Теория социального научения Альберта Бандуры
Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»
Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»
Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.
Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.
Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.
Основные понятия
Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.
Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность.
Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.Когнитивный акцент
В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.
Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.
К ним относятся:
- Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
- Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
- Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
- Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
- Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.
Изменение поведения
Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.
Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для А. Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.
научение путем наблюдения за другими
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком канадском городке Мундаре. Его отец прокладывал пути для трансканадской железной дороги, а мать работала в местном магазине.
Учился мальчик в единственной в городе школе, в которой все предметы преподавали всего два учителя и ответственность за получение знаний лежала на самих учениках. После школы Бандура поступил в Университет Британской Колумбии; изначально он собирался специализироваться на биологии, но судьба распорядилась иначе.
Прибыв в университет намного раньше, чем начинались его занятия, Альберт, чтобы не тратить время зря, решил записаться на какой-нибудь дополнительный курс и, пролистав каталог, выбрал психологию.
В 1949 году, то есть всего через три года после поступления, Бандура окончил университет с дипломом психолога и продолжил учебу в аспирантуре Университета Айовы, где в 1952 году получил степень доктора философии. После этого ему предложили работу в Стэнфордском университете, где он преподает по сей день.
Больше всего Альберт Бандура известен своей теорией социального научения, которая убедительно продемонстрировала, что поведением человека управляют не только вознаграждение и подкрепление, как утверждали бихевиористы. Психолог предложил альтернативный, более детализированный взгляд на социальные факторы, влияющие на поведение, приобретенное в результате научения. Это более современный подход, у которого и сегодня множество сторонников.
Теория социального научения
Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.
Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.
С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:
1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.
Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).
2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.
Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.
3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.
Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения.
- Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.
- Сохранение. Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.
- Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.
- Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.
Эксперимент с куклой Бобо
Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
Ход эксперимента
1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.
2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.
3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.
4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.
5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.
6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.
Результаты эксперимента
В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.
Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.
Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.
Теория самоэффективности в психологии: определение и примеры
Основные выводы
- Психолог Альберт Бандура определил самоэффективность как веру людей в свою способность контролировать свои действия и события, влияющие на их жизнь.
- Чувство собственной эффективности может обеспечить основу для мотивации, благополучия и личных достижений.
- Вера людей в свою эффективность развивается благодаря четырем основным источникам влияния, включая (i) опыт мастерства, (ii) замещающий опыт, (iii) социальное убеждение и (iv) эмоциональные состояния.
- Высокая самоэффективность имеет множество преимуществ в повседневной жизни, таких как устойчивость к невзгодам и стрессу, привычки здорового образа жизни, повышение производительности сотрудников и успеваемость.
Термин «самоэффективность» был впервые введен психологом Альбертом Бандурой (1977), канадско-американским психологом и профессором Стэнфордского университета.
Первоначально он предложил эту концепцию, по его собственным словам, как личное суждение о том, «насколько хорошо человек может выполнять действия, необходимые для решения предполагаемых ситуаций».
Самоэффективность — это особый набор убеждений человека, который определяет, насколько хорошо он может выполнить план действий в предполагаемых ситуациях (Bandura, 1977). Проще говоря, самоэффективность — это вера человека в свою способность добиться успеха в конкретной ситуации.
Бандура была ответственна за раскрытие этого термина, но психологи изучали самоэффективность с нескольких точек зрения.
Чтобы привести пример с другой точки зрения, Кэти Колбе, педагог и автор бестселлеров, считает, что вера в собственные способности может иметь жизненно важное значение для измерения когнитивной силы (2009 г.).).
Она считает, что самоэффективность также включает в себя решимость и настойчивость, поскольку это помогает преодолевать препятствия, которые мешают использовать эти врожденные способности для достижения целей.
Содержание
Как развивается самоэффективность?
Источник: Университет штата Пенсильвания
Альберт Бандура (1977) утверждает, что люди развивают свои убеждения в самоэффективности, интерпретируя информацию из четырех основных источников влияния.
1. Опыт мастерства (результаты исполнения)
Наиболее влиятельным источником является интерпретация результата предыдущего исполнения или опыта мастерства.
Когда речь идет об опыте мастерства, это относится к опыту, который человек получает, когда принимает новый вызов и успешно справляется с ним.
«Опыт мастерства — самый влиятельный источник информации об эффективности, потому что он дает самые достоверные доказательства того, можно ли собрать все необходимое для достижения успеха. Успех укрепляет веру в собственную эффективность. Неудачи подрывают его, особенно если неудачи происходят до того, как прочно установится ощущение эффективности» (Бандура, 19 лет).97).
Одним из наиболее проверенных способов овладеть новым навыком или улучшить свои результаты в данной деятельности является практика.
Как можно быть уверенным, что практика и приобретение новых навыков принесут в основном положительный опыт? В большинстве случаев отчасти причина того, что это работает так хорошо, заключается в том, что люди — неосознанно на протяжении всего этого процесса — учат себя тому, что они способны приобретать новые навыки.
Этот позитивный образ мышления — вера в то, что человек способен выполнить поставленные перед собой задачи — является благом, потому что часть борьбы за улучшение чего-либо или изучение чего-то нового заключается в том, чтобы убедиться, что человек верит, что он способен выполнить выполнить указанную задачу успешно.
2. Замещающий опыт (социальные ролевые модели)
Вторым важным источником самоэффективности является замещающий опыт, обеспечиваемый социальными моделями.
Бандура (1977) утверждает, что «Наблюдение за тем, как люди, похожие на вас, добиваются успеха благодаря постоянным усилиям, вызывает у наблюдателей» убеждение, что они тоже обладают способностями овладеть сопоставимыми видами деятельности для достижения успеха.
Вспомогательный опыт включает в себя наблюдение за другими людьми, успешно выполняющими задание.
Когда в жизни человека есть положительные образцы для подражания (особенно те, кто демонстрирует здоровый уровень самоэффективности), он с большей вероятностью усвоит хотя бы несколько из этих положительных убеждений о себе.
К социальным образцам для подражания относятся старшие братья и сестры, старшие друзья, вожатые лагеря, родители, тети и дяди, бабушки и дедушки, учителя, тренеры и работодатели.
3. Социальное убеждение
Получение положительной устной обратной связи при выполнении сложной задачи убеждает человека поверить в то, что у него есть навыки и способности для достижения успеха.
Самоэффективность — это влияние поощрения и разочарования в отношении результатов или способностей человека (Redmond, 2010)
Например, если кто-то говорит ученику начальной школы, что он способен достичь величия и должны стремиться добиться всего, чего душе угодно, — так выглядит словесное убеждение в действии.
Вербальное убеждение работает в любом возрасте, но чем раньше оно применяется, тем больше вероятность того, что оно будет способствовать развитию самоэффективности.
4. Эмоциональные и физиологические состояния
Эмоциональное, физическое и психологическое благополучие человека может влиять на то, как он относится к своим способностям в конкретной ситуации.
Например, если вы боретесь с депрессией или беспокойством, вам может быть труднее поддерживать здоровый уровень благополучия. Разве невозможно добиться самоэффективности, страдая от некоторых из этих трудностей? Конечно, нет, но повысить собственную эффективность гораздо легче, когда человек чувствует себя здоровым и хорошо себя чувствует (Бандура, 19 лет).82).
Однако Бандура (1977) утверждает, что «важна не сама интенсивность эмоциональных и физических реакций, а то, как они воспринимаются и интерпретируются. Люди с высоким чувством эффективности, скорее всего, рассматривают свое состояние аффективного возбуждения как стимулирующий фактор, в то время как те, кого одолевают сомнения в себе, рассматривают свое возбуждение как истощающее.
Таким образом, научившись справляться с тревогой и улучшая настроение в трудных ситуациях, люди могут улучшить чувство собственной эффективности.
Бандура была не единственным психологом, занимавшимся исследованием самоэффективности. Одним из примеров другого влиятельного исследователя самоэффективности является Джеймс Мэддакс, который на самом деле несет ответственность за предположение о существовании пятого основного источника самоэффективности: воображаемого опыта или визуализации (Maddux and Meier, 1995).
Воображаемый опыт/визуализация
Джеймс Мэддукс (2013) предложил пятый путь к самоэффективности через «воображаемый опыт», искусство визуализации себя, ведущего себя эффективно или успешно в данной ситуации».
Воображаемый опыт (или визуализация) — это попытка человека изобразить свои цели как достижимые.
Это как в старой поговорке: «Это так близко, что вы почти можете попробовать это на вкус» — визуализация заключается в том, чтобы поставить себя (в своей голове) в положение полюса, чтобы быть способным достичь всего, что вы задумали.
С помощью этого метода, чтобы повысить собственную эффективность или самоэффективность ребенка, необходимо сосредоточиться на рисовании картины, чтобы успех казался наиболее вероятным результатом (Maddux and Meier, 1995).
Маддакс (Maddux, 1995) предположил, что изображая себя или других в выгодном положении, уровень самоэффективности у этих людей повысится, учитывая, что теперь они более восприимчивы — после изображения себя на финише — к вере в себя.
Развитие самоэффективности
«Убеждения людей о своих способностях оказывают глубокое влияние на эти способности. Способность не является фиксированным свойством; существует огромная вариативность в том, как вы работаете. Люди, у которых есть чувство собственной эффективности, оправляются от неудачи; они подходят к вещам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что может пойти не так» (Бандура, 19 лет).77б).
Акцент на моделировании сверстников
Учиться на примерах окружающих можно в любом возрасте (подумайте, как учитель является образцом для подражания для ученика, но точно так же работодатель является образцом для работника).
Эта концепция моделирования сверстников, хотя ее можно применять к любому возрасту, конечно, особенно актуальна для детей на ранней стороне спектра и наиболее эффективна, когда непосредственные сверстники ребенка (братья, сестры, родители, учителя) , друзья) подали пример (Бандура, 1988).
Проще говоря, моделирование сверстников – это когда ребенок или взрослый демонстрирует хорошее социальное поведение и заинтересован в передаче тех же ценностей новому человеку.
Возьмем, к примеру, рабочую обстановку: один сотрудник занимает центральное место в течение недели и демонстрирует как деловую смекалку, так и хорошее социальное поведение.
Этот сотрудник будет примером для остальных сотрудников компании — они захотят научиться действовать и вести себя соответствующим образом, особенно если это хорошее поведение помогло им добиться большего успеха или получить больше похвалы от начальника .
Запросить обратную связь
Проблема с пониманием обратной связи заключается в том, что некоторые люди склонны полагать, что отсутствие обратной связи равнозначно тому, что им говорят, что они хорошо выполняют свою работу (отсюда распространенная фраза: «Отсутствие обратной связи — это отличная обратная связь»).
Когда все делается с правильными намерениями и правильным образом, обратная связь может стать одним из наиболее важных источников повышения уровня самоэффективности.
Как сотрудники, так и студенты хотят знать, как у них дела. Чтобы обратная связь работала положительно, обратная связь должна предоставляться кратко и часто.
Без частой обратной связи человек может запутаться в том, следует ли ему продолжать делать то, что он делает, а без краткой обратной связи человек не поймет, что именно он должен исправить в себе.
Самоэффективность и последующее выполнение задач улучшаются после получения более подробной и подробной обратной связи о производительности (Beattie, Woodman, Fakehy, Dempsey, 2015).
Поощрение участия
Участие, как правило, имеет важное значение в любой рабочей среде — оно побуждает человека быть активным и заинтересованным, а это замечательные качества человека, которые обычно влияют на его уровень самоэффективности.
Участие особенно важно в раннем возрасте – те учащиеся, которые занимаются в классе, не только более активны в своем обучении, но и, вероятно, усваивают больше информации по материалу. Активное участие в занятиях также связано с наличием навыков критического мышления и мышления более высокого уровня.
Участие также является неотъемлемым качеством модели «равный-равному» — это человек, который ранее занимался активным обучением и может аналогичным образом учить других.
Уровень мышления, связанный с деятельностью, требующей участия, выходит за рамки простого понимания текста — он вовлекает как инициатора, так и аудиторию. Что еще более важно, участие помогает однокурсникам учиться друг у друга — и люди склонны повышать уровень своей самоэффективности в зависимости от того, как ведут себя самые близкие им люди.
Позвольте людям делать свой собственный выбор
Когда мы говорим о важности предоставления людям возможности делать свой собственный выбор, обычно на ум приходит термин самоотчетность.
Независимо от того, положительный или отрицательный исход – принятие собственных решений позволяет чувствовать себя ответственным (из-за вашей хитрости или из-за вашей небрежности, человек сам несет ответственность за то, если исход оказался в вашу пользу или против ты).
Еще одна важная причина, по которой следует подчеркивать самоотчетность – принятие собственных решений и решений позволяет совершать собственные ошибки и, самое главное, дает возможность учиться на них.
Совет — это не то же самое, что команда — человек может что-то посоветовать, но человек сам несет ответственность за то, чтобы делать с этой информацией все, что ему вздумается.
Вот почему однорангового узла, хотя и очень полезного, недостаточно; человек должен понимать, что в конце концов — если он хочет кого-то смоделировать — единственный человек, способный действовать, — это он сам.
Применение самоэффективности
Высокая самоэффективность связана с многочисленными преимуществами в повседневной жизни, такими как устойчивость к невзгодам и стрессу, привычки здорового образа жизни, повышение производительности сотрудников и успеваемость.
Здоровые привычки
По мнению психологов в области здравоохранения (Bandura, 1988), люди более склонны к здоровому поведению, если они уверены в своих способностях успешно выполнять это поведение.
Приведем один пример: более высокий уровень самоэффективности может помочь человеку придерживаться режима упражнений. Это имеет тенденцию быть положительным с нескольких сторон — цель завершения тренировки достигнута благодаря более высокому уровню самоэффективности, а завершенная программа упражнений помогает вашему физическому и психическому благополучию.
Самоэффективность также является фактором, который помогает людям вести здоровый образ жизни, например придерживаться здорового питания или бросить курить. Психологи в области здравоохранения считают, что самоэффективность можно применять способами, способствующими здоровому образу жизни.
Успехи в учебе
Март ван Динтер (2011) и ряд его коллег провели исследование связи между образованием и самоэффективностью. В их выводах говорится, что самоэффективность связана с такими факторами, как стратегии, которые используют учащиеся, цели, которые учащиеся ставят перед собой, и их академические достижения.
Другими словами, более высокий уровень самоэффективности связан с тем, что люди во всем мире в большинстве своем считают здоровыми привычками студенческой жизни. Это означает, что люди с более высоким уровнем самоэффективности могут лучше учиться в школе и быть более организованными.
Лечение фобий
Бандура (1982) предположил, что самоэффективность может быть эффективно использована для лечения фобий. Он хотел проверить это, проведя эксперимент.
Он начал с двух групп: одна группа будет напрямую взаимодействовать со своей фобией (в данном случае со змеями), а члены второй группы будут наблюдать, как кто-то участвует в действиях, связанных с их фобией.
Цель состояла в том, чтобы оценить, какая группа — после различных подходов к фобии — все еще будет больше бояться змей. По результатам эксперимента участники, непосредственно взаимодействовавшие со змеей, показали более высокую самоэффективность и меньшее избегание.
Это говорит о том, что личный опыт более эффективен, чем наблюдение, когда речь идет о развитии самоэффективности и противостоянии нашим страхам.
Как измеряется самоэффективность?
Общая шкала самоэффективности (GSE) была разработана Матиасом Иерусалимом и Ральфом Шварцером. Шкала состоит всего из 8 пунктов, оцениваемых по шкале от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен).
- «Я смогу достичь большинства целей, которые поставил перед собой»
- «Сталкиваясь с трудными задачами, я уверен, что выполню их»
- «В целом я думаю, что могу получить важные для меня результаты»
- «Я считаю, что могу преуспеть в любом начинании, которое захочу»
- «Я смогу успешно преодолеть многие трудности»
- «Я уверен, что могу эффективно выполнять множество различных задач»
- «По сравнению с другими людьми, я очень хорошо справляюсь с большинством задач»
- «Даже когда дела идут плохо, я могу работать достаточно хорошо».
Затем подсчитываются баллы, взяв среднее значение всех восьми ответов (соответственно, они будут варьироваться от 1 до 5).
Тест должен работать таким образом, что чем выше результат, тем выше уровень самоэффективности у указанного человека.
Самоэффективность и связанные с ней идеи
Самоуважение и самоэффективность
Самоуважение — это чувство собственного достоинства, а самоэффективность — это восприятие собственной способности достичь цели.
В качестве примера предположим, что у нас есть человек, который ужасно наездник. Что касается верховой езды, этот человек, вероятно, будет демонстрировать низкий уровень самоэффективности, учитывая, что он сам считает себя ужасным в верховой езде.
Самооценка этого человека, однако, вероятно, не пострадает, если человек не полагается на верховую езду для определения самооценки (и, учитывая, насколько эта деятельность выходит за рамки, очень маловероятно, что это так). ).
И наоборот, предположим, что человек на самом деле очень опытен в верховой езде, но этот человек установил такой высокий стандарт и в достаточной степени основывает свою самооценку на этом конкретном навыке, что его самооценка на самом деле довольно низкая. В любом случае оба примера иллюстрируют, как на самом деле связаны самооценка и самоэффективность, но это не одно и то же.
Уверенность и самоэффективность
Когда Бандура впервые начала исследовать самоэффективность (1977), он хотел продемонстрировать, что концепция самоэффективности нуждается в отдельном определении от более разговорного термина, такого как «уверенность».
Почему это произошло? Проблема с таким термином, как «уверенность» и почему он не может означать то же самое, что и самоэффективность, заключается в том, что уверенность — это неспецифический термин, который относится к силе убеждения, но не обязательно указывает, что такое уверенность.
Например, человек может быть уверен в своей врожденной способности все испортить. Восприятие самоэффективности отличается — оно относится к вере в собственные возможности и в то, что можно достичь заданного уровня достижений.
Следовательно, причина, по которой нельзя использовать уверенность в том же ключе, что и термин самоэффективность, заключается в том, что уверенность (в отличие от самоэффективности) не включает в себя как подтверждение уровня способностей, так и силу этой веры.
Мотивация и самоэффективность
Мотивация основана на желании человека достичь определенной цели, в то время как самоэффективность основана на вере человека в собственную способность достичь указанной цели.
Хотя в большинстве случаев одни и те же люди с высокой самоэффективностью часто имеют высокую мотивацию и наоборот, важно понимать, что это не просто предрешенный вывод.
Думайте о мотивации как о том, что заставляет человека вставать с постели, а о самоэффективности — как о собственном восприятии веры в то, что у него есть необходимые силы, чтобы встать с постели — эти два термина идут рука об руку, но, безусловно, не взаимозаменяемы.
Конечно, с логической точки зрения остается верным, что когда человек поддерживает или повышает уровень своей самоэффективности, это обычно повышает его мотивацию для продолжения обучения и достижения прогресса.
Эти отношения могут быть двусторонними; Возьмем, к примеру, человека, который мотивирован учиться и добиваться успеха. Когда человек сильно мотивирован на успех, в большинстве случаев это означает, что он с большей вероятностью достигнет любых целей, которые поставил перед собой, что способствует повышению уровня его самоэффективности.
Учебная деятельность
Разработайте меру самоэффективности для любого поведения, связанного со здоровьем, чтобы избежать смешения самоэффективности с соответствующими понятиями, такими как уверенность или мотивация.
Поведение, связанное со здоровьем, включает:
- Отказ от курения
- Употребление алкоголя
- Еда
- Обезболивающее
- Упражнение
Разработайте программу вмешательства, которая повысит самоэффективность поведения, связанного со здоровьем, и план исследования для измерения изменений самоэффективности.
Ссылки
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: на пути к объединяющей теории поведенческих изменений. Психологический обзор . 84 (2): 191–215.
Бандура, Альберт (1977), Теория социального обучения Том. 1). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Бандура, А. (1997b). Самоэффективность: осуществление контроля . Нью-Йорк: Фриман.
Бандура, Альберт (1982). Механизм самоэффективности в человеческой деятельности. Американский психолог. 37 (2): 122–147.
Бандура, А. (1988). Организационное применение социальной когнитивной теории. Австралийский журнал менеджмента. 13 (2): 275–302.
Битти С., Вудман Т., Факехи М. и Демпси К. (2016). Роль обратной связи по производительности в отношениях самоэффективности и производительности. Спорт, физические упражнения и психология работоспособности, 5 (1), 1.
Динтер, М.В., Дочи, Ф., и Сегерс, М.С. (2011). Факторы, влияющие на самоэффективность студентов в высшем образовании. Educational Research Review, 6 , 95-108.
Гаумер Эриксон, А.С., Соукуп, Дж.Х., Нунан, П.М., и МакГурн, Л. (2016). Опросник самоэффективности. Лоуренс, Канзас: Канзасский университет. Центр исследований в области обучения .
Кольбе, Кэти (2009) «Самоэффективность возникает в результате осуществления контроля над личными волевыми силами», Мудрость веков.
Мэддакс, Дж. Э. (ред.). (2013). Самоэффективность, адаптация и приспособление: теория, исследования и применение . Springer Science & Business Media.
Мэддакс, Дж. Э., и Мейер, Л. Дж. (1995). Самоэффективность и депрессия. Самоэффективность, адаптация и корректировка (стр. 143-169).). Спрингер, Бостон, Массачусетс.
Редмонд, Б.Ф. (2010). Теория самоэффективности: думаю ли я, что смогу преуспеть в своей работе? Отношение к работе
и Мотивация . Пенсильвания: Государственный университет, Всемирный кампус.
Шварцер Р. и Иерусалим М. (1995). Обобщенная шкала самоэффективности. Меры в психологии здоровья: портфолио пользователя. Причинно-следственные убеждения, 1 (1), 35–37.
Дополнительная литература
- Бандура: самоэффективность
- Общая шкала самоэффективности (GSF)
- Социальная когнитивная теория: агентная перспектива
- Укрепление здоровья социально-познавательными средствами
- Восприятие поведенческого контроля, самоэффективность, локус контроля и теория запланированного поведения
- Восприятие самоэффективности в когнитивном развитии и функционировании
- Самоэффективность: теоретический анализ ее детерминант и гибкости
- Самоэффективность и производительность, связанная с работой: метаанализ
- Самоэффективность: важный мотив для обучения
- Самоэффективность и этапы изменения поведения при физических нагрузках
Что такое теория социального обучения Бандуры? 3 Примеры
Теория социального научения Альберта Бандуры (SLT) предполагает, что мы учимся социальному поведению, наблюдая и подражая поведению других.
Бандура понял, что одно только прямое подкрепление не может объяснить все типы обучения, поэтому он добавил в свою теорию социальный элемент, утверждая, что люди учатся, наблюдая за другими (Nabavi, 2012).
Его теория считается связующим звеном между бихевиористской и когнитивной теориями обучения, включая внимание, память и мотивационные процессы (Muro & Jeffrey, 2008)
SLT утверждает, что в ответ на наблюдение, имитация и моделирование может происходить обучение даже без изменения поведения (Бандура, 1965).
Эта статья знакомит с теорией социального обучения Бандуры и исследует ключевые концепции, примеры из реальной жизни и некоторые увлекательные эксперименты.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое теория социального обучения Бандуры?
- Этапы теории: схема
- 10 ключевых концепций психологии
- 3 примера из реальной жизни
- Увлекательные эксперименты и исследования
- 10 сильных и слабых сторон теории
- Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое теория социального обучения Бандуры?
Чтобы понять теорию Бандуры, давайте сначала посмотрим на создателя.
Кто такой Альберт Бандура?
Альберт Бандура, родившийся в 1925 году в Альберте, Канада, заинтересовался психологией во время изучения биологических наук в Университете Британской Колумбии (Nabavi, 2012).
Получив степень по психологии, Бандура продолжил учебу и в 1952 году получил степень доктора клинической психологии в Университете Айовы. В 1919 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. 74 и награжден выдающимся вкладом в психологию в 2004 году (Nabavi, 2012).
В 1960-х годах Бандура стал известен своей теорией социального обучения (SLT). Его подход признавал подкрепление и важность наблюдения, моделирования и имитации эмоциональных реакций, отношений и поведения других в обучении (Bandura, 1977a).
В 1986 году SLT превратилась в социальную когнитивную теорию, включающую идею о том, что обучение происходит в социальном контексте, «при динамическом и взаимном взаимодействии человека, окружающей среды и поведения», а также в когнитивном контексте, учитывающем прошлое. опыт, который формирует вовлеченность в поведение (LaMorte, 2019).).
Благодаря своим постоянным исследованиям Бандура стал известен среди ученых как отец когнитивной теории (Nabavi, 2012).
Что такое теория социального обучения?
Обучение – это взаимодействие с окружающей средой и внесение постоянных изменений в знания или поведение, которые улучшают работу человека (Дрисколл, 1994).
Согласно SLT Бандуры, мы учимся, взаимодействуя с другими людьми в социальном контексте. Мы наблюдаем, ассимилируем и имитируем поведение других, когда становимся свидетелями положительного или полезного опыта (Nabavi, 2012).
Бандура (1977a) согласился с бихевиористскими теориями обучения классического обусловливания и оперантного обусловливания, но, что очень важно, добавил следующее:
- Между стимулами и реакцией происходят опосредующие процессы.
- Поведение изучается через наблюдение за окружающей средой.
В результате сочетание экологических и когнитивных факторов влияет на обучение и поведение человека.
SLT утверждает, что мы приобретаем поведение посредством комбинации подкрепления и имитации, где «имитация — это воспроизведение обучения через наблюдение» (Gross, 2020, стр. 489).).
Этапы теории: диаграмма
Теория социального обучения Бандуры обеспечивает полезную основу для понимания того, как человек учится посредством наблюдения и моделирования (Horsburgh & Ippolito, 2018).
Когнитивные процессы занимают центральное место, поскольку учащиеся должны осмыслить и усвоить то, что они видят, чтобы воспроизвести поведение. Психологическая обработка необходима для сопоставления познания и поведения между наблюдением и исполнением (Horsburgh & Ippolito, 2018).
На следующей диаграмме представлены три взаимосвязанные основные темы SLT: экологические, личностные и поведенческие факторы (с изменениями из Bandura, 1977b).
Обработка SLT
SLT предполагает, что мы учимся друг у друга на протяжении всей нашей жизни с помощью следующих процессов (Nabavi, 2012):
- Наблюдение
Мы наблюдаем за поведением других людей. - Имитация
Следуя наблюдению, мы усваиваем наблюдаемое поведение и имитируем его. - Моделирование
Мы с большей вероятностью имитируем поведение, моделируемое людьми, которых мы считаем похожими на нас.
В то время как бихевиористы утверждают, что обучение должно приводить к постоянному изменению поведения, теоретики социального обучения продемонстрировали важность познания, признав, что обучение может происходить в отсутствие поведения (Bandura, 1965).
Поведение, усвоенное посредством моделирования
Бандура предположил, что моделирование или обучение состоит из четырех опосредованных процессов или условий, которые должны быть выполнены (Horsburgh & Ippolito, 2018; Nabavi, 2012):
- Внимание
Надо обратить внимание на модель. Наше внимание усиливается, когда поведение более яркое, необычное или престижное, а модель больше похожа на нас самих. - Удержание
Мы должны быть в состоянии запомнить наблюдаемое поведение; это может быть увеличено с помощью репетиции . - Воспроизведение
Мы должны быть способны воспроизвести только что наблюдаемое поведение. Обратите внимание, что новичок может быть не готов к воспроизведению действия с точки зрения развития. - Мотивация
Мы должны быть мотивированы, чтобы продемонстрировать то, чему мы научились. На это может влиять как подкрепление, так и наказание.
На следующей диаграмме показаны этапы процесса моделирования (с изменениями из Nabavi, 2012 г. ):
В исследовании 2018 г. с использованием SLT для изучения обучения на ролевых моделях учащиеся подтвердили описанные выше процессы, описав, как они «выборочно и сознательное внимание, использование стратегий удержания, воспроизведение наблюдаемого поведения и мотивация к подражанию» (Horsburgh & Ippolito, 2018, стр. 1).
10 Ключевые концепции психологии
Интерпретация теории социального обучения зависит от следующих ключевых концепций.
Основополагающие понятия SLT
Хотя существует несколько понятий, имеющих решающее значение для нашего понимания SLT, основополагающими являются следующие (Nabavi, 2012; Introduction, 2020):
- Люди учатся через наблюдение.
- Поощрение и наказание косвенно влияют на поведение и обучение.
- Когнитивные факторы влияют на то, приобретается ли поведение.
- Обучение включает в себя моделирование, но не требует изменения поведения.
Поощрение и наказание
Как поощрение, так и наказание являются важными факторами мотивации наблюдателя к воспроизведению увиденного поведения (Nabavi, 2012):
- Оба фактора косвенно влияют на обучение (но не являются единственной причиной).
- Оба фактора влияют на то, в какой степени наблюдатель демонстрирует усвоенное поведение.
- Ожидание подкрепления влияет на когнитивные процессы, такие как внимание и обучение.
Моделирование и образцы для подражания
SLT демонстрирует, что люди учатся и имитируют поведение, наблюдаемое у других людей. Наблюдаемые люди называются моделями , а процесс обучения описывается как моделирование .
Бандура определил три основных типа моделей, участвующих в обучении под наблюдением (Nabavi, 2012):
- Живая модель
Наблюдается, как человек отыгрывает или демонстрирует поведение. - Устная инструкция модель
Поведение объяснено или описано. - Символическая модель
Реальный или вымышленный персонаж демонстрирует поведение в Интернете, на телевидении, в книге и т. д.
Преподаватель, который посещает учебный курс и получает удовольствие от него, может подражать и моделировать технику и стиль преподавателя, чтобы улучшить свои методы преподавания и вовлеченность студентов. Подобное моделирование происходит, когда дети смотрят, как родители читают, ученики видят, как решаются математические задачи, а прохожие становятся свидетелями храбрости (Бандура, 19 лет).86, 2006).
3 примера из реальной жизни
Давайте посмотрим на применение SLT в реальной жизни.
Криминология и агрессия
Согласно SLT, «агрессивному поведению обучаются посредством подкрепления и имитации агрессивных моделей » (Gross, 2020, стр. 489).
Бандура показал, что агрессивные тенденции, особенно у детей, косвенно подкрепляются видением того, как другие получают вознаграждение за их агрессивное поведение или извлекают из него выгоду.
Учатся ли агрессивному поведению насилие на телевидении и в фильмах? Это зависит от восприятия зрителей, включая такие факторы, как (Gross, 2020):
- Реалистична ли сцена жестокости? Насилие в новостях и документальных программах обычно вызывает большее огорчение.
- Насилие оправдано или вознаграждено?
- Отождествляет ли зритель себя с персонажами?
- Есть ли графическое и реалистичное изображение боли и страданий жертвы?
SLT также полезен для понимания криминального и девиантного поведения. Обзор существующих исследований показал, что SLT может понимать события как на микро-, так и на макроуровне, учитывая временной и экологический контекст (Akers & Jensen, 2006).
Теория социального обучения в социальной работе
SLT имеет значение для социальной работы. Действительно, «моделирование рассматривается как один из ключевых факторов развития просоциального поведения» и происходит в семье, на работе и в образовании (Davies, 2013, стр. 74).
Теория может помочь социальным работникам лучше понять, как развилось конкретное поведение и как вмешаться, чтобы действовать как образец для подражания или поощрять других.
Обучение навыкам
Обучение на ролевых моделях является широко распространенным методом обучения, однако в образовании этот термин остается расплывчатым и непоследовательно используемым (Horsburgh & Ippolito, 2018, стр. 1).
В исследовании 2018 года изучалось влияние ролевого моделирования на преподавание и обучение студентов-медиков (Horsburgh & Ippolito, 2018). Студенты сообщили, что обучение на примерах для подражания было «сложным и случайным», и исследование признало, что процесс обучения на образцах для подражания был сложным, но ему могли помочь (Horsburgh & Ippolito, 2018):
- Обеспечение близости и неоднократное наблюдение за действиями ролевых моделей и их поведением
- Предоставление информации о скрытых мыслительных процессах, стоящих за наблюдаемым поведением
- Предоставление возможности воспроизводить и практиковать поведение, сопровождаемое рефлексией
Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Увлекательные эксперименты и исследования
SLT изучался в ходе нескольких увлекательных и запоминающихся исследований, в том числе:
Эксперимент с куклой Бобо
В 1973 году Бандура решил понять роль моделирования в обучении и агрессии. Чтобы проверить гипотезу о том, что подражание играет большую роль в поведении, он создал ситуации, в которых дети в возрасте от трех до пяти лет наблюдали, как взрослые агрессивно вели себя по отношению к большой пластиковой кукле, известной как кукла «Бобо» (Davies, 2013; Gross, 2020). .
Когда детям разрешали самим играть с куклой, они проявляли агрессию в такой степени, которая соответствовала сцене, свидетелями которой они были.
Впоследствии, когда исследователи убирали игрушки, они наблюдали за степенью агрессии фрустрированных детей. Бандура обнаружил, что дети, которые ранее были свидетелями агрессивного поведения, с большей вероятностью проявят его сами.
Однако Бандура определил, что приобретение агрессивного поведения не обязательно означает, что ребенок будет имитировать то, что он видел (Gross, 2020).
Теория социального обучения: эксперименты Bandura’s Bobo Beatdown
Введение ТВ
«Естественные эксперименты позволяют исследователю использовать случайные и естественные события» (Гросс, 2020, стр. 491).
В двух хорошо известных исследованиях изучалось внедрение телевидения в сообщества, где его раньше не было (Williams, 1986; Charlton & Hannan, 2005).
После появления телевидения на острове Св. Елены, отдаленном острове в южной части Атлантического океана, Чарлтон и Ханнан (2005) не обнаружили заметной разницы в поведении детей. Тем не менее, исследование пришло к выводу, что могли помочь смягчающие социальные факторы, в том числе принадлежность к небольшой популяции, где все знают друг друга, а родители сохраняют высокую степень контроля над поведением своих детей.
Контекстные и культурные факторы могут смягчить подверженность насилию или агрессивному поведению в СМИ (Gross, 2020).
Содействие позитивному воспитанию детей
Видео-обратная связь успешно использовалась в качестве вмешательства теории социального обучения для пропаганды позитивного воспитания детей. В исследовании 2017 года родители, получившие полезную обратную связь, стали лучшими образцами для подражания, улучшилась привязанность между детьми и родителями, а у детей уменьшилось количество поведенческих проблем (Juffer, Bakermans-Kranenburg, & van IJzendoorn, 2017).
Сочетание биологической точки зрения с SLT
Недавнее исследование объединило новые данные о биологических факторах риска с основными теориями социального обучения преступному поведению (Fox, 2017).
«Хотя обучение явно имеет социальное происхождение среди сверстников и формирование условий в обществе, это также биохимический процесс» (Fox, 2017, стр. 25). Исследования, хотя и продолжаются, показывают, что «многие биологические факторы влияют на наше обучение и, следовательно, на наше поведение» (Fox, 2017, стр. 28).
Лучшее понимание таких основных факторов, включая восприятие, кодирование и подкрепление, может объяснить, почему некоторые люди с большей вероятностью учатся на антиобщественном поведении сверстников.
10 Сильные и слабые стороны теории
SLT Бандуры оказал глубокое влияние на теорию обучения и психологию в целом.
Как и у всех психологических теорий, у нее есть сильные и слабые стороны, и исследования постоянно пополняют наши знания (Introduction, 2020; Wortley, 2008).
Сильные стороны SLT
- SLT невероятно гибко объясняет различные способы поведения и обучения человека. Изменение окружающей среды может привести к изменению поведения.
- SLT объясняет, что обучение может происходить различными способами, включая наблюдение и непосредственный практический опыт.
- SLT применялся во многих условиях, которые последовательно демонстрировали тесную связь между концепциями социального обучения и поведением.
- Степень, вероятность и частота имитации воздействия подкрепления.
- Исследования с участием детей, наблюдающих агрессию, показали, что она влияет на их последующее поведение в контролируемых ситуациях.
Критика и ограничения
- SLT не рассматривает аспект подотчетности в действиях. Теория предполагает, что поведение человека в первую очередь зависит от контекста, а не от того, как он обрабатывает информацию.
- SLT игнорирует вехи развития. Такие стадии развития обычно происходят независимо от условий окружающей среды.
- SLT не учитывает поведение при отсутствии образца для подражания.
- Негативное поведение, такое как преступная деятельность, может иметь место без предварительного воздействия такого поведения.
- Тестирование SLT может быть затруднено из-за этических проблем. Действительно, такие эксперименты, как исследование куклы «Бобо», больше не будут разрешены.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть много ресурсов, которые могут помочь вам или вашим клиентам учиться более эффективно, а также преодолевать трудности в процессе обучения.
- Примите установку на рост
Установка на рост особенно полезна, когда человек готовится узнать что-то новое. Это упражнение помогает клиентам распознать случаи установки на данность в своем мышлении и действиях и заменить их мыслями и поведением, более поддерживающими установку на рост. - Фразы установки на рост для детей
Кроме того, в этом раздаточном материале представлены примеры различных фраз, которые педагоги могут использовать, чтобы побудить детей поддерживать установку на рост. - Вопросы для размышления о личной академической успеваемости
В этом упражнении на размышление представлен ряд подсказок, предлагающих учащимся подумать о том, что они изучают, почему они изучают и как они могут улучшить процесс обучения. - Учимся на моей работе
Эта короткая анкета помогает взрослым, подросткам и детям оценить свою успеваемость и ориентацию на обучение при выполнении домашних заданий или других проектов. - 17 Упражнения по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Психолог Альберт Бандура разработал SLT в ответ на ограничения поведенческих теорий обучения.
В то время как бихевиористы сосредоточились на том, как окружающая среда и подкрепление влияют на поведение, Бандура признал, что люди учатся, наблюдая за поведением других, включая награды и наказания, которые они получают.
С помощью серии экспериментов Бандура подтвердил способность людей приобретать новое поведение посредством наблюдения и имитации. SLT (позже ставшая социальной когнитивной теорией) выдвинула идею о том, что обучение происходит в социальной среде в результате общего взаимодействия между человеком, средой и поведением (Introduction, 2020).
Несмотря на некоторые ограничения, SLT успешно объясняет приобретение нового поведения во многих средах. SLT особенно ценен для объяснения того, как дети учатся, подражая членам семьи, друзьям и другим влиятельным лицам, и будут выполнять такое поведение, если вознаграждение будет достаточным.
Независимо от того, применяется ли SLT к образованию, социальной работе или криминологии, SLT является ценной теорией, которую можно использовать с другими идеями и практиками для достижения изменений. Хотя некоторые исторические исследования не соответствуют сегодняшним этическим стандартам исследований, извлеченные уроки остаются ценными и полезными для образования и изменения поведения.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Акерс Р.Л. и Дженсен Г.Ф. (2006). Эмпирический статус теории социального обучения преступности и отклонения: прошлое, настоящее и будущее. В FT Cullen, JP Wright и KR Blevins (Eds.), Успехи криминологической теории: Том. 15. Подведение итогов: статус криминологической теории (стр. 37–76). Сделка.
- Бандура, А. (1965). Влияние непредвиденных обстоятельств подкрепления моделей на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии , 1 (6), 589–595.
- Бандура, А. (1977a). Теория социального обучения . Прентис Холл.
- Бандура, А. (1977b). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Psychological Review , 84 (2), 191–215.
- Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия . Прентис Холл.
- Бандура, А. (2006). Автобиография. В MG Lindzey & WM Runyan (Eds.), История психологии в автобиографии (том IX). Американская психологическая ассоциация.
- Чарльтон, Т., и Ханнан, А. (2005). Проект Святой Елены: резюме результатов исследования . Совет экономических и социальных исследований.
- Дэвис, М. (2013). Компаньон Блэквелла по социальной работе . Уайли Блэквелл.
- Дрисколл, член парламента (1994). Психология обучения для обучения . Аллин и Бэкон
- Фокс, Б. (2017). Это природа и воспитание: интеграция биологии и генетики в теорию социального обучения преступному поведению. Журнал уголовного правосудия , 49 , 22–31.
- Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
- Хорсбург, Дж., Ипполито, К. (2018). Навык, над которым нужно работать: использование теории социального обучения для изучения процесса обучения на ролевых моделях в клинических условиях. Медицинское образование BMC , 18 , 156.
- Введение в теорию социального обучения в социальной работе. (2020, июль). Получено 29 апреля 2021 г. с https://www.onlinemswprograms.com/social-work/theories/social-learning-theory/ .
- Юффер, Ф., Бейкерманс-Краненбург, М. Дж., и ван Эйзендорн, М. Х. (2017). Сочетание теории привязанности и теории социального обучения в интервенциях с обратной связью по видео для поощрения позитивного воспитания. Текущее мнение в области психологии , 15 , 189–194.
- LaMorte, WW (2019, 9 сентября). Модели изменения поведения. Получено 29 апреля 2021 г. с https://sphweb.bumc.bu.edu/otlt/mph-modules/sb/behavioralchangetheories/behavioralchangetheories5.html .
- Муро, М., и Джеффри, П. (2008). Критический обзор теории и применения социального обучения в процессах совместного управления природными ресурсами. Журнал экологического планирования и управления , 51 (3), 325–344.