Берковиц л агрессия причины последствия и контроль – причины, последствия и контроль — Николай Иванович Козлов

Содержание

Берковиц Л. Эмоциональная агрессия — Психологос

Агрессия может быть холодным и рассчитанным действием, совершаемым намеренно и направленным не на то, чтобы нанести ущерб жертве, а на какую-то иную цель, но она бывает и эмоциональной реакцией, управляемой преимущественно желанием причинить вред. Как в том, так и в другом случае атакующие могут уделять массу внимания тому, как достичь своих агрессивных целей, но очень часто они действуют импульсивно и непроизвольно. В таких случаях агрессивное поведение определяется в основном их внутренним возбуждением и порой совершенно автоматически управляется особенностями доступных в данный момент жертв.

Следующий пример иллюстрирует то, что я имею в виду.

Больная диабетом женщина с мужем и четырехлетним ребенком снимала комнату в квартире у своей подруги. Хозяйка постоянно жаловалась на поведение маленькой девочки, которая все портила и ломала.

Однажды вечером, когда мать готовила ужин и плохо себя чувствовала, ее дочь одна отправилась в ванную, чтобы умыться. Как потом рассказывала ее мать, «умывшись, девочка выдавила зубную пасту, смешала с шампунем и этой смесью вымазала всю раковину, а заодно перепачкала губной помадой стульчак и сорвала штору. Хозяйка прибежала с громкими криками: “Посмотри, что натворила твоя дочь. Она там все перепортила». А я была уже совсем уставшей и злой. Я целый день говорила ей: “Джулия, не делай это, Джулия, не делай то». Целыми днями твержу ей одно и то же, уже устала повторять. Я схватила ее, потащила, я никогда этого не забуду. Я так на нее взбесилась, что просто готова была убить» (Kadushin & Martin, 1981, p. 154).

Грустная история; измученная женщина, больная и, очевидно, придавленная нуждой, вымещает зло на своем непослушном ребенке и бьет его в припадке ярости. Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Это не какие-то редкие случаи, но постоянное явление в нашей повседневной жизни. Несомненно, у большинства из нас были моменты, когда мы теряли самообладание и обрушивали вспышки гнева на рассердившего человека: ребенка, любимого, знакомого или, может быть, даже постороннего — физически, или словесно, или и в той и в другой форме. У матери, казалось бы, было достаточное оправдание: она была больна и устала, а дочь вела себя из рук вон плохо. И все же реакция оказалась несоразмерной и ребенок подвергся слишком суровому наказанию. А разве каждому из вас не случалось в той или иной ситуации реагировать сверхсильно (даже если мы и не причинили серьезного ущерба вызвавшему наш гнев человеку)? Нам случается видеть, как люди приходят в ярость под влиянием совсем незначительных раздражителей, быть может, потому, что они уже находились в раздраженном состоянии из-за внешнего стресса или головной боли, усталости, чрезмерной жары и г. п. Иногда результатом оказывается атака, излишне сильная по сравнению с сознательным намерением нападающего. Мать в приведенном выше примере, очевидно, не хотела причинить своему ребенку серьезный вред; вероятно, она была захвачена слишком сильным эмоциональным возбуждением.

Что такое эмоциональная агрессия?

Важно, чтобы читателю было ясно, как я понимаю эмоциональную агрессию. Позвольте кратко сформулировать мою позицию: в основном я рассматриваю данный вид агрессии как агрессию, вызванную интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида. Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию (или агрессивную тенденцию), которая вызывает попытки причинить ущерб жертве. В подобных случаях состояние интенсивного возбуждения, я могу сказать более драматически, «бешенство» толкает человека на физическую или вербальную атаку.

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия

Не будем забывать, однако, что это поведение представляет собой агрессию эмоциональную (или враждебную) и мотивируется в большей степени желанием причинить ущерб жертве, нежели стремлением достичь каких-то других целей. Более того, я считаю, что во многих случаях (но не всегда) агрессивные действия совершаются без какого-либо серьезного обдумывания и планирования, хотя враждебные мысли и представления вполне могут сопровождать агрессивное побуждение.

Это означает, прежде всего, что нападение не является полностью обдуманным и преднамеренным действием. Мать Джулии не предполагала избить своего ребенка. Эмоционально возбужденный человек, нападая на свою жертву, обычно не думает о дальнейших последствиях, также как женщина в нашем примере не рассчитывала возможных в перспективе результатов ее поведения. Большинство совершаемых убийств по своему характеру относятся к данному виду агрессии. Как заметил один социолог, такие убийства не являются «сознательно контролируемыми действиями типа рассчитанных политических убийств или хладнокровно осуществляемых актов мести. Они совершаются быстро, в пылу аффекта и без учета последствий… Нападения совершаются стремительно, в состоянии быстро нарастающей ярости» (Katz, 1988, р. 18). Здесь описана крайняя импульсивность эмоционального действия.

Подобное импульсивное (или непроизвольное, или экспрессивное) поведение чаще всего наблюдается, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения. Мать, избившая своего ребенка, находилась в состоянии ярости; также и большинство убийц бывают взбешенными, когда убивают свою жертву. Даже и относительно неэмоциональное и рассчитанное агрессивное поведение может иметь импульсивный экспрессивный компонент.

Другие возможные агрессивные цели

Эмоционально возбужденные, охваченные сильным желанием причинить ущерб своей жертве агрессоры могут иметь и ряд других целей, например изменение существующего положения дел, восстановление оказавшейся под угрозой «я»-концепции, достижение ощущения силы и контроля, повышение собственного социального статуса и т. д. Их действия могут быть мотивированы даже желанием утвердить собственные моральные ценности — сохранить то, что они считают правильным. Агрессивные дети нередко утверждают, что они бьют других детей, чтобы заставить их вести себя правильно. Многие из них думают, что их жертвы намеренно нарушали те или иные предписания, также как Джулия явным образом не слушалась своей матери, и (по их словам) они бьют младших, чтобы утвердить свой авторитет и поддержать дисциплину.

Они могут также хотеть причинить вред

Каковы бы ни были другие цели у людей, находящихся в состоянии сильного возбуждения, но следует помнить, что они также хотят причинить ущерб своим жертвам. Они могут получить удовлетворение, утверждая свою власть или контроль в отношении жертвы или сохраняя свои ценности, по за всем этим — и в то же время сильнее всего — они стремятся причинить ущерб тому, кого атакуют.

Существует достаточно свидетельств в пользу данного положения. В главе 1 было показано, что люди, подвергавшиеся фрустрации, могут испытывать удовольствие, зная, что причиняют страдания своим обидчикам. Когда они получали такую информацию вскоре после того, как начинали атаковать, это побуждало их причинять своим прежним мучителям еще большие страдания. Дальше в этой книге читатель увидит, что разгневанные (разозленные) люди успокаиваются и могут даже совсем перестать атаковать своих обидчиков, если думают, что уже причинили им достаточно большой ущерб.

Разумеется, люди не всегда готовы признать, что они стремились или стремятся причинить вред своим жертвам. Они предпочитают маскировать свою агрессивность моральными побуждениями. Тем не менее каждый человек время от времени может отдавать себе отчет в своем желании причинить вред противной стороне. Несколько лет назад я и мои сотрудники интервьюировали в английских и шотландских тюрьмах тех заключенных, которые были осуждены за преступления, связанные с насилием. Среди прочего мы спрашивали этих людей о том, что же побуждало их к нападению на свои жертвы. Многие из преступников (свыше 40% в каждой группе) отмечали, что они намеренно стремились причинить ущерб своим жертвам (интересно, что в обеих группах в качестве следующего наиболее часто называемого побуждения отмечалось стремление защитить себя).

Хотя и важно понимать различие между эмоциональной и инструментальной агрессией, однако многие агрессивные действия представляют собой смесь этих двух типов поведения, а не тот или иной отдельно. Поведение измученной матери Джулии было обусловлено не только ее эмоциональным возбуждением, по и стремлением утвердить свою власть над непослушной дочерью. Аналогично, агрессивный мальчик может подраться с одноклассником отчасти потому, что был разъярен тем, что ему показалось оскорблением, но отчасти также и потому, что надеялся тем самым достичь среди сверстников высокого статуса, показав себя «крутым парнем». Здесь я хотел бы добиться полной ясности в понимании моей позиции: также как было бы ошибочным считать, что любая эмоциональная агрессия является единственно следствием слепой ярости, точно также мы проигнорировали бы важный аспект этого поведения, если бы полагали, что оно продиктовано только лишь стремлением к достижению тех или иных внешних целей, таких, как власть или статус.

Несмотря на то что агрессивные действия служат достижению самых разных целей и зависят от множества факторов, в главах 2 и 3 я буду преимущественно заниматься анализом поведения, которое в основном нацелено на причинение вреда другим людям. При этом я сосредоточусь на обсуждении факторов, влияющих на импульсивную (или экспрессивную) агрессию, которая осуществляется без какого-либо предшествующего расчета, обдумывания, планирования, то есть непреднамеренно, и от которой не ожидается никакого существенного выигрыша (выгоды), кроме удовольствия причинить ущерб другому лицу Большая часть этого обсуждения будет посвящена условиям проявления эмоциональной агрессии. В главе 2 будет подробно рассмотрена классическая идея о том, что эмоциональная агрессия в основном инициируется фрустрацией. В главе 3 представлена модификация этой концепции, в свете которой доказывается, что негативный аффект продуцирует агрессивные тенденции (но не обязательно реальные атаки). В этой же главе будет продемонстрировано, что импульсивный аспект эмоциональной агрессии может подвергаться влиянию определенных ситуационных стимулов. Говоря другими словами, основное внимание будет уделено относительно непредумышленной агрессии. В определенном смысле это наша основная линия: необходимо выяснить, на что люди способны, когда они эмоционально возбуждены и не думают ни о причинах своего возбуждения, ни о том, как им следует реагировать.

Все сказанное не означает, конечно, что мышление мало влияет на эмоциональное поведение. Возбужденные люди, очевидно, оказываются под влиянием того, что они считают причиной своего возбуждения, и даже того, как они его интерпретируют. Поэтому в главе 4 будет обсуждаться влияние мыслей, интерпретаций и целей (намерений) на реакции людей, подвергшихся фрустрирующим воздействиям. Я попытаюсь также соотнести мой анализ с современными психологическими теориями эмоций и представлю краткий обзор новейших теоретических подходов в этой области, прежде чем излагать мою собственную концепцию развития и действия реакции гнева.

И последнее необходимое уточнение. То, что я сосредоточился на исследованиях эмоциональной агрессии, не предполагает, разумеется, что инструментальная агрессия является не столь значимой или малораспространенной. Ясно, что люди часто совершают агрессивные действия для того, чтобы получить те или иные выгоды, и в своей книге я буду часто обсуждать этот тип поведения. Тем не менее психологи и специалисты в области психического здоровья, на мой взгляд, до сих пор не уделяли эмоциональной агрессии достаточного внимания. Я попытаюсь исправить эту диспропорцию.

Глава 2. Следствия фрустраций

Гипотеза «фрустрация — агрессия». Определение и основные положения. Применение концепции «фрустрация — агрессия». Все ли виды фрустрации порождают агрессию? Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии. Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию. Пересмотр концепции «фрустрация — агрессия». Влияние атрибуции на интенсивность недовольства. Сравнимы ли фрустрации и оскорбления. См. →

www.psychologos.ru

Прайм – еврознак, 2001. – 512 с

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ 13

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15

ПРЕДИСЛОВИЕ 17

Глава 1

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24

Слишком много значений 24

Следуя значениям обыденной речи 24

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25

Агрессия как неправильное поведение 26

Цели агрессии 28

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29

Разнообразие агрессивных целей 31

Желание причинить ущерб 31

Определение, принятое в данной книге 32

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32

Другие классификации 37

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42

Гнев отличается от агрессии 43

Враждебность 44

Агрессивность 44

РЕЗЮМЕ 44

Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49

Другие возможные агрессивные цели 49

Они могут также хотеть причинить вред 50

Глава 2

СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53

ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ», 1939 53

Определение и основные положения 54

Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57

Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58

Только произвольные (незаконные) фрустрации 59

Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62

Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63

Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65

Наблюдения в естественных условиях 65

Экспериментальные данные 67

Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций

на фрустрацию 69

ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70

Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70

Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71

РЕЗЮМЕ 71

Глава 3

МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73

НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74

Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75

Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь

прекращение болевого воздействия? 76

Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77

Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77

Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82

Негативный аффект, но не стресс 82

Краткое резюме представленной теоретической модели 83

Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87

Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87

Некоторые ограничения 93

Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ

СИГНАЛОВ 99

Реакции на внешние ключевые сигналы 100

«Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100

Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106

Связь доступной мишени с неудовольствием 107

РЕЗЮМЕ 110

Глава 4

МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114

Чем определяется эмоциональное состояние? 114

Когнитивные концепции эмоции 114

Какие интерпретации продуцируют гнев? 114

Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119

Эксперименты с ложной атрибуцией 122

Атрибуции при переносе возбуждения 123

Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126

Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129

Следствия экспрессивных реакций 129

Теория эмоций Джеймса—Ланге 130

Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131

Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134

Проявление признаков гнева 134

Настроения могут влиять на мысли 135

Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138

Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того,

что произошло 138

Заострение и усиление негативной концепции 139

Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139

Понятие «прайминга» (priming) 140

Мысли влияют на сдерживание агрессии 142

Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142

Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и

все же быть агрессивными 148

Вне зоны осознания 148

Игнорирование несовместимостей 149

РЕЗЮМЕ 156

Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Глава 5

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161

Два вида последовательности 162

Примеры различных форм одновременной последовательности 163

Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164

Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной

жизни 165

Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165

Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169

Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169

Два заслуживающих внимания исследования 170

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177

Разные типы агрессивных людей 177

Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178

Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178

Эмоционально-реактивные агрессоры 185

Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191

РЕЗЮМЕ 195

Глава 6

РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198

ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200

Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203

Вознаграждение за агрессию 203

Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204

Вознаграждения, исходящие от жертвы 209

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227

Конфликт в семье 228

Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228

Влияние моделирования 231

«Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231

РЕЗЮМЕ 234

Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 7


НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ

ЭФФЕКТ 241

Преступления-имитации: заразность насилия 241

«Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241

Статистические данные о заразности насилия 242

Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243

Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия

в масс-медиа 246

Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность

проявления агрессии? 246

Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250

Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268

Формирование представлений об обществе у детей 269

Тезис о культивировании 269

Приобретение агрессивных наклонностей 270

Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274

«Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274

Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276

РЕЗЮМЕ 278

Глава 8


НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285

Взгляды на проблему насилия в семье 285

Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286

Ссылки на результаты исследований 288

Социальные нормы и общественные ценности 288

Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295

Предыстория семьи и личная предрасположенность 300

Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия

в семье 311

Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315

РЕЗЮМЕ 317

Глава 9

УБИЙСТВА 320

ВВЕДЕНИЕ 321

Закон, убийство, предумышленное убийство 322

Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322

Различные случаи провоцирования убийств 325

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331

Личная предрасположенность 332

Склонны ли убийцы к насилию? 332

Можно ли разделить убийц на категории? 333

Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336

Социальное влияние 338

Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339

Социальная дезорганизация 342

Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352

Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352

Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356

РЕЗЮМЕ 358

Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ

Различные рекомендации 361

Глава 10

НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365

Наказание: «за» и «против» 365

Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365

Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367

Удерживает ли наказание от применения насилия? 369

Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369

Строгость и неизбежность наказания 373

Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381

Некоторые ответы на возражения 382

РЕЗЮМЕ 389

Глава 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391

КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391

Вентилирующие чувства 392

Что следует понимать под проявлением чувств? 393

Гипотеза катарсиса 395

Катарсис через воображаемую агрессию 395

Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397

Эффект последействия реальной агрессии 403

Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403

Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407

Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413

Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414

Самосознание и самоконтроль 418

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420

Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421

Снижение эмоциональной реактивности 425

Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под

руководством Новако 426

Некоторые рекомендации по применению 429

Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431

Сомнения 431

Есть ли надежда? 433

РЕЗЮМЕ 434

Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 12


БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438

ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438

ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440

Что такое инстинкт? 440

Дарвиновская концепция 441

Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442

Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446

Неадекватная эмпирическая база 447

Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447

Различные виды агрессии 448

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451

«Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451

Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451

Современное обоснование влияния наследственности 452

Датские исследования генетических факторов 453

Половые различия в агрессии 457

Некоторые результаты исследований 458

Влияние гормонов 462

Воздействие мужских гормонов 462

Заключение 467

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467

Проблемы воздействия алкоголя 468

РЕЗЮМЕ 473

Глава 13

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475

СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475

Машина агрессии Басса 475

Модификации и варианты 477

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480

Проблема валидности 480

О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484

О возможных экспериментальных артефактах 486

РЕЗЮМЕ 492

Глава 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494

НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497

ФАКТОРЫ РИСКА 499

КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504

Достарыңызбен бөлісу:

dereksiz.org

Что такое агрессия — Берковиц

Что такое агрессия?

Слишком много значений

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта книга, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический ши психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или действие определяется как «насильственное». Порою и словари оказываются не слишком полезными. В некоторых из них говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия». Специалисты в области психического здоровья и исследователи поведения животных не более точны в определениях, чем подобные словари; используя термин «агрессия», они тоже имеют в виду несколько различных значений.

Следуя значениям обыденной речи

Иногда понятие агрессии использовалось в крайне широком значении. Так, например, многие психоаналитики постулируют наличие общего агрессивного драйва, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными. Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения. Столь широкое понимание значения термина может создавать серьезные проблемы. Наряду с сомнительным допущением относительно существования общего драйва, который может проявляться через самые разнообразные действия, данная концепция испытывает существенное влияние слов из обиходного языка — момент немаловажный и заслуживающий специального комментария.

Рассмотрим, например, книгу об агрессии, написанную для широкого читателя. Автор утверждает, что «не существует четкой границы между теми формами агрессии, о которых приходится сожалеть, и такими, которые необходимы для самосохранения». Для этого автора агрессия является не только намеренным стремлением причинить вред другому человеку, но и «основой интеллектуальных достижений, утверждения независимости и даже собственного достоинства, которое дает человеку возможность высоко держать голову, находясь среди других людей». А для доказательств существования общего агрессивного драйва автором используются главным образом примеры словоупотребления:

«…слова, используемые нами для описания интеллектуальной деятельности, — это слова, относящиеся к агрессии. Мы атакуем проблемы или вгрызаемся в них. Мы овладеваем проблемой, борясь и преодолевая ее сложность»(Storr, 1968, p. X).

Эта концепция агрессии настолько широка, что включает в себя вообще все, что обозначается в нашей культуре словом «агрессия». Поскольку ассертивность часто называется словом «агрессия» — как, например, когда мы говорим об «агрессивном продавце», который настойчиво и энергично старается продать товар,— понятие агрессии по такой логике должно включать и ассертивность вместе со всеми другими формами энергичного и решительного поведения. Более того, утверждается, что у всех этих разнообразных действий одна и та же мотивация. Действительно, весьма спорная гипотеза.

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок

Другой крайностью являются узкоспециальные определения агрессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпосылки. Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких безмотивационных концепций (Buss, 1961). В то время когда Басс писал свою книгу (содержащую первый обзор новейших психологических исследований человеческой агрессии), он находился под влиянием предубеждений, которые бихевиористы питают против так называемых «менталистских» концепций. Поэтому Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку».

Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему, невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред.

Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, конечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий других детей. А что мы скажем о тех случаях, когда человек намеренно причиняет страдание другим людям, чтобы помочь им, как, например, дантист или хирург?

Агрессия как неправильное поведение

Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека агрессивным, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог Альберт Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли (Bandura, 1973). Человек, использующий нож для того, чтобы ограбить кого-то, явно нарушает социальные нормы. Любой из нас сказал бы, что такой владелец ножа агрессивен, в то время как хирург, оперирующий пациента, никоим образом не агрессор, ибо его действие составляет часть социально одобряемой деятельности. Ясно, что слово «агрессия» для большинства людей имеет негативные коннотации, и мы, как правило, не называем чьи-то действия агрессивными, если одобряем эго поведение. Но должны ли исследователи, изучающие агрессию на научной основе, определять ее как поведение, нарушающее социальные нормы и правила, лишь потому, что такая трактовка широко распространена?

Следует прояснить два вопроса: во-первых, правомерно ли ограничивать понятия, используемые в социальных науках, значениями, присущими словам повседневного языка, и во-вторых, действительно ли полезно трактовать агрессию как действия, нарушающие социальные правила?

Должны ли исследователи ограничиваться значениями повседневного смысла?

Рассмотрим сначала первый вопрос. На мой взгляд, большинство исследователей согласны, что жесткая приверженность к повседневному языку может тормозить научную мысль. В то время как любая наука стремится разрабатывать термины, которые имеют ясные и специфические значения, обыденный язык часто бывает неопределенным и неточным. Слово «агрессия» в повседневной речи имеет много значений, и зачастую трудно понять, что подразумевается в том или ином конкретном случае. Что имеют в виду неспециалисты, характеризуя кого-то как «агрессивную» личность? Говорят ли они, что этот человек часто нарушает социальные нормы (и если это так, то какие нормы?), или же речь идет о том, что данный индивид часто демонстрирует свою ассертивность и независимость, или, наконец, то, что она или он проявляет злонамеренность и враждебность по отношению к другим людям? Помимо неправильного поведения, термин «агрессия» может обозначать и многие другие вещи, но мы не всегда уверены в том, какое именно значение вкладывает в это понятие человек, его употребляющий. Исследователи должны избегать неточности повседневного языка с тем, чтобы наши коллеги, студенты и широкая публика — а в конце концов и мы сами — могли иметь четкое представление о том, что же мы имеем в виду.

Можно ли рассматривать агрессию только в качестве социально порицаемого явления?

Второй вопрос тесно связан с первым. Независимо от того, пользуемся мы значениями повседневного языка или нет, стоит ли рассматривать агрессию как поведение, связанное с нарушением социальных правил? Мой ответ — «нет», ибо мы не всегда можем точно определить, какие именно правила и социальные нормы релевантны рассматриваемому действию.

Предположим, человеку нанесли оскорбление. В состоянии ярости он бьет того, кто его оскорбил. Некоторые из наблюдателей, разумеется, не назовут этого человека агрессивным, ведь он был прав в своем желании отомстить или наказать обидчика. Немало найдется и таких, кто считает, что с точки зрения морали лучше «подставить другую щеку». Действие, рассматриваемое одними как нормальное и оправданное отмщение, другими расценивается как неоправданная агрессия. Примером может служить отношение к насилию, широко распространенному в американских семьях. Представители правопорядка и большинство медиков считают, что родители, бьющие своих детей, агрессивны. Однако, если вы спросите об этом самих родителей, многие из них, вероятно, скажут, что они вовсе не агрессивны, а только добиваются дисциплины от своенравных и непослушных подростков (Kadushin & Martin, 1981). Такой же ответ дали бы мужья, которые бьют своих жен. На основе опроса состоящих в браке мужчин и женщин Страус, Джеллес и Стейнметц пришли к заключению, что многие мужья рассматривают «брачное свидетельство как лицензию, позволяющую бить жен» (51:гаи5, Gelles & Steinmetz, 1980, p. 3). Эти люди считают, что они имеют право бить своих жен, если жены нарушают их правила. Наблюдая, как мать отшлепала своего ребенка, вы будете думать, что она агрессивна, если не одобряете такое поведение, но отрицать ее агрессивность, если вы ей симпатизируете. А как расценивать действие террористов, захвативших авиалайнер и угрожающих пассажирам? Большинство людей во всем мире осуждают подобные действия и считают террористов преступниками, совершающими грубое насилие. Однако сами террористы утверждают, что они борются за справедливое дело.

Если мы сталкиваемся с проблемой, пытаясь определить, являются ли допустимыми действия наших соотечественников и современников, то представьте себе трудности, с которыми мы встретимся, если придется квалифицировать поведение людей других культур и других исторических периодов. Лишь несколько сотен лет назад в большинстве западных стран муж имел законное право убить свою неверную жену и ее любовника. Что мы скажем о главном персонаже шекспировской трагедии «Отелло»? Был ли Отелло агрессивен, когда лишал жизни Дездемону, думая, что она была ему неверна? Признаваясь в убийстве, он фактически отрицал, что это было преступление, говоря, что «поступил на законных основаниях».

Исходя из концепции агрессии как неправильного поведения, в любом из приведенных примеров мы называем случившееся «агрессией» или отрицаем это, только исходя из того, какую сторону конфликта одобряем. Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным. Определение действия как агрессивного или как не являющегося таковым становится произвольным. Агрессия осуждается обществом (к счастью), но было бы неправильным делать социальное неодобрение необходимой частью определения агрессии.

Цели агрессии

Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы. См. →

www.psychologos.ru

Берковиц Л. Биология и агрессия

​​​​​​​Глава 12 кратко касается двух тем, еще не обсуждавшихся раньше, которые могут быть особенно интересны для читателя.

Во-первых, я рассмотрю влияние биологических факторов на агрессию. Хотя основное внимание в данной книге уделяется психологическим процессам и факторам ситуаций непосредственного настоящего и/или прошлого, нам все-таки стоит согласиться с тем, что агрессия человека и других животных обусловливается также физиологическими процессами в теле и мозге.

Уже проводились многочисленные исследования того, какую роль играют биологические детерминанты. Однако следующая глава будет очень избирательна и затронет лишь малую часть наших знаний о влиянии физиологии на агрессию. Кратко рассмотрев идею агрессивных инстинктов, я исследую вопрос влияния наследственности на склонности людей к насилию, а затем исследую возможное влияние пола гормонов на различные про­явления агрессивности.

В конце главы будет дан краткий обзор того, как алкоголь может повлиять на совершение насилия. Настоящая глава касается прежде всего вопросов методологии. Многие идеи и предположения, изложенные здесь, основываются на лабораторных экспериментах, проведенных с участием детей и взрослых.

Дальнейшее рассуждение посвящено логике, которой пользуются исследователи, проводящие эксперименты над поведением человека.

Жажда ненависти и разрушения?

В 1932 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать какого-либо выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по наиболее актуальным проблемам современности. Лига Наций хотела опубликовать дискуссию, чтобы способствовать этим общению интеллектуальных лидеров современности. Эйнштейн согласился и предложил обсудить причины возникновения международных конфликтов. В памяти ученого еще живо сохранились воспоминания о чудовищной бойне Первой мировой войны, и он полагал, что нет вопроса важнее, чем «поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны». Великий физик, безусловно, не ждал простого разрешения этой проблемы. Подозревая, что воинственность и жестокость таятся в человеческой психологии, он обратился к основателю психоанализа Зигмунду Фрейду за подтверждением своей гипотезы. См. →

Одержимы ли люди инстинктом насилия? Что такое инстинкт?

Для того чтобы оценить понятие инстинктивного влечения к агрессии, нужно сперва прояснить значение термина «инстинкт». Это слово используется совершенно по-разному, и не всегда можно с уверенностью утверждать, что именно подразумевается, когда говорят об инстинктивном поведении. Мы иногда слышим, что человек под влиянием внезапно возникшей ситуации «действовал инстинктивно». Значит ли это, что он отреагировал генетически запрограммированным способом или что он или она отреагировали на неожиданную ситуацию не подумав? См. →

Критика традиционной концепции инстинкта

Главная проблема традиционной концепции инстинкта заключается в отсутствии достаточной эмпирической базы. Специалисты по изучению поведения животных подвергали серьезному сомнению ряд уверенных утверждений Лоренца относительно агрессивности животных. Возьмем, в частности, его замечания об автоматическом сдерживании агрессии у разных видов животных. Лоренц заявлял, что большинство животных, способных легко убить других представителей своего вида, имеют инстинктивные механизмы, быстро останавливающие их атаки. Людям недостает такого механизма, и мы являемся единственным видом, истребляющим самого себя. См. →

Влияние наследственности на агрессивность

В июле 1966 года психически не вполне нормальный молодой человек по имени Ричард Спек убил в Чикаго восемь медсестер. Ужасное преступление привлекло внимание всей страны, пресса подробно описала этот инцидент. Широкой публике стало известно, что Спек носил на руке татуировку «рожденный пробудить ад».

Мы не знаем, действительно ли Ричард Спек родился с преступными наклонностями, которые неумолимо привели его к совершению этого преступления, или может быть «гены насилия», каким-то образом побудившие его к убийствам, были получены от родителей,— но я хочу задать более общий вопрос: существует ли какая-то наследственная предрасположенность к насилию? См. →

Половые различия в проявлении агрессии

Различия в проявлении агрессии у представителей обоих полов стали предметом дискуссий последних лет. Многие читатели, пожалуй, удивятся, если узнают, что по этой теме существуют разногласия. На первый взгляд кажется очевидным, что мужчины более склонны к яростным нападениям, чем женщины. Несмотря на это, многие психологи считают, что различие это не столь очевидно, а порой и совсем незаметно (см., например: Frodi, Macalay & Thome, 1977). Рассмотрим исследования этих различий и попробуем определить роль половых гормонов в стимуляции агрессии. См. →

Влияние гормонов

Половые гормоны могут влиять на агрессивность животного. Стоит только посмотреть, что происходит, когда животное кастрируют. Дикий жеребец превращается в послушного коня, дикий бык становится медлительным волом, шаловливая собака — степенным домашним любимцем. Может существовать и обратное воздействие. Когда кастрированному животному-самцу вводят инъекцию тестостерона, его агрессивность снова возрастает (классическое исследование на эту тему провела Элизабет Бимен, Beeman, 1947).

Может быть, и человеческая агрессия, так же как и агрессия животных, зависит от мужских половых гормонов? См. →

Алкоголь и агрессия

Последняя тема моего краткого обзора влияния биологических факторов на агрессию — это воздействие алкоголя. Уже давно известно, что поступки людей могут сильно меняться после употребления спиртных напитков, что алкоголь может, по выражению Шекспира, «похитить их разум» и, пожалуй, даже «превратить в животных».

Статистика преступлений выявляет четкую взаимосвязь алкоголя и насилия. Например, в работах по изучению взаимосвязи опьянения и убийств людей алкоголь играл роль в половине или двух третях всех убийств, зафиксированных полицией США за последние годы. Спиртные напитки также влияют на разного рода антисоциальное поведение, в том числе и на насилие в семье. См. →

Резюме

В этой главе я рассмотрел несколько путей влияния биологических процессов на агрессивное поведение. Я начал с анализа традиционного понятия агрессивного инстинкта, в частности использования этого понятия в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и в чем-то похожих формулировках, выдвинутых Конрадом Лоренцом. Несмотря на то что термин «инстинкт» чрезвычайно неточен и имеет ряд различных значений, как Фрейд, так и Лоренц считали «агрессивный инстинкт» врожденным и спонтанно генерируемым побуждением к уничтожению человека. См. →

Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории

Стандартная процедура эксперимента. Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов. См. →

www.psychologos.ru

Контроль над агрессией – различные рекомендации – Берковиц

Нет необходимости повторять мрачную статистику. Печальный факт для всех весьма очевиден: жестокие преступления неизменно становятся более частыми. Как может общество сократить ужасающее число случаев проявления насилия, которое его так беспокоит? Что мы — правительство, полиция, граждане, родители и воспитатели, все мы вместе — можем сделать для того, чтобы наш социальный мир стал лучшим или, по крайней мере, более безопасным?

РАЗЛИЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Специалисты, занимающиеся исследованием поведения человека, предлагают различные доктрины. Многие считают здравым наказывать преступников, которые нарушают наши законы. Это политика устрашения, которая широко поддерживается многими общественными социальными кругами, а также большинством полицейских агентств, юристов и довольно обширным рядом ученых. Если поведение можно контролировать посредством его последствий (так, как правило, утверждают ученые), значит, можно понизить уровень преступности, показывая потенциальным преступникам, что их злодеяния будут иметь негативные для них последствия.

Зигмунд Фрейд также симпатизировал методу устрашения. Он считал, что цивилизация в конечном счете основывается на силе, а не на любви и милосердии. Наши законы всегда «готовы направить свои силы против индивида, оказывающего им сопротивление» (Freud, 1933/1950). Угроза наказания оберегает закон и порядок и является основой, на которой построено общество.

Довольно большое число юристов и ученых-правоведов разделяют этот взгляд. Они настаивают: преступление карается законом для того, чтобы предотвратить дальнейшие проступки (хотя, конечно, это не является оправданием суровых санкций). Неумение надлежащим образом обращаться с негодяями только поощряет преступления. Как-то один англичанин выразил эту мысль так: «Люди не склонны к конокрадству, но лошади могут быть украдены».

Защитники системы наказания, конечно же, являются не единственными, кто высказывается по этому поводу. Встречаются и такие люди, кто утверждает, что применение наказания никоим образом не является столь эффективным способом снижения преступлений, как это подразумевается, и что оно редко приносит положительные плоды.

«Мир не становится лучше благодаря использованию силы или полицейских дубинок», — говорят они. Опасность понести тяжкое наказание в действительности не останавливает людей от убийства тех, кого они ненавидят, и, разумеется, не учит их решать свои ссоры дружеским и конструктивным способом. Еще хуже, говорят те же оппоненты, когда мы призываем к вынесению смертного приговора убийце. Тем самым мы толкаем к мщению и обнаруживаем примитивную сторону человеческой натуры. «Казня убийц, — заметил однажды один из авторов, — мы совершаем ту же ошибку, что и ребенок, бьющий стул, о который он ударился».

Как можно избежать подобной ошибки? Некоторые психологи, специалисты по психическому здоровью, полагают, что идеальным решением проблемы преступного насилия является, по общему мнению, поиск способов «очищения» и «освобождения» от сдерживаемых агрессивных импульсов. Они утверждают, что люди могут уменьшить силу импульсов, задействовав их иным образом: в воображении, или в реальной ситуации, или даже в спортивных соревнованиях. Я называю таких специалистов терапевтами-вентиляционистами, из-за их веры в успех «проветривания» чувств. Психологи также говорят, что такие психиатры придерживаются гидравлической концепции мотивации, так как они, по существу, считают, что внутри у человека есть некий резервуар, где аккумулируется агрессивная энергия, которая постоянно толкает его совершать физическое насилие (см.: Zillmann, 1979, р. 118-122; Berkowitz, 1970 b, July 1973 b; Geen & Quanty, 1977; Feshbach, 1984).

Некоторые специалисты по психическому здоровью, сторонники позиции «гидравлики мышления», в том числе Фрейд и его последователи, считают, что импульс к совершению насилия является инстинктивным и что он аккумулируется сам по себе как результат неизвестных биологических процессов. Остальные хотя и не утверждают, что существует агрессивный инстинкт, тем не менее полагают, что люди ведут себя как склады спрессованных сильных импульсов. Согласно им, мы носим внутри себя последствия различных агрессивных импульсов, появившихся в результате угроз и фрустраций, пережитых нами в нашей жизни. Разумно, в целях сохранения нашего психического здоровья, дать разрядку этим сдерживаемым агрессивным побуждениям. Вентиляционист Фриц Перле (Fritz Perls), один из создателей гештальттерапии, привел следующий аргумент:

Если человек сдерживает агрессию… если он загнал в бутылку свою ярость, мы можем найти выходное отверстие. Мы должны дать возможность этому человеку выпустить пар. Когда он ударяет по мячу, колет дрова или выполняет любое другое агрессивное действие, например играет в футбол, часто случаются чудеса (Perls, 1969, р. 116). Сторонники более экстремальных подходов пошли гораздо дальше. Они приписывают многие болезни общества отсутствию достаточного числа выходов агрессивным импульсам. «Если общество в опасности,— сказал как-то один из них,— то это не из-за агрессивности людей, а потому, что их агрессивность подавляется» (Storr, 1968, р. 109). То есть, по общему мнению этих психологов, должны быть найдены соответствующие способы освобождения агрессивной энергии, которая образуется внутри нас.

Что является альтернативой, если эта концепция неверна? Обширное изучение вопроса показывает, что в этой концепции действительно допущена ошибка. Но что можно сделать в случае нашей неспособности реабилитировать сильных преступников или смирить их через игры в футбол, плавание на каноэ или восхождение на гору? Может быть, нужен какой-то иной способ психологического вмешательства, который бы придал особое значение воспитанию и излечению преступников? Карла Меннингера, известного во всем мире создателя Клиники Меннингера, настолько отталкивали традиционные способы борьбы с преступниками, что он назвал одну из своих книг «Криминальность наказания». «И пока дух мщения носит некоторый отпечаток респектабельности, — писал он, — и проникает в общественные умы, вселяя этого дьявола в букву закона, мы не продвинемся ни на йоту вперед в направлении к обузданию преступлений» (Меnninger, 1968, р. 165). По мнению Меннингера и многих других, лучший путь к снижению преступности — это реабилитация или очищение преступников.

Часть 4 посвящена этим трем основным способам контроля и снижения насилия: угрозе наказания людей, ведущих себя агрессивно, «разрядке» сильных импульсов посредством различных форм выплеска агрессивных эмоций и поощрению к освоению нового поведения. Каждый из этих подходов сталкивается со многими трудностями. В главе 10 внимание сосредоточено на эффективности внешнего общественного контроля; также будет описано исследование системы наказания на примере введения смертной казни и ограничения возможности использования огнестрельного оружия. В главе 11 речь пойдет о психологических воздействиях на человека, о процедурах, направленных, по сути, на то, чтобы изменить побуждения человека нанести вред другому. В этой связи я хочу сконцентрироваться в основном на подходах, поощряющих людей выражать свои чувства и эмоциональные импульсы, а также на других психологических методах, в основном пытающихся помочь человеку освоить новое для него поведение.

Использование наказания для сдерживания насилия

Немало воспитателей и специалистов-психиатров осуждают использование наказания как попытки повлиять на поведение детей. Сторонники отказа от применения насильственных методов сомневаются в нравственности использования физического насилия, даже в целях социального блага. Другие специалисты настаивают на том, что эффективность наказания маловероятна. Оскорбленные жертвы, говорят они, могут приостановиться в совершении осуждаемых поступков, однако подавление будет лишь временным. Согласно этому взгляду, если мать шлепает своего сына за драку с сестрой, мальчик может на время перестать проявлять агрессию. Однако не исключена возможность, что он ударит девочку снова, особенно если полагает, что его мать не увидит, как он это делает. См. →

www.psychologos.ru

Прайм – еврознак, 2001. – 512 с

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ 13

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15

ПРЕДИСЛОВИЕ 17

Глава 1

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24

Слишком много значений 24

Следуя значениям обыденной речи 24

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25

Агрессия как неправильное поведение 26

Цели агрессии 28

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29

Разнообразие агрессивных целей 31

Желание причинить ущерб 31

Определение, принятое в данной книге 32

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32

Другие классификации 37

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42

Гнев отличается от агрессии 43

Враждебность 44

Агрессивность 44

РЕЗЮМЕ 44

Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49

Другие возможные агрессивные цели 49

Они могут также хотеть причинить вред 50

Глава 2

СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53

ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ», 1939 53

Определение и основные положения 54

Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57

Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58

Только произвольные (незаконные) фрустрации 59

Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62

Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63

Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65

Наблюдения в естественных условиях 65

Экспериментальные данные 67

Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций

на фрустрацию 69

ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70

Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70

Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71

РЕЗЮМЕ 71

Глава 3

МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73

НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74

Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75

Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь

прекращение болевого воздействия? 76

Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77

Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77

Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82

Негативный аффект, но не стресс 82

Краткое резюме представленной теоретической модели 83

Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87

Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87

Некоторые ограничения 93

Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ

СИГНАЛОВ 99

Реакции на внешние ключевые сигналы 100

«Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100

Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106

Связь доступной мишени с неудовольствием 107

РЕЗЮМЕ 110

Глава 4

МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114

Чем определяется эмоциональное состояние? 114

Когнитивные концепции эмоции 114

Какие интерпретации продуцируют гнев? 114

Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119

Эксперименты с ложной атрибуцией 122

Атрибуции при переносе возбуждения 123

Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126

Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129

Следствия экспрессивных реакций 129

Теория эмоций Джеймса—Ланге 130

Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131

Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134

Проявление признаков гнева 134

Настроения могут влиять на мысли 135

Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138

Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того,

что произошло 138

Заострение и усиление негативной концепции 139

Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139

Понятие «прайминга» (priming) 140

Мысли влияют на сдерживание агрессии 142

Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142

Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и

все же быть агрессивными 148

Вне зоны осознания 148

Игнорирование несовместимостей 149

РЕЗЮМЕ 156

Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Глава 5

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161

Два вида последовательности 162

Примеры различных форм одновременной последовательности 163

Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164

Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной

жизни 165

Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165

Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169

Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169

Два заслуживающих внимания исследования 170

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177

Разные типы агрессивных людей 177

Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178

Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178

Эмоционально-реактивные агрессоры 185

Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191

РЕЗЮМЕ 195

Глава 6

РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198

ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200

Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203

Вознаграждение за агрессию 203

Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204

Вознаграждения, исходящие от жертвы 209

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227

Конфликт в семье 228

Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228

Влияние моделирования 231

«Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231

РЕЗЮМЕ 234

Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 7


НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ

ЭФФЕКТ 241

Преступления-имитации: заразность насилия 241

«Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241

Статистические данные о заразности насилия 242

Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243

Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия

в масс-медиа 246

Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность

проявления агрессии? 246

Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250

Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268

Формирование представлений об обществе у детей 269

Тезис о культивировании 269

Приобретение агрессивных наклонностей 270

Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274

«Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274

Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276

РЕЗЮМЕ 278

Глава 8


НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285

Взгляды на проблему насилия в семье 285

Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286

Ссылки на результаты исследований 288

Социальные нормы и общественные ценности 288

Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295

Предыстория семьи и личная предрасположенность 300

Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия

в семье 311

Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315

РЕЗЮМЕ 317

Глава 9

УБИЙСТВА 320

ВВЕДЕНИЕ 321

Закон, убийство, предумышленное убийство 322

Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322

Различные случаи провоцирования убийств 325

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331

Личная предрасположенность 332

Склонны ли убийцы к насилию? 332

Можно ли разделить убийц на категории? 333

Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336

Социальное влияние 338

Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339

Социальная дезорганизация 342

Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352

Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352

Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356

РЕЗЮМЕ 358

Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ

Различные рекомендации 361

Глава 10

НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365

Наказание: «за» и «против» 365

Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365

Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367

Удерживает ли наказание от применения насилия? 369

Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369

Строгость и неизбежность наказания 373

Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381

Некоторые ответы на возражения 382

РЕЗЮМЕ 389

Глава 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391

КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391

Вентилирующие чувства 392

Что следует понимать под проявлением чувств? 393

Гипотеза катарсиса 395

Катарсис через воображаемую агрессию 395

Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397

Эффект последействия реальной агрессии 403

Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403

Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407

Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413

Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414

Самосознание и самоконтроль 418

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420

Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421

Снижение эмоциональной реактивности 425

Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под

руководством Новако 426

Некоторые рекомендации по применению 429

Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431

Сомнения 431

Есть ли надежда? 433

РЕЗЮМЕ 434

Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 12


БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438

ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438

ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440

Что такое инстинкт? 440

Дарвиновская концепция 441

Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442

Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446

Неадекватная эмпирическая база 447

Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447

Различные виды агрессии 448

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451

«Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451

Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451

Современное обоснование влияния наследственности 452

Датские исследования генетических факторов 453

Половые различия в агрессии 457

Некоторые результаты исследований 458

Влияние гормонов 462

Воздействие мужских гормонов 462

Заключение 467

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467

Проблемы воздействия алкоголя 468

РЕЗЮМЕ 473

Глава 13

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475

СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475

Машина агрессии Басса 475

Модификации и варианты 477

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480

Проблема валидности 480

О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484

О возможных экспериментальных артефактах 486

РЕЗЮМЕ 492

Глава 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494

НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497

ФАКТОРЫ РИСКА 499

КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.dogmon.org

Берковиц Л. Развитие склонности к насилию

Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности

​​​​​​​В главе 5 было показано, что некоторые люди имеют устойчивую склонность к насилию. Используют ли они агрессию для достижения своих целей, то есть инструментально, или просто взрываются приступами сильнейшей ярости, но такие люди ответственны за немалую долю насилия в нашем обществе. Более того, многие из них проявляют свою агрессивность в самых разнообразных ситуациях и в течение многих лет. Каким образом они становятся столь агрессивными? См. →

Опыт переживаний детства

Для некоторых людей ранний опыт семейного воспитания в значительной степени определяет их дальнейшие жизненные пути и даже может существенно повлиять на шансы стать правонарушителями. На основе своих данных и результатов ряда других исследований, проведенных в нескольких странах, Маккорд пришла к заключению, что воспитание ребенка часто оказывает «длительное воздействие» на развитие антисоциальных наклонностей. См. →

Прямые влияния на развитие агрессивности

Некоторые из тех, кто склонны к насилию, продолжают быть агрессивными в течение многих лет потому, что получали вознаграждение за свое агрессивное поведение. Они часто атаковали других людей (по сути, «практиковались» в этом), и оказывалось, что агрессивное поведение всякий раз приносит им те или иные выгоды, окупается. См. →

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями

Если неприятные чувства действительно порождают побуждение к агрессии, то вполне может быть, что у детей, часто подвергавшихся негативным воздействиям, к подростковому периоду и далее в ходе взросления постепенно развиваются сильно выраженные наклонности к агрессивному поведению. Такие люди могут становиться эмоционально реактивными агрессорами. Для них характерны частые вспышки гнева, они в ярости набрасываются на тех, кто вызывает их раздражение. См. →

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?

Должны ли родители физически наказывать своих детей, даже если подростки явно и вызывающе не подчиняются их требованиям? Мнения специалистов, занимающихся проблемами развития и воспитания детей, по этому вопросу расходятся. См. →

Объяснение наказания

Психологи, которые осуждают применение наказаний в воспитании ребенка, никоим образом не выступают против установления твердых стандартов поведения. Обычно они говорят, что родители должны точно определить, почему дети, для их же пользы, обязаны выполнять эти правила. Более того, если правила нарушаются, взрослые должны убедиться, что дети поняли, что поступили неправильно. См. →

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона

Анализ Паттерсона начинается с довольно весомого предположения: многие дети в основном научаются агрессивному поведению в результате взаимодействия с другими членами их семей. Паттерсон признает, что на развитие ребенка влияют не только стрессовые ситуации, воздействующие на семью, например безработица или конфликты между мужем и женой, но и другие факторы. См. →

Непрямые влияния

На формирование личности подростка также могут оказывать воздействие и непрямые влияния, не предполагающие чьего-либо специального намерения. Ряд факторов, включая культурные нормы, бедность и другие ситуационные стрессоры, может косвенным образом влиять на формирование паттернов агрессивного поведения, я здесь ограничусь только двумя такими непрямыми влияниями: несогласие между родителями и наличие антисоциальных моделей. См. →

Влияние моделирования

На развитие агрессивных склонностей у детей могут влиять также и образцы поведения, демонстрируемые другими людьми, независимо от того, хотят ли эти другие, чтобы дети им подражали. Этот феномен психологи обозначают термином моделирование, определяя его как влияние, оказываемое наблюдением за тем, как выполняет определенные действия другой человек, и последующую имитацию наблюдающим поведения этого другого лица. См. →

Резюме

Общее предположение о том, что корни устойчивых антисоциальных способов поведения во многих (но, вероятно, не во всех) случаях могут быть прослежены до влияний, оказанных на человека еще в детстве, получило значительное эмпирическое подтверждение. См. →

Часть 3. Насилие в обществе

Глава 7. Насилие в масс-медиа

Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект. Преступления-имитации: заразность насилия. Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа. Насилие в СМИ: длительные эффекты при повторяющемся воздействии. Формирование представлений об обществе у детей. Приобретение агрессивных наклонностей. Понять «Почему?»: формирование социальных сценариев. См. →

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *