Беседа как метод общения в диалогической речи
СОДЕРЖАНИЕ
1. Ведение 3
2. Воспитательно-образовательные значения беседы 3
3. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах 4
4. Структура обобщающей беседы 6
5. Приёмы активизации мышления и речи детей в процессе беседы 6
6. Заключение 7
Список литературы 8
В развитии связной речи понятие «диалогическая» и «монологическая» речь является центрами. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. . Для них характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. В дошкольном возрасте беседа очень фрагментарна, представляет собой диалог в вопросно–ответной форме, знакомящей малыша со словами, окружающими предметами и явлениями. Постепенно диалоги становятся более развернутыми, обогащаются рассказами кого-либо.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 -1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
Беседы имеют и воспитательное значение. Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город ?», « Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?». Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.
Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки. Беседа, как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах. Темы бесед намечаются в соответствии с программой. В методической литературе широко освещены беседы бытового и общественного характера, а так же природоведческие «О детском саде», «О труде взрослых», «О птицах» и т. Д. Важно, чтобы темы бесед имели положительно – эмоциональное значение. Можно выделить три типа бесед.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим. .. увидим… проверим …»).
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя — обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.
В беседе довольно четко выделяются такие структурные части, как: начало беседы, основная часть, окончание. Основная часть может быть разделена на этапы. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Готовя беседу, воспитатель выделяет существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Вот структура основной части беседы « О здоровье » в старшей группе:
1. Свежий воздух.
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание.
Надо предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем протяжении, но и нарастал к концу. Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Это рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Конец беседы – пожелание детям к дальнейшей работе. Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его.
Беседа – это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно–речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Возможны так же вопросы, стимулирующие обобщение: « Про каких ребят можно сказать – это друзья?». Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие)
Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза, иногда предлагается детям задание, состоящее из двух – трех вопросов, или план ответа. Как надо правильно мыть руки? Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?
Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы – объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественные произведений (пословицы, загадки, показ наглядного материала) игровые приемы (словесные игры, сюрпризные моменты, получения письма и т. п.).
Активизация каждого ребенка в процессе беседы – это предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, что – то проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей. Для активного обучения проводятся специальные занятия нового типа – игры или « учебные ситуации». Проблемно – поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогом и детям.
Овладение всеми сторонами речи, в частности беседы – развития языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
1. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду: — Академия Развития; 2009 г., 192 стр.
2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года: — Мозаика-Синтез; 2010 г., 64 стр.
3. Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В. Н., Ставцева Е. А. Теория и методика развития речи у детей: — Академия; 2009 г., 192 стр.
Эвристическая беседа
Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.
Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.
Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему.
Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.1 Характеристики эвристической беседы
2 Вопрос и ответ
3 Специфика структуры эвристической беседы
4 Функции и типы
В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.
Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:
- Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;
- Вопросы взаимосвязаны;
- Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи;
- Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;
- В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.
Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.
Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.
Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.
Вопрос и ответ
В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.
В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.
Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.
Специфика структуры эвристической беседы
В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить
Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:
- искомое;
- способ решения;
- самое решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;
- результат решения.
Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:
- Обучение различным способам решения проблемы и руководство познавательной деятельности учеников, которое осуществляется через раскрытие и показ пути поиска, его стимулирование и доказательство его истинности, формирование умения выстроить систему доказательств.
- формирование познавательной самостоятельности;
- формирование диалектического мышления.
Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.
При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.
Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности.
Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.
Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.
Эвристическая беседа выполняет такие задачи
как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.диалогов в аквариуме | include.org.uk
Техника «аквариума» позволяет большой группе участвовать в одном разговоре. Это делается путем организации комнаты таким образом, чтобы говорящие, которых просят начать разговор, сидели в центре комнаты «в аквариуме», а другие участники сидели вокруг них в кругу, чтобы слушать их разговор.
ОписаниеОбстановка в комнате — важная особенность беседы в Аквариуме.
От четырех до восьми стульев расставлены по внутреннему кругу — это аквариум. Люди, выбранные для начала разговора, сидят здесь вместе с ведущим. В зависимости от того, как спланирован Аквариум, несколько стульев могут остаться здесь пустыми с самого начала.
Остальные стулья расставлены концентрическими кругами. Остальная часть группы начинает сеанс, сидя на этих стульях за пределами аквариума.
Обычно ведущий открывает дискуссию, задавая вопрос людям в аквариуме, чтобы вызвать открытый разговор. Однако в некоторых случаях участники, особенно если они были приглашены в качестве «экспертов», могут сделать краткую презентацию по теме обсуждения, прежде чем перейти к более свободному разговору.
Идея состоит в том, что после начала разговора любой член аудитории может подойти и присоединиться к аквариуму, либо заняв пустой стул, либо заменив кого-то, кто уже сидел в кругу (который затем находит свободный стул в аудитории). . Затем обсуждение продолжается, и участники часто входят и выходят из аквариума. Это должно позволить как можно большему количеству участников провести некоторое время в аквариуме и принять участие в обсуждении.
Когда время заканчивается, аквариум закрывается, и ведущий подводит итоги обсуждения.
Используется дляБеседы в аквариуме можно использовать для обмена информацией и развития диалога между участниками, сосредоточив внимание всей группы на дискуссиях, происходящих между небольшой, меняющейся группой. Они все чаще используются на конференциях, семинарах и собраниях в качестве альтернативы традиционным презентациям экспертов или сессиям вопросов и ответов.
УчастникиЭтот метод лучше всего подходит для 20-50 участников, из которых 3-6 выбираются для начала разговора.
ЗатратыНизкие
Приблизительные временные затратыКаждый Аквариум обычно работает 1-2 часа.
Сильные стороны- Аквариумы — универсальный метод, который можно легко адаптировать
- Они являются хорошим методом для обсуждения спорных вопросов, где может быть несколько различных и твердо придерживающихся взглядов.
- Они выявляют различие между «приглашенными докладчиками» и аудиторией.
- Они могут быть привлекательной альтернативой презентациям PowerPoint или панельным обсуждениям, поскольку они могут предоставить «экспертам» платформу для обмена мнениями, сохраняя при этом возможности для взаимодействия.
- Они способствуют активному слушанию, поскольку у каждого члена аудитории есть потенциал стать участником обсуждения
- Успех этого метода может в значительной степени зависеть от фасилитатора, который следит за тем, чтобы люди, либо те, кто начинает обсуждение в аквариуме, либо присоединяющиеся к обсуждению, не доминировали в разговоре и не сбивали его с пути.
- Это не тот тип обсуждения, в который интроверты или застенчивые люди могут внести свой вклад
- Аквариумы вряд ли придут к консенсусу, но их лучше всего использовать для налаживания диалога между участниками.
Дополнительную информацию о том, как запустить Fishbowl, и варианты этой техники можно найти в методических брифингах, подготовленных ЮНИСЕФ и Организацией Объединенных Наций.
Фото с Pexels
Сложный разговор? Используйте метод XYZ.
«Моя шея», менеджер сказал: «на гильотине».
У этого менеджера была проблема влияния. В нем участвовала проектная группа, которая не отчитывалась перед ним, но он отвечал за результаты.
Я тренировал его во время семинар, о чем говорить.
Его первый набросок: «Когда проект идет плохо, я чувствую себя обезумевшим, из-за моей шеи. . ».
Много лет назад я узнал, и затем модифицированный метод изложения вашего случая из превосходной книги: «Навыки работы с людьми» Роберта Болтона.
Формат (измененный) звучит так: «Когда происходит X, я чувствую Y из-за Z».
X проблема; Ю, твой реакция; Z, влияние на бизнес.
Давайте покритикуем гильотину XYZ менеджера:
X: «Когда проект идет плохо».
Плюс : Его X избегает атаки или обвинять. Он не сказал: «КОГДА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ проект».
Минус : Что он имеет в виду под «Проект проваливается?»
Я представляю еду, которая испортилась — она закопана в офисном холодильнике, как археологическая реликвия.
Вам интересно, какая группа продуктов может это, возможно, принадлежало?
Лучше не удивляться, ни о еде, ни о сообщениях.
Уточним . Что за На самом деле менеджер имел в виду: «Когда мы пропускаем дедлайн».
Отлично, скажи это.
И: «Я в смятении».
Плюс : Сказать, что вы чувствуете говорит другому человеку, что проблема важна.
Минус : «Обезумевший» слишком эмоционален для бизнеса. Это как говоря: «Когда мы пропускаем крайний срок, Я ЧУВСТВУЮ ТО, ЧТО ТЫ ПОКИНЕН».
Тяжело.
Что подходит для бизнеса эмоция? Попробуйте «озабоченный».
Вы можете быть обеспокоены тем, что проект опаздывает, обеспокоен тем, что клиенты будут недовольны, обеспокоен тем, что в момент отчаяния, вы, вероятно, съедите загадочную еду в холодильнике и умрете от пищевое отравление.
«Обеспокоенные» обложки все это, с изяществом и, ну, без забот.
З: «Потому что на кону моя шея».
Plus : Подлинный.
минус : Влияние на бизнес должна быть больше, чем любая из ваших частей тела, независимо от того, выглядите вы или нет хороший.
Лучше: «Потому что на кону наша репутация». или «потому что, если мы пропустим крайний срок, это навредит нашим клиентам».
Давайте соберем XYZ вместе : «Когда мы пропускаем крайний срок, я беспокоюсь о том, как это повлияет на нашу клиенты.»
Обратите внимание, что вы не наложили решение. Это следующий шаг — диалог.
Совет : Нужно повлиять другие? Убедитесь, что ваше сообщение сохраняется они занимались.
P.S. Практика лучших коммуникаторов. Взгляните на эти две бостонские мастерские плюс . . .
(семинар на полдня) Сила присутствия: максимизируйте свое личное влияние , 30 марта (13:00–16:30)
(семинар на 2 дня — ограниченное число участников/7 человек) Динамическая речь: услышьте, запомните & Get Results , 4-5 мая (9-5 вечера)
Но, может быть, вы предпочитаете быструю и удивительно интересную книгу:
У ВАС ЕСТЬ 8 СЕКУНД: Секреты общения для отвлеченного мира , названная малоизвестной, но явно блестящей канадской газетой одной из лучших книг о бизнесе года. Доступен в печатном виде, Kindle, аудио.
«Практичное и забавное, это отличное чтение для всех, кто хочет иметь больше влияния на работе.