Барьер ожидания непонимания: 16. Барьеры общения

16. Барьеры общения

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей. Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Барьер «возраста» — типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте.
Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п.
Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится. Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, — серьезный барьер общения. Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.

Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали. Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны. Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить. Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками
.
Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном.

Психологические барьеры в общении

Барьер  предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко.

Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений.

После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» — типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

Коммуникативные барьеры общения.

 

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность  передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер. Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек — ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения». Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями — эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании  барьеров непонимания, социально-культурного  различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Заключение.

Общение — процесс обмена информацией и взаимодействия между  людьми, основанный на восприятии и  понимании людьми друг друга.

Уменьшение барьеров общения  приводит к улучшению понимания, т.е. к эффективности общения, что  в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности.

Восприятие информации во многом зависит от наличия или  отсутствия в процессе общения коммуникативных  и психологических барьеров. В  случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативные барьеры  общения имеют большой спектр разных причин, но все они приводят к искажению изложенной информации и самой сути передаваемой мысли.

Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

В результате теоретического анализа литературы по интересующей нас теме, мы смогли отобрать и систематизировать  необходимый материал, чтобы конкретизировать и уточнить те аспекты общения, на которые направлено настоящее исследование. В целом, данная работа является еще одним доказательством, что многие вопросы темы общения до сих пор остаются не изученными, а это важно, ведь общение — основная деятельность человека на протяжении всей жизни.

Список  литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

2. Белинская Е.П. Социальная  психология: Хрестоматия: Учебное  пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

3. Бодалев А.А. Психология  общения.- М.: «Институт практической психологии».- Воронеж, 1996.-256 с.

4. Бодалев А.А. Столин  В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Речь, 2006.- 440 с.

5. Горянин В.А. Психология  общения: учебное пособие для  студентов вузов.- 5-е изд.- М.: издательский  центр «Академия», 2008.- 416 с.

6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- М.: Юнити, 1997. — 295 с.

7. Коломинский Я.Л. Психология  общения.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

8. Куницына В.Н. Межличностное  общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.- 544 с.

9. Леонтьев А.А. Психология  общения: учебное пособие для  студентов вузов.- 5-е изд.,- М.: «Академия», 2008.- 368 с.

10. Ломов Б.Ф. Общение  и социальная регуляция поведения  индивида: Психологические проблемы  социальной регуляции поведения. — М., 1976. – 270 с.

 


барьеров создают непонимание — Том Лафорс

Том Лафорс

Что у вас в списке дел на сегодня? Представьте, что это включает в себя…

  • Предоставление Джейсону отчета о его работе.
  • Разговор с менеджером AP о жалобах, которые вы получаете от поставщиков, которым не платят вовремя.
  • Предоставление Винни необходимой информации для RFP.
  • Убедить своего босса, что вам нужен еще один аналитик.

Все эти виды деятельности зависят от навыков общения. И когда это так, это означает, что ваш список дел также наполнен многочисленными возможностями для ошибок и неправильных толкований.

Общение — это тяжелая работа. Мы часто предполагаем, что это простое действие по отправке электронного письма, голосовому сообщению или короткому разговору. И все же наш опыт напоминает нам обо всех случаях, когда что-то не получалось из-за недоразумения. Почему? Простой ответ, барьеры.

Всякий раз, когда есть разница между сообщением, которое вы намеревались отправить, и тем, которое было фактически получено, оно было заблокировано или искажено барьером. Их много, за которыми нужно следить. Что-нибудь из этого кажется вам знакомым из ваших недавних взаимодействий с коллегами?

  • Вы делаете предположений о намерениях человека.
  • Ваше предубеждение об отправителе сообщения затуманивает ваше понимание сообщения.
  • Шум мешает вам слышать все отчетливо, но вы полагаете, что знаете «суть» того, что человек хотел, чтобы вы знали.
  • Вы то и дело уделяете внимание , потому что у вас есть другие, более насущные дела, которые тяготят вас.
  • Человек случайно нажимает одну из ваших горячих кнопок, и вы проваливаетесь в собственные эмоциональная реакция.
  • Вы просто не можете найти причину заботы, так что не обращайте внимания.

Хотя это лишь некоторые из барьеров, которые мешают вашим коммуникативным усилиям, существует множество других. Чтобы предотвратить недопонимание и увеличить прочные связи; важно сделать следующее:

  • Помните о барьерах, которые существуют в любой ситуации общения. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе простой вопрос: «Что может заставить другую сторону не понять, что я имею в виду?»
  • Примите все возможные меры, чтобы устранить или свести к минимуму те барьеры, которые находятся под вашим контролем.
  • Никогда не предполагайте, что сообщение было получено точно, не подтвердив, что это так. Проверьте понимание, используя процесс обратной связи с другой стороной.

Общаться намного сложнее, чем кажется. Признание этого является важным первым шагом к тому, чтобы стать более эффективным коммуникатором.

Том Лафорс владеет LaForce Teamwork Services, консалтинговой компанией из Миннеаполиса. Его миссия – добиваться лучших результатов благодаря командной работе. Он написал «Герой встречи: планируйте и ведите, привлекайте, продуктивные встречи».

Просмотреть все сообщения Тома Лафорса.

Межкультурная осведомленность | SkillsYouNeed

Межкультурная осведомленность — это, проще говоря, понимание как своей, так и других культур, а также сходства и различия между ними.

Эти сходства и различия могут заключаться в ценностях, убеждениях или поведении. Они могут быть большими или маленькими, и они очень важны, когда вы встречаетесь или общаетесь с людьми из другой культуры.

Понимание того, что люди из разных культур имеют разные ценности, является основой хороших межкультурных отношений.


Важность межкультурной осведомленности

В мультикультурном мире большинству из нас каждый день требуется хоть какая-то межкультурная осведомленность. Для тех, кто живет или работает вдали от наших родных стран, или кто живет или работает в тесном контакте с выходцами из другой страны, это абсолютно необходимо.

Но даже для двухнедельного отпуска за границей межкультурная осведомленность является жизненно важным качеством, которое может уберечь вас от оскорблений.

Исследования Британского Совета показывают, что работодатели ценят межкультурные навыки, включая иностранные языки, но в особенности межкультурную осведомленность, понимание различных точек зрения и проявление уважения к другим.

Есть четыре группы людей, которые, скорее всего, нуждаются в межкультурной осведомленности:


  1. Иностранцы
  2. Люди, работающие по всему миру
  3. Люди, работающие в мультикультурных командах
  4. Туристы

1. Экспаты

Экспаты или экспаты – это люди, которые живут и работают за пределами своей родной страны.

Обычно работающие в многонациональных, а не в местных компаниях, экспаты могут находиться на довольно длительных должностях, возможно, два-три года. Часто они занимают довольно высокое положение в своей организации, и ожидается, что они смогут применить навыки, полученные в другом месте, на новом месте.

Отсутствие межкультурной осведомленности и, в частности, того, как здесь все делается , часто может повредить или сорвать задания экспатов.

2. Люди, работающие по всему миру

Даже тем, кто живет в своей стране, в условиях глобальной экономики может понадобиться работать с людьми из других стран и культур. Небольшое межкультурное понимание может помешать им обижаться или обижаться без необходимости.

3. Люди, работающие в мультикультурных командах

Очень немногие из нас не имеют хоть каких-то контактов с коллегами или знакомыми, которые не являются коренными жителями. Некоторые отрасли и организации имеют большое количество рабочих-мигрантов, например, здравоохранение и социальная помощь, где медсестры пользуются большим спросом и часто нанимаются из-за рубежа.

Межкультурная осведомленность помогает облегчить взаимодействие между коллегами и коллегами и руководителями и предотвратить недопонимание.

4. Туристы

Вам может показаться, что двухнедельный отпуск не оправдывает знакомство с культурой места, которое вы посещаете. Но как посетитель, вы, хотите вы этого или нет, воспринимаетесь как представитель своей страны. И вполне можно обидеться ненароком.

Практический пример: грубая ошибка


В июне 2015 года в Малайзии была арестована британская туристка Элеонора Хокинс. Ее преступление? Вместе с несколькими другими раздеться догола на вершине горы, которую местные жители считали священной. Это можно было бы не заметить, если бы несколько дней спустя не произошло землетрясение, которое местные жители списали на то, что горный дух разозлился на группу туристов.

В Великобритании раздевание не имеет большого значения. Некоторых это может оскорбить, если вы сделаете это в центре города, но, скорее всего, это вызовет смех. В Малайзии совсем другое дело. Поездка Элеоноры Хокинс была прервана, и она вернулась домой печальной и мудрой.


Степени межкультурной осведомленности: спектр

Мы можем определить четыре уровня межкультурной осведомленности, которые в широком смысле можно рассматривать как спектр.

Это:

1 Мой путь — единственный путь

Люди либо не знают, либо им все равно, что есть другой способ сделать что-то.

Вы можете видеть это у маленьких детей, которые часто ошеломлены, когда слышат, как люди говорят на другом языке, потому что им никогда раньше не приходило в голову, что кто-то может быть не таким, как они.

2 Мой путь — лучший

На этом уровне люди осознают, что другие люди делают что-то по-другому или имеют другие убеждения, но они не думают, что это уместно.

Их путь не единственный, но несомненно лучший. Мы могли бы назвать это мировоззрение «колониальным» подходом: мы покажем вам, как сделать это по-нашему, потому что это лучше всего для вас.

3

Есть несколько способов, мой способ и другие

Люди четко понимают, что есть другие взгляды на мир, и что разные люди ведут себя и верят по-разному.

Они не выносят суждений об относительных достоинствах этих взглядов в целом, но признают, что разные культуры и взгляды могут иметь разные достоинства. Они готовы синергетически объединить преимущества нескольких различных аспектов.

4

Наш путь

Этот заключительный этап объединяет людей для создания новой общей культуры, которая имеет новое значение для всех.


Развитие межкультурной осведомленности

Что вы можете сделать для развития межкультурной осведомленности? Вот несколько идей:

  • Признайтесь, что не знаете.
    Признание своего невежества — первый шаг к изучению других культур.

  • Развивайте понимание своих собственных взглядов, предположений и убеждений, а также того, как они формируются вашей культурой.
    Задайте себе такие вопросы, как: что я считаю «национальными» характеристиками в этой стране? Какая «национальная» черта мне нравится и не нравится в себе?

  • Поинтересуйтесь.
    Прочтите о других странах и культурах и начните анализировать различия между вашей собственной культурой и тем, что вы читали.

  • Не осуждайте.
    Вместо этого начните со сбора информации. Задавайте нейтральные вопросы и уточняйте смысл, прежде чем предполагать, что вы знаете, что происходит. См. наши страницы Вопросы и Уточнение для получения дополнительной информации.

  • Собрав информацию, начните проверять свои предположения.
    Спросите коллег или друзей, которые знают о культуре больше, чем вы, и систематически пересматривайте свои предположения, чтобы убедиться, что они верны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *