Тест на тему: Тесты для аттестации по педагогике и психологии
1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Платон
в) Ф.Фребель
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж.Руссо
б)Дж.Локк
в)Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Дж.Локк
в) Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
a) свобода
б) принуждение
в) природоссобразность
г)утилитаризм
5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
a) с 12 лет
б) с 6 лет
в) с 10 лет
г) с 7 лет
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) И.Г.Песталоцци
в) Я.А.Коменский
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским
б) В.Ф.Одоевским
в) Я.А.Коменским
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
a) И.Г.Песталоцци
б) К.Д.Ушинским
в) Л.Н.Толстым
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
a) Я. А.Коменский
б) П.Ф.Лесгафт
в) К.Д.Ушинский
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж.Локк
б) Я.А.Коменский
в) К.Д.Ушинский
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
a)П.Н.Леонтьев
б) Л.С.Выготский
в)К.Д.Ушинский
б
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
бa) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов
вб) М.А. Данилов, Б.П. Есипов
г) Ю.К. Бабанский
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
б) с функциями
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
a) линейный
б) концентрический
в) спиралеобразный
г) смешанный
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.
в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.
г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
a) США
б)России
в)Англии
г)Франции
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
в) педагогика гуманистическая;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
б) учебных целей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
a) 30:50:20;
б) 20:30:50;
в) 50:30:20;
г) 40:30:30.
20. Основная функция курсов по выбору:
a) профилизационная;
б) профориентационная;
в) организационная;
г) мотивационная
21. Теория воспитания — это
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
23. Если педагог является единичным субъектом учебно — воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это
a) авторитарные педагогические технологии
б) личностно — ориентированные
в) гуманно — личностные
г) свободного воспитания
24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии
a) авторитарные педагогические
б) личности — ориентированные
в) гуманно – личностные
г) сотрудничества
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
a) «Школа-2000»
б) «М.Монтессори»
г) «Истоки»
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
a) занятие
б) игра
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
27. По системе Монтессори « процесс воспитания» — это
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
a) лицей;
б) гимназия;
в) школа;
г) колледж.
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
в) педагогическая психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
a) физиологии;
б) биологии;
в) психологии;
г) педагогике.
31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, — это:
a) мышление;
б) интеллект;
в) эвристика;
г) адаптация
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
a) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
a) ориентировочными;
б) исполнительскими;
в) контрольными;
г) оценочными
35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
a) конструктивной;
б) организаторской;
в) коммуникативной;
г) гностической.
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
б) подражание;
в) различение и обобщение;
г) инсайт (догадка)
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
a) ролевая игра
б) учение
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
г) учебно-профессиональная
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
a) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до16 лет
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, — это способность к
a) обобщению;
б) моделированию;
в) умозаключению;
г) сравнению.
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
a) рефлекс;
б) запечатление;
в) научение;
г) повторение
42. Самый простой вид научения — это:
a) привыкание.
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
a) инверсия;
б) дискуссия;
в) метод эвристических вопросов;
г) «мозговая атака».
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
a) абстрактно-логическое;
в) теоретически-образное;
б) наглядно-действенное;
г) наглядно-образное
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
a) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация
г) коммуникативность.
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
б) приспособление
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
a) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
a) дистимики
б) циклотимики
в) гипертимики
51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, — это:
a) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
a) релаксация;
nsportal.ru
Тест по физкультуре по теме: Тесты для учителей физкультуры
Тесты для учителей физической культуры при аттестации (вопросы и ответы).
1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?
- 1988 г.
- 1989 г.
- 1990 г.
- 1991 г.
2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения
- 16-летнего возраста;
- 18-летнего возраста;
- 14-летнего возраста;
- 12-летнего возраста.
3. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:
- электронного журнала;
- электронного дневника;
- электронных форм учебной документации;
- все ответы верны.
4. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?
- Да;
- Нет;
- В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;
- Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.
5. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?
- Да
- Нет
- В особых случаях, при наличии уважительных причин
- Да, по согласованию с администрацией учреждения.
- 6. Кто из древнегреческих философов считал движение «целительной частью медицины»?
- Аристотель;
- Платон;
- Пифагор;
- Архимед.
7. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
1) Ж.-Ж.Руссо;
2) Платон;
3) Ф.Фребель;
4) И. Песталоцци.
8. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
1) Ж.-Ж.Руссо
2) Дж. Локк
3) Я.А.Коменский
4) И.Г. Песталоцци
9 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?
a) свобода
б) принуждение
в) природосообразность
г) утилитаризм
- 10. Какая страна является родиной Олимпийских игр?
- Рим;
- Китай;
- Древняя Греция;
- Италия.
- 11. В каком году состоялись первые Олимпийские игры древности?
- В 906 году до нашей эры;
- В 1201 год;.
- В 776 году до нашей эры;
- В 792 году до нашей эры.
- 12. В каком году и где создан Международный олимпийский комитет?
- В 1894 году в Париже;
- В 1896 году в Лондоне;
- В 1905 году в Греции;
- В 1908 году в Лондоне.
- 13. Что такое «Олимпийская хартия»?
- Название оды спорту, написанной Пьером де Кубертеном;
- Свод законов, по которым осуществляется олимпийское движение;
- Правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр;
- Клятва спортсмена.
- 14. Как переводится олимпийский девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?
- «Дальше, быстрее, больше»;
- «Сильнее, красивее, точнее»;
- «Быстрее, выше, сильнее»;
- «Быстрее, сильнее, дальше».
- 15. Кто является основоположником системы физического воспитания, основу которой составило «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма»?
- Л.П. Матвеев;
- Г.Г. Бенезе;
- П.Ф. Лесгафт;
- Н.А.Семашко.
- 16. Какие изменения в развитии физической культуры и спорта произошли в России после революции?
- Популяризация восточных видов гимнастики и борьбы;
- Создание военно-спортивных клубов и кружков физической культуры;
- Появление оздоровительных систем «фитнесс» и аквааэробика.
- Создание федераций по видам спорта.
- 17. Кто впервые в России разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе?
- Н.Г. Чернышевский;
- Ян Амос Каменский;
- П.Ф. Лесгафт;
- А.В. Луначарский.
- 18. В каком году был создан Российский олимпийский комитет?
- В 1896 году;
- В 1911 году;
- В 1960 году;
- В 1973 году.
- 19. Указать главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».
- Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке честь и благородство сохранять;
- Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.
- Чувство собственного достоинства, честность, уважение — к соперникам, судьям, зрителям;
- Строгое выполнение правил соревнований.
- 20. Какими показателями характеризуется физическое развитие?
- Наследственностью, конституцией, антропометрическими показателями;
- Росто-весовыми показателями;
- Телосложением, развитием физических качес
nsportal.ru
15. Концепция естественного воспитания
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.
В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо делил жизнь детей на четыре периода. В первый период — от рождения до двух лет — он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй — от двух до двенадцати лет — воспитанию чувств; в третий — от двенадцати до пятнадцати лет — умственному воспитанию; в четвертый период — от пятнадцати до восемнадцати лет — нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом «бурь и страстей».
Очень много ценных советов и наставлений Руссо дает в первых двух книгах «Эмиля». Он рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Вместо старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел и искусств, причем в ходе обучения он считал необходимым выявлять у воспитанников те или иные дарования, заложенные природой.
Делясь своим педагогическим опытом, Руссо утверждал, что каждый воспитатель обязан научить своего воспитанника не рассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен дать понять ему, что без труда жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека и «всякий праздный гражданин есть плут». Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для того, чтобы занимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая добро, люди становятся добрыми. «Отнимите у нашего сердца эту любовь к добру,- подчеркивал Руссо,- вы отнимите всю прелесть жизни» (Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании.,с.281).
Педагогический успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правил естественного воспитания. Но не только это определяет успех. Система естественного воспитания достаточно эффективна только при правильном и привычном соединении физических и умственных упражнений. «Великий секрет воспитания, — писал Руссо, — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других » (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль, или о воспитании, с.191).
Роман «Эмиль, или о воспитании» в силу своего демократического направления получил широкое распространение во Франции и за ее пределами. Разумеется, сила педагогической системы Руссо состояла не только в том, что она отвергла средневековую феодальную традицию воспитания, а в том, что она послужила стимулом для формирования и развития демократической педагогики нового времени.
. АНАЛИЗ РОМАНА «ЭМИЛЬ ИЛИ О ВОПИТАНИИ».
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
Воспитание — великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек — идеал Руссо — гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло — жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, — прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
1 — от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.
2 период — детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период — отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период — юношеский возраст от 15 до 18 лет.
В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными — нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными — нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.
«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно».
В этой главе также говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства. Самый главный враг — гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую потребность к потребности природной — вот это и следует предупреждать». Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи.
Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец. В этой книге автор говорит о том, что феодальное общество — общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни.
Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг — этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни — лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями — и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями».
Но тут же Руссо показывает, что если женщина захочет выполнять свои материнские обязанности и будет кормить ребенка сама, то общество будет настроено против нее и ее мужа.
В этой же главе автор пишет о том, что отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству — человека, обществу — общественных людей, государству — государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.
Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом. Ребенок с рождения имеет воспитателя. В этой главе рассказывается о том, что автор берется за воспитание Эмиля — это идеальный ребенок, также как и автор — идеальный наставник. Эмиль — сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы.
Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться — одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.
В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов.
В первой книге Руссо говорит о том, что уже в этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно и помогать ребенку, когда он спокоен. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.
Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д.
Итак, в первой книге Руссо дает практические советы о том, как растить здорового полноценного ребенка, главное в которых — свобода движений, доброе отношение к ребенку, развитие познавательных процессов, физическое развитие детей и начало формирования речи.
За младенчеством следует второй период жизни ребенка, на котором собственно и кончается детство. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо называет «сон разума».
Вся вторая книга «Эмиль или о Воспитании» посвящена второму периоду жизни ребенка. В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться, но, однако, «воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно — сиди в холоде, сломал стул — сиди на полу, сломал ложку — ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.
Ребенок начинает ходить, но по-прежнему надо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Учить ребенка до 12 лет не нужно. Пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Хорошо бы 12 лет вовсе не знать книг. Первой и единственной книгой должна быть «Робинзон Крузо», герой которой, попав на необитаемый остров, добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, но пример важен.
Однако ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок на участке садовника Гобера, на том самом месте, где, оказывается, Гобер посадил себе дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Гобером, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо противореча своим основным положениям о невозможности формирования у детей этого возраста отвлеченных понятий, считает, что идея собственности вполне доступна пониманию ребенка.
В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха — пения и музыки; осязание — распознавать тела попадающие под руки.
В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть. Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен и поэтому, что никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Жан-Жак Руссо обращается к учителям-догматикам: «Зачем вы ему уделяете больше бедствий, чем связано с его состоянием, раз вы не уверены, что эти настоящие бедствия послужат облегчением для будущего? И как вы докажете, что дурные склонности, которые вы претендуете искоренить, не порождены в нем гораздо скорее вашими дурно направленными заботами, чем природою?»
В этой книге автор пишет о том, что ребенок должен зависеть, но не слепо повиноваться, что он должен просить, а не приказывать. Ребенок подчинен другим только вследствие своих нужд и вследствие того, что они видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его самосохранению, даже родители не имеют права «приказывать ребенку то, что ему ни на что не нужно».
Во второй главе говорится о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным — это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».
Верх искусства при хорошем воспитании — сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как берутся воспитывать детей, не придумали еще другого такого способа руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При всяком преждевременном наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели думают сделать чудо, делая их злыми с целью научить, что такое доброта, а потом важно говорят нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому Руссо говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо».
Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что все у них основано на ощущениях.
В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно — геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., — которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.
В третьей книге Жан-Жак Руссо рассказывает о третьем периоде жизни ребенка. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка — исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.
Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженном в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля — голова философа, а руки Эмиля — руки ремесленника».
Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.
В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам выдумывает ее…».
На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период — «период бурь и страстей» — период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.
Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания — воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.
Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.
В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.
Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля — Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины — совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле — удел женщины. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины — зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения». Никаких серьезных умственных занятий им не нужно.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жан-Жак Руссо, действительно, оставил глубокий след не только в истории философской мысли Франции, но и в истории всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.
Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в развитие педагогики и теорию воспитания.
В основе воспитания, по Руссо, должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом: каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения.
Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.
Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.
Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.
«Эмиль или Воспитании» — выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции.
Жан-Жак Руссо — выдающийся педагог-гуманист, из-за романа «Эмиль или Воспитании» он вынужден был бежать за границу. А книга была сожжена на костре на одной из центральных площадей Парижа. Свою жизнь он прожил в скитаниях и умер в 1778 году.
studfiles.net
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1 — Документ
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Заместитель директора по воспитательной работе 9
Методика преподавания русского языка и литературы 15
Информатика 16
Биология 18
География 22
Методика преподавания ИЗО 28
Музыка 31
Технология 35
Педагог-психолог 39
Математика 47
Физика 50
Химия 60
Татарский язык 95
Удмуртский язык и литература 115
Чувашский язык и литература. 122
Дошкольная педагогика 128
Руководитель ДОУ 130
Музыкальный руководитель ДОУ 138
(Выбрать то, что не вошло в программу, но есть в сборнике) 143
Музыкальный руководитель ДОУ 148
Воспитатель ДОУ 155
Воспитатель по обучению татарскому языку ДОУ 156
Воспитатель ДОУ 160
Воспитатель по обучению татарскому языку ДОУ 161
Старший воспитатель ДОУ 164
Воспитатель по обучению татарскому языку ДОУ 169
Инструктор по физическому воспитанию ДОУ 173
Руководитель УДО, методист 175
Руководитель ДЮСШ 179
Педагог УДО (общий блок для всех педагогов УДО) 183
Педагог УДО физкультурно-спортивной направленности 185
Педагог УДО туристско-краеведческого профиля 188
Педагог-организатор УДО 189
Педагог УДО эколого-биологического профиля 191
Руководитель специальных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 193
Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201
Руководитель специальных (коррекционных) учреждений 209
Учитель-дефектолог 214
Логопед 220
Тифлопедагог 232
Сурдопедагог 242
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Платон
в) Ф.Фребель
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж.Руссо
б)Дж.Локк
в)Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Дж.Локк
в) Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?
a) свобода
б) принуждение
в) природоссобразность
г)утилитаризм
5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
a) с 12 лет
б) с 6 лет
в) с 10 лет
г) с 7 лет
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) И.Г.Песталоцци
в) Я.А.Коменский
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским
б) В.Ф.Одоевским
в) Я.А.Коменским
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
a) И.Г.Песталоцци
б) К.Д.Ушинским
в) Л.Н.Толстым
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
a) Я. А.Коменский
б) П.Ф.Лесгафт
в) К.Д.Ушинский
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж.Локк
б) Я.А.Коменский
в) К.Д.Ушинский
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
a)П.Н.Леонтьев
б) Л.С.Выготский
в)К.Д.Ушинский
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
a) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов
в) М.А. Данилов, Б.П. Есипов
г) Ю.К. Бабанский
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
б) с функциями
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
a) линейный
б) концентрический
в) спиралеобразный
г) смешанный
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.
в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.
г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
a) США
б)России
в)Англии
г)Франции
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
в) педагогика гуманистическая;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
б) учебных целей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
a) 30:50:20;
б) 20:30:50;
в) 50:30:20;
г) 40:30:30.
20. Основная функция курсов по выбору:
a) профилизационная;
б) профориентационная;
в) организационная;
г) мотивационная
21. Теория воспитания — это
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
23. Если педагог является единичным субъектом учебно — воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это
a) авторитарные педагогические технологии
б) личностно — ориентированные
в) гуманно — личностные
г) свободного воспитания
24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии
a) авторитарные педагогические
б) личности — ориентированные
в) гуманно – личностные
г) сотрудничества
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
a) «Школа-2000»
б) «М.Монтессори»
г) «Истоки»
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
a) занятие
б) игра
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
27. По системе Монтессори « процесс воспитания» — это
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
a) лицей;
б) гимназия;
в) школа;
г) колледж.
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
в) педагогическая психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
a) физиологии;
б) биологии;
в) психологии;
г) педагогике.
31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, — это:
a) мышление;
б) интеллект;
в) эвристика;
г) адаптация
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
a) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
a) ориентировочными;
б) исполнительскими;
в) контрольными;
г) оценочными
35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
a) конструктивной;
б) организаторской;
в) коммуникативной;
г) гностической.
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
б) подражание;
в) различение и обобщение;
г) инсайт (догадка)
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
a) ролевая игра
б) учение
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
г) учебно-профессиональная
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
a) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до16 лет
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, — это способность к
a) обобщению;
б) моделированию;
в) умозаключению;
г) сравнению.
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
a) рефлекс;
б) запечатление;
в) научение;
г) повторение
42. Самый простой вид научения — это:
a) привыкание.
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
a) инверсия;
б) дискуссия;
в) метод эвристических вопросов;
г) «мозговая атака».
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
a) абстрактно-логическое;
в) теоретически-образное;
б) наглядно-действенное;
г) наглядно-образное
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
a) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация
г) коммуникативность.
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
б) приспособление
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
a) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
a) дистимики
б) циклотимики
в) гипертимики
51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, — это:
a) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
a) релаксация;
б) рефлексия;
в) эмпатия,
г) инициация.
53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется
a) депрессией;
б) апатией;
в) стрессом;
г) фрустрацией.
54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели
a) учебно-дисциплинарной
б) операциональной
в) личностно –ориентированной
г) учебно-рефлекторной
59. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств
a) верховая езда на лошади
б) искусства
в) социокультурной анимации
г) физической культуры
60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены
a) туристические и экскурсионные виды деятельности
б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом
в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах
textarchive.ru
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)
1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Платон
в) Ф.Фребель
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж.Руссо
б)Дж.Локк
в)Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Дж.Локк
в) Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?
a) свобода
б) принуждение
в) природоссобразность
г)утилитаризм
5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
a) с 12 лет
б) с 6 лет
в) с 10 лет
г) с 7 лет
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) И.Г.Песталоцци
в) Я.А.Коменский
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским
б) В.Ф.Одоевским
в) Я.А.Коменским
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
a) И.Г.Песталоцци
б) К.Д.Ушинским
в) Л.Н.Толстым
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
a) Я. А.Коменский
б) П.Ф.Лесгафт
в) К.Д.Ушинский
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж.Локк
б) Я.А.Коменский
в) К.Д.Ушинский
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
a)П.Н.Леонтьев
б) Л.С.Выготский
в)К.Д.Ушинский
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
a) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов
в) М.А. Данилов, Б.П. Есипов
г) Ю.К. Бабанский
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
б) с функциями
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
a) линейный
б) концентрический
в) спиралеобразный
г) смешанный
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М.
в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.
г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
a) США
б)России
в)Англии
г)Франции
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
в) педагогика гуманистическая;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
б) учебных целей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
a) 30:50:20;
б) 20:30:50;
в) 50:30:20;
г) 40:30:30.
20. Основная функция курсов по выбору:
a) профилизационная;
б) профориентационная;
в) организационная;
г) мотивационная
21. Теория воспитания — это
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
23. Если педагог является единичным субъектом учебно — воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это
a) авторитарные педагогические технологии
б) личностно — ориентированные
в) гуманно — личностные
г) свободного воспитания
24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии
a) авторитарные педагогические
б) личности — ориентированные
в) гуманно – личностные
г) сотрудничества
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
a) «Школа-2000»
б) «М.Монтессори»
г) «Истоки»
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
a) занятие
б) игра
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
27. По системе Монтессори « процесс воспитания» — это
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
a) лицей;
б) гимназия;
в) школа;
г) колледж.
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
в) педагогическая психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
a) физиологии;
б) биологии;
в) психологии;
г) педагогике.
31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, — это:
a) мышление;
б) интеллект;
в) эвристика;
г) адаптация
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
a) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
a) ориентировочными;
б) исполнительскими;
в) контрольными;
г) оценочными
35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
a) конструктивной;
б) организаторской;
в) коммуникативной;
г) гностической.
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
б) подражание;
в) различение и обобщение;
г) инсайт (догадка)
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
a) ролевая игра
б) учение
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
г) учебно-профессиональная
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
a) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до16 лет
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, — это способность к
a) обобщению;
б) моделированию;
в) умозаключению;
г) сравнению.
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
a) рефлекс;
б) запечатление;
в) научение;
г) повторение
42. Самый простой вид научения — это:
a) привыкание.
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
a) инверсия;
б) дискуссия;
в) метод эвристических вопросов;
г) «мозговая атака».
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
a) абстрактно-логическое;
в) теоретически-образное;
б) наглядно-действенное;
г) наглядно-образное
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
a) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация
г) коммуникативность.
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
б) приспособление
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
a) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
a) дистимики
б) циклотимики
в) гипертимики
51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, — это:
a) аффект;
б) фрустрация;
в) настроение;
г) стресс.
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
a) релаксация;
б) рефлексия;
в) эмпатия,
г) инициация.
53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется
a) депрессией;
б) апатией;
в) стрессом;
г) фрустрацией.
54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством — это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели
a) учебно-дисциплинарной
б) операциональной
в) личностно –ориентированной
г) учебно-рефлекторной
59. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств
a) верховая езда на лошади
б) искусства
в) социокультурной анимации
г) физической культуры
60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены
a) туристические и экскурсионные виды деятельности
б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом
в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах
100-bal.ru
Тест по теме: Тесты. Педагогика и психология.
Предварительный просмотр:
li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 .lst-kix_list_11-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-6{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-5{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-8{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-7{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-2{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-1{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-4{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-3{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc5051057 .lst-kix_list_24-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_29-0{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_27-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_18-0>li:before{content:»- «}#doc5051057 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»o «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-0{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-3{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-4{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-1{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-2{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-7{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-8{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-5{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_21-6{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_22-0>li:before{content:»- «}#doc5051057 .lst-kix_list_26-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc5051057 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc5051057 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»- «}#doc5051057 .lst-kix_list_9-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_28-7>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»o «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-2{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-3{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-4{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-5{list-style-type:none}#doc5051057 .lst-kix_list_28-1>li:before{content:»o «}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-6{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-7{list-style-type:none}#doc5051057 ul.lst-kix_list_28-8{list-style-type:none}#doc5051057 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc5051057 .lst-kix_list_20-4>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»o «}#doc5051057 .lst-kix_list_28-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc5051057 .lst-kix_list_21-4>li:before{content:»o «}#doc5051057 ol.lst-kix_list_]]>
nsportal.ru
Педагогика и психология | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников)1. Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Платон
в) Ф.Фребель2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж.Руссо
б)Дж.Локк
в)Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
3. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) Дж.Локк
в) Я.А.Коменский
г) И.Г. Песталоцци
a) свобода
б) принуждение
в) природоссобразностьг)утилитаризм
5.С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
a) с 12 лет
б) с 6 лет
в) с 10 лет
г) с 7 лет
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
a) Ж.-Ж.Руссо
б) И.Г.Песталоцци
в) Я.А.Коменский
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
a) К.Д.Ушинским
б) В.Ф.Одоевским
в) Я.А.Коменским
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
a) И.Г.Песталоцци
б) К.Д.Ушинским
в) Л.Н.Толстым
8. Автор труда «Человек как предмет воспитания»
a) Я. А.Коменский
б) П.Ф.Лесгафт
в) К.Д.Ушинский
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж.Лок
educontest.net