Толерантность в обществе: Понятие толерантности в современном мире

Понятие толерантности в современном мире

16 Апреля 2020

Понятие толерантности в современном мире

Понятие толерантности в современном мире. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Виды социологической толерантности.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.

Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение)

 означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).

В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.

Важно! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.

Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Поделиться с друзьями

Дистанционное обучение: преимущества и недостаткиКВН как массовое движение

Значение толерантности для российского общества

Современная Россия является одной из самых многонациональных и многоконфессиональных стран мира. При общении друг с другом представители разных наций и конфессий должны придерживаться принципов толерантности.

Толерантность — это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек — это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.

С точки зрения этики толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных взглядов. В политической науке толерантность — это готовность власти допускать инакомыслие в обществе. С философских позиций толерантность выступает как мировоззренческая категория, отражающая универсальное правило активного отношения к другому.

В большинстве трактовок понятие «толерантность» характеризуется как «терпимость» к кому-либо, чему-либо, воздержание от негативных действий или отзывов в отношении других людей, чьи взгляды, идеи, верования, убеждения, вкусы, внешность противоречат или не совпадают с собственными взглядами и убеждениями.

При этом понятие «толерантность» гораздо шире и сложнее понятия «терпимость». В отличие от терпимости, толерантность является активной категорией, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, в связи, с чем и существует такое разнообразие подходов к его толкованию, которое варьируется в зависимости от употребляемого контекста.

Юридическое закрепление толерантности в нашей стране опирается как на международно-правовые акты, так и на нормативные правовые акты Российской Федерации. Важнейшим документом международного права, закрепляющим толерантность, является Декларация принципов толерантности, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В статье 1 данного документа отмечается что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. При этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие некоторых моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантное отношение с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

Осознавая значимость толерантных отношений для общества законодатель вводит систему юридической ответственности за интолерантное поведение. Важно подчеркнуть, что речь идет исключительно о публичном интолерантном поведении. На пространство частной жизни граждан подобные ограничения не распространяются.

По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Анатолия Елисеева, несмотря на достаточно полное закрепление принципов толерантности в Российской Федерации, проблема толерантных отношений продолжает оставаться достаточно актуальной для нашей страны.

Толерантное общество | Уважение к терпимости: традиционный либерализм и современное разнообразие

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRespecting Tolerance: Traditional Liberalism and Contemporary DiversityPolitical TheoryBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRespecting Tolerance: Traditional Liberalism and Contemporary DiversityPolitical TheoryBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Balint, Peter,

‘Alerant Society’

,

Уважение терпимости: традиционный либерализм и современное разнообразие

(

Oxford,

2017;

Online Edn,

Oxford,

;

Online Edn,

Oxford,

;

Online Edn,

Oxford,

;

Online Edn,

Oxford,

;

Online

.

, 19 января 2017 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198758594.003.0001,

по состоянию на 1 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRespecting Tolerance: Traditional Liberalism and Contemporary DiversityPolitical TheoryBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRespecting Tolerance: Traditional Liberalism and Contemporary DiversityPolitical TheoryBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В первой главе представлены основные положения и идеи книги. Он начинается с описания трех проблем, которые необходимо решить при любой защите толерантности и традиционного либерализма: Вызов мультикультурализма, Вызов деспотизму и Вызов нейтралитета . В главе приводятся доводы в пользу понимания терпимости, которая оправдывается свободой, и применяется к разнообразию в его самом широком смысле, то есть не только к культурно-зависимому или зависящему от убеждений. Он вводит идею толерантности как вседозволенности и основывает ее понимание на традиционном либерализме. Подчеркивается важность различения различных агентов терпимости — в данном случае государства или гражданина. Глава завершается обсуждением роли принципов в политической теории.

Ключевые слова: толерантность, политическая толерантность, мультикультурализм, нейтралитет, традиционный либерализм, многообразие, государство/гражданин

Предмет

Политическая теория

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Важность толерантности в разделенном мире

Сегодня мы отмечаем Международный день толерантности, день, отмечаемый Организацией Объединенных Наций, когда мы стремимся к большему уважению и взаимопониманию между всеми людьми.

Толерантность как черта — это то, что большинство людей считает врожденным. Я сомневаюсь, что кто-нибудь, когда его спросят, объявит себя нетерпимым. Многие из нас подтвердили бы свою толерантность и лирически восхваляли бы наше высокомерие, независимо от того, было оно на самом деле правдой или нет.

К сожалению, реальные данные свидетельствуют о том, что мы не являемся бастионами терпения, как нам хотелось бы думать. В последние годы общество разделилось по разным признакам, и наши цифровые пространства часто кажутся не более чем бурлящими ямами ненависти и гнева.

Некоторые события и причины, естественно, вызывают возмущение. Несправедливость, где бы она ни обнаруживалась, вполне справедливо может вызывать гнев и стремление к быстрым переменам. Однако на межличностном уровне многие из нас проводят свои линии на песке, окружают себя единомышленниками и открывают огонь по всему, что выходит за рамки наших моральных границ.

Громкая и энергичная кампания против плохой политики, идеи или социальной структуры является неотъемлемой частью демократии и прогресса. Но когда это скатывается в критику людей, то праведная ярость может мутировать во что-то безобразное и мстительное.

Слишком часто, будь то в Интернете или в публичных дебатах, если возникают разногласия, один человек быстро нападает и осуждает другого. Иногда, особенно когда речь идет о высокопоставленных женщинах и представителях меньшинств, это может привести к потоку оскорблений в Интернете. Нам хотелось бы думать, что такое поведение — прерогатива крайне правых головорезов и интернет-троллей, но это не так. Есть люди со всего политического спектра, которые с готовностью примут трайбализм и обрушат презрение на тех, кто не разделяет их взглядов.

Во многих кругах споры потеряли смысл и больше не являются поиском истины и знаний. От парламентских скамеек до онлайн-обменов дебаты выродились в жаркие споры, цель которых состоит в том, чтобы просто заявить о своем превосходстве и получить удовольствие от поражения и унижения оппонента. Это враждебное фреймирование является значительной частью проблемы. Пока мы не сможем избавиться от этого гладиаторского мышления, мы рискуем создать общество, пропитанное предвзятостью подтверждения, замкнутыми точками зрения и, конечно же, нетерпимостью.

Несмотря на все оскорбления, ненависть и токсичность в общественной жизни, ситуация не безнадежна. Начав с себя и предпринимая честные и обдуманные шаги, мы все можем помочь создать более терпимое и уважительное общество.

1. Слушайте

Одна из самых важных вещей, которую мы можем сделать, проста: слушайте.

Слишком часто в публичной сфере слушание кажется просто вежливым молчанием, прежде чем человек снова начнет говорить. Тем не менее, время, потраченное на то, чтобы выслушать, что кто-то хочет сказать, и конструктивное взаимодействие, является важным инструментом в укреплении большего понимания и уважения между людьми.

Нельзя завоевывать сердца и умы, крича кому-то в лицо. Мнения не часто меняются, когда их встречают враждебно, они ожесточаются и укореняются. Обязуясь активно слушать друг друга, даже если в конечном итоге мы не согласны, мы можем достичь большей терпимости и спровоцировать прогресс.

2. Размышление

Обдумывание точки зрения человека и попытка понять, почему он думает так, а не иначе, принесет больше пользы, чем прямое осуждение. Принижение кого-то за противоположное мнение не убедит его изменить свое мнение, но вдумчивое обсуждение может.

Дополнительным, но важным аспектом является способность к саморефлексии.

Почему ты думаешь, что делаешь? Когда вы в последний раз задавались вопросом о своих убеждениях и мнениях? Понимание того, откуда берутся ваши собственные убеждения, поможет вам, когда вы начнете подвергать сомнению убеждения других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *