичная потеря информации, снижение её точности.
- Утилитарная. Установки направлены на достижение желаемых целей. При этом связь может быть косвенной. К примеру, политик может быть борцом за права меньшинств, поскольку он создал для себя такую установку. При этом его реальная цель – успех в политической карьере.
- Экспрессивная. Некоторые аттитюды служат для выражения ценностей, взглядов и идей, а также представлений о самом себе. Их целью может быть самоутверждение, подтверждение справедливости своих взглядов, демонстрация окружающим своей принадлежности к определённой группе. К примеру, ношение футболки с каким-то изображением – это тоже проявление аттитюда.
- Эго-защитная. Данная функция подразумевает негативное отношение к чему-то, позволяющее защититься от негативных чувств к себе самому. К примеру, психологи утверждают, что гомофобия свойственна людям, которые отрицают определённые аспекты собственной сексуальности.
По сути, социальная установка – это механизм упрощений, обобщений и оценочных суждений, регулирующий наше восприятие и поведение. Она формируется на основе жизненного опыта, позволяя
К примеру, если у человека складывается впечатление, что его работа бесперспективна, у него вырабатывается соответствующая установка. Мозг решает не тратить ценные ресурсы на бесполезную деятельность, в результате чего человек теряет возможность работать продуктивно. Работа его больше не радует, и со временем наступает эмоциональное выгорание. Таким образом, аттитюд может приводить к нежелательным последствиям, полностью противоположным его основной функции.
Формирование социальных установок
Стараясь облегчить себе работу, наш мозг использует различные механизмы, позволяющие ему быстро делать выводы об объектах и явлениях. Аттитюд является одним из таких механизмов. Мы обобщаем свой социальный опыт, а через некоторое время у нас вырабатывается определённая установка, которой мы руководствуемся, даже не осознавая этого. В социальной психологии есть несколько подходов к пониманию того, как формируются и как действуют социальные установки. Рассмотрим подробно каждый из них.
Бихевиористский подход
Бихевиоризм – это направление в психологии, основывающееся на предположении, что наше поведение полностью определяется внешними обстоятельствами.
Иными словами, все черты характера и личности полностью сформированы событиями, которые происходили в жизни индивида. При этом мысли и эмоции рассматриваются не как личностные процессы, а как реакция на внешние факторы.В рамках данного подхода полагается, что сам индивид на формирование своих социальных установок никак не влияет. Они формируются под влиянием внешних факторов, таких как:
- Позитивное подкрепление. По сути, это условный рефлекс, работающий на уровне высшей нервной деятельности. Если индивид ощущает, что какая-то деятельность для него полезна, у него формируется положительная установка (и наоборот).
- Наблюдение. Наблюдая за чужим поведением, индивид может делать выводы о том, какая причинно-следственная связь присутствует между действиями окружающих и последствиями для них.
- Формирование ассоциативных связей. Новые установки могут формироваться на основе уже существующих за счёт ассоциаций с новыми стимулами.
Когнитивный подход
Данный подход сформировался на основе трёх теорий:
- Теория конгруэнтности (Чарльз Осгуд и Пол Танненбаум). Согласно данной теории, аттитюд формируется или меняется, когда требуется сделать выбор между двумя противоречивыми мнениями или источниками информации. Пока такой выбор не сделан, наше сознание пребывает в состоянии дисбаланса, от которого стремится избавиться, перейдя в состояние конгруэнтности.
- Теория диссонанса (Леон Фестингер). Данная теория близка по смыслу к предыдущей. Её суть заключается в том, что аттитюд формируется и меняется, когда два когнитивных элемента (знания, мысли, убеждения) находятся в диссонансе. Наше сознание пытается избавиться от диссонанса, чтобы добиться последовательности и согласованности когнитивных элементов.
- Теория коммуникативных актов (Теодор Ньюком). В основе данной теории лежит утверждение, что два человека, положительно относящиеся друг к другу, пересматривают своё отношение к социальным объектам и явлениям так, чтобы оно у них совпадало.
Мотивационный подход
Данный подход противопоставляется бихевиористскому и основывается на том, что личность обладает волей и может самостоятельно менять свои установки, анализируя и взвешивая различные аргументы, полученные извне. Здесь можно выделить две теории:
- Теория ожидаемых преимуществ. Индивид выбирает для себя те установки, которые в перспективе могут дать ему определённые преимущества.
- Теория когнитивного реагирования. Индивид реагирует на социальный объект или явление положительно (либо отрицательно), и на основе этой субъективной оценки формируется аттитюд.
Генетический подход
Этот подход строится на предположении, что основные причины формирования социальных установок заложены в нас на генетическом уровне. Это такие факторы как:
- Интеллектуальные способности. Восприятие реальности зависит от уровня интеллекта. Соответственно, он влияет и на социальные установки (в частности, на когнитивный компонент).
- Темперамент. Существует четыре типа темперамента, и каждый из них подразумевает разные эмоциональные реакции на одни и те же события. Соответственно, данный фактор влияет на аффективный компонент аттитюда.
- Физиологические факторы. Особенности нашего организма и обмена веществ существенно влияют на наше поведение. К примеру, худые и полные люди многие вещи воспринимают по-разному, и установки у них сильно отличаются (поведенческий компонент).
Генетический подход не отрицает влияние внешних факторов. Но он подразумевает, что решающую роль играют всё же врождённые.
Структурный (социальный) подход
Автором данного подхода является американский психолог и социолог Джордж Мид. Его идея заключается в том, что значительную часть наших установок мы получаем путём интернализации (усвоения, принятия) установок значимых других (близких, родных, друзей, уважаемых людей).
К примеру, автор утверждает, что политическую позицию большинство людей заимствует у окружающих, а не формирует самостоятельно. При этом он отмечает, что мы предпочитаем заимствовать установки у тех, кто нам близок, но обладает немного большим социальным престижем. Структурный подход демонстрирует, что аттитюд – это социальное явление, направленное на укрепление связи внутри группы.
УСТАНОВКА (АТТИТЮД) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Измерение установки.
- Методы конструирования шкал.
УСТАНОВКА (АТТИТЮД) (от фр. attitude) в социальной психологии – это субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту, обусловливающее определенные способы его поведения. Понятие «установка» первоначально использовалось в экспериментальной психологии немецкими психологами в конце 19 в. для обозначения готовности к действию, обусловленной прошлым опытом. В социологии и социальной психологии это понятие впервые использовали социологи У.Томас и Ф.Знанецкий. В ходе исследования положения польских эмигрантов в Европе и Америке в начале 20 в. они ввели его для обозначения отношений индивида как члена группы к ценностям этой группы. В российской психологии разработка общепсихологической теории установки принадлежит Д.Н.Узнадзе (1886/87–1950) и его научной школе.
Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Можно иметь установки в отношении определенной профессии, Организации Объединенных Наций, политической партии, книги, национального меньшинства, марки стирального порошка, блондинок и т.д. Когда что-то нравится или не нравится, одобряется или не одобряется, можно сказать, что в отношении этого объекта существует положительная или отрицательная установка.
Новорожденный ребенок имеет установки лишь относительно тех стимулов, на которые существует врожденная реакция – удовольствие или боль. Все прочие установки он приобретает так же, как осваивает язык или любой другой навык. Однако, если степень освоения определенного навыка зависит от унаследованной предрасположенности или интеллекта, то в отношении установок, напротив, не существует наследственных или интеллектуальных ограничений.
Как показывают психологические исследования, наши симпатии и антипатии, наши установки приобретаются не столько в результате контактов с психологическими объектами, сколько в результатах контактов с группами, в которых уже сформировалась сильные положительные или отрицательные реакции на эти объекты. У ребенка, родившегося в семье, где плохо относятся к иностранцам или, например, к животным, гораздо меньше шансов стать интернационалистом или защитником живой природы, когда он вырастет. Мы приобретаем или даже впитываем установки тех, с кем тесно связаны.
Как определить, какова установка человека в отношении какого-либо явления? В исследованиях общественного мнения обычно используется довольно простой подход: людям задаются вопросы, составленные так, чтобы выяснить их взгляды на данный предмет. Если опрашиваемый дает благоприятную оценку явления, считается, что у него положительная установка.
Однако в конфликтных ситуациях люди часто не склонны открыто выражать свою позицию и отвечают, что еще не решили или не знают ответа. Только когда социальная атмосфера не оказывает прямого давления, принуждая к конформизму, можно ожидать, что информация об установке будет получена простым опросом.
Существуют и другие возражения против метода прямого опроса. Например, люди сами могут не осознавать своих установок. Клинические психологи и психиатры считают, что некоторые индивиды, демонстрируя неприязнь к чему-то, могут на самом деле бороться с неосознанными импульсами противоположного характера. Например, подросток, говорящий, что «ненавидит» девчонок, возможно, противится бессознательному влечению к ним.
Иногда наши чувства по отношению к какому-то объекту настолько противоречивы и запутаны, что нам трудно оценить свою установку. Мы можем, как это часто и случается, одновременно испытывать к нему и положительные, и отрицательные чувства. Не зря в художественной литературе можно встретить такое понятие как «любовь-ненависть».
Другой подход к выявлению установки заключается в наблюдении за поведением индивида. Этот подход также имеет ограничения. Во многих ситуациях человек может вести себя так, чтобы скрыть свое истинное отношение. Например, чтобы порадовать хозяйку дома, человек, которому не нравится рыба, на званом обеде предпочтет это не демонстрировать. Установка – лишь один из многочисленных факторов, определяющих поведение, и не всегда самый сильный. Если мы стремимся предсказать поведение человека, нужно принимать во внимание все возможные факторы воздействия. Аналогично, желая понять установку на основании наблюдений за поведением, нужно всегда учитывать возможность ошибочной интерпретации просто потому, что поведение человека может определяться не его чувствами, а воздействием среды или чем-то иным. См. также НАУЧЕНИЕ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Измерение установки.
Не все установки выражены одинаково сильно. Недостатком обоих методов выявления установки – и метода прямого опроса, и метода наблюдения – является отсутствие оценки степени чувств, вызываемых у человека данным психологическим объектом. В лучшем случае можно получить приблизительное разделение на тех, кто воспринимает его положительно, отрицательно или не имеет определенного отношения. Однако те, у кого отношение положительное или отрицательное, вряд ли одинаково хорошо или одинаково плохо относятся к объекту. Иногда бывает полезно разделить установки на упомянутые три категории, но часто требуется более подробная классификация. Для решения этой проблемы психологами были разработаны тесты, или шкалы, установки.
Шкала установки содержит ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен ответить «да», «нет» или «не знаю», либо утверждения, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Вопросы и суждения предварительно апробируются, им присваивается определенное количество баллов в соответствии с тем, насколько симптоматичны они для положительной или отрицательной установки. Складывая баллы, набранные данным индивидом, можно найти соответствующую его установке точку на оси, соединяющей крайние позиции: чрезвычайно положительной и категорически отрицательной установки.
Утверждения, включаемые в шкалу, должны быть тщательно отобраны и ясно сформулированы. Частью шкалы может стать любое недвусмысленное суждение, касающееся данного психологического объекта, но некоторые оказываются более полезными, чем другие.
Первым шагом при составлении шкалы является создание массива утверждений – от 100 до 300 – так или иначе отражающих отношение к явлению или предмету. Из этого массива в соответствии с определенными критериями отбирается 15–25 суждений.
Для каждого утверждения должно наблюдаться резкое различие в частоте согласия или несогласия с ним лиц, чья положительная или отрицательная установка заранее известна. Констатация факта, по которому существует почти единодушное мнение, также бесполезна для выявления установки. Никто не станет спорить с тем, что у кошки четыре лапы. Но утверждение, что кошки – прекрасные домашние животные, хотя и выглядит очевидным, гораздо чаще найдет поддержку у тех, кто любит кошек, чем у тех, кто их не любит. Не подходят для шкал по выявлению установки и двусмысленные утверждения.
Методы конструирования шкал.
При конструировании шкалы для выявления установки используются оценочные и опросные приемы.
При использовании оценочного метода группе лиц предлагается определить степень благоприятности или неблагоприятности большого массива утверждений. Требуется оценить каждое суждение по девятибалльной шкале или разбить все предложенные утверждения на девять категорий – от наименее до наиболее благоприятных. При этом для каждого утверждения получают два показателя: один из них характеризует типичное, или усредненное, мнение группы; второй обозначает разброс, или дисперсию, индивидуальных оценок. Утверждения, для которых дисперсия велика, в шкалу не включаются.
Из остающихся выбирают 15–20 суждений относительно равномерно расположенных вдоль оси оценок от очень положительных до очень отрицательных; при этом предпочтение отдается тем утверждениям, которые имеют относительно небольшую дисперсию.
При опросном методе конструирования шкалы исходный набор суждений раздают большой группе респондентов, предлагая с ними либо согласиться, либо не согласиться. Для каждого члена группы подсчитывается общий балл. Полученные значения для случайной выборки испытуемых распределяются довольно симметрично; можно выделить подгруппы с высокими и низкими баллами. Для шкалы отбираются те утверждения, по которым расхождения между этими двумя подгруппами наибольшие. Как правило, шкалы, созданные подобным методом, содержат 10–25 суждений.
Измерение установок с использованием шкал дало в руки социальных психологов ценный исследовательский инструмент. Можно изучать, как образование, пропаганда, реклама, жизненный опыт порождают или изменяют определенные установки. Можно выявлять распределение определенных установок в различных социальных группах. Можно найти связь между разными установками, например, узнать, сочетается ли, и если да, то при каких условиях, религиозный радикализм с политическим радикализмом и т.п.
Психология отношения: определение, компоненты, типы, свойства и функции.
Отношения в психологии: определение, компоненты, свойства и функции.
Содержание
- 1 Значение отношения к психологии
- 2 Определение отношения в психологии
- 3 типы установок в психологии
- 3.1 Явные взгляды-
- 3.2 2. Неявное отношение
- 40007 3.2. Отношение в психологии
- 4.1 Эффективный компонент отношения
- 4.2 Компонент поведения поведения
- 4.3 Компонент познания познания
- 5 Образование отношений в психологии
- 5.1. —
- 5.4 Генетические факторы-
- 6 Характеристики или свойства установки в психологии
- 6.1 Сила установки
- 6.2 Доступность к отношению
- 6.3 3. Амбивалентность в области
- 7 Функции установок в психологии
- 7.1 Утилитарная функция (Инструментальная функция)- Отношения
- 7.2 Функция знания
- 7.3 ЭКОГОЗАЦИЯ ФУНКЦИЯ Отношения
- 7.4 Ценностно-выразительная функция установки
- 7.5 Социальная идентичность Функция установки
- 8 Справочные материалы по установкам в социальной психологии
- Отношение — это оценка конкретного человека, группы, действия или предмета.
- Когда вы используете такие слова, как; нравится, не нравится, люблю, ненавижу, хорошо, плохо, гадость, вы описываете свое отношение
- Что вы думаете об Индии? Ваше отношение к Индии.
- Отношение сосредоточено на конкретной сущности или объекте , а не на всех объектах и ситуациях, с которыми оно связано.
- Отношения — это оценки и реакции на социальный мир.
- Летом- Отношения в основном положительные/отрицательные взгляды на человека (включая самого себя) место, вещь или событие (объект отношения).
- Например,
- Отношение к себе называется самооценкой .
- Негативное отношение к определенным группам называется Предубеждение.
- Отношение к людям называется межличностным влечением .
- Отношение к своей работе называется удовлетворенностью работой.
- Итак, «Как вы относитесь к ящерицам?» Вы только представьте.
Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ
Определение отношения в психологииОлпорт (1935) определил отношение как «психическое и нервное состояние готовности, организованное посредством опыта или проявления влияние на реакцию индивида на все объекты и ситуации, с которыми он связан»
Фишбейн и Айзен (1975) определяют установку как «выученную предрасположенность последовательно реагировать благоприятным или неблагоприятным образом по отношению к данному объекту».
Hogg & Vaughan (2005) определил отношение как «относительно устойчивую организацию убеждений, чувств и поведенческих тенденций по отношению к социально значимым объектам, группам, событиям или символам». оценивая конкретную сущность с некоторой степенью благосклонности или неблагосклонности» (Eagly & Chaiken, 1993)
Типы установок по психологии- Откровенные отношения —
- Сознательный и отчетный
- управляемый и простой отчет.
- Многие из наших отношений эти типы
- Неконтролируемые и, возможно, неосознанно доступные нам
- Либо не хочет, либо не может сообщить.
- Тест имплицитных ассоциаций (IAT) разработан Greenwald, McGhee, & Schwarz (1998) Метод оценки этих имплицитных установок
Он также называется многомерным или трехкомпонентным взглядом на психологию 9002 902.
Следующие 3 компонента представляют основные строительные блоки отношений .
Азбука отношений:
- Аффект (чувства),
- Поведение (склонность к действию)
- Познание (мысли)
- Аффективный компонент установки
Содержит чувства/эмоции человека по поводу объекта отношения.
Эмоции, такие как страх, юмор и гнев, сочувствие, ненависть, симпатия, неприязнь, удовольствие, ревность, отвращение, негодование и т. д. Чувства могут различаться по интенсивности.
Такие чувства формируются на основе нашего опыта (или опыта наблюдения) и служат руководством для нашего поведения в будущем.
Эмоции связаны с когнитивным процессом.
Эмоциональные призывы обычно встречаются в рекламе, кампаниях по охране здоровья и политических сообщениях.
Может использоваться для убеждения.
Исследование показало, что аффект играет жизненно важную роль в формировании отношения.
Аффект является обычным компонентом изменения отношения, убеждения, социального влияния и даже принятия решений. То, как мы относимся к результату, может преобладать над чисто когнитивными соображениями.
- Поведение компонент отношения
Склонность или предрасположенность действовать определенным образом так, как отношение, которое у нас есть, влияет на то, как мы действуем или ведем себя.
Поведение отличается от поведенческой тенденции. Потому что такая поведенческая тенденция может на самом деле не предсказывать ваше фактическое поведение. Поведение определяется как явные действия человека. Это означает, что ваше намерение вести себя определенным образом может или не может трансформироваться в то, как вы ведете себя на самом деле.
Например, вы можете выработать положительное отношение к продукту, который вы видите по телевизору (реклама на поясе), не развивая никаких убеждений о нем (вам может не хватать знаний о нем и, следовательно, вы не знаете, будет ли он действительно работать) или когда-либо участие в любом покупательском поведении.
Эффект воздействия (Zajonc, 1968) — Тенденция развивать более положительные чувства по отношению к объектам и людям, чем больше мы подвергаемся их воздействию. Он продемонстрировал, что мы можем выработать положительное отношение к продукту, просто постоянно подвергаясь его воздействию.
- Познание компонент установки
Он состоит из наших мыслей, убеждений, мнений и идей об объекте установки
Термин «познание» буквально означает «знать», «осмысливать» или «распознавать». Следовательно, когнитивный компонент отношения — это компонент хранения, в котором мы организуем информацию об объекте отношения.
Когда вы формируете свое мнение на основе имеющейся информации и выбираете положительное или отрицательное мнение по этому поводу.
Когда объектом установки является человек, когнитивный компонент часто является стереотипом, например, «Пенджабцы любят веселье».
Подводя итог, можно сказать, что общая структура отношения состоит из трех компонентов. Большинство установок имеют все три компонента, они могут быть более тесно связаны либо с когнитивным, либо с аффективным компонентом. Также возможно, что все три аспекта не всегда присутствуют в установке. Исследования показывают, что для существования отношения не обязательно наличие всех трех компонентов (Eagly & Chaiken, 1993).
Установки чаще всего приобретаются в результате различного жизненного опыта, под влиянием генетических факторов и т. д.
- Классический кондиционер-
Эксперимент Павлова с собакой. Он обнаружил повторяющиеся сочетания безусловного раздражителя (звонка) с условным раздражителем (собакой), последний приобретает способность вызывать условную реакцию (слюнотечение).
Классическое обусловливание может вызвать положительное/отрицательное отношение к ранее нейтральному объекту.
Артур и Кэролайн Стаатс (1958) систематически изучали классическую обусловленность установок и выяснили, как ассоциация может формировать установку.
- Инструментальное кондиционирование-
Торндайк (1911 г.) и Скиннер (1938 г.). Выяснилось, что поведение, за которым следуют положительные результаты, имеет тенденцию усиливаться, а за отрицательными — подавляться.
3. Обучение через наблюдение-Когда человек усваивает новые формы поведения или мышления, просто наблюдая за другими, это называется наблюдательным обучением.
Например, вы можете культивировать негативное отношение к столовой колледжа, если увидите, как кого-то тошнит после еды в ней.
- Генетические факторы-
Уоллер, Келлер и другие указывают на то, что наши взгляды, по крайней мере, тенденция развивать определенные взгляды на различные темы или вопросы, передаются по наследству.
Например, Arvey et al. (1989) изучили уровень удовлетворенности работой 34 пар однояйцевых близнецов и обнаружили, что примерно 30% удовлетворенности работой можно объяснить генетическими факторами.
Tesser (1993) утверждал, что наследственные переменные могут повлиять на отношение —
Нажмите здесь для практики MCQ Test
Характеристики или Properties 9999 в психологии . 0071- Сила отношения
Отношения различаются по силе.
Сильные, центральные установки относятся к важным объектам установок, тесно связанным с собой. Эти установки часто связаны с важными ценностями.
Сила отношения включает в себя несколько измерений –
- Уверенность : Насколько человек знает об объекте отношения.
- Крайность: Крайность относится к степени благоприятности или неблагоприятности по отношению к объекту отношения. Например, Джон избегает прикосновений к собаке.
- Интенсивность – Интенсивность относится к силе чувства, т.е. насколько сильна эмоциональная реакция, вызванная объектом установки. Например, Сэм бледнеет даже при виде собаки.
- Происхождение отношения : Отношения, сформированные на основе непосредственного опыта, обычно сильнее тех, которые сформированы без такого опыта.
- Личная значимость : Степень, в которой индивидуум заботится, т.е. личная значимость, об отношении. Например, если предлагается новый закон, запрещающий употребление алкоголя лицам моложе 25 лет, 22-летний человек может отреагировать сильнее, чем 40-летний, на которого изменение режима употребления алкоголя не повлияло 9.0008
- Отношение Доступность
Доступность отношения относится к тому, насколько легко отношение может быть извлечено из памяти,
, другими словами, насколько доступно отношение к объекту, проблеме или ситуации.
Некоторые установки характеризуются четкими, однозначными и легкодоступными в памяти репликами; но другие связаны со слабыми, неоднозначными и недоступными сигналами.
Исследование выявило отношения с высокой доступностью должны быть более предсказуемы различных видов поведения, таких как голосование и выбор потребительских товаров , чем отношения с низкой доступностью.
Для иллюстрации, предположим, вы видите таракана. У вас может быть очень быстрый ответ «фу». Но если вы ищете тайский ресторан, чтобы поесть, вам нужно подумать.
Факторы, влияющие на доступность отношения:
- Важность отношения — Важность может привести к более активному поиску информации, относящейся к отношению, и той информации, которая может привести к большей доступности.
- Аффект против когнитивной оценки – Аффективные оценки обычно даются быстрее, чем ответы на когнитивные оценки, это означает, что оценки, основанные на аффектах, более доступны
- Повторное выражение отношения — Повторное выражение отношения делает его более доступным в будущем (Powell & Fazio, 1984). Кроме того, если объект отношения был первоначально оценен положительно , повторное выражение отношения приведет к положительным характеристикам объекта
Прошлые исследования показали, что доступные взгляды более устойчивы к изменениям. Доступная установка с большей вероятностью приведет к последовательному поведению, чем менее доступная установка той же валентности.
3. Амбивалентное отношениеЛюди также могут быть конфликтными или амбивалентными (неуверенными) по отношению к объекту, что означает, что они одновременно имеют как положительное, так и отрицательное отношение к рассматриваемому объекту.
Амбивалентность отношения относится к тому факту, что наши оценки объектов, вопросов, событий или людей не всегда одинаково положительные или отрицательные ; наши оценки часто смешанные , состоящие как из положительных, так и из отрицательных реакций.
Например, объектом амбивалентности является еда! Хронически сидящие на диете сталкиваются с конфликтом между двумя несовместимыми целями: во-первых, они получают удовольствие от еды и еще , будь стройным.
Амбивалентность отношения также может быть результатом конфликта ценностей. Например, отношение к бракам по расчету , один – вы цените послушание и привязанность к родителям; другой, вы цените свободу и личный выбор.
Имеются некоторые свидетельства того, что по мере увеличения амбивалентности отношения снижается согласованность отношения и поведения (например, Conner et al., 2003). Кроме того, амбивалентные установки менее доступны, чем неамбивалентные. Люди могут распознавать лежащий в основе конфликт, связанный с их установками, и, таким образом, быть менее уверенными в их достоверности. Это может привести людей к выводу, что они должны стараться избегать использования отношения. Более высокая амбивалентность также связана с менее экстремальными установками. На самом деле исследования амбивалентности установок изначально возникали из-за интереса к людям, которые занимали нейтральную позицию по некоторым установкам.
Исследования также показывают, что существуют индивидуальные различия с тенденцией к амбивалентности.
Люди с высокой потребностью в познании (те, кто любит когнитивные процессы, требующие усилий, и те, кто не любит двусмысленности), как правило, имеют более низкий уровень амбивалентности, чем люди с более низкой потребностью в познании.
Даниэль Кац (1960) выделяет четыре типа психологических функций, которым соответствуют установки
- Утилитарная функция (инструментальная функция) — отношения
У нас вырабатывается определенное отношение к объектам, которые помогают/вознаграждают нас. Мы хотим увеличить награды и уменьшить штрафы. Кац говорит, что мы развиваем положительное отношение к тем объектам, которые связаны с вознаграждением, и отрицательное отношение к тем, которые связаны с наказанием.
Например, если вы относитесь к резервной категории, вы будете поддерживать политическую партию, которая ввела такие оговорки. Если вы не из резервной категории , у вас может развиться негативное отношение к той же партии.
Мы с большей вероятностью изменим свое отношение, если это позволит нам достичь наших целей или избежать нежелательных последствий
- Знание Функция отношения
У всех нас есть потребность достичь определенной степени осмысленного, стабильного, ясного и организованного взгляда на мир. Отношения удовлетворяют эту функцию знания, предоставляя систему отсчета для формирования нашего мира таким образом, чтобы он имел смысл. С когнитивной точки зрения установки служат схемами, которые помогают нам организовывать и интерпретировать социальную информацию.
Например, турист предпочтет другую страну из-за новостей о беспорядках в конкретной стране
- Эго-защитная функция установки
Некоторые установки помогают защитить нас от признания основных истин о себе или суровых реалий жизни. Это может помочь человеку справиться с эмоциональными конфликтами и защитить самооценку.
В соответствии с психоаналитической точки зрения и предполагает, что установки служат защитными механизмами
Например, вы можете сделать трюк на велосипеде, чтобы показать свое бесстрашие.
- Ценностно-экспрессивная функция установки
В гуманистической перспективе. Отношение показывает, кто мы есть и за что мы выступаем.
Для иллюстрации. Вы можете купить электрический велосипед для защиты окружающей среды.
- Социальная идентичность Функция отношения
Добавил Katz, Shavitt (1989) это относится к информативности установок для впечатлений человека или к тому, насколько много установок, по-видимому, сообщают о людях, которые их придерживаются.
Шавитт и Нельсон (2000) предположили, что товары, как правило, выполняют утилитарную функцию в той мере, в какой они рассматриваются как выражение идентичности и ценностей, товар обычно выставляется на всеобщее обозрение или виден другим, или продукт широко рассматривается как символизирует принадлежность к определенной группе.
Например, для покупка индийского флага в День Республики может быть обусловлена в первую очередь целями социальной идентичности.
В дополнение к изучению того, как функции установки различаются у разных людей, текущие исследования в этой области также рассматривают возможность того, что разные объекты установки могут фактически выполнять разные функции для разных людей. Например, люди покупают определенные продукты для удовлетворения утилитарных потребностей (компьютеры, телевизор и т. д.) и другие продукты для удовлетворения потребностей в выражении ценности (например, определенную марку автомобиля).
Подводя итог, отношение меняется, когда оно больше не выполняет свою функцию, и человек чувствует себя заблокированным или разочарованным. Таким образом, те, кто заинтересован в изменении установок других людей, должны сначала определить, какие функции эти установки выполняют для целевых лиц, а затем использовать соответствующий подход.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ
Справочные материалы по установкам в социальной психологииБарон, Р. А., Бранскомб, Н. Р., и Бирн, Д. (2009). Социальная психология, 12-е изд. Бостон, Массачусетс: Пирсон/Аллин и Бэкон
Майерс, Д.Г. (2006). Социальная психология. (8-е изд.), Tata McCrow-Hill Publication.
Отношения | Введение в психологию.
0008Социальные психологи задокументировали, как сила ситуации может влиять на наше поведение. Теперь обратимся к тому, как сила ситуации может повлиять на наши взгляды и убеждения. Отношение — это наша оценка человека, идеи или объекта. У нас есть отношение ко многим вещам, от продуктов, которые мы можем купить в супермаркете, до людей во всем мире и политической политики. Как правило, отношение бывает благоприятным или неблагоприятным: положительным или отрицательным (Eagly & Chaiken, 19).93). И у них есть три компонента: аффективный компонент (чувства), поведенческий компонент (влияние отношения на поведение) и когнитивный компонент (вера и знание) (Rosenberg & Hovland, 1960).
Например, вы можете положительно относиться к утилизации. Такое отношение должно привести к положительному отношению к переработке (например, «Мне приятно перерабатывать отходы» или «Мне приятно осознавать, что я вношу небольшой вклад в сокращение количества отходов, которые попадают на свалки»). Безусловно, такое отношение должно отражаться в нашем поведении: вы действительно перерабатываете так часто, как только можете. Наконец, это отношение будет отражаться в благоприятных мыслях (например, «Переработка полезна для окружающей среды» или «Переработка — это ответственное дело»).
На наши взгляды и убеждения влияют не только внешние силы, но и внутренние влияния, которые мы контролируем. Как и наше поведение, наши взгляды и мысли не всегда меняются под давлением ситуации, но они могут быть сознательно изменены по нашей собственной воле. В этом разделе мы обсудим условия, при которых мы хотели бы изменить наши собственные взгляды и убеждения.
Попробуйте
Что такое когнитивный диссонанс?
Социальные психологи документально подтвердили, что хорошее отношение к себе и поддержание положительной самооценки является мощным мотиватором человеческого поведения (Tavris & Aronson, 2008). В Соединенных Штатах представители преобладающей культуры обычно очень высокого мнения о себе и считают себя хорошими людьми, превосходящими средний уровень по многим желаемым качествам (Ehrlinger, Gilovich, & Ross, 2005). Часто наше поведение, установки и убеждения страдают, когда мы сталкиваемся с угрозой нашей самооценке или позитивному представлению о себе. Психолог Леон Фестингер (1957) определил когнитивный диссонанс как психологический дискомфорт, возникающий из-за наличия двух или более противоречивых установок, поведения или когниций (мыслей, убеждений или мнений). Теория когнитивного диссонанса Фестингера утверждает, что когда мы сталкиваемся с конфликтом в нашем поведении, отношениях или убеждениях, который идет вразрез с нашим положительным самовосприятием, мы испытываем психологический дискомфорт (диссонанс). Например, если вы считаете, что курение вредно для вашего здоровья, но продолжаете курить, вы испытываете конфликт между своими убеждениями и поведением.
Рисунок 1 . Когнитивный диссонанс вызывается противоречивыми убеждениями и поведением. Вера в то, что сигареты вредны для вашего здоровья, но курение сигарет в любом случае может вызвать когнитивный диссонанс. Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, люди могут изменить свое поведение, например, бросить курить, или изменить свои убеждения, например, отказаться от доказательств того, что курение вредно. (кредит «сигареты»: модификация работы CDC/Debora Cartagena; «патч»: модификация «RegBarc»/Wikimedia Commons; «курение»: модификация работы Тима Паркинсона)
Более поздние исследования подтвердили, что диссонанс вызывают только противоречивые знания, которые угрожают позитивному представлению людей о себе (Greenwald & Ronis, 1978). Дополнительные исследования показали, что диссонанс не только доставляет психологический дискомфорт, но также может вызывать физиологическое возбуждение (Croyle & Cooper, 1983) и активировать области мозга, важные для эмоций и когнитивных функций (van Veen, Krug, Schooler, & Carter, 2009). Когда мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом, мы мотивированы уменьшить его, потому что это психологически, физически и умственно неудобно. Мы можем уменьшить когнитивный диссонанс, приведя наши познания, отношения и поведение в соответствие, то есть сделав их гармоничными. Это можно сделать разными способами, например:
- изменение нашего противоречивого поведения (например, отказ от курения),
- изменение наших представлений посредством рационализации или отрицания (например, говоря себе, что риски для здоровья можно снизить, куря сигареты с фильтром),
- , добавляющее новое познание (например, «Курение подавляет мой аппетит, поэтому я не набираю лишний вес, что полезно для моего здоровья»).
Классический пример когнитивного диссонанса — 20-летний Джон, который поступает на военную службу. Во время учебного лагеря он просыпается в 5:00 утра, хронически недосыпает, на него кричат, весь в укусах песчаных блох, физически в синяках и побоях и морально истощен (рис. 2). Становится хуже. Новобранцы, дожившие до 11-й недели учебного лагеря, должны пройти 54 часа непрерывных тренировок.
Рисунок 2 . Человеку, избравшему трудный путь, помимо многих других неудобств приходится сталкиваться с когнитивным диссонансом. (кредит: Тайлер Дж. Болкен)
Неудивительно, что Джон несчастен. Никто не любит быть несчастным. В подобных ситуациях люди могут изменить свои убеждения, отношение или поведение. Последний вариант, изменение поведения, Джону не доступен. Он записался в армию на четыре года и не может уйти по закону.
Если Джон продолжит думать о том, как он несчастен, это будут очень долгие четыре года. Он будет находиться в постоянном состоянии когнитивного диссонанса. В качестве альтернативы этому страданию Джон может изменить свои убеждения или взгляды. Он может сказать себе: «Я становлюсь сильнее, здоровее и острее. Я учусь дисциплине и тому, как защищать себя и свою страну. То, чем я занимаюсь, действительно важно». Если это его убеждение, он поймет, что становится сильнее благодаря своим испытаниям. Тогда он почувствует себя лучше и не будет испытывать когнитивный диссонанс, а это дискомфортное состояние.
Попробуйте
Эффект инициации
Военный пример демонстрирует наблюдение, что трудная инициация в группу влияет на то, чтобы мы больше любили группу. Другая концепция социальной психологии, оправдание усилий , предполагает, что мы ценим цели и достижения, к которым приложили много усилий. Согласно этой теории, если нам трудно чего-то достичь, мы считаем, что это более ценно. Например, если вы переезжаете в квартиру и часами собираете комод, который купили в ИКЕА, вы будете ценить его больше, чем более изысканный комод, который купили вам родители. Мы не хотим тратить время и усилия на то, чтобы присоединиться к группе, которую мы в конечном итоге покидаем. Классический эксперимент Аронсона и Миллса (1959) продемонстрировал это оправдание эффекта усилий. Студенты колледжа вызвались присоединиться к группе в кампусе, которая регулярно собиралась для обсуждения психологии секса. Участники были случайным образом распределены по одному из трех условий: отсутствие инициации, легкая инициация и трудная инициация в группу. После участия в первой дискуссии, которая намеренно была сделана очень скучной, участники оценили, насколько им понравилась группа. Участники, которые прошли сложный процесс инициации, чтобы присоединиться к группе, оценили группу более положительно, чем участники с легким инициированием или без него (рис. 3).
Рисунок 3 . Оправдание усилий оказывает отчетливое влияние на человека, которому нравится группа. Студентам в сложном состоянии инициации группа понравилась больше, чем студентам в других условиях из-за оправданности усилий.
Подобные эффекты можно увидеть в более позднем исследовании того, как усилия учащихся влияют на оценки курса. Heckert, Latier, Ringwald-Burton и Drazen (2006) опросили 463 студента, зачисленных на курсы в университетах Среднего Запада, на предмет того, сколько усилий требуется от них на курсах. Кроме того, студентов также попросили оценить различные аспекты курса. Учитывая то, что вы только что прочитали, неудивительно, что те курсы, которые были связаны с наивысшим уровнем усилий, были оценены как более ценные, чем те, которые этого не сделали. Кроме того, студенты указали, что они узнали больше на курсах, требующих больших усилий, независимо от оценок, которые они получили на этих курсах (Heckert et al. , 2006).
Помимо классического военного примера и групповой инициации, можете ли вы привести другие примеры когнитивного диссонанса? Вот один из них: Марко и Мария живут в округе Фэрфилд, штат Коннектикут, одном из самых богатых районов США с очень высокой стоимостью жизни. Марко работает удаленно из дома, а Мария не работает вне дома. Они снимают очень маленький дом более чем за 3000 долларов в месяц. Мария покупает одежду в комиссионных магазинах и экономит, где может. Они жалуются, что у них никогда нет денег и что они не могут купить ничего нового. На вопрос, почему они не переезжают в менее дорогое место, поскольку Марко работает удаленно, они отвечают, что округ Фэрфилд прекрасен, они любят пляжи и чувствуют себя там комфортно. Как теория когнитивного диссонанса применима к выбору Марко и Марии?
Попробуйте
Подумай об этом
Когнитивный диссонанс часто возникает после принятия важного решения, что называется диссонансом после принятия решения (или, другими словами, угрызениями совести покупателя).