Скиннер Б.Ф
БЕРХАУЗ ФРЕДЕРИК
СКИННЕР
Берхауз Фредерик Скиннер окончил Гарвардский универ_
ситет, защитив в 1931 году докторскую диссертацию. В
течение последующих пяти лет Б.Ф. Скиннер работал в Гар_
вардской медицинской школе, занимаясь исследованием нерв_
ной системы животных. Большое влияние на его научные
интересы оказали исследования Уотсона и работы Павлова
по формированию и изучению условных рефлексов. После
нескольких лет работы в Миннесотском университете и в уни_
верситете Индианы Б.Ф. Скиннер становится профессором
Гарвардского университета, где оставался до конца жизни.
Он становится членом национальной академии наук, его
работы приобретают всемирную известность. Однако первона_
чальное стремление стать писателем приводит Б.Ф. Скиннера
к идее связать две его основные потребности — в науке и в
искусстве, что реализуется в написанном им в 1949 году романе «Уолден_2».
утопическое общество, основанное на разработанных им принципах обучения.
Берхауз Фредерик Скиннер умер от лейкемии 18 августа 1990 года.
Основные работы:
❖ «Вербальное поведение»
❖ «Оперантное поведение»
❖ «Планы подкрепления»
❖ «Суеверие голубя»
❖ «Уолден_2»
Научающе_бихевиоральное направление
рассматривает личность человека как произ_
водную его научения, т. е. воспитания и жиз_
ненного опыта. Наиболее выдающимся психо_
логом этого направления в теории личности
был Б. Ф. Скиннер.Скиннер отрицал предста_
вления других исследователей о том, что люди
автономны и их поведение определяется вну_
тренними факторами (неосознанными импуль_
сами, архетипами, чертами личности и др.). Он
считал интрапсихические (внутренние) причи_
ны неприемлемыми для изучения, так как они
абстрактны и не позволяют давать определе_ния и осуществлять эмпирическую проверку.
Поведение человека, отмечал Б.Ф. Скиннер,
можно достоверно определить, предсказать и
проконтролировать условиями окружения. По_
нять поведение — значит проконтролировать
его, и наоборот. Б.Ф. Скиннер всегда был
противником допущения свободной воли или
любого другого «сознательного» явления, он
считал, что люди, по своей сути, хоть и слож_
ные, но все же машины. Отсюда его положение
о том, что наука о поведении людей не отлича_
ется от любой другой естественной науки, ос_
нованной на фактах, и имеет ту же цель —
спрогнозировать и проследить изучаемое яв_
ление.
Б.Ф. Скиннер отстаивал функциональный
анализ поведения организма человека, уста_
навливающий точные и обусловленные взаи_
моотношения между реакцией организма и
условиями окружающей среды (стимулами).
Переменные окружающей среды должны быть
независимы от человека, что позволяет делать
прогноз, измерять поведенческие реакции,
являющиеся зависимыми переменными, то
есть работать в рамках психологии как естест_
венной науки.
Изучая личность с точки зрения бихевио_
ризма, Б.Ф. Скиннер делал упор на анализ
характерных особенностей прошлого опыта
человека и его уникальных врожденных спо_
собностей. Он включал в изучение личности
нахождение своеобразных взаимоотношений__между поведением организма и подкрепляю_
щими его результатами. Б.Ф. Скиннер разли_
чал два подхода к изучению личности: с точек
зрения респондентного поведения и оперант_
ного поведения.
Респондентное поведение подразумевает
характерную реакцию, вызываемую извест_
ным предшествующим стимулом. Например,
сужение или расширение зрачка в ответ на
световую стимуляцию, подергивание колена
при ударе молоточком по коленному сухожи_
лию и т. д. В целом можно сказать, что респон_
дентное поведение суть скиннеровская версия
учения о классическом обусловливании реф_
лексов русского ученого, биолога И.П. Пав_
лова, которое было основано на результатах
опытов на собаках по выработке условных
рефлексов.
Оперантное поведение (вызванное опе_
рантным научением) определяется событиями,
которые следуют за реакцией. Например, ка_
тание на велосипеде, игру на музыкальных ин_
струментах можно рассматривать как образцы
оперантного поведения.
В теории Б.Ф. Скиннера ключевую роль
играет концепция подкрепления поведения
человека. Скорость, с которой оперантное
поведение приобретается и сохраняется, за_
висит от правила или режима подкрепления.
Б.Ф. Скиннер выделял три основных режима:
1. Режим постоянного и регулярного под_
крепления.
2. Режим целенаправленного вариативного
подкрепления.
3. Режим случайного вариативного под_
крепления.
Б.Ф. Скиннер также разделял подкрепляю_
щие стимулы на два типа: первичные и вто_
ричные.
Первичное подкрепление дают любые собы_
тия или объекты, сами по себе обладающие
подкрепляющими свойствами (пища, вода,
физический комфорт, секс и т.
д.).Вторичное, или условное, подкрепление
дают любые события или объекты, которые
приобретают свойство подкрепления посред_
ством тесной ассоциации с первичным подкре_
плением, обусловленным прошлым опытом
организма (деньги, внимание, привязанности и
т. п.).
С точки зрения Б.Ф. Скиннера, поведение
человека в основном контролируется аверсив_
ными (неприятными или болевыми) стимула_
ми: наказанием и негативным подкреплением.
Б.Ф. Скиннер выступал против использования
любых форм контроля поведения, основанных
на неприятных человеку стимулах, считал на_
казание неэффективным средством контроля
поведения, так как оно может вызвать отрица_
тельные эмоциональные и побочные социаль_
ные эффекты (интересны в этом плане его ис_
следования поведения заключенных). Взамен
Б.Ф. Скиннер рекомендовал позитивное под_
крепление как наиболее эффективный метод
устранения нежелательного поведения. Он
выдвинул тезис о том, что мы регулируем наше
поведение так, чтобы максимизировать пози_
тивное подкрепление и минимизировать на_
казание.
Стремясь переработать классический бихе_
виоризм, Б.Ф. Скиннер исходил прежде всего
из необходимости систематического подхода
к пониманию человеческого поведения. Он
считал необходимым исключить из исследова_
ния все фикции, к которым прибегают психо_
логи для объяснения вещей, причин которых
они не знают. К таким фикциям Б.Ф. Скиннер
относил многие понятия психологии личности
(автономии, свободы, творчества). С его точки
зрения, невозможно говорить о реальной
свободе человека, так как он никогда сам не
управляет своим поведением, которое детер_
минировано внешней средой. Одной из цент_
ральных идей Б.Ф. Скиннера является стрем_
ление понять причины поведения и научиться
им управлять. В этом отношении он полностью
разделял разработанные Торндайком и Уотсо_
ном взгляды на социогенетическую природу
психического развития, т. е. исходил из того,
что развитие есть научение, которое обусло_
вливается внешними стимулами. От конста_
тации Б.Ф. Скиннер переходит к разработке
методов целенаправленного обучения и управ_
ления поведением. А потому в психологию он
вошел в первую очередь как теоретик обуче_
ния, разработавший различные программы
обучения и коррекции поведения.
Исходя из представления о том, что не толь_
ко умения, но и знания представляют собой
вариации по ведения, Б.Ф. Скиннер разраба_
тывает его особый вид оперантное поведение.
В принципе он исходил из того, что психика
человека основана на рефлексах разного рода
и разной степени сложности. Однако, сравни_
вая свой подход к формированию рефлексов с
подходом Павлова, Б.Ф. Скиннер подчеркивал
существенные различия между ними. Услов_
ный рефлекс, формируемый в экспериментах
Павлова, он называл стимульным поведением,
так как его формирование связано с ассоци_
ацией между разными стимулами и не зависит__от собственной активности субъекта. Так, со_
баке по звонку всегда дается мясо независимо
от того, что она в этот момент делает. Таким
образом происходит ассоциация между мясом
и звонком, в ответ на который наблюдается
слюноотделение.
Однако, подчеркивал Б.Ф. Скиннер, такая
реакция быстро формируется, но и быстро ис_
чезает без подкрепления: она не может бытьосновой постоянного поведения субъекта.
Основной труд Б.Ф. Скиннера — «Поведе_
ние организмов» где он излагает принципы
«оперантного обусловливания». Их легче всего
понять, рассмотрев типичный эксперимент
Б.Ф. Скиннера. Крыса, вес которой доведен
до 80_90% от нормального, помещается в
устройство, названное «скиннеровским ящи_
ком». Это тесная клетка, предоставляющая
возможность только для тех действий крысы,
которые экспериментатор может контролиро_
вать или наблюдать. Ящик имеет отверстие,
через которое подается пища, и рычаг. Крыса
должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы
получить порцию пищи. Это нажимание назы_
вается оперантной реакцией. Каким образом
крыса нажимает на рычаг — лапой, носом,
хвостом, не имеет значения — оперантная
реакция остается той же самой, поскольку
вызывает одно и то же следствие — появление
пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определен_
ное число нажиманий или за нажимание с
определенным интервалом, можно получить
устойчивые способы реагирования.
Операторную реакцию в скиннеровском по_
нимании следует отличать от автоматических,
чисто рефлекторных реакций, связанных с
безусловными и условными рефлексами.
Операторная реакция — действие произволь_
ное и целенаправленное. Однако Б.Ф. Скиннер
определяет целенаправленность в терминах
обратной связи (т.е. воздействия на поведение
его последствий), а не в терминах целей, наме_
рений или других внутренних состояний —
психических или физиологических. По его
мнению, использование в психологии этих
«внутренних параметров» предполагает введе_
ние сомнительных предположений, ничего не
добавляющих к эмпирическим законам, кото_
рые связывают наблюдаемое поведение с на_
блюдаемыми воздействиями среды. Именно
эти законы являются реальным средством
предсказания и контроля поведения человека
и животных. Б.Ф. Скиннер подчеркивал, что
«возражение против внутренних состояний
заключается не в том, что они не существуют, а
в том, что они не имеют значения для функцио_
нального анализа». В этом анализе вероятность
операторной реакции выступает как функция
внешних воздействий — как прошлых, так и
настоящих.
В противовес этому подходу, при оперант_
ном обучении подкрепляется только поведе_
ние, операции, которые совершает субъект в
данный момент. Большое значение имеет и тот
факт, что сложная реакция разбивается на ряд
простых, следующих друг за другом и приводя_
щих к нужной цели. Так, при обучении голубя
сложной реакции — выходу из клетки с помо_
щью нажатия клювом на рычаг Б.Ф. Скиннер
подкреплял каждое движение голубя в нужном
направлении, добиваясь того, что в конце кон_
цов он безошибочно выполнял эту сложную
операцию. Такой подход к формированию
нужной реакции имел большие преимущества
по сравнению с традиционным. Прежде всего,
это поведение было намного устойчивее, оно
очень медленно угасало даже при отсутствии
подкрепления. Б.Ф. Скиннер обратил внима_
ние на то, что даже одноразовое подкрепление
может иметь значительный эффект, так как
устанавливается хотя бы случайная связь
между реакцией и появлением стимула. Если
стимул был значимым для индивида, он будет
пытаться повторить реакцию, которая прине_
сла ему успех. Такое поведение Б.Ф. Скиннер
называл «суеверным», указывая на его боль_
шую распространенность.
Не меньшее значение имеет и тот факт, что
обучение при оперантном обусловливании
идет быстрее и проще. Это связано с тем, что
экспериментатор имеет возможность наблю_
дать не только за конечным результатом (про_
дуктом), но и за процессом выполнения дей_
ствия (ведь оно разложено на составляющие,
реализуемые в заданной последовательности).
Фактически происходит экстериоризация,
«вынесение вовне» не только исполнения, но и
ориентировки и контроля за действием. Что
особенно важно, такой подход возможен при
обучении не только определенным навыкам,
но и знаниям.
Б.Ф. Скиннер отрицательно относился к
статистическим обобщениям, считая, что лишь
тщательная фиксация реакций отдельного ор_
ганизма позволит решить главную задачу
психологии — предсказывать и контролиро_
вать поведение конкретных индивидов.
Статистические данные, касающиеся груп_
пы (выборки), недостаточны для выводов,
имеющих предсказательную силу в отношении
каждого из ее членов. Частоту реакций и их
силу запечатлевают кривые, которыми, по
Б. Ф. Скиннеру, исчерпывается все, что пози___тивная наука способна сказать о поведении. В
качестве образца такого типа исследований
предлагалась работа Б.Ф. Скиннера, выпол_
ненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы
подкрепления» (1957), в которой были собраны
в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реак_
ций, непрерывно производимых подопытными
голубями в течение 70 000 часов.
Подобно большинству бихевиористов,
Б.Ф. Скиннер полагал, что обращение к физио_
логии бесполезно для изучения механизмов
поведения. Между тем его собственная кон_
цепция «оперантного обусловливания» сложи_
лась под влиянием учения Павлова. Признавая
это, Б.Ф. Скиннер разграничил два типа
условных рефлексов. Он предложил отнести
условные рефлексы, изучавшиеся павловской
школой, к типу S. Это обозначение указывало
на то, что в классической павловской схеме ре_
акция возникает только в ответ на воздействие
какого_либо стимула (S), то есть раздражителя.
Поведение же в «скиннеровском ящике» было
отнесено к типу R и названо оперантным.
Здесь животное сперва производит реакцию
(R), а затем реакция подкрепляется. В ходе экс_
периментов были установлены существенные
различия между динамикой реакции типа R и
выработкой слюноотделительного рефлекса по
павловской методике.
По мнению Б.Ф. Скиннера, ограниченность
традиционной поведенческой формулы S_R
состоит в том, что она не учитывает влияния
результатов реакции на последующее пове_
дение. Реакция рассматривается только как
производное от стимула, только как следствие,
но не как детерминанта, которая преобразует
организм. Адекватная формула о взаимодей_
ствии организма со средой, писал Б.Ф. Скин_
нер, всегда должна учитывать три фактора:
1) событие, по поводу которого происходит
реакция,
2) саму реакцию,
3) подкрепляющие последствия. Эти вза_
имоотношения являются несравнимо более
сложными, чем отношения между стимулом
и реакцией.
В педагогике идеи Б.Ф. Скиннера нашли
чрезвычайно широкое применение. Сам он
объяснял это явление случайностью, как,
впрочем, и все свои достижения (верный своей
теории, все происходящее в жизни он оцени_
вал как следствие складывающихся обстоя_
тельств).
11 ноября 1953 года, посетив урок арифме_
тики в школе, где училась его дочь, Б.Ф. Скин_
нер, как он вспоминает в автобиографии,
пришел в смятение: «Внезапно ситуация пред_
ставилась мне совершенно абсурдной. Не
ощущая своей вины, учитель нарушал почти
все законы, открытые учеными относительно
процесса научения». Под впечатлением от этой
картины Б.Ф. Скиннер стал размышлять о фак_
торах подкрепления, которые можно было бы
использовать для улучшения преподавания
школьных предметов, и спроектировал серию
обучающих машин. Так возникло направле_
ние, названное программированным обучени_
ем. Его быстрое развитие отвечало запросам
эпохи научно_технической революции.
Правда, сама по себе идея оптимизации
обучения и использования в этих целях спе_
циальных машин не связана неразрывно с
какой_либо определенной психологической
концепцией. Что касается теории Б.Ф. Скинне_
ра, то она смогла (в отличие от других психоло_
гических систем) стать основой для поисковых
работ по программированному обучению, в
силу того что вводила принцип членения про_
цесса решения учебной задачи на отдельные
операции, каждая из которых контролируется
подкреплением, служащим сигналом обратной
связи.
Уязвимость скиннеровской «технологии
обучения» состояла в том, что она вносила в пе_
дагогическую теорию и практику присущую
всему бихевиоризму идею об идентичности
механизмов модификации поведения у всех
живых существ. Спорность этого положения
особенно резко обнажилась в скиннеровской
трактовке тех высших форм психической дея_
тельности, которые издревле принято считать
чисто человеческим достоянием, а именно ре_
чевых актов.
Разработанный Б.Ф. Скиннером метод про_
граммированного обучения давал возможность
оптимизировать учебный процесс, разрабо_
тать корректирующие программы для неуспе_
вающих и умственно отсталых детей. Эти
программы имели огромные преимущества
перед традиционными программами обучения,
так как давали возможность учителю проконт_
ролировать и, в случае необходимости, ис_
править процесс решения задачи, мгновенно
замечая ошибку учащегося. Кроме того, эф_
фективность и безошибочность выполнения
повышали мотивацию учения, активность
учащихся. Появлялась и возможность индиви_
дуализировать процесс обучения в зависимо_
сти от темпа усвоения знаний.
Однако у этих программ был и существен_
ный недостаток, так как экстериоризация,
играющая положительную роль при начале__обучения, тормозит развитие свернутых, ум_
ственных действий, так как не дает возмож_
ности интериоризовать действие и свернуть
развернутую педагогом схему решения задачи.
Если программы обучения детей, разрабо_
танные Б.Ф. Скиннером, были встречены с
энтузиазмом и получили повсеместное распро_
странение, то его подход к программированию
поведения и так называемые программы, ко_
торые были разработаны с целью коррекции
отклоняющегося поведения (у малолетних
преступников, психически больных людей),
подверглись обоснованной критике. Прежде
всего речь шла о недопустимости тотального
контроля за поведением (без которого невоз_
можно применение этих программ), так как
речь идет о постоянном положительном под_
креплении желательного поведения и отрица_
тельном подкреплении нежелательного. Кроме
того, возникал вопрос и о правомерности на_
грады за определенное количество набранных
жетонов, и о наказании за их недостаточное
количество, ибо при этом не должны быть
нарушены основные права детей.
Несмотря на эти недостатки его подход дал
реальную возможность корректировать и на_
правлять процесс обучения, процесс формиро_
вания новых форм проведения. Он оказал
огромное влияние на психологию. В совре_
менной американской науке Б.Ф. Скиннер
является одним из наиболее влиятельных ав_
торитетов, превзойдя по количеству цитиро_
вания и сторонников даже Фрейда. При этом
наибольшее влияние его теория оперантного
поведения оказала на практику, дав возмож_
ность пересмотреть процесс научения и разра_
ботать новые подходы к обучению и новые
программы.
В книге «Вербальное поведение» Б.Ф. Скин_
нер развивает концепцию, согласно которой
овладение речью происходит по общим зако_
нам образования оперантных условных реф_
лексов. Когда один организм производит рече_
вые звуки, другой организм их подкрепляет
(положительно или отрицательно), контроли_
руя тем самым процесс приобретения этими
звуками устойчивых значений. Последние, по
мнению Б.Ф. Скиннера, могут относиться к
одному из двух разделов — указывать либо на
предмет, в котором говорящий индивид испы_
тывает потребность, либо на предмет, с кото_
рым этот индивид соприкасается.
С острой критикой этой концепции высту_
пил известный американский лингвист Ноэм
Хомский, показавший, что попытки объяснить
порождение речи по типу оперантных реакций
крысы, нажимающей на рычаг, не только не_
совместимы с лингвистической трактовкой
языка как особой системы, но и обессмысли_
вают ключевые для бихевиоризма понятия о
стимуле, реакции, подкреплении. И хотя боль_
шинство специалистов в области теории языка
в этой полемике тяготеют скорее к позиции
Хомского, сам Б.Ф. Скиннер до конца своих
дней считал «Вербальное поведение» наиболее
удачной и убедительной работой.
Не меньшую, а пожалуй, еще более острую
полемику вызвала другая работа Б.Ф. Скинне_
ра — социальная утопия «Уолден_2». В этой
книге, совместив свои литературные задатки
и психологические находки, Б.Ф. Скиннер
изобразил в беллетристической форме перс_
пективы создания с помощью техники опе_
рантного обусловливания нового справедли_
вого социального устройства. Несмотря на
гуманистический замысел, аналогия с «Пре_
красным новым миром» Олдоса Хаксли про_
сматривалась в «Уолдене_2» так явно, что наи_
более экзальтированные публицисты записали
Б.Ф. Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем,
жизнь сама все расставила на свои места.
Созданные по предложенной Б.Ф. Скиннером
модели коммуны просуществовали недолго: не
очень_то уютно оказалось в них жить. Впрочем,
как и в коммунах детей_цветов, исповедовав_
ших диаметрально противоположные принци_
пы. Наверное, такова судьба всех социальных
утопий.
Б.Ф. Скиннер, в самом деле, дал много пово_
дов для критики. Однако имена его критиков
(за исключением Хомского и еще, пожалуй,
Роджерса) вряд ли сохранятся в истории
психологии, а Б.Ф. Скиннер по сей день остает_
ся одним из самых часто цитируемых авторов.
На Золотой медали, врученной ему в 1971
году Американской психологической ассоци_
ацией, едва уместился панегирик: «Б. Ф. Скин_
неру — пионеру психологических исследо_
ваний, лидеру теории, мастеру технологии,
который произвел революцию в изучении по_
ведения».
Б.Ф. Скиннер — презентация
Первый слайд презентации: Б.Ф. Скиннер
Выполнила студентка группы П/м-21-1оз Алейникова П.А. Б.Ф. Скиннер
Изображение слайда
Слайд 2
Биография Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. Фредерик Скиннер родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания, от Грейс и Уильяма Скиннера. Его брат Эдвард, на два с половиной года моложе Фредерика, умер в шестнадцать лет от внутримозгового кровоизлияния. Он учился в Гамильтонском колледже в Нью-Йорке с намерением стать писателем. Получив степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году, он поступил в Гарвардский университет.
Изображение слайда
Слайд 3
Получил степень магистра в Гарвардском университете в 1930 году. В следующем году там же получил степень доктора философии. В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родились две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс.
Изображение слайда
Слайд 4
Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям. Его именем назван ящик Скиннера — ящик, предназначенный для того, чтобы изучать принципы оперантного научения. Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ.
Изображение слайда
Слайд 5
Награды: 1942 — Стипендия Гуггенхайма 1942 — Медаль Говарда Кросби Уоррена от Общества экспериментальных психологов 1958 — Награда АПА за значительный научный вклад в психологию 1966 — Премия Торндайка 1968 — Национальная научная медаль США в номинации «Биологические науки» 1971 — Золотая медаль Американского психологического фонда 1972 — Назван Американской гуманистической ассоциацией «Гуманистом года» 1972 — Награда Массачусетской психологической ассоциации за карьерный вклад 1989 — Стипендия Уильяма Джемса 1990 — Премия АПА за пожизненный вклад в психологию
Изображение слайда
Слайд 6
Ящик Скиннера Ящик Скиннера — лабораторный прибор, используемый для изучения поведения животных. Был создан бихевиористом Берресом Фредериком Скиннером на последнем году обучения в Гарвардском университете (в 1930 обучался в магистратуре и в 1931 — докторантуре). Ящик Скиннера используется для изучения как оперантного обусловливания (научения, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определённой цели), так и классического обусловливания (выработки условных рефлексов). Скиннер создал оперантную камеру как вариацию клетки-головоломки Эдварда Торндайка.
Изображение слайда
Слайд 7
Принцип работы и эксперименты: В свои ящики Б. Ф. Скиннер сажал голодных подопытных животных (например, крыс). В процессе изучения пространства, в которое их поместили, крысы случайно нажимают на рычаг. Вслед за нажатием в кормушку выпадает еда. После поощрения крысы едой вероятность того, что она снова коснётся рычага, возрастает. Вскоре Скиннер обнаружил, что подопытные быстро обучаются определённым действиям, если за это их поощряют. Эксперименты показали, как крысы смогли превратить случайные действия в намеренные, которые основывались на полученном ранее опыте.
Изображение слайда
Слайд 8
Благодаря своим экспериментам Б. Ф. Скиннер получил возможность понять, как происходит процесс обучения живых организмов и как его можно контролировать и управлять им, создав определённую систему поощрений.
Изображение слайда
Слайд 9
Список использованной литературы: Мельник С.Н., Психология личности, Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2004 г. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г. Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. ДжояПалмера, М., « Высшаяшколаэкономики », 2012 г. Benjamin, L.T., Jr. & Nielson-Gammon, E. (1999). B.F. Skinner and psychotechnology : The case of the heir conditioner. Review of General Psychology, 3, 155-167. doi:10.1037/1089-2680.3.3.155 Bjork, D. W. (1996). B. F. Skinner: A life. Washington, DC: American Psychological Association. Источник: https://psychosearch.ru/masters/frederik-skiner/199-biografiya-frederika-skinnera
Изображение слайда
Последний слайд презентации: Б.Ф. Скиннер
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Изображение слайда
Биографическая информация — Фонд Б. Ф. Скиннера
Б. Ф. Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, маленьком железнодорожном городке на холмах Пенсильвании, чуть ниже Бингемтона, штат Нью-Йорк.
Вместе с младшим братом он вырос в домашней обстановке, которую он описал как «теплую и стабильную».
Его отец был начинающим юристом, мать домохозяйкой. Большую часть своего детства он провел, строя разные вещи — например, тележку с рулевым управлением, которое работало назад (по ошибке) и вечный двигатель (последний не работал). Другие предприятия были более успешными. Он и его друг построили хижину в лесу. Для бизнеса по продаже бузины от двери до двери он разработал флотационную систему для отделения спелых ягод от зеленых. Работая в обувном магазине в школьные годы, он сделал приспособление для распределения «зеленой пыли», которая помогала метле собирать грязь.
В старших классах Скиннер посещал уроки английского языка у мисс Грейвс, которой он позже посвятил свою книгу Технология обучения . Основываясь на замечании своего отца, однажды он выпалил в классе, что Шекспир написал не «Как вам это понравится», а Фрэнсис Бэкон. Когда его учитель сказал ему, что он не понимает, о чем говорит, он пошел в библиотеку и прочитал довольно много работ Бэкона. Защита Бэконом индуктивного метода в науке против апелляции к авторитету сослужила ему хорошую службу в дальнейшем.
Первое знакомство с наукой о поведении
После окончания колледжа в Гамильтоне Скиннер решил стать писателем.
Вернувшись домой, он мало писал. Вся его продукция периода, который он называл своим «черным годом», состояла из дюжины коротких газетных статей и нескольких моделей парусных кораблей. Сбежав в Нью-Йорк на несколько месяцев, работая продавцом в книжном магазине, он наткнулся на книги Павлова и Ватсона. Он нашел их впечатляющими и захватывающими и хотел узнать больше.
Аспирантура и Discovery
В возрасте 24 лет Скиннер поступил на факультет психологии Гарвардского университета. Все еще мятежный и нетерпеливый по отношению к тому, что он считал неразумными идеями, Скиннер нашел наставника, столь же язвительного и жесткого. Уильям Крозье был председателем новой кафедры физиологии. Крозье горячо придерживался программы изучения поведения «животного в целом», не апеллируя, как это делали психологи, к процессам, происходящим внутри. Это в точности соответствовало цели Скиннера — связать поведение с экспериментальными условиями. Студенту предложили поэкспериментировать. Каждое отделение, психология и физиология, предполагало, что другое курирует молодого студента, но на самом деле он «делал именно то, что мне нравилось». Обладая энтузиазмом и талантом к созданию нового оборудования, Скиннер конструировал устройство за устройством по мере того, как поведение его крыс предполагало изменения. После дюжины аппаратов и нескольких счастливых случайностей (описанных в его «Истории случая в научном методе») Скиннер изобрел накопительный регистратор — механическое устройство, которое записывало каждый ответ как восходящее движение горизонтально движущейся линии. Наклон показывал скорость ответа. Этот регистратор выявил влияние непредвиденных обстоятельств на реагирование. Скиннер обнаружил, что скорость, с которой крыса нажимает на планку, зависит не от какого-либо предшествующего стимула (как настаивали Уотсон и Павлов), а от того, что следует за нажатием на планку. Это было действительно ново. В отличие от рефлексов, которые изучал Павлов, такое поведение действовало на окружающую среду и контролировалось ее воздействиями. Скиннер назвал это оперантным поведением. Процесс организации непредвиденных обстоятельств подкрепления, ответственных за создание этого нового типа поведения, он назвал оперантным обусловливанием. Благодаря стипендии Скиннер смог провести следующие пять лет, исследуя не только влияние последующих последствий и графиков, по которым они были доставлены, но и то, как предшествующие стимулы получили контроль над отношениями поведение-последствие, с которыми они были сопряжены. Эти исследования в конце концов появились в его первой книге, Поведение организмов (1938).
Project Pigeon
В 1936 году, когда Скиннеру было 32 года, он женился на Ивонн Блю, и пара переехала в Миннесоту, где Скиннер получил свою первую преподавательскую работу. Занятый преподаванием и своей новой семьей — их дочь Джули родилась в 1938 году — он мало сделал для продвижения начатой им науки. Но это должно было измениться с войной. В 1944 году Вторая мировая война была в самом разгаре. Самолеты и бомбы были обычным явлением, но систем наведения ракет не было. Стремясь помочь, Скиннер искал финансирование для совершенно секретного проекта по обучению голубей управлять бомбами. Усердно работая, он научил голубей клевать цель, которая направляла бы ракету на вражеский корабль. Голуби клевали надежно, даже при быстром падении и работе с воинственным шумом вокруг них. Пока Project Pigeon был прекращен (из-за другого совершенно секретного проекта, неизвестного Скиннеру — радара), работа была полезной. Голуби ведут себя быстрее, чем крысы, что позволяет быстрее обнаруживать влияние новых непредвиденных обстоятельств. Как выразился Скиннер, «исследование, которое я описал в Поведение организмов предстало в новом свете. Это был уже не просто экспериментальный анализ. Это породило технологию». Скиннер больше никогда не работал с крысами. Скиннер описал Project Pigeon в статье с таким же названием. Артикул находится в Сводная запись .
Нежная малышка
В 1943 году, ближе к концу миннесотских лет, Ивонн снова забеременела. Зная о таланте своего мужа решать проблемы с гаджетами, она задавалась вопросом, может ли он разработать детскую кроватку, которая была бы безопаснее, чем обычная кроватка с решетками, которые могут зажать ногу, и одеялами, которые могут задушить ребенка. Он мог и сделал. Гордясь своим новым изобретением, закрытой и обогреваемой кроваткой с окном из плексигласа, он отправил статью в популярный журнал Lady’s Home Journal. Изменив заголовок Скиннера, чтобы привлечь внимание, статья вышла как «Малыш в коробке». «Малыш-нежка», как Скиннер называл свою кроватку, использовалась только как кроватка для новорожденного. У Деборы был манеж, и она проводила вне постели столько же времени, сколько и другие младенцы. Но неизбежно возникла путаница между тендерной палаткой и «коробкой Скиннера». До конца жизни Скиннера преследовали слухи о его второй дочери, он даже слышал, что она покончила жизнь самоубийством. На самом деле Скиннер был любящим отцом и никогда не экспериментировал ни с одним из своих детей. Дебора — успешная художница, живет в Лондоне со своим мужем.
Уолден Ту
Когда война подходила к концу, Скиннер посетила званый обед и сказала другу, что очень жаль, что ее сын и другие молодые люди вернутся к старым способам ведения дел. Она спросила, что Скиннер хотел бы, чтобы они сделали вместо этого. Скиннер никогда не мог отказаться от вызова. Почти сразу он начал книгу Уолден Два. Walden Two был написан быстро, местами с большим количеством эмоций. В нем солдат, только что вернувшийся с войны, приглашает друзей и своего бывшего профессора посетить сообщество под названием Уолден Два, группу, насчитывающую около 1000 членов. Они идут в сообщество. Его дизайнер Фрейзер объясняет, как счастливое и трудолюбивое поведение, которое они видят, было тщательно сформировано с помощью поведенческих техник. Он объясняет, как соперничающее стремление родителей отдавать предпочтение своим собственным детям превратилось в более равную заботу обо всех детях, воспитывая детей не в семьях, а в общине. Работают и женщины, и мужчины. Рабочие места зарабатывают рабочие кредиты, взвешенные таким образом, что человек может работать лишь короткое время на нежелательных работах или дольше на желательных. Все аспекты сообщества были запланированы. Книга после медленного старта стала одним из самых известных произведений Скиннера, получив как похвалу, так и осуждение.
Индиана
В 1945 году Скиннер и его семья переехали в Блумингтон, штат Индиана, где он стал заведующим кафедрой психологии в Университете Индианы. Область, которую он начал, росла. В 1946 году в Индиане состоялось первое собрание Общества экспериментального анализа поведения. Двенадцать лет спустя у него появился журнал Journal of the Experimental Analysis of Behavior .
Возвращение в Гарвард
Приглашение Гарвардского университета прочитать лекции Уильяма Джеймса привело Скиннера и его семью в Кембридж, штат Массачусетс, осенью 1947. В 1948 году его пригласили на кафедру психологии. Там он предложил вести курс для студентов, каждую неделю готовя материалы для 400 зачисленных студентов. Материал в конечном итоге стал книгой «Наука и поведение человека » (1953). 1950-е и 1960-е годы были продуктивными для Скиннера, во многом благодаря превосходным аспирантам, которые приехали к нему учиться, включая Дугласа Б. Ангера, Джеймса А. Анликера, Натана Х. Азрина, Дональда С. Блоу, А. Чарльза Катанию, Льюиса. Р. Голлуб, Ричард Дж. Херрнштейн, Мэтью Л. Исраэль, Альфредо В. Лагмай, Харлан И. Лейн, Огден Р. Линдлси, Уильям Х. Морс, Нил Дж. Петерсон, Джордж С. Рейнольдс и Герберт С. Террас. Побочные продукты этой работы создали книгу 9.0013 Графики подкрепления (Ferster & Skinner, 1957), области поведенческой терапии (из работы Огдена Линдсли, придумавшего этот термин) и психофармакологии (где Питер Дьюс из Гарвардской медицинской школы тесно сотрудничал с лабораторией Скиннера).
Обучающие машины и запрограммированные инструкции
Дети Скиннера росли. Когда младшая училась в четвертом классе, 11 ноября 1953 года Скиннер посетила урок математики в честь Дня отца. Этот визит изменил его жизнь. Когда он сидел в конце типичного четвертого класса по математике, то, что он увидел, внезапно поразило его силой вдохновения. По его словам, «не по своей вине учительница нарушала почти все, что мы знали об учебном процессе. При формировании вы адаптируете то, что вы просите у животного, к текущему уровню производительности животного. Но на уроке математики некоторые ученики явно не знали, как решать задачи, в то время как другие пролистывали лист с упражнениями, не узнавая ничего нового. При формировании каждый лучший ответ немедленно подкрепляется. Скиннер исследовал задержку подкрепления и знал, как она снижает производительность. Но на уроке математики дети не узнавали, верна ли одна задача, прежде чем решать следующую. Они должны были ответить на целую страницу, прежде чем получить какую-либо обратную связь, и то, вероятно, только на следующий день. Но как мог один учитель с 20 или 30 детьми формировать математическое поведение каждого из них? Очевидно, учителям нужна помощь. В тот же день Скиннер построил свою первую обучающую машину.
Первая обучающая машина Скиннера просто предлагала ученикам задачи в случайном порядке с обратной связью после каждой. Но эта машина не научила новому поведению. Все, что он сделал, это дало больше практики на уже изученных навыках. Однако в течение трех лет Скиннер разработал запрограммированное обучение, в котором благодаря тщательной последовательности учащиеся реагировали на материал, разбитый на небольшие шаги. Шаги были похожи на то, что опытный наставник попросил бы у студента, работающего с одним студентом за раз. Были подсказаны первые ответы каждой последовательности, но по мере повышения производительности помощь оказывалась все меньше и меньше. К концу ученик делал то, что он или она не мог сделать в начале. Около десяти лет Скиннер был вовлечен в движение обучающих машин, отвечая на каждое из тысяч писем от родителей, школ, бизнеса и промышленности. Получив грант, Скиннер нанял Джеймса Г. Холланда, который под руководством Скиннера создал Анализ поведения для класса Скиннера студентов Гарварда, чтобы они взялись за механическую машину. (Микрокомпьютеров еще не было.) Этот новейший метод обучения был принят в сфере образования, но многие материалы были плохо написаны, и ни одна компания не хотела разрабатывать материалы для обучающей машины, которая могла быть снята с производства. Таким образом, большинство запрограммированных инструкций было оформлено в виде книг. Но в книге не учитываются непредвиденные обстоятельства: учащиеся могут просмотреть ответ, прежде чем писать свой собственный. Примерно к 1968 образовательных издательств прекратили печатать запрограммированные инструкции. В том же году Скиннер опубликовал «Технология обучения », сборник своих работ по образованию. Некоторые из лучших программ 60-х все еще используются, а с появлением компьютеров и Интернета теперь доступна идеальная машина, которой не хватало Скиннеру. Разработчики учебных пособий все чаще осознают, что, как настаивал Скиннер, учебные пособия должны делать больше, чем представлять блоки контента с викторинами в конце. Эффективное обучение требует, чтобы учащиеся реагировали на то, что представляет каждый экран информации, и получали отзывы о своей работе, прежде чем переходить к следующему. Кроме того, важна последовательность действий.
Анализ того, как разрабатывать последовательности шагов, пришел к Скиннеру, когда он заканчивал книгу, над которой то и дело работал в течение двадцати лет. Verbal Behavior , опубликованный в 1957 году, представляет собой анализ того, почему мы говорим, пишем и даже думаем именно так, а не иначе. Книга читается не легко. Потребовалось еще двадцать лет, прежде чем исследователи использовали категории Скиннера и обнаружили, что различные контролирующие переменные, которые он постулировал, действительно независимы. Недавно их работа привела к прорыву в обучении детей, особенно детей с аутизмом, эффективному общению.
Более поздняя жизнь
Озабоченность последствиями поведенческой науки для общества в целом повернула Скиннера к философским и моральным вопросам. В 1969 году он опубликовал « непредвиденных обстоятельств подкрепления» , а два года спустя « за гранью свободы и достоинства» , что вызвало серию появлений на телевидении. Тем не менее, непонимание и искажение его работы побудили его написать о бихевиоризме (1974). К концу своей жизни он все еще был активен профессионально. Помимо профессиональных статей, он написал три автобиографических тома, Подробности моей жизни, формирование бихевиориста и последствия . В 1989 году у него диагностировали лейкемию, но он оставался настолько активным, насколько позволяла его нарастающая слабость. В Американской психологической ассоциации за десять дней до смерти он выступил перед переполненной аудиторией. Он закончил статью, из которой взята речь, 18 августа 1990 года, в день своей смерти.
Предоставлено старшей дочерью Б. Ф. Скиннера
Кем был Б. Ф. Скиннер? Основополагающие корни ABA и ASD
Диплом средней школы/GED Some CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Желаемая степеньDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Programme InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisДетская/подростковая психология Клиническая психологияПсихология консультированияПсихология развитияСудебная/уголовная психологияЧеловеческие услугиПромышленная/организационная психологияТерапия брака и семьиКонсультирование по психическому здоровьюПрофессиональная терапияШкольное консультированиеСоциальное РаботаПатология речи
Рекламный контент
фото: www.wikipedia.org
Б. Ф. Скиннер был психологом и писателем, получившим образование в Гарварде. тюрьмы к воспитанию детей.
Скиннер считал свободу воли иллюзией. Вместо этого, по его мнению, все действия были следствием обусловленности. Обусловливание поведения может быть реализовано с помощью принципов подкрепления и наказания: создания последствий, которые поощряют или препятствуют определенным действиям.
Скиннер назвал этот подход к интерпретации поведения радикальным бихевиоризмом.
Ключевое различие между радикальным бихевиоризмом и предыдущими или альтернативными взглядами на поведение заключается в том, что модель Скиннера не включала в себя рассмотрение факторов, которые не очевидны и не наблюдаемы непосредственно. Что вы думали, как вы себя чувствовали, какие у вас были воспоминания… ничто из этого не имело значения согласно радикальному бихевиоризму.
Университет Джорджа МейсонаРекомендованная программа: Сертификат выпускника по прикладному онлайн-анализу поведения
Запросить информацию
Государственный университет АризоныИзбранная программа: Прикладной поведенческий анализ, сертификат о высшем образовании
Запросить информацию
Университет ПеппердайнИзбранная программа: Магистр прикладного анализа поведения онлайн — Станьте BCBA всего за 27 месяцев. ABAI-проверено. GRE не требуется.
Запросить информацию
Университет КапеллаРекомендованная программа: Магистр прикладного анализа поведения
Запросить информацию
Университет АркадииИзбранная программа: сделайте следующий шаг к получению лицензии в своей области с помощью онлайн-курса M.Ed. в программе прикладного анализа поведения Университета Аркадия.
Запросить информацию
Школа медсестер и медицинских наук им. СиммонсаИзбранная программа: онлайн-магистр по анализу поведения анализ
Запросить информацию
Дейтонский университетРекомендуемая программа: выберите один из трех курсов, чтобы получить степень магистра прикладного анализа поведения онлайн в Дейтонском университете. Все треки включают полевые работы и отвечают требованиям курсовой работы для сдачи экзамена BCBA®. Подайте заявку сегодня и получите степень магистра всего за 21 месяц. Требуется бакалавр.
Запросить информацию
Единственными факторами, на которые обращал внимание Скиннер, были функциональные аспекты поведения, которые внешний наблюдатель мог отслеживать и манипулировать ими. Проще говоря, это означало предлагать ребенку мороженое в качестве награды за уборку в его комнате или не разрешать ему есть его, если он отказывался.
Хотя, как он заявил, это был абсолютно радикальный подход, он освободил Скиннера для экспериментов и наблюдения за эффектами подкрепления, не отвлекаясь ни на какие ненаблюдаемые факторы.
От птиц к людям, Скиннер продемонстрировал использование оперантного обусловливания
Скиннер начал свою работу по проверке этих теорий на голубях, обучая их выполнять различные действия или клевать определенные рычаги для доступа к еде.
Скиннер получил много критики за то, что изначально сосредоточился на наказании как на подкреплении. Чтобы проверить свои теории на птицах и других мелких животных, он разработал ныне известную коробку Скиннера: камеру, в которой животное можно было изолировать и применять дискретные стимулы без внешнего вмешательства. Коробка включала свет, динамик, дозатор еды и рычаг, на который мог нажимать пассажир. У него также была электрифицированная сетка пола, через которую можно было наносить удары током.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Со временем его работа с птицами стала настолько успешной, что он предложил военно-морскому флоту создать управляемые голубем ракеты во время Второй мировой войны — очевидно, путешествие в один конец для голубя. Программа обучения была успешной (среди прочего, птицы стали довольно приличными игроками в пинг-понг), но, как это часто бывало в его карьере, Скиннеру было трудно заставить кого-либо воспринимать его всерьез.
Но когда он взял свои идеи о поведении и обусловленности и применил их к людям, Скиннер добился наибольшего успеха.
Скиннер разделил поведение на два разных типа:
- Респондентное поведение . Часто называемое павловским поведением, это поведение является прямым результатом стимуляции и является подсознательным, как слюноотделение у собаки при предложении пищи.
- Оперантное поведение – Поведение, которое изначально не вызывается каким-либо конкретным стимулом, но которое со временем может усиливаться под влиянием окружающей среды.
Его идея оперантного поведения позволила объяснить более сложное человеческое поведение, которое никогда не поддавалось объяснению в рамках классических моделей. Скиннер предложил идею цепочки, состояния, при котором ряд поведений объединяются и усиливаются как набор.
Споры преследовали Скиннера на протяжении всей его жизни
Хотя он добился явного успеха в экспериментах, его экспериментальный дизайн и методы тестирования подвергались критике. В частности, лингвист Ноам Хомский выпотрошил скиннеровскую поведенческую интерпретацию развития и использования языка. Его раннее использование наказания в качестве основного мотиватора также повлияло на оставшуюся часть его карьеры, хотя он рано отказался от этого и впоследствии выступал за только методы положительного подкрепления.
Обычно люди не были в восторге от того, что свободная воля была иллюзией и что они были просто набором реактивных рефлексов, происходящих от внешних раздражителей и реакций. Хотя сам Скиннер никогда не выступал за использование инструментов оперантного обусловливания для манипулирования поведением, на него все указывали пальцами, когда другие исследователи использовали их в попытках депрограммировать гомосексуальное поведение — иногда даже применяя шоковую терапию.
Хотя идеи Скиннера вызвали споры, они были новаторскими. В 2002 году Американская психологическая ассоциация назвала его самым влиятельным психологом 20-го века.0227-й век. Всего за несколько дней до его смерти в 1990 году Ассоциация вручила ему награду за заслуги перед жизнью — редкое признание для человека в этой области.
Его взгляды также оказали огромное влияние на теорию образования — и мы говорим не только о том, что директор Скиннер из «Симпсонов» был назван в его честь. Скиннер рассматривал любое обучение как тип поведения, и поэтому его можно было модифицировать с помощью оперантного обусловливания. Фактически, большая часть современной теории положительного подкрепления в обучении проистекает из его теорий. Предоставление немедленной обратной связи, разбиение задач на маленькие шаги и повторение — все это часть педагогических принципов Скиннера.
Скиннер надеялся спасти мир от самого себя
Однако у Скиннера были большие устремления к радикальному бихевиоризму. Позже он опубликовал книги, в которых утверждалось, что упор общества на автономию и личную свободу был источником многих его бед. Он утверждал, что научный подход к обществу может устранить войны, преступность, наказания и другие формы социальных раздоров. Управление поведением всего населения может быть достигнуто за счет подкрепления на культурном уровне точно так же, как изменение индивидуального поведения на личном уровне.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Хотя его идеи так и не прижились на уровне управления, они просочились через популярную культуру и стали настолько широко приняты, что большинство людей даже не знают, откуда они взялись. Основы оперантного обусловливания — поощрение желаемого поведения и последовательное наказание за нежелательное поведение — сегодня воспринимаются просто как здравый смысл.