философии, психологии, праве и государстве
Развитие ребенка
При рождении ребенок полностью зависит от матери, и у них устанавливается тесная эмоциональная связь. Этап психологической автономии можно наблюдать в период от 8 месяцев до 2,5 лет
На данном этапе важно, чтобы ребенок мог следовать собственным импульсам, ощущая мамину поддержку. Однако часто дети с «ранней позицией» могут отказываться от самостоятельности из-за мамы
В дальнейшем это приводит к неумению и нежеланию что-то делать. Подрастая, такие дети ждут, когда их кто-то поведет за собой. Они чувствуют свои желания, но постоянно поддаются манипуляциям и контролю, что приводит к созависимости.
Чтобы быть независимым, необходимо тренировать осознанность. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Найдено научных статей по теме — 15
Становление автономии личности
Луков Михаил Юрьевич
Данная статья посвящена проблеме развития личностной автономии. В статье дается краткий обзор взглядов на проблему автономии личности с точки зрения различных психологических подходов.
Автономия как личностная ценность
Майкова Элеонора Юрьевна
Исследование посвящено аксиологической интерпретации личностной автономии. Восхождение к личностной автономии видится как начинающийся в образовательных практиках путь разрешения социальных и личностных проблем.
К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ ОСУЖДЕННЫХ
Савельева Татьяна Ивановна
в статье предпринята попытка систематизировать психологические подходы к изучению понятия «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии, а также предложить его собственное определение.
Автономия личности в контексте образования
Привалова Юлия Владимировна
Целью данной статьи является анализ формирования и развития личной автономии в контексте современного образования.
Риски автономии личности в социальной траектории
Майкова Элеонора Юрьевна, Филиппченкова Светлана Игоревна
В статье анализируются аксиологические аспекты рисков существования личностной автономии в социальной перспективе.
Автономия личности в контексте проблемы эвтаназии
Волков А.В.
В статье обсуждается одна из самых актуальных тем последнего времени эвтаназия и ассистируемое самоубийство.
Автономия личности и социальные практики адаптации
Майкова Элеонора Юрьевна
Исследование посвящено интерпретации автономии как личностного феномена в философском и междисциплинарном дискурсах.
Потенциал личности: креативность и личностная автономия
Павлова Анастасия Вячеславовна
Рассматривается проблема креативности и личностной автономии как структурные образования потенциала личности.
Будущее автономии личности как риск: способы самозащиты
Майкова Элеонора Юрьевна, Бондарева Яна Васильевна
В статье анализируются особенности и трансформации личностного бытия в современную эпоху социальной вовлеченности: сужение границ личностного выбора, деперсонализация, подчинение индивидуального начала социальному, утрата человеко
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ АВТОНОМНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Миронов Андрей Владимирович
В статье проанализировано становление философской проблемы обособления человека от социального мира путем формирования индивидуальной ценностной модели, предполагающей автономию духовного существования личности.
Развитие автономности личности в контексте лингвообразования
Гейхман Любовь Кимовна, Фомичева Надежда Васильевна
Статья посвящена развитию автономности как интегративного качества субъекта лингвообразовательного процесса.
К вопросу формирования научного понятия «Автономность личности»
Старновская Е.Е.
В статье рассматривается процесс формирования научного понятия «автономность личности», раскрываются морфологическая особенность корня понятия, взгляды ученых на понимание автономности личности и его составляющих, дается определен
Философские основания личностной автономности в высшем образовании
Гаврилюк Оксана Александровна, Волынкина Светлана Вадимовна, Карелина Наталья Андреевна, Кузина Елена Николаевна
В статье обсуждается проблема автономности в высшем образовании. Представлены философские основания личностной автономности в контексте современного высшего образования в России.
Этические вопросы клонирования
Опробовав технологии клонирования на животных, специалисты задумались, какую пользу этот метод может принести людям. Если положительные результаты терапевтического клонирования, позволяющего получать стволовые клетки, способные вылечить многие тяжёлые заболевания, очевидна, то возможные последствия репродуктивного клонирования, в ходе которого появятся «копии» людей, остаются неясными.
«В клонировании людей проблем никаких нет: эта технология хорошо отработана. Но возникнет ли необходимость в клонированных людях? Думаю, они могут быть нужны, когда по медицинским показаниям пара не может иметь генетически идентичного наследника — тогда технология клонирования человека важна», — заявил в беседе с RT доктор биологических наук, заведующий лабораторией эпигенетики Института общей генетики им. Н.И. Вавилова Сергей Киселёв.
- Reuters
Кандидат философских наук, завкафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина рассматривает вопрос клонирования с точки зрения биоэтики — социального института нового типа, который анализирует последствия применения новых технологий в связи с активным развитием биомедицины.
«Результат возможного репродуктивного клонирования представителей вида Homo sapiens, с которым может столкнуться человечество, с точки зрения биоэтики недостижим, — сказала в комментарии RT Брызгалина. — Дело в том, что, когда речь идёт о репродуктивном клонировании, подразумевается не только получение точной генетической копии кого-либо из представителей Homo sapiens, но формирование некоторых востребованных личностных свойств, которые, безусловно, зависят не только от генетики, но и от воздействия социальной среды, которая неповторима».
Также по теме
Учёные впервые получили стволовые клетки путём клонирования человека
Важнейшее для медицины открытие записали себе в актив сотрудники Университета здоровья и науки штата Орегон. По сути, они разработали…
При этом речь идёт не только об этических рисках, возникающих при применении технологий клонирования, например об увеличении риска мутаций. Главная проблема, по словам Брызгалиной, заключается в невозможности воспроизвести целостного индивида с совокупностью всех генетически запрограммированных и формируемых при воздействии социума характеристик.
«Биоэтика негативно относится к вопросам репродуктивного клонирования, поскольку это противоречит таким ключевым принципам, как, например, автономия личности. Этот принцип учёный может нарушить не только при клонировании, но и при любых манипуляциях с ДНК человека, — полагает эксперт. — А кроме того, возможно возникновение конфликта между интересами ныне живущих людей и будущими поколениями человечества».
Она отметила, что до сих пор не определено, каким будет социальный статус гипотетически возможных клонов человека.
«Никак не решён вопрос о статусе новых объектов, в частности отношения родительства, родства, их взаимоотношения с «оригинальной личностью». Не очерчены правовые вопросы, а также вопросы собственности. Возникновение таких ситуаций сильно ограничивает перенос передовых, разработанных на естественнонаучном уровне технологий в сферу социальной практики», — добавила Брызгалина.
Что касается терапевтического клонирования, то оно, по словам Киселёва, не имеет никаких технических ограничений и может быть востребовано. «Но сегодня появилась более простая и дешёвая технология репрограммирования, которая приводит к такому же результату. У каждого живущего человека можно взять какую-либо его клетку (например, кожи) и репрограммировать её до того же самого эмбрионального состояния, к которому приводит и технология клонирования», — пояснил учёный.
Что морально автономно, а что нет (по Канту)
Теория моральной автономии проводит различие между решениями или действиями, которые принимаются в результате суждения о морали, и теми, которые принимаются по другим моральным причинам, например, на основе желаний, интересов или эмоций..
Кант объяснил это наличием моральных императивов в жизни всех людей.
Императивы являются своего рода неявными командами повседневных людей, с которыми разрабатываются рассуждения, чтобы решить, как действовать и зачем действовать.
Гипотетические императивы
Это представление о практической субъективной потребности (для себя или в обществе) или готовности принять определенный курс действий в качестве средства, если кто-то хочет достичь цели.
Конечная цель мотивируется склонностями, желаниями или интересами, которые могут быть загружены эмоциями.
Решение не будет морально автономным, потому что есть агенты, внешние по причине, вмешивающейся или влияющей на человека. Было бы heteronomía, противоположность автономии.
В эту категорию также попадают действия, которые предпринимаются (или не предпринимаются), чтобы избежать санкций или неприятных ситуаций, и те, которые предпринимаются (или вынуждены предприниматься) под принуждением. Последние два несут угроза или страх последствий.
Давайте возьмем следующие примеры:
- Уважайте законы или не совершайте противоправных действий, чтобы полиция не попала в ловушку
- Работай миллионером
Проблема с гипотетическими императивами заключается в том, что если человек не заботится о конце, то нет никаких оснований предпринимать такие действия. Поэтому говорится, что эти императивы не имеют ничего общего с моралью.
Согласно предыдущим примерам у нас были бы следующие моральные проблемы:
- Если нет никакого страха перед полицией или даже тюрьмой, не имеет значения, чтобы решить украсть или убить
- Если вы не заинтересованы в том, чтобы стать миллионером (или деньгами), вы можете отказаться от работы
Категориальные императивы
Они представляют волю к определению действий, основанных исключительно и исключительно на разуме. Это объективная необходимость (действия) сама по себе, полностью независимая от ее отношения к цели или целям, связанным с ней, а также от желаний, интересов, эмоций и т. Д..
Для Канта действовать в соответствии с категориальными императивами — это то же самое, что быть морально автономным или иметь автономную волю; воля доброй морали, делать добро само по себе, а не добрыми результатами, полученными.
Принимая те же примеры, категорические императивы были бы более или менее похожи на это:
- Кража и убийство само по себе неправильно или морально неправильно, и именно поэтому это в законах. Нарушать закон неправильно.
Персеверативная функциональная автономия
Данный уровень характерен и для людей и для животных, а его основой являются простые неврологические принципы. В качестве примера Олпорт приводит крысу, которая сумела научиться пробегать по лабиринту для получения пищи, но продолжающая по нему бегать даже после удовлетворения чувства голода. На вопрос о том, почему крыса продолжает бег, Олпорт мог бы ответить, что она делает это потому, что, возможно, ей кажется это забавным.
Исследователь полагал, что к уровню персеверативной функциональной автономии можно отнести склонность человека к удовлетворению своих потребностей привычным способом, к примеру, следовать распорядку дня. Помимо этого, сюда же он относил и вредные привычки, такие как курение, употребление спиртного, приём наркотиков и т.п., в которых отсутствует реальная физиологическая потребность.
Рассматриваемый уровень берёт за основу механизмы обратной связи в ЦНС человека, что превосходно иллюстрирует так называемый феномен неоконченных дел. Когда-то начатое дело, прерванное позже по какой-то причине, влияет на человека, порождая новое напряжение, которое стимулирует человека к завершению начатого. И это новое напряжение будет разниться с изначальной мотивацией.
Нравственное развитие личности (Пиаже и Кольберг)
Теории когнитивного развития в эволюционной психологии внесли и другой важный вклад в моральную автономию.
Они подтверждают, что на стадиях детства человека рассуждение развивается гетерономным образом, они подчиняются нормам, потому что авторитет приказывает им без исключений. Если он не выполняется, то наказывается.
В процессе роста и созревания человека возможно развитие автономного мышления, когда правила несут в себе процесс интерпретации, принятия, интернализации и могут обсуждаться или аргументироваться.
Некоторые теории относят этот переход к подростковому возрасту (Пиаже), другие определяют стадии более подробно и добавляют, что не каждому человеку удается стать взрослым, будучи морально независимым в целом (Кольберг).
Эти этапы или стадионы Кольберга:
В до условного, где правила соблюдаются, чтобы избежать санкций (эгоцентрический) или получить вознаграждение (индивидуалистический). Дети занимают эти стадии.
В обычный, где уважение к нормам является функцией поддержания социальных условностей, либо для того, чтобы соответствовать обществу (стадность), либо для поддержания существующего социального порядка (коммунитарный). Большинство взрослых прибывают и остаются на этих стадиях.
В пост-условный, где правила следуют рассуждениям, основанным на моральных принципах и законах.
Нормы выполняются только до тех пор, пока соблюдаются универсальные ценности. В противном случае непослушание морально корректно (универсалист). Этой последней стадии достигают только 5% взрослых.
Моральное развитие личности (Пиаже и Колберг)
Теории когнитивного развития в эволюционной психологии внесли другой важный вклад в моральную автономию.
Они утверждают, что на этапах детства человека рассуждения развиваются гетерономным образом, они подчиняются нормам, потому что власть заказывает это без исключений. Если не встретил, есть наказание.
Во время роста и взросления человека возможно развитие автономного мышления, когда нормы ведут процесс интерпретации, принятия, интернализации и могут обсуждаться или аргументироваться..
В некоторых теориях этот переход находится в подростковом возрасте (Пиаже), другие более детально определяют этапы и добавляют, что не каждому человеку удается достичь совершеннолетия, будучи полностью морально независимым (Кольберг).
Эти этапы Колберга или стадионы являются:
доконвенциональной, где соблюдаются правила, чтобы избежать санкций (эгоцентрических) или для получения вознаграждений (индивидуалист). Дети занимают эти этапы.
обычный, где уважение к нормам идет в функции поддержания социальных условностей, или чтобы соответствовать обществу (общительный), или поддерживать существующий социальный порядок (коммунальный). Большинство взрослых прибывают и остаются на этих этапах.
после обычного, где правила сопровождаются рассуждениями, основанными на моральных принципах и законах.
Только при соблюдении универсальных ценностей стандарты соблюдаются. В противном случае, морально правильно не повиноваться (универсалист). Этот последний этап достигается только 5% взрослых.
ссылки
- Christman, John (2003). Автономия в моральной и политической философии. Стэнфордская энциклопедия философии. Получено с plato.stanford.edu (версия для весны 2015)
- Альфонсо Льано Эскобар (1993). Моральная автономия Который. Время Восстановлено с eltiempo.com
- Lexmilian De Mello (2015). Что такое моральная автономия? — Quora. Восстановлено с quora.com
- Мария Мехиа (2016). Почему вы считаете, что моральные требования являются категорическими императивами? (Тезисы). Университет штата Джорджия. Получено от scholarworks.gsu.edu
- Ларри Нуччи Моральное развитие — теория нравственного развития и образования Лоуренса Колберга. StateUniversity.com Получено с веб-сайта Education.stateuniversity.com
- Антонио Оливе (2009). Кант: Моральная теория. Маркс от нуля. Получено с kmarx.wordpress.com
- Тим Холт (2009). Гипотетические и категориальные императивы. Моральная философия. Получено с страницы сайтаphilosophy.info
Личностная автономия в контексте исследования проблемы «Восток-Запад-Россия»
Поставим вопрос о типологии форм личностной автономии в различных цивилизациях, чтобы обосновать в следующем параграфе пути саморазвития личностной автономии и рассмотреть вопрос о разработке комплексного психодиагностического критерия духовно здоровой культуры и общества.
Особый интерес в связи с поставленными в данной главе задачами представляет выявление соотношения различных культурных характеристик личностной автономии и сравнение уровня автономности личности в различных культурах в контексте исследования проблемы «Восток-Запад-Россия». Знание сходства и различия личности в различных культурах можно использовать в стратегии и тактике кросскультурных коммуникаций, когда встает задача оптимизации отношений с другой культурной общностью.
Хотя противопоставление восточных и западных обществ довольно условно, оно все же часто используется как в отечественных, та и зарубежных науках и философии для выявления некоторых общезначимых социокультурных явлений и поведенческих феноменов. «Запад» и «Восток» как своеобразные культурные полюса представляют принципиально различные традиции, способы миропонимания, различные языки культуры, на которых не только разговаривают, но и с помощью которых живут люди, постигая мир1 Принципиальная противоположность этих культурных традиций прослежи вается по различным направлениям: по отношению человека к истине; по оценке познавательных способностей человека; по сущности и механизмам процесса познания; по отношению человека к природе и мирозданию; по ценностным ориентациям личности и общества; по отношению к Богу.
Мировоззрение личности западного типа, по мнению многих ученых, основывается на таких главных идеях, как антропоцентризм, познаваемость мира, деятельностный и преобразующий подход к природе, рационализм и личностная автономия. Все западное мышление признает наиболее эффективные способы решения проблем в духе идеи прогресса как в общественном плане, так и прогресса в личностном плане. Для западного мировоззрения Бог предстает в человеческом обличий, он — судья, перед которым личность предстает после смерти.
Мировоззрение же восточного человека основано на несколько иных идеях: это принципиальный теоцентризм или космоцентризм; понимание истины в онтологическом плане, истина есть само бытие, само сущее, которое не зависит ни от разума, ни от воли познающей ее личности; мир для восточного человека не познаваем; человек органично связан с природой, составляя с ней единое целое, и цель человека состоит в стремлении к состоянию гармонии с природой, а не в прометеевском активном воздействии на нее; «попытки анализировать, категоризировать окружающее и манипулировать миром бессмысленны и непродуктивны; наука и технология дают человечеству лишь иллюзию прогресса; тело и разум едины; медитация необходима для достижения истинного просветления; основная ценность — это духовно ориентированное бытие».
Исследователи показали, что автономная личность не может не придерживаться традиционных ценностей своей культуры. В данной работе исследовательский интерес сконцентрирован на другом аспекте проблемы: склонна ли автономная личность выводить каузальную связь событий своей жизни из внешних или внутренних факторов (т.е., исследование локуса контроля), и рассматривается этот аспект в культурной дихотомии «Восток-Запад». Этот вопрос исследовался учеными со времен начала исследования личности в гуманитарных науках2. Если понимать внутренний локус контроля как освоенную социальную ценность, то в тех культурах (скажем, в США), где внутренний локус контроля обрел статус такой ценности, автономная личность обладает таким внутренним локусом контроля, а в тех культурах, где такая социальная ценность отсутствует, (например, в России), взаимосвязь между уровнем личностной автономии и локусом контроля ста новится минимальной.
Уместно высказать предположение, что на уровень автономности личности и степень приверженности ценностям оказывает существенное влияние не только социокультурная среда личности, но и особенность полученного ею образования. Например, как иллюстрацию, можно привести личностную автономию студентов гуманитарных специальностей, которые и в России, и в США, характеризуются высоким уровнем толерантности в вопросах культурных отношений.
Право и государство
Автономия в правовом понимании — это право, которое предоставляется корпорациям, сословиям, объединениям, руководствоваться своими правилами и нормами в определённых пределах.
Теория государственного управления выделяет самоуправление — реализация в форме закрепления децентрализации государственной власти в нормативно-правовой области за территориально-административными единицами государства прав по реализации от лица местного населения способности и возможности определения общественного порядка в отношении местного значения в некоторых областях под свою ответственность. Вместе с самоуправлением — равноправием различных территориально-административных единиц — автономия подразумевает признание на определение общественного порядка автономных прав в некоторых сферах, вероятно отличных от прав прочих единиц. По областям выделяют автономии административные — в вопросах принятия решений и проведения организации и общественного управления, — и национальные — в реализации особенных прав этнических групп.
В средние века распространились самые разнообразные и обширные автономии, которые колебали общее государственное право и государственное единство. По справедливости современные государства не допускают автономии, которая способна нарушать равноправность. Но и теперь конечно, признается, в границах закона, автономия единений, общин, корпораций, союзов в их внутренних, особенных отношениях и делах. Такая автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый порядок и рост, действуя благотворно на развитие сил как отдельных членов, так и полной совокупности их в союзе или единении. Помимо этого, государство может допускать автономию дворян-землевладельцев и династических родов, в степени, в которой она не противоречит государственному устройству и из области наследственного права и семейных институтов не выходит (выдел дочерей, фидеикомиссы, фамильные постановления и так далее).
Несчастливые отношения
Люди очень изобретательны, когда разговор заходит о причинах оставаться в таких отношениях – начиная с заботы о маленьких детях, помощи партнеру с недомоганиями. Например, один мужчина очень сильно боялся и чувствовал себя виноватым при мысли оставить свою болеющую жену (она была на 9 лет старше его). Эти его чувства и переживания довели его до такого сильного стресса, что он умер раньше своей больной жены.
Финансовый вопрос не меньше связывает пары, особенно в экономически трудные времена.
Пары с хорошим достатком часто цепляются за устоявшийся комфортный образ жизни и не замечают, как их брак уже стал банальным деловым сотрудничеством.
Часто бывает, что домохозяйки боятся становиться самодостаточными или не хотят остаться одинокими мамами, а обеспечивающие всю семью мужья не хотят платить алименты или делить нажитое в браке имущество. Не менее часто встречается и ситуация, когда супругам стыдно признать, что их брак оказался «неудачным». Некоторые даже опасаются, что их супруг(а) может причинить себе какой-то вред. Жертвы эмоционального или физического насилия боятся преследования или мести, если решатся уйти. Их самооценка так сильно снизилась, пока они находились в этих отношениях, что ощущение угрозы и вероятного насилия существенно нарастает при мыслях о разрыве.
Также, часто люди убеждают себя, что их «время уже прошло» и шансов построить новые отношения уже практически нет. Пугают себя фантазиями о предстоящих неудачных свиданиях и т.д. И не стоит забывать, что многие культуры сегодня по-прежнему осуждают развод.
Но есть и более глубокие страхи.
Границы функциональной автономии
Аналогично тому, как проприум представляет собой только часть личности, функциональная автономия может объяснить отнюдь не каждый мотив поведения человека. Гордон Олпорт выделил восемь процессов, не относящихся к функционально автономным:
- Сублимация, зачастую порождённая детскими сексуальными желаниями
- Биологические потребности (сон, принятие пищи и т. д.)
- Непродуктивное поведение (регрессия, фиксация и т.д.)
- Мотивы, взаимосвязанные с основными побуждениями
- Поведенческие шаблоны, которым необходимо первичное подкрепление
- Рефлекторные функции (моргание, дыхание и т.д.)
- Привычки, находящиеся на стадии формирования
- Врождённые свойства (темперамент, интеллект, конституция тела и т.д.)
Отметим также, что вынужденные действия, причиной которых служат расстройства личности, нередко похожи на пролонгированную функциональную автономию, однако они не являются самодостаточными, а значит, устранить их можно посредством модификации поведения и некоторых других методов терапии. Причины множества симптомов можно найти и в переживаниях детства, а, следовательно, они тоже не являются автономными функционально.
Но не все симптомы выходят за границы функциональной автономии. Часть их является элементом образа жизни людей и на текущий момент времени не зависит от породившей их причины и т. п. Но всё же функционально автономные симптомы невозможно устранить при помощи психотерапии, и они остаются неизменными, даже если у человека меняется представление о самом себе.
Указывая на то, что у функциональной автономии есть свои границы, Гордон Олпорт также говорил о том, что обычное нормальное поведение является автономным, а его мотивацией служат сознательные процессы, отделённые от бессознательной мотивации и обладающие своей индивидуальной поддерживающей и движущей силой. Сознание здоровых людей держит под контролем их поведение, и люди, которых можно назвать взрослыми с точки зрения психологии, руководствуются, главным образом, сознательными рассуждениями. Бессознательные же процессы в их жизни имеют несущественное значение.
ВОПРОС К ВАМ: А что бы вы сделали, если бы вам сказали, что у вас есть отличная возможность максимально подробно и во всех деталях разобраться в особенностях своей мотивации, и понять, что движет вами по жизни? А хотели бы вы научиться делать так, чтобы источник вдохновения и энергия для движения вперёд были у вас, так сказать, в наличии всегда и везде? Если вы человек, стремящийся к саморазвитию, то, скорее всего, вы воспользуетесь этими возможностями.
И вопросы эти мы задали совсем не случайно, т.к. подготовили для вас уникальный курс по самопознанию, который раскроет вам не только особенности вашей мотивации, но и многие другие тайны собственной личности, но не будем сразу раскрывать все карты – переходите по этой ссылке и узнайте всё сами. Мы уверены, что наш курс, которому, к слову заметить, практически нет аналогов, окажет вам существенную поддержку в саморазвитии и улучшении жизни.
Автономия личности
В западной психолого-педагогической литературе личностная автономия считается вектором направленности развития личности человека. Нельзя не согласиться с тем, что проявления личностной автономии будут являться показателями достижения уровня личностной зрелости.
Автономность личности может
служить показателем
Личностная автономия представляет собой комплексный конструкт, описывающий проявления специфических свойств личности человека. Можно говорить и о том, что личностная автономия является одним из базовых психологических механизмов, связанных с такими сферами психического как ценности, смыслы, мотивы.
«Успешная социализация, — как подчёркивает А.В. Мудрик, — предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой — способность в определённой мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению»11. Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.
Особое значение проблема личностной автономии приобретает в работах представителей экзистенциальной философии. Так, одной из экзистенциалистских формул, является утверждение Ж.-П.Сартра, что человек есть то, что он сам из себя делает. Еще одна идея Сартра заключается в детерминации человеком самого себя, создающего при этом представление о возможном будущем, что определяется как превращенная каузальность12. По мнению экзистенциалистов, свобода человека заключается в том, чтобы, осознав всю абсурдность и бессмысленность собственного существования, приобрести чувства радости, счастья и осмысленности именно за счет собственной осознанной позиции.
В психологии первым вопрос о свободе поставил Э.Фромм. Вслед за Ф.Ницше он подчеркнул необходимость отличать свободу «от» от свободы «для». Он также акцентировал внимание на неразрывной связи свободы и ответственности. «Свобода означает не что иное как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей». Свобода связана с осознанностью и пониманием ситуации, с возможностью выбора и ответственности за сделанный выбор. «Свободу… следует дефинировать не как «действия в сознании необходимости», но как действия на основе осознания альтернатив и их последствий». Условия, в которых находится человек, — это только набор различных возможностей и вариантов. «Решение остается за человеком. Оно зависит от его способности относиться к самому себе, к своей жизни и счастью всерьез; оно зависит от его готовности решать и свои собственные нравственные задачи, и нравственные проблемы всего общества. Оно, наконец, зависит от его мужества быть самим собой и быть для себя». С позиций Фромма свобода связана не только с поиском своего предназначения, но и со здоровым функционированием человека в целом. Тому, чтобы принять правильное решение, может способствовать такая, с точки зрения Фромма, человеческая особенность, что «люди обладают сильнейшим побуждением к здоровью и счастью, которые являются частью их естественного, природного состояния». Проявление такого позитивного побуждения отражено в понятии продуктивной активности, введенном Фроммом, которая определяется как активность, неотчужденную от самого человека. Таким образом, свобода связана с возможностью сделать разумный выбор с осознанием его альтернатив и последствий. Такой путь развития приводит к здоровому, полноценному, продуктивному функционированию человека в противовес отказа от мужества принимать решения и снимать с себя ответственностью. Отсутствие изначальной предопределенности в жизни человека связано, по мнению Фромма, с двойственностью его природы. С одной стороны, человек принадлежит царству животных и включен в природные отношения, с другой, — выходит в своем существовании за рамки природы вследствие наличия самосознания и разума. Подобная дихотомия определяет особенности развития человека: необходимо развивать свой разум до тех пор, пока это не даст возможность иметь власть над собой и природой13.
Р.Мэй называет свободу одной из составляющих личности человека, наряду с индивидуальностью, социальной интегрированностыо и духовностью (религиозностью). Личность понимается как осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, имеющем духовное начало. Развитие личности связано с повышением у человека уровня осознания собственного «я». Основным в личности является «эдженси» (agency) — субъектность, активное действующее начало. Свобода понимается как способность управлять своим развитием, на основе выбора и открытости. Свобода не означает отказа от детерминизма или противоречия ему, а всегда с ним сочетается и соотносится. Мэй подчеркивает взаимосвязь между свободой человека и его душевным здоровьем. Причем эти показатели находятся в прямой зависимости. «Свобода личности способна возрастать. Чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала, и тем больший потенциал приобретает в них свобода». И наоборот, Мэй считает, что «невроз — это отказ от свободы, подчинение своей личности жестким устойчивым формулам и, как следствие, превращение личности в автомат. Душевное здоровье подразумевает обретение чувства личной ответственности и, следовательно, свободы». Мэй считал, что человек развивается через поступок, который осуществляет на основе своего осознанного решения14.
К.Роджерс придает наибольшую значимость непосредственному опыту, призывает доверять своим чувствам, ощущениям, переживаниям, утверждает, что организм человека, его природная сущность, сам по себе способен осуществлять в своей жизни правильный выбор15.
В. Франкл считал, что свобода человека заключается прежде всего в том, что он выбирает отношения к тем условиям, в которых он оказался. «В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению»16.
С.Л.Рубинштейн затрагивает проблему выбора в связи с самим понятием существования человека.«Таким образом, осуществляется введение детерминации (взаимно- и самоопределения) не только как определенного соотношения, но и как процесса в самое понятие существования»17.
С точки зрения Л.С.Выготского,
умение понять и осознать происходящее
и есть ключ к человеческой свободе.
«Человеческая свобода
Среди концепций отечественных психологов-исследователей личностная автономия занимает одно из главных мест в работах Д.А.Леонтьева. Автономия определяется им как «ориентация на собственный закон развития»19.
А.Г. Асмолов также связывает
развитие личности с понятием выбора
«Быть личностью — это значит осуществлять
выборы, возникшие в силу внутренней
необходимости и держать ответ
за них перед собой и обществом»20
К.-Г.Юнг считает, что подлинная
личность не возникает вследствие саморазвития
в человеке каких-то задатков, а требует
усилия, внутренней работы и воспитания.
Основными характеристиками личности
являются принятие ею своего индивидуального
своеобразия, гармонично сочетающееся
с приспособленностью к общепризнанному,
а также свобода выбора и принятия
решения. Следствиями развития личности
оказываются сознательно
Направлением, в котором понятие автономии представлено наиболее полно, является теория самодетерминации, разрабатываемая Э.Л.Деси и Р.М.Райаном .
Теорию самодетерминации можно причислить к набирающему силу направлению позитивной психологии. Цель позитивной психологии — начать способствовать изменениям в центрации психологии не только на исправлении худших явлений жизни, но еще и на построении позитивных качеств.
Таким образом, понятие личностной
автономии по своей этимологии означает,
что личность ориентируется на собственный
закон развития. Личностная автономия
описывает механизмы
Личностная автономия – это ядро самоактуализации, так как самоактуализация предполагает присутствие осознанной ответственности за свои действия, поступки, понимание индивидом значимости своей личности и постоянное стремление к собственно личностному развитию.
В психологии понятие самоактуализации появляется благодаря работам А. Маслоу. В это понятие он вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым, скорее всего, является следующее: самоактуализация — это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Поясняя свою мысль, Маслоу уточнял: самоактуализация — это «желание человека самоосуществиться, а именно — его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п.». Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято: «Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями»22.
Актуализировать свою личность
— значит быть хозяином своей личности,
а владение собой невозможно себе
представить без четкого
Здесь наблюдается непосредственная связь особенностей самоактуализации и внутреннего локуса контроля, который также предполагает полное четкое владение собой в любой жизненной ситуации и высокую степень ответственности за личностные поступки и события, и даже внешние обстоятельства жизни индивида.
Сущность самоконтролирования
заключается в
Самоконтроль
Высокий уровень осознания личностной ответственности за свои поступки, действия и события в своей жизни, а также и за взаимоотношения с другими людьми присущи личности с внутренним локусом интериоризации.
Причем индивидуальной особенностью личности, органично связанной с самоактуализацией, является именно внутренний локус контроля, а не внешний, потому, что внешний локус контроля перекладывает ответственность за поведение и судьбу индивида с его собственной на других людей, внешние факторы и окружающие обстоятельства, делая его зависимым от этих внешних воздействий.
Поэтому многие психотерапевты и психологи-консультанты считают своей задачей формирование у клиентов внутреннего локуса контроля. Ведь никакую проблему нельзя решить, если уверовать, будто ее решение от тебя не зависит. И наоборот, даже самое удручающее положение может быть исправлено, если тому способствует вера в свои силы.
Но следует понимать, что приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.
Автономия личности показывает
меру свободы и полноты
1.2. Психологические особенности автономной личности
Автономность в
Автономность личности проявляется, прежде всего, в самостоятельной деятельности. В.И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности23:
Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Она передается в любознательности, интересе, чувстве увлеченности, эмоциональном подъеме, стремлении к творческим достижениям, к лидерству, получению высокой оценки, личной значимости творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию.
Интеллектуально-логические.
Проявляется в способности
Интеллектуально-эвристические. Состоят в способностях генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь независимость суждений, критичность мышления.
Самоуправление личности. Проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать и корректировать, быть прилежным.
Коммуникативные. Передаются в способностях использовать опыт других, сотрудничать с ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.
Кроме названных способностей
в самостоятельную (автономную) личность
включаются мировоззренческие качества
(убежденность, способность отстаивать
свои творческие позиции), нравственные
качества (честность, скромность, смелость,
решительность), эстетические свойства
(способность достигать
Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности. Автономной личность может стать лишь приобретая значительный спектр способностей и качеств.
Стремление к автономии | Psychology Today
Почему люди на протяжении всей истории были готовы сражаться и даже умереть за свою свободу? С одной точки зрения ответ очевиден: угнетение вызывает страдания, а мы все запрограммированы избегать страданий. Но недавние исследования указывают на дополнительную причину: похоже, мы также запрограммированы на стремление к автономии.
Автономию можно определить как способность делать выбор в соответствии со своей собственной свободной волей. (Свободна ли эта воля или нет, здесь не имеет значения — важно, что она ощущается свободной.) Если мы чувствуем принуждение даже из-за внутреннего давления, такого как вина или стыд, — не говоря уже о внешнем давлении, подобно другим людям, — наше чувство автономии исчезает.
Оказывается, ограничение нашей автономии может лежать в основе значительной части нашего несчастья. Исследования показывают, например, что одним из главных источников неудовлетворенности среди врачей является не необходимость иметь дело со страховыми компаниями или бумажной работой, а отсутствие контроля над своим распорядком дня. (Я обнаружил, что это правда: ничто так не огорчает меня в течение рабочего дня, как ощущение спешки и неспособности контролировать то, как я провожу свое время.) Я просто ненавижу чувствовать, что меня заставляют что-то делать — даже то, что я хотел бы делать, если бы меня не заставляли делать это.
На самом деле, я считаю, что это верно во всех сферах моей жизни. Если моя жена, например, даже говорит мне (что иногда в ее стиле) делать что-то, что мне нравится, например, заниматься спортом, я возмущаюсь этим и на самом деле хочу сопротивляться этому, чтобы сохранить чувство автономии. Если вместо этого она попросит меня что-то сделать, даже приготовить ужин, я не стесняюсь сказать «нет», что дает мне возможность сделать обоснованный выбор, свободный от потребности сохранить свою автономию. Исследования показывают, что даже альтруистическое действие (которое, как было доказано, почти во всех случаях повышает благосостояние тех, кто его совершает) не вызовет хороших чувств, если к нему принуждают.
Все это недавно заставило меня задаться вопросом, как часто отношения терпят неудачу из-за скомпрометированной автономии: как часто микрокомпромиссы, на которые мы все должны идти, чтобы сохранить наши отношения здоровыми, парадоксальным образом сеют семена их разрушения, ставя под угрозу наше чувство автономии. В моем случае только то, что я стал рассматривать эти микрокомпромиссы как подарки, как выбор, который я делаю свободно, заставило меня перестать сходить с ума.
На самом деле, признание моей потребности в автономии значительно улучшило мою способность получать удовольствие от всех моих отношений, помогая мне понять, что когда у меня возникает негативная реакция, которая кажется непропорциональной, это часто означает, что я чувствую скомпрометированное чувство автономии. Выявление причины этого обычно помогает мне не сказать или не сделать что-то напрасно вредное. На этот раз я осознаю, что на самом деле реагирую на снижение чувства автономии, и я могу понять, что моя реакция — это моя проблема, а не чья-то еще. Оттуда становится легче переосмыслить ситуацию таким образом, чтобы я мог сохранить свое чувство автономии. (Например, если я чувствую, что меня принуждают сделать что-то, я могу связать свой выбор делать это или нет с другим выбором, в отношении которого я чувствую себя более независимым, например, с продолжением отношений вообще.)
Жизнь, конечно, часто не позволяет автономии. Если мы хотим достичь определенных целей, мы должны предпринять определенные действия и часто упускаем из виду цели, которые заставляют нас это делать, сосредоточив внимание только на действии, которое мы чувствуем себя обязанными предпринять (например, если мы хотим быть в отношениях, нам часто приходится выбирать желания нашего партнера, а не свои собственные). Однако когда мы напоминаем себе о причинах, по которым мы делаем то, чего не хотим делать, о причинах, которые представляют наши автономные желания, становится ясно, что мы добровольно отказались от своей автономии во имя наших автономных желаний. На самом деле мы всегда имеем право сказать «нет». Нам просто нужно быть готовыми жить с последствиями этого выбора. И когда я напоминаю себе об этом, выбор сказать «да» больше похож на мой собственный.
Коучинг мышления | Автономная психология
Развивайте и отслеживайте свои умственные способности, чтобы достичь следующего уровня и отслеживать свои умственные способности. Используя ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ поддающиеся количественной оценке меры, вы увидите, как ваша умственная деятельность ощутимо регистрируется, как никогда раньше.
Ментальный трекер устраняет разрыв между элитным спортом и широкими слоями населения. Предоставление вам ресурсов элитного уровня, которые помогут РАЗВИВАТЬ РАЗУМ ЧЕМПИОНА в качестве любителя, воина выходного дня или спортсмена.
сила духа
МОТИВАЦИЯ
уверенность
эмоциональный контроль
БЕСПЛАТНЫЙ доступ при покупке любого из наших продуктов
ЗАПРОС
Психологическая проверка
Начиная с индивидуального психологического профиля с тренером, за которым следуют психологические проверки с помощью Loom раз в две недели и умственные упражнения для тренировки вашего мозга, Ментальная проверка предоставляет НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНУЮ УСЛУГУ!
Вы будете работать с инструктором по умственным способностям, который поможет вам оптимизировать то, как вы используете Mental Tracker, и проведет дополнительную ментальную тренировку. Эта услуга предоставит вам инструменты и поддержку для ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ вашего мышления.
Что включено?
Ментальный трекер
Вы получите персональный Ментальный трекер. Позволяет отслеживать 5 основных столпов умственной деятельности.
Ментальный профиль
У каждого клиента есть начальный Ментальный профиль 1-1 с коучем. Мы проанализируем ваш менталитет и спланируем наш подход.
Служба поддержки WhatsApp
Не нужно теряться между проверками. У вас будет доступ к вашему тренеру с понедельника по пятницу с помощью сообщения или голосовой заметки.
Видеопроверки ткацкого станка
Эти ментальные проверки будут представлять собой 10/15-минутные видеоролики ткацкого станка. Ваш тренер будет размышлять о вашем отслеживании и умственной тренировке, обеспечивая психообразование и план дальнейшего умственного развития.
Умственные упражнения
В дополнение к Умственному трекеру у вас будет доступ к банку данных Умственных Упражнений, которые ваш тренер может назначить вам между проверками.
Психическая трансформация
Боретесь со своей физической трансформацией?
Почему бы не начать с Ментальной Трансформации?
Это наша УСЛУГА ВЫСШЕГО УРОВНЯ для тех, кто хочет получить полный доступ к разуму тренера по умственным способностям.
Сюда входит все, что входит в программу «Умственная проверка», но к ней добавлены ежемесячные занятия 1-1 с тренером по умственной деятельности.
Это для спортсменов и тренирующихся, которые действительно хотят достичь МАСТЕРСТВА МЫШЛЕНИЯ с полной Ментальной Трансформацией!
Что включено?
все, начиная с умственной проверки + …
1-1 КОНСУЛЬТАЦИЯ
x1
Это возможность присоединиться к вашему тренеру по умственной деятельности на 50-минутном видеозвонке 1-1, где они проведут вас через упражнения и помогут облегчить ваше умственное развитие.
Видеопроверка ткацкого станка x1
Это ментальная проверка будет представлять собой 10/15-минутное видео ткацкого станка.