Развитие мышления в психологии
Автор статьи
Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог
Сохранить статью:
Как вы считаете, у вас развитое мышление? А что вы делаете для его развития? Большинство людей, услышав этот вопрос, удивленно вскинут брови — разве нужно что-то делать? Нужно. О том, как строится работа по развитию мышления, мы сейчас и поговорим.
Способность мыслить — отличительное свойство человека. Процесс развития мышления начинается в раннем детстве. Ребенок проходит огромный путь в развитии мышления под руководством взрослых. Мышление — это процесс, деятельность, движение в потоке информации, которой с каждым годом в мире становится все больше и больше.
Развитие способностей мышления — это не только и не столько восприятие действительности, сколько реальная возможность на нее повлиять, изменить, улучшить. Именно поэтому развитие мышления важно не только в детстве, но и у взрослых людей.
Основы развития мышления опираются на свойство нейропластичности мозга — новые нейронные связи образуются в течение всей жизни человека.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Пройти тест
Основные методы развития мышления
Существуют разные виды мышления, например:
- наглядно-образное;
- абстрактное;
- наглядно-действенное;
- логическое;
- творческое и др.
ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим
Алина Степанчук
Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!
Система развития мышления включает упражнения, способствующие развитию различных видов мышления.
Развивающееся мышление |
Характерные черты |
Приемы развития мышления |
Наглядно-образное |
|
|
Абстрактное |
|
|
Наглядно-действенное |
|
Средства развития наглядно-действенного мышления:
|
Логическое |
|
Способы развития логического мышления:
|
Творческое |
|
Методики развития творческого мышления:
|
Развитие разных типов мышления имеет цель активизировать работу мозга, правильно применять полученные знания извлекать пользу из доступной информации — это важно и актуально в любом возрасте. Условия развития мышления — это прежде всего желание самого человека не останавливаться в развитии и стремиться выйти из зоны комфорта.
Развитие навыков мышления должно продолжаться у человека всю жизнь. Развитое мышление отражается на качестве жизни и способствует ее улучшению. Хотите знать больше? Читайте статьи в разделе «Психология».
Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»
Скачать бесплатно
Категории по теме:
- Все статьи
- Нутрициология
- Коучинг
- Сексология
- Психология
- Дизайн интерьеров
- Эксперт.PRO
Развитие мышления
Ранним возрастом называют совсем непродолжительный отрезок жизни, но за этот период ребенок приобретает больше навыков, чем за все последующие годы. Это время активного развития мышления у детей, когда закладываются основы будущей личности, формируются познавательные процессы, которые во многом будут определять успешность обучения в будущем.
В раннем возрасте ребенок очень активно познает окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, овладевает речью. В этот период формируется сразу несколько форм мышления, в первую очередь словесно-логическая. Ведущая деятельность в это время – предметная, поэтому развивающие занятия проводятся с использованием предметов – игрушек. Также специалисты применяют особые приемы, которые активизируют детское мышление.
Ранний возраст – это еще и огромная нужда малыша во взрослом, который поможет ему справиться с обилием информации и примет участие в его развитии. Если потенциал, заложенный природой, не будет развит в это время, то в будущем очень сложно реализовать его полностью.
Этапы развития мышления
Развивающие занятия в раннем возрасте строятся с учетом особенностей развития, в котором педагоги и психологи выделяют несколько этапов.
Наглядно-действенное
В 1,5-2 года основным инструментом для познания мира являются руки. Чтобы понять, как устроен предмет, ребенок обязательно должен его потрогать, иногда даже поломать. «Исследования» окружающих предметов он проводит также, пробуя их на зуб. Поломки и попытки разобрать предмет – это вовсе не хулиганство, а стремление узнать, как он устроен, что у него внутри, что произойдет, если сломать его.
Наглядно-образное
Время развития наглядно-образного мышления, которое становится дополнением к наглядно-действенному, – 3-4 года. Благодаря ему ребенок начинает думать образами. В качестве примера подобного мышления можно привести детские рисунки, в которых малыши изображают свое видение окружающего мира. Несмотря на простоту таких картинок, они отражают сформированность наглядно-образного мышления. Именно поэтому раннее развитие в этот период предполагает занятия лепкой, рисование, создание аппликаций.
Словесно-логическое
В 5-7 лет начинается период словесно-логического мышления. Ребенок не просто описывает предметы и явления словами, но может в словесной форме анализировать их. Например, если 3-летнего ребенка спросить, что такое кошка, он ответит, что это Мурка, которая живет у бабушки. Если такой же вопрос задать 6-летнему ребенку, он скажет, что это животное, которое мяукает и любит, чтобы его гладили. Во втором примере видно, что ребенок демонстрирует способность делать анализ информации и выражать его результаты словами, соблюдая логичность повествования.
Мыслительные операции
Правильное психическое развитие ребенка предполагает также, что он успешно осваивает мыслительные операции, подробно о которых рассказано ниже.
Сравнение
Уже в возрасте двух лет малыш понимает, чем различаются предметы, а какие признаки у них общие. Он ориентируется на разницу в их формах, цвете, вкусах и прочие признаки. Сначала он сравнивает самые привычные предметы – игрушки. Затем учится сравнивать звуки, материалы, явления природы.
Обобщение
Обобщать предметы на основе общих признаков малыш начинает в 6-7 лет. Например, он может одним словом назвать кошку, собаку, корову – это животные. Обобщение тесно связано с расширением словарного запаса. Кроме того, овладение этим свойством делает речь ребенка более логичной.
Анализ
Умение анализировать предполагает, что ребенок может разделить предметы на части, а также назвать признаки, которые характерны только для определенного предмета. Например, в 4 года он назовет части дерева – ветви, листья, корни и другие. Такая способность говорит о том, что ребенок учится навыкам анализа.
Синтез
Синтез противоположен анализу, под ним понимается объединение. Пример синтеза – процесс освоения чтения в дошкольном возрасте. Сначала малыш учится различать и произносить буквы, звуки, потом складывает их в слоги, а из слогов образует слов, из которых получаются предложения и целый текст.
Классификация
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте предполагает, что он учится классифицировать предметы и явления на основе их различий и сходства. Это означает, что он умеет выявлять характерные признаки предметов и на основе этих признаков объединять их в группы. Например, уже в дошкольном возрасте дети могут разложить свои игрушки в соответствии с материалами, из которых они сделаны – мягкие, деревянные, пластиковые и другие.
Почему важно развивать наглядно-действенное мышление?
Детские психологи считают, что наглядно-действенное мышление – самая важная форма в раннем возрасте, поскольку для ребенка она является самой первой и естественной. Оно представляет собой освоение окружающей действительности через ее обобщенное отражение. Именно с помощью наглядно-действенного мышления дети не только познают предметы, но и учатся устанавливать связи между ними, и только после этого начинают формироваться другие формы мышления.
Опыт ребенка формируется тогда, когда он регулярно повторяет одни и те же действия и получает при этом ожидаемый эффект. Этот опыт станет основой мыслительных процессов, которые позволят перейти к более сложным формам мышления.
Получаемый опыт при этом неосознанный – он появляется, когда ребенок совершает действия с предметами. Причем он изучает предметы не только с точки зрения их потребительских свойств, но и общих абстрактных характеристик. Благодаря этому ребенок учится выделять их признаки, которые часто являются абстрактными, что в конечном итоге приводит к развитию образного мышления. Этот процесс происходит потому, что при совершении действий с предметами в сознании формируются различные образы.
Основными признаками предметов, которые ребенок учится различать на начальном этапе формирования наглядно-действенного мышления, являются величина и форма, цвет присоединяется к ним несколько позже. Сначала же он ориентируется по признакам, которые может определить наощупь.
Мыслительные процессы получают особые стимулы для развития во время соотносящих действий. Они предполагают, что ребенок сравнивает два предмета – по форме, размеру или месту, в котором они расположены. Затем он совершает действия с несколькими схожими предметами. Пример таких действий – собирание пирамидки, которая состоит из колец разного размера.
Именно поэтому большинство игрушек, рассчитанных на развитие мышления у детей в раннем возрасте, рассчитаны на действия, которые предполагают соотнесение. Примеры таких игрушек – матрешки, кубики, упомянутые выше пирамиды. Чтобы игры с ними были наиболее эффективны, важно наличие единой цели всех манипуляций.
Такой целью, например, может стать порядок сборки, который предлагает ребенку взрослым. В этом случае развитие будет основываться на подражании: малыш станет осуществлять те же действия, что и взрослый. При этом успех будет достигнут, только если наставник принимает непосредственное участие в игре.
Однако наибольшую эффективность обеспечат самостоятельные игры, в процессе которых ребенок будет сам выделять основные характеристики предметов и собирать их либо их части в нужном порядке. Задача взрослого в этом случае будет заключаться только в том, чтобы заинтересовать малыша и вызвать у него желание играть с предложенными предметами.
Примером развития наглядно-действенного мышления могут стать игры с матрешкой. Пытаясь собрать ее, ребенок может складывать две части, неподходящие друг к другу. Как только он поймет, что это невозможно, малыш начнет искать другие детали и не остановится до тех пор, пока одна из них не подойдет. Именно такой самостоятельный поиск наиболее эффективен с точки зрения психического развития ребенка.
Следующий этап наглядно-действенного мышления – зрительная оценка предметов для анализа их характеристик. Ребенок подбирает детали матрешки уже не прикладывая ее части друг к другу, а оценивая их размер на глаз. При этом, предлагая ребенку игры, стоит иметь в виду следующие особенности развития мышления:
- Малышу трудно подбирать предметы сложных форм.
- Он не сможет найти сразу несколько предметов, если его попросит об этом взрослый.
- При выборе ребенок учитывает не все характеристики. Например, собирая пирамидку из кубиков, он будет ориентироваться только на их форму и размер, но не примет во внимание цвет, даже если к этому времени умеет различать оттенки.
Развитие наглядно-действенного мышления приводит к тому, что в сознании ребенка появляются определенные образцы, с которыми он сравнивает остальные предметы. Обычно это вещи с понятной и выраженной формой. Например, эталоном круга становится мяч, а треугольника – домик. Подобные сравнения говорят о том, что ребенок усвоил представления о форме предметов и закрепил их в сознании.
Важно иметь в виду: чтобы наглядно-действенное мышление развивалось быстрее, а вместе с ним и способность ориентироваться зрительно, важно, чтобы вещи, с которыми знакомится ребенок, находились в естественной для него среде. Именно сенсорная среда, с которой он взаимодействует, влияет на темпы умственного развития.
Условия для развития наглядно-действенного мышления
Детские психологи считают, что одна из главных задач родителей – не мешать ребенку осваивать окружающий мир через действия с предметами. Он формирует представления о нем, не просто играя с вещами, а часто ломая или разбирая их – не следует запрещать ему подобные действия. При этом родители должны позаботиться о безопасности малыша и предложить ему предметы, которые ребенок может сломать, не поранившись.
Занимаясь с ребенком в этом возрасте, нужно руководствоваться следующими принципами:
- Учитывать особенности развития каждого малыша.
- Помогать детям, испытывающим трудности с выполнением задания, работать с ними индивидуально.
- Хвалить ребенка, когда он сам достигает ожидаемого результата.
- Поощрять малыша, если он стремится получить новую информацию.
- Стимулировать самостоятельную деятельность и поиск способов решения поставленных задач.
- Поддерживать развитие мышления с помощью дидактических игр.
Для занятий подойдут игрушки-сортеры, а также игры, предполагающие взаимодействие с разными материалами (например, с водой или песком). Очень важно, чтобы ребенок видел результат своих действий, в будущем это поможет развитию логики и математических способностей. Кроме того, на занятиях взрослым важно использовать речь, с помощью которой они закрепляют результат действий, совершаемых ребенком. Мышлением малыша взрослые руководят именно с помощью речи, формируя такие его черты, как, например, системность и критичность.
На занятиях по развитию мышления у детей, которые проводятся в нашем Центре, используются дидактические игры. Они предполагают моделирование различных конструкций, решение задач, способствующих развитию мышления. Кроме того, игры помогают:
- Стимулировать познавательный интерес и творчество, желание учиться и узнавать новое.
- Формировать интеллект.
- Развивать самостоятельность, стремление к самовыражению.
Педагоги Центра обязательно включают игры как в индивидуальные занятия с детьми, так и в групповые. Они уделяют большое внимание подбору как самих игр, так и дидактического материала для обучения и развития, ориентируясь на возрастные и речевые особенности каждого ребенка.
навыков мышления | Обучение и развитие
Поддержка развития навыков мышления у маленьких детей откроет возможности для обучения на протяжении всей жизни, говорит Памела Мэй…
«Почему деревья пусты?» Этот вопрос задал мне любопытный трехлетний ребенок, когда мы вместе гуляли по саду за моим домом одним зимним днем. Подобные головоломки часто задают очень маленькие дети, и у каждого из нас есть собственные воспоминания о подобных восхитительных, часто оригинальных и неожиданных примерах детского любопытства. Хотя мы можем внутренне улыбаться тому, как сформулированы эти вопросы, мы отвечаем на них со всей ясностью и честностью, на которые только способны, поскольку признаем их важность для развивающейся способности ребенка замечать, понимать и рассуждать. Их способность замечать, что происходит в окружающем мире, является ключевым элементом в развитии хороших навыков мышления, которые им понадобятся, чтобы стать успешными учениками. Каждому ученому, дизайнеру, писателю, повару или ремесленнику необходимо уметь замечать небольшие изменения в том, что они видят в ходе своей работы, и уметь вдумчиво и взвешенно реагировать на то, что они видят. Тогда можно делать обоснованные суждения и достигать понимания в результате того, что они заметили.
Этот процесс воспитания вдумчивого подхода к жизни начинается в колыбели с любви и уважения между опекуном и ребенком. Ребенок, который участвует в разговорах, ему поют и читают взрослые, которым нравится его общество, с самого раннего возраста знает, что его чувства и идеи важны для тех, кого он любит. С этой отправной точки растет понимание того, что мир работает по шаблонам, которые она может понять и играть активную роль в формировании. Будучи взаимозависимым с доверчивыми взрослыми, очень маленький ребенок будет двигаться к тому, чтобы стать независимым и обрести уверенность в себе, чтобы вносить предложения, выражать идеи и делать выбор, который, как он знает, будет оценен.
Дети, которые испытывают любовь, заботу и отзывчивость, будут процветать во всех сферах своего развития. Например, в эмоциональном развитии уверенный ученик начнет сопереживать другим и понимать, что они могут чувствовать. В своем когнитивном развитии они начнут играть с концепцией символизма, понимая, что одна вещь может представлять в игре что-то другое. Это открывает совершенно новый мир возможностей, поскольку идея «что, если?», а не «что есть», разыгрывается в творческих ролевых играх.
Положительные привычки
Типы опыта, к которым ребенок должен иметь доступ, чтобы поощрять формирование успешных привычек обучения, закреплены в EYFS. В нем говорится, что выделяется ряд характеристик, описывающих факторы, возникающие у ребенка, которые играют центральную роль в обучении и в том, чтобы стать эффективным учеником. Способы обучения, которые поддерживают эти характеристики, были сгруппированы в рамках обязательств EYFS и включают:
● игры и исследования;
● активное обучение;
● творчество и критическое мышление.
Эти характеристики настолько важны, что теперь они составляют часть Профиля раннего возраста, и практикующие врачи должны учитывать и комментировать, как их ключевые дети развиваются в развитии этих аспектов. Опять же, как правильно говорит EYFS, эти характеристики обучения касаются процессов, а не результатов. Предполагается, что практикующие будут замечать, как дети учатся, замечая отношение, которое они видят. Наблюдаемые установки у детей, которые позволяют предположить, что у них развиваются эти характеристики, могут быть следующими:
● концентрация;
● постоянство;
● допрос;
● энтузиазм к новым знаниям;
● возможность обратиться за помощью;
● использование своей инициативы для решения проблем;
● быть готовым к работе;
● преодоление неудач;
● применение своих знаний в новых ситуациях;
● пользующийся успехом;
● способность планировать и анализировать деятельность.
Специалисты-практики могут помочь детям в развитии положительных привычек к обучению двумя основными способами. Во-первых, в учебной среде должны быть интересные и сложные элементы, которые раскроют естественную склонность детей к любопытству и исследованию. Обстановка, которая раскроет у детей характеристики эффективного обучения, будет местом, где, хотя рутина и опекуны остаются неизменными, иногда случаются удивительные вещи, иногда что-то идет не так или возникают неожиданные результаты. Например, во внешней зоне будет баланс между безопасностью и вызовом, с укромными уголками, которые нужно исследовать, ямами, которые нужно вырыть, где-то залезть и где-то спрятаться. Детям будет предложено выбрать свои собственные занятия, быть внутри или снаружи, комбинировать различные предметы оборудования и использовать их в своих целях.
Отзывчивые взрослые будут рядом, чтобы участвовать в устойчивом совместном мышлении, которое может вести в самых разных направлениях, неизвестных с самого начала, но со всеми открывающимися возможностями. То, что было изучено ранее, может быть применено к новым ситуациям, и дети могут начать опираться на предыдущий опыт, чтобы планировать и предсказывать свой следующий образ действий.
Учебная среда такого типа представляет интерес как для взрослых, так и для детей. Акцент здесь делается не столько на совокупности изучаемых знаний, сколько на процессах позитивных стилей обучения, которые поощряются. К счастью, однако, по моему опыту, это не ситуация «или-или». Поскольку там, где детям ставят реальные задачи и они уверенно участвуют в обучении, их база знаний значительно увеличивается, поскольку они открывают для себя важные вещи, которые необходимо практиковать, экспериментировать, записывать или вспоминать различными способами.
Навыки мышления
Вторая роль взрослых в поддержке развития критического мышления заключается в обучении детей навыкам, которые им необходимо будет использовать, когда они будут заниматься чем-то новым, и им нужен высокий уровень когнитивных функций для достижения успеха. Подумайте, например, о четырехлетнем мальчике в творческой зоне своего окружения, который хочет сделать машину из коробок, бумаги, клея, ножниц и степлера, которые есть в наличии. Какие навыки ему нужны? Ему понадобится хорошая память о том, как выглядит автомобиль. Он должен быть в состоянии сопоставить картинку в своей голове с тем, что может быть возможно с помощью оборудования, которое он может видеть, которое он имеет в своем распоряжении. Ему, вероятно, потребуются все перечисленные выше характеристики эффективного обучения, а также ключевой человек, который хорошо его знает и может чутко участвовать в этом проекте в роли поддержки.
Навыки, такие как развитие памяти, способность предсказывать, способность планировать и настойчивость, можно научить с помощью игр, стишков и историй, распорядков и бесед с маленькими детьми. Что необходимо, так это признание практическими работниками того, что эти навыки жизненно важны для детей, чтобы они могли максимально использовать свои возможности обучения. Между прочим, это не просто полезные навыки, которыми может овладеть ребенок, но, будучи надежно доступными для повседневного использования, становятся привычками ума, ведущими к творчеству и к тому, что часто называют положительной склонностью к обучению.
Детей, которые приобрели эти навыки мышления высокого порядка, иногда называют «мастерскими» учениками; то есть дети, которые рассматривают сложное новое обучение как реальную задачу и достижимую цель. Они верят, что по своей природе способны добиться успеха, прилагая усилия, и их уверенность и компетентность неуклонно растут. Такие привычки ума могут быть внедрены и взращены в раннем возрасте. Таким образом, специалисты по раннему развитию, обладающие глубоким пониманием развития ребенка, имеют все возможности для того, чтобы привить детям, находящимся под их опекой, любовь к учебе на всю жизнь.
Памела Мэй — автор книги «Мыслящий ребенок: создание основ понимания и компетентности».
- Тема: Когнитивное развитие
- Просмотр страницы в формате PDF: Загрузить сейчас
6 стадий критического мышления Чарльз Леон
Хотя творческое или дизайн-мышление является существенным отличием в 21 веке, все напрасно, если вы не дополняете креативность критическим мышлением.
Теория стадий критического мышления, разработанная психологами Линдой Элдер и Ричардом Полом, определяет шесть ключевых стадий развития критического мышления и предлагает путь для применения некоторых ориентиров для улучшения нашей способности анализировать проблемы и анализировать аргументы. Методы критического мышления, которыми пользуется большинство из нас, требуют меньших усилий и не рефлексивны. тогда как методы, которые овладевают аналитическим мышлением, требуют усилий и самоотверженности.
Конечно, критическое мышление требует усилий. Чтобы перейти к более высоким уровням мастерства, потребуются обязательства и время. Как и преднамеренная практика, критическое мышление использует обратную связь и обучение как метод продвижения вверх по пирамиде. Более высокие уровни мастерства не будут происходить подсознательно, вы должны приложить усилия! Это как думать, если ты не используешь это, ты теряешь это.
На мой взгляд, было бы неправильно полагать, что чистое, рациональное мышление не включает эмоций. Эмоции имеют решающее значение в принятии любого решения. Эмоции направляют наш выбор, информируя нас о том, чего мы хотим и что нам нравится. Это показывают люди, у которых было повреждение миндалевидного тела в мозгу, области, наиболее ответственной за эмоциональные реакции. При отсутствии какого-либо эмоционального руководства (как при повреждении миндалевидного тела) простые повседневные решения становятся невозможными. Даже решение о том, что есть, может быть мучительным для этих людей, поскольку они взвешивают бесконечные возможности, плюсы и минусы, так и не придя к какому-либо решению.
Эмоциональный интеллект тесно связан с критическим мышлением и мудростью.
Люди, которые не размышляют о своем мышлении, которые действуют исключительно на основе своих мнений, предубеждений и предубеждений, будут формировать неверные представления. Они не задумываются о том влиянии и последствиях, которые их решения могут оказать на их жизнь. Они импульсивны, им не хватает важных навыков, которые позволили бы им анализировать свои мыслительные процессы.
Они не применяют соответствующие стандарты к своему мышлению, такие как точность, четкость или логика, каким-либо последовательным образом. Большинство из нас когда-то были нерефлексивными мыслителями.
Этот человек осознает, какое место мышление занимает в его существовании и поведении, и осознает, что отсутствие критического мышления может перерасти в серьезные проблемы.
Чтобы решить проблему, вы должны сначала определить, что проблема существует. «Качественное мышление требует преднамеренного рефлексивного мышления о мышлении». (Старейшина и Пол). Это включает в себя также признание того, что ментальные процессы включают в себя ложные убеждения, предубеждения и ложные предположения. Однако на данном этапе, возможно, выявляются не все психические недостатки.
Человек с вызовом будет чувствовать, что критическое мышление включает рассмотрение предположений, выводов и других точек зрения. Они могут полностью осознавать собственный самообман.
Люди на этом этапе своего мышления могут полагать, что их мышление лучше, чем оно есть на самом деле, что затрудняет признание их собственного плохого мышления.
Люди на этом уровне мышления активно контролируют свое мышление и поведение в более широких областях своей жизни. Они осознали, что мышление может иметь белые пятна и другие проблемы, и начинают предпринимать шаги для их решения.
Начинающий мыслитель увидит ценность разума, станет лучше осознавать свои мыслительные процессы и рассмотрит основные предубеждения и предположения. В то же время новичок разовьет более высокие внутренние стандарты ясности, логики и точности и начнет осознавать роль эмоций и эго в критическом мышлении.
Здесь также Начинающий Мыслитель будет более восприимчив к критике и отзывам и будет использовать их для корректировки направления своего мышления.
Мыслитель-практик признает свои недостатки и разовьет некоторые навыки, чтобы справиться с ними. Они будут практиковать лучшие привычки мышления и будут регулярно анализировать свои мыслительные процессы.
Мыслитель-практик будет осознавать сильные и слабые стороны своего разума, хотя, возможно, без систематического способа проникнуть в суть своих мыслей. Они все еще могут быть подвержены самообману.
Чтобы добраться до этой стадии, человеку требуется «интеллектуальная настойчивость». Это включает в себя разработку систематического и целенаправленного плана с преднамеренными практическими методами, чтобы предпринять постепенные и контролирующие шаги для улучшения.
Мышление неизбежно движимо вопросами — вопросами, ответы на которые преследуют определенную цель. Для этого нам нужна информация, нам нужно интерпретировать и понимать эту информацию, делая выводы. Наши выводы основаны на наших предположениях и окрашены концепцией и нашей точкой зрения.
Продвинутый Мыслитель будет иметь прочные привычки, которые позволят ему размышлять о собственном мышлении с пониманием различных областей жизни. Как правило, они способны обнаружить предубеждения в собственном мышлении и понимании, а также с другой точки зрения. Они будут справедливы.
Хотя Продвинутый Мыслитель может полностью осознавать роль своего эго в потоке идей, он может быть не в состоянии увидеть все выводы и влияния, влияющие на его собственное мышление и мышление других.
Продвинутому Мыслителю будет комфортно с самокритикой, и он будет систематически пытаться совершенствоваться шаг за шагом. У них будут интеллектуальные озарения, которые перерастут в новые модели мышления и привычки. Они приобрели интеллектуальную целостность, распознавание несоответствий и противоречий, а также интеллектуальную эмпатию, чтобы иметь возможность смотреть на мир с чужой точки зрения и искренне понимать других. Продвинутые мыслители будут иметь интеллектуальную смелость, чтобы противостоять идеям и убеждениям, которые не обязательно принадлежат им.
Великие Мыслители полностью контролируют то, как они принимают решения и обрабатывают информацию. Они постоянно совершенствуют свои мыслительные способности. Регулярной практикой они поднимают уровень своего мышления до уровня сознательной реализации.
Великий Мыслитель сможет получить глубокое понимание психических процессов и получить контроль над своим эго. Это проявится в превосходных практических знаниях и озарениях, постоянном пересмотре предположений, логики и когнитивных искажений.