Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке (изучающих единичные факты) — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.
И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. И. интерпретации основываются на особенностях каждого данного случая. Их притязания на обоснованность опираются на мощность описаний, создаваемых конкретным исследователем. В этих описаниях стремятся зафиксировать различные ракурсы изученных фактов. Предполагается, что различные интерпретации, по-видимому, имеют смысл и значимость в различных реальностях. Любая интерпретация складывается под влиянием местной специфики и взаимодействий между исследователем и исследуемым объектом.
Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.
Противоречия между И. и Н. моделями науки стали предметом дискуссий в общественных науках и психологии лишь в начале XX в., хотя их истоки восходят к XVIII—XIX вв., т. е. ко времени возникновения наук о человеке.
Дискуссия между сторонниками И. и Н. подходов затрагивает фундаментальные допущения, касающиеся природы исслед., философии науки и целей общественных и психол. дисциплин.
Аргументы ученых, стоящих на феминистских позициях, вместе с аргументами представителей национальных меньшинств в науке, еще больше обострили ее. Такие ученые считают, что методы Н. науки нередко использовались как инструмент притеснения, порождая искаженное знание, отражающее господство мужчин в сфере научной деятельности. Постпозитивисты (прежде всего теоретики критического рационализма) и постмодернисты тоже критиковали Н. науку и ее допущение о том, что знание свободно от пристрастности, личных ценностей и политических взглядов, и утверждали, что Н. наука нередко используется как форма политического контроля.Формулируя проблему максимально кратко, можно сказать, что спор вращается вокруг того, быть ли психологии наукой, изучающей причинно-следственные связи и формулирующей общие законы человеческого поведения, или же интерпретационной, практической дисциплиной, стремящейся ко все более глубокому пониманию соц. и психол. процессов.
Сторонники Н. метода отвергают И. интерпретации, называя их ненаучными или журналистскими. Приверженцы И. подхода, в свою очередь, утверждают, что ценность Н. исслед. невелика, поскольку все интерпретации, с их т. з., должны быть контекстуальными и специфическими для конкретных случаев.
Номотетическая психология
Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Идиографическая психология
В психологии XX в. научная деятельность Гордона Олпорта чаще всего связывается с И. подходом, базирующимся на определенных допущениях и методах. По выражению Олпорта, «психология станет более научной (т. е. более способной делать прогнозы), когда научится оценивать единичные тенденции во всей их подлинной сложности и когда она будет в состоянии сказать, что станет с коэффициентом интеллекта (IQ) данного ребенка, если обстановка, в которой он находится, изменится определенным образом». Подход Олпорта требует глубокого и постоянного интереса к изучению и анализу единичного случая в течение длительного промежутка времени; лонгитюдные исследования становятся необходимостью.
Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей.
Этические и эмические исследования
Различия между Н. и И. психологией можно сравнить с разногласиями между этическим и эмическим подходами в современной антропологической теории. Этические исслед. носят внешний, сравнительный и кросс-культурный характер. Исследователи дистанцируются от конкретных культур, с тем чтобы можно было выявить общие паттерны. Специфические, уникальные структуры значений, присущие какой-то одной культуре, оставляют без внимания ради выявления культурных универсалий. Эмические исслед. изучают культурные структуры значений изнутри, стараясь выявить когнитивные категории и классификационные системы, используемые представителями к.-л. определенной культуры или культурной группы. Эмические исслед. выявляют частности, этические — общие закономерности. Более того, эмические исслед. планируются и проводятся с позиции инсайдера (т. е., носителя конкретной культуры) Эмические исслед. реализуют И. подход к науке, тогда как этические исслед. привержены (как правило) Н. подходу.
Объемные описания в противоположность плоским
Объемные (thick) описания в отличие от плоских (thin) выходят за рамки простой констатации факта, сообщения коэффициентов корреляции или критериев значимости и достигают уровня детали, эмоции, смысла, нюанса, отношения и взаимодействия. Объемные описания являются эмическими и И. В сочетании с традиционными методами И. психологии, объемные описания делают возможным более глубокое понимание сущности личности и паттернов взаимодействия, которые пытается выявить и понять И. психология. Н. психология преимущественно опирается на плоские описания, полученные в этической перспективе.
Прогрессивно-регрессивный метод Сартра
Жан Поль Сартр предложил метод исслед., кот. во многих важных отношениях представляет собой синтез описанных выше подходов. Прогрессивно-регрессивный метод нацелен на помещение конкретного чел. или класса людей в определенные условия и понимание его/их в контексте данного исторического момента. Прогрессивно метод обращен к будущему завершению ряда действий или проектов, предпринятых субъектом (например, написание романа), а регрессивно — к прошлым условиям, в которых возникли и сложились проекты и занятие субъекта. Перемещаясь между прошлым и будущим, субъект или его проекты позиционируются во времени и в пространстве. Помимо того, что таким образом выявляется общее, объединяющее индивидуума с другими людьми, выявляются и уникальные особенности жизни индивидуума. Этот метод одновременно и аналитический, и синтетический в том смысле, что анализ, перебирающий основные нити жизни субъекта, по своей сути является синтезирующим и интерпретирующим анализом.
Исследования феминистов
Недавно произошедшие в феминистских научных кругах события создали благоприятные возможности для распространения И. подходов в новых направлениях. Разрабатываются более рефлексивные версии эпистемологии, которые отводят исследователю центральное место в исследовательском процессе. Афро- и испано-американские феминисты, а также феминисты из развивающихся стран, изучают то, как колониальный (позитивистско-номотетический) дискурс неверно представляет жизнь женщин в разных контекстах. Другие ученые оспаривают объективные основы Н. подхода. По их мнению, Н. перспектива предполагает, что статичный мир объектов может изучаться (не создаваться) методами объективной науки. Эти исследователи утверждают, что именно ученый создает изучаемый мир, и отмечают, что в Н. исследованиях женщин они традиционно трактовались как статичные объекты, рассматриваемые через лупу объективной (захваченной мужчинами) науки. Некоторые ученые-феминисты экспериментируют с новыми литературными формами, включая автоэтнографию (autoethnographies), тексты перформанса (performance texts) и поэзию.
См. также Исследование методом поперечных срезов, Методы эмпирического исследования, Феминистская терапия, Идиодинамика, Жизненные события, Микродиагностика, Каноны Милля, Философия науки, Научный метод, «Мягкий» детерминизм
Н. К. Дензин
.
dic.academic.ru
Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.
Типология: typos — отпечаток, форма; logos — учение
ТИПОЛОГИЯ — учение о типах объектов, на которые они могут быть разделены, в соответствии с присущими им существенными свойствами, отношениями, связями, структурными признаками.
ТИПИЧНОСТЬ — близость объекта к прототипу (Кислицина Г.Г.) (степень типичности — степень близости)
ПРОТОТИП — усредненный опыт, относящихся к нему явлений (Розпег, Ке11е)
Наиболее типичный представитель — это прототип, имеющий максимально средний ранг.
Исследования типичности нач в 70-х гг.
Кислицина: ссылки на многие модели типичности.
Выготсткий в 31г. Говорит о необходимости создать типологию трудно воспитываемого ребенка.
Гален предложил 1ю типологию темперамента!
За рубежом разрабатывали типологии характера и т.д. Эти работы в 30-х гг. критиковались отечественными психологами.
I. Леонтьев: типологический подход отпугнул психологов наклеиванием ярлыков.
II. Исторически сложилось, что идеи типологического анализа получили развитие в работе Павлова (в зависимости от особенностей НС).
Асмолов А.Г. : есть индивидуально-психологические свойства, связанные с природной организацией чел-ка. Нельзя их путать с индивидуальными.
III. Типология требует выделения адекватного основания.
IV. Сложность соотнесения понятий нормальное/типичное Бурменская Г.В.: Норма на примере «норма развития» — не точка оптимума, а
достаточно широкий, емкий диапазон, вмещающий в себя множество качественно различных вариаций и форм развития, которые нуждаются в содержательном определении и соответствующем обозначении.
Предлагает говорить не о нормах развития, а о вариантах развития: нормативный, осложненный.
Д.- Б.оу.-И говорит о траектории развития.
V. трудно провести границу между понятиями «типология» и «классификация». КЛАССИФИКАЦИЯ — перечень рода явлений, характеризующихся 1мвидовым
признаком. Но при этом д/б соблюдены 2 момента:
1. разбиение на группы происходит без четкого выделения стуктурного основания;
2. обычно не преследует объединение людей в гр-пы с целью дальнейшего прогнозирования поведения.
Гулубева Э.А.: если основанием классификации является существенный, качественный признак, то она может считаться типологической.
VI. Важно различать ЧЕТРЫ и ТИПЫ.
(возможность разделить людей на группы) Понятие «черта личности» введено Олпортом Г.У. («архитектор психологии личности», построил теорию черт, ввел понятие «зрелая личность»). Акцентировал 2 подхода к личности:
1. номотетический — попытка подвести любое психич явление под общие закономерности; Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
2. идеографический — попытка описания ярко выраженной. Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей
Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства).
ОЩУЩЕНИЕ — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств явлений т предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Классификация ощущений
1. Экстероцептивные — воздействуют на рецепторы поверхности тела: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), контактные (вкусовые, температурные, тактильные).
2. Интероцептивные — рецепторы внутри органов, кот отражают состояние внутренней среды: органические ощущения, ощущения боли и др.
3. Пропреоцептивные — рецепторы находятся в мышечных связка: ощущения движения, положении тела, равновесия, ускорения.
Свойства ощущений
• Интенсивность: зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора)
• Длительность: временная хар-ка, время действия раздражителя и его интенсивность. Существует латентный период)
• Пространственная локализация: анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам вседения о локализации раздражителя в пространстве )
ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) — процесс обработки сенсорной информации, рез-ом кот явл интерпретация окружающего нас мира в виде образа и как совокупности предметов и событий.
Восприятие всегда больше суммы ощущений, на кот оно базируется. Восприятие — не пассивная переработка сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.
Основное отличие от ощущений — предметность, осознание всего, что действует на человека целостное отображение предмета. Классификация восприятия По модальности:
• зрительное; • слуховое; • осязательное; «обонятельное; • вкусовое. По типу объекта:
• время; • движение; • пространство; • отношения; • человек; • социальный мир; • природный мир.
studfiles.net
40. Номотетический и идиографический подходы к описанию личности. Типы
данных, используемые для описания личности и методы их сбора.
Психодиагностика личности.
ТАНЯ, ТУТ МНОГО.. СПЕЦИАЛЬНО ОСТАВЛЯЛА ПРИМЕРЫ ДЛЯ ЛУЧШЕГО НАШЕГО ПОНИМАНИЯ В ШПОРЕ ДУМАЮ НОРМ ВСЕ БУДЕТ!
Номотетический подход (Кеттел, Айзенк) (греч. «номос» – закон, закономерность)
— Основная задача: исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду.
-интересуемся нормативами общих для разных людей черт.
Кеттел:
Цель психол. исследований — установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.
личностные черты — ядро структуры личности, они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации.
методы изучения личности — мультивариативная статистика и факторный анализ (точные, объективные и строгие по его мнению).
предсказать поведение можно через уравнение спецификации: ответная реакция чка (R) (означает, что он делает, или думает, или выражает словами) есть функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).
Чтобы более точно предсказать поведение, нужно учитывать настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией + нужно взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации.
В результате факторного анализа выделены черты личности (относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик):
— Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностная черта — совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве (неспособности сосредоточиться, нерешительность и беспокойство могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма), не имеют единой основы и временного постоянства, т о Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.
Исходные черты — основополагающие структуры, блоки личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие постоянство в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности, определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
— основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Их можно измерить с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (1965 год, полезная и популярная как в прикладных, так и в теоретических исследованиях). Пример: Смелость-робость, Доверчивость-подозрительность, Радикализм-консерватизм, Склонность к опасениям – спокойствие
— Типы исходных черт:
Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума.
Черты, сформированные окружающей средой — обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении, отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением (человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах).
— В зависимости от модальности:
А.Способности как черты — определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация.
Б.Черты темперамента (как конституциональные исходные) — эмоциональные и стилистические качества поведения.
Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично.
В.динамические черты, отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.
— Общие черты – уникальные черты.
Как и Олпорт, Кеттел (Cattell, 1965) убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные.
Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.
уникальные черты –черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.
В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.
— Пытался определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности.
— Метод — статистическая процедура – многопрофильный абстрактный вариантный анализ, оценивающий степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды
— Осуществляется на основе личностных тестов для оценки той или иной черты личности у близнецов (живущих вместе и раздельно), у братьев и сестер.
— Результаты: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше.
— около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью.
помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность).
Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью (syntality).
studfiles.net
Номотетический и идеографический подходы к исследованию
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 11Следующая ⇒Личности
Одним из важных критериев для классификации психодиагностических методов является их соотнесение с идеографическим и номотетическим подходами к исследованию личности. Эти термины принадлежат немецкому философу Вильгельму Винденбанду, который противопоставил естественнонаучный и исторический ряды знаний (9). Номотетический метод, по его мнению, состоит в обобщении и установлении законов и характеристик для естественных наук. Идиографический метод, напротив, направлен на описание индивидуальных особенностей исторических фактов. Если естествознание устанавливает законы и обобщает, то история — индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исторического индивидуума».
Основатель дифференциальной психологии В.Штерн перенес эту дихотомию в психологию, выделив в ней два подхода к исследованию личности (9). Их он иллюстрировал с помощью диаграммы, вертикальные оси которой представляют собой отдельных индивидов, а горизонтальные — черты личности (см. рис. 1).
А Б В Ю Я
а
б
в
ю
я
Рис.1. Графическая модель четырех типов психологического исследования
А. Номотетический подход.
1. Одна горизонтальная линия означает, что одна черта исследуется на многих индивидах.
2. Две или более горизонтальные линии означают, что две или более черты исследуются на многих индивидах для установления связей между ними.
Б. Идиографический подход.
1. Одна вертикальная линия означает, что один индивид описывается с помощью ряда черт и взаимосвязей между ними для выявления его уникальности.
2. Две или более вертикальных линий означают, что два или более индивида сравниваются между собой на основе многих черт.
В.Штерн отдавал предпочтение идиографическому подходу. Психология, с его точки зрения, должна базироваться на персонологии — особой дисциплине, предметом которой служит персона как «живая уникальная целостность, стремящаяся к цели, открытая по отношению к миру». Однако он был далек от мысли о том, что номотетический подход хуже или не нужен вовсе. Напротив, он подчеркивал, что идиографический метод обеспечивает наилучшее понимание личности на основе уникального взаимодействия номотетично определяемых черт. Иными словами, номотетический подход позволяет выявить характеристики, которые затем могут быть использованы для описания уникальной личности.
Это означает, что один и тот же тест может быть использован как для идиографического, так и номотетического подхода. Особенно это относится к тем методикам, которые позволяют измерять большое количество переменных, как, например, 16-ти факторный опросник Кеттелла или MMPI. Это предусмотрено Р.Кеттеллом в двух способах обработки данных с помощью R-техники и Q-техники.
Большая часть психологических исследований строится по номотетическому образцу, при котором определенная группа людей обследуется с помощью одного или нескольких критериев оценки. Эти данные помогают установить широту индивидуальных различий, наиболее характерный для данной группы способ реагирования на предъявляемый в ходе тестирования стимульный материал, а также вероятностные связи между измеряемыми переменными. Испытуемый при этом не анализируется как уникальная личность, а только как представитель выборки.
Совсем иные задачи и условия тестирования возникают в случае обращения человека за психологической помощью в психологический консультационный центр. Здесь сама ситуация навязывает психологу-практику идиографический подход, поскольку он имеет дело с одним человеком, у которого своя уникальная проблема. В соответствии с пониманием В.Штерна, практик должен применить имеющийся у него арсенал методов для выявления сути этой проблемы.
Но тут оказывается, что психологические методы очень различаются по легкости их применения в номотетическом и идиографическом направлениях. Чем более стандартизированным, жестко ограниченным в выборе ответов испытуемым является метод, тем лучше он работает на группах испытуемых и тем менее податлив в интерпретации отдельных случаев. И наоборот, чем больше степеней свободы предполагает метод, тем более он хорош для индивидуальной диагностики, но сложен технически для сопоставления результатов многих людей. Не случайно при сопоставлении отдельных свойств личности с другими поведенческими проявлениями чаще используются опросники, а для индивидуального консультирования проективные методики. Это обусловлено тем, что опросник дает, как правило, представление о степени выраженности определенной личностной черты, косвенно связанной с личностной проблемой, в то время как проективная методика может вывести прямо на суть проблемы. Большинство проективных методов создавалось в клиниках с целью диагностики тех особенностей личности, которые могли привести к заболеванию или его усугубить. Как это ни печально, но психологи сначала занялись индивидуальностью патологической личности и только потом пришли к пониманию того, что и психически здоровому человеку нужна психологическая помощь, основанная на знании его уникальной индивидуальности.
В настоящее время особенно возрастает спрос на такие методы, которые вскрывают уникальные личностные характеристики, но в то же время не несут на себе отпечаток «больничности», то есть не рассматривают здорового человека как смягченный вариант больного (шизотимный, циклотимный и т.п.).
К разряду таких методов можно отнести репертуарный личностный тест, созданный Д.Келли на основе его теории личностных конструктов (3). Необычность этого метода была «запрограммирована» оригинальностью лежащих в его основе психологической теории и методологии, названной Дж.Келли «конструктивным альтернативизмом»(3).
infopedia.su
Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм — Мегаобучалка
Предмет псхд, виды. Осн задачи тестирования
1921г . – Роршех ввел термин. Псхд – отрасль психологической науки, связанная с теоретическими основами и практическими аспектами разработки, проведения и использования псих.тестов.
Общая псд – теоретическая и прикладная, связана с теоретическими основами разработки тестов.
Частная – связана с использованием тестов в конкретных областях псих-ой практики.
Психометрика: общая – измерение псих. хар-к стимула, связь м\у хар-ми раздражителя;
Дифференциальная – изучает различия м\у людьми.
Задачи:1.сфера образования (оценка способностей и знаний школьника,проверка эфф-ти обучающих программ)
2.клиническая практика (уточнение диагноза, оценка способностей детей, испытывающих проблемы в адаптации к учебе)
3.при проведении психотерапии
4.консультирование
5.сфера бизнеса и проф.деятельности (профпригодность,профориентация)
6.спорт, юридическая практика
7. для подтверждения т\иной псих.теории
История развития псхд.
Тестология – прикладная область для диагностических процедур
Книга судей (как пьет воду, такой и воин)
Пифагор отбирал учеников (беседа, наблюдение, проверка интеллекта,стойкость перед унижением)
Индийский принц (шахматы, нарды)
Китай – конкурсная основа на гос. службу. династья Минь (3 этапа)
Платон (золото, серебро, бронза, медь)
Гален пытался доказать что интеллект в мозге.
Средние века «Молот ведьм»
1649г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (осмотр военных служащих, если здоров, то исследуют душу)
Экспер.псих. и психд.
Г. Фехнер психофизический метод исследования (1860г. – первый количественный закон)
В.Вундт первая экспериментальная лаборатория по изучению психических свойств. (считал, что нельзя исследовать высшие псих.функции)
Диффер псих
А. Бине и В. Анри 1896г доклад «Индивидуальная психология» — о возможности измерения высших псих.функций.
Френсис Гальтон наследственность на горохе, потом на людях.
1884г. антропологическая лаборатория в Лондоне (9377 человек по 17 показателям).
Развитие идей корреляционного и регрессионного анализа.
Первый создатель теста для диагностики ума, личностныз особеннотстей, ассоциаций.
Вильям Штерн 1900г «О психологии индивидуальных различий». Различия не м\у людьми, а м\у психическими функциями!!!
Джеймс Маккин Кетелл – основатель тестологии. (ученик Вундта) ввел термин «умственный тест». Тест должен отвечать требованиям (одинаковые условия, огранич времени и пр). Идея внешней валидности. Повторение теста(надежность)
Мат.статистика и психд.
Карл Пирсон коэф.корреляции
Чарлз Спирмен предложены методы для оценки надежности теста, собственный коэф.корреляции для малых выборок, основанный на ранжировании – «коэф ранговой корреляции». Разработал метод однофакторного анализа
Луис Терстоун попытался применить технику психометрического шкалирования в социологических исследованиях. Предлож метод многофакторного анализа.
А. Бине, Т.Симон попытка построить тест умственного развития. Проверка теста ДО его практического использования. 30заданий. Критерии отбора заданий:трудность, степень совпадения рез-та теста с оценкой преподавателя.
Шкала умственного развития считается первым настоящим психометрическим тестом.
История развития отеч.псхд
После окончания войны тесты стали быстро распостраняться в т.ч. и в России
К 1928г около 1300 тестов и 30млн тестовых результатов.
В осн. диагност способн, темпер, интеллект.
М.коллизий – для исслед. морального развития.
20,30е гг. развитие тестирования, психотехника, педология.
Россолимо, Бернштейн, Блонский. (1927г кронференция, дискуссия о тестах)
Споры — направления академическое и практическое.
1936г педология и психотехника признаны лженауками.
Причины: 1.политические (эти науки не дали научного обоснования идеалогии большевиков, рез-ты получились неудовлетворительными для партии)
2.Дилетанты без подготовки проводили тесты
3.У сына Сталина по тестам низкий ай-кью.
Начало 2ой мировой привело к развитию тестов 1)адаптация призывников2)профотбор летчиков.
В России тесты стали возраждаться во времена Хрущева «Психодиагностика», «Иматон», «Смысл».
Предм псхд. Теор личностных диспозиций.
Личность-ситуация
Почему:
1) Одна и та же Личность в разн сит ведет себя одинаково
2) Разные люди в одной сит ведут себя одинаково
3) Разн люди в одной сит вед себя одинаково?
Ответ: 1.существуют стойкие личн образования, кот проявляются всегда
2.сама ситуация такова что нивелирует инд различия и даёт одинак поведение
3.одна и та же ситуация воспр-ся по-разному
1 реализуется в теории личностных диспозиций. Она исходит из положения о наличии стойких личночтных особенностей, которые определяют поведение субъекта в различн.ситуациях. Эта концепция конкретизируется в 2х осн. теоретических подходах: теория черт и т.типов
Достоинства: 1. дает возможность предсказать поведение личности в т\иной сит. (принц.надситуативности)
2. выразить личностную особенность в количественной форме.
Недостаток – невозможность объяснить поведение (порочный круг)
Теория черт
Любую личностную хар-ку можно представить как точку на некоем континууме от самого низкого значения её выраженности до высокого. Оценки на этом континууме будут подчинятся закону норм.распределения.
Основатель подхода Г.Олпорт. Поведение чел-ка надситуативно во времени и пространстве. 1) Черта – это реальная хар-ка.
2) по сравнению с привычкой, черта более обобщенное кач-во
3) Ч явл-ся движущими моментами поведения
4) Ч можно эмпирически выявить
5)Ч независима от другия черт
6)Ч не есть синоним моральной\социальной оценки
7)Ч м.б. привязана либо к конкр личности, либо иметь широкое распостранение
8) поступки могут не согласовываться с чертой и это не означает что её нет.
Черты: кординальные(пронизывают всё поведение человека), центральные(часто втречаются,сост базис личности, их 3-10), вторичные (сложно обнаружить)
Р. Кетелл 16 PF, Г.Айзенк,
Кост, МакКрей большая пятерка (нейротизм,экстраверсия,открытость опыту,сотрудничество,добросовестность)
Теория типов
Единица анализа – тип – это некий усредненный человек, наделенный определенной совокупностью личностных хар-к
Кречмер, Шелдон.
Юнг экстр, интр.,ощущ, мышл, чувств, интуиция – 8типов.
Бриггс, Бриггс-Майерс – тест для опред.личностного типа. (MBTI)
Дж.Холланд 6типов профес.направленности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический.
Опросник интересов Стронга, обозрение проф.интересов Кюдера
Самоанализ проф.склонностей SDS
Ситуационизм
Поведение человека изменчиво и варьируется от сит к сит-ции.
Уолтер Мишел и Девид Питерсон – в работе показано,что предсказуемость инд-х реакций в конктетных ситуациях оч низкая. Коэф корр. м\у импульсивностью и её поведенч проявлению 0.1-0.2.
Представители радикального ситуационизма считают, что предметом психодиагностики должен быть анализ поведения индивидов в завис-ти от конкр ситуаций.
Борьба направлений теории черт и ситуационизам – результат –интеракционизм.
Номотетический и идеографический подходы. Интеракционизм.
Номотетический – наличие общих для всех людей личностных черт, образующих иерархическую структуру. (направление получило свое развитие благодаря использованию факторного анализа)
Идиографический (Олпорт) – описание личности как уникальной целостности. («Письма Дженни»)
Интеракционизм предполагает рассмотрение взаимодействия хар-ра ситуации и детерминант поведения.
Д. Магнуссон рассматривает поведение человека как процесс непрерывного взмд-я м\у личностью и ситуацией.
Гипотеза о «сильных» (поведение меньше всего индивидуализировано) и «слабых» ситуациях.
Дж. Келли понятие конструкта – субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике и помогающее ему воспринимать и понимать окр.мир,прогнозировать и оценивать события.
Тест репертуарных решеток.
Человек как активный агент, постоянно находящийся в процессе изменения.
Шмелев, Похилько схема «уникальные – общие свойства», «стабильные- изменчивые свойства»
megaobuchalka.ru
номотетических и идеографический подходы к изучению личности
Впервые термины для определения двух основных подходов к изучению личности предложил. Гордон. Оллпорт
номотетических подход заключается в сравнении индивидов с определенной точки зрения. За ним подходом личностные черты релевантные для всех и необходимо выяснить, участок кривой распределения занимает показатель определенной лю. Иудины. Недостатком номотетического подхода является то, что, давая концептуальное и эмпирическое понимание определенного измерения личности, он не позволяет подойти к пониманию отдельного человека. Согласно старому латинскому выражению, наука не занимается отдельными случаямии ( scienta non est individuorum), законы и теории и не должны ничего говорить об индивидуальности
Основные преимущества номотетического подхода: широта, точность, воспроизводимость, возможность прогнозирования. Основные недостатки: отсутствие яркости, жизненности
Идеографический подход заключается в изучении одного индивида без сопоставления его данных с другими. При анализе отдельной личности следует использовать термины и понятия, которые подходят именно для нее. Такое описание с личности можно получить с помощью различных источников: самоописания, описаний других лиц, а также определенных объективных измерений самой личности. Идеографический подход требует интенсивного изучения отдельного случае. Он направлен на всестороннее эмпатическое понимание уникального склада личности отдельного человека. Проблема применения этого подхода в том, что исследование отдельной личности могут привести к открытие психологического механизма, однако для установления закономерности их недостаточно. Объяснение уникального случая недостаточно для выявления общих законеаконів.
Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематический ность данных, субъективизм интерпретацииї.
В психологии личности номотетических подход доминировал в последние. ЗО лет. Его сторонники не отрицают уникальности каждой личности. Они лишь считают, что она является следствием уникального сочетания р разных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы во всех. Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения. Айзенк:»Для ученого уникальный индивидуум — это просто точка пересечения ряда количественных переменной х»(195252).
Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонны к строгому научного мышления (tough-minded) считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-лишь номотеты ични оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования бу ло бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне то чно и надежно считают, что эмпирические методы являются наилучшими для исследования сложных структурахуктур.
Сторонниками идеографического подхода чаще г исследователи с лирическим складом ума ( tender-minded), которые убеждены, что личность невозможно охватить какой-то теоретической схеме. Они часто весьма энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механически и упрощенно представляется яють целостную личность считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и пот рееб.
Идеотетичний подход (Дж. Т. Ламиел, 1981) предлагает использование идеографических методов для описания личности и. Номо-политических — для ее исследования. Большинство психологов придерживается номотетического подхода, однако теоретики личности всегда благосклонно относились к идеографического идеографические методологии особенно часто пользуются клинические психологи, и на именно на этой основе они наполнили психологию большим количеством интересных гипотезаотез.
Персонология — это наука, которая определяет, что является закономерным для всех людей, определенной группы людей и какова отдельная личность. Развитие психологии личности является, конечно, показателем развития психологии как с современной науки. Современная психология личности превращает стихийные обыденные представления об индивидуальных различиях на концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально. И хотя эмпирическое научное й проверке могут подвергаться иногда лишь достаточно простые и четкие концепции, тем не менее, большинство современных персонолога убеждена, что в объяснении личности будущее принадлежит именно научному во ходу, а в нем должны занять достойное место не просто эмпирические исследования, а именно. Экспериментальньні.
uchebnikirus.com
Н. И. Леонов НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В КОНФЛИКТОЛОГИИ Статья посвящена поиску подходов и методов, адекватных такому социальному явлению, как конфликт. Трудности, которые здесь возникают, обусловлены, с одной стороны, тем, что каждый конфликт для его участников уникален и специфичен, с другой стороны, есть общие закономерности его протекания. Автор актуализирует проблему интегративного подхода к изучению конфликта. Печатается по изданию: Конфликт и личность в изменяющемся мире. — Ижевск, 2000. Одной из актуальных задач конфликтологии является поиск подходов для научного анализа конфликтов. Трудности этого этапа обусловлены, на наш взгляд, двумя причинами. С одной стороны, в отечественной психологии наблюдается этап методологического кризиса, когда становится традиционной необязательность материалистических представлений о происхождении, функционировании и развитии психики. Это, в свою очередь, ведет к подмене объективного субъективным как в выборе методов исследования, так и в толковании результатов. |
smolsoc.ru