Беседа в психологии это: 1.2. Метод беседы

беседа | это… Что такое беседа?

ТолкованиеПеревод

беседа

(в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии ({{}}социальной, медицинской, детской и др.).


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

беседа

— в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического.

Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (см. беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением.
Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству;

2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;

3) интервью.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Синонимы:

базар, балаканье, богоглаголание, богогласие, болтание, болтовня, диалог, зюканье, интервью, каляканье, коллоквиум, консультация, общество, переговоры, политбеседа, радиобеседа, разговаривание, разговор, речь, собеседование, совещание, тары-бары, телебеседа, толкование, щебетание, щебетанье

  • бегство от свободы
  • беседа клиническая

Полезное


Беседа в психологии ребенка » Психология

— Детская психология (Автор: Психолог)

Беседа в детской психологии
Будучи методом исследования, беседа должна четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно.

Беседа — метод получения информации посредством словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов и психология общения, характеризующих те личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.).

Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людей и их поступки, о себе. Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме.

Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечает на один из них. Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, вызывающих негативное или позитивное отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно делают плохие поступки?») Вопросы также не должны внушать ребенку определенные ответы и создавать выводы.

Как правило, вопрос продумывают заранее и формулируют детям в определенной последовательности или изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с не шаблонным использованием вопросов значительно продуктивнее, поскольку позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка. Проведение ее требует глубокого понимания детей, гибкости и изобретательности.

Беседу должен проводить подготовленный исследователь (тактичный, приветливый, способный чувствовать индивидуальность ребенка). Ведь, как показывает опыт, ответ ребенка зависит не только от содержания вопросов, но и от ее отношения к исследователю, осознание значимости темы разговора.
Продолжительность беседы должно охватывать не более 10-15 мин. Во время разговора с ребенком следует вызвать у нее интерес к теме беседы ее результаты подробно записывают или «фотографически» фиксируют в протоколе.
Во время массовых исследований, результаты которых подвергают статистической обработке, используют стандартизированные беседы с целенаправленно сформулированными вопросами.


Правильно спланированная беседа (опрос) обеспечивает достоверность полученных результатов, возможность обрабатывать их статистически.

прочитали статью 5 971 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Другие статьи о психологии

  • Беседа, изучение продуктов деятельности детей
  • Диалог — форма общения
  • Роль экспрессивных средств в общении
  • Научно-психологическое изучения детей.
  • Наблюдение как метод изучения детской психологии
  • Комментарии о Беседа в психологии ребенка

    Что делает некоторые разговоры такими замечательными

    Источник: fizkes/Shutterstock

    Одной из самых замечательных и наименее оцененных особенностей человеческого социального взаимодействия является скорость и плавность, с которой происходит разговор между двумя людьми.

    Это произвело на меня незабываемое впечатление в конце 1970-х, когда я собирал данные для своей докторской диссертации. Я проводил лабораторное исследование невербальной коммуникации, и у меня была группа аспирантов-исследователей, которые записывали различные варианты поведения из-за одностороннего зеркала, наблюдая за взаимодействием между двумя участниками эксперимента. Каждый научный сотрудник должен был записывать частоту и продолжительность определенного поведения, нажимая телеграфную клавишу всякий раз, когда человек, за которым они наблюдали, проявлял это поведение. Например, если мой ассистент записывал количество улыбок, которые демонстрировал человек А в разговоре, ассистент нажимал клавишу всякий раз, когда появлялась улыбка, и отпускал клавишу, когда улыбка исчезала.

    Один из моих помощников отвечал за запись того, сколько раз каждый человек говорил, нажимая клавишу, когда говорил человек А, и нажимая другую клавишу, когда говорил человек Б. Я быстро столкнулся с проблемами с этим, так как мои помощники, похоже, не могли грамотно с этим справиться. В отчаянии я вмешался и, по сути, сказал: «Отойди, и позвольте мне показать вам, как это делается».

    Я с треском провалился.

    До этого момента я никогда не осознавал, как быстро разговор перескакивает туда-сюда и как невозможно для нашей ручной реакции угнаться за ним.

    Да, иногда у нас бывают неловкие разговоры с другими людьми, когда мы иногда переговариваемся друг с другом, но в большинстве случаев наши разговоры проходят довольно плавно, особенно если мы хорошо знаем человека, с которым разговариваем.

    Итак, как нам это сделать? Есть некоторые общие принципы, которым большинство из нас следует, когда разговаривают с другими, например, когда мы слушаем, мы проводим больше времени, глядя на своего партнера, чем когда мы говорим. Однако исследователи, изучающие коммуникацию, также обнаружили запутанную сеть более специфических сигналов, которые точно настраивают общие правила и позволяют нам без особых усилий переключаться между ролями говорящего и слушающего во время разговора.

    Как мы сигнализируем нашему партнеру, что хотим начать разговор?

    У всех нас был опыт разговора с кем-то, кто высказал мысль, на которую мы хотели бы ответить, и мы каким-то образом должны сообщить о своем намерении взять слово и получить нашу очередь говорить.

    Наблюдайте, как другие люди разговаривают. Есть явные признаки того, что слушатель становится нетерпеливым. Человек может начать ерзать, приводить в порядок волосы или дергать за одежду. Они могут начать быстро кивать головой, как бы говоря «ОК, ОК, ОК», и могут даже хрюкать или издавать фальшивые звуки согласия, чтобы заставить говорящего заткнуться.

    В конце концов, слушатель может стать более прямолинейным, делая преувеличенные вдохи, как при глубоком вдохе, и может поднять указательный палец или даже руку, как если бы он был учеником в школе, пытающимся привлечь внимание учителя. Если ничего не помогает, человек может просто начать говорить до того, как другой человек закончит.

    Как сохранить слово и не дать говорить другому человеку?

    Теперь поставьте себя на место говорящего, который осознал, что его или ее партнеру не терпится перевести разговор. Если вы еще не готовы уступить свою очередь в качестве спикера, в вашем распоряжении есть несколько стратегий. Отводя взгляд, вы можете делать вид, что не видите сигналов партнера, и, возможно, держать слово, не показывая при этом грубости. Вы также можете внезапно увеличить громкость своего голоса, сигнализируя о своем намерении говорить еще некоторое время.

    Стратегия, которую я использую в своем классе, когда я вижу, что у ученика есть вопрос, но я хочу закончить свою мысль, прежде чем обращаться к нему, заключается в том, чтобы установить зрительный контакт и сделать рукой жест остановки/удерживания. Это означает, что я видел их просьбу выступить и что я намерен выполнить ее, но я хочу поговорить еще немного. Вы также можете делать это тонким образом во время обычного разговора.

    Какую бы стратегию вы ни выбрали для сохранения роли оратора, убедитесь, что вы продолжаете жестикулировать и не оставляете незаполненных пауз в своей речи, поскольку другой человек наверняка воспользуется любой такой возможностью.

    Как сигнализировать о том, что я готов уступить слово своему партнеру?

    Если вы сказали свое слово и хотите подать сигнал своему партнеру, что теперь его очередь говорить, вы, вероятно, уменьшите громкость своего голоса и начнете смотреть прямо в глаза человеку. Перестаньте жестикулировать и замедлите темп своей речи, чтобы последний слог последнего слова растягивался немного дольше, чем обычно. После этого четкая пауза служит приглашением слушателя вмешаться.

    Как подать сигнал, что мне нечего сказать и что я не хочу говорить?

    Это может быть самый неудобный сигнал для отправки. Если кажется, что ваш партнер переводит разговор на вас, но вы не заинтересованы в разговоре, можно просто выйти и сказать об этом. Кроме того, расслабьтесь, сохраняйте молчание и избегайте зрительного контакта, это будет сигнализировать о том, что вам удобно позволять другому человеку продолжать говорить.

    Когда тактика, которую мы используем, плавно переплетается с тактикой, используемой нашим партнером, мы выходим из встречи, чувствуя себя хорошо, зная, что установили связь. Мы часто используем такие слова, как «взаимопонимание» или «химия», чтобы описать опыт, и это остается одной из самых больших наград за участие в живом, личном общении. Следовательно, наша способность читать и синхронизироваться с разговорным стилем других является важным социальным навыком.

    Изображение Facebook: tativophotos/Shutterstock

    Что делает беседу хорошей?

    Разговор – наиболее распространенный вид устного общения. Это очень важно во многих сферах нашей жизни — в романтических отношениях, на работе, в бизнесе и в случайных отношениях с соседями и друзьями.

    Это также важная составляющая лидерства и дипломатии. Говорят, нами правят говорящие классы. Но разговору в школе не учат так, как письму и устной речи, поэтому большинству из нас приходится усваивать правила самостоятельно. Это одна из причин, по которой существует такой широкий разброс в том, насколько квалифицированы люди.

    Хорошая беседа действительно замечательна. Нам нужно предугадывать информацию, которая нужна другим людям, обеспечивать достаточный контекст для того, что мы говорим — но не слишком много — и понимать быстро меняющиеся темы и самые разные точки зрения. Управлять всеми этими факторами может быть сложно, поэтому разговоры часто могут идти наперекосяк.

    После тщательного изучения и анализа тысяч разговоров то, что начиналось как описательное исследование естественно происходящих разговоров, теперь можно считать предписывающим исследованием того, что мы должен делать во время разговора.

    Каждый разговор состоит из трех частей: вступление, основной разговор и завершение.

    Открытие беседы

    Для начала мы привлекаем внимание слушателя, предлагая простое утверждение. Запрос информации («Как дела?»), простое приветствие («Привет») или предложение информации («Мы давно не разговаривали»). Ответ должен быть стандартным. Честно говоря, это неприемлемо для разговора о сложностях в нашей жизни во время открытия.0003

    Маленькие дети умеют начинать разговор. «Знаешь что?» достает меня каждый раз. Но когда маленькие дети заканчивают, они обычно просто останавливаются и уходят. Здесь нет «хорошего дня» или «приятно с тобой пообщаться».

    Даже открытие может иметь значение. В дружеской ситуации «Что я могу сделать для вас?» может отключить поток до того, как он начнется.

    Разговор

    После открытия разговорное взаимодействие характеризуется

    чередованием — определяющая структурная черта разговора. С двумя людьми все просто. Если их больше двух, существуют разные стратегии. Текущий говорящий может выбрать следующего человека прямым вопросом или зрительным контактом. Если этого не происходит, то происходит самоотбор. Если никто не говорит и есть пауза (обычно не более пяти секунд), текущий говорящий может продолжить.

    Источник: Cottonbro/Pexels

    Структурно разговор проходит через чередование. Контент — другое дело. В хороших разговорах содержание следует за Дано-Новый контракт .

    Выбираем старую информацию и добавляем новую. Мы берем непосредственно предшествующий комментарий (или один непосредственно перед ним) и предоставляем новую информацию поверх этого комментария.

    Торо мог иметь в виду данный-новый контракт, когда сказал: «Мы слышим и воспринимаем только то, что мы уже

    половина знаем».

    Дано-дано утомительно. Нам нужно добавить что-то новое, если нет веских причин не делать этого. В психотерапии, например, если терапевт хочет поразмышлять над тем, что сказал клиент, полезен простой пересказ.

    Новый-новый создает непоследовательность. Если мы не утверждаем или не подразумеваем что-то уже данное, наш комментарий не будет иметь смысла для разговора. Если кто-то скажет: «В последнее время было необычно тепло», а следующий скажет: «Я хочу гирос из баранины на ужин», это будет новый-новый непоследовательность.

    Отличительные черты

    При заключении нового контракта мы обычно ищем отличительную черту для комментариев. Предположим, кто-то говорит: «Я только что вернулся с Гавайев». Подходящим ответом может быть: «Однажды я был на Гавайях», потому что поездка на Гавайи — это нечто особенное. Если кто-то говорит: «Я только что проверил свою рабочую электронную почту». Один из подходящих ответов: «У вас есть что-нибудь срочное?» Было бы неуместно сказать: «Я однажды проверил свою рабочую электронную почту».

    Идея отличительного признака исходит из перцептивного обучения. Чтобы отличить очень похожие шаблоны, мы ищем определенные признаки, чтобы отличить их друг от друга. В юности в Айове у меня была подруга с овечьей фермы, которая могла опознать всех пятидесяти или около того своих овец.

    Для меня они были неотличимы друг от друга. Они были похожи на овец. Пока я не стал замечать форму их носов и размеры голов, а потом я стал видеть овец по-другому.

    Во время беседы мы пытаемся обнаружить отличительные черты в содержании того, что говорят люди, чтобы мы могли прокомментировать эти особенности.

    Поиск тем

    В хороших беседах участники являются детекторами тем, обнаруживая дублирование комментариев. Рассмотрим предложение: «В следующем месяце я начну новую работу в качестве ассистента физиотерапевта». Это предложение содержит три отдельные идеи:

    Я устраиваюсь на новую работу.

    Работа ассистентом физиотерапевта.

    Я начну в следующем месяце.

    Мы можем ответить на любую из этих идей, тем самым определив новую тему. Если мы скажем: «Почему бы не подождать до следующего лета?» мы подчеркиваем тему времени, а не новизны работы или физиотерапии. Затем ответ на этот вопрос должен касаться вопроса времени, например: «Если бы я не согласился быстро, эту должность предложили бы кому-то другому». Вот как разговоры меняют направление и в конечном итоге идут в непредсказуемые места, продолжая свое течение.

    Хорошие разговоры имеют только краткосрочные цели и не имеют конечного пункта назначения. Таким образом, разговор похож на вождение автомобиля ночью. Мы можем часами безопасно ехать с фарами, освещающими дорогу всего в тридцати футах от нас.

    Нам также необходимо учитывать память и быстро вносить свой вклад в меняющиеся темы. Ответ на комментарий, сделанный 15 минут назад, не работает, потому что этот комментарий больше не доступен в кратковременной или немедленно доступной долговременной памяти.

    Завершение беседы

    Завершение беседы состоит из трех шагов: один из участников посылает сигнал предварительного закрытия, участники приходят к соглашению о прекращении обсуждения, и участники закрывают.

    У большинства из нас в репертуаре есть множество сигналов перед закрытием, в том числе длинное, протяжное «Ну». Или «Мне нужно скоро идти». Другие участники могут принять сигнал или указать причину продолжения разговора, возможно, на новую тему.

    Источник: Алекс Грин/Pexels

    Полное игнорирование сигнала, предшествующего закрытию, является нарушением правил общения. У нас может быть друг или родственник, который не очень хорошо улавливает сигналы перед закрытием, что может быть проблемой.

    Мы хотим закончить разговор, но другой человек, кажется, не обращает на это внимания. Чтобы хорошие разговоры продолжались в будущем, необходимо решить эту проблему.

    После того, как сигнал о закрытии принят, участники приступают к закрытию, которое может быть продолжительным танцем, даже если все знают, что разговор подходит к концу. При телефонном разговоре между двумя людьми может произойти нечто подобное.

    Ага.

    Да.

    Я позвоню тебе во вторник. Хорошо?

    Хорошо.

    Тогда увидимся.

    Звучит хорошо.

    Хорошо.

    Хорошо.

    До свидания.

    Пока.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *