Автор цветового теста исследования личности: Метод цветовых выборов

Влияние искажений цвета на порядок выбора цветов в цветовом тесте Люшера

Научный центр Международной Ассоциации профессионалов развития личности

Введение

Цветовой тест Макса Люшера – известный инструмент исследования психологического состояния, основанный на интерпретации порядка предпочтения респондентом предлагаемых ему цветных карточек. Тест пользуется большой популярностью, существует масса компьютерных реализаций, однако Макс Люшер считает, что эти реализации не могут давать надежного результата из-за неминуемых искажений предъявляемых цветов, связанного не только с различием цветовоспроизведения мониторов, но и с принципиальным несовпадением цветовых пространств RGB и CMYK, используемых мониторами и типографиями, соответственно.

Целью исследования была проверка предположения существенности влияния отклонения в точности воспроизведения цветов на порядок выбора цветов респондентами и принципиальная оценка возможности использования компьютерных реализаций теста Люшера для получения надежных результатов.

Методы

Для исследования была разработана компьютерная реализация полного цветового теста Люшера с некоторыми модификациями. А именно:

Дополнительные шкалы вместо попарного предъявления предъявлялись таблицей, для ускорения прохождения теста. Это было допущено в связи с тем, что психологическая интерпретация результатов теста не входила в задачи исследования.

Тест, как и требуется по методике, содержал два прохода, однако предъявляемые во втором проходе цвета были дозированно изменены по следующему алгоритму:

Была выбрана верхняя граница разности цветов, принятая равной 10%.

Вычислялась случайная величина в пределах этого значения.

Исходный цвет переводился в равноконтрастное цветовое пространство CIE Luv.

Вычисленное случайное изменение случайным же образом распределялось между тремя ортами этого пространства.

Результирующий цвет переводился обратно в пространство RGB.

Несмотря на очевидные потери при преобразованиях между цветовыми пространствами, результирующие цвета при максимальном изменении достаточно заметно различались на глаз).

Таблица 1. Пример пар предъявляемых цветов с max 10% изменением. Верхняя строка – исходные цвета, нижняя строка – измененные цвета.

Респонденту через web-страницу предъявлялись вначале неизмененные наборы цветов, максимально близко соответствующие цветам теста Люшера. Во втором проходе предъявлялись наборы, состоящие полностью из измененных цветов. Респонденты не были информированы о факте изменения цветов, равно как и не были информированы о проведении исследования. Интерпретация теста проводилась программно по первому проходу, исключительно для морального поощрения респондентов.

Данные об изменении цветов и порядке выбора цветов записывались в файл.

Данные состояли из 1726 проходов неизвестного числа анонимных респондентов, пришедших на страницу теста по ссылкам, размещенным на в интернете.

Интерпретация результатов

Для каждой пары цветов вычислялась реальная цветовая дистанция в равноконтрастном пространстве.

Для каждого прохода вычислялась средняя цветовая дистанция.

Для каждого прохода было вычислено расхождение порядка выбора по следующему алгоритму:

Для каждого цвета в каждой таблице определялись позиции очередности выбора для первого и для второго проходов.

Вычислялась разность между номерами позиций.

Разности позиций по модулю суммировались.

Результат делился на два.

Таким образом были получены два ряда данных: среднее значение отклонения цветов по проходу и соответствующие им различия в порядке выбора цветов.

Диаграмма 1. Точечная диаграмма средних по проходу цветовых дистанций в % от оси цветового пространства и соответствующих им изменений порядка выбора цветов.

Коэффициент корреляции по Спирмену 0, 142

Коэффициент статистической значимости p<.01

Выводы

Авторы считают, что можно предположить линейную зависимость изменения порядка выбора от величины изменения цвета.

Авторы считают, что стандартная полиграфическая точность воспроизведения цветов может быть достаточна для практического применения цветового теста Люшера.

Авторы считают, что небольшая величина коэффициента корреляции говорит о том, что компьютерные реализации можно рассматривать как возможную альтернативу традиционному способу предъявления стимульного материала, хотя это не означает, что любая компьютерная реализация теста Люшера будет давать такой же надежный результат, как и исходный тест. Разумеется, требуется работа по сопоставлению цветов, предложенных Люшером и соответствующих им цветов, которые могут быть воспроизведены монитором, а также по отработке методики предъявления и по оформлению теста.

Авторы планируют дополнительное исследование, целью которого будет определить степень влияния искажений цветов, свойственных мониторам, на порядок выбора цвета в цветовом тесте Люшера.

Luscher

Методика цветовых выборов Лю́шера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер — 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

«серого цвета»

«восьми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный)

«четырёх основных цветов»

«синего цвета»

«зелёного цвета»

«красного цвета»

«жёлтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании

Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. — СПб. : Речь, 2007. — 128 с.

Цветовой тест Люшера.

1.Цветовой тест Люшера – проективная методика исследования личности. Основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.По классификации Q-L-T относящийся к  Q-данным. Опубликована М. Люшером в 1948 году.

2. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновремено на разные стороны человеческой психики.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах:

1. полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц

2.краткий тест с использованием восьмицветового ряда.

Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования.

При этом конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

3. Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так,

как ему это будет угодно.

Дополнительные замечания:

Цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки.

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный — траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки — люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако, Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения».

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

4. Ключи

 Обработка данных:

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак «+» (плюс), вторая пара — приятные цвета — имеет знак «x» (умножение), третья пара — безразличные цвета — обозначается знаком «=» (равно) и четвертая пара — несимпатичные цвета — получает знак «- » (минус).

Пример. Если у Вас имеется такой выбор:

3 1 5 4 0 6 2 7

+ + x x = = — —

то надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или если значения обоих выборов совпадают.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

             +  x x    = =   =    — —

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак X;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак — .

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью восьмицветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак «устремления» «+». Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство «покой»).

2-е место: оно также имеет знак »устремления» «+» и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся — «покой»).

3,4-е место: оба имеют знак «симпатии» «x» как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние — это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак «индифферентности» «=». Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы «парят в воздухе». Т.е. индифферентный цвет — это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность).

7,8-е место: Оба цвета имеют знак «-» как показатель «неприятия». Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в «покое» существует но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться — значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

5. Анализ

Краткая интерпретация значений восьми цветов (по Люшеру).

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это — воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли» Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -«нет» в противоположность -«да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

   Черный цвет   Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.    Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными.    Тот, кто выбирает черный цвет вторым по значимости, – считает, что может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным цветом. Если, например, на первом месте стоит красный цвет, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным цветом стоит синий цвет, то покой без напряжений должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным цветом стоит серый цвет, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние.    Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

6. Итак, проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. Но важно также подчеркнуть, что методика выявляет не просто — состояние в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования.

[Цветовой личностный тест для пациентов с атопическим дерматитом]

. 2008 май; (158): 20-4.

[Статья в Русский]

Н.В. Цискаришвили, Ц.И. Цискаришвили

  • PMID: 18560034

[Статья в Русский]

Н. В. Цискаришвили и др. Медицинские новости Грузии. 2008 май.

. 2008 май; (158): 20-4.

Авторы

Н.В. Цискаришвили, Ц.И. Цискаришвили

  • PMID: 18560034

Абстрактный

Известный психиатр В. М. Бехтерев утверждал, что «Умело подобранная цветовая гамма способна оказать на нервную систему более благотворное действие, чем любое лекарство». Макс Люшер разработал функциональную психологию цветовосприятия и разработал известный психодиагностический цветовой тест, посвященный изучению ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Целью настоящего исследования явилось изучение некоторых особенностей психологического состояния больных атопическим дерматитом (АД) с помощью цветового личностного теста Люшера. В исследовании приняли участие 37 больных атопическим дерматитом. Для диагностики БА использовали типичные анамнезы и клинические данные. Также использовалась группа обязательных и подтверждающих диагностических критериев. Давность заболевания от 1 года до 7 лет. Студенты медицинского университета составили контрольную группу. У больных с диссеминированной формой заболевания наблюдалось предпочтение темных тонов и отказ от светлых. Это свидетельствует о том, что нестабильность вегетативной нервной системы имела длительную историю и, возможно, уже вызывала значительные патофизиологические изменения. При оценке трудоспособности больного наблюдались возможные волевые расстройства, потеря целеустремленности, общая астенизация нервной системы и истощение физической энергии. Анализ полученных данных выявил следующую закономерность: у подавляющего большинства больных атопическим дерматитом возникали стрессы и чрезмерные самоограничения из-за эмоциональной неудовлетворенности и скромной оценки со стороны окружающих. Принимая во внимание все вышесказанное, можно сказать, что возможности применения цвета неисчерпаемы. Мы можем предлагать отвергнутые цвета в гомеопатических дозах, особенно когда речь идет об отвращении к основным цветам. Таким образом, при атопическом дерматите возможность управления живыми системами и психическими процессами предоставляется естественным путем, без применения синтетических препаратов и сложных физиотерапевтических мероприятий.

Похожие статьи

  • Как взаимодействуют системы личности у больных псориазом, атопическим дерматитом и крапивницей?

    Бахмер Дж.А., Куль Дж., Бахмер Ф.А. Бахмер Дж.А. и соавт. Акта Дерм Венерол. 2007;87(4):317-24. doi: 10.2340/00015555-0246. Акта Дерм Венерол. 2007. PMID: 17598034

  • Контактные и аэроаллергены при атопическом дерматите у взрослых.

    Поньяи Г., Хидвеги Б., Немет И., Сас А., Темешвари Э., Карпати С. Поньяи Г. и др. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2008 ноябрь; 22 (11): 1346-55. doi: 10.1111/j.1468-3083.2008.02886.x. Epub 2008 1 августа. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2008. PMID: 18680530

  • Играет ли роль вегетативная дисфункция в развитии атопического дерматита?

    Чичек Д., Канди Б., Берилген М.С., Булут С., Текатас А., Дертлиоглу С.Б., Озел С., Сарал Ю. Чичек Д. и соавт. Бр Дж Дерматол. 2008 сен; 159(4):834-8. doi: 10.1111/j.1365-2133.2008.08756.x. Epub 2008 24 июля. Бр Дж Дерматол. 2008. PMID: 18652587

  • Полезные инструменты для лечения атопического дерматита.

    Риччи Г., Донди А., Патрици А. Риччи Г. и соавт. Am J Clin Дерматол. 2009;10(5):287-300. doi: 10.2165/11310760-000000000-00000. Am J Clin Дерматол. 2009. PMID: 19658441 Обзор.

  • Роль Malassezia в атопическом дерматите, поражающем голову и шею взрослых.

    Дараби К., Хостетлер С.Г., Бехтел М.А., Зирвас М. Дараби К. и др. J Am Acad Дерматол. 2009 Январь; 60 (1): 125-36. doi: 10.1016/j.jaad.2008.07.058. Epub 2008 1 октября. J Am Acad Дерматол. 2009. PMID: 18834647 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Цветовое предпочтение как функция описываемого объекта

Цветовое предпочтение как функция описываемого объекта

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Купер Б. Холмс 1 и
  • Джо Энн Бьюкенен 1  

Бюллетень Психономического общества том 22 , страницы 423–425 (1984)Процитировать эту статью

  • 2103 Доступы

  • 44 Цитаты

  • 1 Альтметрика

  • Сведения о показателях

Abstract

Отмечая противоречивость исследований взаимосвязи цвета кожи и личности, авторы приводят данные об одной из возможных причин проблемы. Проблема заключается в том, что исследование цвета/личности почти всегда представляет собой цветовое пятно или пятна и делает выводы на основе выбора испытуемых, игнорируя возможность того, что цветовое предпочтение связано с рассматриваемым объектом. Студентов колледжа попросили указать свои любимые цвета для ряда предметов (например, автомобиля). Результаты ясно показывают, что цветовое предпочтение является функцией описываемого объекта. То есть цветовое предпочтение не может быть задано независимо от объекта, если это цветовое предпочтение должно иметь значение для интерпретации.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Каталожные номера

  • Адельс, Дж. (1978). Оценка восьмицветного теста Люшера как инструмента скрининга эмоциональных нарушений у школьников. Dissertation Abstracts International , 39 , 967B-968B.

    Google Scholar

  • Биррен, Ф. (1978). Цвет в вашем мире . Нью-Йорк: Кольер.

    Google Scholar

  • Браун, К., и Бонта, Дж. (1979). Межкультурная валидность, надежность и стимулирующие характеристики цветового теста Люшера. Journal of Personality Assessment , 43 , 459–460.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Цербус, Г., и Николс, Р. (1963). Переменные личности и реакция на цвет. Психологический бюллетень , 60 , 566–575.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Доннелли, Ф. (1974). Цветовой тест Люшера: надежность и выбор студентов. Психологические отчеты , 34 , 635–638.

    Артикул Google Scholar

  • Айзенк, Х. (1941). Критическое эмпирическое исследование цветовых предпочтений. Американский журнал психологии , 54 , 358.

    Статья Google Scholar

  • Франк, Г. (1976). О справедливости гипотезы, выведенной из теста Роршаха: I. Связь между цветом и аффектом. Перцептивные и моторные навыки , 43 , 411–427.

    Артикул Google Scholar

  • Френч, К., и Александр, Б. (1972). Цветовой тест Люшера: исследование достоверности и основных предположений. Журнал оценки личности , 36 , 361–365.

    Артикул Google Scholar

  • Люшер, М., и Скотт, И. (1969). Цветовой тест Люшера . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

    Google Scholar

  • Марцольф, С., и Киршнер, Дж. (1973). Черты характера и выбор цвета для рисунков ПВТ. Журнал клинической психологии , 29 , 240–245.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *