Барьер психологической защиты: 7. Барьеры в общении. Механизмы психологической защиты Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди

7. Барьеры в общении. Механизмы психологической защиты Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди

Тема 7. Барьеры в общении. Механизмы психологической защиты
Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди –

обращай внимание на то, как ты относишься к ним.

Стас Янковский

Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.

Зигмунд Фрейд
Что такое барьеры общения
Перечислите как можно больше факторов, что может мешать эффективному общению?
Эффективность обще­ния во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и окружающих людей такими, какие они есть. Однако на пути непред­взятого восприятия окружающих вещей, людей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы ограни­чивают и искажают восприятие мира.

Мы с вами уже говорили о том, что такие эффекты межличност­ного восприятия, как «эффект ореола», ошибки атрибуции (т. Почему ошибки каузальной атрибуции мешают обще­нию? Что люди могут приписывать друг другу?
Могут приписывать почти все, что угодно. Поэтому старайтесь избе­гать недосказанности. Примером многократного зеркального от­ражения своих мнений и приписывания их другому лицу в про­цессе межличностного восприятия может служить стихотворный перевод С. Я. Маршака:


  • Он целовал Вас, кажется? Он думал, что уснула я

  • Боюсь, что это так. И все во сне стерплю,

  • Но как же Вы позволили? Иль думал, что я думала,

  • Ах, он такой чудак! Что думал он: я сплю!

Изучая вербальные средства общения, мы рассматривали коммуникативные барьеры.
Какие коммуникативные барьеры вы помните? Как они мешают общению?

Наиболее распространенные барьеры общения

Иногда желаемое общение между партнерами почему-то не складывается. Причинами могут быть внешние ограничения или более глубокие, внутренние противоречия.

Подобные ограничения контакта, как отмечал оте­чественный психолог Д. С. Парыгин, создают «психологические барьеры между людьми», которые выступают препятствиями, мешающими нормальному вза­имодействию, пониманию людьми друг друга. Неумение преодо­левать многочисленные трудности, которые встают перед любым человеком в общении, приво­дит к эмоциональным срывам, подрыву физического и психи­ческого здоровья.

Чаще всего нам мешают общаться следующие факторы:


  1. Демонстрация разницы позиций. К этому барьеру относится высокомерная манера вести себя — сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше другого. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмешь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность, нравоучение, совет другому, когда его не просят. Исполнение роли ученика

Оценка личности

Ты сегодня не выучил урок.

Ты ленивый и безответственный

В этом задании ты допустил ошибку

У тебя никогда ничего не получается

Не правда ли, услышав замечания, обращенные к роли, мы будем стараться изменить свое поведение? Негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности (все равно у меня никогда ничего не получается, зачем стараться?).

6. Отсутствие внимания и интереса со стороны партнера по общению. Можно вспомнить историю, рассказанную Д. Майерсом о фермере, продавшем мула. Покупатель подал мулу несколько команд, но тот их не выполнил. Тогда он говорит фермеру: «Слушай, твой мул глух». Фермер не сказал ни слова, взял дубинку, врезал мулу между глаз и что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям
Кроме этих барьеров, существует еще целый ряд препятствий, ме­шающих нормальным взаимоотношениям.

Часто возникает, например, барьер несовместимости характеров. Порой фразой «Не сошлись характером» мотивируется решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослу­живцев. В каких же случаях характеры «отталкиваются», а в каких — «притягиваются»? Как писал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-25 % людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены (акцентированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к конфликтам и «нервным сры­вам». Но ни в коем случае нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельнос­ти, в том числе и похвале, если ее действительно заслужил.

Всегда нужно стараться понять другого человека, его настроение, эмоциональное состояние, проявление характера. Что такое «психологические защиты»?
Помимо рассмотренных барьеров общения существуют и другие препятствия, мешающие эффективному общению. Одними из них являются механизмы психологической защиты.

Сохранить позитивную «Я»-концепцию и высокую самооценку непросто. Ежед­невно происходят события, которые могут подорвать нашу веру в себя. Каждый день на нас устремлен поток разнообразной информации. Пока поступающая извне информация поддерживает сложившееся у человека представ­ление о мире, о себе, он живет в согласии с собой. Но стоит наме­титься расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуж­дающее человека либо к изменению представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс. В последнем случае начинает действовать система защитных механизмов.

Если вы за­метили на своем лице новую морщинку, получили плохую отметку или друзья не пригласили вас на вечеринку, то вам необходимо что-то сделать для защиты своего чувства собственного достоинства. Психологическая защита — система регуляции человека, направленная на устранение чувства трево­ги, связанного с осознанием внутреннего конфликта. Понятие «психологическая защита» было введено З.Фрейдом, основоположником психоанали­за. Фрейд полагал, что защита провоцируется тревогой, возникаю­щей при конфликте сознательного и бессознательного.

Защитные механизмы обеспечивают устойчивость психики при слиш­ком сильном воздействии извне. Но часто их действие мешает личному росту — ведь в результате искажается картина мира, человек приспосаб­ливает ее к своему «Я», вместо того чтобы самому стать более гибким, спо­собным адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям.

Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:


  1. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются
    средствами самообмана.

  2. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реаль­ности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Выделяется несколько основных защитных стратегий.


1. Подавление. Один из способов сохранения высокой самооценки заключается в том, чтобы избегать мыслей о возникшей проблеме. Например, чтобы не думать о ссоре, вы можете специально пойти в кино. Такой защитный механизм называется подавлением. Подавление — сознательный и намеренный уход от непри­ятных мыслей и воспоминаний.

У мно­гих людей вошло в привычку подавлять тяжелые мысли, но самой знаменитой из них является Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром». Её люби­мая фраза: «Я подумаю об этом завтра». Так Скарлетт пыталась уйти от неприятных мыслей. Кода человек, страдая от одиночества, специально придумывает себе занятия — делать уборку, заниматься спортом, покупками — всем, что угодно, только чтобы не думать о своем одиночестве, это и есть подавление. Подавление помогает уйти только от мел­ких проблем. Как правило, притворяться, что проблема не существу­ет, можно лишь в течение короткого времени. Тяжелые и волнующие мысли имеют тенденцию возвращаться и становиться еще более тяжелыми. Подавление требует сознательных и целенаправленных усилий, поэтому его не всегда мож­но использовать в качестве защитного механизма.

Психологические защиты. Барьеры в общении. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы…

Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает…

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и её внешней средой. ..

Интересное:

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является…

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 14Следующая ⇒

 

Проявления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь знаниями о механизмах психологических защит, человеку легче будет понимать поведение окружающих и самих себя.

Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:

1. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.

2. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

 

Люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Выделяется несколько основных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, регрессия, сублимация, рационализация.

Вытеснение (подавление) – когда человек как бы не замечает, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Содержание переживаемой информации забывается, а ее проявления могут сохраняться и проявляться в ошибках, описках, оговорках. Например: человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Проекция (перенос) – бессознательное отвержение собственных негативных чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя.

Например: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать – не очень аккуратная хозяйка – будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме.

Замещение – психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Например: ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, ломает ее игрушку; на работе начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспышками ярости на мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они (муж, дети) замещают начальника.

Рационализация – неадекватное (иррациональное) поведение представляются таким образом, что выгладит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Например: студент, как следует не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному экзамену, тому, что ему не помогли одногруппники, или возлагает вину на педагога за то, что тот не объяснил эту тему на уроке.

Отрицание – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Т.е. человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. (Этого со мной просто не может случиться – бывает так, когда человеку врач сообщает о смертельной болезни)

При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и событиям, которые чреваты для него неприятностями. Например: руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг обнаружить, что он уже давно «отключился» и никак не реагирует на нравоучения.

Регрессия – возврат к ребячливым детским формам поведения: «надуться и не разговаривать», детский лепет, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью, неуместный бурный смех в ситуации волнения.

Сублимация – переориентация агрессивного потенциала человека в приемлемые обществом формы творческой активности. Например: юноша может сублимировать свой потенциал в такую деятельность, как футбол, хоккей и др. виды спорта; женщина с сильными неосознаваемыми садистскими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой.

 

Коммуникативные барьеры

 

Компетентность.Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Следовательно, можно говорить с партнером на одном языке и при этом не понимать его.

Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («Все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажается

Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом.

Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности, оцениваемый партнером, непосредственно связан с тем, как он реагирует на слова, идеи и действия говорящего. Таким образом, оценка одним человеком другого влияет на отношение к его сообщениям. Это во многом зависит от прежнего опыта общения партнеров.

Фильтрование. Фильтрация — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора или ученики «утаивать» нежелательную информацию от учителей.

Внутригрупповой язык. Каждый из нас в разное время сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи.

Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы (декан, завуч, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия статуса могут восприниматься обучаемыми как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности.

Давление времени. Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…



психологических барьеров: определение, значение и виды

Определение : психологический барьер

— это душевное состояние человека, которое может ограничить его способность принимать правильные решения. Психологические барьеры также влияют на способность человека общаться с другими людьми с логическим складом ума. Психологические барьеры также известны как эмоциональные барьеры.

Типы психологических барьеров

  1. Poor Attention
  2. Premature Evaluation
  3. Lack of Retention
  4. Transmission Loss
  5. Emotions
  6. Distrust
  7. Uncertainty and Doubt
  8. Resistance to Change
  9. False Assumption
  10. Anger
Poor Attention

When a человек игнорирует то, что говорят другие, это называется бедностью или отсутствием внимания. Следовательно, другой человек не может понять сообщение, поэтому он не отвечает должным образом.

Преждевременная оценка

Многие люди делают поспешные выводы, не выслушав сообщения полностью и не рассмотрев все элементы сообщения. Это качество нетерпеливых людей, влияющее на эффективность общения.

Отсутствие запоминания

Запоминание — это способность мозга сохранять и при необходимости вызывать информацию. Многие люди плохо запоминают информацию и не могут вспомнить информацию, когда это необходимо, и это влияет на их решения.

Информация в уме также теряется с течением времени, и это влияет на психологическое мышление и способность принимать решения.

Потеря передачи

Во время вербального общения некоторая информация может быть упущена или передана не полностью. Это называется потерями при передаче и влияет на решения.

Эмоции

Эмоции существенно влияют на процесс эффективного общения. Эмоции включают в себя радость, гнев, рассеянность, замешательство и т. д. Если человек не в правильном настроении и не испытывает чувств в этот момент, это повлияет на его способность принимать решения.

Недоверие

Недоверие – самый сильный психологический барьер, который негативно влияет на общение и создает враждебную среду.

Если два человека не доверяют друг другу, они не поймут сообщение, переданное другим человеком, и приложат все усилия, чтобы найти недостатки и игнорировать важность сообщения.

Для эффективного общения обе стороны не должны иметь проблем с доверием и верить друг в друга.

Неопределенность и сомнение

Если кто-то сомневается или не уверен в факте, он не может принять логическое решение. Неопределенность и сомнения являются важными психологическими барьерами, и ими необходимо управлять для эффективного общения и принятия решений.

Сопротивление переменам

Некоторые люди имеют ограниченный разум и сопротивляются любым изменениям. Это вызвано их страхом перед лицом новых и сложных ситуаций. Эта неуверенность в неудаче является причиной психологических барьеров.

Ложные предположения

Предполагается, что предположения верны; однако они отрицательно влияют на результат, если становятся ложными. Неверное предположение также является психологическим барьером и влияет на общение. Например, отправитель предполагает, что получатель понял сообщение, и не просит обратной связи; однако получатель не понял сообщения. Это ложное предположение.

Гнев

Гнев — очень опасный психологический барьер в общении. Это нарушает общение и понимание. Разгневанный человек, скорее всего, даст неправильный ответ, и получатель почувствует угрозу.

Резюме

Поведение человека зависит от множества психологических барьеров. Чтобы принять логичное, взвешенное решение, люди должны преодолеть эти барьеры и эффективно общаться с правильными эмоциями и настроением.

физических и психологических барьеров — POWERFIELDS

Забор может действовать как барьер двух видов: физический барьер и психологический барьер.

 

Физический барьер — это забор, к которому не подведено электричество, а который просто служит разделителем между внутренней и внешней линией забора. Типы ограждений, которые могут обеспечить физический барьер для животного, включают высокопрочные , ограждения рельсового типа, колючую проволоку и дощатые ограждения. Эти типы барьеров обладают достаточной прочностью, чтобы не дать животному пройти через забор или оттолкнуть забор со своего пути, чтобы пройти под ним или пройти сквозь него. Физические заборы обычно требуют большего количества ограждений, чем психологический барьер.

 

В условиях пастбища рекомендуется использовать 6-8 жил проволоки в зависимости от высоты изгороди. Это использует 6-дюймовую систему расстояния между проводами от земли до вершины столба. При использовании колючей проволоки для ограждения необходимо иметь только 4 нити ограждения из-за двухслойной конструкции колючей проволоки. Колючая проволока больше полагается на шип колючки, а не на чистую силу и натяжение. Колючая проволока может служить только физическим барьером, потому что это не электрифицированный тип забора.

Физические барьеры могут быть трудоемкими в строительстве, но снижают риск отключения электроэнергии. Эти барьеры могут представлять опасность для животного из-за возможного запутывания в высокопрочном материале или возможности порезаться шипом на зазубрине. Однако материалы для физических барьеров рассчитаны на долгие годы и требуют меньше обслуживания.

 

Психологический барьер представляет собой наэлектризованный забор, который вызывает у животного страх перед линией забора после того, как оно испытало шок от прикосновения к барьеру. Наэлектризованная лента , шпагат , тесьма или проволока являются примерами типов заборов, которые служат психологическими барьерами. Эти типы ограждений не обладают достаточной силой, чтобы не дать животному пройти через забор, но вызывают поражение электрическим током, чтобы препятствовать побегу или проникновению животного.

 

Психологическим барьерам не нужно столько нитей высокого напряжения, чтобы быть эффективными. Эти типы могут свободно висеть на шесте, всего с несколькими нитями, и препятствовать тому, чтобы животное пересекало линию забора, пока они правильно заряжены. После нескольких ударов током животное научится бояться забора, из-за чего барьер существует больше в их уме, чем физически перед ними.

 

При использовании психологических барьеров меньше шансов травмировать животное. Полиленты и веревочные ограждения являются двумя лучшими барьерами для использования на конных изгородях из-за их чувствительности и связанного с ними риска травм. Обычно материалы ограждения обходятся дешевле, но для завершения этой установки необходимо также приобрести блок питания забора . Цена и размер энерджайзера будут зависеть от длины забора, который он будет обслуживать.

 

Некоторые заборы могут быть как физическими, так и психологическими. Проволока с покрытием изготовлена ​​из той же высокопрочной проволоки 200 KSI, что и физический барьер, но увеличенный размер покрытия улучшает ее видимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *