Психология характер это: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Определение характера

28.09.2011

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер — это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» — что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер — это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности.

К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер — это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы — и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Борис Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении.

Характер — это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер — это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер — это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом — это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Гордон Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер — это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

Ключевые слова: Характер

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Определение характера, его структура и свойства

Основные подходы к пониманию характера

. ..

Понятие о характере

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Типология социальных характеров (по Б. С. Братуею)

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Психоаналитическая типология характеров А. Лоуэна

Характер и его формирование

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Классификация черт характера

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Черты характера и отношения личности

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Характер личности — черты, особенности, типы характера

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы.  К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные  психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не  учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот,  цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся  в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом  возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических  процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество  критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и  укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди,  достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему.  Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить,  что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, психозов, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода  развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Личность против персонажа | Psychology Today

Однажды я проводил собеседование с человеком, который показался мне страстным, энергичным, умным, интересным и подготовленным. Задавая ей вопросы, призванные составить точную картину ее возможного поведения в будущем, я оставался настроенным на свои эмоциональные реакции на ее поведение, пытаясь услышать, что мой внутренний голос говорит мне о ней. В конце интервью я обнаружил, что взволнован перспективой ее прихода на работу ко мне. Однако мне пришлось напомнить себе оставаться осторожным, поскольку я размышлял о том, как легко спутать личность с характером и как важно их разделить.

Какая разница?

Личность легко читается, и мы все в этом эксперты. Мы оцениваем людей забавными, экстравертными, энергичными, оптимистичными, уверенными в себе, а также чрезмерно серьезными, ленивыми, негативными и застенчивыми, если не при первой встрече с ними, то вскоре после этого. И хотя нам может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие такого рода признаков, к тому времени, когда мы решаем, что они действительно присутствуют, мы обычно собираем достаточно данных, чтобы обосновать наши выводы.

С другой стороны, на разгадку персонажа уходит гораздо больше времени. Он включает в себя черты, которые проявляются только в определенных — и часто необычных — обстоятельствах, такие черты, как честность, добродетель и доброта. По иронии судьбы, исследования показали, что личностные черты во многом определяются наследственностью и в большинстве случаев неизменны. С другой стороны, возможно, более важные черты характера более податливы, хотя, следует отметить, не без больших усилий. Черты характера, в отличие от черт личности, основаны на убеждениях (например, что честность и хорошее отношение к другим важны или нет), и хотя убеждения можно изменить, это гораздо сложнее, чем многие думают.

Почему это важно?

Проблема формирования суждений о пригодности человека для важных ролей в нашей жизни (сотрудник, друг, любовник, супруг) заключается в том, что у всех нас есть сверхъестественная склонность наблюдать за привлекательными личностными чертами и выдумывать из них наличие положительных характеров черт (то есть, если кто-то общительный, уверенный в себе и веселый, мы, скорее всего, сочтем его честным, нравственным и добрым). Но далеко не ясно, что один вид следует за другим. На самом деле, как я рассказал в Прислушиваясь к своему внутреннему голосу , это предположение часто доставляет нам неприятности.

Мы бессознательно склонны связывать личность с характером по двум основным причинам: мы хотим нравиться людям, которые нам уже нравятся, и самый надежный способ оценить характер человека трудоемок и требует много времени. (Нам действительно нужно наблюдать за людьми в ситуациях, бросающих вызов их характеру, чтобы делать надежные выводы об их характере. Например, если мы наблюдаем, как кто-то легко лжет, мы можем быть достаточно уверены хотя бы в одном случае, что он делал это в жизни. прошлое и будет делать это снова в будущем, поскольку лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение.)

Это потому, что убеждения, заставляющие нас легко лгать или говорить правду, присутствуют в нас всегда. Они могут оставаться «бездействующими» до тех пор, пока обстоятельства не подстегнут их таким образом, что они станут мотивом для наблюдаемых действий, но их редко намеренно прячут. В связи с чем возникает вопрос: может ли существовать способ увидеть такие убеждения, не дожидаясь, пока обстоятельства выставят их напоказ?

Одним словом — да. Не столько напрямую разговаривая с людьми, чей характер вы пытаетесь раскрыть, сколько разговаривая с людьми, которые знают людей, чей характер вы пытаетесь раскрыть. Вот почему, например, мудрые потенциальные работодатели всегда называют рекомендации.

Проблема, однако, заключается в том, что после того, как мы это сделаем, потенциальные сотрудники предоставят рекомендации, которые, как они ожидают, будут говорить о них хорошо. Таким образом, хитрость заключается в том, чтобы задавать вопросы о рекомендациях человека, предназначенные для того, чтобы заставить его честно раскрыть свои самые точные суждения.

Вопросы типа «Вы когда-нибудь знали, что Х лжет?» бесполезны, потому что ответ, который вы получите, будет зависеть от характера человека, которого вы спрашиваете. Вы не будете знать, удобно ли референту лгать, поэтому правдивость любого ответа, который вы получите, останется в лучшем случае под вопросом. По этой причине лучше задавать вопросы, которые побуждают людей применять собственные суждения. Такие вопросы с большей вероятностью (хотя, конечно, не во всех обстоятельствах) дадут честные ответы.

Поэтому вместо этого спрашивайте что-то вроде: «Что, по вашему мнению, является самой большой слабостью X?» Подразумевается, что у всех есть слабости, поэтому неразумно ожидать ответа «ни одного». Сложнее придумать недостаток на месте, чем сказать правду о слабости, которую на самом деле ощущает референт, поэтому у вас больше шансов получить честную оценку. Ваш источник может попытаться преуменьшить слабость, которую они раскрывают, но вы можете читать между строк.

Недостатком этого метода является то, что он опирается на суждения отдельных лиц, которые, как мы знаем, предвзяты и часто ошибочны. Однако этот недостаток можно преодолеть, задавая одни и те же вопросы многим людям, которые знают человека, характер которого вас интересует. Как я писал в предыдущем посте «Мудрость толпы», если несколько человек независимо дают одинаковые ответы, вероятность того, что их коллективное суждение будет точным, высока.

Хотя это может показаться макиавеллистским, вы можете применить этот процесс и к друзьям, и к потенциальным партнерам. Например, в Соединенном Королевстве средняя продолжительность времени, в течение которого люди встречаются, прежде чем решиться вступить в брак, составляет примерно три года (должен отметить, что эта цифра сильно различается в зависимости от культуры). Проблема с решением жениться на ком-то после знакомства всего три года, например, заключается в том, что некоторые важные черты характера, хорошие и плохие, могут не проявиться к тому времени. Конечно, это социально неловко, граничащее с неприемлемым, допрашивать друзей и семью потенциального партнера о них напрямую. И хотя я никому не предлагаю это делать, я am предполагает, что мы можем и должны обращать внимание на данные, представленные нам другими, поскольку они могут располагать лучшими данными, чем мы. Людям обычно трудно скрывать свои истинные чувства к другим с течением времени, поэтому, если вы слышите общие темы от людей, близких человеку, чей характер вас интересует, обратите внимание. Вы почти наверняка слышите правду.

Ни одним из вышеперечисленных я не подразумеваю, что личность не важна. Но когда мы принимаем решения о том, кого допустить в нашу жизнь на важные роли, характер должен считаться не менее важным, если не более важным, но его часто легко упускают из виду. К счастью для меня, рекомендации человека, у которого я брал интервью все это время назад, давали не только сильное одобрение, но и одобрение, содержание которого было последовательным. Я нанял ее и со временем обнаружил, что она настолько выдающаяся, насколько предсказывали ее рекомендации.

Как создать привлекательных персонажей

Нужно знать

Утром нужно срочно, у меня много дел, но я не могу перестать думать о персонаже Николь Кидман из американского телесериала, который я смотрел прошлой ночью, Отмена . Это психологический триллер, и Кидман была завораживающей. Хорошо написанные персонажи привлекают наше внимание и заставляют нас действовать. Они остаются в нашей памяти еще долго после того, как мы закрыли страницы нашего романа, просмотрели весь бокс-сет или вышли из аудитории. Мы размышляем над их отношениями, задаемся вопросом, правильно ли они поступили, и размышляем, как они могли бы вести себя в разных сценариях. Но почему одни персонажи более убедительны, чем другие?

Возможно, вы писатель, изо всех сил пытающийся создать своих собственных очаровательных персонажей. Или, может быть, вы заядлый читатель романов, фильмов и телевизионных драм, и вам интересно, что вымышленные люди могут наложить на вас такое очарование. В любом случае, я считаю, что научная психология может предложить свежую, освещающую перспективу, и я собираюсь показать вам, как это сделать.

У традиционного подхода есть недостатки

Во многих книгах, посвященных искусству написания художественной литературы, утверждается, что лучший подход к созданию привлекательных персонажей — сделать их правдоподобными, сложными и несовершенными. Предложения обычно включают использование личных наблюдений, постановку главного героя, противоречащего сознательным и бессознательным целям, и разработку интересной предыстории персонажа. Одна из самых влиятельных книг этого жанра — Аспекты романа (1927) английского автора Э. М. Форстера. В нем он утверждал, что самые привлекательные персонажи эмоционально трогают нас, потому что они кажутся реальными, и продолжают удивлять нас, пока мы перелистываем страницы текста. Описывая эти сложные персонажи как «круглые», Форстер включил в качестве ярких примеров мадам Бовари, романтическую героиню из одноименного романа Гюстава Флобера, а также персонажей, написанных Джейн Остин.

Напротив, Форстер предположил, что «плоские» персонажи имеют только две или три ярко выраженные черты характера, могут быть резюмированы одним предложением и не способны тронуть нас каким-либо другим способом, кроме юмора. Когда эти плоские персонажи ограничены второстепенными ролями, они поддерживают основную историю, не отвлекая читателя. Тем не менее, для Форстера наиболее убедительные персонажи отражают всю сложность человеческого бытия. Они также преображают и удивляют нас правдоподобным образом.

Наряду с Форстером, многие другие руководства для писателей предлагают аналогичные советы о важности создания сложности в персонажах — но что такое «сложность» в этом контексте и как нам создать персонажей, которые одновременно удивительны, но психологически правдоподобны? Будучи выпускником факультета психологии, ставшим писателем, эти вопросы заинтриговали меня во время моей докторской диссертации. В начале своей писательской карьеры я получил заметки по поводу одного из своих сценариев от уважаемого консультанта по сценариям. Они были полны прекрасных наблюдений и полезных предложений, за исключением области характера. Я был полностью согласен с тем, что мой персонаж нуждался в большей сложности и чего-то не хватало, но сами по себе эти комментарии были слишком расплывчатыми, чтобы быть полезными. Что мне было нужно, так это лучше понять, что означает сложность в персонаже, и вместе с тем понять, чего именно не хватает моему персонажу, и как это исправить.

Психология личности предлагает другой путь

Хотя некоторые литературные критики сопротивляются идее, что вымышленные персонажи представляют собой нечто большее, чем текстовые конструкции (т. для практиков – относиться к ним как к реальным людям. Поскольку большинство писателей хотят, чтобы их вымышленные персонажи были доверенными лицами их человеческих двойников, возможно, имеет смысл исследовать и понимать их персонажей с помощью многих из тех же научных моделей, которые психологи используют для понимания реальных людей. В частности, область психологии личности, вероятно, будет особенно поучительной, потому что писатели характеризуют своих вымышленных персонажей, описывая их мысли, чувства, мотивацию и поведение — точно такой же набор факторов, которые психологи считают составляющими личности.

Наиболее широко поддерживаемая научная модель личности — «Большая пятерка». Этот подход был разработан американскими психологами Эрнестом Тупесом и Рэймондом Кристалом и получил дальнейшее развитие у Пола Коста, Роберта МакКрэя и других. Эти пионеры основывались на идее, что атрибуты личности, которые мы считаем наиболее важными, должны быть закодированы в повседневном языке. Они использовали факторный анализ данных личностного опроса, чтобы выявить пять широких семантических групп среди слов, которые мы используем для описания друг друга, и они стали Большой пятеркой черт или измерений личности: экстраверсия-интроверсия, приятность-неприятность, невротизм-эмоциональная стабильность, добросовестность — бессознательность, а открытость опыту — закрытость опыту. Идея состоит в том, что эти измерения независимы друг от друга, поэтому степень, в которой человек оценивает одно измерение, не влияет на то, как он оценивает любое другое измерение.

Применяя эту схему к нашему пониманию того, что означает округлость по отношению к вымышленным персонажам, мы получаем чрезвычайно полезный подход к анализу вымышленных персонажей и решению проблем. Эта пятифакторная модель позволяет писателям проверить, охарактеризовали ли они своих вымышленных персонажей по всем пяти измерениям личности, и достигли ли они этого достаточно последовательно в своем тексте, чтобы создать ощущение другого существа. Кроме того, модель «Большой пятерки» освещает то, как люди обычно трансформируются на протяжении всей своей жизни — писатели могут использовать эти знания для создания более правдоподобных трансформаций персонажей в художественной литературе, а потребителям художественной литературы может быть интересно размышлять об эволюции своих любимых персонажей в художественной литературе. контекст того, что известно об изменении личности в реальной жизни.

Модель «большой пятерки» также дает нам представление о том, почему одни персонажи более убедительны, чем другие. В действительности диапазон оценок по всем параметрам личности обычно распределяется в популяции (аналогично росту или весу), поэтому большинство людей, которых мы встречаем, умеренно экстравертны, умеренно приятны, умеренно добросовестны, умеренно невротичны и умеренно открыты для других. опыт. Скорее всего, они произведут меньшее впечатление, потому что они довольно средние. Напротив, люди с большей вероятностью будут выделяться из толпы, если они набирают крайние значения хотя бы по одному или двум параметрам. Такие персонажи неотразимы, потому что они не похожи на большинство людей, которых мы встречаем каждый день. Будь то реальные или воображаемые, мы с большей вероятностью запомним этих людей именно потому, что они другие.

Что делать

Проведите ревизию своего характера по измерениям Большой пятерки

При встрече с кем-то в первый раз часто первое измерение личности, которое производит на нас впечатление, это экстраверсия . Экстраверты обращены вовне и получают энергию от социальных взаимодействий. Полные жизни, они захватывают центр внимания и заставляют нас смотреть. Как правило, это теплые, общительные, активные, напористые и оптимистичные персонажи, которых тянет к азарту. Вымышленных примеров множество — от Бекки Шарп, циничного карьериста из романа Уильяма Мейкписа Теккерея «9».0013 Ярмарка тщеславия (1847-48), через изобретателя-супергероя Тони Старка из кинофраншизы Marvel Cinematic Universe (2008-) . На другом конце этого спектра находятся интроверты, которые более серьезны по своей природе и черпают энергию, проводя время в одиночестве или в компании близких друзей или семьи. В то время как экстраверты используют большие, напористые действия и обширный диалог, чтобы привлечь наше внимание, интроверты могут быть столь же убедительными именно потому, что они раскрывают так мало. Написанные хорошо, они заставят читателя хотеть узнать о них больше. Возьмем, к примеру, мистера Дарси, отчужденный романтический интерес Элизабет Беннет из романа Джейн Остин 9.0013 Гордость и предубеждение (1813), или Маленький/Хирон/Блэк, очень симпатичный сын наркомана из отмеченного премией Академии фильма Лунный свет (2016).

Второе качество, которое мы быстро улавливаем в других, — это приятность . Покладистые люди обычно добры, доверчивы, готовы к сотрудничеству, прямолинейны, скромны и нежны — качества, которые нам обычно нравятся в других. Мы неоднократно видим эти черты в симпатичных персонажах, таких как Сэмвелл Тарли, стюард Ночного Дозора в фэнтезийном сериале Джорджа Р. Р. Мартина «9».0013 Песнь Льда и Пламени (1996-) и главную женскую роль в романтической комедии Вуди Аллена Энни Холл (1977). Напротив, неприятные люди, как правило, более эгоистичны, самоуверенны, подозрительны, склонны к соперничеству, высокомерны, а иногда и коварны. Неудивительно, что антагонисты обычно получают высокие баллы за неприятие. Однако некоторые черты, связанные с неприятностью, также полезны для создания сильных главных героев. Подумайте о главной героине Милдред Хейс из фильма, получившего премию BAFTA 9.0013 Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017). Прямолинейная, целеустремленная и не заботящаяся о том, кого она собирается обидеть на своем пути, Хейс завоевывает наши симпатии, когда мы узнаем, что она борется за справедливость для своей дочери, которая была изнасилована и убита. Сила характера часто исходит из решимости бороться за то, что правильно, и отказа от компромиссов.

Третье измерение, невротизм , относится к тому, как мы воспринимаем мир эмоционально. Люди с более высоким уровнем невротизма, как правило, более чувствительны к жизненным взлетам и падениям. Они, как правило, более склонны к беспокойству, гневу, враждебности и депрессии. Они чувствуют себя более уязвимыми, застенчивыми и импульсивными. У вымышленных персонажей эти качества часто идеально подходят для драм, в которых основное внимание уделяется внутреннему путешествию главного героя. Возьмем, к примеру, персонажа увядшего голливудского актера Риггана Томсона из оскароносной драмы «9».0013 Birdman (2014), чье повествование обусловлено его эмоциональной уязвимостью и отчаянной потребностью в критическом признании. На другом конце спектра находятся эмоционально стабильные персонажи, которые ведут себя так, будто могут справиться со всем, что бросает им мир. По этой причине подавляющее большинство героев и героинь боевиков высоко оценивают эмоциональную устойчивость.

В четвертом измерении людьми, которые высоко оценивают добросовестность , движет чувство долга и ответственности. Они склонны чувствовать себя компетентными; они осторожные, обдуманные мыслители; они организованы, самодисциплинированы и целеустремленны. В качестве вымышленных примеров мы можем назвать персонажей, начиная от «Макбета» Уильяма Шекспира и заканчивая учителем химии, ставшим производителем лекарств, Уолтером Уайтом из удостоенного премии «Эмми» телесериала 9.0013 Во все тяжкие (2008-13). Хотя целеустремленность или стремление к достижениям полезно для многих главных героев жанра, на другом конце этого измерения есть множество не менее привлекательных персонажей. Несознательные персонажи, как правило, более спонтанны и свободолюбивы. В мире, где нас учат быть ответственными и послушными, их полное отсутствие ответственности часто поражает. В качестве примера возьмем Игнатиуса Дж. Рейли, эксцентричного и философского главного героя из романа Джона Кеннеди Тула 9.0013 Конфедерация болванов (1980) или Джон Беннетт, человек, который отказывается взрослеть, в американской художественной комедии Тед (2012).

Последнее измерение Большой пятерки — это открытость к опыту . Люди, открытые опыту, склонны к воображению; им нравится пробовать что-то новое, и они интеллектуально любопытны. Их интересуют разные идеи и ценности, и обычно им нравится искусство и культура. Примеры включают биржевого маклера средних лет Чарльза Стрикленда из романа У. Сомерсета Моэма «9».0013 Луна и грош (1919), который бросает семью, чтобы стать художником. На другом конце этого измерения люди, которые закрыты для опыта, как правило, ограничены и закрыты для новых идей. Вместо этого они предпочитают приземленное, знакомое, традиционное и близкое к дому. Примеры из художественной литературы включают серьезную гувернантку мисс Просс из романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах » (1859 г.) и матриарха Вайолет Кроули из британской телевизионной драмы «Аббатство Даунтон 9».0014 (2010-15). Столкните персонажа, который открыт для опыта, с другим, который закрыт для опыта, и полетят искры.

Применяя модель «Большой пятерки» к персонажу Николь Кидман, Грейс Фрейзер, клиническому психологу, занимающемуся частной практикой, из сериала «: Исчезновение » (2020), ее наиболее убедительные качества связаны с ее интроверсией, добросовестностью и эмоциональной стабильностью. Глубокий внутренний мир персонажа интригует, и вместе с ее силой характера и эмоциональной уязвимостью в ее поведении присутствует непредсказуемость, за которой хочется наблюдать. Нам дается ощущение, что она может хранить секреты и держать важные решения при себе. В сочетании с ее высокой добросовестностью очевидно, что она борется с чувством долга, чтобы поступать правильно со стороны своего сына, а также своего мужа, и что эти потенциально противоречивые мотивы разлучают ее. Жаль только, что сюжетная линия сериала не так хороша, как ее характеристика.

Потратьте время на знакомство со своим персонажем

Как писатель, если вы еще не ясно представляете своего персонажа в уме, попробуйте опираться на жизненные наблюдения. Независимо от того, сознательно ли вы рисовали своих персонажей на основе качеств окружающих вас людей, часто бывает полезно вернуться к наблюдениям из жизни, когда вам нужно больше деталей в персонаже, которого вы разрабатываете. Это может означать запись чьих-то манер, речевых моделей, конкретных слов, которые они используют, или даже событий, которые на них повлияли. Есть исследования о том, как черты Большой пятерки соотносятся с повседневным поведением — даже с тем, как люди ходят, и их физическим присутствием. Например, мускулистые, более физически внушительные мужчины, как правило, имеют более высокий балл экстраверсии — вы можете использовать такого рода ассоциации, чтобы вдохновить свое воображение, например, чтобы сделать свои изображения более реалистичными или более удивительными и необычными.

Другой вариант — попробовать создать своего персонажа или создать доску настроения из хедшотов, представляющих то, как вы их себе представляете. Не стесняйтесь использовать изображения актеров — изображения людей, которые вы нашли в Интернете, могут быть не менее полезными. Любопытно, что есть свидетельства того, что мы можем точно оценить каждое измерение личности, кроме добросовестности, по нейтральному изображению лица человека; мудборд с фотографиями в голову может позволить вам визуально открыть для себя новые аспекты их личности, которые иначе вам было бы сложно идентифицировать.

Не торопись. Знакомство со своим персонажем — это, как правило, процесс, который требует много размышлений. Опубликованные романисты, принявшие участие в недавнем исследовании, проведенном Даремским университетом совместно с Эдинбургским международным книжным фестивалем, сообщили, что прошло некоторое время, прежде чем они начали воспринимать своих персонажей так, как если бы у них была независимая свобода воли, и чувствовать, что они оживают в их сознании. . Для некоторых писателей это может произойти только в середине их первого черновика.

Подумайте, как ваши читатели будут эмоционально взаимодействовать с вашим персонажем

Некоторые персонажи неотразимы, потому что мы сочувствуем их затруднительному положению или элементам их предыстории. Например, один из уже упомянутых персонажей, Милдред Хейс из Three Billboards Outside Ebbing, Missouri , вызывает у нас сочувствие, когда мы узнаем, что она борется за справедливость для своей дочери, которая была убита. Исследования показывают, что это происходит с большей вероятностью, если мы считаем персонажа хорошим или, по крайней мере, лучшим из плохих. Мы могли бы также восхищаться некоторыми из их качеств: черты личности, связанные с высокой покладистостью, обычно нравятся другим, равно как и юмор и интеллект. Если нам нравится персонаж, мы более склонны болеть за него и сопереживать его ситуации. Чем больше мы сопереживаем персонажу, тем сильнее эмоции, которые мы обычно испытываем в ответ на его переживания. Однако мы также можем общаться с персонажами по другим причинам, кроме того, что они нам нравятся, например, если мы находим их интригующими. Эти персонажи могут быть импульсивными, вести себя непредсказуемо или особенно рискованно. С другой стороны, они могут лгать или хранить секреты, которые беспокоят и очаровывают нас. Если ваш персонаж не предлагает ничего из вышеперечисленного, маловероятно, что он надолго удержит интерес читателя.

Если ваш персонаж трансформируется, убедитесь, что эта трансформация правдоподобна.

Хотя наши личности обычно считаются стабильными и последовательными, лонгитюдные исследования, которые наблюдали за одними и теми же людьми на протяжении десятилетий, показали, что наши черты имеют тенденцию созревать на протяжении всей жизни. Средний человек станет немного более эмоционально стабильным и приятным в течение жизни, его добросовестность достигнет пика в середине жизни, а его экстраверсия и открытость опыту будут снижаться по мере взросления. Это усредненные эффекты, поэтому многие люди будут противиться этой тенденции, однако может быть полезно знать об общих закономерностях при изображении персонажа на протяжении всей жизни. Действительно, мы часто видим похожие дуги персонажей в художественной литературе, хотя обычно они сжаты в более короткий период времени.

Как и в реальной жизни, читатели также ожидают, что персонажи будут трансформироваться под воздействием эмоционально напряженных жизненных событий, как положительных, так и отрицательных, потому что такие события дают людям ощущение смысла и идентичности. Возвращаясь к примеру с персонажем Милдред Хейс, убийство ее дочери мотивирует ее целеустремленное стремление к справедливости и дает ей смысл жизни. В то время как особенно травмирующие события оставляют у многих людей глубокие шрамы, другие могут процветать после очень стрессового события. В Теория всего (2014), биографический фильм о физике-теоретике Стивене Хокинге, есть предположение, что его диагноз с заболеванием двигательных нейронов заставляет его персонажа ловить каждый момент и жить полной жизнью. Можно сказать, что после получения диагноза неизлечимой болезни этот персонаж переживает посттравматический рост, когда люди сообщают, что находят новый смысл в своей жизни и имеют более близкие, более полноценные отношения.

Яркие моменты нашей жизни тоже могут изменить нас к лучшему. В детском классическом романе Тайный сад (1911) Фрэнсис Ходжсон Бернетт, жизнь 10-летней главной героини Мэри значительно обогатилась благодаря открытию ею одноименного сада. Она открывает ей глаза на мир и чувства окружающих. Исследования показывают, что именно эмоциональная интенсивность этих жизненных событий, как хороших, так и плохих, способна изменить нас. Таким образом, когда писатели рассказывают о таком мощном жизненном опыте, они не только драматичны, но и являются правдоподобными катализаторами изменения характера.

Ключевые моменты – Как создать убедительных персонажей

  1. У традиционного подхода есть недостатки . Писателей обычно учат создавать сложных персонажей, но мало подробностей о том, как это сделать. Создание заслуживающих доверия, но удивительных персонажей — особая головоломка.
  2. Психология личности предлагает другой путь . Модель «Большой пятерки» из психологии личности обеспечивает всеобъемлющую основу для размышлений о характеристиках. Пять основных личностных аспектов лежат в основе характера и определяют то, как персонаж будет взаимодействовать с миром, относиться к другим, эмоционально воспринимать мир, справляться с обязанностями и даже говорить.
  3. Проведите аудит своего персонажа по измерениям Большой Пятерки . Великие истории начинаются со сложных персонажей. Убедитесь, что вы запечатлели эту сложность в своих персонажах, показав их поведение на подчертах, которые они наиболее ярко проявляют во всех пяти основных измерениях личности — экстраверсия, покладистость, невротизм, добросовестность и открытость опыту. Поскольку самые запоминающиеся персонажи незабываемы, потому что они разные, подумайте, чем ваши персонажи выделяются из толпы.
  4. Потратьте время на знакомство со своим персонажем . Это процесс, который требует много размышлений. Часто бывает полезно вернуться к наблюдениям из жизни, когда вам нужно больше деталей о персонаже, которого вы разрабатываете, например, его манеры, манера речи, определенные слова, которые он использует, или даже события, которые на него повлияли.
  5. Подумайте, как ваши читатели будут эмоционально взаимодействовать с вашим персонажем . Если нам нравится персонаж, мы более склонны болеть за него и сопереживать его ситуации. Чем больше мы сопереживаем персонажу, тем сильнее эмоции, которые мы обычно испытываем в ответ на его переживания.
  6. Если ваш персонаж трансформируется, убедитесь, что эта трансформация правдоподобна . Если вы покажете своего персонажа, выражающего различные черты в разное время без какой-либо последовательности, вашему читателю будет трудно понять, кто этот персонаж. И наоборот, нехарактерное поведение, которое имеет смысл, учитывая контекст и предысторию вашего персонажа, является наиболее показательным и привлекательным для чтения. Используйте эмоционально насыщенные жизненные события в качестве катализаторов изменений для трансформации вашего персонажа.

Узнать больше

Как заметил Э. М. Форстер, самые привлекательные персонажи не просто круглые или многомерные, они удивляют нас правдоподобно. «Большая пятерка» характеристик личности описывает последовательные паттерны мыслей, чувств и поведения, которые мы испытываем, когда чувствуем себя наиболее «подлинно», но в действительности, конечно, большинство людей демонстрируют довольно широкие вариации в своем поведении, которые часто проявляются быть противоречивыми и даже несовместимыми.

Таким образом, в то время как наши черты будут проявляться в долгосрочной перспективе, наши мысли, чувства и поведение также зависят от нашего настроения и эмоций, нашего социального контекста и наших внутренних целей. Большая часть согласованности, которую мы ощущаем в собственном поведении и в поведении других людей, то есть в том, что мы считаем своей и чужой личностью, зависит от ситуации. Экстраверты, которые обычно являются душой и душой компании в социальных ситуациях, вполне могут быть тихими и задумчивыми, когда этого требует работа, когда они расстроены или в плохом настроении. Интроверты, которым обычно наиболее комфортно в компании близкого друга, могут удивить себя на вечеринке, рассказывая истории и танцуя всю ночь напролет. Тем не менее, действовать не в соответствии с характером в течение любого периода времени может быть утомительно и редко случается в реальной жизни при отсутствии серьезного изменения личности, поэтому, хотя мы полностью поверим контрдиспозиционному поведению вашего вымышленного персонажа в одной или двух сценах. если это имеет смысл, учитывая социальный или эмоциональный контекст вашего персонажа, это будет неправдоподобно без достаточного обоснования, если оно будет поддерживаться слишком долго (события, которые реально могут вызвать долгосрочное изменение личности, включают черепно-мозговую травму, психологическую травму или серьезное жизненное событие, например, радикальное изменение карьеры).

Некоторые из самых интересных необычных поступков происходят, когда мы в опасности. В качестве вымышленного примера возьмем хакера мирового класса, ставшую следователем, Лисбет Саландер из сериала Стига Ларссона «Миллениум » (2005-19) и его экранизации «» «Девушка с татуировкой дракона » (2009/2011). В своем наиболее аутентичном состоянии Саландер характеризуется как замкнутая и покорная, но при физической угрозе она становится не только чрезвычайно агрессивной, но и садистской. Чтобы сделать это поведение правдоподобным, важно, чтобы оно имело смысл, учитывая контекст и ее травмирующую предысторию как пережившей изнасилование. Не менее важно и то, что Саландер постоянно действует таким образом каждый раз, когда сталкивается с потенциальным мужчиной-агрессором. Мы понимаем ее действия как часть ее поведенческого репертуара. Существует реалистичная последовательность в том, как ее черты взаимодействуют с ее ситуацией.

Самые очаровательные персонажи черпают вдохновение из этих самых увлекательных элементов нашей человеческой природы и продолжают открывать истины, о которых мы редко задумываемся. Они дают нам более глубокое представление о себе и об огромном разнообразии способов поведения в ситуациях, с которыми нам никогда не приходилось сталкиваться. Мы читаем, смотрим и взаимодействуем с персонажами не только для того, чтобы тронуться и развлечься, но и для того, чтобы учиться. Как мы могли бы реагировать в такой ситуации? Что бы мы сделали? Какие идеи мы можем извлечь из более пристального изучения такого рода характера, которые могли бы быть нам полезны, если бы мы столкнулись с кем-то похожим в нашей собственной жизни? Как может ощущаться эта ситуация? Как бы мы справились? Кому мы должны доверять? Самые чарующие персонажи уводят нас от нашего собственного опыта и предлагают другим настолько осязаемые вещи, что мы охотно отказываемся от нашей собственной реальности, чтобы погрузиться в фантазии их авторов. И это напоминает мне, что есть шоу, к которому мне действительно нужно вернуться, и мои собственные персонажи, которых мне нужно написать.

Ссылки и книги

Проведите аудит своего персонажа по Большой пятерке с помощью этого бесплатного теста личности.

Взвесьте достоинства и недостатки вашего персонажа на светлой и темной триадах личности. В то время как большинство людей больше склоняются к свету, более правдоподобные персонажи будут иметь равномерную смесь хороших и плохих качеств.

Узнайте больше об исследовании Эдинбургского международного книжного фестиваля/Даремского университета о том, как опубликованные авторы воспринимают своих персонажей как обладающих независимыми полномочиями, а затем попробуйте некоторые из упражнений по развитию характера, использованных в этом исследовании.

Создайте более правдоподобные трансформации персонажей, слушая этот подкаст с психологом Вибке Блейдорн о том, как наши личности меняются со временем.

Откройте для себя больше психологических инструментов, которые помогут развитию вашего персонажа, в моей книге «Наука написания персонажей: использование психологии для создания привлекательных вымышленных персонажей» (2020). Он включает главы о создании персонажей с использованием измерений Большой пятерки, о том, как личность влияет на диалог, о создании второстепенных персонажей с динамичными отношениями, трансформации персонажей, мотивах и эмоциях.

Узнайте больше о нейробиологии, лежащей в основе написания персонажей и разработки сюжетных линий, в увлекательной книге Пола Джозефа Гулино и Конни Ширс « Наука сценарного мастерства: нейробиология, стоящая за стратегиями сторителлинга » (2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *