Б скиннер биография – Скиннер, Беррес Фредерик — Википедия

Содержание

Биография Фредерика Скиннера

Фредерик Скиннер – один из самых влиятельных американских психологов в истории, атеист и радикальный бихевиорист. Им была разработана, возможно, главная теория в бихевиоризме – теория оперантного научения. Несмотря на серьёзное развитие психологии с момента формирования основных позиций учения Скиннера, его принципы продолжают эффективно работать в науке. Например, при лечении фобий или при борьбе с различными зависимостями. Скиннер считал, что единственно верным подходом к изучению психологии, был подход, исследующий поведение субъектов (человека, животных и пр.). Поэтому, собственно, он и отрицал существование разума вне телесной оболочки, однако, не отрицал наличие мыслей, которые можно анализировать с помощью тех же принципов, что применяются к анализу внешнего поведения.

Это ошибка считать, что вся суть в том, как сделать человека свободным. Суть в том, чтобы улучшить способ, который позволит его контролировать. Ф. Скиннер

Скиннер: уникальная личность с самого рождения

Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в небольшом городке Саскуэханна, что в штате Филадельфия. Его отец был адвокатом, а мать — сильной духом, интеллигентной домохозяйкой, что и предопределило воспитание ребенка. Фредерик рос в консервативной религиозной среде, где ценились тяжёлый труд и любовь к Богу. С ранних лет Скиннер был активным мальчиком, предпочитал игры на свежем воздухе, любил строить, создавать различные вещи. Он с удовольствием учился, хотя, несмотря на все старания матери и педагогов, так и остался атеистом. Его взросление не обошлось без трагического события: младший брат в возрасте шестнадцати лет скончался от церебральной аневризмы [2].

Фредерик Скиннер заканчивает колледж Гамильтона в Нью-Йорке в 1926 году по специальности «Английская литература». Однако учёба ему не приносила большого удовольствия: он обычно был предоставлен самому себе, так как не любил футбол и спорт в принципе, его не привлекали и вечеринки студенческого братства. Да к тому же правила колледжа обязывали посещать церковь каждый день, что также не радовало будущего психолога. Учась в колледже, он писал для факультетской газеты статьи, в которых часто критиковал колледж, преподавательский состав и администрацию и даже старейшее студенческое братство «Фи Бета Каппа» [2].

Страсть к писательству и приход в психологию

Фредерик Скиннер всегда хотел быть писателем, именно поэтому он предпринимал многочисленные попытки найти себя в писательском ремесле: сочинял как прозу, так и поэзию, отсылал работы в газеты и журналы. После получения диплома он даже соорудил себе студию на чердаке родительского дома, но со временем осознал, что писательство не дает того результата, на который он рассчитывал. Сколько-нибудь значимого успеха добиться не удавалось. «Я понял, что мне нечего рассказать о чём-нибудь важном» [6] — позже говорил он.

Вскоре Скиннер прекратил сотрудничество с газетами, для которых писал статьи о проблемах на рынке трудоустройства и, поселившись в Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке, зажил богемной жизнью. В это же время он начал путешествовать. Быстро пресытившись такой жизнью, Скиннер решает поступить в Гарвард на отделение психологии. Ему всегда нравилось наблюдать за поведением животных и человека, поэтому со специализацией проблем не возникло. Департамент психологии в то время в университете преимущественно был ориентирован на интроспекцию (самонаблюдение), и Ф. Скиннер всё больше и больше стал интересоваться бихевиоризмом.

Образование – это то, что выживает, когда то, что было изучено, забывается. Ф. Скиннер

Исследования Скиннера и его теория

В 1931 году Скиннер заканчивает обучение в Гарварде и получает диплом, он продолжает заниматься исследованиями в университете. Наиболее значительной теорией для психологии бихевиоризма стало разработанное Скиннером учение об оперантном обусловливании или теория оперантного научения. Её возникновение не в последнюю очередь стало возможно благодаря многочисленным опытам с так называемым «ящиком Скиннера». Само приспособление представляло собой прозрачную, небольших размеров коробку со специальной педалью внутри [1]. В коробку помещалась лабораторная крыса, которой предоставлялась полная свобода действий. В результате хаотичных и случайных движений в коробке каждая новая крыса раз за разом непременно задевала педаль. После нажатия на педаль из-за срабатывания специального механизма в коробке появлялась пища. Через несколько случайных нажатий у крысы вырабатывался новый паттерн поведения: когда крыса хотела есть, она нажимала на педаль и появлялась пища. Причём такое поведение формировалось без участия каких-либо дополнительных стимулов.

Скиннер назвал подобные паттерны поведения оперантами, то есть формами поведения, которые представляют собой выработанный механизм: крыса проголодалась – нажала на педаль. При этом положительные последствия такого поведения учёный обозначил как «подкрепления». В ходе многочисленных опытов с различными видами подкреплений Скиннер выяснил, что прослеживается закономерность с оперантами, после которых следуют положительные последствия. Она заключается в том, что такие формы поведения встречаются гораздо чаще других. Получается, что, если крыса «знает», что после нажатия на педаль она получит пищу, то подобное действие она будет повторять чаще других.

Похожее поведение характерно и для голубей, с которыми очень любил экспериментировать Скиннер. Если голубь случайно клюнет в красное пятно, расположенное на полу клетки и получит зёрнышко, то этот оперант (действие с расчётом на успех) будет в будущем повторяться чаще других. Такой же паттерн поведения верен и для человека — если его накормили очень вкусно в одном из ресторанов, то он обязательно туда вернётся, даже если заведение расположено на другом конце города. В некоторых источниках описанную закономерность именуют не иначе как «первый закон оперантного обусловливания». Хотя сам Скиннер назвал его «закон выгоды» [6].

Практическая ценность этого закона не подвергается сомнению. Ведь теперь, если преподавателю или терапевту потребуется коррекция поведения путём формирования новых привычек или новой формы поведения, то достаточно использования положительного подкрепления для «целевого» поведения. Постоянно подкрепляя это поведение, преподаватель добьётся от ученика или терапевт от пациента, что это поведение будет неоднократно повторяться в будущем [3].

Что касается негативных последствий поведения, то здесь Скиннер расходится во мнении со многими другими психологами. Они считают, что, наложив «штраф» на такое поведение, от него можно со временем избавиться вовсе. Но Скиннер говорит о том, что подобный «штраф» ведёт к поиску индивидом других форм поведения, которые могут быть ещё более нежелательными, чем та форма, которая вела к наказанию.

Жизнь после Гарварда

В Гарварде Скиннер задержался для проведения исследований ещё на 5 лет после получения диплома. В 1936 году он покидает альма-матер и переезжает в Миннесоту, где в местном университете получает место преподавателя, эта позиция позволяла ему продолжать исследования в области бихевиоризма. С началом Первой мировой войны у Скиннера появился новый проект: он пытался научить голубей быть гидами во время бомбовых ударов с воздуха. Однако до закрытия проекта добиться поставленной цели ему не удалось. Зато у него получилось научить голубей играть в пинг-понг [6].

В 1945 году он возглавил факультет психологии в университете Индианы. Но, проработав в должности лишь несколько лет, принял предложение Гарвардского университета и вернулся на должность лектора в свою альма-матер. Спустя некоторое время он получил звание профессора, что позволило ему остаться в Гарварде до конца жизни.

Основные работы

Все наработки по теории оперантного научения Скиннер включил в свою первую опубликованную работу «TheBehaviorofOrganisms» («Поведение организмов»). Эта книга многими сравнивалась с работами И. П. Павлова, но если Павлов сосредоточился на реакциях на разнообразные стимулы, то Скиннер на ответных реакциях на окружающую среду.

С появлением собственных детей он всё больше стал интересоваться образованием, что нашло отражение в его книге «TechnologyofTeaching» («Методики преподавания»). Книга была опубликована в 1968 году. Тремя годами позднее была издана его работа «BeyondFreedomandDignity» («По ту сторону свободы и достоинства»). Она серьёзно подверглась критики из-за того, что Скиннер намекал в работе на отсутствие у человека свободной воли и индивидуального сознания. Поэтому позднее ему пришлось для сглаживания возможных ложных интерпретаций опубликовать работу «AboutBehaviorism» («О Бихевиоризме») [6].

Однако помимо основной ранней работы «Поведение организмов» часто имя Скиннера ассоциируют с другим его произведением: «WaldenTwo» («Второй Уолден»). Это художественное произведение, роман, с помощью которого учёный хотел удовлетворить свою извечную потребность в сочинительстве. По сути это роман-утопия. Несмотря на вымышленность сюжета, Скиннер применил при описании событий некоторые положения теории оперантного обусловливания. Люди сообщества, описанного в романе, с детства воспитываются с помощью системы поощрений и наказаний, чтобы, повзрослев, стать хорошими людьми. Что подразумевает полностью равное положение всех индивидов, как по социальному статусу: будь то уборщик или управленец они равны, так и по материальному: как таковая валюта отсутствует, а дневная норма пользования любыми благами общества – 4 кредита, которые зарабатываются согласно плану и распределению управленцев [6].

Роман несколько подорвал репутацию Скиннера как учёного среди некоторых его коллег, другие отмечали его сомнительный упор на научный подход, не учитывающий другие аспекты человеческого существования. Однако известны несколько попыток создать похожее сообщество в современных условиях. Например, сообщество Твин Оакс («TwinOaks»), которое существует и поныне. Впрочем, оно ушло от большинства принципов вымышленного Скиннером общества, но продолжает использовать его идею планирования и кредитов.

Семья в жизни Фредерика Скиннера

Большое значение в научной жизни Скиннера имела его собственная семья. Со своей женой Ивонн Блю он познакомился в период работы в университете Миннесоты. В браке у них родилось две дочери. Вторая дочь четы Скиннеров в младенчестве росла в специальном приспособлении, изобретённом отцом, – в «плексигласовой подогреваемой кроватке с окошком» (Aircrib). На подобный шаг Скиннер решился после просьб жены в период беременности придумать безопасную кроватку для их малыша. Ввиду того, что супруги жили тогда в Миннесоте, отец семейства учитывал как климатические факторы, так и вообще состояние окружающей среды в штате [7].

В инженерном плане кроватка, изобретённая Скиннером, представляла собой большую металлическую кровать с потолком, тремя стенками и плексигласовым стеклом, которое можно было поднять или опустить, если необходимо было забрать или положить ребёнка в кроватку. Родители могли регулировать температуру и влажность с помощью специального прибора, находящегося на верху кроватки. Снизу поступал чистый воздух. Дебора – так звали девочку — два первых года жизни провела в такой кроватке. По всем параметрам она была здорова, а также у неё было вполне счастливое детство и взрослая жизнь [8].

К сожалению, изобретению Скиннера не суждено было стать коммерчески успешным, несмотря на его известность и узнаваемость. Постаралась пресса: после нескольких фотографий его дочери в кроватке у многих людей возникла прямая ассоциация с «Ящиком Скиннера», а также с подкреплениями, рычагами и прочим. К тому же люди очень осторожны, когда речь заходит о технологиях, заменяющих труд любящей матери [5]. Возможно, критика не имела под собой реальных оснований: Дебора Скиннер выросла здоровым и счастливым ребёнком, она не имела проблем с кроваткой и всегда рассказывала о детстве в позитивном ключе [9].

Я не восхищаюсь собою, как человеком. Мои успехи не отвергают мои недостатки. Ф. Скиннер

Последние годы жизни и наследие

В последние годы жизни Скиннер был всё так же активен в научной деятельности, хотя он несколько ушёл от прямых исследований. В нескольких автобиографических работах ученый попытался придать логическую стройность своей прожитой насыщенной жизни и хронологически выстроить важные её вехи. Но изыскания в области бихевиоризма он проводил даже в почтенном возрасте, хотя диагноз «лейкемия» в 1989 году серьёзно ограничил его активность. Борьбу с болезнью он проиграл 18 августа 1990 года, когда в возрасте 86 лет скончался в своём доме в Кембридже, штат Массачусетс.

Основные принципы теории Скиннера продолжают жить, в первую очередь благодаря фонду «B.F. SkinnerFoundation», президентом которого сегодня является его старшая дочь Джулия Скиннер (в замужестве — Варгас). За всю свою жизнь учёный получил более двух десятков званий «Почётная степень» от различных высших учебных заведений США. За несколько дней до своей смерти он получил награду за «Достижения жизни» от Американской ассоциации психологов. Им опубликовано более 20 книг и написано около 180 статей, а современниками он признаётся пионером современного бихевиоризма наряду с Джоном Уотсоном и Иваном Павловым. По мнению многих исследователей, Скиннер является вторым после Зигмунда Фрейда наиболее влиятельным психологом в истории.

Список использованной литературы:
  1. Мельник С.Н., Психология личности, Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2004 г.
  2. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г.
  4. Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. ДжояПалмера, М., «Высшаяшколаэкономики», 2012 г.
  5. Benjamin, L.T., Jr. & Nielson-Gammon, E. (1999). B.F. Skinner and psychotechnology: The case of the heir conditioner. Review of General Psychology, 3, 155-167. doi:10.1037/1089-2680.3.3.155
  6. Bjork, D. W. (1996). B. F. Skinner: A life. Washington, DC: American Psychological Association.
  7. Epstein, R. (1995, November 1). Babies in boxes. Psychology Today. Retrieved from http://psychologytoday.com/articles/pto-19951101-000010.html
  8. Skinner, B. F. (1945). Baby in a box: The mechanical baby-tender. The Ladies Home Journal, 62, 30-31, 135-136, 138.
  9. Skinner-Buzan, D. (2004, March 12). I was not a lab rat. Guardian. Retrieved from http://www.guardian.co.uk/education/2004/mar/12/highereducation.uk

Автор: Иван Михайлов
Психолог, инженер-программист

Текст публикуется в авторской редакции.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Беррес Фредерик Скиннер — Психологос

Беррес Фридерик Скиннер — (1904-1990), американский психолог, лидер современного бихевиоризма.

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кембридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.

www.psychologos.ru

Беррес Фредерик Скиннер — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 04/05/2015

«Последствия поведения определяют вероятность того, что поведение повторится».

В. Ф. Скиннер

Годы жизни: 20 марта 1904 — 18 августа 1990

Беррес Фредерик Скиннер — американский психолог, наиболее известный за свой вклад в развитие бихевиоризма. Свои собственный взгляды Скиннер называл «радикальным бихевиоризмом»; он предположил, что понятие свободы воли — просто иллюзия. Все человеческие действия, по его мнению, были прямым следствием обусловливания.

В процессе оперантного обусловливания хорошие последствия конкретного действия служат подкреплением, а поэтому такое поведение, скорее всего, повторится в будущем. Поведение, которое приводит к негативным последствиям, становится менее вероятным в будущем.

Среди многочисленных открытий, изобретений и достижений Скиннера особенно выделялись камера оперантного обусловливания (коробка Скиннера), его исследование режимов подкрепления, и использование скорости реакций в качестве зависимой переменной, а также создание кумулятивного регистрирующего устройства, отслеживающего эту скорость реакций.

Беррес Скиннер был назван самым влиятельным психологом ХХ века.

Биография Б.Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер родился и вырос в маленьком городке Саскуэханна (Пенсильвания). Его отец был юристом, мать — домохозяйкой; он рос вместе с братом, который был на два года младше его. Позже он описал своё детство в Пенсильвании как «тёплое и стабильное». Мальчиком он мастерил и изобретал вещи, позже это умение пригодилось ему в проведении собственных психологических экспериментов. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 из-за кровоизлияния в мозг.

В средней школе Скиннер начал проявлять интерес к науке после изучения произведений Фрэнсиса Бэкона. Он продолжил образование в колледже Гамильтон и в 1926 году получил степень бакалавра в области английской литературы. После получения степени он решил стать писателем, и следующий период своей жизни позже он назовёт «тёмными годами». За это время он написал всего лишь несколько газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на поддержку и наставничество знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая клерком в книжном магазине, Скиннер случайно натолкнулся на работы И. П. Павлова и Д. Уотсона, что стало поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновлённый этими работами, Скиннер решил отказаться от своей карьеры в качестве писателя и поступил в аспирантуру в Гарвардский университет.

Коробка Скиннера и накопительное регистрирующее устройство

Во время своего пребывания в Гарварде Скиннер заинтересовался изучением человеческого поведения с точки зрения науки. Он разработал то, что позже назвал аппаратом оперантного обусловливания, — «коробку Скиннера». Устройство представляло собой камеру, в которой имелась кнопка или рычаг, животное должно было нажать её/его, чтобы получить пищу, воду или подкрепление какого-либо другого типа.

Именно во время учёбы в Гарварде он изобрел накопительное регистрирующее устройство, которое замеряло реакции и на бумаге фиксировало их в виде линий. Пронализировав эти линии, указывавшие на скорость реакций, Скиннер смог заметить, что скорость реакции зависит от того, что произошло после того, как животное нажало на рычаг. То есть, более высокая скорость реакции следовала за поощрением, а более низкая — за его отсутствием. Устройство позволяло также видеть, как на скорость реакции влиял используемый режим подкрепления.

Используя это устройство, он обнаружил, что поведение не зависит от предшествующего стимула, как считали Уотсон и Павлов. Вместо этого, Скиннер решил, что поведение зависит от того, что происходит после реакции. Он назвал это явление оперантным поведением.

После получения в 1931 году степень доктора философии Скиннер благодаря стипендии продолжил работать в университете в течение следующих пяти лет. В это время он продолжил свои исследования на тему оперантного поведения и оперантного обусловливания. В 1936 году он женился на Ивонн Блю, и у пары появились на свет две дочери, Джули и Дебора.

Обучение голубей

После свадьбы он начал преподавать в Университете Миннесоты. В этот период, а также во время Второй мировой войны Скиннера интересовала возможность помочь военным. Он получил финансирование для проекта, который был нацелен на обучение голубей для доставки бомб, поскольку тогда системы наведения ракет еще не были разработаны.

В так называемом «Проекте «Голубь» голубей помещали в устройстве наведения ракеты и обучали клевать на точки а карте, направляя тем самым ракету к намеченной цели. Проект так и не был реализован, поскольку в то же время полным ходом шла работа над радаром, хотя Скиннер достиг значительного успеха в своей работе с голубями. Проект был, в конечном итоге, закрыт, однако он всё же привёл к некоторым интересным выводам; и Скиннер смог научить голубей играть в пинг-понг.

«Механическая няня» Скиннера

В 1943 году по просьбе своей жены Б.Ф. Скиннер изобрел также «механическую няню». Важно отметить, что это не та самая «коробка Скиннера», которую он использовал в своих экспериментах. Он создал закрытую отапливаемую кроватку с окном из плексигласа в ответ на просьбу жены о более безопасной альтернативе традиционной детской кроватке. Ladies Home Journal опубликовал статью о кроватке с названием «Ребёнок в коробке», поспособствовав распространению неправильного представления о настоящей цели разработки Скиннера.

Этому способствовал и другой случай. В своей книге Лорен Слейтер «Открывая коробку Скиннера: Великие психологические эксперименты ХХ века» (2004) упомянула о пресловутом слухе о том, что «няня» фактически использовалась в качестве экспериментального устройства. Кроме того, по слухам, дочь Скиннера имела проблемы с психикой и в результате покончила жизнь самоубийством. В книге Слейтер отмечалось, что это не более, чем слух, но позже автор одной из рецензий на книгу ошибочно заявил, что книга как раз поддерживает слухи. Это привело к скандалу и череде опровержений.

В 1945 году Скиннер переехал в Блумингтон (штат Индиана) и возглавил кафедру психологии и университет штата Индиана. В 1948 году он перешёл на кафедру психологии при Гарвардском университете, где оставался до конца своей жизни.

Оперантное обусловливание

В процессе оперантного обусловливания, согласно Скиннеру, оперантным называют любое поведение, которое преобразует окружающую среду и приводит к последствиям. Он противопоставлял оперантное поведение (контролируемое нами) респондентному (рефлекторному или автоматическому — например, отдёргиванию пальца при случайном прикосновении к горячей сковороде).

Скиннер определелил подкрепление как событие, усиливающее поведение, которое за ним следует. Он выделил два типа подкрепления — положительное (благоприятный результат, награда или похвала) и отрицательное (неблагоприятный исход). Наказание также может играть важную роль в процессе оперантного обусловливания. Как считает Скиннер, наказание уменьшает или ослабляет последующее проявление поведения. Положительное наказание предполагает неблагоприятный исход (тюрьма, порка, брань), а отрицательное — исключение благоприятного исхода.

Режимы подкрепления

В своем исследовании на тему оперантного обусловливания Скиннер также выделил и описал режимы подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированным интервалом;
  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией.

Обучающие машины Скиннера

Посетив урок математики в школе его дочери в 1953 году, Скиннер стал проявлять интерес к воспитанию и обучению. Он отметил, что ни один из учеников не получал какой-либо непосредственной обратной связи, и не знал о результатах своей деятельности. Некоторые ученики упорно учили, но всё равно не могли решить задачу, другие же справлялись с ней быстро, но на самом деле ничего нового не узнавали. Скиннер решил, что в таких случаях лучше всего было бы использовать устройство, которое помогло бы моделировать поведение ученика, предлагая обратную связь до тех пор, пока желаемый ответ не будет найден.

Он начал разрабатывать обучающую машину, которая предлагала бы немедленную обратную связь после каждой задачи. Тем не менее, самое первое устройство на самом деле не помогало усвоению новых навыков. В конце концов, он смог создать машину, которая обеспечивала обратную связь и предъявление материала в серии небольших шагов, с тем чтобы студенты приобретали новые навыки. Этот процесс получил название программированного обучения.

Позже Скиннер опубликовал свои заметки по обучению и преподаванию под названием «Технология обучения».

Дальнейшая карьера и последние годы жизни

Исследования и публикации Скиннера быстро сделали его одним из лидеров бихевиористской психологии, да и вклад в развитие экспериментальной психологии огромен. Опираясь на свое литературное прошлое, Скиннер часто пользовался литературными приёмами для описания многих из своих теоретических идей.

В своей книге «Вальден Два» (1948) Скиннер описал вымышленное утопическое общество, в котором с применением оперантного обусловливания людей делали идеальными гражданами. В книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) он утверждал, что люди на самом деле не обладают свободой воли. А свою работу «О бихевиоризме» (1971) он написал, чтобы частично развеять многочисленные слухи о его теориях и исследованиях.

В последние годы своей жизни Скиннер продолжал писать о себе и своих теориях. В 1989 году у него была диагностирована лейкемия. Всего за десять дней до смерти он получил награду Американской психологической ассоциации; принимая её, он выступил с 15-ти минутной речью в переполненном зале.

Награды и признание

1966 — премия Э.Л. Торндайка, Американская психологическая ассоциация
1968 — Национальная научная медаль от президента Линдона Б. Джонсона
1971 — золотая медаль Американского психологического фонда
1972 — премия «Человек года»

Теги: биография


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Скиннер, Беррес Фредерик — Википедия. Что такое Скиннер, Беррес Фредерик

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века.

Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.

Его работы из разряда теорий переходят в разряд эмпирически подтвержденных (научно-обоснованных в результате экспериментов). Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ. Поведение можно изучить, предсказать (спрогнозировать) и контролировать посредством управления среды, в которую вовлечен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри самого организма (интрапсихические механизмы которые невозможно выявить в результате объективного эксперимента). Он подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

В 1958 году Американская Психологическая Ассоциация вручила ему премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии». В 1968 году он же получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство США удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский Психологический Фонд представил Б. Ф. Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». Он написал сотни статей и десятки книг, многие из которых стали бестселлерами. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).

Биография

В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.

Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал интервью радио CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Критика

Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной[5].

Награды

Библиография

Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Поведение организмов (Behavior of Organisms: An experimental analysis). New York: Appleton-Century.
  • 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
  • 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
  • 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1971 По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). New York: Knopf.
  • 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
  • 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
  • 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
  • 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
  • 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
  • 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
  • 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.

См. также

Примечания

Литература

  • Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.

Ссылки

wiki.sc

Беррес Фредерик Скиннер — это… Что такое Беррес Фредерик Скиннер?

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Скиннер на обложке журнала Time от 20 сентября 1971

  • Скиннер Б. Ф. Технология поведения / Пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 30—46.

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).


Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
  • 1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
  • 1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
  • 1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
  • 1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
  • 1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Беррес Скиннер — это… Что такое Беррес Скиннер?

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Скиннер на обложке журнала Time от 20 сентября 1971

  • Скиннер Б. Ф. Технология поведения / Пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 30—46.

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).


Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
  • 1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
  • 1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
  • 1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
  • 1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
  • 1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК.. 100 великих психологов

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК.

Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат I Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Он воспитывался в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, где, однако, уделялось большое внимание строгому соблюдению дисциплины. Обший позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив — поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая поступки, которые того заслуживали.

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне  разнообразны. Он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, а однажды даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для того, чтобы аккуратно развешивать собственную пижаму.

Во время учебы в школе Скиннер увлекался литературой. Когда

ему было 14 лет, он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Френсису Бэкону. Помимо этого, Беррес был неплохим музыкантом: он играл на саксофоне в школьном оркестре.

Высшее образование Беррес Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Он специализировался на английском языке и литературе и намеревался в будущем посвятить себя литературному творчеству. Отношения с товарищами по учебе у него не сложились, тем не менее Скиннер нередко участвовал в студенческих проказах, а после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, и в 1926 г. он получил степень бакалавра.

Интерес к психологии у Скиннера пробудился уже после окончания колледжа. В 1928 г. он поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Во время учебы он установил для себя очень строгий режим учебных занятий, так, на внеучебные занятия он отводил 15 мин в сутки. Уже после трех лет такого напряженного труда Скиннер получил докторскую степень и в том же 1931 г. опубликовал свое первое серьезное научное исследование.

Этой публикацией, принесшей ему известность, была небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». В ней Беррес Скиннер выдвинул новую трактовку условного рефлекса. Он понимал его не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.

С 1931 по 1936 г. Скиннер занимался в Гарварде научной работой, сконцентрировавшись на изучении поведения животных. В это время он изобрел экспериментальный ящик, названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским. Находясь в этом ящике, крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получали подкрепление, под которым Скиннер подразумевал любые приятные последствия. Рычаг соединялся с самописцем, регистрирующим движение. Нажим на рычаг рассматривался в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» — очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет Дополнительные устройства позволяли соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.).

Скиннер разграничил два типа условных рефлексов — S и R. К типу S он относил те рефлексы, при которых реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. раздражителя. Поведение, создаваемое таким образом, получило название респондентного. Рефлексы же, зафиксированные в скиннеровском ящике, были отнесены к типу R. Здесь животное сперва производит реакцию, а затем реакция подкрепляется. Такое поведение у Скиннера получило название оперантного В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и S.

Скиннер говорил об ограниченности традиционной поведенческой формулы «стимул-реакция», которая, по его мнению, состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как возможная детерминанта, преобразующая организм. «Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, — писал Скиннер, — «всегда должна учитывать три фактора: событие, по поводу которого происходит реакция, саму реакцию и подкрепляющие последствия». Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондент-ное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и работал там до 1945 г. Здесь он подробно разработал технику «оперантного обусловливания», получившую в Соединенных Штатах Америки широкое применение на практике Ее использовали при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигалась здесь за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.

Осенью 1945 г. он возглавил кафедру психологии в университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 г., после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 г.

В 1948 г. была издана книга Скиннера «Уолден 2», вызвавшая огромное количество споров. В этой социальной утопии Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства В этой книге ясно просматривалась аналогия с «Дивным новым миром» Олдоса Хаксли. На основании этого критика начала упрекать автора чуть ли не в фашизме.

11 ноября 1953 г Скиннер посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь. Это впечатлило его настолько, что он стал пытаться применить свою теорию подкрепления к улучшению преподавания школьных предметов Результатом этой попытки стало проектирование им серии обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. В основу вводился принцип разделения любой учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально.

Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии — предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Самым лучшим способом запечатления этих реакций для него являлись кривые. Так, в работе «Планы подкрепления», выполненной Б. Скин-нером совместно с Ч. Ферстером, изданной в 1957 г., данные о 250 млн реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 ч, были собраны в 921 диаграмму.

В том же 1957 г. Беррес Скиннер выпустил еще одну книгу — «Вербальное поведение». В ней он развивал идею о том, что овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений.

Скиннер скончался 18 августа 1990 г. от лейкемии. Его теория и практические результаты исследований получили широкое применение в педагогике и медицине. Помимо этого, они нашли также воплощение в мире бизнеса. Так, например, в организациях используется практика существования «среды моментального подкрепления» ценных для организации действий. Кроме того, в рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов.

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. В 1972 г. члены Американской психологической ассоциации в списке наиболее выдающихся психологов столетия на первое место поместили Берреса Скиннера.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *