Авторитарный стиль руководства: Авторитарный стиль управления: плюсы и минусы

Содержание

что предпологает, плюсы и минусы

Содержание:

  • Что такое авторитарный стиль руководства
  • В педагогике
  • В управлении персоналом
  • Достоинства и недостатки такого управления
  • Основные ошибки
  • Когда это эффективно
  • Примеры авторитарного типа руководства
  • Видео

Тот путь, который выбирает руководитель для эффективной работы с подчиненными, называется стилем управления. Каждый из них имеет свои инструменты и методы. Авторитарный стиль руководства отличается соблюдением высокого уровня дисциплины.

Авторитарное руководство подразумевает высокий уровень дисциплины

Что такое авторитарный стиль руководства

Считается, что способ единоличного руководства с установлением строгой дисциплины – этo авторитарный стиль руководства. Его главный принцип – абсолютный авторитет, главенство руководителя. Авторитарность основывается на умении принимать быстрые решения, на четких и ясных распоряжениях, не допуская при этом возражений, а также на отрицании любых проявлений инициативы со стороны подчиненных. Данный стиль руководства считается эффективным в случаях, когда организация достигла кризиса в трудовой дисциплине. Однако именно этот стиль управления считают опасным в связи с возникновением текучести кадров.

В педагогике

Предпочтение авторитарного руководства среди преподаватей повышает внешние показатели их работы. Такая статистика прослеживается за счет достижения высокого уровня дисциплины и успеваемости учащихся.

Однако этот педагогический подход имеет минусы – социально-психологическая атмосфера такого класса неблагополучна, поскольку учащийся попросту не имеет права выразить собственное мнение. Любая инициатива, исходящая от учащегося, воспринимается авторитарным педагогом в виде акта своеволия, что для последнего недопустимо. Подавление воли учащегося имеет губительное влияние на его дальнейшее социально-психологическое развитие.

В управлении персоналом

Менеджмент и управление персоналом – та сфера, в которой наиболее часто применяется авторитарный метод управления. С целью повысить эффективность рабочего процесса, упорядочить провоцирующее поведение сотрудников принимается решение применить директивный стиль. Таким образом, начальник сам отвечает за ход работы, исключая делегирование своих полномочий в любом виде. Авторитарный руководитель дает четкие указания, которые члены персонала обязаны выполнять беспрекословно.

Обратите внимание! Известны случаи, когда руководитель злоупотреблял властью, что приводило организацию в упадок – сотрудники оставляли свои должности, от чего страдала деятельность организации в целом.

Иногда руководители злоупотребляют полномочиями

Достоинства и недостатки такого управления

Стили педагогического общения и их краткая характеристика

Один из главных плюсов данного стиля управления заключается в эффективном поведении руководителя. Преимущество авторитарного руководителя в том, что он осознает уровень своей ответственности и в проблемных, даже кризисных случаях способен быстро сориентироваться и в кратчайшие сроки принять те или иные решения. Бывает, что компании, находящиеся в упадке, решаются принять помощь, нанимая на пост главы авторитарного руководителя. Несомненно, любая существующая демократия прекращает свое функционирование, поскольку новый руководитель предполагает единственную цель – поднять компанию и добивается ее, прежде всего, через жесткий контроль выполнения работы над указаниями.

Естественно, не обходится без недостатков. В первую очередь, психология современного человека в эпоху свободы слова и действия не способна работать в условиях авторитарного отношения, которого руководитель может добиваться посредством оскорблений и принижений профессиональных качеств сотрудника. В таком случае может образоваться текучесть кадров, выражающаяся в постоянном уходе сотрудников. В то же время новички не успевают освоиться, набраться опыта, и либо их увольняют, либо они уходят сами. Рано или поздно при таком положении дел компания прекратит свое существование.

Основные ошибки

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Авторитарный стиль руководства – это инструмент, который целесообразно применять в течение ограниченного времени, иначе авторитарный руководитель может перейти черту, почувствовав власть, начав ею злоупотреблять. Учитывая, что авторитарный стиль не допускает обычных дружеских бесед с подчиненными, многие руководители нередко забываются, и вместо того, чтобы отдать обычный приказ, они прибегают к острой критике, включающей в себя оскорбления и унижения. Поощрения при данном стиле руководства также не приветствуются, однако наказания за непослушание или неправильное выполнение приказа могут принять неадекватный вид.

Авторитарный руководитель несет большую ответственность

Авторитарный руководитель – лицо с огромным количеством ответственности. Недопустимо пренебрежение этой ответственностью, также как и попытка возложить ее на подчиненных. Однако в погоне за результативностью некоторые руководители могут потерять самообладание, срывая злость за имеющиеся неудачи, невыполненные сроки и т. д. на сотрудниках. Единственное, к чему это приведет, – потеря сотрудников одного за другим, что явно не пойдет на пользу организации. Одно дело – наказать или уволить сотрудника за неподчинение. Другое – запугать его так, чтобы прочие члены команды приняли решение покинуть рабочие места, лишенные мотивации и веры в положительный результат тяжелой работы.

Когда это эффективно

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

Есть ряд причин, по которым необходимо применять авторитарный стиль руководства. Среди них выделяют периоды на предприятии, когда дисциплина сотрудников снижается, вместе с ней падают финансовые показатели самой организации, ее доходов. Директор-автократ требуется для того, чтобы наладить работу коллектива, хотя и за счет принятия жестких мер. В крайнем случае, самые слабые звенья покинут свои места, на которые будут наняты другие сотрудники. При характерном управлении организация, находящаяся в упадке, вскоре займет свои прежние позиции и устремится к прогрессу.

Обратите внимание! Сотрудникам, которые подверглись смене стиля руководства, стоит помнить, что это временное явление. Приложив максимум терпения, послушания и навыков, каждый член коллектива сможет стать частью того исторического момента, когда организация выйдет из кризиса.

Примеры авторитарного типа руководства

Одним из ярчайших положительных примеров авторитарных руководителей является Генри Форд. Он настолько тщательно подходил к отбору сотрудников, что буквально изучал всю их подноготную. Сосредоточенность на структурных мелочах, эффективная и продуманная работа позволили ему основать всемирно известную компанию.

Другой пример принадлежит очередной автомобильной компании «Крайслер», которая некоторое время пребывала в кризисе. В конце концов, был приглашен специалист, сумевший объединить авторитарное и  демократическое управление. В итоге такая общность ориентаций управления помогла компании вырваться на мировой уровень.

Руководство Крайслера соединило демократический и авторитарный стили управления

Авторитарный стиль руководства характеризуется как противоречивый. Многие считают этот стиль жестоким, поскольку мнение, опыт и навыки подчиненных не берутся в расчет. С другой стороны, есть немало примеров, когда именно этот тип правления вытаскивал организации из упадка. Так или иначе, он имеет свое место среди руководителей, к нему нередко прибегают в случаях, когда компания подвергается кризису.

Видео

Автор:

Нaтaлия Погорелая

Авторитарный стиль управления: плюсы и минусы


Что такое авторитарный стиль руководства

Считается, что способ единоличного руководства с установлением строгой дисциплины – этo авторитарный стиль руководства. Его главный принцип – абсолютный авторитет, главенство руководителя. Авторитарность основывается на умении принимать быстрые решения, на четких и ясных распоряжениях, не допуская при этом возражений, а также на отрицании любых проявлений инициативы со стороны подчиненных. Данный стиль руководства считается эффективным в случаях, когда организация достигла кризиса в трудовой дисциплине. Однако именно этот стиль управления считают опасным в связи с возникновением текучести кадров.

В педагогике

Предпочтение авторитарного руководства среди преподаватей повышает внешние показатели их работы. Такая статистика прослеживается за счет достижения высокого уровня дисциплины и успеваемости учащихся.

Однако этот педагогический подход имеет минусы – социально-психологическая атмосфера такого класса неблагополучна, поскольку учащийся попросту не имеет права выразить собственное мнение. Любая инициатива, исходящая от учащегося, воспринимается авторитарным педагогом в виде акта своеволия, что для последнего недопустимо. Подавление воли учащегося имеет губительное влияние на его дальнейшее социально-психологическое развитие.

В управлении персоналом

Менеджмент и управление персоналом – та сфера, в которой наиболее часто применяется авторитарный метод управления. С целью повысить эффективность рабочего процесса, упорядочить провоцирующее поведение сотрудников принимается решение применить директивный стиль. Таким образом, начальник сам отвечает за ход работы, исключая делегирование своих полномочий в любом виде. Авторитарный руководитель дает четкие указания, которые члены персонала обязаны выполнять беспрекословно.

Обратите внимание! Известны случаи, когда руководитель злоупотреблял властью, что приводило организацию в упадок – сотрудники оставляли свои должности, от чего страдала деятельность организации в целом.


Иногда руководители злоупотребляют полномочиями

Основные черты авторитаризма

  • Как уже говорилось выше, догматичность. То есть верное следование идеям, которые считаются нерушимыми, истинными. А это говорит о негибкости управляющего. Он не способен менять своё мнение, даже в тех ситуациях, где это крайне необходимо сделать, иначе последуют совсем неблагоприятные последствия.
  • Запрет. На индивидуальность, свободу действий, инициативу и прочее. Исполнительность – чуть ли не единственная черта, которая поощряется.
  • Отсутствие доверительных отношений.
  • Жесткость в обращении и требовательность. Именно по этой причине ценится исполнительность. Работник обязан чётко следовать инструкциям и ни в коем случае не проявлять самодеятельность.
  • Наказание. Персонал не несёт ответственности за результат своей деятельности, так как лишён возможности принимать решения. Отчего подвергается наказаниям в случае несоблюдения границ. Например, за опоздания, прогулы, несвоевременность выполнения поручений.
  • Микроклимат в коллективе оставляет желать лучшего. Отношения сугубо коллегиальные, официальные, поверхностные. Люди не имеют шансов приблизиться друг к другу хотя бы по той причине, что даже этот процесс контролирует начальство.
  • Большая дистанция между менеджером и его подчинёнными. Даже мысли о более тесном общении не допускаются. Начальник – слишком недоступная фигура, чтобы позволить себе вольность в разговоре.
  • Отсутствие эмоциональной поддержки или сочувствия. Так как сотрудники воспринимаются только в профессиональном плане, ни о каких их личных характеристиках не может идти и речи. Что происходит внутри, какие переживания и сложности возникают – никого не волнует. Человек должен качественно выполнять свою работу, несмотря на эмоциональное состояние. Расстраиваться и волноваться можно только дома или в нерабочее время.
  • Субъективность. Право на мнение имеет только один человек, соответственно, достаточно сложно объективно мыслить и оценивать действия персонала.
  • Мало возможностей для проявления инициативы, которая может быть «наказуема».
  • Вертикальность подачи информации. То есть, только от вышестоящего по должности лица к низшему по званию.


Достоинства и недостатки такого управления

Стили педагогического общения и их краткая характеристика

Один из главных плюсов данного стиля управления заключается в эффективном поведении руководителя. Преимущество авторитарного руководителя в том, что он осознает уровень своей ответственности и в проблемных, даже кризисных случаях способен быстро сориентироваться и в кратчайшие сроки принять те или иные решения. Бывает, что компании, находящиеся в упадке, решаются принять помощь, нанимая на пост главы авторитарного руководителя. Несомненно, любая существующая демократия прекращает свое функционирование, поскольку новый руководитель предполагает единственную цель – поднять компанию и добивается ее, прежде всего, через жесткий контроль выполнения работы над указаниями.

Естественно, не обходится без недостатков. В первую очередь, психология современного человека в эпоху свободы слова и действия не способна работать в условиях авторитарного отношения, которого руководитель может добиваться посредством оскорблений и принижений профессиональных качеств сотрудника. В таком случае может образоваться текучесть кадров, выражающаяся в постоянном уходе сотрудников. В то же время новички не успевают освоиться, набраться опыта, и либо их увольняют, либо они уходят сами. Рано или поздно при таком положении дел компания прекратит свое существование.

Виды стилей в управлении

Методы управления персоналом – актуальная тема, вокруг которой постоянно возникают громкие споры. Психологи и специалисты в сфере менеджмента не могут прийти к единому решению, касаемо данного вопроса. Сама теория управления персоналом появилась в начале двадцатого столетия. За это время, созданные методы неоднократно видоизменялись и приобретали новое значение. Развитие данной науки привело к созданию нескольких фундаментальных моделей управления персонала. Каждая методика имеет уникальную специфику и отличается от других стилей руководства.


Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо

Авторитаризм

Данный термин обозначает властный тип управления персоналом. Основой этого стиля является желание установить собственную власть во всех сферах жизни компании. Этот метод управления подразумевает то, что работники фирмы будут получать минимальные крупицы информации. Такой подход к управленческой деятельности объясняется страхом потерять собственную должность и недоверием к персоналу. Начальники, придерживающиеся этого стиля, стремятся огородиться от сильных и талантливых сотрудников. Лучшими работниками становятся те, кто способен угадать мысли начальника с первого слова.

Данный стиль управления приводит к возникновению сплетен и интриг внутри коллектива. Следует отметить, что в этом случае работники неспособны на самостоятельные действия. Большинство производственных вопросов решаются только при помощи начальства, поскольку никто из подчиненных не может спрогнозировать реакцию директора на проявленную инициативу.

Авторитарный стиль управления отличается непредсказуемостью действий лица, занимающего руководящий пост. В такой ситуации работники боятся разговаривать о возможных негативных последствиях принятых решений. Избранная манера поведения приводит к созданию иллюзии того, что все происходит согласно установленному плану. Работники не решаются отстаивать собственную позицию даже в той ситуации, когда видят неточности в решении руководителя. Важно отметить, что такая политика администрации компании мешает работе персонала из-за сильного морального давления.

Авторитарный стиль подразумевает передачу власти одному человеку. Человек, занимающий пост генерального директора, самостоятельно решает рабочие вопросы, определяет роль каждого подчиненного и лишает работников возможности самостоятельно принимать решения. Задачей сотрудников является беспрекословное выполнение распоряжений. Именно необходимость жесткого контроля объясняет тот факт, что работники получают минимальную информацию о планах начальства. Человек, выбравший эту модель управления, должен быть жестким и властным. Эффективность этого метода наблюдается только в том случае, когда начальнику удается навязать своим подчиненным собственную волю.

По мнению самого директора компании, все подчиненные стараются избежать выполнения своих непосредственных задач. Именно поэтому начальство использует различные методы контроля и принуждения к труду. Такие руководители часто внедряют в свои предприятия различные системы наказаний. Сама атмосфера, царящая в коллективе, редко принимается во внимание, поскольку начальник ставит жесткие границы между собой и работниками. По мнению психологов, данная манера поведения имеет ряд неблагоприятных последствий. В данном случае сотрудники компании рассматриваются лишь как инструмент, использующийся ради достижения поставленных целей. Люди, трудящиеся в таком коллективе, часто испытывают недовольство своей работой.

Возникновение интриг, попытки угодить начальству и подставить своих коллег являются отличной почвой для развития стресса. Увеличение психологической нагрузки приводит к возникновению различных болезней. Использование этой модели поведения целесообразно лишь в нескольких случаях:

  1. Армия и условия боевых действий.
  2. Государственные структуры, требующие выстраивания четкой иерархической лестницы.
  3. Компании, с низким уровнем сознательности работников.


Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации

Демократизм

Эта методика руководства основывается на том, что все сотрудники компании принимают участие в жизни организации. В задачу начальства входит равномерное разделение ответственности между всеми участниками трудового процесса. Название данной методики образовано благодаря латинскому слову «demos», которое переводится как «власть народа». Многие психологи утверждают, что этот стиль является одной из самых эффективных моделей управления. Анализ эффективности различных методик управления показал, что рассматриваемый вариант позволяет в несколько раз увеличить результативность труда работников.

Начальство, использующее эту методику, полностью доверяет своим сотрудникам и принятым ими решениям. В таком коллективе царит равноправие, а все труженики принимают активное участие в решении всех важных вопросов, стоящих на повестке дня. Использование этой методики подразумевает создание доверительной связи между работником и администрацией. Эта связь основывается на взаимопонимании между всеми участниками рабочего процесса.

Демократический стиль управления позволяет находить новые способы решения административных вопросов, благодаря участию в обсуждении каждого работника. Именно этим объясняется желание начальства выслушать мнение всех тружеников. Подобный подход гарантирует повышение качества работ и ускорение внутренних процессов. Выбор этой модели поведения означает, что руководство компании будет применять методы убеждений и стимулирования подчиненных, вместо попыток навязывания собственных решений. Этот метод подразумевает использование штрафных санкций только в той ситуации, когда генеральный директор перепробует все остальные доступные методы.

Многие психологи отмечают высокую эффективность данной стратегии поведения. Начальство, использующее эту методику, искренне интересуется достижениями работников. Все решения принимаются с учетом потребностей работников. Доброжелательное отношение способствует росту инициативности и активности тружеников. Человек, полностью удовлетворенный своей работой, стремится повысить свои профессиональные навыки и результаты труда. В такой атмосфере, каждый человек довольствуется собственным положением. Большинство специалистов отмечают, что такая атмосфера позитивно воздействует на психологическое и физическое здоровье работников.

Выбранный стиль руководства тесно взаимосвязан с личностными качествами человека. Лица, выбирающие демократичную модель поведения, имеют высокий авторитет среди персонала. Для того чтобы этот стиль был эффективен, начальнику необходимо быть опытным оратором и тонким психологом. Только при наличии всех вышеперечисленных качеств, данный стиль принесет необходимый результат. В противном случае попытки начальства наладить работу внутренних механизмов компании, обречены на провал.

Либерализм

Либеральный стиль управления в организации можно назвать свободной моделью поведения, которая предполагает терпимость и снисхождение к проступкам работников. Этот метод подразумевает полную свободу действий каждого труженика. Сам начальник редко принимает непосредственное участие в рабочих моментах. Как правило, такие лица стремятся переложить свои функции на заместителя, поручая ему контроль над ситуацией.

Выбор этой модели поведения наглядно демонстрирует окружающим, что лицо, занимающее руководящий пост, плохо разбирается в своих обязанностях. В данном случае, решительные действия принимаются только в том случае, когда подобные указания поступают непосредственно от собственника компании. В случае возникновения проблем, такой директор попытается уклониться от возложенной на него ответственности. Решение важных вопросов, связанных с деятельностью фирмы, перекладывается на заместителя либо других лиц. Для того чтобы заслужить авторитет среди работников, либералы выписывают сотрудникам премии или оформляют льготы.


Руководитель является ведущим и организатором в системе управления

Несмотря на все недостатки, данный стиль также демонстрирует эффективность в некоторых направлениях бизнеса. Такая модель поведения может использоваться в следующих сферах:

  1. Партнерская компания, созданная несколькими адвокатами.
  2. Союз писателей.
  3. Фирмы, задействованные в творческой сфере.

Мнения психологов весьма противоречивы в случае с этой моделью поведения. В данном случае все зависит от характера самих работников. Эффективность этой методики управления наблюдается в тех компаниях, где каждый сотрудник является самостоятельным, квалифицированным и ответственным работником. Однако даже в данном случае, руководителю нужны помощники, которые будут время от времени устанавливать жесткую дисциплину внутри компании.

Следует отметить, что существует ряд организаций, в которых подчиненные управляют руководством. В таких компаниях начальник является хорошим другом и приятелем. В случае возникновения спорных вопросов и конфликтов работники проявляют ярко выраженное сопротивление. Само развитие конфликтов и иных негативных явлений объясняется отсутствием дисциплины и наплевательским отношением начальства. Такие директора пытаются как можно дальше отстраниться от управления делами фирмы. Главным вопросом, который волнует такого директора, является сохранение дружеской связи с подчиненными.

Коучинг, как новое направление в управлении

Коучинг является смесью психоанализа и бизнеса. Данный вид управленческой деятельности появился всего несколько лет назад. Важно отметить, что эта система управления бизнесом стремительно набирает обороты. В данном случае, бизнес-тренер не дает прямых указаний и редко вникает в проблемы коллектива. Такие консультации базируются на том, что сотрудник, описывающий собственную проблему, самостоятельно находит верные варианты решения. На сегодняшний день этот стиль считается одним из перспективных направлений.

Основные ошибки

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Авторитарный стиль руководства – это инструмент, который целесообразно применять в течение ограниченного времени, иначе авторитарный руководитель может перейти черту, почувствовав власть, начав ею злоупотреблять. Учитывая, что авторитарный стиль не допускает обычных дружеских бесед с подчиненными, многие руководители нередко забываются, и вместо того, чтобы отдать обычный приказ, они прибегают к острой критике, включающей в себя оскорбления и унижения. Поощрения при данном стиле руководства также не приветствуются, однако наказания за непослушание или неправильное выполнение приказа могут принять неадекватный вид.


Авторитарный руководитель несет большую ответственность

Авторитарный руководитель – лицо с огромным количеством ответственности. Недопустимо пренебрежение этой ответственностью, также как и попытка возложить ее на подчиненных. Однако в погоне за результативностью некоторые руководители могут потерять самообладание, срывая злость за имеющиеся неудачи, невыполненные сроки и т. д. на сотрудниках. Единственное, к чему это приведет, – потеря сотрудников одного за другим, что явно не пойдет на пользу организации. Одно дело – наказать или уволить сотрудника за неподчинение. Другое – запугать его так, чтобы прочие члены команды приняли решение покинуть рабочие места, лишенные мотивации и веры в положительный результат тяжелой работы.

Управление по ситуации

Самый эффективный стиль управления – это ситуативный. Руководитель применяет в компании те способы и методы управления, которые необходимы данному сотруднику или группе сотрудников, но лучше всего, если на одном уровне развития окажется весь коллектив. Поэтому набирая сотрудников впервые или проводя повторный набор, надо стараться так подобрать специалистов по уровню развития, чтобы они все находились примерно на одной стадии производственного развития.

Если коллектив на низком уровне развития, то есть не хотят работать и не умеют этого делать, то лучше всего применять следующие действия: выдавайте четкие и жесткие указания, говорите подробно им, что делать, постоянно контролируйте каждый шаг. Если что-то идет не так, то указывайте на ошибки и даже наказывайте за сознательное неисполнение указаний. Если что-то хорошо получается, то хвалите сотрудников, поощряйте.

Второй уровень развития коллектива, то есть средний, характерен состоянию, когда желание работать уже появилось, но пока нет достаточного опыта для качественного выполнения всех обязанностей, но присутствует желание и старание, добросовестность. В этом случае руководитель должен быть наставником, советчиком, который дает рекомендации для того, чтобы сотрудники смогли проявить инициативу, самостоятельность и творчество. Контроль за выполнением задач должен быть постоянным. В коллективе должно присутствовать взаимное уважение и доброжелательность, психологические аспекты приобретают важную роль в деятельности руководителя. Но при таких демократических проявлениях надо четко отдавать приказания и требовать жестко и строго выполнения.

Хороший уровень развития коллектива предполагает наличие опыта работы, достаточно хорошую организацию труда, сплоченность всех членов команды. В таком коллективе постоянно проводятся консультации, советы и слушания, инициатива поощряется, замечания и уточнения от подчиненных принимаются в работу и отмечаются наградами. На работников возлагается большая доля ответственности, им дается возможность принимать консультативно самостоятельные решения.

И последний, четвертый уровень развития коллектива характеризуется большим желанием работать и творческим подходом к работе в коллективе профессионалов. В таком коллективе полномочия руководителя в любой момент с легкостью могут быть возложены на сотрудников, перед ними ставится проблема, уточняются цели, затем принимаются мнения о путях решения. Руководителю в таком коллективе лучше всего предоставить права решения проблем топ-менеджерам, контролируя только ключевые моменты. В дела можно и не вмешиваться, надо просто поддерживать сотрудников и помогать им.

Е.Щугорева

0

Автор публикации

не в сети 8 лет

Елена Щугорева

0

Комментарии: 0Публикации: 208Регистрация: 02-03-2013

Когда это эффективно

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

Есть ряд причин, по которым необходимо применять авторитарный стиль руководства. Среди них выделяют периоды на предприятии, когда дисциплина сотрудников снижается, вместе с ней падают финансовые показатели самой организации, ее доходов. Директор-автократ требуется для того, чтобы наладить работу коллектива, хотя и за счет принятия жестких мер. В крайнем случае, самые слабые звенья покинут свои места, на которые будут наняты другие сотрудники. При характерном управлении организация, находящаяся в упадке, вскоре займет свои прежние позиции и устремится к прогрессу.

Обратите внимание! Сотрудникам, которые подверглись смене стиля руководства, стоит помнить, что это временное явление. Приложив максимум терпения, послушания и навыков, каждый член коллектива сможет стать частью того исторического момента, когда организация выйдет из кризиса.

Авторитарно-демократический стиль

Наличие бесспорных достоинств коллегиального управления не означает «списание в утиль» авторитарного стиля. В практике менеджмента активно применяется комбинированный стиль руководства — «авторитарно-демократический», объединяющий преимущества двух стилей.

Сложный подход, содержащий в основе противоречия. Что оставить в приоритете: творческий подход (демократические методы) или дисциплину (организационные методы)? Подбор главного для конкретной ситуации параметра осуществляется ранжированием факторов или сочетанием методов. Например, поддержание демократии в процессе принятия решений и авторитарность на этапе их выполнения.

Примеры авторитарного типа руководства

Одним из ярчайших положительных примеров авторитарных руководителей является Генри Форд. Он настолько тщательно подходил к отбору сотрудников, что буквально изучал всю их подноготную. Сосредоточенность на структурных мелочах, эффективная и продуманная работа позволили ему основать всемирно известную компанию.

Другой пример принадлежит очередной автомобильной , которая некоторое время пребывала в кризисе. В конце концов, был приглашен специалист, сумевший объединить авторитарное и демократическое управление. В итоге такая общность ориентаций управления помогла компании вырваться на мировой уровень.


Руководство Крайслера соединило демократический и авторитарный стили управления

Авторитарный стиль руководства характеризуется как противоречивый. Многие считают этот стиль жестоким, поскольку мнение, опыт и навыки подчиненных не берутся в расчет. С другой стороны, есть немало примеров, когда именно этот тип правления вытаскивал организации из упадка. Так или иначе, он имеет свое место среди руководителей, к нему нередко прибегают в случаях, когда компания подвергается кризису.

Что такое стиль управления

В учебниках и руководствах по маркетингу и менеджменту дано огромное количество определений понятия «стиль управления» – длинных, сложных, умных. Но если говорить обобщенно и коротко, стиль управления – это характер отношения руководителя к сотрудникам, иначе – то, как ведет себя начальник с подчиненными.

Существует множество классификаций стиля руководства, созданных и отечественными, и зарубежными менеджерами, маркетологами, психологами, социологами. Но все их можно свести к четырем основным типам:

  • диктаторский или авторитарный,
  • бюрократический или директивный,
  • демократический или коллегиальный,
  • либеральный или личностно-ориентированный.

Первые два принято относить к так называемым жестким стилям руководства, два оставшихся – к мягким. «Жесткий» стиль управления подразумевает четкость постановки задач и контроль исполнения с фиксацией всех, даже промежуточных, результатов. «Мягкий» стиль, наоборот, больше ориентирован на самоорганизацию и самоактуализацию сотрудников.

4 сильные стороны и 7 слабых сторон


Автократический стиль руководства, часто наблюдаемый в крупных бюрократических организациях, также характерен для некоторых национальных культур. Его основное преимущество: подчиненные подчиняются, редко сопротивляясь, потому что лидер обладает авторитетом и пользуется законной властью.


На этой странице вы найдете эти темы



Изучите навыки, необходимые великому лидеру

Хотите получить результаты быстрее?


Что такое автократическое лидерство?

Члены Верховного суда США в 1925 году. Обратите внимание на символы власти на картинке. Можно сказать, что судьи полагаются почти исключительно на позиционную власть.

Автократическое лидерство (также известное как авторитарное лидерство) опирается в первую очередь на использование власти в группах и организациях (Goethals, 2004). Можно сказать, что это просьба, которая побуждает к уступчивости или повиновению. Это соответствие почти автоматическое; мы не думаем об этом; мы просто делаем это.

Например, если вы ведете машину, и вас останавливает полицейский и просит показать ваши водительские права, вы отдаете их, не задумываясь. Точно так же, если начальник просит вас выполнить задание, это вызывает аналогичную реакцию на согласие.

Важно понимать, что авторитарное лидерство основано не на личном влиянии — оно больше связано с позиционной властью в организации или социальной ролью. Например, у полицейского больше авторитета (и символов авторитета), чем у охранника, хотя их поведение похоже. Все-таки территории у них разные.

Кто-то скажет, что авторитарное лидерство требует небольшого личного влияния. Например, когда генеральный директор или глава государства издает прокламацию, послушание дается не из-за человека, а из-за должности. Или можно сказать, мы подчиняемся трону, кто бы ни был королем. Но, конечно, разумные самодержцы понимают, что власть имеет пределы, и будут стремиться увеличить ее с помощью прочие виды воздействия .

Османский трон. Один из классических символов власти. Изображение: Badseed.

Некоторые авторитарные лидеры полагаются на силу личности. Мы все сталкивались с кем-то, кто доминирует в разговоре, игнорирует почти все, что мы говорим, склонен говорить громче, когда его спрашивают, и с напором или силой, если чувствует сомнение или несогласие.

Насколько силен этот тип влияния?

Это один из поистине классических экспериментов в психологии. Что произойдет, если вы попросите обычных студентов колледжа сыграть роли охранников и заключенных?

Существует множество стилей лидерства; тем не менее, авторитетное влияние очень сильно. Это было продемонстрировано в ходе классического эксперимента в области социальной психологии Стэнли Милгрэма, написавшего книгу под названием « Повиновение авторитету ». »

Милгрэм смог экспериментально продемонстрировать, что людей (в данном случае студентов колледжей) можно заставить причинить боль другому человеку, просто используя правильные символы и ссылаясь на правильный авторитет.

Еще одна классическая иллюстрация силы власти была сделана психологом Филиппом Зимбардо в так называемом эксперименте Stanford Prison Guard .

С морально-этической точки зрения, авторитетные лидеры и их последователи могут попасть в ловушку, ловушку, из-за которой и те, и другие совершают очень плохие поступки. В конце концов, именно такие люди, как мы с вами, позволяют или совершают действительно плохое поведение (Арендт, 2016)

5 Сильные стороны авторитарного стиля Монгольская песчанка; Зоопарк Вильгельма; Штутгарт, Германия, изображение H. AZeil Стая из 10 маленьких бурундуков, сбившихся в кучу

Бывают времена, когда людям нужно сильное лидерство. Ибо бывают времена, когда люди хотят, чтобы им говорили, что делать. Этот стиль полезен в нескольких различных контекстах, в том числе:

Когда люди воспринимают кризис

Есть мнение, что некоторые не хотят руководить и предпочитают подчиняться, следовать, приспосабливаться, быть членом группа вместо лидера.

Много раз было замечено, что когда люди напуганы, они склонны сосредотачиваться на лидере, чтобы снова почувствовать себя в безопасности. Редко кто ставит под сомнение авторитетный подход в такое время.

Когда подчиненные сомневаются

Когда информация отсутствует, авторитетному подходу к работе намного легче. В конце концов, нет никаких рациональных оснований оспаривать указанное направление.

Если у кого-то есть авторитарные последователи

По сути, им нужны сильные лидеры, которые будут говорить им, что делать. У этих типов нет проблем с выполнением приказов сверху, поскольку они исходят сверху.

Считается, что около 25 процентов населения относится к этой категории (Altemeyer, 2006). По словам Альтемейера, «Эксперименты показывают, что высокие правые авторитарные настолько оборонительны и настолько не осознают себя, что, когда вы рассказываете им, на что похожи высокие RWA, они почти всегда думают, что вы говорите о ком-то другом».

Получите бесплатную электронную книгу: Авторитаристы

Ведя бизнес

Парадоксально, что во многих демократических правительствах корпорации по-прежнему имеют авторитетных лидеров у руля. Кроме того, государственные служащие, как правило, имеют гораздо больше прав, чем представители бизнеса, которые (в зависимости от страны) часто работают по собственному желанию. Например, несмотря на то, что многие законы в Соединенных Штатах защищают права сотрудников, большинство работодателей заставят нового сотрудника отказаться от этих прав в качестве условия их приема на работу.

Например, европейцы любят указывать, что из-за природы Европейского Союза политический и деловой климат способствует стимулирующему лидерству, в то время как американцы используют автократический стиль.

Итак, хотя люди хотят сильного лидерства; они не хотят этого все время. Это может создать проблемы для крайнего автократа.

6 Слабые стороны авторитарного стиля руководства

Праздник Федерации, 14 июля 1790 года, Марсово поле

Те, кто чрезмерно полагается на авторитарный стиль руководства, обычно сталкиваются со множеством различных проблем с людьми. Однако важно понимать, что описанные ниже проблемы гораздо более вероятны в культурах с низкой дистанцией власти, чем в культурах с высокой.

Команде нужны тренеры, а не автократы

Помните, что хотя в стартапе существует авторитет, для его функционирования обычно требуется формальная иерархическая структура, такая как бюрократия. Они, как правило, не так хороши в небольших предпринимательских организациях. Они также не склонны преуспевать в организационных культурах, которые способствуют командной работе и постоянным инновациям.

Талант убегает — посредственное пребывание

Одна большая проблема с этим стилем заключается в том, как он влияет на боевой дух. Авторитарные лидеры склонны вытеснять талантливых людей из организации. Эти люди знают себе цену и знают, что могут найти работу в другом месте. Это оставляет незначительно компетентных, которые держатся изо всех сил, а не бегут с корабля.

Вступительный взнос ограничен

При авторитарном стиле руководства можно добиться уступчивости, т.е. уступки воле другого. Но они не могут захватить сердца или умы. Уже много лет известно, что авторитарным лидерам трудно добиваться убедительной и мотивационной поддержки.

Мари-Виктуар Жакото (1772–1855): портрет Наполеона в коронационном облачении

Последователи становятся пассивно-агрессивными

Один из методов обращения с людьми этого типа — стать несколько пассивно-агрессивными (Burton, 2016). На самом деле это тип расстройства личности, если довести его до крайности, но более интересным является вопрос: «Что заставляет кого-то так себя вести?»

Одна мысль состоит в том, что дети усваивают эту модель поведения, чтобы иметь дело с деспотичными матерью или отцом. Ведь сопротивляться самодержавному лидеру — значит рисковать их гневом и физическим и психологическим наказанием.

Пассивная сторона появляется, когда вы соглашаетесь. Агрессивная сторона возникает, когда с помощью различных рационализаций, тактик проволочек, извинений, подпитки Эго и т. д. приказы доминирующего человека задерживаются или вообще не выполняются. Другими словами, безопаснее договариваться в присутствии самодержца и сопротивляться в дальнейшем. Но делать это надо тонко.

Власть НЕ означает опыт

Важно понимать, что у тех, кто обладает властью, может не быть опыта в важных областях, необходимых для управления делами.

Политические автократы создают оппозицию

Автократические лидеры, как правило, не чувствительны к чувствам других и обычно вызывают негодование. Некоторые используют силу как инструмент репрессий и таким образом вызывают ненависть или гнев, которые могут перерасти в общественное движение или оппозиционную политическую партию. Образно говоря, они оставляют большое количество «мертвых тел» вдоль дороги. Эти трупы ждут волшебного момента, когда самодержавный лидер попадет в беду, чтобы они могли подняться и отомстить.

Подробнее см. в статье BusinessWeek об Эле Данлэпе

Это противоречит желаниям молодого поколения

Часто считается, что молодежь менее терпима к автократам, чем их родители, бабушки и дедушки. В некоторых культурах нарциссизм распространяется среди молодого поколения . А нарциссы, как правило, не мирятся с тем дерьмом, которое им бросают авторитарные лидеры.

Таблица: Сравнение авторитарного и фасилитативного стилей руководства


90 151 Выглядит менее доминирующим, поскольку стиль более Тонкий
Атрибут Фасилитативное лидерство Характеристики авторитарного лидерства
Вербальные модели Дополнительные вопросы 90 152 Дополнительные заявления
Власть Ориентация Социальное. Это больше о группе и о том, что хорошо для них. Эгоистичный. В основном это обо мне, хотя иногда и о моей группе
Ориентация на влияние Консенсус Директива
Символизм Круглый стол с лидером где-то посередине Длинный стол с лидером всегда во главе
Уровень доминирования Более доминантный, более уверенный
Адвокация Воспринимаемое нейтралитет Редко нейтральные и ресурсы

Списокзи и Ресурсы

С.0011

Альмерейда, Майкл (2015) Экспериментатор . Видео длится 1 час 36 минут. Это видеоверсия экспериментов Стэнли Милгрэма по проверке готовности обычных людей подчиняться авторитетам.

Арендт, Ханна (2006). Эйхман в Иерусалиме: отчет о банальности зла . Пингвин Классик.

Бертон, Наташа (2016) 8 признаков того, что вы пассивно-агрессивны, DailyWorth.com, 29 сентября.

Джордж Р. Геталс, Джорджия Джонс Соренсон, Джеймс МакГрегор Бернс (2004). Энциклопедия лидерства. Раздел о самодержавном лидерстве. Обзор книги Google.

Соответствие (2012 г.). Фильм, основанный на реальных событиях, в котором звонивший-шутник убеждает менеджера ресторана быстрого питания допросить невинного молодого сотрудника.

Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973) Исследование заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Обзор военно-морских исследований , 30, 4-17.

Милгрэм, Стэнли (2009). Повиновение авторитету , Многолетняя классика

Подкаст Shrink Rap Radio, Авторитарная личность , Интервью с Бобом Альтемейером, Эпизод 127.

Что такое автократическое лидерство? Ключевые характеристики и эффекты

(последнее обновление: 2 марта 2023 г.)

  • Что такое автократическое лидерство?
  • Характеристики автократического лидерства
  • Примеры автократического лидерства
  • Преимущества автократического лидерства
    • Недостатки автократического лидерства
      • Советы по использованию автократического лидерства
      • 90 235 Как найти свой стиль лидерства
      • Часто задаваемые вопросы
        • Резюме

        Модель личной силы — лидерство . ..

        Пожалуйста, включите JavaScript

        Модель личной силы — лидерство и организация

        Содержание

        90 010 Что такое автократическое лидерство ?

        Автократическое лидерство — это тип лидерства, при котором лидер принимает все решения без участия других членов группы. Авторитарные лидеры обладают всей властью и контролем над решениями, целями и направлением группы. Они редко готовы слушать советы других.

        Также известный как авторитарное лидерство, это может быть эффективным стилем лидерства, если лидер опытен и хорошо понимает ситуацию. Однако это также может привести к проблемам, если лидер не открыт для других и не прислушивается к различным точкам зрения.

        В этой статье рассматриваются некоторые из основных черт, связанных с авторитарным лидерством, а также возможные плюсы и минусы этого типа лидерства.

        Характеристики автократического лидерства

        Автократические лидеры часто имеют несколько общих черт и характеристик. Некоторые общие автократические признаки включают в себя:

        • , принятие решений без вклада других
        • , не слушая различные точки зрения
        • , не открытые для изменения
        • , негибкой
        • . другие должны следовать без вопросов
        • Наличие очень жесткого, структурированного подхода

        Когда автократические лидеры принимают решения без участия других, они могут не учитывать всю доступную информацию. Это может привести к решениям, которые не являются хорошо информированными или не отвечают интересам группы.

        Автократическим лидерам также может быть трудно проявлять гибкость, когда все меняется. Это может стать проблемой, если ситуация требует другого подхода, чем тот, к которому привык руководитель.

        Примеры автократического лидерства

        Примеры автократического лидерства можно увидеть в различных условиях, включая правительства, бизнес и другие группы. Вот несколько примеров:

        • Иосиф Сталин : Иосиф Сталин был лидером Советского Союза с 19С 22 по 1953 год. Он был самодержавным лидером, правившим железной рукой. Сталин был ответственен за приказ казнить миллионы людей во время своего пребывания у власти.
        • Владимир Путин : Владимир Путин является действующим президентом России. Он находится у власти с 1999 года и в настоящее время отбывает свой четвертый срок. Путин — автократический лидер, которого критикуют за ограничение гражданских свобод и коррупцию.

        Автократическое лидерство также часто можно увидеть в военных условиях, где существует четкая цепочка подчинения, и подчиненные должны беспрекословно следовать за лидером группы.

        Преимущества автократического лидерства

        Хотя автократическое лидерство обычно воспринимается неблагоприятно, бывают случаи, когда этот стиль лидерства может быть более подходящим.

        Позволяет быстро действовать

        Иногда задачи требуют немедленных действий и четкого руководства со стороны знающего лидера. В таких случаях лидер обладает наибольшим опытом и знаниями, поэтому он может быстро принимать решения и направлять остальную группу вперед для выполнения задачи или достижения цели.

        Автократическое лидерство может понадобиться в кризисной ситуации, когда необходимо принимать быстрые решения. Этот стиль лидерства также может быть эффективен в ситуациях, когда лидер более опытен и осведомлен, чем другие члены группы.

        Обеспечивает структуру и цель

        В некоторых ситуациях автократический лидер может помочь создать ощущение структуры, необходимое для выполнения задачи. Этот стиль руководства может быть особенно эффективен в военных или правительственных учреждениях, где необходим высокий уровень порядка и дисциплины.

        Авторитарные лидеры часто имеют четкое представление о том, чего они хотят достичь, и обеспечивают структуру и направление, необходимые для достижения этих целей. Этот стиль руководства может быть полезен в ситуациях, когда царит хаос или требуется четкое понимание цели.

        Сводит к минимуму стресс

        В ситуациях сильного стресса членам группы часто необходимо сосредоточиться на выполнении конкретных обязанностей, а не на беспокойстве по поводу других аспектов целей, задач и направления деятельности группы. В таких случаях автократический подход позволяет лидеру взять на себя ответственность и снять часть давления со стороны членов группы, позволяя им полностью сосредоточиться на поставленной задаче.

        Этот стиль руководства может быть полезен в ситуациях, когда члены группы чувствуют себя перегруженными или напряженными. Это также может помочь предотвратить групповые разногласия и конфликты, обеспечивая четкую иерархию и цепочку подчинения.

        Недостатки автократического лидерства

        Хотя автократическое лидерство может быть эффективным в некоторых ситуациях, у этого стиля лидерства есть и некоторые недостатки. Эти недостатки включают:

        Плохое принятие решений

        Как упоминалось ранее, авторитарные лидеры часто принимают решения без участия других. Это может привести к принятию неверных решений, поскольку у лидера может не быть всей информации или опыта, необходимых для принятия правильного решения. Кроме того, авторитарные лидеры часто не учитывают мнения окружающих, что может привести к обидам и конфликтам внутри группы.

        Возможность злоупотребления

        Авторитарные лидеры часто злоупотребляют своей властью, что может привести к множеству проблем внутри группы. Например, авторитарные лидеры могут заниматься кумовством, фаворитизмом или другими формами дискриминации. Кроме того, авторитарные лидеры могут использовать свою власть для запугивания, контроля или манипулирования другими.

        Может задушить творчество

        Авторитарные лидеры часто предпочитают придерживаться статус-кво и могут сопротивляться новым идеям. Это может задушить творчество и инновации внутри группы. Кроме того, авторитарные лидеры могут подавлять инакомыслие и разные мнения, препятствуя решению важных вопросов.

        Может демотивировать других

        Авторитарное лидерство часто может демотивировать других, поскольку они могут чувствовать, что их мнения и идеи не ценятся и не уважаются. Кроме того, авторитарные лидеры часто имеют диктаторский подход, что приводит к разочарованию и обиде среди членов группы.

        Основные выводы : Несмотря на то, что авторитарное лидерство имеет свои недостатки, в некоторых ситуациях этот стиль лидерства может быть более подходящим. Автократическое лидерство может быть эффективным в ситуациях, когда необходимо принимать быстрые решения, требуется высокий уровень порядка и дисциплины или когда лидер более опытен и осведомлен, чем другие в группе. Однако авторитарным руководством также можно злоупотреблять, что приводит к неэффективному принятию решений, кумовству, фаворитизму, запугиванию и контролю.

        Советы по использованию автократического лидерства

        Автократическое лидерство, как правило, не идеально, но в определенных ситуациях оно может быть полезным. Если вы планируете использовать автократический подход, очень важно делать это осторожно, чтобы быть эффективным. Стратегии, которые могут помочь вам добиться большего успеха, включают:

        • Заблаговременное определение цели и задачи группы, чтобы все были на одной волне
        • Четкое и лаконичное информирование других о ваших решениях
        • Поощрение участия других, даже если вы в конечном счете принимайте решение самостоятельно
        • Выслушивание особых мнений и рассмотрение их перед принятием решения
        • Избегание фаворитизма и кумовства
        • Осознание собственной силы и авторитета и их разумное использование
        • Обеспечение того, чтобы все в группе понимали правила и ожидания
        • Обеспечение четкие инструкции и рекомендации, чтобы все знали, что от них ожидается
        • Внимательно следите за членами группы, чтобы убедиться, что они соответствуют вашим ожиданиям
        • Быть готовым корректировать свой стиль лидерства по мере необходимости в зависимости от ситуации

        Как найти свой стиль лидерства

        Чтобы эффективно руководить, очень важно больше узнать о своем стиле лидерства. Вот некоторые способы, которыми вы можете это сделать:

        • Оценка собственных сильных и слабых сторон
        • Сравнение ваших собственных характеристик с некоторыми чертами эффективных лидеров
        • Наблюдение за тем, как вы взаимодействуете с другими
        • Получение отзывов от других
        • Прохождение оценки лидерства

        Вы можете начать с нашего теста на стиль лидерства, чтобы лучше понять свой доминирующий стиль лидерства.

        Понимание собственного стиля руководства поможет вам более эффективно руководить другими. Это также поможет вам адаптировать свой стиль по мере необходимости на основе часто задаваемых вопросов

        Когда автократическое лидерство эффективно?

        В некоторых ситуациях автократическое лидерство может быть более подходящим. Автократическое лидерство может быть эффективным в ситуациях, когда необходимо принимать быстрые решения, требуется высокий уровень порядка и дисциплины или когда лидер более опытен и осведомлен, чем другие в группе.

        Каковы характеристики авторитарного лидерства?

        Автократический стиль руководства обычно характеризуется рядом черт, в том числе диктаторским, властным и авторитарным. Авторитарные лидеры часто придерживаются подхода «по-моему или по-большому» и могут подавлять инакомыслие и разные мнения.

        Каковы преимущества авторитарного лидерства?

        Некоторые потенциальные преимущества авторитарного лидерства включают принятие быстрых решений и поддержание высокого уровня порядка и дисциплины. Однако авторитарным руководством также можно злоупотреблять, что приводит к неэффективному принятию решений, кумовству, фаворитизму, запугиванию, контролю и многому другому.

        Каковы недостатки авторитарного лидерства?

        Некоторые недостатки авторитарного лидерства включают возможность злоупотребления властью, плохое принятие решений и подавление инакомыслия. Авторитарное лидерство также может привести к тому, что члены группы ощутят себя немотивированными и незаинтересованными.

        Как я могу быть менее авторитарным лидером?

        Есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы стать менее авторитарным лидером. Они включают в себя предоставление информации от других, выслушивание инакомыслия, избегание фаворитизма и кумовства, осознание собственной силы и авторитета, обеспечение того, чтобы все понимали правила и ожидания, предоставление четких инструкций и готовность адаптировать свой стиль руководства по мере необходимости. .

        Какие есть альтернативы автократическому лидерству?

        Существует несколько различных стилей лидерства, которые можно использовать в зависимости от ваших целей и ситуации. Некоторые альтернативы автократическому лидерству включают демократическое лидерство, лидерство невмешательства, трансформационное лидерство, транзакционное лидерство и ситуационное лидерство.

        Резюме

        Автократическое лидерство — это стиль лидерства, характеризуемый лидером, который имеет полный контроль над членами группы и принимает все решения без участия других. Этот тип лидера часто использует запугивание, угрозы и принуждение, чтобы сохранить контроль. Автократические лидеры обычно имеют строгие правила и ожидания для членов группы, что может привести к ощущению немотивированности и незаинтересованности.

        Если вы планируете использовать автократический стиль руководства, вы можете сделать несколько вещей, чтобы обеспечить его эффективное использование. К ним относятся обеспечение того, чтобы все понимали правила, предоставление четких инструкций и внимательное наблюдение за членами группы. Также важно понимать свой собственный стиль лидерства, чтобы изменить свое поведение в соответствии с потребностями группы и ситуацией.

        Ссылки:

        Асим, М., Чжиин, Л., Надим, М.А., Гани, У., Аршад, М., и Йи, X. (2021). Как авторитарное лидерство влияет на помогающее поведение сотрудников? Посредническая роль размышлений и модерирующая роль психологической собственности. Границы психологии , 12 , 667348.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *