АВТОРИТЕТ — это… Что такое АВТОРИТЕТ?
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОРИТЕТ — (фр. autorite, от лат. auctoritas власть). 1) мнение знающего человека, принимаемое на слово. 2) почет, сила и особенное влияние, которым пользуются могущество, мудрость, знание, добродетель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
авторитет — Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток. Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток. . См. знаток, ученый… Словарь русских синонимов и сходных по… … Словарь синонимов
АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ, авторитета, муж. (от лат. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый… … Толковый словарь Ушакова
Авторитет — (от лат. auctoritas власть, влияние) в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип… … Политология. Словарь.
авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на … Большая психологическая энциклопедия
Авторитет — (лат.) в обширном смысле: значение и основанная назначении или с ним соединенная власть; в тесном влияние умственное,возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признаннойвласти или выдающейся и признанной мудрости, знания,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas власть, влияние А. Признанное влияние какого либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма… … Словарь бизнес-терминов
dic.academic.ru
Значение слова «авторитет» в 15 словарях
(от лат. auctoritas — право, власть) — общепризнанная значимость определенного лица, обществ. института или к.-л. текста, основанная на нравственных достоинствах, знаниях и т.п. Обычно различают эпистемический А. (А. знатока) и деонтический А. (А. начальника). Первый касается знаний, второй — действий. «В первом случае некто является для меня А., когда я убежден, что он знает данную область лучше меня и что он говорит правду… Некто является для меня деонтическим А., когда я убежден, что смогу достичь цели, к которой стремлюсь, только выполняя его указания» (Ю.М. Бохеньский, Сто суеверий). В богословии понятие А. рассматривается в связи с проблемой спасения и относится прежде всего к Богу, явившему Свою волю в Откровении и засвидетельствовавшему истинность Откровения чудесами и пророчествами. Следует различать А. Божественный и производный от него А. церковный.
Божественный А. Относительно значения Божественного А. со времен апологетов в христ. мысли сложились две позиции: Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Августин, Дунс Скот подчеркивали роль воли в принятии верой авторитетности слова Божия; с другой стороны, Климент Александрийский, Ориген, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский придерживались точки зрения, в соответствии с которой следует согласовать и приспособить друг к другу требования разума и А. Откровения, а необходимость такого приспособления (аккомодация) проистекает из постулата тождественности порядка творения и спасения. Антропоцентризм нового времени привел к кризису понятия А. в европ. мысли (Декарт, Кант), что породило, с одной стороны, отрицание Божественного А. в рационализме, а с другой (как реакция на рационализм) — радикальную критику разума в фидеизме. Отцы I Ватиканского собора, принимая фундаментальную открытость человека для веры, сформулировали догм. определение о возможности познания Бога человеч. разумом (DH 3004), в то же время подчеркнув значение веры как послушания А. открывающего Себя Бога (DH 3008).
Церковный А. Руководимая Св. Духом, Церковь обладает эпистемическим А. в вопросах веры (безошибочность) и деонтическим А. в том, что касается сферы управления (каноническое право). Роль авторитетных свидетелей жизни, смерти и воскресения Господа исполняли прежде всего двенадцать апостолов, а после их смерти — преемники апостолов, епископы. В апост. времена сложилась иерархия авторитетных свидетелей воскресения Христа, во главе которой находился Петр (см. Лк 24, 34; 1 Кор 15, 5; Деян 2, 14; Ин 21, 15). А. двенадцати апостолов основывался на полученной от Христа миссии учить, назидать и создавать Церковь (Мк 16, 15). После смерти апостолов иерархия церковного А. епископских кафедр зависела от уровня авторитетности епископов, основавших ту или иную Церковь; при этом первенство А. принадлежало преемникам ап. Петра на Римской кафедре. В результате преемственности авторитетного свидетельства в Церкви сформировалось Предание — сокровищница Откровения Божия, на основе которого возник канон Св. Писания, являющийся А. также и для Предания. С течением времени церк. А. приобрели также сочинения Отцов Церкви, постановления Вселенских соборов и литург. традиции.
Лит-ра: Бохеньский Ю.М. Сто суеверий. М., 1993, с. 15–18; О’Коллинз Дж. Фундаментальная теология / Пер. Н. Вакуленко. СПб., 1993, с. 251–288; Kasper W. Die Methoden in Dogmatik. MЯ., 1967; NapiЧrkowski S.C. Teologia: Zagadnienia wstępne. Katowice, 1986; Lang A. Loci theologici // LThK 4, 1110–12; Scholtissek K., HЯnermann P. // LThK 1, 1299–1301.
К. Войцель
znachenie-slova.ru
авторитет — это… Что такое авторитет?
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОРИТЕТ — (фр. autorite, от лат. auctoritas власть). 1) мнение знающего человека, принимаемое на слово. 2) почет, сила и особенное влияние, которым пользуются могущество, мудрость, знание, добродетель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
авторитет — Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток. Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток. . См. знаток, ученый… Словарь русских синонимов и сходных по… … Словарь синонимов
АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ, авторитета, муж. (от лат. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый… … Толковый словарь Ушакова
Авторитет — (от лат. auctoritas власть, влияние) в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип… … Политология. Словарь.
Авторитет — (лат.) в обширном смысле: значение и основанная назначении или с ним соединенная власть; в тесном влияние умственное,возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признаннойвласти или выдающейся и признанной мудрости, знания,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas власть, влияние А. Признанное влияние какого либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма… … Словарь бизнес-терминов
psychology.academic.ru
АВТОРИТЕТ — это… Что такое АВТОРИТЕТ?
(от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) высокая оценка и признание личности (группы людей, организации) окружающими, ее роли как неформального лидера и права на влияние через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности.* * *
[от лат. autoritas — влияние, власть] — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т. к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «авторитет власти». Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью авторитета». Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. Степень социального влияния конкретного лица резко возрастает, если происходит интеграция ролевого и личностного авторитета. Отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его «идеальной» представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации авторитета», т. е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации авторитета». При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих основания межличностной значимости «другого» и для отдельной личности, и для группы в целом.
Проблематика авторитета и отношений авторитетности уже целый ряд десятилетий является традиционной в рамках социальной психологии. Так, например, классический эксперимент по исследованию авторитета как фактора социального влияния провел еще в 1963 г. американский психолог С. Милграм. Испытуемому объясняли, что целью исследования, в котором ему предстоит принять участие, является поиск методов улучшения памяти. По словам представительного и строгого экспериментатора, облаченного в белый халат и окруженного сложными лабораторными приборами, уже доказано положительное влияние на память такого метода, как поощрение. Целью же данного эксперимента является изучение влияния наказания. Для этого испытуемый вместе с другим случайно выбранным добровольцем должен, прежде всего, вытянуть жребий, который рассудит, кто будет исполнять роль «учителя», а кто «ученика». «Ученик» должен постараться максимально точно запомнить пары слов из длинного списка, после чего «учитель» в случайном порядке начинает зачитывать первые слова в парах. Задача «ученика» — правильно дополнить каждую из пар. Все это выглядело бы вполне банальной и скучной процедурой, если бы не одна деталь: за каждый неверный ответ «ученик» получает удар током. При этом сила разряда увеличивается с каждым неверным ответом. Функцию «палача» выполняет «учитель». Для этого в его распоряжении имеется электрогенератор, и он имеет возможность варьировать напряжение от 15 до 450 вольт. Надписи на приборе сообщают о степени воздействия силы разряда на человеческий организм. Так, например, напряжение в 15—60 вольт вызывает «легкий шок», а в 375—420 вольт — «жестокий шок», опасный для жизни. Перед началом исследования, экспериментатор показывает испытуемому, играющему роль «учителя», как правильно обращаться с прибором и в доказательство того, что все работает, «угощает» последнего легким разрядом в 75 вольт. Согласно инструкции экспериментатора, «учитель» должен увеличивать напряжение на 15 вольт при каждом неверном ответе ученика.
С. Милграм, разработавший и реально осуществивший целую серию экспериментов подобного рода, не был привлечен к уголовной ответственности: вся эта жуткая сцена была «постановочной» от начала до конца. Реальным испытуемым был только один человек и именно ему неизменно доставалась роль «учителя». Вторым «испытуемым», которому всегда выпадал незавидный жребий «ученика», был ассистент экспериментатора. Естественно, никакого электрического разряда при включении тумблера электрогенератора «учителем» «ученик» не получал.
Подлинной целью эксперимента было выяснение того, насколько далеко готова пойти та или иная личность в своей готовности подчиниться авторитету исследователя. При этом, как отмечал С. Милграм, «первоначальная процедура не предполагала обратной связи от жертвы. Мы полагали, что вербальные и цифровые обозначения на контрольной панели электрогенератора станут достаточно мощным противовесом давлению экспериментатора. Однако этого не случилось. При отсутствии протестов со стороны участника практически все испытуемые, подчиняясь требованию экспериментатора, беспечно нажимали рычаги, словно не видя надписей под ними: “Очень высокое напряжение” и “Опасно для жизни”. … Необходимо было ввести какую-то дополнительную силу, которая укрепляла бы сопротивление испытуемого приказам экспериментатора. … Такой силой стали протесты жертвы. Сначала это были протесты в форме слабых возражений, однако, этого оказалось недостаточно для того, чтобы уравновесить силу давления экспериментатора. Поэтому мы решили, что протесты жертвы должны быть более резкими и настойчивыми. К нашему ужасу, даже самые отчаянные протесты жертвы не помешали некоторым испытуемым применить к ней самое суровое наказание»1.
В ходе дальнейших экспериментов было показано, что свыше 60% испытуемых, следуя указаниям экспериментатора, увеличивали силу тока вплоть до максимального значения в 450 вольт, несмотря на отчаянные крики жертвы и даже пугающую тишину, наступавшую после рубежа в 370 вольт.
То, что в данном случае речь идет именно о подчинении авторитету роли подтвердили результаты модифицированной исследовательской процедуры. Так, в одном из вариантов эксперимента, «исследователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, чтобы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: 100% испытуемых отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал всего лишь такой же испытуемый как они. В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй испытуемый приказывал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке»2.
В экспериментах С. Милграма мы сталкиваемся с поразительными результатами воздействия на личность «авторитета власти» и «власти авторитета» в их совокупности. Экспериментальная ситуация сознательно структурирована таким образом, что всячески подчеркивается ролевой статус экспериментатора. При этом как на формально-рефлексивном уровне он прямо и официально представляется в качестве руководителя эксперимента, так и на уровне многочисленных невербальных сигналов, адресованных скорее подсознанию испытуемого (уверенный тон, белый лабораторный халат, папка в руках — и все это на фоне сложного оборудования непонятного назначения). Вместе с тем совершенно очевидно, что в рассматриваемой ситуации реальный властный ресурс собственно ролевой позиции экспериментатора явно недостаточен для того, чтобы подвигнуть массу людей на жестокие и, более того, несущие прямую угрозу для жизни действия в отношении беззащитного человека. В экспериментах С. Милграма на «авторитет власти», продуцируемый ролью организатора и руководителя эксперимента, накладывался гораздо менее формализованный (хотя, по-видимому, в большинстве случаев, и деперсонализированный) авторитет, связанный с «идеально» представленным в сознании испытуемых образом ученого как лица заслуженного и высококомпетентного в соответствующей области, «знающего что делает» и к тому же преследующего социально значимые, «прогрессивные» цели. Подобное наложение порождает своего рода резонансный эффект в плане роста влияния авторитета, что и наблюдалось в описанных экспериментах.
По мнению С. Милграма, резонансный эффект такого рода может привести к тяжелым последствиям: «Я видел как достойные люди, подчиняясь требованиям авторитетного лица, с ошеломляющим постоянством совершают бессердечные, жестокие поступки. … Если в нашем исследовании некий экспериментатор смог подчинить себе взрослых людей, заставив их подвергнуть болезненным ударам тока пятидесятилетнего человека вопреки его протестам, то на какие же поступки может толкнуть граждан правительство, которое обладает куда большим авторитетом и огромными властными полномочиями?»1. При всей актуальности и справедливости данного замечания, описанный резонансный эффект может иметь большое значение для достижения и позитивных целей. По сути дела, интеграция «власти авторитета» и «авторитета власти» является важным условием эффективности лидерства в любой сфере человеческой деятельности.
В рамках своей профессиональной деятельности практический социальный психолог, сталкиваясь с феноменом авторитета, должен рассматривать подобную систему отношений в реально функционирующем сообществе как существенный ресурс реализации принятой им программы психологического сопровождения данной конкретной группы, а не только как характеристику особенностей межличностных отношений в ней. В зависимости от уровня социально-психологического развития группы, ее композиционных показателей, специфики совместных действий ее членов практический социальный психолог именно через авторитетное лицо способен наиболее эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, избегая при этом применения, как правило, малопродуктивного приема воздействия, что называется, «в лоб».
* * *
признание, уважение человека со стороны окружающих людей; способность данного человека оказывать влияние на других людей демократическими методами, служить образцом для подражания, источником Идей, норм и социальных форм поведения.
* * *
(от лат. autoritas – власть, влияние) – 1) общепризнанное неформаль ное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности в группе, коллективе.
* * *
(от лат. autoritas – влияние, власть). 1. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. п. В данном случае А. соотносится с представлением о власти. 2. Признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении А. может и не совпадать с властью – им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. играет большую роль в социальных конфликтах. Во-первых, в конфликтном взаимодействии индивид, обладающий А., имеет больше шансов на поддержку окружающими своей позиции, даже если справедливость и обоснованность его требований не очевидна. Во-вторых, поддержка одного из оппонентов лицом или группой, обладающих А., заметно повышает его ранг и, соответственно, шансы на победу. В-третьих, обладание медиатором А. является необходимым условием успеха его посреднической деятельности. Напр., третейский судья должен обладать высоким А.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
psychology_pedagogy.academic.ru
Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни
В современной сложной и бурной социальной жизни, полной разнообразных и противоречивых явлений переходного периода, общественный организм испытывает немалые трудности. Отношения между людьми усложнились и требуют дальнейшего осмысления. Одним из существенных аспектов реальности являются нравственные, основанные на авторитете – авторитетные – отношения, которые, выполняя свои функции, накладывают существенный отпечаток на процессы действительности.
Авторитет, как это рассматривалось ранее[1], заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта. Авторитет, в узком смысле слова, есть форма осуществления власти. Элементами структуры авторитета выступают: субъект (носитель) авторитета – индивид, группа людей, коллектив или определенная часть общества; объект авторитета – то, на кого или на что воздействует субъект авторитета; и область авторитета – сфера действительности, в пределах которой действует данный авторитет (наука, искусство, военное дело и др.). По субъекту функционирования различают: личностный авторитет; коллективный авторитет; авторитет социального института; авторитет традиции или обычая и т. п.
Авторитет, будучи активным феноменом общественной жизни, выполняет в ней определенные функции. В социальной философии понятие «функция» указывает на ту роль, которую какой-либо социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Под функцией имеется в виду определенная совокупность социальных последствий социальной деятельности[2]. В данном случае речь будет идти о последствии деятельности авторитета. Функции авторитета в той или иной мере попадали в поле внимания большинства авторов, исследующих это явление. В значительной части работ этого плана функции, как правило, выделяются, но не обосновываются или мало объясняются. Больше повезло исследованию вопросов авторитета, связанных с наукой. В целом же проблема функций авторитета разработана еще недостаточно.
Функции авторитета многообразны. В целом они образуют собой систему, в которой имеются различные аспекты. Одним из аспектов является деление функций на основе масштабов области применения авторитета. Во-первых, это функции общеавторитетные – те, которые присущи всем проявлениям авторитета. Во-вторых, функции, присущие нескольким областям проявления авторитета. В-третьих, функции, относящиеся к отдельным областям проявления авторитета. В данной статье рассмотрению подлежит, прежде всего, выяснение проявления функций по отношению к обществу в целом как к объекту авторитета. В определенной же мере могут рассматриваться и специфические функции авторитета по отношению к ряду областей, к некоторым областям деятельности и отдельным объектам авторитета, имеющим свои особенности.
Масштабы функционирования имеют большое значение, но функция есть, прежде всего, проявление конкретных свойств объекта в существующей системе отношений, когда один элемент, возникая и изменяясь, воздействует на другой. Поэтому в центре нашего внимания будут те функции авторитета, которые вытекают из его природы и роли в обществе и выражают взаимозависимости между общественным бытием и авторитетом в процессе практической деятельности людей.
Анализ взаимозависимостей авторитетных отношений позволяет выделить три группы функций авторитета, выполняемых им в обществе. Первую группу образуют гносеологические функции. Они имеют отражательный характер и выражают связь между объектом отражения – авторитетом (носителем, субъектом авторитета) – и сознанием людей (объектом авторитета). Функции такого рода разделяются на познавательно-информативную, аксиологическую (оценочную) и коммуникативную. Вторую группу образуют социально-нормативные функции, при их реализации осуществляется воздействие авторитета, его субъекта (носителя) на авторитетные отношения вообще, на практику объекта авторитета. Здесь выделяются регулятивная и организационно-воспитательная функции. В качестве же отдельной (не входящей в вышеназванные группы) выделим методологическую функцию. Она представляет совокупность научных методов, которые реализуются в ходе действия авторитетных отношений. Рассмотрим по порядку их содержание.
Гносеологические функции авторитета. Авторитет вырабатывается на основе познания общественного бытия или деятельности, осуществляемой на базе глубокого проникновения в закономерные связи и отношения той или иной сферы реальной действительности. При возникновении и реализации авторитетных отношений осуществляется процесс отражения общественного бытия как субъектом авторитета, так и объектом авторитета. Через призму субъектно-объектных отношений отражается мир, общественное бытие.
В ходе такого взаимодействия авторитет выполняет познавательно-информативную функцию. Авторитет (его носитель) познает бытие и вырабатывает знания о нем, формулирует их в той или иной форме. Познанное им оказывает влияние на содержание знаний объекта авторитета о мире, становится достоянием области применения авторитета (науки, искусства, военного дела и др.). Вместе с тем авторитетом выполняется и информативная функция. Он извлекает из бытия нужную информацию и перерабатывает, обобщает таковую, в то же время люди, на которых распространяется его воздействие, – объект авторитета – получают возможность получить от авторитета интересующую их информацию. Эта информация позволяет углубить процесс нахождения истины и оценки значимости самого авторитета.
Выполняется и аксиологическая (оценочная) функция. Авторитет, как известно, отражает определенные ценности, которые находятся в области его интереса. Происходит формулирование оценки в той или иной форме, выявление степени соответствия отраженного существующим знаниям, нормативным требованиям. Затем осуществляется ценностная ориентация объекта авторитета. Вместе с тем в процессе взаимодействия носителя авторитета и объекта авторитета происходит процесс сличения индивидуально-личност-ных и объективных социальных и духовных ценностей через сложившуюся систему «эталонов» ценностей (выраженную либо в общественно-нормативных актах, либо неписаную, существующую лишь в общественном мнении), формируется определенное ценностное отношение. Оценка осуществляет своего рода арбитраж достижений субъекта авторитета, уровня, степени его авторитетности. При этом оценка авторитета производится на основании соответствующих критериев, прежде всего с точки зрения добра. Авторитетно лишь то, считал русский философ В. С. Соловьев (труд «Оправдание добра»), что имеет нравственный смысл[3]. А рассматривая вопрос об авторитетности военного подвига, французский философ К. А. Гельвеций, писал: «Суждения народа, подобно суждениям частных сообществ, определяются исключительно соображениями интереса: только полезные для него действия он называет добродетельными, великими и героическими, степень своего уважения к тому или иному поступку он измеряет не степенью силы и мужества и благородства, необходимого для его совершения, но степенью важности этого поступка и извлекаемой из него выгоды»[4]. Эти мысли, хотя и не все в них бесспорно, заслуживают внимания.
Одной из функций авторитета является самокоррекция субъекта (носителя) авторитета. Субъект авторитета – «Я», получив информацию об оценке объектом авторитета – «Не Я 1», «Не Я2» и т. д. – его достижений и упущений, может все критически осмыслить, произвести, при необходимости, переоценку своих заслуг, действий и соответственно воздействовать на «Я**» – на себя. В результате произвести самокоррекцию личного поведения, вызывая следствие – упрочение своего авторитета в сознании «Не Я I, II» и т. д., то есть объекта авторитета. См. рисунок:
Примечание. «Я» – субъект (носитель) авторитета, «Не Я I», «Не Я II» – объект авторитета, «Я**» – субъект авторитета (носитель) после самокоррекции своих авторитетных черт.
Одной из гносеологических функций является коммуникативная. Эта функция осуществляет передачу опыта авторитета, приобретенных им ценностей от одной области авторитета к другой и из поколения в поколение. Авторитет распространяет свои достижения, если он не будет этого делать, то не будет и его авторитетности. Оценив достигнутое авторитетом, его носителем, люди – объекты авторитета, связываясь, тем или иным образом, с другими, передают ценное иным социальным единицам. Особую роль играет передача опыта традиционных авторитетов. Обеспечивается, тем самым, опыт поколений. Вместе с тем может передаваться и устаревшее, отжившее. Так, например, авторитет Аристотеля, некоторые его ценности, утерявшие уже свое значение, передавались из поколения в поколение, довлея над людьми, противореча здравому смыслу.
Социально-нормативные функции авторитета. Ведущей в этой группе является функция регулятивная. Именно она является главной, определяющей. Регулировать – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. Эта функция авторитета касается создания и утверждения определенных норм, правил, установок, знаний, определяющих основы области конституирования авторитета. Регулирование такого рода является процессом приведения в соответствие с достигнутыми авторитетом основоположениями реального состояния дел, поведения социальных групп, коллективов, личностей.
Для утверждения ценностей авторитета необходимо признание социальной группой, коллективом, индивидом социальной необходимости в них. При этом авторитетные нормы осуществляются, приводятся в жизнь только добровольно. Признание авторитета и его ценностей, регуляция деятельности на основе этого не могут подчиняться правовым нормам. Регулирование авторитетом тесно связано с управлением, но не является властным, управленческим актом. Авторитет не повторяет функции управления, руководства, власти. Находясь во взаимосвязи с ними, основная роль авторитета состоит в повышении эффективности системы социального управления и создании благоприятных условий для успешного руководства общественной жизнью и для ее осуществления[5].
В ряду социально-нормативных функций существенную роль играет функция организационно-воспитательная. Авторитет служит объединению людей, их организации. При этом организация осуществляется не институционными органами, а происходит на основе объединения индивидов общественным мнением, морального влияния, традиций, обычаев. Исследователь научного авторитета А. А. Степанов назвал организационную функцию социотворческой – она «объединяет отдельных ученых в творческие кол-лективы. Сущность этой функции авторитета – естественное образование на его основе формальных и неформальных социальных институтов и организаций. Способность направлять деятельность отдельных объектов в единое русло». Он отмечает и «негативные» стороны этой функции авторитета, делающие научное сообщество достаточно закрытым и изолированным. Социотворческая функция затрудняет доступ к социальным институтам науки. Тем не менее эта изолированность иногда приносит пользу, защищая науку от некомпетентного вмешательства дилетантов или власть имущих профанов[6]. Что же, в этом есть определенный резон. Организационная сторона рассматриваемой функции проводится в жизнь моральными средствами.
Тесно связана с организационной воспитательная сторона функции. Авторитет действует прежде всего силой примера, происходит признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки и т. п. Авторитет для объекта его воздействия выступает как нравственный идеал.
Субъектом авторитета, как уже говорилось, может выступать личность, коллектив, социальный институт, традиция, соответственно они и способны выступать в качестве нравственного идеала. Личностный авторитет, как правило, персонифицирован в образе какого-либо конкретного человека, который и выступает в качестве индивидуального нравственного идеала. При этом данный авторитет, как идеал, представляет собой не только эталон совершенства, превосходства, но и пример для подражания и корректировки людьми своей деятельности, помыслов и поступков. Организационное и воспитательное выступают в органическом единстве.
Методологическая функция. Авторитет, знания, которые благодаря ему стали достоянием общества, ценности, действия, базирующиеся на основе верного, адекватного отражения реальной действительности, объективно выполняют функцию метода. Они служат основой, фундаментом, базой для познания общественного бытия, его процессов другими людьми.
Ни одна из функций не действует обособленно, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, их воздействие носит комплексный характер. При этом функции имеют свою специфику в зависимости от сферы общественной жизни и области применения. Свои особенности имеет и функционирование авторитетных отношений в сфере военного дела, в воинских коллективах.
Функции военного авторитета. Военный авторитет, будучи элементом авторитета, вообще выполняет те же функции, что и всякий другой авторитет. Вместе с тем специфика военной действительности налагает на него как субъекта отношений некоторые особенности функционирования. Она проявляется и в жизнедеятельности объекта военного авторитета.
Во-первых, отмечается довольно сильная взаимосвязь властного компонента в авторитетных отношениях. Авторитетное и властное органически переплетаются, взаимно усиливая друг друга. Во-вторых, значительная зависимость судьбоносного влияния носителя авторитета на объект авторитетных отношений. Это влияние отражается в исходе битв, сражений, побед и поражений. Так, например, широко известно, что одно только появление выдающегося, победоносного полководца (как, например, Г. К. Жуков) на том или ином участке предстоящего сражения в годы Великой Отечественной войны вселяло в личный состав войск уверенность в неизбежности победы и неотвратимость поражения фашистских войск, что способствовало самой победе. Такова специфика функционирования военного авторитета гениального полководца.
В-третьих, особую значимость получают социально-норматив-ные функции авторитета. Если регулятивная функция авторитета вообще является главной, определяющей, то в отношении же военного авторитета она получает доминирующую роль. Это определяется самой спецификой военной организации государства, где в отношениях ее субъектов деонтическое, предписывающее – воинские уставы, правила, приказы, каноны, определяющие основы области конституирования авторитета – превалирует. Регулировать – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. В военной области, в рамках этой функции, создается и утверждается атмосфера, базирующаяся на определенных, присущих ей нормах, неписаных правилах, специфических знаниях, которые узаконивают как сам военный авторитет, так и его носителя. Носитель военного авторитета своим моральным влиянием на основе познания реального состояния дел приводит объект авторитета, поведение социальных групп, коллективов, личностей в соответствие с необходимыми установками.
Вместе с тем авторитетные нормы, в отличие от норм правовых, осуществляются, приводятся в жизнь только добровольно. В сознании военнослужащего, особенно того, кто служит в армии и флоте долгие годы, обычно происходит выработка своего рода императива, внутреннего повеления, поступать согласно имеющимся нормам, указаниям авторитетных военачальников независимо от того, наблюдает ли кто-нибудь за его действиями. О таких воинах нередко говорят «службист», вкладывая в это слово позитивный смысл – любовь к военной службе. Рассматривая настоящий авторитет, Гегель говорит об интеллектуальном повиновении авторитету. Настоящий авторитет «не состоит в одном командовании»[7]. Как пишет Куно Фишер, «Гегель имел в виду важное педагогическое правило, которое лучше всего выражается словами Гете: «Если имеется повиновение в душе, скоро явится и любовь»[8]. Воздействие авторитета многопланово.
Своеобразие функционирования носит существенный характер и оказывает воздействие на процессы авторитетных отношений. Здесь были рассмотрены в основном лишь важнейшие общеавторитетные функции. Относящиеся к отдельным областям проявления авторитета функции, за исключением военной сферы, не рассматривались. Но в научной литературе постоянно выдвигаются заявки о признании все новых функций, даже «контролирующей», «рецензирующей» и тому подобное, исследователи работают неустанно.
Роль авторитета и методологические основы ее анализа. Функции в своей основе раскрывают и роль авторитета в обществе, но их анализ не исчерпывает отражение всей ее полноты. Проблема роли авторитета имеет много сложностей. Те или иные ее стороны уже раскрывались в ряде научных трудов, специально посвященных выяснению роли авторитета[9]. Поэтому сосредоточим внимание на мало разработанных проблемах роли авторитета, а именно методологических ее сторонах.
Выяснение роли авторитета предполагает необходимость применения принципов диалектической логики. Прежде всего, диалектическая логика требует к изучению вещей и явлений подходить объективно, рассматривать их такими, какие они есть. Она требует беспристрастного подхода. Это особенно важно в отношении роли тех или иных субъектов авторитета. Анализируя роль какого-либо носителя авторитета, того, что он внес в действительность, в науку или практику, в область авторитета, следует не базироваться только на имеющихся субъективных мнениях как позитивного, так и негативного характера, хотя и их надо брать в учет, а основываться на фактах. Добиваться истины в определении роли конкретного авторитета. Объективность выяснения роли авторитета предполагает учитывать не только ее изучение в абстрактно-гносеологическом, но и в социологическом плане. Имеется в виду оценка объективной значимости авторитета – оценивать внесенное им с точки зрения того, насколько оно содействовало потребностям общества, его прогрессу, человеческой практике. Практика человечества является проверкой, критерием объективности в выяснении роли авторитета и авторитетности личности.
В мире все взаимосвязано. Тысячами нитей связан с объективной реальностью и авторитет. Сами авторитетные отношения – это многообразные связи. Диалектическая логика нацеливает при выяснении роли авторитета на всесторонность рассмотрения всего, что связано с ним. Анализ роли субъекта авторитета, действительности внесенного им в науку или практику выдвигает необходимость всесторонности рассмотрения. Всесторонность позволяет получить знания о роли авторитета в их целостности. Она включает целостность охвата представлений о роли авторитета, фиксирование всех сторон и опосредований феномена, выявления и изучения всех конкретных связей, образующих данный авторитет, выделение сущности, определение условий превращения возможности в действительность, причинной обусловленности и т. д. Естественно, далеко не все из перечисленного можно охватить при изучении роли конкретного субъекта авторитета, но чем полней будет круг изученного, тем правдивей станет наше представление о нем.
Выяснение истины о явлении, предмете, процессе будет более адекватным, если она анализируется в развитии. Авторитет – одно из явлений действительности. Диалектический принцип развития выдвигает перед исследователем, в том числе и исследователем роли авторитета, ряд требований. Во-первых, необходимость рассматривать явление с точки зрения непрерывного изменения и развития. В функционировании авторитета можно отметить ряд изменений: его генезис, становление и дальнейшее развитие, равно как и возможности утери авторитета. Каждое изменение несет определенную ролевую нагрузку. Познание каждой из них способствует определению общей роли. Особенно важно оценивать развитие ныне функционирующего в коллективе авторитета. Видеть происходящие изменения и соответственно реагировать на них.
Принцип развития выдвигает и требование конкретно-истори-ческого подхода к выяснению роли авторитета. Историзм необходим, прежде всего, для анализа выяснения роли авторитетов, существующих длительное время, для изучения воздействия авторитета на сложные динамичные социальные образования. Анализ истории авторитета как феномена общественной жизни позволяет как глубже осмыслить его роль на тех или иных исторических этапах, так и иметь представление о нем в целом. Существовали и существуют те или иные авторитеты, которые функционируют длительное время, есть такие, что воздействуют на общество столетиями. Роль их на различных отрезках эволюции общества изменялась. Возникает необходимость ее познания в динамике, а также прогнозирования тенденций на дальнейшее время. Настоящее в значительной мере обусловлено прошлым, а будущее вытекает из настоящего и в значительной мере обусловливается им. Позитивную роль авторитет может играть не всегда, не автоматически, не при всяких исторических условиях, а лишь тогда, когда для этого возникли, созрели материальные, объективные предпосылки и когда общество способно к восприятию нового.
Рассмотрение должно быть конкретным. Сущность авторитета вообще, как феномена общественной жизни, представляет, в известной степени, абстракцию. Но она выведена на основе обобщения знаний о реальных, конкретных авторитетах. Соответственно и выяснение роли авторитета в общественной жизни вообще может быть произведено лишь при исследовании конкретных проявлений авторитетных отношений. В истории известны факты отвержения авторитетов вообще. Ф. Бэкон отнес авторитеты к разряду «идолов» или «призраков», которые понимались как различного рода предрассудки и предрасположения. Вера в авторитеты, по мнению Бэкона, мешает людям самим, без предубеждений исследовать при-роду. Истину он назвал дочерью времени, а не авторитета[10]. Известно, что он, как и некоторые другие мыслители Просвещения, делали такой вывод на основе критики авторитета Аристотеля и Платона, которые в Средние века «связали мужество людей, оказавшихся будто заколдованными». Фактически же это было выступление против «ложных авторитетов». Создавались новые и новые авторитеты. Абстрактный подход к выяснению роли авторитета, отрицание позитивности таковой наблюдалось и позже, в движении антиавторитаристов. Практика показала ошибочность отрицания роли авторитета и его боязнь. «Авторитет… – говорил И. В. Гёте, – имеет большую ценность; но только педант требует повсеместно авторитета»[11]. Итак, налицо крайности. Только конкретный подход – путь к истине.
Роль того или иного авторитета, его носителя к тому же нельзя определять абстрактно, вне связи с конкретными общественными отношениями. Изучение роли конкретного авторитета, его влияния на общество, на конкретный же коллектив представляет несомненный интерес для практики. Оно позволяет совершенствовать управленческие процессы.
* * *
Авторитетные отношения пронизывают все поры общественного организма. Они играют важную роль в его жизни, связывая незримыми нитями личности, социальные группы и общество как в целом, так и составляющие элементы. Авторитет, личный или коллективный, как явление социальной действительности, обладает определенной активностью, которая проявляется в его многообразных функциях. В целом они образуют собой систему, в основе которой имеется ряд групп: гносеологических, социально-нормативных и методологических функций. Общество нуждается в истинных авторитетах, которые возникают как стихийно, так и целенаправленно, будучи стимулированными различного рода социальными институтами, осознавшими потребности страны. Познание функций авторитета, их свойств и возможностей благоприятствует учету таковых в процессах регулирования общественных отношений в интересах прогресса.
[1] См.: Ефремов, И. И. Проблема авторитета в социальной философии // Философия и общество. 2004. № 3. С. 60–70.
[2] См.: Гастев, Ю. Функция / Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 418–419.
[3] См.: Соловьев, В. С. Собр. соч. Т. 8. СПб., 1913. С. 311.
[4] Гельвеций, К. А. Об уме. Т. 1. С. 233.
[5] См.: Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд. МГУ, 1968. С. 193.
[6] Степанов, А. А. Научный авторитет: философские проблемы. Томск, 2000. С. 116–117.
[7] Цит. по: Фишер, К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.–Л., 1933. С. 71.
[9] См.: Киселев, Ю. В. Роль авторитета в общественной жизни. Л., 1966; Воробьев, А. В. Роль авторитета в научном коллективе: Автореф. дис. …канд. филос. наук. Томск: Томский гос. ун-т, 1973 и др.
[10] См.:Бэкон, Ф. Новый органон / Бэкон, Ф. Соч.: в 2 т. 2-е изд., испр., доп. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 26–32, 48.
[11] Goethe, J. W. Maximen und Reflexionen. Von: Eichelberger U. Zitaten Lexikon. Leipzig, 1981. S. 63.
www.socionauki.ru
Толковый словарь Ожегова — значение слова АВТОРИТЕТ
АВТОРИТЕТ, -а, м. 1. Общепризнанное значение, влияние, общее уважение. А. ученого. Пользоваться авторитетом. Завоевать о. Уронить свой а. (потерять). 2. Лицо, пользующееся влиянием, признанием. Крупный а. в науке. Верить авторитетам.
Смотреть значение АВТОРИТЕТ в других словарях
Авторитет — вес
престиж
Словарь синонимов
Авторитет — авторитета, м. (от латин. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2………
Толковый словарь Ушакова
Авторитет — При положительной оценке.
Безграничный, большой, важный (устар.), всемирный, высокий, громадный, заслуженный, здоровый, исключительный, незыблемый, неколебимый, неограниченный,……..
Словарь эпитетов
Авторитет М. — 1. Общепризнанное значение, влияние чье-л., кого-л., чего-л. 2. Тот, кто пользуется общим признанием, к кому относятся с доверием, с уважением.
Толковый словарь Ефремовой
Авторитет — -а; м. [нем. Autorität из лат.].
1. Общепризнанное значение, влияние. Иметь а. Пользоваться авторитетом. Завоевать, укрепить, потерять а. Большой, заслуженный, дутый, дешёвый……..
Толковый словарь Кузнецова
Авторитет — — влияние, которым лидер пользуется в силу определенных качеств или обстоятельств. (Д.В. Ольшанский, с.161)
Политический словарь
Авторитет Политический — — признанное влияние лица и организации на политическую власть.
Политический словарь
Легально-рациональный Авторитет, Легально-рациональная Легитимация Власти — — общественно-политический порядок, предполагающий подчинение исходящим от властных учреждений формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных……..
Политический словарь
Общепризнанный Авторитет — — одно из словосочетаний-ловушек, используемое в споре или массовой пропаганде в качестве одного из инструментов манипуляции общественным мнением, дабы задавить в……..
Политический словарь
Традиционный Авторитет, Традиционная Легитимация Власти — — общественно-политический порядок, при котором государственная власть обладает всеми правомочиями, поскольку воспринимается большинством как воплощающая исконные……..
Политический словарь
Харизматический Авторитет, Харизматическая Легитимация Власти — — общественно-политический порядок, при котором приказам власти подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, вождя, чей авторитет……..
Политический словарь
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas — власть, влияние А Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на……..
Экономический словарь
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas — власть, влияние А. Признанное влияние какого-либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на……..
Юридический словарь
Авторитет — (от лат. auctoritas — власть — влияние), в широком смысле -общепризнанное влияние лица или организации в различных сферахобщественной жизни, основанное на знаниях, нравственных……..
Большой энциклопедический словарь
Политический Авторитет — — признание влияние лица или организации на политическую власть. Основан на реальных или мифических достоинствах, опыте, месте в иерархии власти.
Исторический словарь
Авторитет — — влияние, которым лидер пользуется в силу определенных качеств или обстоятельств. (Д.В. Ольшанский, с.161)
Психологическая энциклопедия
Авторитет — — англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение, влияние лица или организации в различных сферах обществ, жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах,……..
Социологический словарь
Авторитет Демократический — — англ. authority, democratic; нем. Autoritat, demokratische. Статус и влияние руководства, возникающие на основе участия членов группы в выработке норм и правил, направленных на достижение……..
Социологический словарь
Авторитет Легальный — — англ. authority, legal; нем. Autoritat, legale. Авторитет, поддерживаемый системой формальных законов, в отличие от авторитета традиционного и авторитета харизматического.
Социологический словарь
Авторитет Личный — — англ. authority, personal; нем. Autoritat, personliche. Авторитет, приобретенный в силу личных качеств, знаний, опыта.
Социологический словарь
Авторитет Неформальный — — англ. authority, informal; нем. Autoritat, informelle. Авторитет, сложившийся независимо от места в иерархии руководства и официального признания со стороны более высоких инстанций……..
Социологический словарь
Авторитет Профессиональный — — англ. authority, professional; нем. Autoritat, professionelle. Авторитет, приобретенный на основе квалификации и компетентности.
Социологический словарь
Авторитет Служебный (авторитет Положения) — — англ. authority, positional; нем. Autoritat, dienstliche. Авторитет, приобретенный в силу занимаемой должности в бюрократической или формальной организации.
Социологический словарь
Авторитет Традиционный — — англ. authority, traditional; нем. Autoritat, traditionale. Авторитет, основанный на передаче исторически сложившихся и воспринимаемых как естественные и нерушимые нормы и ценности, ……..
Социологический словарь
Авторитет Формальный — — англ. authority, formal; нем. Autoritat, formale. Авторитет личности или организации, основанный на кодифицированной системе норм или узаконенный правовой системой. См. АВТОРИТЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ, ……..
Социологический словарь
Авторитет Функциональный — — англ. authority, functional; нем. Autoritat, funktionale. Авторитет ограниченной, специализированной сферы деятельности. См. АВТОРИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Аторитет харизматический
Социологический словарь
Авторитет Харизматический — — англ. authority, charismatic; нем. Autoritat, charismatische. Авторитет, возникающий на основе исключительно личных качеств лидера и его способности внушать веру в особый, часто сверхъестественный……..
Социологический словарь
Авторитет — — практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит……..
Философский словарь
Авторитет Веры — — Во многих направлениях схоластики вера авторитетна по отношению к естественному разуму, теология — к философии, а духовная власть — к светской. Возвышение авторитета……..
Философский словарь
Авторитет Письма — Франц. AUTORITE DE. L&ECRITURE., англ. AUTHORITY OF WRITING, нем. AUTORITAT DES SСHREIBENS. Познавательный релятивизм деконструктивистов заставляет их с особым вниманием относиться к проблеме «авторитета……..
Философский словарь
Посмотреть еще слова :
Перевести АВТОРИТЕТ на язык :
slovariki.org
АВТОРИТЕТ — это… Что такое АВТОРИТЕТ?
АВТОРИТЕТ — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос. религиозном, научном и т.д … Философская энциклопедия
авторитет — а, м. autorité f. 1. един. юр. Повеление, распоряжение. Сл. 18. Ведомость о действе флота гишпанского .. без сумнительно достоверна, понеже печатается она авторитетом гишпанского секретаря и из секретарской канцелярии исходит. Кантемир Рел. 1 28 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОРИТЕТ — (фр. autorite, от лат. auctoritas власть). 1) мнение знающего человека, принимаемое на слово. 2) почет, сила и особенное влияние, которым пользуются могущество, мудрость, знание, добродетель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
авторитет — Значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток. Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток. . См. знаток, ученый… Словарь русских синонимов и сходных по… … Словарь синонимов
АВТОРИТЕТ — АВТОРИТЕТ, авторитета, муж. (от лат. autoritas). 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь авторитет. Приобрести авторитет. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый… … Толковый словарь Ушакова
Авторитет — (от лат. auctoritas власть, влияние) в широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком: одна из форм осуществления власти; тип… … Политология. Словарь.
авторитет — (от лат. autoritas влияние, власть) 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на … Большая психологическая энциклопедия
Авторитет — (лат.) в обширном смысле: значение и основанная назначении или с ним соединенная власть; в тесном влияние умственное,возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признаннойвласти или выдающейся и признанной мудрости, знания,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
авторитет — АВТОРИТЕТ, авторитетность, вес, влияние, положение, престиж, царь, устар. кредит АВТОРИТЕТНЫЙ, признанный, разг. весомый АВТОРИТЕТНО, разг. весомо … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Авторитет — Авторитет ♦ Autorité Законная или признанная власть, а также добродетель, позволяющая эту власть осуществлять. Авторитет – право приказывать другим людям и искусство заставлять их слушаться приказов. см. Апелляция к авторитету … Философский словарь Спонвиля
Авторитет — нем. Autoritat, от лат. Auсtoritas власть, влияние А. Признанное влияние какого либо лица, группы лиц или организации на различные области общественной жизни, базирующееся на опыте, профессионализме, знаниях, нравственности. Б. Форма… … Словарь бизнес-терминов
dic.academic.ru