Беседа как вид общения – —

Деловая беседа как форма делового общения. Виды деловых бесед

В практической деятельности существуют разнообразные формы общения:

—       деловые переговоры;

—       деловые беседы;

—       совещания;

—       деловая переписка;

—       организационно-техническое общение (компьютер, факс) и т. д.

При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно это:

—       просто деловой разговор заинтересованных лиц;

—       устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Задача деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.

Функции деловой беседы:

—       взаимное общение работников одной сферы;

—       совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

—       контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов;

—       стимулирование деловой активности.

Каждая деловая беседа в той или иной степени отражается на эффективности деятельности организации в целом и деятельности конкретных сотрудников в частности.

Вид деловой беседы зависит от ее целей и ее места в определении направления деятельности организации.

По назначению деловые беседы могут быть разнообразными:

—       беседа – знакомство руководителя и будущего подчиненного при принятии решения о поступлении на работу;

—       деловая беседа между двумя коллегами при обсуждении ими путей или методов реализации поставленных целей;

—       деловая беседа будущих партнеров по взаимодействию, деловому сотрудничеству между фирмами;

—       беседа – установление деловых контактов;

—       беседа – обмен информацией и др.

По характеру деловые беседы бывают официальными и неофициальными, так называемыми рабочими.

По направленности – целевыми, преследующими конкретные задачи, и общими.

По степени свободы – регламентированными, например, анкетирование  и не регламентируемыми, например дружеский разговор.

В структурной организации деловой беседы можно выделить следующие этапы:

1)      подготовка к беседе;

2)      собственно деловая беседа;

3)      критический разбор беседы

Как правило, деловые беседы планируются заранее. Подготовка к беседе включает несколько этапов.

Первый этап. Подготовка беседы начинается с определения цели и круга обсуждаемых вопросов. Формулировка цели беседы должна быть предельно краткой, однозначно понимаемой и представляющей интерес как для одной, так и для другой стороны.

Второй этап. Получение информации об участниках беседы (служебное положение, политические взгляды, отношение к окружающим, заслуги, любимые и запретные темы для разговора). Такую информацию обычно получают у партнеров, клиентов, общих знакомых и т.п. Однако к ней нужно относиться осторожно, поскольку на нее могут влиять различные субъективные и объективные обстоятельства.

Третий шаг. Выработка стратегии и плана беседы,  подбор различных тактических «заготовок». План включает схему изложения материала, предопределяющую  структуру беседы. В серьезной беседе схемой допускается пользоваться открыто, но насколько близко ей следовать, определяется конкретными обстоятельствами: запасом времени, опытом и пр. Помимо плана на подготовительном этапе может быть составлен предварительный текст выступления, состоящий из набора ключевых понятий и детально проработанных фрагментов, полной формулировки деловых предложений.

Четвертый шаг. Репетиция, сначала наедине с собой, а затем, возможно, с кем-нибудь из коллег.

Пятый шаг. Определение и согласование с партнерами места и времени встречи. Если участниками беседы являются сотрудники одной организации, то она может проходить в кабинете руководителя, на рабочем месте подчиненного, в зале заседаний, а также во внеслужебной обстановке, вплоть до домашней. С посторонними лицами беседы проводятся в кабинете пригласившего, или в специальной комнате для бесед и переговоров.

Собственно деловая беседа состоит из пяти фаз:

1)   начало беседы – вступление в контакт;

2)    постановка проблемы и передача информации;

3)   аргументирование выдвигаемых положений;

4)   принятие решения;

5)   фиксация договоренности и выход из контакта.

Первая фаза – начало беседы, вступление в контакт. Основная цель этого этапа – привлечь внимание собеседника, поддержать общий благоприятный фон беседы.

Сама беседа начинается с приветствия и осмысления первых личных впечатлений о партнерах с учетом знаний о них, приобретенных на подготовительном этапе. Во вступительной части беседы, которая может занимать до 15 % отведенного времени,  желательно:

—       снять психологическую напряженность;

—       достичь взаимопонимания на основе проявления искреннего уважения и интереса к личности и делам друг друга;

—       дать понять собеседнику, что вы считаетесь с его мнением, знаниями как специалиста, например: «Очень приятно, что именно с Вами мы будем обсуждать данную проблему, поскольку именно Вы (именно о Вас я наслышан как о …) являетесь ведущим специалистом в …». Эта фраза позволяет показать ваше расположение к партнеру по деловой беседе, создать доброжелательную обстановку для продолжения беседы.

Вторая фаза – постановка проблемы и передача информации. Цель этого этапа – пробудить в собеседнике заинтересованность.

Третья фаза – аргументирование выдвигаемых положений. Цель – отстоять свои интересы, детально обосновать свои доводы.

Поскольку в процессе беседы важно выяснить, почему собеседник воспринимает ситуацию так, а не иначе, ему нужно дать возможность высказаться, вставляя в нужные моменты замечания или задавая вопросы. Делается это спокойно, аргументировано, без попытки уличить человека в чем-либо или категорично настоять на собственном мнении. На этом этапе важно внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь на обдумывание дальнейшего хода ведения беседы. Слушая, выделять и улавливать слабые, уязвимые места в аргументации собеседника или возможность успешной «состыковки» намерений обеих сторон.

Четвертая фаза – принятие решения. Цель этапа – установить или смягчить разногласия, наметившиеся до беседы или возникшие в ее процессе, достигнуть компромиссного решения.

Особенность деловой беседы такова, что после обмена сообщениями она протекает в форме диалога. На этом этапе беседа является  импровизацией. Рекомендуется участникам беседы использовать разные типы вопросов: открытые и закрытые; риторические; радикальные; вопросы, подавляющие сопротивление.

Пятая фаза – фиксация договоренности, выход из контакта. Цель этого этапа – сохранение и стимулирование благоприятного отношения сторон друг к другу и в личном плане, и в плане выполнения намеченных действий.

Инициатор подводит итоги, показывает, как может быть использована информация, призывает к ее осмыслению и последующим активным действиям. Если продолжительность беседы заранее не регламентировалась,  это является сигналом к ее завершению.

Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее намеченной цели беседы.

Критический разбор беседы проводится на основе записей, сделанных в ходе общения.

students-library.com

Беседа на тему «Модель человеческого общения»

Беседа с элементами игры на тему «Модель человеческого общения»

Цель: раскрыть понятие «общение» и его роль в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

— раскрыть содержание понятия «общение»;

— познакомить с способами общения;

— закрепить навыки бесконфликтного общения;

— формировать знания и умения детей по культуре общения и поведения.

Коррекционные:

— коррекция поведенческих отклонений в игре «Толкалки без слов».

Воспитательные:

— воспитание вежливости, привычки соблюдения правил этикета в общении.

Предварительная работа: провести тестирование «Приятно ли с вами общаться?»

Материалы к занятию: слайд-презентация, чистые листы бумаги.

Ход беседы.

«Нет большей роскоши, чем

роскошь человеческого общения»

Антуан-де-Сент Экзюпери.

  1. Организационный момент.

Перед вами чистые листы бумаги. Возьмите их и четко выполняйте мою инструкцию: сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга.

— Что вы видите? (У всех листы получаются разные.)

— Что это значит? (Это говорит о том, что все мы очень разные и проявляется это абсолютно во всем: в наших поступках, поведении, привычках, мимике, жестах и пр.)

— Как вы думаете, для чего я дала вам это упражнение? (Для того чтобы вы наглядно смогли убедиться, что каждый из нас по-своему перерабатывает информацию, видит ее под своим углом зрения. И нельзя сказать, что чей-то листок лучше, а чей-то хуже, кто-то оторвал уголок правильно, а кто-то – нет.)

Как правило, на основе различий и возникают ссоры между людьми. В психологии ссору называют конфликтом.

Конфликт – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Чтобы не возник конфликт во время общения, мы должны научиться правилам общения и узнать радость от общения.

  1. Основная часть.

а)- Ребята, как вы думаете, что такое общение?

Общение – это вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.

Существует различные способы общения. Ученые утверждают, что с помощью:

—слов передается 7% информации;

—звуковых средств 38% информации;

—мимики, жестов, поз 55% информации.

Что это значит, как вы думаете?

Слово – это через речь человека, через разговор людей.

Звуковые средства – это голос, темп голоса (криком, шепотом, сердитым голос, радостным голосом, грустным голосом и т.д.)

Мимика, жесты, позы, взгляд – это через движение, взгляды.

б) А теперь давайте, с помощью способов общения выполним задание.

Задание:

  1. Сделать замечание другу, чтобы не спровоцировать конфликт.

  2. Успокой маму, которая тебя за что-то ругает.

  3. Скажи одну и ту же фразу с разными интонациями: «Доброе утро»

в) Физпауза: игра «Толкалки без слов».

—У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в транспорте, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?

Вы должны свободно двигаться по комнате, касаться друг друга, толкаться, постукивать, щипаться, но никто не разговаривает.

Анализ игры:

-Трудно ли все это проделывать молча?

-Было ли ощущения раздражения?

-Могла ли между некоторыми из вас возникнуть ссора?

-Помогли бы вам избежать правильно подобранные слова?

-Умейте дружить, уступать друг другу, находить добрые слова.

г)Упражнение «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»

-Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит «волшебных» слов. Одна подумаем над словами – приветствиями, другая над словами – извинения.

(Ребята соревнуются, кто больше назовет вежливых слов.)

д) Результат тестирования «Приятно ли с вами общаться?» на закрепление.

1-3 балл. Общаться с вами не очень-то приятно, можно сказать, даже тяжело. Подумайте об этом, сделайте выводы, и тогда у вас все будет просто замечательно!

4-8 балл. С вами говорить просто и приятно потому, что вы всегда можете выслушать своих друзей. Но вас трудно назвать общительным человеком. Иногда, особенно когда у вас нет настроения, вы бываете рассеяны.

9-11 балл. Поздравляем, общаться с вами – одно удовольствие! Друзья никогда не смогут обойтись без ваших веселых рассказов и шуток. И это просто замечательно!

е) Тот, кто думает, что может обойтись без других ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильней! Общение всегда строится, как игра, по определенным правилам.

Работа групп обобщается в следующий свод правил:

  1. Улыбайтесь!

  2. Будьте хорошим слушателем.

  3. Не перебивайте говорящего.

  4. Помните, что имя человека – самый сладостный звук на любом языке.

  5. Искренне интересуйтесь другим человеком.

  6. Помните главные условия общения.

  7. Не забывайте о самоконтроле в общении.

По результатам тестирования вы узнали свою оценку по самоконтролю, примите ее во внимание.

3.Подведение итога.

— Что нового узнали из нашей сегодняшней занятии?

— Что было интересно?

— Закончить нашу беседу я хотела бы притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, я докажу это: я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», — я спрошу: «Живая она или мертвая?» Если он скажет: «Живая», я ее сожму и убью, а если – мертвая – разожму руку, и она улетит.

Человек спросил: Что у меня в ладонях?

Мудрец сказал: Бабочка.

Человек: А какая она, живая или мертвая?

Мудрец ответил: Все в твоих руках!

— Юность – время благодатное для формирования своего характера, для самовоспитания личности и совершенствования культуры общения.

Вы учитесь, изучайте литературу, стремитесь к идеалу общения. И тогда у вас все будет хорошо. Это поможет вам жить и работать. Как сказал мудрец: «Все в твоих руках!»

infourok.ru

Деловая беседа как основной вид делового общения

Целью контрольной работы является изучение этики и психологии ведения бесед и переговоров, а также обнаружение различий бизнесменов разных стран.

Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: рассмотрение основных этапов ведения деловой беседы, а также психологически целесообразное ведение переговоров, характерные черты народов разных стран и особенности их этикета.

1 Деловая беседа как основной вид делового общения

1.1 Особенности ведения деловой беседы

Деловая беседа – это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и досуга для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Подлинное значение такого рода делового общения в обществе в полной мере начинает осознаваться только сейчас, в связи с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. В стране с каждым годом появляется всё больше и больше предприимчивых и способных деловых людей.

1.2 Функции деловой беседы

Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций [3, c.34]. К их числу следует отнести:

· Взаимное общение работников из одной деловой сфере.

· Совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов.

· Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий.

· Поддержание деловых контактов.

· Стимулирование деловой активности.

Во время беседы работники могут получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума её участников при принятии важных управленческих решений.

1.3 Этапы проведения беседы

Основными этапами деловой беседы являются:

1. Подготовительные мероприятия

2. Начало беседы.

3. Информироние присутствующих

4. Аргументирование выдвигаемых положений

5. Завершение беседы.

1.3.1 Подготовительные мероприятия

Место деловой беседы выбирается с учётом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет приглашающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым. Обстановка в любом случае должна быть спокойной, уединённой, исключено неожиданное появление посторонних, Шуи, звонки и. т. п., ибо это нервирует, но не «интимной». Во многом её определяет даже цвет стен, освещенность, мебель и характер её расположения.

Планирование деловой беседы позволяет определить её конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время его проведения.

Сбор материала для деловой беседы — очень трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат времени [5, с.135]. Но это один из важнейших этапов подготовки к беседе. Он включает в себя поиск возможных источников информации «из личных контактов, докладов, научных исследований, публикаций).

1.3.2 Начало беседы.

Начало беседы — очень важный этап, и поэтому не следует им пренебрегать. Задачи это этапа следующие:

· установление контакта с собеседником;

· создание рабочей атмосферы;

· привлечение внимания к деловому разговор.

Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10 – 15 % времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности. Если встреча происходит между людьми разных рангов, инициативу должен взять на себя старший. Если между гостями и хозяевами – представитель принимающей стороны. В последнем случае желательно предложить прибывшим слегка подкрепить свои силы, например, выпить прохладительные напитки.

Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое значение. Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора.

1.3.3 Информирование присутствующих

Следующим основным этапом деловой беседы является информирование присутствующих, то есть передача сведений, с которыми человек должен познакомить их [2, с.236]. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности), профессиональной и по возможности наглядной (наглядные пособия). При этом всегда, когда это возможно, следует сообщить присутствующим источник информации человека.

1.3.4 Аргументирование выдвигаемых положений

После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы – обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, занимаемая позиции собеседников. С помощью аргумента можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положение и факты, изложенные обоими собеседниками.

В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда собеседник хочет что-то доказать или обосновать, и контраргументная, с помощью которой собеседник опровергает утверждениям партнёров по переговорам.

Для построения обеих конструкций используется следующие основные методы аргументирования:

1) Функциональный метод – прямое обращение к собеседнику, который знакомит с фактами и сведениями. Важную роль играют цифровые примеры.

2) Метод противоречия – основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента (оборонительный метод).

3) Метод извлечения выводов оснований на точной аргументации.

4) Метод опроса – вопросы задаются заранее людям.

5) Метод сравнения – при таком методе аргументирования один факт сравнивают с другим аналогичным фактом.

1.3.5 Завершение беседы

Последний этап беседы – её завершение. Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе беседы решают я следующие задачи:

· достижение основной цели;

· обеспечение благоприятной атмосферы;

· стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий.

1.4 Дебюты начала беседы

Неправильными дебютами начала беседы являются:

а) Следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности.

б) Избегать проявления неуважения и пренебрежения к партнёру.

в) Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника, подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию

Правильными дебютами начала беседы считаются:

а) Снятие напряжённости. (Например, рассказать какой-нибудь лёгкий анекдот).

б) Метод зацепки. (Заинтересовать собеседника в чём-либо).

2 Особенности ведения деловых переговоров

2.1 Создание психологического климата во время переговоров

Переговоры – это основной способ получить от других людей то, чего мы хотим. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; всё меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Будь то в деловой сфере, правительственных кругах или в семье, люди достигают большинства решений путём переговоров.

Перед началом переговоров надо создать благоприятный психологический климат следующим путём:

1. Ненавязчиво внушить партнёру сознание его собственной значимости, или авторитета фирмы, которую он представляет.

2. Проявлять исключительное внимание к партнёру.

3. Не стоит спорить, в девяти случаях из десяти спор заканчивается ничем.

4. Соблюдать правила тактичных переговоров (не говорить быстро, медленно, громко; постараться найти по каждой проблеме ключевую фигуру).

2.2 Выслушивание партнёра как психологический приём

Слушание бывает: активное (когда переспрашивают) и пассивное (партнёры не вдумываются в суть разговора), эмпатическое (сопереживают друг другу).

Правила эмпатического слушания:

1. Готовность освободиться от собственных переживаний и настроится на волну говорящего.

2. Говорящий должен почувствовать, что его не только правильно поняли, но и приняли.

3. В тех случаях, когда партнёр возбуждён, человеку достаточно просто поддержать его короткими фразами: «Да, да!», кивнуть головой и повторить его последние слова.

2.3 Психологически целесообразное ведение переговоров

При деловых переговорах необходимо сконцентрировать внимание на предмете переговора, не упускать из виду намеченную цель. Прежде всего надо обратить внимание на относящиеся к комплексу проблем аргументы, выдвинутые партнёром при изложении его точки зрения. Необходимо реагировать на высказывание партнера в зависимости от этой оценки; подтверждать свою компетентность в обсуждаемых на переговорах вопросах убедительными аргументами.

· Если партнёр отрицательно реагирует на предложение сотрудника данной фирмы, важно выяснит причины такой его позиции:

— не чувствует ли он себя обделённым;

— не связана ли для него реализация вашего предложения с различными негативными моментами;

— есть ли у него полномочия, необходимые для принятия решений.

· Не надо пытаться парировать утверждения партнёра с помощью встречных утверждений. Попросить его уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения.

· Партнёр хочет почувствовать, что на переговорах к нему относятся как к специалисту в соответствующей области. При обращении к нему стараться особо подчеркнуть это.

· Позаботиться о том, чтобы партнёр мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения.

Если переговоры, тем не менее, зашли в тупик, положение можно поправить.

Необходимо рассмотреть проблему с другой стороны и начать новую фазу переговоров. Использовать при этом целесообразные формулировки, например: «Подойдём к проблеме с другой стороны…». Ссылаться на накопленный в ходе сотрудничества опыт [4, с.56]. Своё несогласие с чужим мнением следует выражать конструктивно и аргументировано, ни в коем случае не допуская резких выпадов и выражений, унижающих человеческое достоинство.

mirznanii.com

План-конспект занятия ( класс) на тему: Беседа на тему: «Секреты общения»

Секреты общения.

Вектор совместных усилий.

Задача: Активизация процесса самопознания через постижение   внутреннего мира собеседника, формирующего первое впечатление о человеке.

Упр. «Конспект»

   Работа в парах. Посмотреть друг на друга и описать внешность партнера без оценки, описать характер друг друга.       

Упр. «Найди отличия».

Водящий запоминает позы играющих, отворачивается, играющие по

указанию ведущего, несколько изменяют свои позы. Входящий пытается найти отличия.

— Легко ли было найти отличия?

— В чем были трудности?

Тест «Коэффициент общительности».

На каждый вопрос ответить: «да», «иногда» или «нет».

1). Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2). Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока становится уже невмоготу?

3). Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, на каком-либо совещании?

4). Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5). Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6). Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой: показать дорогу, назвать время?

7). Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8). Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9). В кафе вам подали явно не доброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10). Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11). Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?

12). Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по расследованию конфликтных ситуаций?

13). У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлите. Это так?

14). Услышав где-нибудь «в кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15). Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

16). Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в  устной?

Ключ к тесту: за каждое «да»             -2 очка

                                           «иногда»    — 1 очко

                                            «нет»         — 0 очков

Суммируйте очки.

30-32- вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, т.к. страдаете от этого больше всего вы сами, но и близкие вам люди. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29- вы замкнуты, предпочитаете одиночество. В вашей власти переломить особенности характера. Стоит только встряхнуться.

19-24 – вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы.

14-18- у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы, отстаиваете свою точку зрения спокойно. Не любите шумных компаний.

9-13- вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь, любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Отходчивы, но нет терпения.

4-8- вы «рубаха парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление.

3-и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. 

Беседа. «Классификация общения. Механизмы взаимовосприятия.  Вербальное общение».

   Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению – важное человеческое качество. Симпатия к людям, легко вступающим в контакт, умеющим располагать к себе. Эффективно умеют общаться далеко не все люди. Неумение эффективно общаться – главное препятствие на пути достижения целей. В процессе общения мы: познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими, переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого. Социальный смысл общения – средство передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения – духовное обогащение.

                                Общение:

1). Вербальное  (речевое): устная и письменная речь.

2).Невербальное (бессловесное): мимика, жесты, интонация, прикосновения ит.д.

 Упр. «Эти разные слова».

  Участники по очереди называют слова синонимы, на предложенные          понятия ведущим.

   Назовите слова, которыми можно: пригласить, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, похвалить. Какие слова слышать приятно, а какие – нет?

«Приемы эмоционального общения». Общение.

1). Эмоциональное

а). На уровне эмоциональной рефлексии («поглаживания», «уколы»)

б). На уровне духовных отношений (эмоциональные контакты, духовные    состояния)

2). Неэмоциональное (информирование, побуждение).

  «Поглаживания» — способы эмоциональной поддержки собеседника   (осуществляется по принципу: «стимул-реакция»).

— комплимент

— поддакивание  (да-да; да, ты прав; угу; а как же иначе; конечно)

— дружеские жесты и мимика (объятия, похлопывания по плечу,   рукопожатие, подмигивание)

— эмоциональное заступничество (« что вы к человеку пристали!» «он не   мог поступить иначе», « он все делает правильно!» «это не его вина, а его беда»)

— похвала (молодец, умница)

— проявление нежности (ах ты мой родной; дорогая…; умница  моя)

— сочувствие (ты мой бедненький; горе ты мое луковое; ты моя  маленькая…)

— успокаивание (не волнуйся, дорогой; успокойся, все будет хорошо)

— проявление дружелюбия (ничего, справимся; не переживай,   преодолеем)

Внешние проявления эмоционального общения: доброжелательность,   улыбка, предупредительность, вежливость. Внутренние проявления – спокойный настрой, отсутствие напряженности и агрессивности.

 Упр. «Воспроизведи интонацию».

Один участник говорит фразу с эмоциональной интонацией, второй- повторяет услышанную интонацию, угадывает и задает свою интонацию  следующему  участнику.

— Легко ли было угадывать?

— Что легче: угадать или воспроизвести интонацию?

— Какую роль играет интонация в жизни?

Игра «Железнодорожная касса».

Выбирается кассир, охрана, остальные участники – пассажиры.

Вы на вокзале и через 15 мин. Отходит ваш поезд. В кассе остался один билет, но кассир придерживает его по своим соображениям. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет. Участники образуют очередь у кассы. По знаку ведущего, касса открывается и через 15 мин. Закроется.

— Кому бы продал билет кассир? Почему? Кому бы он не продал билет? Почему?

 Упр. «Комплимент».

Поставьте два стула в центре круга друг напротив друга. Желающий участник занимает один из двух стульев, все остальные по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый участник должен занять место слушателя.

  Обратная связь.

— Что позволяло чувствовать себя комфортно?

— Что мешало, создавало напряжение?

nsportal.ru

Беседа «Простые правила общения»

Беседа «Простые правила общения»

Умение общаться – весьма значимо для современного человека. И, как любое умение, оно приходит не сразу и требует знания некоторых правил, тренировок и упражнений. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Человек, с которым вы общаетесь, может быть невоспитанным и невнимательным, глупым, агрессивным. Но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Ищите то, что вас сближает – в стиле, манере общения. Чем больше сходства с собеседником будет у вас в разговоре (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше. Можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости. Почему, столкнувшись с другим мнением, мы чаще торопимся возразить, а не понять его? Делать это мешает нетерпимость.

То, что волнует собеседника, должно волновать и вас. Вы должны понять и разделить его переживания. Он грустит зря и бессмысленно? Погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу – разделите его негодование (вы понимаете его, вы – с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что возмущает.

При этом не нагнетайте напряженность. Смотрите на окраску каждого слова, и все ядовитые, «дерущиеся», пачкающие – выбрасывайте. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться плохо. Устройте себе маленький экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить – ни вслух, ни про себя.

Понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время стремится забраться на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Поэтому общение нужно строить на равных. Не задевайте того, что человеку дорого: людей, его круга, его увлечения, идеалы и ценности. Невозможно обойтись в общении и без юмора. Но он небезобиден, когда направлен на другого – «ты смешной». Весело всем, кроме объекта насмешек. Если же человек обижается, его можно ударить еще раз: «Ну ты что, юмора не понимаешь?» если вам дорого собственное хорошее настроение, а также окружающих вас людей, то прежде чем отпустить шутку – подумайте о последствиях.

Избегайте монолога: диалог продуктивнее. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью». Старайтесь не победить  в диалоге, а найти истину. Чья-то победа не означает торжество истины, а только перевес сил. Ведь победить может и неправый. Да и правота – еще не истина. Старайтесь понять, что хочет сказать собеседник, помогай те ему сформулировать мысли, даже если вы с ним не согласны. Признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения вашего мнения: «Слушай, может быть, я и не прав, но давай посоветуемся… Мне кажется… Как ты считаешь? Давай обсудим!»

В общении много подводных камней. Вот «вредные советы» для тех, кто вступает в диалог:

vНе устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).

vДержитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!

vГоворите невнятно, без эмоций и пауз.

vГоворите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.

vПеребивайте собеседника: ведь у вас нет времени его выслушивать терпеливо и внимательно.

vВ процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.

vНападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве и т.п.).

vГоворите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.

vНе признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.

Надеюсь наша беседа станет отправной точкой ваших раздумий о том, какими должны быть ваши собственные правила выстраивания дружеского и продуктивного общения со сверстниками, родителями и взрослыми    людьми.

 

 

infourok.ru

Деловая беседа как основной вид делового общения

Деловая беседа как основной вид делового общения

Целью контрольной работы является изучение этики и психологии ведения бесед и переговоров, а также обнаружение различий бизнесменов разных стран.

Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи: рассмотрение основных этапов ведения деловой беседы, а также психологически целесообразное ведение переговоров, характерные черты народов разных стран и особенности их этикета.

1 Деловая беседа как основной вид делового общения

1.1 Особенности ведения деловой беседы

Деловая беседа – это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и досуга для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Подлинное значение такого рода делового общения в обществе в полной мере начинает осознаваться только сейчас, в связи с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. В стране с каждым годом появляется всё больше и больше предприимчивых и способных деловых людей.

1.2 Функции деловой беседы

Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций [3, c.34]. К их числу следует отнести:

·   Взаимное общение работников из одной деловой сфере.

·   Совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов.

·   Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий.

·   Поддержание деловых контактов.

·   Стимулирование деловой активности.

Во время беседы работники могут получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума её участников при принятии важных управленческих решений.

1.3 Этапы проведения беседы

Основными этапами деловой беседы являются:

1. Подготовительные мероприятия

2. Начало беседы.

3. Информироние присутствующих

4. Аргументирование выдвигаемых положений

5. Завершение беседы.

1.3.1 Подготовительные мероприятия

Место деловой беседы выбирается с учётом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет приглашающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым. Обстановка в любом случае должна быть спокойной, уединённой, исключено неожиданное появление посторонних, Шуи, звонки и. т. п., ибо это нервирует, но не «интимной». Во многом её определяет даже цвет стен, освещенность, мебель и характер её расположения.

Планирование деловой беседы позволяет определить её конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время его проведения.

Сбор материала для деловой беседы — очень трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат времени [5, с.135]. Но это один из важнейших этапов подготовки к беседе. Он включает в себя поиск возможных источников информации «из личных контактов, докладов, научных исследований, публикаций).

1.3.2 Начало беседы.

Начало беседы — очень важный этап, и поэтому не следует им пренебрегать. Задачи это этапа следующие:

· установление контакта с собеседником;

· создание рабочей атмосферы;

· привлечение внимания к деловому разговор.

Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10 – 15 % времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности. Если встреча происходит между людьми разных рангов, инициативу должен взять на себя старший. Если между гостями и хозяевами – представитель принимающей стороны. В последнем случае желательно предложить прибывшим слегка подкрепить свои силы, например, выпить прохладительные напитки.

Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое значение. Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора.

1.3.3 Информирование присутствующих

Следующим основным этапом деловой беседы является информирование присутствующих, то есть передача сведений, с которыми человек должен познакомить их [2, с.236]. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности), профессиональной и по возможности наглядной (наглядные пособия). При этом всегда, когда это возможно, следует сообщить присутствующим источник информации человека.

1.3.4 Аргументирование выдвигаемых положений

После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы – обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, занимаемая позиции собеседников. С помощью аргумента можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положение и факты, изложенные обоими собеседниками.

В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда собеседник хочет что-то доказать или обосновать, и контраргументная, с помощью которой собеседник опровергает утверждениям партнёров по переговорам.

Для построения обеих конструкций используется следующие основные методы аргументирования:

1) Функциональный метод – прямое обращение к собеседнику, который знакомит с фактами и сведениями. Важную роль играют цифровые примеры.

2) Метод противоречия – основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента (оборонительный метод).

3)   Метод извлечения выводов оснований на точной аргументации.

4) Метод опроса – вопросы задаются заранее людям.

5)   Метод сравнения – при таком методе аргументирования один факт сравнивают с другим аналогичным фактом.

1.3.5 Завершение беседы

Последний этап беседы – её завершение. Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе беседы решают я следующие задачи:

· достижение основной цели;

· обеспечение благоприятной атмосферы;

· стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий.

1.4 Дебюты начала беседы

Неправильными дебютами начала беседы являются:

а) Следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности.

б)   Избегать проявления неуважения и пренебрежения к партнёру.

в)   Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника, подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию

Правильными дебютами начала беседы считаются:

а) Снятие напряжённости. (Например, рассказать какой-нибудь лёгкий анекдот).

б)   Метод зацепки. (Заинтересовать собеседника в чём-либо).

2 Особенности ведения деловых переговоров

2.1 Создание психологического климата во время переговоров

Переговоры – это основной способ получить от других людей то, чего мы хотим. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; всё меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Будь то в деловой сфере, правительственных кругах или в семье, люди достигают большинства решений путём переговоров.

Перед началом переговоров надо создать благоприятный психологический климат следующим путём:

1. Ненавязчиво внушить партнёру сознание его собственной значимости, или авторитета фирмы, которую он представляет.

2. Проявлять исключительное внимание к партнёру.

3. Не стоит спорить, в девяти случаях из десяти спор заканчивается ничем.

4. Соблюдать правила тактичных переговоров (не говорить быстро, медленно, громко; постараться найти по каждой проблеме ключевую фигуру).

2.2 Выслушивание партнёра как психологический приём

Слушание бывает: активное (когда переспрашивают) и пассивное (партнёры не вдумываются в суть разговора), эмпатическое (сопереживают друг другу).

Правила эмпатического слушания:

1. Готовность освободиться от собственных переживаний и настроится на волну говорящего.

2. Говорящий должен почувствовать, что его не только правильно поняли, но и приняли.

3. В тех случаях, когда партнёр возбуждён, человеку достаточно просто поддержать его короткими фразами: «Да, да!», кивнуть головой и повторить его последние слова.

2.3 Психологически целесообразное ведение переговоров

При деловых переговорах необходимо сконцентрировать внимание на предмете переговора, не упускать из виду намеченную цель. Прежде всего надо обратить внимание на относящиеся к комплексу проблем аргументы, выдвинутые партнёром при изложении его точки зрения. Необходимо реагировать на высказывание партнера в зависимости от этой оценки; подтверждать свою компетентность в обсуждаемых на переговорах вопросах убедительными аргументами.

· Если партнёр отрицательно реагирует на предложение сотрудника данной фирмы, важно выяснит причины такой его позиции:

—   не чувствует ли он себя обделённым;

—   не связана ли для него реализация вашего предложения с различными негативными моментами;

—   есть ли у него полномочия, необходимые для принятия решений.

· Не надо пытаться парировать утверждения партнёра с помощью встречных утверждений. Попросить его уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения.

· Партнёр хочет почувствовать, что на переговорах к нему относятся как к специалисту в соответствующей области. При обращении к нему стараться особо подчеркнуть это.

· Позаботиться о том, чтобы партнёр мог спокойно изложить свои аргументы, возражения, предложения.

Если переговоры, тем не менее, зашли в тупик, положение можно поправить.

Необходимо рассмотреть проблему с другой стороны и начать новую фазу переговоров. Использовать при этом целесообразные формулировки, например: «Подойдём к проблеме с другой стороны…». Ссылаться на накопленный в ходе сотрудничества опыт [4, с.56]. Своё несогласие с чужим мнением следует выражать конструктивно и аргументировано, ни в коем случае не допуская резких выпадов и выражений, унижающих человеческое достоинство.

2.4 Методы ведения переговоров

Для углублённого рассмотрения предмета необходимо широко использовать на переговорах приведённые ниже методы:

1. Вариационный метод – он применяется при подготовке к наиболее сложным переговорам (например, если уже заранее можно предвидеть негативную реакцию противоположной стороны) надо подумать и выяснить следующие вопросы:

·   в чём заключается идеальное решение поставленной проблемы;

·   какое вынужденное решение можно принять на переговорах на ограниченный срок.

2. Метод интеграции – предназначен для того, чтобы убедить партнёра в необходимости оценить проблематику переговоров с учётом общественных взаимосвязей и вытекающей отсюда потребности развития кооперации. Применение этого метода не гарантирует достижение соглашения в деталях.

3. Метод уравновешивания – сотрудник должен на время мысленно встать на место партнёра, то есть посмотреть на вещи его глазами.

4. Компромиссный метод – участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в случае несовпадения интересов партнёров следует добиваться соглашения поэтапно, придерживаясь принципа: склоняйтесь постепенно, но не соглашайтесь сразу.

Переговоры, однако, должны вести люди, имеющие полномочия принимать необходимые решения. Соглашение на основе компромиссов заключается в тех случаях, когда необходимо достичь общей цели, а срыв переговоров будет иметь для партнёров неблагоприятные последствия.

Если же по итогам переговоров составляется протокол, то здесь различают: протокол решения, протокол по результатам переговоров, итоговый протокол и т.д. «Дословный» протокол ведётся лишь в исключительных случаях.

2.5 Стратегии ведения переговоров

Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выделяют две основные стратегии ведения переговоров:

1)   Позиционный торг это стратегия переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях – то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров. Интересы – это то, почему стороны хотят добиться того, о чём заявляют. Участники переговоров стремятся к реализации собственных целей в максимальном полном объёме; действия участников направлены друг на друга. Выделяют два стиля торга: мягкий и жёсткий. Мягкий стиль торга ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения. Жёсткий стиль торга – стремление твёрдо придерживаться выбранной позиции с минимальными уступками.

2)   Переговоры на основе взаимного учёта интересов – это стратегия ведения переговоров, предполагающая взаимное стремление к выработке решения, максимально удовлетворить интересы каждого из них. Участники совместно анализируют проблему и ищут варианты её решения.

3 Характерные черты различных народов. Особенности их этикета

Хотя в последнее время наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, тем не менее национальный колорит в поведении людей постоянно присутствует. Национально-психологические особенности каждого народа положили свой отпечаток по требованию этикета. Рассмотрим следующих народов из разных стран:

1) Американцы – люди дела, не склонные к церемониям, поэтому их этикет проще и демократичен. Он допускает и крепкое пожатие, и употребление сокращённых имён.

В Америки люди трудолюбивы. Американцы ценят деловитость, которая понимается ими как организованность в труде, чёткость, точный расчёт, глубокое знание дела, умение находит рациональные решения практических задач, предприимчивость. Иногда кажется, что деловитость подавляет другие, не менее ценные качества. Американцы легко сходятся с людьми. Этому во многом способствует национальный характер, которому присущи простодушие, бодрость, живость, активность, веселье.

2) Немцы – национальный характер и этикет в Германии обычно ассоциируется со словом «порядок». Действительно, пунктуальность, исполнительность, дисциплина и порядок – характерные черты национальной немецкой психологии бизнесменов. Немцы не любят, когда нарушается порядок и их планы. Порядок у них связан с чёткостью, надёжностью, чистотой, стабильностью. Люди такой нации убеждены, что инструкции, предписания, распоряжения необходимо выполнять неукоснительно, а приказам повиноваться безоговорочно. Они бережливы и расчётливы, любят поговорить о покупках. Разговор о деньгах и цене покупки их не смущают. Они могут дотошно выпрашивать, какова плата за проезд, сколько стоит обед в ресторане или в кафетерии. Чаевые они выдают не больше 5 % от стоимости услуг. Во многих немецких семьях сохранилась традиция записывать в специальную книгу данные о расходах и доходах. Для немецких бизнесменов появление в офисе без пиджака считается непростительным нарушением этикета. Немцы с большим уважением относятся к тем, кто знает их язык, культуру, литературу. Проявление глубоких знаний в этих областях – наиболее действенный путь к расположению к себе собеседника-немца.

3) Французы – о них складывается сложное впечатление как и о людях смелых и жизнерадостных, приверженных к плотским удовольствиям и склонных к индивидуализму. Большое внимание уделяют на предварительные договорённости, обсуждениям. У них отмечается логический ум и критическое отношение к действительности. Высоко ценятся ораторское искусство, умение оказать приветствие, произнести тост, выразить благодарность или соболезнование.

4) Скандинавы – присущи деловитость и рационализм. Сильна приверженность к старым традициям. Для заведения знакомства им требуется некоторое время. Высокая культура общения скандинавов заключается детских лет. В воспитании детей принципы гуманизма и доброты возведены в культ. Их восхитительная ухоженность городов и населённых пунктов, чистота и опрятность во всём: от ведения домашнего хозяйства до организации бизнеса. Во многом это достигается благодаря порядочности и честности скандинавов, их трудолюбию и благоразумию.

5) Японцы – привлекают особое внимание в силу специфичности национального характера. Важной чертой японца является трудолюбие. Эта черта присуща всем народам, но японцы отдаются трудовому самозабвению, с насаждением. Традиции японской культуры сформировали черты национального характера, как дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга. Национальный характер оказал своё влияние и на правила поведения в деловой сфере. В Японии ценится психологический климат в трудовой группе.

6) Китайцы – им свойственно беспрекословное подчинение членов группы её лидеру. Характерными чертами китайцев считаются трудолюбие, организованность, дисциплинированность, терпение, усердие, коллективизм, аккуратность.

7) Корейцы – не любят показывать своё непонимание по вопросам, ценят личные контакты, деловой стиль в одежде, в женщинах – красоту с косметикой. Карточку визитную вручает тот, чьё положение ниже. Деловые переговоры идут напористо, партнёры оказывают друг на друга давление.

8) Итальянцы – разговорчивы, дружелюбны, энергичны, достаточно гибкие. Для них личные эмоциональные факторы играют большое значение. Деловые контакты с Италией выгодны и полезны, обширны и предпочтительны.

Заключение

Нормы нравственности, сложившееся между людьми как в обществе, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения. И здесь очень важную роль принадлежит этикету.

Отношения между людьми – это не просто набор модных слов. Если говорить коротко, их суть – поступки и ответная реакция на них.

Научившись правильно применять правила делового этикета, люди смогут максимально реализовать свои возможности и добиться огромнейшего успеха в бизнесе и в повседневной жизни.

Этикет является неотъемлемой частью жизни человечества на протяжений тысячелетий. Само понятие означает свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной сфере, где он живёт, с членами которой взаимодействует.

Начиная с раннего возраста, человек обретает определённую культуру общения. Общество высоко ценит красоту поведения человека. Люди в процессе исторического развития выработали соответствующую манеру поведения, в которой внешняя сторона, форма выражения помогают выявить наиболее важное для людей, — отношение человека к другим людям.

В современном цивилизованном обществе этикет отражает процесс демократизации жизни и установления гуманных отношений между людьми. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, выполнений требований, предъявляемых к одежде в различных странах, — все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека.

Первая и основная причина, по которой представители всех стран и национальностей стремятся выйти на мировой рынок: рынок XXI века обещает быть глобальным и многонациональным.

Отсутствие знания законов и обычаев, национальных особенностей ведения бизнеса в каждой конкретной стране делают положение человека невыигрышным и даже могут послужить причиной провала переговоров. Для успешного ведения дел необходимо знание основных моментов, где могут встретиться культурные различия (стиль общения и т. д.).

Для успешного ведения бизнеса в международном масштабе надо путешествовать, банальные ошибки при несоблюдении правил этикета могут привести к провалу сделки; в то время как его соблюдение – залог успешной карьеры бизнесмена.

 В данной контрольной работе были описаны способы общения людей при деловых переговорах и беседах, благодаря которым можно усовершенствовать своё умение общаться с другими людьми, а также особенности этикета наров разных стран. Все основные моменты в данной теме были полностью отражены.

Список использованных источников

I Научно-методическая литература

1. Деловой этикет: Паблик рилейншз для всех и для каждого / Джон Честора. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 – 336 с.

2. Международные стандарты общения. Бизнес – этикет. – М.: ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГ, 2005. – 345 с.

3. Психология и этика делового общения. – 3-е изд., 2001. – 257 с.

4. Культура делового общения: Практическое пособие. / Под ред. Кузина Ф.А., 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось – 89, 2000. – 345 с.

5. Деловое общение. Деловой этикет: / Автор – составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 326 с.

6. Психология и этика делового общения. / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 285 с.

7. Современный этикет. / Под ред. В.И. Соловьёва. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.

II Статья из журнала

1. Журнал «Секретарское дело», сентябрь, № 28 , 2003


diplomba.ru

Деловая беседа как разновидность общения — МегаЛекции

Содержание

Введение

1. Сущность и значение профессиональной ориентации

2. Виды профориентационной работы

3. Индивидуально-типологические особенности личности и профессиональная ориентация персонала

3.1 Типы темперамента, характер личности

3.2 Способности и задатки

4. Организация управления профориентацией

5. Управление профессиональной ориентацией в свете концепции развития потребительской кооперации на период до 2010 года

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

Деловая беседа – одна из форм получения деловой информации, активизации интеллектуальных возможностей ее участников. Здесь, как и при любом другом общении, действуют одни и те же закономерности. Каждая фраза, интонация, жест, а также окружающая обстановка воздействуют, в первую очередь, на некий эмоциональный центр, который отвечает мгновенной реакцией. И это не случайно. Люди реагируют на информацию, для них важно не только содержание разговора, но и тон, настроение, выражение лица собеседника, контекст, мимика, жесты, тембр голоса и даже его громкость.

Чтобы деловая беседа прошла успешно, необходимо, как можно больше, узнать о своем собеседнике, фактах его биографии, о характере, вкусах и привычках, особенностях поведения. Нужно обладать еще и способностью предвидеть, как он поведет себя далее в ситуации общения. Эти знания помогут выбрать соответствующую тактику беседы, чтобы не переборщить с предложением услуг, не показаться излишне настойчивым, но и не отпугнуть замкнутостью.

В случае подбора специалистов наиболее эффективным и экономным методом психологической диагностики остается собеседование (интервью), зачастую комбинированное, поскольку часто приходится экономить как на времени собеседования (как рекрутеру, так и соискателю, о чем нередко забывают), так и на качественных методиках фирм-изготовителей или разработчиков из психологических институтов.



Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятки собеседований с разными специалистами организации.

Умение нанимать на работу наиболее подходящих специалистов является одним из составляющих залога успешной деятельности предприятия. Хорошие люди, преданные фирме, и работают хорошо, а скверные — плохо работают и дурно влияют на окружающих.

Подбор кадров — многоэтапная, кропотливая и непрерывная работа, самый сложный этап которой — проведение собеседований. В престижных западных фирмах все кандидаты проходят двадцать пять — тридцать собеседований. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.

В наше время разработано множество надежных и эффективных технологий отбора персонала. Современный уровень развития науки позволяет использовать самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.В данной работе речь пойдет об особенностях деловой беседы при проведении подбора персонала, способности добиваться эффективных результатов беседы, а также о достоинствах и недостатках этого метода.

Целью написания курсовой работы является анализ деловой беседы как наиболее эффективного метода диагностики при проведении подбора персонала.

В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи:

1) Приведена характеристика деловой беседы как разновидность общения.

2) Определены цели, структура и функции деловой беседы при проведении подбора персонала.

3) Охарактеризованы такие формы деловой беседы как предварительная отборочная беседа и беседа по найму.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка. Общий объём работы 35 страниц, библиографический список включает в себя 15 источников.

Деловая беседа как разновидность общения

Что привлекает нас в людях? Ум, обаяние, общительность, доброта? В любом случае наше отношение и оценка будут неизменно зависеть от визуальной привлекательности человека — его имиджа (в переводе с английского image — образ) и, как ни удивительно, умения общаться. Ведь способность установить контакт позволяет не только обмениваться информацией, но и ведет к возникновению понимания между людьми. Общение происходит на разных уровнях. В одном случае это сотрудничество, в другом — конкуренция, в третьем — манипулирование каким-то человеком.

Мы смотрим на собеседника, слушаем его, но далеко не все сказанное попадает в наше сознание. По данным психологов, из 100% информации, содержащейся в словах собеседника, в памяти другого человека остаются лишь 24%. Из сведений, поступивших от начальника к подчиненному, не искажаются только 20-25%, в обратном направлении и того меньше — около 10%.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).[1]

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Мы не будем рассматривать подробно технологию и этические принципы реализации всех форм делового общения. Нас, прежде всего, интересует деловая беседа.

Деловая беседа – это разговор преимущественно между двумя собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем, осуществляемый посредством слов и невербальных средств (мимики, жестов, манеры поведения). Соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.[2]

Значение деловой беседы обусловливается ее функциями. Она является «генератором», «движущей силой» многих сторон деятельности предприятий или учреждений. Правомерно утверждать, что почти все дела, все правовые акции человеческого общества, любой коллективный человеческий труд, начинаются, осуществляются и завершаются при помощи различных по форме, содержанию и функциям деловых бесед.

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций:

— взаимное общение работников из одной деловой сферы;

— совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов

— контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

— поддержание деловых контактов;

— стимулирование деловой активности.

Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

— дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

— быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению поставленной цели;

— критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;

— аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

— ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

— ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Деловая беседа являет собой акт прямой взаимной коммуникации. Этим она существенно отличается от встречающихся в деловой практике форм письменного общения. В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

— повышение компетентности руководителя благодаря учету, проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе;

— возможность более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения как следствие понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

Деловая беседа благодаря эффекту обратной связи, который наиболее ярко проявляется именно в непосредственном межличностном взаимодействии, позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.[3]

Деловая беседа отличается от других типов беседы тем, что она происходит в деловой ситуации (ситуации делового общения) и направлена на решение конкретной проблемы. В результате такой беседы меняется существующая деловая ситуация и создается новая (конечно, в том случае, если беседа была эффективной, т.е. конкретная проблема получила в ходе то или иное свое решение). Деловая беседа, если возникает не спонтанно, а планируется заранее (что чаще всего бывает), требует особой специальной подготовки. Выделяют 3 этапа подготовки (приложение, табл. 1).

В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций, деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, ориентирована более личностно.

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как собеседники умеют налаживать контакт друг с другом. Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Из этого следует, что одно из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.

Таким образом, деловая беседа может быть рассмотрена как особый вид межличностного взаимодействия в организованной среде. Четкое осознание участниками беседы целей, которые они преследуют, понимание функциональных особенностей каждого из её этапов, владение психологическими и речевыми приёмами ведения деловой беседы являются необходимым составляющим эффективной деловой коммуникации.

Успех делового общения во многом зависит и от принципов поведения, в контакт могут вступать люди разных коммуникативных типов: открытого (считается наилучшим для общения, ведения переговоров) и закрытого «человека – манипулятора» (приложение, табл.2).


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *