Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Как слово наше отзовется
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130
Цукерман Г.А.
подробнееСкачать PDF
615
Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125
Утробина В.Г.
подробнееСкачать PDF
631
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118
Лидская Э.В. Панов В.И.
подробнееСкачать PDF
582
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.97-107
Трушкина С.В. Скобло Г.В.
подробнееСкачать PDF
600
Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96
Собкин В. С. Калашникова Е. А. Лыкова Т.А.
подробнееСкачать PDF
446
От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.77-88
Абдулаева Е.А.
подробнееСкачать PDF
331
Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.69-76
Бурлакова И.А.
подробнееСкачать PDF
350
Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.60-68
Карабанова О.А.
подробнееСкачать PDF
354
Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59
Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
подробнееСкачать PDF
330
Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.44-51
Шиян О.А.
подробнееСкачать PDF
435
Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.35-43
Рябкова И.А. Шеина Е.Г.
подробнееСкачать PDF
399
Художник в ребенке
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.26-34
Мелик-Пашаев А.А.
подробнееСкачать PDF
371
Детская игра как территория свободы
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.13-25
Юдина Е.Г.
подробнееСкачать PDF
405
Диалектическая структура игры дошкольника
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.4-12
Веракса Н.Е.
подробнееСкачать PDF
354
Вступительное слово
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.3
Зинченко Ю. П.
подробнееСкачать PDF
386
АВТОНОМИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: И. А. Ракитская
АВТОНО́МИЯ (греч. αὐτονομία, от αὐτός – сам и νόμος – закон), определённая степень самостоятельности к.-л. органов, организаций (А. учреждений), территориальных, нац. и др. общностей (А. общностей) в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.
А. учреждений может быть финансовой, экономической и предоставляется, как правило, отд. органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений.
А. общностей может быть территориальной, национально-территориальной, национально-культурной.
Территориальная А. – внутр. самоуправление территориальных единиц государства (регионов), обладающих самостоятельностью в рамках конституции или закона. Самоуправляющиеся территориальные единицы (автономные области, автономные районы, автономные округа, автономные уезды и др.) обладают самостоятельностью в решении своих дел. Основы правового положения территориальной А. обычно регулируются конституциями (напр., Конституция Испании 1978) или спец. законами (напр., положение Корсики во Франции), определяющими её статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутр. устройство (конституции, уставы, положения, статуты, хартии самоуправления и т. д.). В некоторых случаях территориальная А. наделяется полномочиями в области налогообложения (напр., парламент Шотландии имеет право изменять базовые ставки налогообложения, установленные парламентом Великобритании). В зависимости от объёма прав территориальной А. выделяют две её формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Гос. форма характеризуется тем, что её носитель имеет внешние признаки государства (парламент, правительство), иногда собственную конституцию, гражданство, причём в общегос. конституции обычно определяется сфера законодат. компетенции автономного парламента (области в Италии, Испании, Шотландия в Великобритании). Местная форма таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом (в частности, автономные районы, автономные округа, автономные уезды в КНР). Центр. власть в автономных единицах может быть представлена спец. чиновником, гос. секретарём или комиссаром, который осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность органов власти А. не выходила за пределы компетенции, предоставленной им конституцией или законом. В некоторых странах законом предусмотрены спец. процедуры рассмотрения споров между центр. и автономными властями (напр., в Дании актами о местном управлении Фарерских о-вов, 1948, и Гренландии, 1978).
Национально-территориальная А. – особый автономный статус территориальных единиц со значит. долей населения другой национальности или населения, отличающегося иными особенностями своего быта (Аландские о-ва в Финляндии, населённые шведами; о. Гренландия в Дании, населённый эскимосами; островные и некоторые приграничные области Италии).
Одна из разновидностей национально-территориального автономного образования – автономные республики, которые в прошлом были формой национально-территориальной А. в РСФСР. В Рос. Федерации, после заключения 31.3.1992 Федеративного договора, республики, бывшие ранее автономными, преобразовались в республики в составе РФ. Автономные республики существуют в некоторых странах СНГ (напр., Нахичеванская Республика в Азербайджане, Аджарская Республика в Грузии, Республика Крым в Украине).
К нач. 21 в. в России существует два вида национально-территориальных образований – автономная область (Ев рей ская АО) и ав то ном ные ок ру га. Особенность их статуса заключается в том, что они наряду с республиками, краями, областями, городами федерального значения признаются субъектами Федерации. Вопрос о вхождении в состав Рос. Федерации территорий автономных субъектов регулируется специфическим образом. Еврейская АО входит в Рос. Федерацию непосредственно. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Рос. Федерацию непосредственно или через другой субъект Федерации (край, область). При этом отношения автономных округов, входящих в состав края, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами гос. власти автономного округа и, соответственно, органами гос. власти края или области. Из всех автономных округов только Чукотский автономный округ в 1992 выделился из Ма га дан ской обл. и не по сред ст вен но вошёл в состав Рос. Федерации. Др. округа входят в состав Рос. Федерации через края или области.
Национально-культурная А. – особая форма национально-культурного самоопределения национальных меньшинств. В России – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, нац. культуры. Право нанационально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение, а осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. Создание такой А. преду смотрено в РФ спец. законом «О национально-культурной автономии» (1996).
Что такое Функциональная автономия мотивов?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 4 июля 2021 г.
- Категория сообщения: личность
Функциональная автономия мотивов — понятие в теории личности Оллпорта. Эта теория личности бросала вызов теории Фрейда по многим пунктам. Один из важных моментов касался исторического детерминизма, то есть важности прошлого в определении нашего настоящего. Олпорт считал, что люди не являются пленниками детских конфликтов и прошлого опыта, как считал Фрейд благодаря своим бессознательным силам. Вместо этого Олпорт считал, что мы больше руководствуемся настоящим и нашим взглядом на будущее.
Олпорт писал, что люди «заняты тем, что ведут свою жизнь в будущее, в то время как психология по большей части занята тем, что прослеживает их в прошлом»
Олпорт, 1955, с. 51
Олпорт подчеркивал важность текущей ситуации человека не только в его теории личности, но и в его взглядах на мотивацию. он считал, что важно текущее состояние человека, а не то, что произошло в детстве, во время приучения к туалету, в школе или в каком-то другом детском кризисе. Он считал, что прошлое больше не действует и не объясняет поведение взрослых, если оно не существует в качестве текущей мотивирующей силы. Таким образом, Олпорт попытался объяснить настоящее с точки зрения будущего, а не с точки зрения прошлого, и таким образом дал понятие функциональной автономии.
Функциональная автономия
Концепция функциональной автономии Оллпорта предполагает, что мотивы у нормального зрелого взрослого человека не зависят от их детского опыта, в котором они первоначально проявились. Силы, которые мотивировали нас в начале жизни, становятся автономными или независимыми от наших первоначальных обстоятельств во взрослом человеке.
Для упрощения Allport предложил пример дерева. Развитие дерева можно проследить до его семени. Однако, когда дерево полностью выросло, семя больше не требуется в качестве источника питания. Дерево становится самоопределяющимся, больше не зависящим функционально от своего семени.
Точно так же, когда люди растут, они становятся независимыми от своего прошлого. Хотя прошлое связано с ними, но функционально они от него не зависят, прошлое не контролирует и не направляет их жизнь. Поэтому, по Олпорту, мотивы взрослых можно понять не путем изучения детства человека, как считал Фрейд, а путем понимания текущего поведения человека.
Согласно Allport Функциональная автономия имеет следующие два уровня:
- Персеверативная функциональная автономия
- Собственная функциональная автономия.
1. Персеверативная функциональная автономия
Этот уровень функциональной автономии связан с низкоуровневым и повторяющимся поведением, таким как привычные способы выполнения какой-либо рутинной, повседневной задачи. Такое поведение продолжается или сохраняется само по себе без какого-либо внешнего вознаграждения и не считается неотъемлемой частью личности.
Олпорт привел примеры как животных, так и людей в качестве доказательства сохраняющейся функциональной автономии. Когда крысе, которую приучили бегать по лабиринту в поисках еды, дают более чем достаточно еды, она все равно может бегать по лабиринту, но, очевидно, с какой-то иной целью, чем еда. На человеческом уровне он отметил наше предпочтение рутинного, знакомого поведения, которое мы продолжаем выполнять даже при отсутствии внешнего подкрепления.
2. Соответствующая функциональная автономия
Соответствующая функциональная автономия необходима для понимания мотивации взрослых. Слово «проприат» происходит от слова proprium, которое Олпорт использует для обозначения эго или «я». Проприативная функциональная автономия — это уровень функциональной автономии, связанный с нашими ценностями, представлением о себе и образом жизни. Он определяет, как мы воспринимаем мир, что помним из своего опыта, как направляются наши мысли и эти процессы избирательны.
Собственные мотивы уникальны для каждого человека. Пропий определяет, какие мотивы будут сохранены, а какие будут отброшены. Мы сохраняем мотивы, которые повышают нашу самооценку или представление о себе. Таким образом, существует прямая связь между нашими интересами и нашими способностями: нам нравится делать то, что мы делаем хорошо.
Однако первоначальная мотивация изучения навыка может не иметь ничего общего с нашими интересами. Например, в детстве родители могут заставлять нас брать уроки игры на фортепиано и заниматься.
Однако по мере того, как мы становимся опытными, мы можем стать более приверженными игре на фортепиано. Первоначальный мотив (страх перед родительским неудовольствием) исчез, и дальнейшее поведение игры на фортепиано становится необходимым для нашего представления о себеТеги: Теория личности Олпорта, Функциональная автономия
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Этика и психология: обзор автономии
Значение нейробиологии и дебатов о свободе воли для принципа уважения автономии пациента
Сабина Мюллер и Хенрик Вальтер . Кембриджский ежеквартальный журнал этики здравоохранения. Нью-Йорк: апрель 2010 г. Том. 19, вып. 2; стр. 205, 13 pgs
Введение
Beauchamp и Childress оказали большую услугу, укрепив принцип уважения автономии пациента против патернализма, господствовавшего в медицине по крайней мере до 1970-х годов. Тем не менее, мы считаем, что концепцию автономии следует доработать. Мы предлагаем такую разработку, основанную на последних достижениях в области неврологии и дебатах о свободе воли. Причина этого предположения по меньшей мере двоякая: во-первых, Бошам и Чайлдресс пренебрегают некоторыми важными элементами автономии. Во-вторых, нейробиология сама нуждается в концептуальном аппарате для работы с нейронной основой автономии в диагностических целях. Это желание на самом деле возрастает, потому что современные варианты терапии могут значительно повлиять на нейронную основу самой автономии.
Бошан и Чайлдресс анализируют автономные действия с точки зрения обычных людей, которые действуют (1) преднамеренно, (2) с пониманием и (3) без контролирующих влияний (принуждение, убеждение и манипуляция), которые определяют их действия. 1 С точки зрения дебатов о свободе воли отсутствие внешних контролирующих влияний, их третий критерий, соответствует свободе действий: делать то, что хочется, без помех. Первый и второй критерии относятся к волеизъявлению: выбор является преднамеренным, т. е. имеет определенную цель, правильно понятую выбирающим.
Согласно Beauchamp и Childress, принцип автономии подразумевает, что пациенты имеют право выбирать между различными вариантами медикаментозного лечения, принимая во внимание риски и преимущества, а также их личную ситуацию и индивидуальные ценности. Для возможности принятия автономного решения разработана процедура информированного согласия
Давайте рассмотрим пример недавней противоречивой дискуссии о нарушении целостности тела: 4 Если пациент просит врача ампутировать одну из его ног, хотя она не болит, не деформирована, не парализована и не уродлива (с точки зрения пациента) ), и если больной осознает последствия ампутации и не поддается внешним воздействиям, то из принципа уважения автономии больного можно было бы сделать вывод, что ногу должен ампутировать врач. Хотя некоторые комментаторы считают это само собой разумеющимся, мы думаем, что дело еще не сделано, поскольку важно, какие внутренние процессы привели к желанию пациента.
Предлагаем добавить четвертый критерий автономных действий, а именно свободу внутренних принудительных воздействий. В случае с пациентом, желающим ампутации, необходимо выяснить, основано ли его решение на внутреннем принуждении. Яркими примерами этого могут быть острый эпизод шизофрении или опухоль головного мозга. Более спорными являются невротические убеждения, навязчивые идеи и компульсивные действия, тяжелые расстройства личности или неврологические дисфункции, недоступные с помощью обычных диагностических инструментов.
Хотя Бошам и Чайлдресс не разработали принцип автономии в отношении внутреннего принуждения, они ясно утверждают, что обязательства уважать автономию не распространяются на лиц, которые демонстрируют существенное отсутствие автономии, потому что они незрелы, недееспособны, невежественны, подвержены принуждению.