Автором теории этологии науки о поведении животных является – Этология — Википедия

Содержание

Этология человека | Суть времени

 

Лариса Магданова

 

 

Этология человека— наука, базирующаяся на применении методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию поведения человека.

Поведение(в биологии) — способность животного изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение (в психологии) — совокупность действий и поступков индивида.

В настоящее время человеческая цивилизация оказалась в ситуации антропологического кризиса, вызванного отставанием биологической эволюции человека от культурной эволюции: несмотря на то, что в эпоху модерна наука и технологии проделали огромный путь в своём стремительном развитии, организм Homo sapiens, а следовательно, и его умственные способности, остались практически неизменными – такими же, какими они были 10 тысяч лет назад, во время появления современного человека [1]. В связи с этим становится особенно актуальным

всестороннее изучение сознания и поведения человека методами как гуманитарных, так и естественных наук. Понимание причин, особенностей и тенденций развития его поведения необходимо для формирования концепции нового человека, способного выйти из сложившегося системного кризиса и сформировать новое устойчивое общество.

Формирование этологии человека

Попытки определить, что такое человек, и в чем заключается смысл его существования, производились на протяжении всей истории человечества. Религиозные откровения часто противопоставлялись усилиям достичь понимания человеческой природы за счет наблюдения и интроспекции. Биология, а именно теория эволюции, предоставила новый импульс развития эмпирическому и рациональному подходу к изучению человека. Люди столкнулись не только с доказательствами своего животного происхождения, но и с осознанием того факта, что человек не является венцом эволюции, а, скорее, представляет собой наилучшим образом приспособленное существо

, промежуточное звено на пути к высшим уровням человечности[2].

Ч. Дарвин первым обратил внимание на проблемы биологии человеческого поведения. Далее, с открытием условных рефлексов, И. П. Павлов представил наукам о поведении многообещающий экспериментальный подход и надежду на то, что сложное поведение может быть объяснено последовательным закреплением ассоциаций. В США школа бихевиористов выработала психологию «стимул-ответ», фокусирующуюся на экспериментальном исследовании процессов обучения. Опыт становится всеобъемлющим объяснительным принципом.

Отрицание генетических факторов, контролирующих процессы самодифференциации нервной системы, по-видимому, явилось реакцией на концепцию «инстинкта» У. Джеймса и К.Л. Моргана. Эти ученые в своих работах исходили из предположения, что организмы включают не только набор необходимых органов, но также программу их использования. Нервные структуры, лежащие в основе способности управлять органами, являются результатом эволюции. Научное сообщество увидело в концепции «инстинкта» виталистическую и почти мистическую силу, руководящую животным. Эта идея противопоставлялась концепции «стимул-ответ»[3].

Разделение наук о природе и наук о культуре предопределило доминирующую тенденцию в социологии XX века. Исследования общества ориентировались исключительно на ценностные (внеприродные) категории. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу и принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицалось, но выводилось за рамки предмета социологического анализа. Идея «социального конструирования тела» в социологии и концепция «чистого листа» в психологии, казалось бы, окончательно избавляет эти науки от биологических и популяционных пережитков, присущих учениям XIX века (в частности, связанных с именем З. Фрейда и его школой). Эта тенденция получает дополнительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом установке на недопустимость биологических, расово-антропологических и евгенических интерпретаций поведения человека, в том числе наследования некоторых личностных качеств[4].

К. Лоренц и Н. Тинберген – основоположники этологии – в качестве одной из важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия»[5] Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более поздних произведениях «Оборотная сторона зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека»[6] он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции[7] высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека[8].

Необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно очевидной в 60-е годы. В начале 70-х годов многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека. Как наука этология человека оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в книге «Этология — биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также создание в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. В 1970-е годы публикуются книги К. и С. Дж. Хатт «Прямое наблюдение и измерение поведения», В.С. Макгрю «Этологическое изучение детского поведения». В 1978 г. создается Международное общество этологии человека[8].

К началу 80-х годов исследователи самых разных областей знания пришли к пониманию необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для объяснения сущности человеческого поведения. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет.

Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники — человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры – языка, верований, обычаев, морали. Гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук[4]

.

 

Биологические науки о поведении человека

 В ряду биологических наук, направленных на исследование поведения человека, представлены:

— этология человека;

— эволюционная психология;

— генетика поведения;

— социобиология;

— физиология высшей нервной деятельности[9].

Этология— наука о поведении животных.

В отличие от прочих наук, объектом которых является поведение животных, этология концентрируется на исследовании поведения в естественной среде. Полученные в результате наблюдений описания и подсчёты формируют базис для теоретического объяснения, которое в дальнейшем развивается по трём направлениям: 1) за счет дополнительных наблюдений, 2) с помощью экспериментальной проверки гипотез, 3) через сравнение зафиксированных черт поведения разных видов.

В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:

  • брачные игры;
  • территориальность;
  • забота о потомстве;
  • защита от хищников;
  • эффективность добычи корма;
  • коммуникация;
  • общественная организация[9].

 

Предмет и задачи этологии человека

Этология человека является результатом применения методов этологии к изучению вида Homo sapiens. Этология человека использует экспериментальные и аналитические методы исследования поведения, разработанные в рамках самых разнообразных дисциплин о человеке, таких, как антропология и психология. От этологии животных взяты методы наблюдения без участия, методы документирования наблюдений и сравнительный подход. Теоретическую основу этологии человека составляет критический реализм К. Поппера. Следовательно, в основе науки лежит предположение, что любая адаптация отражает реальную необходимость и тесно связана со средой обитания субъекта.

Этологи человека тесно взаимодействуют с этнологами и социал-антропологами (Э. Гофман, К. Джеттмар, М. Годельер, Г. Шиндлер). Общность интересов этих специализаций возникла с появлением работ, посвященных сравнению различных культур, и возрастанием интереса к общим, универсальным законам человеческого поведения. В этом аспекте также рассматриваются вопросы раннего развития детей и социализации, вопросы социальных структур, иерархичных организаций, агрессии, этических норм и др.

Также существует взаимосвязь между психологами, социологами и лингвистами. В последнем случае изучается развитие как понятийного аппарата, так и самой речи.

Имеется долгая история тесного сотрудничества с медициной, особенно с психиатрией и психоанализом (Д. Плуг, Дж. Блоулби).

Возрастает интерес политологов к этологическим открытиям. В США в настоящее время активно развивается новая дисциплина – биополитика (Р. Д. Александр, К. Барнер-Барри, П. А. Корнинг, А. Сомит, Г. Шуберт).

Открытия этологии также вдохновили деятелей истории искусств и археологии (Д. Фелинг, Г. К. Рамп, М. Шустер)[2].

В современной этологии человека обозначились следующие направления:

  • этология детства;
  • этология невербальных коммуникаций;
  • этология сексуальных различий;
  • кросс-культурная этология;
  • этология психопатологий.

Последнее направление получило особенно интенсивное развитие, возможно, благодаря своей ориентации на медицинскую проблематику[4].

Первые этологические исследования поведения детей были проведены в 60-е гг. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Исследования поведения детей проливает свет на врожденные (не искаженные культурой) свойства поведения человека; позволяют установить общность поведенческих схем человека и других приматов; предоставляют данные о филогенезе и онтогенезе поведения Homo sapiens. Кроме того, этологические методы могут применяться в детской психиатрии для анализа аутизма у детей[8].

Особая область исследований связана с невербальной коммуникацией, в частности, лицевой мимикой. Этологами описано множество техник тела, в том числе элементов мимики и жестикуляции (наиболее известна из них изученная И. Айбл-Айбесфельдтом мимика приветствия)[8]. Исследования невербальных коммуникаций ориентированы прежде всего на изучение их филогенеза, онтогенеза, культурной обусловленности и социальных функций. Однако, как правило, в случае общих теорий происхождения и развития человечества, проблема заключается в логической и экспериментальной доказательности взаимосвязей культурных и биологических описаний[8].

Основоположником этологических исследований на кросс-культурном уровне является И. Айбл-Айбесфельдт. Многолетние труды этого автора показывают, что многие аспекты человеческого поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и экологических подходов. В рамках кросс-культурной этологии рассматриваются поведенческие универсалии (элементы поведения, встречающиеся у всех людей, независимо от культурной принадлежности) и ритуалы[8]. Дж. Хогенсон и Давиденков С. Н. рассматривают миф и ритуал в качестве важнейших адаптационных механизмов, поддерживающих социальный гомеостазис, и настаивают на том, что эти механизмы имеют под собой мощную биологическую основу[4][10].

По мнению Х. Харбаха, «новая поведенческая биология», объединяющая этологические и социобиологические подходы, способна продуцировать плодотворные частные теории о социальном поведении животных и человека[4].

 

 Эволюция человека в свете этологических концепций

Многие этологи пытаются смоделировать эволюцию поведения человека на основе этологических наблюдений и выявленных закономерностей. В своей книге «Агрессия»[5], отталкиваясь от концепции врождённой морали, сформулированной на основе наблюдений за животными, К. Лоренц делает акцент на том, что приматы являются слабо вооружёнными травоядными существами. В связи с этим в ряду предков рода Homo в процессе эволюции не было сформировано комплекса достаточно сильных блоков агрессии, называемых врождённой моралью. Иными словами, не было необходимости формирования внутренней защиты вида от самоистребления.

Однако возникшая в процессе развития способность использовать орудия труда привела к тому, что в условиях прежнего уровня агрессивности резко возросла вооружённость вида. Человек смог нападать на собратьев и вести хищнический образ жизни за счет «культурной», но не биологической эволюции. В частности, не ограниченный внутренними запретами каннибализм обусловил наличие в настоящее время единственного вида разумных гоминидов. Современная мораль возникла позднее и явилась необходимостью и продуктом культурной эволюции.

К. Лоренц в своих работах[5] выказывает беспокойство о нагнетаемой за счёт наращивания темпа жизни и плотности населения агрессии человека. В частности, в этом смысле критикуется капитализм, возводящий в культ карьеру человека и провоцирующий постоянную конкуренцию. По мнению исследователя, подобный строй сопряжен с катастрофическим ростом психических патологий среди населения и не может продолжаться бесконечно.

Помимо врождённой морали и агрессии, для объяснения особенностей развития человечества привлекалась концепция «самоодомашивания»[11]. О явлении «самоодомашивания» впервые заговорил Ч. Дарвин. В своем труде «Происхождение видов»[12] он отмечает, что человек демонстрирует наличие основных признаков «одомашивания»: дружелюбия, чрезвычайного полиморфизма физических, психических и социальных свойств, гибкости поведения и высокой способности к обучению. Данные признаки приобретаются животными, подвергающимися методичному искусственному отбору, в первую очередь, по признаку терпимости к человеку.

Гипотеза о «самоодомашивании» была подхвачена многими исследователями (Э. Фишер, Л. Болк, К. Лоренц) и, безусловно, не избежала яростной критики (Р. Гольдшмидт, Д. Старк, В. Герре и М. Роерс). Сторонники концепции заключают, что причинами «самоодомашивания» явились неконтролируемый отбор на предмет снижения взаимной агрессии человеческих особей и снижение интенсивности естественного отбора по признакам физического и психического здоровья. Указанные явления привели к чрезвычайному повышению полиморфизма популяции Homo sapiens, развитию высокой обучаемости, перманентной половой активности и связанной с ней исключительной плодовитости вида, а также наблюдающемуся «вырождению», т.е. высокой частоте врождённых патологий и низкой устойчивости к разнообразным физическим и психическим заболеваниям[11].

«Самоодомашивание» часто рассматривают вкупе с фетализацией (сохранением у взрослого организма эмбрионального состояния соответствующих признаков). По мнению К. Лоренца, вид Homo sapiens в своём развитии претерпел специализацию в «неспециализированности», которая реализовалась, в частности, за счет инфантилизации (т.е. приобретении взрослыми людьми черт, свойственных детскому организму) и впоследствии дала человеку набор универсальных «инструментов» адаптации к условиям внешней среды. Одновременно автор высказывает пессимистичную точку зрения о вреде явления «самоодомашивания» в контексте физического и психического здоровья человечества. Оптимальной К. Лоренц считает античную цивилизацию со свойственными ей культом тела, развитостью социума, науки и философии[6].

Таким образом, явный прогресс нервной системы человека (выраженный в повышении функциональной пластичности мозга) происходит на фоне ослабления её устойчивости к психическим заболеваниям и сохранения реликтовых поведенческих реакций. Физиолог высшей нервной деятельности С. Н. Давиденков обозначает это явление как парадокс нервно-психической эволюции. Возникновение парадокса объясняется поздним развитием некоторых функциональных особенностей нервной системы и накоплением мутаций в результате снижения интенсивности естественного отбора[10].

При разработке проекта «сверхмодерн» полезно учитывать эволюционные тенденции. В частности, необходимо найти способы минимизировать негативные эффекты, вызванные совершенствованием сознания и усложнением социальной организации людей.

Стоит отметить, что в целом социобиологические исследования являют собой несомненную «группу риска», поскольку здесь широко представлен паранаучный компонент. В частности, это наблюдается в областях, связанных с иерархичностью организации сообществ и половым поведением человека. Например, появляются излишне упрощённые, а потому заведомо ложные концепции (такие, как социал-дарвинизм).

В настоящее время в этологической теории принято считать, что человеческое поведение контролируется социокультурной структурой, лишь опосредованно связанной с базовыми склонностями индивидов, где, возможно, действует естественный отбор[4].

 

Литература
  1. Тарасова О.И. Антропологический кризис и фактор понимания // Вестник ВолГу. Серия 7. — 2008. — V. 7. — № 1.
  2. Eibl-Eilbesfeldt I. Human ethology. 2nd. ed. New Jersey: Transaction Publishers. 2007. 848 p.
  3. Schmitt A. New aspects of human ethology / A.Schmitt, K. Atzwanger, K. Grammer, K. Schafer. Austria, Vienna: International Society for Human Ethology. Conference. 239 p.
  4. Шмерлина И.А. Социология и этология человека // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 33-43. http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=337
  5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: «Прогресс», «Универс». 1994. 272 с. Лоренц К. http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
  6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. А.И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А.В. Гладкого. М.: Республика, 1998. 393 с.
  7. Tinbergen N. Ethology and stress desease: Nobel lecture. http://nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1973/tinbergen-lecture.pdf
  8. Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования / Этология человека на пороге 21 века. М.: Старый сад. 1999. http://lib.atheo-club.ru/index.php?action=show_article&a_id=64
  9. Berry J.W. Cross-Cultural psychology /J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge University Press. 2002. 588 p.
  10. Крушинский Л.В. Избранные труды. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М. Наука. 1991г. 259 с.
  11. Brüne M. On human self-domestication, psychiatry, and eugenics // Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine. — 2007. — V. 2. — N. 21.
  12. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Пер. с англ. под. ред. А.Л. Тахтаджана. С.-П.: «Наука». 1991. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html

 

eot.su

это наука, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Известные этологи :: SYL.ru

Наука, появившаяся на стыке биологии, социологии, экологии и психологии, в современном потоке информации обросла множеством материалов сомнительного содержания.

В чем проблема?

Этология — это наука, изучающая посредством наблюдения поведение животных в их естественной среде обитания. Именно так ее позиционировали основатели. Современное состояние этой науки, дифференцированное в разных направлениях, представляет широкий спектр возможных определений и механизмов применения.

Если бы детям со школьного возраста преподавали основы этологии, наверняка это стало бы определенным ориентиром в поступках. Ведь понимание биологических мотивов поведения человека как биологического вида свидетельствует, что мы не так далеки, как кажется, от братьев наших меньших, и позволяет совсем по-иному относиться к социальным проявлениям в современном обществе.

Истоки возникновения

Всем известный древнегреческий философ Аристотель в своих трудах «История животных» отмечал различия нравов животных в зависимости от их прирученности, трусости или кротости, а главное, ума или его отсутствия. Можно ли считать его прародителем науки, изучающей поведение животных и людей?

Официальным основателем науки является австралийский зоолог Конрад Лоренц (1903-1995). В 30-х годах XX столетия в своих трудах он обобщил систему предшествующих знаний бихевиористов и зоопсихологов и ввел в международную научную среду термин этология, понимая его как науку о биологии поведения животных, соединяющую физиологическую составляющую поведения, развитие поведения в онтогенезе индивида, межвидовые (сравнительные) модели поведения и поведение адаптивное. За открытия, сделанные в области изучения моделей в индивидуальном и групповом поведении животных и в их внутренней мотивации, в 1973 году ему была присуждена Нобелевская премия.

А в начале прошлого столетия Конрад Лоренц не нашел понимания в среде биологов, занимающихся всеми направлениями зоологии.

Научная среда на этапе становления этологии

В начале XX века в естественных науках происходила революция за революцией. Чарльз Дарвин с теорией происхождения видов и природного отбора как механизма эволюции положил начало развитию целого спектра наук, таких как сравнительная эмбриология, патологическая и сравнительная анатомия, палеонтология и археология.

Естественные знания в этих областях стимулировали направление мысли зоологов, эволюционистов, цитологов, генетиков, нейрофизиологов. В научной среде велись споры о взаимосвязи психики и сознания. Школы классического бихевиоризма и необихевиоризма, классической зоопсихологии, гештальтпсихологии развивали свои направления в изучении инстинктивного поведения, теории стимулов и знаков. Психология человека и изучение нейрофизиологии работы мозга привели научную мысль к принятию биологической составляющей вида Homo sapiens.

Основная понятийная база

Современная популяризация знаний по данному вопросу происходит благодаря средствам массовой информации и в ключе научно-популярных знаний, причем научных гораздо меньше. Это случилось потому, что читать научную литературу в сфере этологии животных или человека невозможно без знания специфической терминологии. А для понимания терминологии необходим хотя бы минимум теоретических знаний. Введем лишь некоторые общие понятия, необходимые для формирования у читателя представления о современной концепции положений традиционной этологии.

Этология — это научная дисциплина, занимающаяся изучением паттернов (моделей) общебиологического поведения животных.

Название дисциплины происходит от греческого ethos — «характер, нрав, привычка, манера поведения», logos – «учение».

Традиционная этология — это наука обо всех проявлениях поведения всех видов живых организмов. В любой отрасли этологии рассматривается четыре главных аспекта изучения: механизмы поведения, биологическая составляющая и функции поведения, онтогенез поведения и эволюционное развитие поведенческих реакций. Главный определяющий фактор – изучение в естественных условиях.

Области этологии

Отдельной областью стала этология человека — наука об изучении человека как представителя биологического вида. Она изучает формирование онтогенетических и видовых особенностей, эволюцию поведения человека в аспекте исторического развития.

Выделяют достаточное количество частных отраслей данной науки в зависимости от объекта, который выбран как предмет этологии. В этом ключе стоит выделить орнитоэтологию (изучение поведения птиц) и когнитивную (предмет изучения — способности познания и обучения). Антропогенная этология — это наука о поведении животных в искусственной среде обитания. Молекулярная этология изучает влияние конкретного гена на поведенческие реакции. Из общей этологии выделилась в отдельную научную дисциплину социобиология, она рассматривает поведение в группах и иерархические стереотипы.

Положения: традиционная этология

Определение науки о поведенческих реакциях претерпевало уточнения и дополнения. Окончательно понятие сформировалось в 1962 году, тогда появилась наука о поведении животных в общебиологическом понимании. Изучить полный обзор основополагающих принципов науки вряд ли получится. Остановимся на тех, что дадут общее понимание и придадут уверенности при прочтении специализированной литературы.

Видоспецифические (характерные для представителей всего вида), врожденные (готовые модели, не требующие тренировки), стереотипные (шаблонные, выполняемые в неизменном порядке и в неизменной форме) единицы поведения в этологии названы фиксированными комплексами действий.

Неспецифические, индивидуальные и лабильные единицы поведения особей названы динамическими стереотипами. Этот вид реакций характерен исключительно для организмов с развитой нервной системой и способностями к научению.

Под научением этологи понимают модификацию поведения, возникающую как результат личного опыта особи и приводящего к появлению абсолютно новых реакций, смене стимула для привычных реакций, изменению формы или вероятности ответа на стимул. Общебиологические законы научения следующие:

  • Повторения возрастают за реакцией, связанной с вознаграждением, и уменьшаются, если вознаграждения за реакцией не следует (закон эффекта Торндайка).
  • Стремление к получению стимула с затрачиванием наименьших усилий (принцип Скиннера).
  • Подкрепления всегда недостаточны по отношению к преодолению врожденных тенденций и замене на выученные стереотипы (закон Бреландов).
  • Оптимальная мотивация обеспечивает успешное научение. Граничные значения мотивации приводят к снижению успешности обучения (закон Йеркса — Додсона).

Научение как потенциальные возможности поведения — одно из основополагающих понятий. Этология человека не принимает закон Торндайка, хотя весь Уголовный кодекс, казалось бы, подтверждает действенность данного закона в человеческом поведении.

Четыре главных вопроса

Какую бы частную область этологии мы ни рассматривали, в дисциплине она изучается в ответе на четыре вопроса. Их сформулировал нидерландский орнитолог, ученик и соратник Конрада Лоренца, разделивший с ним Нобелевскую премию, — Николас Тимберген (1907-1988). И хотя не все этологи соглашаются с методами ответа на эти вопросы, по поводу самих вопросов отмечается завидное единство.

  1. Что стимулирует конкретную модель поведения, является его причиной.
  2. Степень вовлеченности структур и функций животного.
  3. Вариабельность и границы изменения поведения в процессе онтогенеза.
  4. Насколько поведенческая реакция отвечает адаптивной необходимости.

Изучение человека

Человека во все времена интересовало изучение себе подобных. Классификация характеров людей Гиппократа (холерик — флегматик) актуальна и на сегодняшний день.

Расцвет интереса к человеку как объекту изучения неразрывно связан с Зигмундом Фрейдом, итогом работ его сознательного и подсознательного психоанализа стала крылатая фраза: «Я открыл, что человек – это животное». Линней и Дарвин, Уитмен и Крейг, Конрад Лоренц с его многоговорящими трудами «Агрессия: так называемое зло» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» не смогли подвести достаточно убедительную доказательную базу под слова Фрейда.

В результате в этологии человека сформировалось два направления: гуманитарное и естественнонаучное.

Естественнонаучный уклон этологии человека

В сфере знаний, подаренных миру Лоренцом и Тимбергеном, двоюродный брат Чарльза Дарвина, антрополог, психолог и аристократ сэр Фрэнсис Гамильтон стал последователем бихевиористов. Он активно изучал возможности передачи по наследству моральных качеств, таланта и способностей. Среди тех, кто поддержал его идею — найти механизмы наследования личностных качеств, были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Это направление этологии оформилось в евгенику (в переводе с греческого «рождение лучших») – теорию о наследственном здоровье человека и возможностях его улучшения. Позитивная евгеника (изучала факторы, влияющие на улучшение расовых признаков) очень быстро уступила место негативной, целью которой определялось выведение евгенически ценных популяций. Эта концепция пришлась кстати для автократического режима Германии, что дискредитировало надолго не только саму евгенику, но и сам принцип естественнонаучного подхода.

Гуманитарная этология человека

Гуманитарии ничего не стремились изменить. Гуманитарная этология — это область, где преобладают описательные и классификационные методы изучения особенностей поведения человека, без стремления объяснения причин и механизмов возникновения. Школ, как и различных классификаций, в этом направлении огромное количество. Например, классификация личностей по Леонгарду или по Юнгу. Но все гуманитарные этологи единогласны в следующем:

  • В поведении человека животная часть ничтожна.
  • Характер человека полностью формирует среда (концепция чистого листа).

Современное понятие этологии человека

Современное понятие этологии человека определяется как биология поведения, сформированная в онто- и филогенезе и приведшая к конкретной поведенческой стратегии. Объектами исследования являются традиционные группы в сравнении с неоиндустриальной культурой.

На стыке многих наук сформировалась социобиология. Она изучает поведение как набор преимущественных качеств, эволюционно сформировавшихся.

Существует две школы этологии человека: европейская и американская. Австро-немецкая школа (И. Айбл – Айсфельд, Ф. Саттер) — это последователи К. Лоренца. Голландская и британская школы — последователи Н. Тимбергена (Ф. Шифенхоевель). Американская школа заимствует методы эволюционного подхода и ориентирована на социобиологию.

В России школа этологии развивается под руководством доктора исторических наук М. Л. Бутовской и профессора В. Р. Дольника, доктора биологических наук З. А. Зорина, орнитолога и этолога В. С. Фридмана. Пропагандистом учения стал главред проекта «Интернет-ассоциация лагерей отдыха» К. Ефремов.

Современная этология — это свод дисциплин, призванный помочь человеку разобраться в истоках и мотивах своего поведения. Она помогает найти ключ к познанию себя самого. Этология животных призвана помочь нам в сельскохозяйственной деятельности. Многочисленные публикации и примеры популярной этологии призваны обратить наше внимание на единство всего живого на планете и место человечества в системе органического мира.

www.syl.ru

Этология — это… Что такое Этология?

Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей[1][2]. Термин ввёл в 1859 французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии.

Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».

Происхождение названия и история

Термин «этология» взят из греческого языка, слово этос (др.-греч. ἦθος) — в греческом языке означает нравы, характер, привычка, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера (William Morton Wheeler). До этого термин использовался по-разному. В XVII в. этологом называли актера, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер.

В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде.

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие, наследие бихевиоризма.

Четыре вопроса Тинбергена

Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только тогда можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:[источник не указан 89 дней]

  • приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

Известные этологи

См. также

Примечания

Литература

  • Мак Фарленд, Поведение животных.
  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992.
  • Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М. Наука. 1993. 255 с.
  • Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М. Научный мир. 2004.
  • Бутовская М.Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2. 2004. 367 с.
  • Бутовская М.Л., Дерягина М.А. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень. 2004 г.272 с.
  • Бутовская М.Л. Гомосексуализм и эволюция. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
  • Бутовская М.Л. Власть, пол и репродуктивный успех печ. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
  • Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. М.: Научный Мир. 2006. 275 с. (совместно с В.Н.Бурковой, В.М.Тименчик, Е.Ю.Бойко и др.).
  • Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность. М. Научный Мир. 2007. 275 с.
  • Бутовская М.Л., Морозов И.А., Махов А.Е. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. М. Языки Славянской Культуры. 2008, 318 с. ( совместно с И.А.Морозовым, А.Е.Маховым)
  • Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 2: Инстинкт и разум. — 2005. — 347 с.
  • Зорина З. А., Полетаева И. М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.
  • Корытин С. А. Поведение и обоняние хищных млекопитающих — Изд. 2-е. — М.: [Изд-во ЛКИ]: URSS [дистрибьютор], 2007. — 224 с.
  • Корытин С. А. Приманки зверолова. Управление поведением зверей с помощью апеллентов — М.: Изд-во ЛКИ: URSS [дистрибьютор], 2007. — 288 с.
  • Крушинский Л. В. Избранные труды, М, 1991.
  • Крушинский Л. В. Записки московского биолога. Загадки поведения животных — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 500 с.
  • Паевский В. А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц — М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. — 144 с.
  • Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 543 с.
  • Хайнд Р. Поведение животных М., 1975.
  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей — СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. ISBN 5-88711-213-1

Ссылки

Статьи

dic.academic.ru

это наука обо всех видах врождённого поведения животных и людей

Знаете ли вы, что изучает этология? Прочитав эту статью, вы узнаете ответ на данный вопрос. Кроме того, мы опишем основные концепции и идеи, рассматриваемые в рамках этой науки. «Этология» — это слово, которое использовалось еще во 2-й половине 18-го — начале 19-го века. Однако оно употреблялось тогда только по отношению к человеку для обозначения характера, а также его интерпретации, основанной на изучении жестов.

Классическая этология

В начале 20-го века этология — это уже самостоятельная научная дисциплина. Сначала она изучала стереотипные движения и различные инстинкты животных — занималась их определением и проведением сравнительного анализа.

Этология — это наука, возникновение которой связано с работами Ч. О. Уитмена, У. Крэйга, О. Хейнрота. Классическая наука достигла вершины развития в трудах Н. Тинбергена, К. Лоренца, К. фон Фриша. Эти ученые в своих работах заложили основы этологии. Главный упор в исследованиях делался на анализе феномена мотивации. К. Лоренц предложил гидравлическую модель поведения, которая объясняла действие, казалось бы, всех его регуляторов. Ученый отмечал, что при росте мотивации (к примеру, если животное будет лишено пищи) накапливается специфическая энергия, относящаяся лишь к данному типу поведения. Она через некоторое время непременно должна найти выход. Из-за этого животное во время пищевой депривации демонстрирует направленную на поиски еды двигательную активность. После завершения определенного поведенческого акта (в нашем случае — насыщения) наступает фаза покоя. Данное поведение (например, пищевое) в этот период уже нельзя обнаружить.

Переосмысление концепций

Этология — это наука, в которой со временем произошло переосмысление концепций. Благодаря накопленным знаниям многие из них уже не могли удовлетворить ученых. Стало очевидно, что лежащие в основе анализа мотивации концепции активации и побуждения не облегчают поведенческие исследования, а наоборот, усложняют их. Возникли сомнения в том, что модели, объясняющие накоплением энергии мотивацию, являются полезными.

Ученые, принадлежащие к классической школе, уделяли основное внимание изучению врожденных форм поведения, генетически обусловленных. Однако, несмотря на это, следует отметить, что в качестве объекта их исследования выступала целостная система поведения. Она включает не только врожденные элементы, но и приобретенные.

Современная этология

Современная этология — это наука о поведении животных и человека, вошедшая в новую фазу его исследования. Она тесно взаимодействует с зоопсихологией и сравнительной психологией. Сегодня можно говорить о возникновении своего рода синтетической науки. Поведение в ней изучается широко. Этология — это наука о его эволюции, о функциональной и адаптивной значимости. Кроме того, проводятся исследования механизмов контроля за проявлениями поведения и др.

Главная задача современной этологии

Этологи исходят из того, что то, как ведут себя животные и люди в естественных условиях обитания, связано тесным образом с морфологией объекта, главным образом со строением нервной системы. Ученые явно отходят от традиционных исследований «эволюции инстинктов». Главная задача заключается уже не в том, чтобы определить, какая форма поведения и насколько определяется влиянием внешней среды или генотипом. В 1977 году Л. В. Крушинский писал, что вопрос о приобретенных или врожденных формах поведения лишен смысла. Мы можем лишь уяснить себе уровень его развития, «высоту психики», а также способности к тем или иным действиям у представителей различных таксонов. Кроме того, мы можем определить степень вариабельности данных действий, поскольку она едва ли является наследственной.

Мотивация поведения

Этология внесла важный вклад в развитие социальных дисциплин. Это связано с тем, что доказано наличие каналов развития поведения человека и животных. Оно не детерминируется генетически, согласно современным представлениям ученых. Однако это вовсе не означает, что поведение безгранично податливо к воздействию среды. Имеется также поведенческая предрасположенность у человека и животных. Она связана с тем, что возможности научения особей имеют свои пределы. Природа сенсомоторного аппарата налагает свои ограничения на индивидов. Кроме того, небезграничны и свойства нервной системы, и способности воспринимать информацию. Многие этологи сегодня отказываются от бытовавших ранее представлений о мотивации. Они считают, что данное понятие относится к явлениям, природа которых все еще недостаточно изучена.

Поведение и физиология

На разных уровнях этологи объясняют природу поведения: этологическом, психологическом, физиологическом. К механизмам последнего уровня относят сенсорно-перцептивные, гуморальные и нервные. Однако физиологический подход к поведению сталкивается с серьезными трудностями. Это происходит из-за того, что поведение и связанные с ним физиологические механизмы постоянно взаимно влияют друг на друга. Физиология, с одной стороны, управляет поведением. Однако если посмотреть с другой стороны, все происходит как раз наоборот. Ведь и поведение может регулировать физиологические процессы. Известно, например, о влиянии эндокринной системы на проявления агрессивности. Кроме того, мы знаем, что под влиянием поведения может изменяться уровень гормонов в крови животных. Тесная взаимозависимость между ними позволяет предположить, что физиология, скорее, внутренний механизм реализации поведения, чем его движущая сила и причина.

Поведение и психология

Я. Бадридзе и Н. Овсяников предлагают искать ключ к пониманию процессов, интересующих этологов, на психологическом уровне. Эти авторы считают, что для уяснения психологических механизмов поведения следует использовать особое понятие. Речь идет о психологическом комфорте. В модели этих ученых он представлен в качестве движущей системы поведения. Данный подход предполагает рассмотрение любой поведенческой реакции как двух психологических состояний — дискомфорта и комфорта. При этом последний является равновесным психологическим состоянием, наблюдаемым при отсутствии противоречий между текущей активностью, потребностью и факторами среды. Комфортное, равновесное состояние эмоционально положительно. Дискомфорт же наблюдается тогда, когда один из трех факторов, перечисленных выше, вступает в противоречие с остальными. Эти изменения приводят к возникновению отрицательных эмоций.

Модель Бадридзе и Овсяникова

Модель Я. Бадридзе и Н. Овсяникова предполагает, что животные в своем поведении стремятся сохранить состояние психологического комфорта. Для этого они стараются сделать так, чтобы все параметры находились в соответствии друг с другом. У этой гипотезы отмечается следующий положительный момент: она может применяться универсально по отношению к анализу поведения организмов на индивидуальном уровне. Кроме того, в таком подходе представлена попытка отыскать механизмы, которые работают в пределах системы поведения. И третий момент — признание того, что животные способны прогнозировать ход событий в физической и социальной среде, а также корректировать собственные действия в соответствии с возможными изменениями.

В этом отражаются представления современной этологии по поводу роли сознательного и бессознательного в поведении животных. Однако есть и отрицательные моменты. Это неоднозначность данного подхода, а также отсутствие методов измерения внутреннего равновесия, эмоционального состояния. Кроме того, непонятно, как этология поведения животных может оценить их потребности.

Этологический подход к поведению

В разрабатываемом Р. Хайндом этологическом подходе акцент сделан на анализе внутренних механизмов поведения на групповом и индивидуальном уровнях. Подчеркивается, что его закономерности на социальном уровне не сводимы к сумме проявлений на более низком.

Взаимоотношения и взаимодействия между особями

Этология человека и животных в последнее время уделяет большое внимание не анализу поведения отдельных особей, а исследованию взаимоотношений и взаимодействий между ними. Предполагается, что каждый индивид, взаимодействующий с другими, имеет свои представления о возможном поведении партнеров, соответствующему данной ситуации. Особи получают необходимые представления на основе прошлого опыта общения с представителями своего вида. Если два незнакомых индивида вступают в контакт, имеющий враждебный характер, поведение их ограничивается в основном лишь сериями демонстраций. Этого общения часто достаточно для того, чтобы один из них признал себя побежденным.

Данный факт он демонстрирует подчинением. Это происходит мирным путем из-за того, что особи способны определять возможности и силу соперника по внешним признакам (здоровью и упитанности, размеру, темпераменту, манере держаться, возрасту и т. д.). Если индивиды уже много раз взаимодействовали между собой, между ними появляются особые взаимоотношения, которые осуществляются на фоне социальных контактов. Согласитесь, эта наука весьма занимательная. Этология сегодня не зря приобретает большую популярность. Наверное, нет такого человека, которого бы не интересовало объяснение поведения.

Сети отношений

На современном этапе список того, что изучает этология, дополняется новыми областями исследования. Она пытается выяснить ряд вопросов, ответ на которые невозможно дать, основываясь на традиционных теориях инстинкта и мотивации. Прежде всего предстоит узнать, почему у человека и животных социальные системы всегда структурированы, и почему данные структуры организуются почти всегда по иерархическому принципу.

У животных сети отношений описываются в понятиях сексуальных, родственных связей, индивидуальной избирательности, систем доминирования. У человека же они намного более разнообразны. Сети могут перекрываться (в частности, в группах у приматов репродуктивные, родственные и ранговые отношения), однако могут существовать и отдельно друг от друга (к примеру, сети отношений подростка в школе со сверстниками и в семье). Вступая во взаимоотношения, группы особей образуют социальную структуру. Важно заметить, что между различными уровнями социальной сложности наблюдается постоянное взаимное влияние.

Мы ответили на вопрос о том, что такое этология. Определение областей ее исследований было сделано как в историческом плане, так и в плане различных подходов. Конечно, мы описали лишь основные вопросы, интересующие ученых в этом направлении. Как прикладная этология, так и теоретическая активно развиваются сегодня, поэтому в будущем, вероятно, появятся новые области исследования.

fb.ru

Этология Википедия

Этоло́гия (др.-греч. ἦθος «нравы, характер, привычка, обычай» + λόγος «учение, наука») — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей[1].

Термин ввёл в 1859 году французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц называл этологию «морфологией поведения животного»[источник не указан 1696 дней].

Происхождение названия и история[ | ]

Разные проявления поведения животных

Термин «этология» взят из греческого языка: слово этос (др.-греч. ἦθος «нравы, характер, привычка, обычай»). Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера. До этого термин использовался по-разному. Так, в XVII в. этологом называли актёра, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер[источник не указан 1696 дней].

В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде[источник не указан 1696 дней].

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы

ru-wiki.ru

Этология — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Этоло́гия (др.-греч. ηθος (ethos) — «нрав, обычай» + λογος (logos) — «слово, наука») — наука об инстинктивном (врождённом, имеющем в основе генетические программы) поведении животных.

Другое определение: этология — это наука, изучающая модели поведения, в основе которых лежат инстинкты; этология — полевая дисциплина зоологии.

Огромный вклад в развитие современной этологии внёс один из основоположников современной этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».

Происхождение названия и история[править]

Термин «этология» взят из греческого языка, слово этос (ήθος) — в греческом языке означает нравы, характер. Термин стал известен в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера (William Morton Wheeler). Ранее совершенно в другом смысле этот термин был предложен Джоном Стюартом Миллем (1843 год), однако его интерпретация так и не стала общепринятой. По определению из словаря Брокгауз-Ефрон, этология — учение о характере отдельного лица или народа.

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях.

Разница между этологией и сравнительной психологией[править]

Этологию можно противопоставить сравнительной психологии, которая также изучает поведение животных, но объясняет его с точки зрения психологии.

Сравнительная психология рассматривает изучение поведения в сравнении с психологией человека, этология же рассматривает поведение животных в контексте того, что мы знаем о анатомии и физиологии животного. Кроме того, ранние работы по сравнительной психологии в основном были устремлены на изучение обучения и соответственно тяготели к исследованию поведения в искусственных ситуациях, а ранняя этология изучала поведение в естественных условиях, уделяя внимание описанию инстинктивного поведения.

  • Два этих подхода скорее дополняют друг друга, чем соперничают. К тому же на протяжении всего двадцатого века сравнительная психология в основном развивалась в Северной Америке, в то время как этология развивалась в основном в Европе, и это привело к различным акцентам в изучении.

Утилитарным различием является то, что сравнительная психология концентрируется на подробном исследовании малого числа видов, в то время как этология изучает большое число видов, чтобы иметь возможность производить сравнение между несколькими таксономическими группами. Этологи значительно чаще используют сравнительный метод, чем сравнительные психологи.

Четыре вопроса Тинбергена[править]

Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только тогда можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:

  • приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

Список этологов[править]

Наиболее значительный вклад в развитие этологии внесли учёные:

  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992.
  • Зорина З. А., Полетаева И. М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.
  • Крушинский Л. В. Избранные труды, М, 1991.
  • Хайнд Р. Поведение животных М., 1975.
  • Протопопов А. Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда. М.: КСП+, 2002

traditio.wiki

Этология — WiKi

Этоло́гия (др.-греч. ἦθος «нравы, характер, привычка, обычай» + λόγος «учение, наука») — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей[1].

Термин ввёл в 1859 году французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц называл этологию «морфологией поведения животного»[источник не указан 1696 дней].

  Разные проявления поведения животных

Термин «этология» взят из греческого языка: слово этос (др.-греч. ἦθος «нравы, характер, привычка, обычай»). Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера. До этого термин использовался по-разному. Так, в XVII в. этологом называли актёра, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер[источник не указан 1696 дней].

В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде[источник не указан 1696 дней].

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие, наследие бихевиоризма.

Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:[источник не указан 2577 дней]

  • приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *