Барьеры авторитета и способы их преодоления
Барьер недостаточного понимания важности общения возникает как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, или вследствие недооценки им общения как механизма управления людьми. Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных. В то же время есть вещи, которые руководитель как формальный лидер организации должен учитывать.
Автор:
Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.
Что такое авторитет руководителя как формального лидера? Его атрибуты — и социальные, и психологические — определяются характеристиками личности, особенностями деятельности и поведения.
Должностной авторитет связан с оценкой престижа должности. Чем больше объем власти и полномочий руководителя, тем сильнее психологический эффект его должности. Но действовать он может далеко не всегда: случается так, что подчиненные, поначалу ослепленные уважением к власти, со временем отлично разбираются в недостатках ее носителя, и авторитет кресла перестает срабатывать. Это совершенно естественный, демократический процесс.
Более устойчив
функциональный авторитет, формирующийся на основе компетентности, разнообразных деловых качеств, отношения к профессиональной деятельности. Эти качества способны внушить людям глубокое уважение, заставить подчиняться. Но только ли к этому должен стремиться руководитель? Сотни примеров из жизни убедительно доказывают, что основой успешных действий крупных руководителей всегда был
моральный авторитет, базирующийся на глубоко нравственном отношении к людям, на системе взглядов и убеждений.
Признание авторитета руководителя подчиненными проявляется в межличностных отношениях — либо в преданности, уважении, восхищении, либо в пренебрежении, ненависти, неуважении.
Практика руководства знает немало примеров, когда руководители как формальные лидеры, понимая значение авторитета в управлении коллективом, прибегают к разнообразным приемам его искусственного создания. Приемы и способы создания искусственного авторитета всесторонне раскрыты советским педагогом А. С. Макаренко.
Опираясь на свой богатый опыт, А. С. Макаренко выделил целый ряд путей создания псевдоавторитета. Рассмотрим некоторые из них.
Распространенное явление —
авторитет расстояния
Авторитет доброты проистекает из ложного понимания руководителем чуткого отношения к подчиненным. Для него характерна заниженная требовательность к человеку и ко всему коллективу в целом. Чуткость, отзывчивость, доброта, не сочетающиеся с высокой взыскательностью, легко переходят в свою противоположность. Таких начальников иронически называют «добряками». Как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему — так формулирует А. С. Макаренко один из принципов построения деловых взаимоотношений.
Авторитет подкупа проявляется в тех случаях, когда руководитель следует правилу: «Я тебе обещаю то-то, если сделаешь то-то». С этим правилом нужно обращаться очень аккуратно. Конечно, руководитель вправе стимулировать подчиненного и тем самым влиять на продуктивность его работы. Но может оказаться, что вознаграждение зависит от прихоти руководителя, его симпатий или антипатий. Это извращает смысл служебных взаимоотношений, наносит моральный ущерб не только конкретному человеку, но и всему коллективу. Такого рода «благодеяния» обычно не вызывают особой привязанности, а порождают угодничество.
Авторитет резонерства. Резонер — человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера. Подобные руководители надоедают подчиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями, ошибочно полагая, что это усилит их влияние на людей. Даже в тех случаях, когда, например, необходимо употребить власть, отдать четкое и ясное распоряжение, они идут по пути «говорения». Это часто вызывает неприязнь или даже открытую негативную реакцию подчиненных, может служить источником возникновения конфликтной ситуации. Воспитательное значение такого воздействия на подчиненного минимально.
Авторитет педантизма проистекает из склонности к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных. Педантизмом чаще всего страдают некомпетентные руководители. Человек недостаточно компетентный склонен придумывать искусственные критерии оценки подчиненных, иногда не имеющие ничего общего с сущностью выполняемого задания. Проработки подчиненных становятся правилом для такого руководителя, считающего, что пример одного станет примером для всех.
Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславной гордости за действительные или мнимые заслуги. Люди, строящие свой авторитет на высокомерии, отрицающие все иные мнения, кроме своего, очень болезненно относятся к критике. Любые замечания, даже доброжелательные, воспринимаются ими агрессивно.
К крайним способам формирования авторитета относится
подавление. Основное оружие такого руководителя — непрерывные угрозы применения власти, а дисциплинарное воздействие понимается при этом как универсальное средство влияния на подчиненных. Авторитет, держащийся на страхе, порождает отрицательное отношение к решениям руководителя, лишает подчиненных уверенности, инициативы.
Авторитет лидера основывается не на постоянном напоминании подчиненным о своем положении, а на налаживании с ними позитивных отношений, создании так называемого
эффекта обаяния руководителя. Но это возможно только при умении понять душевное состояние людей, сопереживать с ними и в радости, и в огорчении.
Наиболее сложная проблема — предъявление требований. Но именно требовательность — подлинная, обоснованная — лежит в основе авторитета как одно из необходимых качеств личности руководителя.
К слагаемым делового авторитета руководителя относятся и такие качества личности, как инициативность, компетентность, настойчивость, пунктуальность, дисциплинированность, деловитость, требовательность, критичность, настойчивость в реализации распоряжений и требований, решительность, уверенность в себе, твердость, аккуратность, владение современными способами принятия решений, планирования, контроля.
Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных.
Понятно, что всему этому невозможно научиться сразу. Более того, некоторые качества или есть у человека с самого начала, или их нет и не будет никогда. Но в то же время есть вещи, которые руководитель как формальный лидер организации должен учитывать.
Барьеры процесса общения
Барьер недостаточного понимания важности общения возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.
Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая неправильная установка возникает в итоге деформации ее:
- стереотипами мышления;
- предвзятыми представлениями;
- неадекватными отношениями;
- отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;
- пренебрежением фактами.
Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего.
Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакта только с теми, кто разделяет его взгляды и идеи, и отвергает все, что им противоречит.
Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.
Отсутствие интереса характеризует ситуацию, когда человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также (и это весьма важно) неумением управлять своим вниманием.
Пренебрежение фактами — следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.
Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.
Возникает такой барьер в результате:
- эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
- неправильного выбора слов;
- ошибок в построении сообщения;
- неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
- слабой аргументации;
- невладения социально-психологическими механизмами общения.
Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Барьеры рассмотренной группы можно назвать личностными.
Практические методы межличностного влияния, завоевания авторитета и власти вы можете изучить в курсах «Психология мотивации и влияния», «Кратология: наука о власти», «История дипломатии» и др. При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из всего каталога наших курсов и учиться в удобном для себя месте, времени и темпе.
Copyright 2008 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.
Изучите сегодня
Также смотрите
Коммуникативные барьеры общения — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативный барьер – это психологическоепрепятствие на пути адаптивной информации между
партнерами по общению.
Виды
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Некомпетентность;
Неумение выражать свои мысли;
Плохая техника речи;
Неумение слушать;
Барьер модальности;
Барьер характера.
3. Преграды, возникающие в организационных коммуникациях
недостаточное внимание важностикоммуникации;
искажение сообщений;
информационные перегрузки;
неудовлетворительная структура
организации.
4. Коммуникативные барьеры в деловом общении
Избегание5.
Барьер «Авторитет»На отношение к авторитетным людямвлияет:
Социальное положение.
• Компетентности.
• Искренности.
• Привлекательного
внешнего вида.
• Доброжелательного
отношения к адресату
воздействия.
6. Барьер «Избегание»
Только управляя вниманием собеседника,аудиторией можно преодолеть этот барьер.
Чтобы привлечь и удержать внимание
используют:
Прием «нейтральной фазы»
Прием «зрительного контакта»
Прием «завлечения»
7. Барьер «Непонимание»
Зачастую источник информации заслуживаетдоверия, авторитетен, однако информация «не
доходит»
Виды барьеров «Непонимание»
Фонетический
Семантический
Стилистический
Логический
8. Типичные ошибки в общении
Неправильные отношения в ожидании партнера;Нам кажется, что партнер должен догадываться о
том, что мы чувствуем;
Не улавливаем подтекст разговора; если поведение
человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо
к нам относится или даже делает это нам назло;
Мы стараемся оправдать ожидания собеседника.
9. Выводы
Таким образом, барьеры в общении не являютсярезультатом сознательной, произвольной и направленной
защиты от воздействия информации их действие
противоречиво.
Система барьеров есть своего рода автоматизированная
охрана при своеобразном срабатывании охранной
сигнализации, автоматически перекрываются подступы к
человеку.
В противном случае мозг и психика человека просто не
выдержала бы обвала информации.
Барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например,
тяжело изложенная, но нужная информация, не
воспринимается или воспринимается с искажением и
неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий
авторитета, может быть не услышан.
English Русский Правила
Власти Большого Барьерного рифа подтверждают беспрецедентное шестое массовое обесцвечивание кораллов | Большой Барьерный риф
На Большом Барьерном рифе произошло шестое массовое обесцвечивание кораллов, как подтвердили власти морского парка. Аэрофотосъемка показала, что на протяжении 1200 км почти нет рифов, спасающихся от жары.
The Guardian понимает, что в настоящее время миссия Организации Объединенных Наций по проверке здоровья и управления рифом будет проинформирована о первоначальных результатах исследований уже в пятницу в Таунсвилле.
Подтверждение от Управления морского парка Большого Барьерного рифа (GBRMPA) знаменует собой тревожную веху для иконы океана: 2022 год станет первым случаем массового обесцвечивания в более прохладный год Ла-Нинья, который, как надеялись ученые, будет периодом восстановления кораллов.
Правительственные ученые заявили, что подтверждение показало безотлагательность сокращения выбросов парниковых газов, которые приводили к повторяющимся массовым отбеливаниям.
Доктор Дэвид Вахенфельд, главный научный сотрудник GBRMPA, сказал Guardian, что обесцвечивания не ожидалось при Ла-Нинья.
«Но при этом климат меняется, и планета и риф примерно на 1,5 градуса по Цельсию теплее, чем 150 лет назад. Из-за этого меняется погода. Теперь следует ожидать неожиданных событий. Меня больше ничего не удивляет».
Аэрофотосъемка, в основном с использованием вертолетов, была завершена Австралийским институтом морских наук (Aims) и GBRMPA в среду на всей протяженности 2300 км морского парка, охватывающего около 750 отдельных рифов.
Морской парк разделен на четыре зоны управления, и Вахенфельд сказал, что во всех четырех зонах широко распространено обесцвечивание. «Поэтому мы можем подтвердить, что это четвертое массовое обесцвечивание с 2016 года, а также первое в условиях Ла-Нинья», — сказал он.
Доктор Нил Кантин, научный сотрудник Aims, возглавил одну из двух групп наблюдателей и лично наблюдал за рифами с вертолетов на расстоянии 1800 км.
Между островами Уитсанди и Куктауном он сказал, что «не летал над рифом и не оценивал это как «не обесцвечивание»».
Рифы, расположенные ближе к берегу между островами Уитсанди и Куктауном, подверглись сильнейшему обесцвечиванию, но «пространственный след сильного обесцвечивания очень велик».
Большинство рифов на этом участке были зарегистрированы как «серьезные», что означает, что не менее 60% кораллов на отдельном рифе обесцвечены. На некоторых из этих рифов также были кораллы, которые обесцвечивались, а затем погибли за последние несколько недель.
Но даже в этом случае наблюдались различия между рифами и отдельными коралловыми колониями. Обесцвечивание в южной части морского парка было гораздо мягче, чем где-либо еще, и там были некоторые рифы без обесцвечивания.
Обесцвечивание кораллов происходит, когда животное испытывает стресс из-за температуры воды выше средней. Коралловое животное изгоняет живущие внутри водоросли и обеспечивает коралл пищей и цветом.
Кораллы могут пережить обесцвечивание, и Кантин сказал, что до конца года ученые из Эймса и других мест будут проводить проверки в воде, чтобы увидеть, сколько кораллов выжило и восстановило свой цвет.
Повсеместное массовое обесцвечивание кораллов на рифе впервые наблюдалось в 1998, и снова произошло в 2002, 2016, 2017, 2020 и теперь 2022.
Ученые начали бить тревогу по поводу события этого года еще в декабре, когда температура океана над рифом достигла рекордно высокого уровня для этого месяца.
Исследования показали, что тепловой стресс может иметь несколько «сублетальных» последствий для кораллов, в том числе делая их более восприимчивыми к болезням, замедляя их рост и ограничивая их способность к нересту.
Кантин сказал, что в этом году обесцвечивание охватило более широкую территорию, чем последовательные вспышки в 2016 и 2017 годах, но интенсивность жары была в целом ниже, чем в те годы.
«Тот факт, что мы наблюдаем массовое обесцвечивание в год Ла-Нинья, вызывает обеспокоенность и является явным признаком возрастающей интенсивности изменения климата и потепления океана», — сказал он.
«Я крайне обеспокоен — чрезмерно обеспокоен. Нам нужны действия немедленно. Каждый год мы наблюдаем за отбеливанием. Пространственный след сильной жары увеличивается с угрожающей скоростью. Это также происходит быстрее, чем предсказывалось 20 лет назад. Тяжесть и частота очень тревожны».
К северу от Куктауна на многих рифах преобладает семейство валунообразных кораллов, называемых поритами, некоторые из которых могут достигать нескольких метров в ширину и жить веками. Некоторые пориты побелели, сказал Кантин.
Он сказал, что обесцвечивание всего рифа сильно перекрывает спутниковые наблюдения за тепловым стрессом и температурой океана, проводимые Национальным управлением океанических и атмосферных исследований правительства США.
Вахенфельд сказал, что климатологи изучат факторы, вызвавшие обесцвечивание в этом году, чтобы установить статистическую вероятность того, что это произойдет в изменившемся климате.
«Но по моему опыту, это не могло бы произойти без изменения климата», — сказал он. «Нам нужно рассматривать [эти события] как риф, который очень громко звонит в тревожный звонок о последствиях изменения климата.
«Риф остается обширной и устойчивой экосистемой. Несмотря на опасения, которые возникают у нас, когда мы видим подобное климатическое воздействие, мы должны сохранять решимость и надежду на будущее.
«Но эта решимость и надежда должны быть основаны на самых решительных и быстрых возможных действиях по сокращению выбросов парниковых газов во всем мире и на постоянных обязательствах правительств, общества и промышленности по защите системы».
Двое ученых — один из ЮНЕСКО, другой из Международного союза охраны природы — в ближайшие дни будут проинформированы о результатах аэрофотосъемки в рамках своей 10-дневной мониторинговой миссии.
Миссия, которая началась с брифингов в Брисбене в понедельник, подготовит отчет перед следующей встречей, посвященной всемирному наследию, запланированной на июнь.
В прошлом году научные консультанты ЮНЕСКО рекомендовали внести риф в список объектов всемирного наследия, «находящихся в опасности» из-за последствий изменения климата и медленного прогресса в улучшении качества воды.
Но жесткое и постоянное лоббирование со стороны правительства Моррисона заставило комитет из 21 страны пойти против этого совета. Комитет заявил, что хочет, чтобы Австралия активизировала усилия по борьбе с изменением климата посредством своей политики в отношении рифов.
Австралия обратилась к ЮНЕСКО с просьбой провести мониторинговую миссию, но агентство ООН держит детали миссии в секрете.
Природоохранные группы и посланник правительства по рифам, член парламента из Кэрнса Уоррен Энч, заявили, что миссию ООН следует отвезти на обесцвечивание.
Полномочия по остановке работ — об устранении последнего барьера в управлении рисками организации
Карен ван Влит
Карен ван Влит
Улучшение организационной эффективности в оффшорной и морской отрасли за счет сосредоточения внимания на культуре безопасности и эффективности команды | Кваттор П
Опубликовано 6 июля 2020 г.
+ Подписаться
Полномочия по прекращению работ или Политика прекращения работ в организациях дают персоналу или другим лицам, присутствующим на месте/площадке – субподрядчикам или посетителям – право остановить работу в случае предполагаемой опасности. Такие политики часто присутствуют в организациях, работающих в средах с высоким риском.
Такую политику работы следует считать важной, поскольку она является одним из последних барьеров, если не последним, в системе управления рисками. Такая, казалось бы, небольшая мера может оказать огромное влияние на предотвращение несчастных случаев. Компании, работающие в условиях повышенного риска, чаще всего имеют обширную систему управления рисками, в рамках которой оцениваются все проекты и деятельность, а также определяются и реализуются смягчающие меры для обеспечения безопасной и надежной деятельности.
В качестве последней меры существует «Остановить работу» — политика, которая позволяет всем, кто находится поблизости от такой деятельности, прекратить ее в случае предполагаемой опасности. Под всеми подразумеваются все люди; Работодатель, подрядчик, поставщик, посетители; все на месте. Идея состоит в том, что если, несмотря на все тщательные приготовления, возникает небезопасная ситуация, знания и опыт присутствующих опираются на то, чтобы остановить небезопасную ситуацию, исправить ее и затем возобновить работу.
Последний барьер, который кажется небольшим, но поэтому может иметь большое значение. Именно потому, что он опирается на знания и навыки людей в ситуациях, которые не ожидаются и, следовательно, к которым не готовы.
Аспекты влияния на эффективность прекращения работ
Однако, несмотря на серьезное влияние политики прекращения работ, существуют различные факторы, препятствующие эффективности этой процедуры. У организаций есть свои процедуры на бумаге в отношении того, что ожидается в отношении небезопасных ситуаций, и как люди должны действовать в таких ситуациях. Однако в рамках этих процедур и предписанных шагов делаются предположения о рабочей среде и людях, работающих в ней. В процедурах указывается «работа по плану» или «работа по плану»[1]. Чаще всего повседневная работа, или «работа как выполнено», не полностью совпадает с ситуациями или шагами, описанными в процедурах. Есть ряд аспектов, влияющих на эффективность политики остановки работ, и если обратить на них внимание, эффективность можно увеличить многократно.
Многие компании начинают соответствующие процедуры, когда работа фактически остановлена; деятельность или ситуация, которая была остановлена, должны быть проанализированы, должны быть приняты смягчающие меры и должны быть составлены отчеты; все до возобновления работы. Однако не принимается во внимание процесс, ментальные шаги и соображения, через которые проходят люди, которые в конечном итоге приведут к остановке работы или продолжению работы.
Важно знать, какие пороги (возможно) необходимо преодолеть, прежде чем говорить об этом и прекращать работу. Подумайте, например. эффект свидетеля и распределение ответственности, групповое мышление, влияние иерархии, различные ценности / отношения безопасности и психологическая безопасность.
- Эффект свидетеля — это предполагаемый эффект, заключающийся в том, что чем больше людей присутствует, тем меньше вероятность того, что «это сделает кто-то другой». Распределение ответственности может вступить в игру, и люди решают, должны ли они сами вмешиваться или это должен сделать кто-то другой. Следует отметить разницу в том, что если человек чувствует, что другие не могут вмешаться, например, из-за пробела в знаниях, рассеивание ответственности как таковое не ощущается. Таким образом, когда на определенном сайте присутствует много людей, люди могут начать задаваться вопросом, должны ли они высказываться, если присутствует много других, которые также могут высказаться.
- Люди в группе, как правило, живут в согласии с группой. Индивидуальное мышление извращается, чтобы оставаться в «групповых границах», и поэтому люди не решаются высказываться, если их идеи выходят за установленные групповые рамки. Если все люди в группе не останавливают работу и, следовательно, вроде бы одобряют продолжение работы, выступление с требованием остановить работу будет противоречить конформизму, и люди будут придерживаться групповых норм; группа думает .
- Во время выполнения работ присутствуют разные люди. Это может варьироваться от разных людей с разных иерархических уровней в одной организации, а также от субподрядчиков и поставщиков. Люди, зависящие от других, стоящих выше по иерархии, могут предпочесть не высказываться, опасаясь за свой контракт/положение. 9Таким образом, 0100 влияние иерархии может повлиять на безопасность.
- Люди не заговорят и не остановят работу, если не почувствуют срочности. Значения безопасности или отношение могут различаться в пределах группы.
- Чтобы люди могли высказаться, они должны быть в состоянии высказаться, не опасаясь негативных последствий для самооценки, статуса или работы. Это означает, что должно присутствовать психологическое безопасное рабочее место.
Эти аспекты, помимо прочего, следует учитывать в рабочей среде, чтобы обеспечить эффективность процедуры прекращения работы.
Остановить работу? Или вмешательство?
Глядя на цель остановки работы — предотвращение несчастных случаев, позволяя людям останавливать работу в предположительно небезопасных ситуациях — политика должна быть расширена. Политика Stop Work в основном ориентирована на фактическую остановку работы, тогда как не всегда необходимо останавливать работу, чтобы гарантировать, что небезопасные действия превратятся в безопасные. Люди уже могут действовать в предвиденной ситуации. Другой вид вмешательства – вместо прямой остановки – поэтому достаточно внести коррективы. Кроме того, с учетом упомянутых порогов для остановки работы, часто бывает достаточно задать вопрос или внести предложение в отношении указанной деятельности, чтобы внести коррективы в безопасную ситуацию. При условии, что все присутствующие умеют читать и действовать в соответствии с такими предложениями. Снижение пороговых значений упростит использование политики.
Выводы для вашей организации
Итак, что вы можете сделать, чтобы сделать вашу собственную политику прекращения работы более эффективной?
- Сначала проверьте, как выглядит ваша политика, а также связанные с ней процедуры. Сколько стоит эта работа, как воображаемая?
- Определите, в достаточной ли мере (при выполнении) ваших процедур учитываются различные психологические аспекты.