Стили лидерства
Стили лидерстваВнимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость
В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.
Понятие стиля лидерства
Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы.
Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе.
Разновидность стилей лидерства
Различаются три основных стиля лидерства:
- авторитарный;
- демократичный;
- либеральный.
Авторитарный стиль лидерства
Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых.
Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.
При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями. Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.
Демократичный стиль лидерства
Различия авторитарного и демократичного с
zaochnik.com
Что собой представляет авторитарный стиль лидерства
Слабые стороны автократического стиля руководства
Безусловно, автократический стиль управления характеризуется целым рядом слабых сторон и ограничений.
Прежде всего, данный стиль управления не гарантирует масштабного эффекта в долгосрочной перспективе. Дело в том, что в этой модели руководитель принимает оперативные решения, не давая при этом подчиненным воспользоваться своим потенциалом и накопить достаточно опыта для собственного лидерского становления.
Авторитарный лидер, как правило, не дает возможности учиться на своих ошибках, что в конечном итоге приводит к снижению производительности. Привыкнув получать приказы и четко реагировать на них, работники теряют инициативность и уверенность в возможности принятия собственных решений. У сотрудников нет времени на развитие в себе навыков думать независимо. В результате целые коллективы становятся неспособны управлять рабочим процессом при малейшей потере контакта со своим руководителем.
Еще одним аспектом, играющим негативную роль, является враждебность. Враждебность, растущая среди работников, воздействует на атмосферу в коллективе гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Известное выражение гласит, что взаимоотношения в коллективе являются связующими звеньями успеха. Несмотря на то, что рабочим коллективам с автократическим управлением удается легко добиться результатов в краткосрочной перспективе, они склонны к проявлениям большей агрессивности и разобщенности в связи с низким уровнем вовлеченности в процессы управления. Согласно статистическим исследованиям в коллективах с авторитарной моделью лидерства уровень враждебности 30 раз больше, чем в командах с демократическим стилем управления.
Еще один недостаток этой модели тесно связан с личностью руководителя. Слабый руководитель, обладающий низкой управленческой квалификацией, только ухудшит бизнес ситуацию. И в такой ситуации расцветает пышным цветом, то что сотрудники называют простым словом — самодурство. С другой стороны, руководитель, обладающий высокой квалификацией, будет, скорее всего, стремиться переключить на себя основное бремя ответственности и активно вмешиваться во все процессе. Подобное стремление в долгосрочной перспективе может привести к перенапряжению сил и созданию синдрома микро-менеджмента.
Не следует забывать и о мотивационном аспекте. Не секрет, что людям больше нравится, когда их мотивируют, чем когда им приказывают, поскольку первое означает больший уровень доверия и вовлеченности. В результате многие из подчиненных, получающих приказы, испытывают недостаток мотивации и личного участия, что в особенности касается творческих и высококвалифицированных работников. При директивном стиле управления сотрудники лишком зависят от руководителя, они лишены возможности проявить свои способности, что, вероятно, является самым серьезным недостатком данного стиля лидерства. Кроме этого, у членов коллектива вместо веры в собственные возможности и инициативу может выработаться зависимость от руководителя.
hrhelpline.ru
Основные стили лидерства и руководства в обществе
Лидер — ключевая социальная категория. Лидер существует в любом коллективе: дружеском, рабочем, учебном, в каком угодно. Это человек, который определяет и координирует действия группы. Феномен лидерства изучается достаточно давно, и современной науке известно, что это сложное явление. Например, существуют разные виды лидерства — модели поведения разных типов лидеров отличаются, и особенности манеры руководства определяют взаимоотношения в группе и то, как она достигает своих целей. Эта статья призвана рассказать о разных видах лидерства.
Какие существуют стили лидерства
Стиль лидерства — это модель поведения руководящего лица, которая определяется характером его взаимоотношений с подчиненными, манерой поведения и позиционирования: способами принятия решений, положением относительно группы, методами воздействия и другими факторами. Современная наука выделяет четыре:
- Авторитарный.
- Демократичный.
- Либеральный. Иногда такой тип лидерства еще называют «отстраненным».
- Непоследовательный (алогичный).
Современная наука, психология и социология склоняются к тому, что эффективное и успешное лидерство и руководство комбинирует в себе черты всех стилей, отдавая предпочтение какому-либо конкретно в зависимости от ситуации, типа решаемой проблемы и состава коллектива.
Как они проявляются в практическом применении
Все эти особенности легко опознать в практической деятельности. Если упор сделан на какую-то одну манеру управления, ее признаки проявляются во всем: в целеполагании, в системе стимулов, в манере общения.
Авторитарный лидер
Такой управленец единолично определяет цели, которых должен достигнуть коллектив, и методы, которыми он должен руководствоваться. В процессе работы он характеризуется высокой степенью самостоятельности. Часто авторитарный лидер стремится подавить или ограничить коммуникацию внутри коллектива, особенно если она касается обсуждения действий и решений руководства. Общение происходит только при посредничестве управленца, под его жестким контролем.
С одной стороны, это стремление удержать авторитет, с другой — сохранить групповую консолидацию для наиболее эффективного достижения целей. Авторитарный тип осуществляет управление посредством приказов и принуждения.
Демократичный лидер
В практической деятельности такой лидер опирается на свое ближайшее окружение. Этот стиль лидерства характеризуется тем, что ответственность за принятие решений и выбор средств ложится на плечи не только самого управленца, но и практически каждого сотрудника. Разумеется, масштабы ответственности и степень самостоятельности каждой единицы различаются.
Демократичный тип позиционирует себя, как человека, который прислушивается к чужому мнению и учитывает чужие потребности. Он стремится, прежде всего, к психологической лояльности подчиненных, в качестве основного метода воздействия использует убеждение.
Либеральный, он же «отстраненный» лидер
Это лидер, который есть номинально, но практически не проявляет себя в плане целеполагания и управления рабочим процессом, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны. «Отстраненный» лидер не участвует в жизни коллектива и не поддерживает коммуникацию с подчиненными, не принимает воздействующих мер. Рабочий процесс в такой группе формируется на базе потребностей и устремлений отдельных участников. Из этого вытекает расслоение на отдельные подгруппы и формирование конфликтных ситуаций между ними.
ВАЖНО. Многие путают либерального и демократического лидера. Несмотря на то, что их резко противопоставляют авторитарному, они имеют значительные отличия, которые важно принимать в расчет.
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Непоследовательный, он же алогичный лидер
Наиболее деструктивный тип, который характеризуется тем, что руководитель без видимых причин постоянно меняет вышеперечисленные стили: с авторитарного на демократический, с демократического на либеральный, с либерального снова на авторитарный и так далее. В практической деятельности такой «неуравновешенный» управленец способствует созданию неблагоприятного морального климата в коллективе, тормозит работу и снижает эффективность решения проблем до нуля.
ВАЖНО. Все перечисленные стили лидерства уместны в разных ситуациях. Исследователи отмечают, что авторитарный стиль управления имеет свои большие плюсы на этапе формирования коллектива, в условиях, когда участники еще не видят общих целей и не умеют работать вместе. С другой стороны, своевременный переход от авторитарного стиля руководства к демократическому укрепит группу и позицию самого лидера в ней.
Лидерство, само по себе, опирается на авторитет. При авторитарном стиле лидерства авторитет обеспечивается, в основном, за счет формально-административных факторов — должности управленца, его положения в корпоративной или социальной иерархии. Это называется «формальный» авторитет. С точки зрения исследователей, авторитет на 35 % обеспечивается личной лояльностью участников группы и профессиональными качествами управляющего. Личная лояльность обеспечивается в рамках демократического стиля наиболее эффективно.
«Отстраненная» манера уместна только как временная мера в ситуации стабильности.
Другие типологии стилей лидерства
Вышеописанная типология является общепринятой, но не единственной. Дело в том, что лидерство — сложный феномен, и его невозможно описать только через один критерий. В психологии существует еще несколько классификаций стилей лидерства по разным основаниям.
Стили лидерства по преобладающим функциям
В зависимости от того, какие функции у лидера в группе преобладают, выделяют несколько стилей:
- Творец — внедрение новшеств, решение проблем за счет нового подхода. Отличается демократичностью, воздействует убеждением.
- Организатор — отождествление потребностей и целей коллектива с личными, нацелен на максимально рациональное распределение ролей в коллективе.
- Утешитель — дает моральную и эмоциональную поддержку участникам группы.
- Борец — бескомпромиссный и волевой лидер, охотно участвующий в конкуренции с внешними обстоятельствами.
- Дипломат — управление через манипуляции, опирается на неформальные отношения в группе, склонность к компромиссам и неконфликтному решению проблем.
В зависимости от способа руководства
Классификация аналогична вышеназванным, но акцентируется на немного других аспектах лидерства. Это стили управления, которые могут быть характерны и для демократичной, и для либеральной, и для авторитарной манер.
- Эмоциональный лидер — осуществляет управление через формирование личной лояльности. Во главе угла стоят прочные личные связи и симпатии, харизма, умение расположить к себе. Такое лидерство характерно больше для социальных групп, а не производственных коллективов.
- Деловой лидер — администрирование производства. Определяющие факторы — это опыт, профессиональные и организационные навыки, профессиональный авторитет и образование. Такой тип лидерства нацелен на решение конкретных производственных задач.
- Ситуативный лидер — такой управленец появляется только в критических ситуациях, ограниченных по времени.
Заключение
В современном мире наиболее продуктивным способом считается демократический. Важно уметь находить компромиссы и прислушиваться к потребностям группы, это во многих случаях обеспечит продуктивность работы и укрепит авторитет руководителя. Однако выбор манеры управления зависит от очень многих переменных, включая личные качества, как самого управленца, так и каждого отдельного участника группы, ситуации, целей и задач, стоящих перед коллективом.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Стили лидерства.
Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.
Стили лидерства делятся на три основных категории — авторитарный, демократичный и либеральный.
Авторитарный стиль. Подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.
Демократичный стиль. Заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.
Либеральный стиль. Можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют, что им делать. Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.
Достижение высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора:
1.Ситуация на данный момент — спокойная, стрессовая, неопределенная. В ситуации цейтнота оправдан авторитарный стиль (аврал на работе — необходимо срочно решить данную проблему).
2. Тип проблемы. К решению сложных проблем необходимо привлекать экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический стиль.
3. Коллектив — особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач — либеральный стиль (ситуация типа мозгового штурма и т.д.). Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно.
Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей.
Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства. Лидеру следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации. Именно баланс всех трех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов.
Теории лидерства
В ранних теориях лидерства делался акцент на том, какие существуют качества отличия между лидерами и последователями, в то время как более поздние теории смотрели на другие аспекты, такие как ситуативные факторы и уровень интеллекта и знания. Несмотря на большое разнообразие теорий лидерства, большинство может быть отнесено к одной из восьми основных направлений.
Восемь главных теорий лидерства:
1. Теории “великого человека”. Предполагают, что способность к лидерству является врожденной – что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.
2. Теории «характерных черт». В некотором роде похожи на теории «великого человека». Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос – главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.
3. Теории “обстоятельств”. Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.
4. Ситуационные теории. Рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.
5. Бихевиористские теории. Основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.
6. Теории силы и влияния. Концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.
7. Трансакционные теории “Теории Управления”. Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.
8. Трансформационные теории. В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно».
1 Сущность толпы
Толпа — это универсальное средство «усреднения людей» — стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения — люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня людей с низшей психологией. Формулировка термина «толпа» по Лебону, не носит оценочных характеристик — это название человеческого коллектива, имеющего особые черты, не сводящиеся к совокупности черт составляющих его индивидов, социальная система, если использовать современный термин.
В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в «законе духовного единства толпы»).
Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, целый народ. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов — толпу могут составить и несколько человек, а с другой стороны, если нет необходимых условий, и сто человек не превращаются в толпу. Жизнь толпы также весьма различна по продолжительности. Коллективная душа толпы бессознательна, это слово у Лебона достаточно неопределенно (в отличие, скажем, от Фрейда), однако ясно, что в бессознательном главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет.
Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. «Весь мир», как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, — Вольтер умнее, нежели «весь мир», если под этим словом надо понимать толпу». В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает «сознание непреодолимой силы», а с другой — поскольку толпа анонимна — теряет чувство ответственности.
В толпе индивиды «заражают» друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизмы этот в гипнозе и внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, «засыпает» сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей — им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным.[1] Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы абсурдного решения. Впрочем толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм — все зависит от того, какое внушение ее было сделано.
Таковы общие характеристики толпы. Лебон сознает, что созданная им схема толпы — идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются. Однако в качестве абстрактного объекта данная схема вполне пригодна. Рассмотрим теперь свойства толпы подробно.
studfiles.net
Основные типы и стили лидерства :: SYL.ru
Практически в каждой сфере нашей жизни, начиная от политики и заканчивая компанией друзей, имеются лидеры. Они оказывают существенное влияние на процессы, происходящие внутри общественных групп, мотивируют и побуждают людей к различным действиям. От того, насколько эффективными будут выбранные стили лидерства, напрямую зависит успех управленца.
Понятие и функции лидерства
Лидерство представляет собой межличностные отношения, построенные на власти и доминировании одного человека и подчинении остальных с целью достижения общих целей и интересов. Исходя из определения, основной функцией лидерства является формирование единых задач и мотивация к достижению желаемого для всех результата.
Управленец должен также контролировать психологический климат внутри группы. Для этого ему нужно разрешать и предотвращать конфликты, создавать положительный настрой и регулировать взаимодействия между участниками объединения.
Лидер, как правило, принимает все важные и ответственные решения, а также представляет интересы своей группы. К примеру, президент выступает от имени своей страны, а директор – от лица организации. Лидер распределяет полномочия внутри группы, осуществляет контроль за исполнением всех заданий и поручений.
Лидерские качества
Чтобы стать успешным лидером, необходимо обладать определенным набором качеств. В первую очередь к таковым относится уверенность в себе. Лидеру необходимо, чтобы в него поверили другие люди. Сделать это будет невозможно, если сам человек не уверен в своих силах.
Не менее важным качеством является решительность и готовность к риску. В сложных ситуациях лидеру необходимо самостоятельно принимать решения, которые не всегда могут оказаться правильными. Однако, если не решиться на тот или иной шаг, цели достичь не удастся.
Для лидера важно быть надежным и последовательным. Без этих качеств ему не удастся повести за собой людей, ведь никто не станет доверять человеку, который слишком часто меняет свои решения.
Помимо этого лидеру должны быть присущи инициативность и энергичность. Он не может стоять на месте и ничего не делать. Лидер постоянно должен стремиться к саморазвитию и самообразованию, искать новые способы достижения результата и оперативно решать возникшие проблемы.
Не обойтись управленцу и без отличных коммуникативных навыков, умения убеждать и чувствовать людей. Нелишними будут хорошие ораторские способности, умение представлять свой коллектив и четко излагать собственные мысли.
Стили политического лидерства
Понятие стиля лидерства подразумевает некую отличительную модель осуществления человеком своих руководящих функций, определяющуюся своеобразием его поведения и построения отношений с близким кругом людей и подчиненными, особенностями принятия решений и многими другими факторами.
В зависимости от различных признаков, существуют всевозможные типологии и классификации стилей лидерства. Наиболее распространено деление политиков в зависимости от характера их отношений с близким окружением. С этой точки зрения выделяются авторитарный, демократический и отстраненный стиль управления.
Еще одним критерием, по которому разделяются политики, является их отношение к инновациям и всевозможным изменениям. Здесь выделяются консервативный и инициативный стили лидерства. В первом случае управление осуществляется по ранее установленным нормам и правилам. Политик предпочитает с осторожностью относиться к нововведениям. Инициативный стиль лидерства предполагает активное введение реформ и преобразований, выходящих за привычные рамки управления, формирование и реализацию новых целей и идей.
Демократический стиль лидерства
Огромное влияние на работу политика оказывает его взаимоотношения со своим ближайшим окружением. Демократический стиль лидерства предполагает распределение ответственности и полномочий между подчиненными. Политик совместно со своим окружением выбирает стратегию развития и цели, которых необходимо достичь. Он уважительно относится к коллегам, прислушивается к их мнению, объективно оценивает результаты, четко распределяет полномочия и стремится к созданию атмосферы сотрудничества.
Как правило, демократический стиль и теории лидерства выбирают для себя политики, занявшие свой пост благодаря общественному признанию. Им пришлось немало потрудиться, прежде чем завоевать уважение и доверие общества. Они зависят от реакции избирателей на свои действия. Этим политикам важно, насколько эффективно их лидерство и стиль управления. Деятельность их открыта для общественности, они считаются народными лидерами.
Авторитарный стиль лидерства
Авторитарное лидерство подразумевает единоличное правление, опирающееся на приказы и принуждения. Политик самостоятельно принимает все решения, не слушает доводов и аргументов со стороны коллег. Он стремится свести к минимуму все контакты людей в коллективе. Общение подчиненных происходит через него и под его контролем. Авторитарный стиль и теории лидерства предполагают мотивирование сотрудников через административные методы, приказы и принуждения.
Как правило, лидеры, использующие этот стиль управления, вступают в должность в результате назначения. Они сначала занимают свое место, и лишь потом добиваются общественного признания посредством административных методов. Авторитарные стили политического лидерства являются основными при тоталитарных режимах.
Отстраненный стиль лидерства
Политики, использующие в своей работе отстраненный стиль лидерства, чаще всего предпочитают выступать в качестве сторонних наблюдателей. Они не проявляют особой заинтересованности в своей деятельности, при случае с удовольствием переложат выполнение обязанностей на коллег.
В ходе обсуждения важных вопросов политики, использующие отстраненный стиль управления, стараются больше слушать, чем говорить. Они редко выражают свое мнение по тем или иным моментам, избегают споров и конфликтов.
Основным методом руководства политиков, лидерство и стиль управления которых относится к отстраненному типу, являются убеждения, советы и просьбы. Они никогда не дают приказов и строгих указаний.
Зачастую, ближайшее окружение начинает манипулировать такими политиками, заставляет их действовать в своих интересах. Лидерство таких руководителей, как правило, носит формальный характер и заключается лишь в занимаемой должности. На деле же существует другой человек, фактически осуществляющий руководство. Такая ситуация очень часто встречалась во времена царей, когда на престол восходили несовершеннолетние либо непросвещенные в политике люди.
Типы лидеров
В психологии выделяются различные стили и типы лидерства. Всех управленцев можно условно разделить на две группы: в большей степени ориентирующихся на поставленные задачи либо на взаимоотношения в коллективе.
Первому типу лидеров свойственно давать подчиненным четкие указания и строго следить за их исполнением. Они довольно жесткие и требовательные. Самое главное для них — чтобы работа была выполнена в срок и качественно.
Для второго типа лидеров очень важно поддержание комфортных и теплых отношений с коллективом. Действия управленца направлены на поддержку своих подчиненных. При этом обсуждения всех важных вопросов производится чаще всего сообща, а решения принимаются голосованием.
Бывает и так, что лидеры ориентируются в равной степени на задачи и коллектив. В этом случае они также требовательны к выполнению поручений, но при этом готовы в любой момент разъяснить подчиненному все интересующие его вопросы, рассказать, почему он сделал выбор в пользу того или иного варианта. Лидеры этого типа охотно выслушивают мнения коллектива по поводу всех важных моментов, но окончательное решение всегда принимают самостоятельно. Для этих управленцев очень важно, чтобы все поставленные ими задачи были выполнены, и также необходима поддержка и одобрение со стороны подчиненных.
В некоторых ситуациях лидеры не ориентируются ни на задачи, ни на людей. При этом они передают свою ответственность другим людям.
Теория ситуационного лидерства
Суть ситуационного руководства заключается в том, что управленец выбирает, на его взгляд, эффективный стиль лидерства в зависимости от конкретных обстоятельств и условий, а также от психологического состояния сотрудников и их готовности к выполнению работы. С точки зрения этой теории, все работники делятся на 4 группы, и к ним применимы, соответственно, 4 типа лидерства.
К первой группе относятся сотрудники, которые «не способны, но настроены», то есть имеют огромное желание и стремление выполнять работу, хотят достичь высокого результата в своем деле, но при этом не обладают достаточными навыками, опытом и знаниями. Это могут быть выпускники вузов и колледжей, имеющие большие амбиции, либо люди, кардинально меняющие сферу своей деятельности. Таким сотрудникам необходима четкая постановка задачи, понятные и доступные инструкции и указания. Руководителю в работе с ними необходимо использовать директивный тип управления, то есть ориентацию на задачи.
Сотрудники, относящиеся ко второй группе, «способны, но не настроены». Иными словами, они обладают всеми необходимыми навыками и умениями для выполнения работы, однако по различным причинам не уверены в собственных силах и возможностях, боятся не справиться с заданием. В такой ситуации управленцу необходимо мотивировать и поддержать сотрудника, подбодрить и заставить поверить в себя. Здесь целесообразно применять стили лидерства, ориентирующиеся на людей.
Если сотрудник «не способен и не настроен», то он нуждается как в подробных указаниях руководителя, так и в психологической поддержки и мотивации. Лидеру в работе с такими людьми необходимо ориентироваться как на задачи, так и на коллектив.
В случае же, если сотрудник «и способен, и настроен», руководитель может применить делегирующий стиль управления. Такой работник достаточно опытен, знает, как и что необходимо делать, и уверен в том, что справится со своей задачей. Соответственно, постоянный контроль со стороны лидера здесь не нужен.
В каких профессиях необходимо быть лидером?
Лидерские качества обязательно должны быть присущи людям, занимающим руководящие должности. Без этого управлять коллективом будет очень тяжело, а, иногда, и невозможно. Именно поэтому, в требованиях к претендентам на руководящие должности обязательно указывается наличие лидерских качеств.
Очень часто в современных организациях для проверки способностей к управлению сотрудников назначают на должность «руководитель проекта». При этом человеку дается шанс проявить себя в течение ограниченного времени, показать, на то он способен и как справляется с всевозможными проблемами и трудностями. Если проектное лидерство завершилось успешно, сотрудника могут перевести на руководящую должность на постоянной основе.
В случаях, когда потенциальный лидер занимается работой, не связанной с управлением, это может существенно навредить как ему самому, так и организации в целом. Такие люди зачастую конфликтуют с руководством и коллективом из-за того, что принимают самостоятельно решения, не обсудив их со своим начальником. Помимо этого, они не получают удовольствия от работы, ощущают свою никчемность и бесполезность.
К списку профессий, в которых необходимо быть лидером, помимо руководителей и менеджеров можно отнести ведущих различных мероприятий, педагогов, а так же тех, кто имеет или планирует открыть свое дело.
Неформальное лидерство
Очень часто в коллективе большее уважение и авторитет имеет не руководитель, а рядовой сотрудник. Неформальный лидер – это человек, который имеет в некой группе наибольше влияние не зависимо от того, какую должность он занимает. Как правило, им становится тот, кто умеет завоевать симпатию и расположение людей.
Чаще всего неформальный лидер не ставит перед собой цели всем понравиться, у него это получается само собой. Основные его качества – это позитивность и обаяние. В зависимости от ситуации практически каждый человек может стать неформальным лидером. В одном коллективе может существовать несколько таких людей, причем они прекрасно уживаются между собой.
В некоторых ситуациях неформальные лидеры яро стремятся занять должность своего руководителя. Им важно быть первыми всегда и во всем. В подобных случаях человек может легко нажить себе врагов и даже остаться без работы. Существуют следующие неформальные стили лидерства и руководства: эмоциональный, организаторский, революционный и «серый кардинал». Каждый из них имеет свои особенности, недостатки и преимущества.
Эмоциональный стиль неформального лидерства
При эмоциональном типе лидерства человек заряжает коллектив своим позитивом и идеями. Такие люди мотивирует, побуждает идти за собой и вдохновляет. Они руководствуются, прежде всего, своими мечтами и фантазиями. И если таковые у них есть, они преподносят их другим так, что все в итоге загораются их идеей. Они умеют красиво говорить, интересно рассказывать и убеждать.
Эмоциональные стили лидерства и руководства имеют и свои недостатки. Прежде всего, такие люди зачастую не имеют четкого плана и представления о том, каким образом задуманное будет реализовано. Если же их план потерпел неудачу, они будут винить в этом окружающих, срывать на них свой гнев и недовольство.
Организаторский стиль неформального лидерства
Организаторские стили лидерства в отличие от эмоциональных характеризуются четким планом действий и продуманностью каждого шага. Неформальный лидер этого типа ведет за собой людей благодаря тому, что у него на каждый вопрос имеется ответ и инструкция. С ними легко работать, ведь они всегда знают, что и как необходимо сделать.
Однако того, что имеется в избытке при эмоциональном стиле лидерства, здесь не достает. Такие люди, как правило, не умеют вдохновлять и зажигать людей. Им не хватает открытости в проявлении своих эмоций и чувств. Такие люди часто имеют проблемы с личной жизнью, ведь обычному человеку тяжело всегда жить по четкому плану.
Революционный стиль неформального лидерства
Революционные стили лидерства в организации проявляются в постоянных спорах с начальством, желанием во что бы то ни стало навязать свою идею и мнение руководству. Они не станут молчать, если их что-то не устраивает. Неформальные лидеры этого типа всегда защищают слабую сторону коллектива. Они с легкостью критикуют и не боятся высказываться и спорить.
Недостатком людей, использующих подобные стили лидерства, психология считает неумение позитивно мыслить и сдерживать в некоторых ситуациях свой пыл. Как раз таки из-за отсутствия самоконтроля они часто недолюбливаются начальством, а иногда и вовсе рискуют остаться без работы.
Серый кардинал
Стиль неформального лидерства «серый кардинал» характеризуется тем, что человек входит в доверие к руководителю и фактически перенимает на себя функции управления. Шеф советуется с ним по всем вопросам, передает ему часть своих полномочий, прислушивается к его мнению и советам. При этом такой лидер пользуется огромным уважением как со стороны начальства, так и коллектива.
Недостатком является то, что «Серый кардинал» всегда остается на втором плане, так как боится ответственности. Он никогда не продвинется по службе до руководящей должности.
www.syl.ru
Авторитарное лидерство
Стили лидерства
Определение 1
Лидерство представляет собой систему реализации управляющего воздействия на группу и ее членов.
Складываясь как стихийный социальный феномен, возникающий на основании пересечения потребностей и интересов членов группы, с конкретным образом человека, способствующего их реализации, через групповую деятельность, лидерство предоставляет возможность широкого влияния на последователей, причем отличного от менеджерского администрирования. Воздействие, осуществляемое неформальным лидером осуществляется прежде всего через активацию и побуждение последователей к деятельности, указание им направления работ, в том числе личным примером, повышения уровня мотивации деятельности, через вовлечение членов группы в реализацию целей организации.
Вместе с тем, лидеры не ведут себя одинаково, решая поставленные перед ними задачи, по-разному используя свой авторитет и доверие группы. Выделяют три устойчивых сочетания характерных лидерских приемов, предпочтение которых зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних, это:
- Демократический стиль
- Либеральный стиль
- Авторитарный стиль
Демократический стиль лидерства предполагает активное вовлечение лидером собственных последователей во все аспекты управления деятельностью и взаимоотношениями в группе. При демократическом стиле все решения принимаются коллегиально и ответственность, за их осуществление, также разделяется между членами группы. Лидер поощряет инициативность и самостоятельность членов группы, однако вместе с тем сохраняет свое привилегированное положение, являясь «первым среди равных». Лидер использует мягкие средства воздействия на группу, через убеждение ее членов в необходимости выдвинутых идей и действий, реакции эмоционального заражения.
Либеральный стиль характеризуется практически пассивной позицией лидера. Членам группы предоставлена максимальная свобода в организации и осуществлении деятельности, они сами определяют содержание и характер работы, исходя из соотнесения собственных целей с целями группы. Лидер при этом находится как бы «в стороне», его позиция – наблюдение, он практически не использует средства поощрения и наказания, в лучшем случае обозначая общее направление деятельности группы. Ответственность за результат также снимается с лидера и перераспределяется на членов группы.
Авторитарный стиль
Противовесом демократическому и либеральному выступает авторитарный стиль лидерства. Его специфической чертой является схожесть набора управленческих инструментов лидера и руководителя. Авторитарный стиль предполагает наличие исключительной позиции лидера по отношению к группе. Лидер полностью берет на себя ответственность за группу и ее деятельность, одновременно единолично осуществляя управление деятельностью, а также регламентацию взаимоотношений внутри группы. Позиция членов группы сравнивается с позицией подчиненных, которые должны беспрекословно следовать установленным правилам и решениям лидера, нередко в следствии давления и страха наказания за невыполненное задание.
Вместе с тем, не смотря на свою предельную жесткость и определенную ограниченность авторитарный стиль может являться необходимым, для обеспечения эффективный деятельности группы, при наличии ряда условий. К числу основных переменных, регламентирующих выбор стиля лидерства можно отнести:
- особенности ситуации
- тип проблемы
- характеристики коллектива
Ситуация характеризуется прежде всего временными рамками, а также условиями в которых протекает деятельность коллектива. В комфортных условиях, при большом запасе времени демократический и либеральный стиль могут приводить к высоким результатам, однако, когда ресурсы резко ограничены, например, в экстренной ситуации или при аврале, именно авторитарный стиль лидерства позволит максимально эффективно и оперативно использовать наличные ресурсы и организовать деятельность.
Сложность и параметры проблемы также накладывают определенные ограничения. Чем больше неизвестных переменных, и чем более сложна проблема, тем в большей степени лидер нуждается в привлечении членов группы к принятию решений. Выполнение рутинных обязанностей в тоже время требует больше организованности и контроля, которые предполагают авторитарный стиль.
Коллектив может иметь различный состав, степень сплоченности, время своего существования и т.д. Сработанные коллективы способны к самоорганизации даже в тяжелых условиях, в то время как новые или разобщенные коллективы потребуют более жесткой позиции лидера.
Авторитарный стиль в наибольшей степени, чем остальные нацелен на получение конкретного результата, однако злоупотребление им может привести к деградации коллектива, из-за подавления инициативы и регламентации внутренних связей, а также потере лидером авторитета, в результате чрезмерной ответственности за совершаемые ошибки и преобладание аверсивных методов стимуляции.
Власть авторитарного лидера
Замечание 1
Авторитарный стиль лидерства предполагает наибольшую, в сравнении с остальными стилями, демонстрацию власти лидера. Вместе с тем, сама власть не однородна и может основываться на различных источниках.
Власть лидера может иметь личный или организационный характер. К числу личных источников власти можно отнести экспертную власть, власть примера и связи.
Экспертная власть предполагает превосходство лидера над последователями в области конкретно-практических знаний, связанных с их обязанностями. Опираясь на экспертную власть лидер может регламентировать и управлять работой членов группы, указывать на их ошибки, давать рекомендации. Однако данный тип власти наиболее характерен для лидеров на местах, которые непосредственно взаимодействуют с работниками. Чем выше лидер по иерархической лестнице, тем в меньшей степени он имеет возможность реализовывать данный тип власти.
Власть примера предполагает, что лидер является образцом актуализации потребностей собственных последователей. Они ориентируются на него и его поступки, повторяя предлагаемые модели поведения, легко улавливая направленность деятельности. Связи реализуются через широкую сеть личностных взаимосвязей лидера как с членами группы, так и за ее пределами, которые позволяют ему влиять на решения и поведение отдельных лиц.
К числу организационных источников власти можно отнести:
- принуждение
- вознаграждение
- легитимность решений
- информацию
2dip.su
16. Лидерство
Стиль руководства — характерные черты поведения, приёмов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Авторитарный стиль руководства может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а так же в экстремальных условиях.
Демократический (прогрессивный) стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Применение либерального (клубного) стиля свидетельствует о нечёткости определения целей группы и её роли в производственном процессе.
6.1. Понятие лидерства. Теория черт. Поведенческие теории лидерства
Применительно к деятельности менеджера (управленца), на наш взгляд, понятие руководства и лидерства можно развести следующим образом. Руководитель, это управленец в тоq части его работы/которая направлена непосредственно на организацию работы людей Руководитель имеет влияние на людей уже благодаря своей позиции в организационной иерархии, своему официальному статусу в ней. Этот источник влияния, получивший название законная или легитимная власть, может быть не единственным источником влияния на людей, которым обладает конкретный индивид в позиции руководителя. Он может быть также экспертом в технических вопросах, решаемых подразделением, быть симпатичным и уважаемым человеком, обладать связями. Все это в совокупности дает ему возможность мобилизовать и вести возглавляемое им подразделение в направлении поставленных целей, то есть выполнять лидерскую функцию, быть лидером. Он может действовать в том же направлении, не обладая желательными для лидера, указанными выше, свойствами, используя только данные ему положением институциональные источники власти: вознаграждать и наказывать, отдавать распоряжения. Можно руководить, оказывая влияние и такими способами. То есть, понятие лидерства шире понятия руководства, но в деятельности отдельного человека руководитель и лидер совпадают. Разумеется можно быть лидером и не являясь менеджером, то есть не имея должностных полномочий руководителя влиять на людей, мотивируя их на достижение некоторых целей. Совпадают они с организационными или нет, это уже другой вопрос, отрицательный ответ на который создает основание для внутриорганизационного конфликта, который мы будем рассматривать в рамках политического подхода в менеджменте.
Приведем примеры представлений о лидерстве, высказанных ведущими философами, социологами и психологами XIX-XX веков.
Фридрих Ницше: Стремление к лидерству — проявление творческого инстинкта человека. Лидер вправе третировать мораль — оружие слабых.
Габриэль Тард: Подражание последователей лидеру — основной закон социальной жизни.
Зигмунд Фрейд: Подавленное либидо может переходить в стремление к лидерству. Массы нуждаются в лидере, аналогично отцу семейства.
Альфред Адлер: Стремление к лидерству — компенсация чувства неполноценности личности.
Макс Вебер разработал три типа легитимности (необходимого условия стабильности и эффективности власти, признания права носителей власти на управление): легитимность, основанную на традиции, легитимность, основанную на праве и, наконец, легитимность, основанную на харизме.
В первом случае в основе власти лежит обычай, властные отношения регулируются традиционно сложившимися установлениями. Второй случай- господство закона- означает, что люди следуют определенным кодифицированным правилам, признавая именно такое поведение оптимальным для согласования интересов, для разрешения конфликтов и для обеспечения социального взаимодействия. Третий тип легитимности — харизматический — базируется на признании исключительного права именно этого человека или именно этой группы на управление людьми.
Курт Левин выделил авторитарный, демократический и анархический стили лидерства.
Авторитарный (директивный, властный) — лидерский стиль, при котором лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя во всех деталях их работу. Авторитарный лидер почти все функции управления сосредотачивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия.
Демократический (коллегиальный, коллективный) лидерский стиль — лидер стремится управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых разных групповых делах.
Либеральный (анархический, попустительский) лидерский стиль — форма руководства, при которой лидер практически отстраняется от активного управления группой, и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы, позволяя членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действий.
«Теория лидерских ролей» — Р. Бейлз. (50-е годы). Лидерство — это принятие особой роли. Автор выделяет две лидерские роли: профессионала и социально-эмоционального специалиста. (Или инструментальный и эмоциональный лидеры). В эффективной группе должны быть представлены обе формы лидерства.
«Теория черт» — Е. Богардус (30-е годы). Подход, сторонники которого считают, что основной причиной того, что человек становится лидером является обладание уникальными чертами характера. Харизма — врожденное качество, предопределяющее лидерство.
«Интерактивная теория» Р. Крачфилд, Д.Креч, Хоманс. Лидерство есть результат внутригруппового развития. Лидерство можно предсказать, зная характеристики членов группы, структуру группы, сложившуюся ситуацию, выполняемую задачу и индивидуальные особенности кандидатов в лидеры.
«Ситуативная теория» — Т. Ньюком, А. Харе, К. Блэнчарда, Ф. Фидлера Лидерство — продукт ситуации, сложившейся в группе.
«Синтетическая теория». Лидерство понимается как процесс организации межличностных отношений. Лидер — субъект управления этим процессом. Учитывается взаимосвязь трех факторов: лидеров, последователей и ситуации.
«Теория определяющей роли последователей». Лидерство есть функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера.
Стили лидерства. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Подход с позиции личностных качеств или «Теория черт». Руководство и лидерство стало объектом исследования, когда в начале XX столетия впервые стали изучать управление. Исследователи ставили цель: выявить свойства и личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства (или теории великих людей) лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Эти теории возникли, по-видимому, под влиянием исследований Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности. Первоначально были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями. В дальнейшем на основе эмпирических исследований пытались обнаружить лидерские качества. К таким качествам относили, уровень IQ и компетентности, впечатляющую внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и большую степень уверенности в себе.
Несмотря на сотни проведенных исследовании, исследователи не пришли к единому мнению о наборе качеств, которыми непременно обладает крупный лидер. В обобщающем обзоре такого рода работ, предпринятом Стогдилом в 1948 году, было отмечено, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Был сделан вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств.» Изучение лидерства стало развиваться в направлении исследований стилевых особенностей поведения руководителя, которые делают его более эффективным при решении тех или иных задач.
Однако, недавно социальные психологи — Хоган с соавторами (цит. по Майерс Д., 1997, стр. 395) вновь заинтересовались, существуют ли качества, характеризующие хорошего лидера в различных ситуациях. Ими продолжены исследования таинственного качества «харизмы», которая связывается теперь с уверенностью: человека, порождающей горячую поддержку со стороны последователей. Для харизматического лидера типичны убедительные представления о желательном положении дел, то есть видение в терминах стратегического управления, способность сообщить свое видение окружающим в доступной для них форме, достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их. Заметим, что лидерство в данном исследовании понималось в духе символического или символико-политических подходов. Неудивительно, что личностные тесты выявили у эффективных лидеров незаурядность, энергичность, добросовестность, покладистость, эмоциональную устойчивость и уверенности в себе.
Поведенческий подход. Этот подход создал основу для классификаций и стилей поведения руководителя: Согласно этому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой доведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток этого подхода: тенденция исходить из представления о существовании одного оптимального стиля руководства.
Стиль руководства— это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Первоначальной и классической классификацией стилей руководства является классификация в рамках авторитарно — либерального континуума.
Автократичный руководитель использует в основном власть принуждения, аппелируя к потребностям более низкого уровня, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на который они оперируют.
Теория «X» Дугласа МакГрегора представляет собой отношение менеджера к работнику, обосновывающее выбор авторитарного стиля руководства:
Люди изначально не любят трудится и при возможности избегают работы.
У людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
В результате автократ стремится: централизовать полномочия, структурировать работу подчиненных, не давать подчиненным свободы в принятии решений. Представления демократичного руководителя о работниках МакГрегор назвал теорией «Y»:
Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но они будут стремится к ней.
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем встречается часто,
а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности высокой цели, автономии, и самоактуализации. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. В таких организациях высокая степень децентрализации полномочии; подчинённые принимают активное участие в принятии решений; пользуются широкой свободой в выполнении заданий; определив цели организации, руководитель позволяет подчиненным поставить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал; нет жесткого контроля, работа оценивается после ее выполнения; руководитель развивает в подчиненных самостоятельность; много усилий вкладывается руководителем в развитие атмосферы открытости и доверия, чтобы если подчиненным понадобилась помощь, они обращались к руководителю.
Исследование эффективности стилей
Самое раннее исследование было проведено Куртом Левиным. Он исследовал 10-летних мальчиков, которые были разделены на несколько групп, каждую из которых возглавил взрослый, демонстрирующий различные стили руководства: авторитарный, демократичный и либеральный.
В результате исследования был сделан вывод, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное; но с другой стороны дети в группах с авторитарным руководителем были менее мотивированы, выполняли задания с меньшей оригинальностью, отношения в группе были менее дружелюбными, дети вели себя более агрессивно по отношению друг к другу, с руководителем — более зависимо и покорно.
Ренсису Лайкерту принадлежит идея о двух основных ориентациях в деятельности менеджера на цель (задачу) и на процесс достижения высоких результатов, то есть на создание высокоэффективных, оптимально взаимодействующих коллективов людей, которые качественно выполняют работу. Р. Лайкерт предложил свою концепцию в 60-е годы (Likert, R.,1961).Эти две ориентации иногда в литературе называют двумя стилями лидерства или стилями руководства.
Целевой лидер — сосредоточен на работе, (ориентирован на задачу), — прежде всего заботится об определении заданий и разработке системы вознаграждений, ведущей к большей производительности труда (классический пример — Фредерик Тэйлор).
Социальный лидер сосредоточен на человеке, заботится прежде всего о людях. Он пытается повысить производительность труда путем совершенствования человеческих отношений в группе работников.
Вывод Лайкерта: стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. В его исследовании не встретилось ни одного руководителя, у которого бы обе этих направленности проявились значительной степени и одновременно, в результате были предложены программы тренинга руководителей для повышения их коммуникативных навыков и навыков формирования команд. Однако в конце 80-х годов английские социальные психологи Питер Смит и Монир Тейб сообщают об исследованиях, проведенных в Индии, на Тайване и в Иране, в которых они обнаружили, что наиболее эффективные руководители низшего звена в угольной промышленности, банковском деле и государственной администрации показывают по обоим тестам — и целевого и социального лидерства, (цит. по Майерс Д., 1997, стр.394) высокие результаты.
Интересно, что «разносторонние» лидеры были обнаружены в кросс культурных исследованиях тридцать лет спустя после выдвижения идеи Р. Лайкертом. Повлияли ли взгляды школы человеческих отношений на установки менеджеров нового поколения, или сыграли свою роль особенности более коллективистических культур Индии, Тайваня или Ирана покажут дальнейшие исследования. Нам важно отметить, что и здесь, как в исследовании Роберта Квина ( Quinn, R.E.. 1988), которое мы обсуждали в связи с ролями менеджера, эффективность соотносится с разносторонними направленностями личности.
Множество исследований было проведено для того, чтобы доказать преимущество одного стиля перед другим. Приверженцы демократического стиля пытались доказать, что этот стиль всегда более эффективен, чем авторитарный. Однако, имеются ситуации, когда авторитарный стиль оказался очень эффективным. Томас Уотсон-младший слыл тираном, однако, именно он сделал «IBM» ведущей мировой корпорацией.
Демократичный стиль обладает своими привлекательными сторонами. Можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие работников в принятии решений всегда вели к большей удовлетворенности от работы и более высокой производительности.
К сожалению, это происходит далеко не всегда. Ученые встречали ситуации, в которых работники принимали участие в принятии решений, но степень удовлетворенности от труда была низкой, а также ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.
Выводы о соотношении удовлетворенности, стиля руководства и производительности
Во многих ситуациях демократический и ориентированный на человека стиль руководства не приводит к большей удовлетворенности работников.
В ситуациях, где исполнитель действует на уровне более низких потребностей, демократический стиль может снизить степень удовлетворенности, но это имеет место не всегда.
Большая степень удовлетворенности — это меньшая текучесть кадров, прогулов и производственных травм, часто большая производительность труда. Но низкая текучесть кадров не обязательно свидетельствует о большой степени удовлетворенности.
Более высокий моральный настрой и большая удовлетворенность не всегда повышают производительность.
Все это привело к созданию ситуационного подхода к лидерству.
studfiles.net