Автором теории условно рефлекторного научения был ученый: Условно-рефлекторное научение — Page 26

Условно-рефлекторное научение — Page 26

  • Лекции по зоопсихологии. Часть 1
  • Особенности изучения психики у животных
  • что происходить во внутреннем мире животного организма?
  • Изучение поведения животных. Этологический подход
  • Непосредственные причины поведения
  • Развитие поведения
  • Эволюция поведения
  • Функциональное значение поведение
  • Антропоморфизм и механицизм
  • Значение зоопсихологии для студентов-психологов
  • Проблема происхождения психики
  • Элементарная форма психики
  • Проблема критерия чувствительности
  • Психофизиологическая проблема
  • Раздражимость как физиологическое явление
  • Раздражимость как форма отражения
  • Возникновение первичных ощущений
  • Внешние причины поведения животных
  • Проблема опознания животными внешних объектов
  • Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
  • Отбор раздражителей
  • Избирательное внимание
  • Память и научение у животных
  • Сенсибилизация
  • Привыкание
  • Условно-рефлекторное научение
  • Свойства условных рефлексов
  • Инструментальное научение
  • Теория оперантного научения Ф. Скиннера

Страница 26 из 29

Условно-рефлекторное научение

История открытия.

Научение на основе образования условных рефлексов было открыто русским физиологом И.П.Павловым еще в начале 20-го века. Павлов работал в основном на собаках. Схема его эксперимента состояла в следующем. Собаку помещали в условия, при которых она испытывала минимальное количество воздействий со стороны внешней среды (эксперименты проводились в, так называемой, “башне молчания”), а также ограничивали ее внешнюю активность. Ей подавали какой-нибудь внешний сигнал, например, включали на короткое время звонок, после чего собака получала пищу. В ответ на пищу у животного начинала выделяться слюна, количество которой регистрировалось с помощью фистулы. Через несколько повторений такой последовательности событий слюна у собаки стала выделяться не только на вид пищи, но и на включение звонка. То есть, поведение собаки по отношению к индифферентному для данного рефлекса стимулу изменилось.

Вначале эксперимента она отвечала на него ориентировочной реакций, а в ходе научения у нее стала выделяться на этот раздражитель слюна. Внешне это выглядело так, будто собака научились ассоциировать подачу пищу с включением звонка. На основании подобных исследований И.П.Павлов разработал теорию условно-рефлекторного научения. Она включает следующие положения.

Теория условно-рефлекторного научения.

Терминология.

И.П.Павлов предложил называть индифферентный раздражитель (в нашем примере звонок), на который животное научается выполнять определенную реакцию, условным стимулом, а саму реакцию — условным рефлексом. Раздражитель (в нашем примере пища), на который у животного проявляется некоторая врожденная реакция (в нашем примере слюноотделение), исследователь предложил назвать безусловным стимулом, а саму врожденную реакцию — безусловным рефлексом. Смысл этой терминологии в том, что безусловный стимул (пища) без всяких условий (безусловно) вызывает строго определенную врожденную реакцию (слюноотделение).

Условный же стимул начинает вызывать эту реакцию только при определенном условии, в частности, если звонок сочетается какое-то время с подачей пищи. Таким образом, врожденная реакция начинает вызываться новым раздражителем, следовательно, это уже не совсем та реакция, что была до научения.

И.П.Павлов ввел также понятие подкрепление. Теоретики ассоциативных форм научения считают, что без подкрепления невозможно приобретение нового опыта. Правда, в это понятие разные исследователи вкладывают разный смысл. И.П.Павлов понимал под

подкреплением предъявление безусловного стимула вслед за условным в процессе выработки условного рефлекса. В качестве подкрепления может выступать также не только безусловный стимул, который вызывает врожденную реакцию, но и условный раздражитель. На выработанный в процессе обучения условный стимул, например, на звонок, который запускает слюноотделительный рефлекс, можно выработать условный рефлекс второго порядка. Для этого перед предъявлением звонка нужно, например, постоянно включать свет. Тогда через некоторое время слюна начнет выделяться также и на появление светового стимула. Для И.П.Павлова подкрепление — это некоторое внешнее событие. Он не говорил о субъективной стороне этого явления, на которую обратил внимание Э.Торндайк, о чем будет сказано более подробно в теме, посвященной теории инструментального научения.

Обратим внимание еще на один важный аспект подкрепления. Было установлено, что подкрепление характеризуется своим мотивационным значением для животного. Так пища действует как положительное подкрепление, только если собака голодна. Другими словами, при выработке условного рефлекса важно не только совпадение во времени некоторых событий, но и многие другие факторы, например, мотивация животного, которые часто не учитывают при анализе научения организма. Теперь посмотрим, какие условия необходимы для выработки условной реакции.

Условия выработки условного рефлекса.

И.П.Павлов подробно изучил условия, при которых могут вырабатываться условные рефлексы. Во-первых, условный стимул должен предшествовать или совпадать по времени с безусловным стимулом

. Если, например, звонок предъявляется после подачи пищи, то слюноотделения на него не вырабатывается. Во-вторых, как было уже сказано, в этом научении должно присутствовать подкрепление, в качестве которого выступает, как правило, определенный безусловный стимул или связанный с ним условный. То есть, слюна будет вырабатываться на появление звука только в том случае, если будет предъявляться также и пища (это следует из самого хода научения). Следствием этого является феномен угасания условного рефлекса: как только подкрепление исчезнет, начнется его постепенное исчезновение. Наконец, для более эффективной и быстрой выработки условного рефлекса в процессе научения должны отсутствовать посторонние раздражители. В идеале И.П.Павлов стремился достичь таких условий, когда на собаку действовали только два раздражителя — условный и безусловный. Для этого, как было уже сказано, он проводил эксперименты в “башне молчания”.
Естественно, в природе таких условий, как правило, не бывает. Поэтому русского исследователя критиковали за то, что он открыл научение, которое в естественной среде, на самом деле, не встречается. В упомянутой книге С.Роуз “Устройство памяти” автор справедливо, с нашей точки зрения, говорит о том, что попытка советской школы физиологов объяснить все виды приобретения опыта и даже более сложные виды психической деятельности, такие как мышление, речь человека, механизмом условного рефлекса сыграла дурную услугу в деле разработки теории научения и памяти. Вот пример подхода к данной проблеме одного из представителей школы И.П.Павлова Б.Ф.Сергеева. В своей очень увлекательно написанной книге “Ступени эволюции интеллекта” он пишет: из условных рефлексов “строятся простенькие, бедные крохотные “домики” психики примитивных животных, где отчетливо виден каждый кирпич кладки и легко получить достаточно полное представление, что она собой представляет, и роскошные “дворцы” мыслительной деятельности высших существ, где за штукатуркой, мраморной облицовкой и позолотой не виден строительный материал стен, хотя при желании до него все-таки можно докопаться.
Как бы ни было пышно, красиво и ярко здание, основа его все же кирпичики — обычные условные рефлексы”. О недопустимости расширения теории условного рефлекса на сложные формы психической деятельности человека и животных говорили не только зарубежные ученые, но отечественные исследователи поведения, например, Н.А.Бернштейн, И.К.Бериташвили и другие. Немецкий зоопсихолог В.Фишель в своей книге “Думают ли животные?” пишет: мышление человека “нельзя представить себе как простую цепь условных рефлексов. Мышление человека гораздо сложнее. Здесь переплетены очень сложные и относительно простые процессы, взаимно влияющие друг на друга. Поэтому можно утверждать, что условные рефлексы играют в нашем мышлении подчиненную, частную роль”. Вероятно, в чистом виде условно-рефлекторное научение в природе встречается не так часто, как это предполагалось советской школой физиологов. Но
механизм этого научения
, вскрытый И.П.Павловым и подробно исследованный его последователями, скорее всего, входит как составная часть в другие формы научения, включая когнитивные.

Физиологический механизм условного рефлекса.

И.П.Павлов не ограничился описанием феноменологии условно-рефлекторного научения. Он попытался также вскрыть его физиологические механизмы. Предложенная им схема взаимодействия процессов возбуждения и торможения в головном мозге в процессе выработки условного рефлекса, которое приводит к появлению временной связи

между определенными мозговыми центрами, отчасти оказалась верной. Но конкретные, более тонкие детали физиологического механизма образования условного рефлекса были подробно изучены с помощью современных методов только в последние десятилетия. В основном эти работы связаны с русской школой психофизиологов (в нашей стране их принято было называть исследователями высшей нервной деятельности). Здесь можно упомянуть работы Э.А.Асратяна, М.Я.Рабиновича и др. Кроме того большой вклад в данную проблему внесли уже упоминавшийся Э.Кэндел, а также Ю.М.Конорски. Более подробно этот вопрос рассматриваться в курсе “Физиология высшей нервной деятельности”. С физиологической точки зрения условно-рефлектороное научение можно определить как приспособительную деятельность, которая осуществляется центральной нервной системой путем образования временной связи между мозговыми центрами, связанными с сигнальным раздражителем и сигнализируемой безусловной реакцией
.

Классификация условных рефлексов.

Классифицировать условные рефлексы можно по нескольким параметрам. По характеру подкрепления выделяют положительные, при выработке которых применяется положительное подкрепление, например, пища, и отрицательные условные рефлексы, при выработке которых применяется отрицательное подкрепление, например, удар электрическим током. И.П.Павлов работал в основном с положительным подкреплением, а В.М.Бехтерев с отрицательным. Последний научал собаку отдергивать заднюю лапу от пола в ответ на включение звука, если какое-то время сопровождал этот условный сигнал ударом электрического тока.

По характеру подкрепления можно также выделить натуральные и искусственные условные рефлексы. Натуральные условные рефлексы — это такие рефлексы, которые образуются в ответ на воздействие агентов, являющихся естественными признаками сигнализируемого безусловного раздражителя. Примером может служить выработка условного слюноотделения у щенка на запах мяса. У новорожденного слюна выделяется только при попадании пищи в рот, но через некоторое время данная реакция появляется при наличии только ее запаха. В природе в чистом виде чаще всего встречаются именно такие условные рефлексы. Натуральные условные рефлексы вырабатываются быстрее, оказываются более прочными, чем искусственные. Искусственные условные рефлексы вырабатываются на не естественные в обычных условиях признаки безусловного раздражителя. Примером может быть выработка слюноотделения на световой или звуковой раздражитель. На выработку натуральных условных рефлексов у животных, скорее всего, существует врожденная предрасположенность. Это научение, вероятно, имеет сходный механизм с импринтингом, который дальше будет обсуждаться более подробно. Натуральные условные рефлексы лежат, как правило, в основе индивидуального развития организма. Это, вероятно, является причиной более легкого их образования, нежели искусственных.

Другие виды классификации условных рефлексов можно найти в книгах по высшей нервной деятельности, например, в учебнике А.Б.Когана “Основы физиологии высшей нервной деятельности”.

Условно-рефлекторное научение (Павлов, Уотсон) — Студопедия

Поделись  

Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условнорефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.
Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.
Условные стимулы могут быть связанными, с условными реакциями по времени или в пространстве (см. понятие ассоциация). Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи. Слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленные на его поиск.

Одновременно с И.П. Павловым изучением условного рефлекса занимался американский ученый Д. Б. Уотсон. Он применил концепцию условного рефлекса к теории научения. Д. Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов и реакций. Стимул можно определить как наблюдаемое изменение внешней среды, а реакцию — как действие организма в ответ на стимул. Он провел в своей лаборатории следующий непедагогический опыт: детям показывали хорошенькую белую мышку и в это же время раздавался страшный грохот. Потребовалось немного повторений, чтобы детей охватывал такой же ужас при появлении белой мышки, как и при том диком шуме, который сопровождал это появление.
Уотсон считал, что между определенными стимулами и ответными реакциями существуют врожденные связи. С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями.
Будучи твердо убежденным, в важности принципов научения и в обучаемости человека, Уотсон говорил о том, что если ему дать дюжину здоровых, восприимчивых детей и позволить воспитывать по его методу, то он гарантирует, что сделает любого из них кем захочет — врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже попрошайкой или вором, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности.
Таким образом, условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запоминает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь.



Обстоятельства и темы в истории классической обусловленности

  • Олпорт, Ф. Х. (1924). Социальная психология . Бостон: Хоутон Миффлин.

    Google ученый

  • Амзель, А. (1958). Роль фрустративного отсутствия вознаграждения в ситуациях непостоянного вознаграждения. Психологический бюллетень , 55 , 102–119.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Энджелл, младший (1907 г.). Область функциональной психологии. Психологический обзор , 14 , 61–91.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Бабкин Б.П. (1949). Павлов: биография . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Блюменталь, А.Л. (1975). Переоценка Вильгельма Вундта. Американский психолог , 30 , 1081–1086.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Браун П.Л. и Дженкинс Х.М. (1968). Автоформирование клюва голубя. Журнал экспериментального анализа поведения , 11 , 1–8.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Бернем, У.Х. (1924). Нормальный разум . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Кейсон, Х. (1922). Условная реакция век. Журнал экспериментальной психологии , 5 , 153–196.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Чегавске, К. Ф., Томпсон, Р.Ф., Паттерсон, М.М., и Гормезано, И. (1976). Механизмы эфферентной нейронной регуляции рефлекторной реакции мигательной перепонки у кролика. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 90 , 411–423.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Коулман С.Р. (1985). Проблема воли и условного рефлекса. Часть I: Концептуальная основа, 1900-1940 гг. Бихевиоризм , 13 , 99–123.

    Google ученый

  • Крид, Р.С., Денни-Браун, Д., Экклс, Дж.К., Лидделл, Э.Г.Т., и Шеррингтон, К.С. (1932). Рефлекторная деятельность спинного мозга . Лондон: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Крислер, Г. (1930). Слюноотделение не требуется для установления слюноотделительного условного рефлекса, вызываемого морфином. Американский журнал физиологии , 94 , 553–556.

    Google ученый

  • Денни-Браун, Д. (1932). Теоретические выводы из физиологии коры головного мозга. Журнал неврологии и психопатологии , 13 , 52–67.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Дьюсбери, Д.А. (1997). К столетию со дня рождения Ивана Павлова (1897/1902) Работа пищеварительных желез . Американский психолог , 52 , 933–935.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Дикинсон, А. (1980) Современная теория обучения животных . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Эстес, В.К., и Скиннер, Б.Ф. (1941). Некоторые количественные свойства тревоги. Журнал экспериментальной психологии , 29 , 390–400.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Эванс, Р. Б. (1984). Истоки американской академической психологии. В Дж. Брозек (ред.), Исследования по истории психологии в США (стр. 17–60). Льюисбург, Пенсильвания: Издательство Бакнеллского университета.

    Google ученый

  • Опасаясь, Ф. (1930). Рефлекторное действие . Филадельфия: Уильямс и Уилкинс.

    Google ученый

  • Гарсия Дж. и Келлинг Р.А. (1966). Отношение сигнала к следствию в обучении избеганию. Психономическая наука , 4 , 123–124.

    Google ученый

  • Гормезано, И. (1965). Сопряженные сравнения классического и инструментального обусловливания реакции век; и добавление о «добровольных ответчиках». В В.Ф. Прокасы (ред.), Классическая обусловленность (стр. 48–70). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Гормезано, И. (1966). Классическое кондиционирование. В Дж. Б. Сидовски (ред.), Экспериментальные методы и инструменты в психологии (стр. 385–420). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • Гормезано, И. (1972). Исследования и формирование защиты и вознаграждения у кроликов. В A.H. Black и W.F. Prokasy (Eds.), Классическая обусловленность II: текущие исследования и теория (стр. 151–181). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Гормезано И. и Кехо Э.Дж. (1975). Классическая обусловленность: некоторые методологические и концептуальные вопросы. В В.К. Эстес (ред.), Справочник по обучению и когнитивным процессам , Vol. 2. Теория обусловливания и поведения (стр. 143–179). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Гормезано И., Шнайдерман Н., До Э. и Фуэнтес И. (1962). Мигательная перепонка: классическое обусловливание и угасание у кролика-альбиноса. Наука , 138 , 33–34.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Гормезано И., Кехо Э.Дж. и Маршалл Б.С. (1983). Двадцать лет классических исследований на кроликах. Успехи психобиологии и физиологической психологии , 10 , 197–275.

    Google ученый

  • Грант Д.А. (1943а). Псевдоусловная реакция век. Журнал экспериментальной психологии , 32 , 139–149.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Грант Д.А. (1943б). Сенсибилизация и ассоциация при кондиционировании век. Журнал экспериментальной психологии , 32 , 201–212.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Грант Д.А. (1945). Реакция сенсибилизированного века, связанная с условной реакцией века. Журнал экспериментальной психологии , 35 , 393–402.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Гатри, Э. Р. (1930). Кондиционирование как принцип обучения. Психологический обзор , 37 , 412–428.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Холл, Дж. Ф. (1989). Обучение и память (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

    Google ученый

  • Хамель И.А. (1919). Изучение и анализ условного рефлекса. Психологические монографии , 27 (№ 118).

    Google ученый

  • Хилгард, Э. Р. (1956). Теории обучения (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Хилгард, Э. Р. (1987). Психология в Америке: исторический обзор . Сан-Диего, Калифорния: Харкорт Брейс Йованович.

    Google ученый

  • Хилгард, Э.Р., и Маркиз, Д.Г. (1940). Формирование и обучение . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Халл, К.Л. (1929). Функциональная интерпретация условного рефлекса. Психологический обзор , 36 , 498–511.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Халл, К.Л. (1934). Обучение: II. Фактор условного рефлекса. В C. Murchison (Ed.), Справочник по общей экспериментальной психологии (стр. 382–455). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Халл, К.Л. (1937). адаптивное поведение. Психологический обзор , 44 , 1–32.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Халл, К. Л. (1943). Принципы поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Халл, К.Л. (1952). Система поведения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Google ученый

  • Камин, Л. Дж. (1969). кондиционирование. В Б.А. Кэмпбелл и Р.М. Church (Eds.), Наказание и отталкивающее поведение (стр. 279–296). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Кимбл Г.А. (1961). Кондиционирование и обучение Хилгард и Маркиз . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Кимбл Г.А. (Ред.) (1967). Основы кондиционирования и обучения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Клайн, Н.С. (Ред.) (1961). Павловская конференция по высшей нервной деятельности. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 92 (статья 3), стр. 813–1198.

    Google ученый

  • Куклик, Б. (1977). Возникновение американской философии, Кембридж, Массачусетс, 1860-1930 гг. . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.

    Google ученый

  • Лахман, Р. (1960). Модель в теории построения. Психологический обзор , 67 , 113–129.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Лэшли, К.С. (1916). Рефлекторная секреция околоушной железы человека. Журнал экспериментальной психологии , 1 , 461–493.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Лихи, Т.Х. (1997). история психологии (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

    Google ученый

  • Лукс, Р. Б. (1933). Оценка павловской систематики поведения с экспериментальной точки зрения. Журнал сравнительной психологии , 15 , 1–47.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Лукс, Р. Б. (1935). Экспериментальное разграничение структур, необходимых для обучения: попытка обусловить реакцию полосатых мышц фарадизацией сигмовидной извилины. Журнал психологии , 1 , 5–44.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Лукс, Р. Б. (1937). Рефлексология и психобиологический подход. Психологический обзор , 44 , 320–338.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Макинтош, Нью-Джерси (1974). Психология обучения животных . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Макинтош, Нью-Джерси (1983). Обусловливание и ассоциативное обучение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Магнус, Р. (1924). Die Körperstellung . Берлин: Спрингер.

    Google ученый

  • Миллер, штат Небраска (1951). Обучаемые диски и награды. В SS Stevens (Ed.), Справочник по экспериментальной психологии (стр. 435–472). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Миллер, Н.Э., и Деболд, Р.К. (1965). У крысы одновременно регистрируются классически обусловленное облизывание языка и оперантное нажатие на перекладину. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 59 , 109–111.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Моргулис, С. (1914). Теория Павлова о функции центральной нервной системы и обзор некоторых из последних работ по этому предмету из лаборатории Павлова. Журнал поведения животных , 4 , 362–379.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Моурер, О.Х. (1960). Теория обучения и поведение . Нью-Йорк: Уайли.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Осгуд, CE (1953). Метод и теория в экспериментальной психологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Павлов И.П. (1906 г.). Научное исследование психических способностей или процессов у высших животных. Наука , 24 , 613–619.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Павлов И.П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (WH Gantt, Ed. and Trans.). Нью-Йорк: Международный.

    Google ученый

  • Павлов И.П. (1932). Ответ физиолога психологам. Психологический обзор , 39 , 91–127.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Павлов И.П. (1960). Условные рефлексы . (Г.В. Анреп, ред. и пер.). Нью-Йорк: Довер. (Оригинальная работа опубликована в 1927 г.)

    Google ученый

  • Рид, Т. (1971). Очерки интеллектуальных способностей человека . Нью-Йорк: Гарленд. (Оригинальная работа опубликована в 1785 г.)

    Google ученый

  • Рескорла Р.А. (1967). Классическое обусловливание и его надлежащие процедуры контроля. Психологический обзор , 74 , 71–80.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Рескорла Р.А. (1988). Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете. Американский психолог , 43 , 151–160.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Рескорла Р.А. и Соломон Р.Л. (1967). Теория двухпроцессного обучения: взаимосвязь между павловским обусловливанием и инструментальным обучением. Психологический обзор , 74 , 151–182.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Рескорла Р.А. и Вагнер А.Р. (1972). Теория павловской обусловленности: различия в эффективности подкрепления и отсутствия подкрепления. В А.Х. Блэке и У.Ф. Prokasy (Eds.), Классическая обусловленность II: текущие исследования и теория (стр. 64–99). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Росс, Д. (1991). Истоки американской социальной науки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Шнайдерман Н. , Фуэнтес И. и Гормезано И. (1962). Приобретение и угасание классически обусловленной реакции век у кролика-альбиноса. Наука , 136 , 650–652.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Шеррингтон, Калифорния (1906 г.). Интегративное действие нервной системы . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Google ученый

  • Скиннер, Б. Ф. (1931). Понятие рефлекса в описании поведения. Журнал общей психологии , 5 , 427–458.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Смит, Л.Д. (1986). Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка союза . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Google ученый

  • Смит М.К., Коулман С.Р. и Гормезано И. (1969). пересылать интервалы CS-US. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 69 , 226–231.

    перекрестная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Смит С. и Гатри Э. Р. (1921). Общая психология поведения . Нью-Йорк: Эпплтон.

    Google ученый

  • Спенс, К.В. (1956). Теория поведения и обусловливание . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Спенс, К.В. (1961). Обсуждение: Часть VI. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 92 (статья 3), 1187–1189.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Спенс, К.В., и Тейлор, Дж. (1951). Тревожность и сила UCS как определяющие величины кондиционирования век. Журнал экспериментальной психологии , 42 , 183–188.

    Перекрёстная ссылка пабмед КАС Google ученый

  • Тейт Р.В., Кехо Э.Дж. и Гормезано И. (1983). Влияние продолжительности УЗИ на классическую обусловленность реакции мигательной перепонки кролика. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных , 9 , 91–101.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Толмен, ЕС (1932). Целенаправленное поведение животных и человека . Нью-Йорк: Appleton-Century.

    Google ученый

  • Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор , 20 , 158–177.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Уотсон, Дж. Б. (1925). Бихевиоризм . Нью-Йорк: Нортон.

    Google ученый

  • Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (ред. ред.). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 , 1–14.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Уэллс, Х. Г. (13 ноября 1927 г.). Мистер Уэллс оценивает мистера Шоу. New York Times Sunday Magazine , стр. 1, 16.

    Google ученый

  • Уайт, AD (1896 г.). История войны науки с теологией в христианском мире (2 тома). Нью-Йорк: Эпплтон.

    Google ученый

  • Уильямс, Д.Р. (1965). Классическая обусловленность и побудительная мотивация. В В.Ф. Прокасы (ред.), Классическая обусловленность (стр. 340–357). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Уильямс, Р. (1976). Ключевые слова: лексика культуры и общества . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Йеркес, Р.М., и Моргулис, С. (1909). Метод Павлова в зоопсихологии. Психологический бюллетень , 6 , 257–273.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Что не так с этой картинкой? Просто обо всем — Ассоциация психологических наук — APS

    Приведенная ниже диаграмма или что-то подобное часто используется для ознакомления учащихся с типом исследования обучения, впервые предложенным русским физиологом Иваном Павловым. Павловское обусловливание остается популярной и важной формой обучения более чем через столетие после того, как Павлов получил Нобелевскую премию в 1904 году за свою работу над пищеварительной системой. К сожалению, эта диаграмма не показывает, почему павловское обусловливание остается ключевым явлением в психологии. Диаграмма также увековечивает многочисленные неправильные представления о павловском обусловливании.

    Типичная схема, иллюстрирующая павловское обусловливание, характеризующее условный раздражитель, звонок, как нейтральный и не связанный с безусловным раздражителем, пищей. Однако, как пишет Майкл Домьян, КС и УЗ чаще являются признаками одного и того же объекта или имеют ранее существовавшие отношения в мире природы — например, звук лая собак и боль от укусов.

    Павлов не звонил в колокол как условный раздражитель (УС). Первые опыты по кондиционированию слюны были проведены научными сотрудниками Павлова Сигизмундом Вульфсоном и Антоном Снарским, которые использовали в качестве КС зрительный, а не слуховой сигнал. Протокол эксперимента был относительно прост. Вещества, такие как сухой корм, песок или кислая вода, помещались в рот собаки при повторных испытаниях. Эти вещества вызывали слюноотделение без подготовки или безоговорочно. Новое открытие заключалось в том, что после ряда испытаний у собак начиналось слюноотделение при виде вещества, которое нужно было положить им в рот. Источник визуального CS в первоначальных экспериментах имеет большое значение и имеет большое значение для того, как Павловское обусловливание происходит в естественной среде.

    На типовой диаграмме КС (в данном случае звонок) характеризуется как «нейтральный» раздражитель, изначально не связанный с безусловным раздражителем (УС, в данном случае бифштекс). Однако в опытах Вульфсона и Снарского этого не было. Собаки в своих экспериментах усваивали связь между различными свойствами веществ или предметов, которые клали им в рот. У этих объектов были особенности, которые безоговорочно вызывали слюноотделение, и визуальные особенности, которые вызывали слюноотделение благодаря ассоциации с особенностями США. Тот факт, что CS и US были признаками одного и того же объекта, гарантировал, что два стимула будут ощущаться в непосредственной близости во времени, что облегчало их ассоциацию.

    Павловское обусловливание требует повторяющихся пар CS с US. Такие пары возникают за пределами лаборатории только в том случае, если между CS и США существует неотъемлемая связь. Таким образом, павловская обусловленность в природной среде включает в себя тип устройства, созданный Вульфсоном и Снарским. Наиболее естественные примеры павловского обусловливания связаны с изучением CS, который имеет неотъемлемую или ранее существовавшую связь с США и, следовательно, не является «нейтральным» или «произвольным». Когда ребенок начинает бояться собак после укуса собаки, у него формируется тип внутрипредметной ассоциации, первоначально продемонстрированный Вульфсоном и Снарским. Одна особенность собаки (ее внешний вид или лай) вызывает страх, потому что она связана с другими аспектами собаки (собачий укус). Социальные фобии, боязнь публичных выступлений и боязнь близости изучаются одинаково: присутствие других становится сигналом, или CS, для неприятного результата, или US, в определенных социальных ситуациях.

    Большинство естественных примеров павловского обусловливания связаны с изучением CS, который имеет неотъемлемую или ранее существовавшую связь с США и, следовательно, не является «нейтральным» или «произвольным».

    Умение связывать вместе различные характеристики объекта или ситуации расширяет возможности павловских механизмов далеко за пределы условного слюноотделения. Однако акцент на условном слюноотделении в обучении павловскому обусловливанию способствовал неправильному представлению о том, что павловское обучение ограничивается железистыми реакциями, которые не представляют большого психологического интереса. Б. Ф. Скиннер отразил этот ход мыслей в своей знаменательной книге «Наука и человеческое поведение» (19).53), в которой ему, кажется, доставило удовольствие непочтительное описание Бернардом Шоу работ Павлова как имеющих отношение только к «собачьей слюне». К сожалению, взгляд Скиннера на павловское обусловливание остается очевидным в современных книгах по анализу поведения. Последнее издание всеобъемлющего текста Applied Behavior Analysis (Cooper et al., 2020), например, включает заявление Скиннера о том, что «рефлексы, условные или иные, в основном связаны с внутренней физиологией организма» (19).53, с. 59). Это утверждение игнорирует исследования различных форм павловского обусловливания, таких как отслеживание знаков, отслеживание целей, сексуальное обусловливание и обусловливание различных форм защитного поведения, которые способствуют эффективному взаимодействию с внешней средой, а не «внутренней физиологией».

    Общая диаграмма павловского обусловливания также способствует ошибочному представлению о том, что дискретный условный рефлекс является первичным результатом павловского научения. Однако павловское обусловливание также участвует в обучении эмоциям, предпочтениям и антипатиям, симпатиям и антипатиям, которые могут быть выражены множеством различных способов. Более того, во многих случаях наиболее важным результатом обусловливания является не появление новой реакции на КС, а способность КС изменить то, как индивидуум реагирует на США. Условное слюноотделение, которое наблюдали Вульфсон и Снарский, имело важное значение, поскольку позволяло собаке более эффективно реагировать на сухой корм или песок, которые собирались попасть ей в рот. Аналогичным образом исследования показали, что условные раздражители позволяют организмам быстрее и эффективнее справляться с различными безусловными раздражителями, такими как пища, агрессивный злоумышленник или потенциальный сексуальный партнер. Условные модификации реакции на УЗИ также имеют решающее значение, когда УЗИ представляет собой введение лекарства: обучение предвосхищению действия препарата позволяет людям вносить гомеостатические компенсаторные корректировки, которые уменьшают эффекты препарата. Эти условные компенсаторные реакции отсутствуют, если препарат принимается в отсутствие обычных предиктивных сигналов, что может привести к передозировке препарата. Таким образом, вместо того, чтобы заниматься только «собачьей слюной», павловское обусловливание может быть вопросом жизни или смерти.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *