Беседа психологический метод: 1.2. Метод беседы

Учебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных заведений по специальностям


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

Редактор-составитель А. М, Айламазьян

Учебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных заведений по специальностям

52100 и 020400 — «Психология»

Редактор-составитель А. М, Айламазьян

Москва «Смысл»

1999

УДК 159.9:371.71 ББК 88.8 Мет 54

Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета

имени ML В. Ломоносова

Рецензенты:

Б.С. Братусь, доктор психологических наук, С.Н. Ениколопов, кандидат психологических наук

Мет 54 Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных за­ведений по специальностям 52100 и 020400 — «Пси­хология» / Редактор- составитель А. М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.

В учебном пособии рассматриваются методологические и тео­ретические проблемы метода беседы в психологии> приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализу­ется подход к психологической беседе как совместной деятельнос­ти, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод ис­следования, метод диагностики и психологической помощи.

Учебное пособие предназначено для студентов психологичес­ких факультетов и отделений высших учебных заведений и пре­подавателей»

ISBN—5-89357-046-4

ББК 88,8

© Издательство «Смысл», оформление, 1999

Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3
I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

(А.

М. Айламазьян)……………………………………………………………………………………….……12

Значение метода беседы…………………………………………………………………………………………………………………… 12

Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы………………………………….. 14

Социально-психологический аспект изучения интервью …………………………………………………. 20

Метод беседы и проблема общения в психологии……………………………………………………………………………… 24

Анализ ситуации проведения беседы………………………………………………………………………………………………….34
П. МЕТОД БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ (Н. И. Евсикова)…………………………………………50

Основные типы бесед в исследовании личности………………………………………………………………………………. 50

Структура беседы. ……………………………………………………………………………………………………………………………. 52

Вербальное общение в процессе беседы……………………………………………………………………………………………. 54

Невербальное общение в процессе беседы ……………………………………………………………………………………….. 60
III. ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ (Н. И. Евсикова)………………………………………………65
IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (выступление Б. В. Зейгарник) …………………………..……………….. 75
V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ (А.В. Корнеев)………………………………………………………………………..87

VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ (А. В. Скворцов) ………………………………………………………………………………………………………………………………..94

Понятие индивидуально-профессионального конструкта ……………………………………………….…94

Логика телефонной беседы……………………………………. 99

________________________________________________________221


Телефонная беседа: взгляд изнутри……………………………..107

К анализу одного фрагмента телефонной беседы ………..113

Приложение 1 К.Р. Роджерс ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ……158

Приложение 2 К.Р. Роджерс ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ …………196


ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………………………………………………. 218

ВВЕДЕНИЕ


Около десяти лет назад на факультете психологии Москов­ского государственного университета имени М. В. Ломоносо­ва был задуман курс под названием «Метод наблюдения и бе­седы в психологии». Идея его состояла в том, что наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в психологическом исследовании играют непосредствен­ное наблюдение, подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных связей, общение — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов сознания, двух личностей•

По мере обдумывания этой темы создавался практикум, рождались приемы проведения занятий, возникало понима­ние (часто ощущение) реальности, с которой нам хотелось иметь дело. Речь идет не о наблюдении и беседе в узком смысле слова как one рационализированных методах психологии, а о нашей способности видеть и понимать. Эта способность отно­сится к целостным свойствам сознания человека, связана с его личностью, а не является частным периферийным навы­ком. Исходя из этого, мы обратились к проблеме личности психолога, к проблеме психологического профессионально­го сознания и необходимых изменений в нем. По существу мы сталкиваемся на практике с проблемой сознания — ведь в момент видения, контакта, помощи человек и демонстри­рует акт сознания, акт прояснения, просветления, духовной ясности и трезвости* В противном случае происходит явле-

ние иного порядка — замутнения, связанности, зависимости, подчинения, несвободы, замкнутости, вмененности и т.

п.

Помочь ощутить эту реальность, по крайней мере, сделать так, чтобы студенты задумались над этой проблемой — такую задачу мы поставили перед создаваемым курсом.

Надо признать, что к сознанию как живому феномену пси-хология часто не обращена. А изучаемые и выделяемые ею психические деятельности человека, например, такие, как рефлексия, могут формироваться изолированно, не преобра­зуя человеческую сущность, не касаясь его личности. С прак­тической точки зрения это означает, что, занимаясь психоло­гическим образованием, в основном смещают внимание чело­века с объекта (что является нормальным состоянием созна­ния) на субъект, на процесс, который субъект осуществляет. При этом изменяется психическое состояние человека, изме­няется его деятельность.

Если цели остаются нечеткими, то вместо углубленного видения себя, вместо хода к внутреннему созерцанию полу­чается, казалось бы, парадоксальная утрата Я, расщепленность сознания. Остается и такой серьезный вопрос: какой опыт должны получать студенты в их возрасте и как с этим связа­но наше психологическое обучение? Неготовность студентов к пониманию ряда психологических вопросов носит естествен­ный характер-

Принципы и приемы проведения занятий

Как же проводить занятия, имея в виду поставленные задачи?

Один из важных принципов действующей программы состо­ит в том, что, удерживая постоянной цель, мы все время меня­ем конкретные приемы и материал, на котором работаем* В качестве материала используются видеофильмы и аудиозапи­си консультационной и групповой психологической работы самых разных направлений: это могут быть телевизионные интервью и встречи, фильмы о помощи людям, документаль­ный материал — хроника событий, художественные фильмы.

Рассмотрим некоторые принципы проведения занятий с просмотром художественного фильма. Просмотр кинофиль­ма дает богатый материал для наблюдения, при этом на заня­тиях анализируется и организуется сам процесс восприятия фильма. Следующий принцип — использовать кинофильм по его прямому назначению (художественное воздействие на зри­теля), а не для узких уцелей» психологического практикума; иначе говоря, дать фильму целостно воздействовать на чело­века- Не ставится таких задач наблюдения, которые бы «уби­вали & художественное и эмоциональное воздействие кино­фильма. Наоборот, можно организовать процесс наблюдения так, что восприимчивость только усилится, и, не теряя цело­стности, восприятие сделается более осмысленным. Как это сделать? Опишем некоторые из используемых приемов•

Пусть нашу работу организует такой вопрос: как фильм трансформирует сознание, как обучает активному восприятию?

Тогда во время дискуссии предложите, например, вспом­нить последовательность кадров в определенном эпизоде, а потом специально просмотрите этот фрагмент фильма.

Обна­ружатся интересные «ошибки*: тут и перестановки местами последовательности, и пропуски, и абсолютно «личные* вос­поминания, и фрагменты из другого куска картины. В такой ситуации можно показать, что это не ошибки в буквальном смысле слова: так фильм подключает наше сознание к его восприятию. Далее можно продемонстрировать, что некото­рые эпизоды практически невозможно отследить, мы стабиль­но отвлекаемся — это специально затрудненные эпизоды, ак­тивизирующие наше восприятие, В кинофильме могут исполь­зоваться такие приемы, как временные затяжки, монотонность изображения, нарушение физических законов пространства и времени, большое количество деталей и фигур в кадре, не­четкость изображений, привлечение внимания музыкой, дру­гими фигурами, изменением ракурса, укрупнением плана {часть фигуры становится фигурой) и другие.

Важный канал воздействия на восприятие — это движения, которые совершает наше сознание. Например, попробуйте осознать, как вы «двигались» во время восприятия фильма?

Камера дает общий план, начиная с крупного — вы двигае­тесь назад, или укрупнение сверху — вы взлетаете и т. д. Эффекты и характер переживаний, вызванных фильмом, в значительной степени оказываются результатом именно этой, часто подсознательно действующей, информации и восприя­тий. Еще раз отметим, что в ходе такого обсуждения осозна­ются реальные слагаемые восприятия фильма, а не проводится описание поведения героев в психологических терминах. На­стройка на такое более обостренное восприятие открывает в человеке «врата» в глубины его сознания, его личности.

Другое задание практикума основано на включении в си­туацию психологического консультирования• Наблюдая ви­деозапись психологической консультации, студентам предла­гается высказать свои версии понимания проблем клиента, дать его психологический портрет.

Версии получаются разные, иногда диаметрально проти­воположные, В них отчетливо просматриваются личная * пре­дубежденность &, ожидания и наложение собственного опы­та- С другой стороны, изложение проблемы часто замещает­ся оцениванием ситуации, припечатыванием ярлыков — «плохая мать*, «хорошая мать*, «садист», «нервный ребе­нок» и т- д* Такие ярлыки не дают видеть ситуацию и сидя­щего перед вами человека, они не дают воспринимать и ваши собственные чувства в ситуации. Каждый раз хочется крик­нуть: «Да перед вами живой человек, не осуждайте, а по­верьте ему и протяните руку помощи!», Но человека в кли­енте надо разглядеть* Опишем один из возможных ходов для решения этой задачи — приблизить восприятие к реально­му человеку. Студентовf к примеру, можно спросить: «Вы говорите, что перед вами плохая мать, которая не любит сво­их детей и думает о том, чтобы где-нибудь повеселиться в компании. На каких фактах основано ваше утверждение?*-— Ответ: «Но это понятно*, — Вопрос: «Откуда это понят­но?» — Ответ: «Она сама об этом говорила». — Вопрос: «Что конкретно она говорила?». Тут начинаются воспоминания. Наконец, удается вспомнить, что она сказала такую фразу: «.„ материнские чувства во мне проснулись не сразу.»», по-

том «… хотелось пойти в кино, пообщаться с друзьями, я при­выкла бывать в компании с друзьями..*». — Вопрос: «Так значит факт, реальный факт состоит в том, что это она сама говорила. Мы ведь не знаем, как дело было на самом деле. Мы знаем только одно. К нам приходит человек и говорит нам об этом. А теперь посмотрим, как она говорит об этом», И дальше такой вопрос: «А что она хочет нам сказать этой фразой? Давайте наблюдать теперь за реальным поведением клиента и психотерапевта, и это будут наши факты*. Даль­ше оказывается > что реальных фактов было множество, по мере тренировки появляются все более интересные наблю­дения, теперь можно заниматься сравнением и сопоставле­нием фактов* Только из такой работы и начинает рождаться целостное видение ситуации, основанное на реальности. Мож­но повторно медленно просматривать видеозапись консуль­тации , останавливаясь в нужных местах и обсуждая, что же мы смогли увидеть. Хочется специально отметить: вопреки традиционным опасениям, что разбором и анализом процес­са восприятия препарируется ситуация и человек, наш опыт, наоборот, показывает, что такое усиленное восприятие при­ближает к реальному целостному человеку и его реальным проблемам.

Проделанная работа и полученный опыт позволяют перей­ти к рассмотрению центрального явления в процессе обще­ния — установлению контакта между участниками. что «психолог» говорит больше «клиента». Это поражает «психолога» — ведь, по его сло­вам, он так не уверен в себе, не знает, что делать, волнует­ся, а, оказывается, слова не давал сказать другому. Самое время выяснить: почему он так волнуется, что действитель­но беспокоит его? Нетрудно показать, что его поведение выз­вано желанием получить результат, а это значит, что со­знание занято мыслями о том, получится или не получит­ся, сумею я или не сумею, и страхом не суметь, и т. п. В такой ситуации другому просто нет места, его не разгля­деть и не расслышать.

Так фундаментальная философская проблема взаимоотноше­ний Я — Другой становится реалией собственного сознания: увидеть себя со стороны, понять, что Я — это не то, что я о себе

думаю, а нечто другое, Другой, принять это другое, Другого.

Наша работа над созданием курса сопровождалась обсуж­дениями, обменом опытом, обучением преподавателей прак­тикума, написанием текстов. Некоторые из них мы включи­ли в данное учебное пособие практически в неизменном виде (что отражает и времяt в которое они писались, и задачи ос­мысления проблемы метода беседы в психологии, которые перед нами вставали). В них не дается алгоритма действий

по организации практикума, но содержится подход, отноше­ние к проблеме. Разные ракурсы рассмотрения пересекающих­ся тем и вопросов, связанных то с исследованием самого ме­тода беседы в психологии, то с задачей его использования б психологической диагностике и практике, создают необходи­мый контекст восприятия метода.

Ведущей идеей пособия является представление о связи лич­ности психолога и его профессиональной деятельности, необхо­димости самопознания в его профессиональном становлении.

Первая глава (автор — А.М.Айламазьян) учебного пособия посвящена методологическим вопросам метода беседы, про­блеме психологического общения. В ней дается анализ созна­ния человека в ситуации психологического общения, цент­ральное место отводится процессу установления контакта в ходе беседы.

Во второй главе (автор — Н.И.Евсикова) обсуждаются бо­лее специальные вопросы техники проведения беседы в ис­следовании личности: как строится исследовательская психо* логическая беседа, как ее структура зависит от целей иссле­дования, какие используются вопросы в зависимости от за­дач исследования, как интерпретируются ответы испытуемых* Об исследовании можно говорить тогда, когда выделяются воп­росы для исследования — собственно проблема или предмет исследования, составляется программа беседы и формулиру­ются конкретные вопросы для испытуемого, далее предпола­гаются специальные процедуры интерпретации ответов.

Третья глава (автор — Н.И,Евсикова) представляет со­бой описание практического задания, которое можно про­вести со студентами в практикуме, дав им опыт самостоя­тельного проведения беседы. Студенты овладевают беседой, которая строится «вокруг» использования конкретной ме­тодики при исследовании личности испытуемого. Это дос­таточно доступная форма беседы для начинающих, в кото­рой студенты учатся формулировать вопросы и устанавли­вать контакт с испытуемым* Одновременно проведенные сту­дентами беседы, записанные на магнитофон, могут служить материалом для обсуждения, выявления ошибок, для изу-

10____________________________________________________

чения влияния вопросов и поведения экспериментатора на его взаимодействие с испытуемым, на состояние испытуе­мого.

Четвертая глава пособия представляет собой уникальный материал для преподавателей и студентов-психологов — выс­тупление Б* В, Зейгарник на факультете психологии по просьбе Б. С. Братуся и сотрудников практикума. Когда воз­никла идея обучать студентов ведению беседы и наблюдению, мы попросили Блюму Вульфовну поделиться своими мысля­ми о том, какова роль беседы в патопсихологическом иссле­довании и как овладеть ее техникой. Текст выступления при­веден с незначительными сокращениями•

Следующие главы учебного пособия знакомят с психоло­гической беседой в практике консультирования и психотера­пии. Так, в пятой главе (автор — А.В.Корнеев) описано зада­ние, в котором студенты «подключаются» к беседе, проводи­мой в традиции индирективной личностно-центрированной психотерапии. Активное наблюдение за процессом беседы и состоянием клиента создает условия для получения студен­тами нового опыта и развития у них установки на понима­ние. Необходимый для выполнения данного практического задания теоретический материал — главы из книги К. Р, Род­жерса — содержится в Приложении 1 и Приложении 2.

Последняя, шестая, глава (автор — А.В.Скворцов) посвя­щена беседе в практике краткосрочной психологической по­мощи (на «Телефоне Доверия*). Данный материал вводит сту­дентов в «кухню» психолога-консультанта, помогает увидеть его работу и проблемы «изнутри*, В главе рассматривается вопрос о тех знаниях-орудиях, которыми пользуется консуль­тант в своей практике, с помощью которых он организует си­туацию взаимодействия с клиентом и настраивает себя на про­фессиональную деятельность. Приводятся протоколы бесед и их обсуждений, что может служить богатым материалом для проведения занятий и дискуссий, а также предлагается ори­гинальная методика поэтапного анализа записи беседы, ко­торая позволяет подвести студентов к самостоятельному про­ведению психологической беседы.

______„_______.___.. __„_____11

В конце учебного пособия приводится список рекомендуе­мой литературы.

Мы благодарим преподавателей кафедры общей психоло­гии, внесших вклад в разработку практикума «Метод наблю­дения и беседы в психологии» на разных его этапах, а также сотрудников Общего практикума, принимавших участие в выпуске данного учебного пособия*

Особую благодарность выражаем О. Ф. Король за помощь в подготовке рукописи пособия к печати*

А, М- Айламазьян, кандидат психологических наук

I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
Значение метода беседы
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с не­доумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» не­научное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точ­ности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой не­формализованный, такой субъективный) не выдерживает срав­нения с точными экспериментальными процедурами, с жест­ко контролируемыми условиями эксперимента и «объектив­ными» способами оценки данных. Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая обработка результатов> специ­альная аппаратура и оборудование, а с другой». — беседа* про-сто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного «во­оружения* исследователя. Как же исследовать, если нельзя нажать магическую кнопку, если нет спасительной методи­ки, если ничего не предъявляется на экране? Вместо этого — лицом к лицу с Ним, с тем другим, но таким же, как я, чело­веком — шаг в неизвестность, полный риска, опасности и за­манчивости. Итак, беседа — это встреча двух людей, но ведь эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой,

_________________________________________________13

методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкци­ей» молчанием».). Ведь сама ситуация эксперимента и все, что ее составляет — от экспериментального задания до внешнего вида комнаты, от престижа учреждения до поведения дежур­ного на вахте — полны смысла и значения, «говорят» и по­сылают сообщения о том, кто стоит за экспериментом, о его создателе и организаторе- Какова же позиция так называе­мого испытуемого? Он «читает* или, иначе, «распредмечива-ет» эти сообщения и, если они находят отклик в его личнос­ти, если они его заинтересовывают, пытается ответить, всту­пая в диалог, может быть, в спор, может быть, в борьбу, мо­жет быть, отправляясь в увлекательное странствие в предла­гаемый ему мир — мир другого человека, приобщаясь к это­му миру и жизни. Таким образом, и за экспериментом мы видим взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров> а может быть, и не двух. Если про­должить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существу­ет без этого диалога, без заинтересованной встречи двух лю­дей, которая является их непременным условием. В против­ном случае испытуемые бы отказывались преодолевать малей­шие затруднения и попросту не «работали* бы над задания­ми, требующими от человека подчас большого напряжения и самоотдачи* Таким образом, традиционно противопоставляе­мые методы — эксперимент и беседа — совпадают в наиболее существенных своих условиях (установление взаимоотноше­ний и общение между двумя людьми), отражающих специфи­ку психологического исследования (впрочем, не только психо­логического, но и любого гуманитарного, непосредственно за­нимающегося изучением человеческого поведения и сознания).

Вопрос о специфике гуманитарного познания ставился в ряде философских направлений: философии жизни, экзистенциализ­ме, философской антропологии ит. __________

щий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следова­тельно познание его может быть только диалогическим*1. Итак, изучать человека как субъекта, как личность можно только всту­пив с ним в диалог, в беседу равных, в беседу двух личностей. Многие составляющие психологического исследования, став­шие традиционными и само собой разумеющимися сегодня, такие как, например, ярлык «испытуемого», неписаные пра­вила и этикет поведения в лаборатории, отношения экспери­ментатора и испытуемого, действие по инструкции, однознач­но заданные ответы типа *да*, «нет» и т. п., которые должен давать испытуемый, по существу служат задаче обезличива­ния ситуации исследования, отказа от диалога, общения.


Возможен ли иной подход к эмпирическому исследованию? Рассмотрим это на примере метода беседы.

Каталог: 0910 -> 0910 2
0910 2 -> Вопросы к экзамену (группа специальной психологии, курс Психология, 2 семестр)
0910 2 -> Креативность и ее диагностика
0910 -> Факторный анализ назначение


Скачать 2.73 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Метод беседы в психологии

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Метод беседы в психологии………………………………………………….3
  2. Значение метода беседы……………………………………………………..5
  3. Основные типы бесед в исследовании личности…………………………..7
  4. Структура беседы……………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Метод беседы в психологии

 

Метод беседы — психологический  вербально-коммуникативный метод, заключающийся  в ведении тематически направленного  диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога  и респондента в форме устного  обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его  также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

 Существует два вида беседы:

• Управляемая

• Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение  разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и  неуправляемой беседы от психолога  требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая  беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает  как наблюдатель, анализирующий  внешние проявления психической  деятельности респондента. Основываясь  на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.[1]

Важнейшим навыком психолога  в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Беседы различаются в  зависимости от преследуемой психологической  задачи. Выделяют следующие виды:

•Терапевтическая беседа

•Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных  гипотез)

• Автобиографическая беседа

• Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

• Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

•Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Выделяют два стиля  ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание —  стиль ведения беседы, в котором  предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания  беседы и контроля получаемой информации:

1. Выяснение (использование  уточняющих вопросов)

2. Перефразирование (формулировка  высказанного респондентом своими словами)

3. Словесное отражение  психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором  используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда  существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно  в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы. [2]

2. Значение метода беседы

 

 

Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о  методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами, иронией или полным безразличием к теме: беседа — это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объектив­ными» способами оценки данных. Итак, с одной стороны компьютеры, математическая обработка результатов, специ­альная аппаратура и оборудование, а с другой беседа, просто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного «вооружения» исследователя. Как же исследовать, если нельзя нажать магическую кнопку, если нет спасительной методики, если ничего не предъявляется на экране? Вместо этого — лицом к лицу с Ним, с тем другим, но таким же, как я, человеком шаг в неизвестность, полный риска, опасности и заманчивости. Итак, беседа — это встреча двух людей, но ведь эксперимент тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией, молчанием.). Ведь сама ситуация эксперимента и все, что ее составляет от экспериментального задания до внешнего вида комнаты, от престижа учреждения до поведения дежурного на вахте — полны смысла и значения, «говорят» и посылают сообщения о том, кто стоит за экспериментом, о его создателе и организаторе. Какова же позиция так называемого испытуемого? Он «читает» или, иначе, «распредмечивает» эти сообщения и, если они находят отклик в его личности, если они его заинтересовывают, пытается ответить, вступая в диалог, может быть, в спор, может быть, в борьбу, может быть, отправляясь в увлекательное странствие в предлагаемый ему мир другого человека, приобщаясь к этому миру и жизни. Таким образом, и за экспериментом мы видим взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров, а может быть, и не двух. Если продолжить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существует без этого диалога, без заинтересованной встречи двух людей, которая является их непременным условием. В противном случае испытуемые бы отказывались преодолевать малей­шие затруднения и попросту не «работали» бы над задания­ми, требующими от человека подчас большого напряжения и самоотдачи. Таким образом, традиционно противопоставляемые методы  эксперимент и беседа совпадают в наиболее существенных своих условиях (установление взаимоотношений и общение между двумя людьми), отражающих специфику психологического исследования (впрочем, не только психо­логического, но и любого гуманитарного, непосредственно занимающегося изучением человеческого поведения и сознания).[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные типы бесед в исследовании личности

 

Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов  в психологии личности, дающих возможность  вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Особое место беседы в  арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения  сложной дополнительной аппаратуры и оборудования он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.[2]

Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком -связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

Таким образом, полностью  контролируемая беседа предполагает жесткую  программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

— стандартизированная беседа- стойкие программа, стратегия и тактика;

— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

— свободная -программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Полностью и частично стандартизированная  беседа дает возможность сравнения  разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опытпсихолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

Однако их большим недостатком  является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей  более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного  собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций — тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми у необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура беседы

 

Несмотря на очевидное  многообразие типов беседы, все они  имеют ряд постоянных структурных  блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал  проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

Испытуемому сообщается также  о примерной продолжительности  беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей  беседы является не сам психолог, а  его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная  часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что  психолог тактично и бережно относится  к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение  к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально  зависят от того обстоятельства, будет  ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т. д.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.[4]

Невозможно дать готовый  алгоритм вводной части беседы, репертуар  фраз и высказываний. Важно наличие  отчетливого представления о  ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Его характеризует наличие  общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных  высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу  подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит  только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Изменение разговора о психическом здоровье

Перейти к содержимому

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:28:44-04:00

Психологи использовали научный метод, потому что он дает лучший способ получить новые знания о поведении. Психологи используют научный метод для наблюдения за поведением […]

Психологические исследованияМинг Кан Леунг2019-05-25T21:28:44-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:34:15-04:00

  Описательный исследовательский вопрос: спрашивает о наличии поведения, о том, как часто оно проявляется, или есть ли связь между различными видами поведения. Причинно-следственные вопросы: […]

Развитие гипотезыМинг Кан Леунг2019-05-25T21:34:15-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:26:24-04:00

 Внутренняя и внешняя валидность имеют обратную зависимость. Внешняя валидность: степень, в которой результаты исследования применимы к отдельным людям и реалистичному поведению […]

Как психологи используют научный методМинг Кан Леунг2019-05-25T21:26:24-04:00

Мин Кан Леунг2018-11-02T00:53:51-04:00

Надежность: степень, в которой результаты исследования могут быть воспроизведены в аналогичных условиях. Рабочее определение: определение абстрактного понятия (например, интеллекта) […]

Проблемы измерения в исследованияхМинг Кан Леунг2018-11-02T00:53:51-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:33:45-04:00

Этические принципы необходимы для определения надлежащего обращения с субъектами в психологических исследованиях Текущие этические принципы были разработаны на протяжении многих лет, когда первоначальный Нюрнбергский кодекс был пересмотрен [. ..]

Этические принципы психологических исследований Минг Кан Леунг2019-05-25T21:33:45-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:20:55-04:00

Население: группа лиц, о которых исследователь хочет узнать в ходе исследования Выборка: группа лиц, выбранная из населения для представления ее в исследовании […]

ВыборкаMing Kan Leung2019-05-25T21:20:55-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:22:31-04:00

Описательная статистика: меры, которые помогают нам обобщать наборы данных o Обобщает необработанные данные, что позволяет исследователям получить представление о наборе данных без просмотра каждой оценки […]

Подведение итогов и интерпретация данныхМинг Кан Леунг2019-05-25T21:22:31-04:00

Мин Кан Леунг2018-11-02T00:53:40-04:00

Психометрия: область психологических исследований, включающая разработку, проверку и уточнение опросов и тестов для измерения психологических конструктов Конструктивная валидность: указывается, что опрос измеряет поведение [. ..]

Основы опросного исследованияМинг Кан Ленг2018-11-02T00:53:40-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:15:54-04:00

Корреляционное исследование: исследует отношения между несколькими DV, не манипулируя какими-либо переменными. Описательный исследовательский вопрос: спрашивает о наличии поведения, о том, как часто оно проявляется […]

Основы корреляционных исследованийМинг Кан Ленг2019-05-25T21:15:54-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:13:04-04:00

Соответствующий план: эксперимент между субъектами, который включает в себя наборы участников, подобранных по определенной характеристике, при этом каждому члену набора случайным образом назначается разный уровень […]

Основы экспериментовMing Kan Leung2019-05-25T21:13:04-04:00

Мин Кан Леунг2019-05-25T21:14:09-04:00

PretestPosttest Design: план исследования, при котором поведение измеряется как до, так и после применения лечения или состояния o Квазиэксперимент, поскольку нет случайного распределения участников [. ..]

Гайки и болты квазиэкспериментовМинг Кан Леунг2019-05-25T21:14:09-04:00

Мин Кан Леунг2018-11-02T00:53:29-04:00

Продольный план: план развития, при котором одна выборка участников отслеживается во времени и тестируется в разном возрасте o Внутри субъектов переменные Тестировался в возрасте 5 лет, […]

Гайки и болты других специализированных конструкцийMing Kan Leung2018-11-02T00:53:29-04:00

Мин Кан Леунг2018-11-02T00:53:27-04:00

Критическая область: самая крайняя часть распределения статистических значений для нулевой гипотезы, определяемая уровнем альфа o Если наша рассчитанная статистика попадает в […]

Основы использования статистикиMing Kan Leung2018-11-02T00:53:27-04:00

Перейти к началу

9Исследование репликации 0000 не показывает доказательств того, что светские беседы вредят благополучию — Ассоциация психологических наук — APS

Согласно исследованию, опубликованному в Psychological Science , люди, которые участвуют в более содержательных беседах, как правило, счастливее. Психологическая наука. Исследование также показывает, что пустой светский разговор не обязательно негативно влияет на самочувствие, вопреки предыдущим выводам, сказал соавтор исследования Матиас Мел, профессор психологии Аризонского университета.

Новое исследование пересматривает небольшое исследование 79 студентов колледжа, опубликованное Мелом в 2010 году, которое показало, что более содержательные разговоры были связаны с большим счастьем, в то время как более светские беседы были связаны с несчастьем.

Новое исследование с более крупной и разнообразной выборкой из 486 человек подтверждает, что качественные разговоры действительно связаны с большим счастьем, но обнаружило, что светская беседа, похоже, так или иначе не имеет отношения к счастью.

Результаты справедливы как для интровертов, так и для экстравертов, сказал Мель.

«Мы больше не думаем, что существует неотъемлемая напряженность между светской беседой и предметным разговором. Светская беседа не способствовала счастью, но и не способствовала ему отрицательно», — сказал Мель, который выполнял работу вместе с ведущим автором Энн Милек, которая с 2016 по 2017 год была научным сотрудником в лаборатории Мела.

«С помощью этого исследования мы хотели выяснить, что в первую очередь важно для благополучия — количество или качество наших социальных контактов», — сказал Милек, который сейчас является старшим научным сотрудником Цюрихского университета в Швейцарии.

Выводы исследователей основаны на анализе четырех отдельных исследований, в которых были собраны фрагменты аудио из ежедневных взаимодействий участников. Среди участников исследования были студенты колледжей; выжившие после рака молочной железы и их партнеры; недавно разведенные взрослые; и здоровые взрослые, участвующие в медитативном вмешательстве.

После пробуждения перед сном участники каждого исследования носили так называемое EAR, или устройство с электронной активацией записи, которое настроено на периодическое включение на короткие промежутки времени в течение дня, чтобы запечатлеть откровенные моменты повседневного общения. EAR был разработан Mehl, чтобы помочь психологам собирать данные о поведении.

Исследовательская группа закодировала разговоры, записанные EAR, чтобы определить, были ли они содержательными.

«Мы определяем светскую беседу как беседу, в которой два собеседника уходят, зная одинаково много — или мало — друг о друге, и ничего больше», — сказал Мель. «В предметном разговоре происходит обмен реальной, значимой информацией. Важно отметить, что речь может идти о любой теме — политике, отношениях, погоде — просто она должна быть на более чем тривиальном уровне глубины».

Участники исследования также заполнили анкеты, предназначенные для измерения их удовлетворенности жизнью, а также для оценки их личности.

В целом участники исследования, участвовавшие в большем количестве предметных разговоров, были счастливее, независимо от того, были ли они более интровертными или экстравертными личностями.

«Мы ожидали, что личность может иметь значение, например, что экстраверты могут получить больше пользы от социальных взаимодействий, чем интроверты, или что предметные разговоры могут быть более тесно связаны с благополучием для интровертов, чем для экстравертов, и были очень удивлены, что это не так. похоже, это не так, — сказал Милек.

«Количество и качество разговоров связаны с благополучием», — сказал Мель.

«Мы повторили, что люди, которые проводят много времени в одиночестве, менее удовлетворены своей жизнью и имеют более низкое самочувствие», — сказал Мель. «Люди, которые тратят больше времени на общение и ведут более содержательные, содержательные беседы, более удовлетворены. Счастливая жизнь социальна, а не одинока, и имеет смысл».

Хотя светская беседа не имела прямой связи с благополучием участников, она все же может быть важна, поскольку может помочь заложить основу для более предметных бесед, сказал Мель.

«Я думаю об этом так: в каждой таблетке есть неактивный ингредиент, и это хорошая метафора, потому что вы не можете получить таблетку без неактивного ингредиента», — сказал Мель. «Мы все понимаем, что светская беседа является необходимым компонентом нашей социальной жизни. Обычно вы не можете подойти к незнакомцу и сразу же начать глубокий экзистенциальный разговор из-за социальных норм».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *