Что такое авторитет. Как завоевать личный авторитет
Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Авторитет с точки зрения психологии
- 2 Авторитет как инструмент власти
- 2.1 Авторитет лидера
- 2.2 Авторитет руководителя
- 3 Виды авторитета
- 3.1 Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
- 3.2 Рациональный и иррациональный авторитет
- 4 Как завоевать авторитет
Авторитет с точки зрения психологии
Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.
В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.
В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.
Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.
Авторитет как инструмент власти
Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.
Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.
Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.
Авторитет лидера
Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:
- уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
- высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
- обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
- хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
- принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.
Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.
Авторитет руководителя
Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.
Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.
Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.
Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.
Виды авторитета
Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.
Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.
Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.
Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.
Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.
Рациональный и иррациональный авторитет
Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.
Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.
Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.
Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.
Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.
Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.
Как завоевать авторитет
Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:
- Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
- Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
- Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
- Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.
Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:
- открытость и честность;
- естественность поведения;
- позитивный настрой;
- трудолюбие и отзывчивость;
- умение уважать других и прощать их ошибки.
Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.
Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:
Как формировать родительский авторитет
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- дети в семье
- семейные отношения
Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». Но понятие родительского авторитета гораздо шире. Безусловно, это власть, причем не столько насаждаемая, сколько принимаемая ребенком как должное. Власть, сложившаяся в результате морально-нравственного, психологического, поведенческого влияния личности родителя на ребенка. По сути, наличие авторитета доказывает уважение детей к своим родителям.
Родительский авторитет – это важность для детей слов, замечаний и просьб взрослых.
Родители не учат детей уважению к взрослым
В нашу редакцию все чаще приходят письма такого рода: «Ничего не интересует! Кроме игр и общения в гаджетах, ничего не делает», «Ему только 6 лет, а я уже для него пустое место», «Мы стараемся для него, а он родителей ни во что не ставит», «Сын часто заявляет: «Как это – нельзя? Я хочу!!!» и т. п. Причины таких историй в отсутствии у взрослых умения устанавливать личные границы, поддерживать родительский авторитет, а также в нарушении формата общения с ребенком.
В ходе опроса, проводившегося в июле этого года в нескольких регионах России развлекательной соцсетью «Фотострана», выяснилось, что родители не учат своих детей уважать старших. Из 15 тысяч человек, принимавших участие в опросе, лишь 8% считают, что ребенок должен знать о субординации и уважать старших.
Родители и не пользуются большим авторитетом. Согласно анкетированию третьеклассников одной из школ Балтийска, на вопрос «С кого ты бы хотел брать пример», 9% ответили – мама, 3% – папа, 40% – литературный герой, 48% – разное.
Возможно, такое положение вещей можно объяснить нехваткой времени родителей на общение с детьми.
Ученые РЭУ им. Г.В. Плеханова на основе всероссийского опроса, проведенного в прошлом году, выяснили: 41% родителей считают, что мало времени проводят с детьми, и только 15% подростков едины с ними во мнении, большинство же (54%) считают, что общения с родителями достаточно. 14% опрошенных хотели бы проводить со своими детьми поменьше времени, и с ними согласны 19% подростков.
Родительская любовь и забота имеют значение для 66% и 56% детей соответственно. Понимание очень важно для 43% подростков, для 35% – поддержка в тяжелый период, для 31% – обсуждение интересных и насущных проблем.
Авторитет, границы и требования
Принимая главенство взрослых, любой ребенок проверяет установленные родителями границы. Авторитет – как раз признание этих границ.
Стоит обратить внимание на несколько характерных признаков «нарушенных границ» в детско-родительских отношениях:
ребенок спит с родителем (чаще всего с мамой) в одной постели;
ребенок входит в родительскую комнату без стука;
ребенок бесцеремонно влезает во взрослые разговоры, требуя к себе внимания;
ребенок игнорирует замечания матери или отца;
ребенок озлобляется или устраивает истерику, если не получает желаемого.
Общение с ребенком ответственного родителя предполагает одновременно заботу, требовательность и уважение.
На повышение авторитета родителей работают следующие требования:
дети должны знать правила общения со старшими и придерживаться их;
детей необходимо приучать выполнять требования матери и отца;
при попытке нарушения установленных правил родителям необходимо проявлять твердость.
Авторитет бывает разным. Следует знать о существовании некоторых видов ложного авторитета.
Виды «ложного авторитета» по Макаренко
Макаренко выделил несколько видов так называемого ложного авторитета, то есть тех приемов, с помощью которых родитель пытается добиться послушания.
Среди них авторитет подавления. Авторитет слабаков, как правило, применяется людьми далекими от культуры, когда родитель настолько в себе не уверен, что полагает, что он должен ругать, наказывать, гнуть в бараний рог, брать в ежовые рукавицы, держать в страхе и повиновении. Это не авторитет, а авторитаризм.
Схож с ним авторитет педантизма, когда родители считают, что все, сказанное ими, должно восприниматься детьми как уже принятый закон – без обсуждений и возражений.
Авторитет резонерства – бессмысленный и беспощадный – заключается в ханжеской добродетельности, бесконечных нотациях и нудных назиданиях. Выдувается из детских ушей, не успев осесть, свежим ветром живого жизненного опыта, страстных порывов, игр и шалостей.
Некоторые родители практикуют авторитет расстояния: они считают, что дети должны их слушаться только на том основании, что они отец и мать, при этом не принимают участия в их воспитании и держат дистанцию, чаще всего перепоручая детей бабушке. В этом случае родители не стремятся разговаривать с детьми, не помогают решать детские проблемы, а живут своей жизнью.
При авторитете чванства родители считают себя самыми умными, важными и нужными и демонстрируют свою исключительность на каждом шагу: толкуют о своей важности и высокомерно относятся к людям.
Авторитет любви – это бесконечное сюсюканье и потакание, когда надутые губки воспринимаются как катастрофа, и, в свою очередь, ребенок должен подчиняться, потому что «ведь он любит мамочку». Так он учится быть расчётливым манипулятором, эгоистом и лжецом.
Схож с ним авторитет доброты, когда родители все разрешают и бесконечно гладят по головке, несмотря на «закидоны» всё больше и больше наглеющего дитяти.
Недалеко ушел и авторитет подкупа, когда послушание достигается подарками и обещаниями.
Ну и авторитет дружбы, который применяют родители, не готовые взять на себя ответственность быть главными. Ни о какой дружбе здесь речи не идет, ведь панибратство разрушает авторитет.
Не стоит посыпать голову пеплом тем родителям, которые порой путаются в понятиях и допускают запрещенные приемы ложного авторитета: работая над ошибками, стоит стремиться к развитию здорового родительского авторитета.
Формирование родительского авторитета
В основании родительского авторитета лежат три основных момента.
Родители осознают, что они – ответственные взрослые люди
Это значит, что взрослые с детьми не спорят. Обязателен диалог, но не спор.
Родители на детей не обижаются: обижаясь, взрослые возвращаются в детское состояние и не могут поступать соответственно положению и возрасту.
Родители учитывают и понимают потребности ребенка
Родители осознают, что ребенку необходимо. Это не потакание всем «я хочу/я не хочу», а «нам надо сделать вот так, потому что…», «это необходимо для того, чтобы…».
Для понимания детей существуют две возможные стратегии: или вспомнить себя в этом возрасте и прочувствовать ситуацию, или представить себя взрослого в похожей ситуации.
Родители стараются принять своего ребенка таким, какой он есть
Не все в детях устраивает родителей. Дети же любят нас такими, какие мы есть – со всеми недостатками и достоинствами. Поэтому надо говорить сыну или дочке, что нас не устраивает их поведение, запретить что-то, но не разочаровываться и всегда верить в них.
И снова: начать с себя!
Авторитетный родитель – это взрослый, который умеет требовать. Но требовать не только с ребенка, но и с себя.
Для ребенка родители – самые сильные, смелые, знающие, мудрые люди. Его нравственный идеал. Да что там! Они просто идеал. Поэтому придется как минимум соответствовать этому. То есть воспитывать себя, а дети подтянутся. Трудно убедить мальчишку-подростка, что сигареты – это «фу-фу-фу», когда сам смолишь одну за другой. Любые двойные стандарты считываются детьми на раз.
Авторитетные взрослые – это люди, которых нельзя не слушать и не уважать: это люди с огромным духовным, нравственным и практическим потенциалом. Стараться стать такими для своих детей – родительская задача.
Родитель может допускать ошибки, но должен уметь признать их. Может решить проблему, в том числе проблему ребенка. Может защитить ребенка, если это необходимо, и остановить его, если тот неправ. Не отказывает в поддержке и любви, не потакает капризам и остается принципиальным. Устанавливает жесткие границы, пространство внутри которых свободно.
Родительский авторитет может исходить лишь от взрослого человека, который берет на себя ответственность за себя, свою жизнь, свою семью и своих детей. Взрослого, к которому хочется обратиться, если не знаешь, как поступить, а если знаешь – поделиться результатом, будучи уверенным в искреннем участии, сочувствии, честности, справедливости и взаимоуважении.
Майя Ишметова
Кем вас видит ваш ребенок?
Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Пройти тест
полномочий — Глоссарий | CSRC
- Проекты
- Публикации Развернуть или свернуть
- Темы Развернуть или свернуть
- Новости и обновления
- События
- Глоссарий
- О CSRC Развернуть или свернуть
Поиск
Сортировать по
Релевантность (наилучшее соответствие)Срок (A-Z)Срок (Z-A)
Пункты на странице 100200500Все
- Глоссарий
А | Б | С | Д | Е | Ф | г | ЧАС | я | Дж | К | л | М | Н | О | п | Вопрос | р | С | Т | U | В | Вт | Икс | Д | Z
полномочный орган
Определения:
Организация, ответственная за создание исходного руководства по настройке безопасности, представленного контрольным списком.
Источник(и):
NIST SP 800-70 Ред. 4
до 9 лет0042 Власть
Лицо(а) или установленные органы с правами и обязанностями осуществлять контроль в административной сфере.
Источник(и):
ЦНССИ 4009-2015
Полномочия — isixsigma.com
В любом деловом соглашении необходимо знать, кто именно имеет право принимать решения. Это справедливо для всего: от утверждения продажи до выполнения запроса на изменение процесса.
Наличие власти еще не делает вас великим лидером. На демонстрацию хорошего лидерства влияет множество факторов. Кто-то, занимающий руководящую должность, но не демонстрирующий надлежащих навыков командного руководства, вряд ли сохранит эту власть надолго.
Обзор: Что такое полномочия?
Полномочия можно определить как право принимать решения от своего имени и/или других лиц. Эта власть может быть предоставлена или получена, а также может распространяться на определенный уровень влияния за пределами фактического принятия решений.
2 преимущества и 1 недостаток авторитета
У авторитета есть несколько явных преимуществ и недостаток, которые следует признать:
Преимущество 1: Меньше необходимости пропускать вещи мимо других
Если у вас есть власть в должности, вам меньше нужно контролировать каждое маленькое решение других.
Преимущество 2: Влияние
Имея полномочия, вы получаете больше возможностей для осуществления изменений на благо вашей организации.
Недостаток 1: Коррупция
Можно быть коррумпированным собственным авторитетом до такой степени, что вы перестанете слушать коллег, работников и клиентов при принятии решений в ущерб своей компании.
Почему важно понимать власть?
Полномочия важно понимать по следующим причинам:
Знайте, кто принимает решения
Важно понимать, кто имеет власть в той или иной ситуации, чтобы знать, кто действительно может что-то сделать.
Знайте, кто не может вам помочь
И наоборот, важно понимать полномочия, чтобы знать, когда человек не может что-то сделать для вас.
Продолжайте получать ценный вклад
Еще одна причина, по которой нужно понимать власть, заключается в том, что вы понимаете, как легко сбиться с пути, когда вам дана власть. Если вы будете назначены на руководящую должность, вам нужно помнить, что вы должны продолжать принимать ценные советы, предложения и конструктивную критику от коллег, сотрудников и клиентов. В противном случае это может нанести ущерб вашей организации в долгосрочной перспективе.
Пример авторитета в отрасли
Торговый представитель автоматической маркировки коробок назначает встречу, чтобы продемонстрировать новейшие продукты своей компании складскому отделу крупной корпорации. После часовой встречи человек, которому он демонстрирует продукты, говорит представителю, что он не тот человек, который имеет право принимать решение о покупке. В этой ситуации торговому представителю лучше всего было бы убедиться, что человек, с которым он планировал провести встречу, действительно имел полномочия на совершение покупки.
3 рекомендации, когда вы думаете об авторитете
Когда вы занимаете руководящую должность, вот несколько основных правил, которых следует придерживаться:
1. Будьте внимательны
Когда вы занимаете руководящую должность, контроля, который вы имеете над другими, и как использовать его ответственно.
2. Руководствуйтесь своим авторитетом
Используйте свой авторитет, чтобы привести к успеху всю команду, а не только себя.
3. Надлежащее использование полномочий
Также рекомендуется не злоупотреблять своими полномочиями. Лучшим лидерам нечасто приходится регулярно демонстрировать свою силу.
Часто задаваемые вопросы (FAQ) об авторитете
Какие три типа социологического авторитета существуют?Три типа социологического авторитета: харизматический авторитет, традиционный авторитет и рационально-правовой авторитет.
Каковы восемь типов власти в повседневной жизни?В повседневной жизни встречаются восемь типов авторитета: авторитет основателя, авторитет собственника, карательный авторитет, авторитет отношений, авторитет вознаграждения, авторитет результата, экспертный авторитет и почтительный авторитет.
Один лишь авторитет делает лидера великим?Нет. Лицо, занимающее руководящую должность, также должно проявлять уважение, показывать, что ему можно доверять, проявлять здравый смысл, демонстрировать честность и демонстрировать опыт.