Бессознательное это в психологии: 4.Понятие о бессознательном.

Содержание

это, определение слова, понятие. Что такое Бессознательное, значение, словарь, энциклопедия

Бессознательное (бессознательное психическое) — в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т. д.) психики человека, 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе — знании-припоминании и др.).

В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Б. Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И. Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус (ключ сознания в подсознательном), Э. Гартман («Философия бессознательного»), Г. Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В. Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г. Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И. Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В. Бехтерев (активность «бессознательного»), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «коллективной душой» толпы), Т. Липпс («бессознательное психическое», «бессознательное реальное Я»), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К. Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию «общего бессознательного») и Э. Фроммом (развивавшем идеи о «социальном бессознательном»). В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

По З. Фрейду, 1) бессознательное — это психические процессы, «которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», 2) бессознательное — основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т. д.

По мысли З. Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З. Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.

По К. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв: 1) «Личностного бессознательного» — поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) «Коллективного бессознательного» — врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. «Содержаниями коллективного бессознательного» в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) «Психоидного бессознательного» — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

По Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», являющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

В. И. Овчаренко

Бессознательное

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

Бессознательное — в самом широком смысле, психические процессы, не осознаваемые индивидом. В собственно психологическую лексику термин введен основателем психоанализа З. -Фрейдом. С его точки зрения, многие побуждения, желания, а также травматические воспоминания (как…

Бессознательное

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета- 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как…

Бессознательное

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, которые не фиксируются в сознании субъекта. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной…

Бессознательное

Философский словарь

1. Термин, неверно прилагаемый к человеческой психике. Практически в здесь-теперь-так для субъекта нет ничего бессознательного. Обычно за бессознательное принимают или с бессознательным путают ощущения, проходящие амнестично или почти амнестично (для последующего потока здесь-…

Бессознательное

Философский словарь

лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Понятие, имеет очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей…

Бессознательное

Философский словарь

— совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бессознательное

Философский словарь

— «в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от сознания. Термин «бессознательное»…

Бессознательное

Философский словарь

— понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, трансформирующих или искажающих сознательные мотивы, навязывающих человеку некие автоматизмы поведения. 3. Фрейд акцентировал внимание на скрытых,…

Бессознательное

Философский словарь

— в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется…

Бессознательное

Философский словарь

— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных…

Поделиться:


История бессознательного и Зигмунд Фрейд

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.  

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Критика научного сообщества

Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:

УченыйКритика
Фриц ПерлзСоздатель гештальт-терапии, в авторских работах как будто бы ведет постоянный критический диалог с Фрейдом, оспаривая всевозможные стороны психоанализа [1].
Эрих ФроммОбвинял его в излишней «буржуазности» и адаптации классического психоанализа под потребности времени [2].
Альберт ЭллисПоддавшись более сильному влиянию работ Карен Хорни и Эриха Фромма, покидает ряды ярых сторонников теории психоанализа и опровергает многие его фундаментальные основы [3].
Карл КраусЛитературный критик упрекал Ф. в создании чуть ли не новой светской религии, где главная фигура преклонения — сам психоаналитик.
Карл ПопперИзвестный созданием критерия фальсифицируемости ученый. Во время изучения работ Ф., усомнился в научности психоанализа, назвал теорию незаслуживающей доверия [4].
Альфред АдлерОдин из соучастников и потенциальных продолжателей «кружка» Фрейда, неоднократно подвергал разгромной критике идеи Фрейда, что причиной их размолвки .
Карл ЮнгУход самого Карла Юнга из круга соратников Ф. оказался ударом в спину. Раскол произошел из-за увлечения Юнгом оккультными практиками и неприятия идеи Ф. о верховенстве сексуальной составляющей в психике человека [5].
Ганс Юрген АйзенкОдин из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, так писал в своей книге: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни.» [13].

Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.

Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф.

, Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}. Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Бессознательное 1914

Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 [6]) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления {tipт. е. нет частей мозга, отвечающих исключительно за сознательные или бессознательные проявления жизнедеятельности человека} не в смысле анатомии человека {/tip}, а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями «сознательное» и «бессознательное»? Эти термины характеризуют принадлежность {tipФ. ни в коем случае не утверждает, что какая-то часть мозга отвечает полностью или частично за бессознательные проявления или сознательные действия} протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики {/tip}. Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

У других авторов

У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.

Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.

Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].

Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:

  1. Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
  2. Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
  3. Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.

Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:

  • воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
  • Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
  • Концепция «Анима и Анимус»

Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9].

Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).

Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.

За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. [Fromm Е.] Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A. , Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Роль бессознательного в теориях личности — 2548 слов

Введение

В обсуждении того, как бессознательное влияет на личность, нельзя отрицать роль психоанализа.

Согласно Кильстрему, Беру и Кляйну, психоанализ относится к «аспектам работы и исследований Фрейда, включая фрейдистскую терапию и исследовательскую методологию, которую он использовал для разработки своих теорий» (2002, стр. 68).

При формулировании теории личности Фрейд в значительной степени опирался на тематические исследования своих пациентов, а также на непосредственные наблюдения за поведением пациентов. Согласно Фрейду, человеческий разум состоит из двух основных частей: сознательного и бессознательного.

Целью данной статьи является сравнение и противопоставление роли бессознательного в теориях личности с использованием двух точек зрения курса. Эти точки зрения представляют собой психоаналитический и социально-когнитивный подходы к построению личности.

Перед этим разделом мы попытаемся обсудить сознательный и бессознательный разум с точки зрения того, как они помогают формировать личность человека.

Функционирование сознания и бессознательного

Сознание

Сознание несет информацию, которую люди могут понять. Люди могут свободно и точно говорить об этих аспектах своих ментальных процессов в здравом и рациональном ключе. Часть сознательного разума связана с человеческой памятью.

Однако, как отмечает Мэтт (2011), не вся информация, хранящаяся в сознательной памяти, является частью сознания людей, хотя эту информацию легко извлечь, чтобы ее можно было ввести в их сознание (стр. 81).

В теории личности Фрейда это воспоминание называется нормальным воспоминанием или просто предсознательным воспоминанием. Фрейд использовал аналогию с затопленным льдом, чтобы описать, как делится человеческий разум.

По его словам, сознательный разум составляет наименьшую часть разума человека. Фрейд утверждал, что большая часть воспоминаний и чувств, которые помогают конструировать личность человека, скрыты от сознательного разума (Matt, 2011).

Следовательно, многие чувства и воспоминания, которые проявляются в личности человека, составляют область «бессознательного разума, который он разделил на суперэго, эго и ид» (Мэтт, 2011, стр. 81).

Подсознание

Бессознательное является второй частью человеческого разума с точки зрения теории личности Фрейда. Он действует как основное хранилище всех мыслей, воспоминаний и чувств вместе с побуждениями, которые существуют вне сознательного понимания людей.

Что касается Kihlstrom, Beer, and Klein (2002), большая часть содержимого бессознательной памяти неприятна и/или неприемлема при нормальных обстоятельствах (стр. 73). Среди прочего, они включают в себя чувство конфликтов и боли вместе с тревогой.

В своем анализе теории личности Зигмунда Фрейда Мэтт (2011) утверждает, что «бессознательность продолжает влиять на наше поведение и переживания, даже если мы не осознаем эти глубинные влияния» (стр. 43).

Следовательно, бессознательное является частью человеческого разума, над которой люди не имеют никакого прямого контроля.

В отличие от сознательного разума, бессознательный разум представляет собой хранилище инстинктивных желаний, потребностей и действий, связанных с призраками и мертвыми. Это также хранилище желаний, шокирующих и расстраивающих воспоминаний, неприятных эмоций и социальных идей, которые невозможно удалить из ума.

Процесс действия бессознательного ума описывается термином психологическое подавление. Воспоминания и мнения из более ранних периодов могут быть удалены из мгновенного сознания.

Эти воспоминания порождают эмоции вместе с мыслями, которые люди имеют в своей сознательной памяти. Поскольку личность человека постоянна и эти воспоминания можно удалить, можно утверждать, что они не влияют на личность человека.

Человек не получает идеи непосредственно в бессознательном для обычного исследования (Fleeson, 2004).

Однако эмоции и идеи бессознательного могут стать осознанными с помощью таких методов, как анализ снов, словесные оговорки, гипноз и свободное объединение людей с одинаковыми интересами. Эти методы тщательно изучаются и выполняются во время психоанализа.

Психотерапия – это процесс, направленный на сдерживание эмоций и идей в осознанное состояние для избавления терпимого человека от страданий от повторяющихся ложных мыслей.

Согласно Фрейду, бессознательная часть разума называется Ид. Она состоит из основных потребностей и желаний людей. Ид ведет себя в соответствии с принципом, известным как принцип удовольствия, который предотвращает боль. Фрейд также определяет эго как компонент бессознательного.

Он говорит, что эго представляет собой сознательный целостный характер и естественные аспекты, которые вмешиваются между бессознательной частью разума и реальностью (Мэтт, 2011, стр. 48).

Сравнение и сопоставление ролей бессознательного в теориях личности

Типы теорий личности

Для объяснения личности людей можно использовать несколько теорий. Они включают поведенческие теории, теории черт, социальные когнитивные теории, психоаналитические теории и гуманистические теории.

В этих теориях термин «личность» используется для обозначения «динамических и организованных наборов характеристик, которыми обладает человек, которые уникальным образом влияют на его или ее познания, эмоции, мотивацию и поведение в различных ситуациях» (Флисон, 2004, с. 84).

Можно утверждать, что различные классификации теорий личности основаны на этом определении.

Например, эмоции и мотивация порождают психоаналитические теории личности, тогда как поведенческие аспекты в определении термина «личность» порождают поведенческие теории личности.

Поведенческие гипотезы утверждают, что качества людей проистекают из их отношений с окружающей средой.

Выдвигая свои аргументы, бихевиористы изучают различные измеримые и наблюдаемые модели поведения людей, чтобы объяснить характер личности, изображаемой отдельными людьми (Matt, 2011).

Теоретики поведения, такие как Джон Ватсон, отвергают различные теории, предполагающие, что личность человека является функцией чувств и мыслей, формирующих часть сознательного и бессознательного разума.

Теория черт утверждает, что личность человека включает в себя различные широкие черты. В контексте обсуждения этой теории под чертами понимаются характеристики, устойчивые внутри индивидуума, которые определяют направление действий таких лиц.

Одной из таких теорий является пятифакторная теория (Matt, 2011). Происхождение личностных характеристик вызывает серьезную озабоченность у теоретиков биологической личности. Эта группа теоретиков утверждает, что личность возникает из генетических характеристик человека.

На самом деле, согласно Kihlstrom, Beer, and Klein (2002), «исследования наследуемости указывают на связь между генетикой и чертами личности…» (стр. 73). Изучение этих связей стимулирует исследования биологической личности.

Помимо двух основных парадигм теории личности, рассмотренных в данной статье, еще одну важную группу теорий, пытающихся объяснить личность, составляют гуманистические теории.

Эта теория уделяет невероятное внимание значению свободной воли людей вместе с индивидуальным опытом в содействии развитию личности. Центральное место в обсуждении гуманистических теорий занимает концепция самоактуализации.

Эта концепция подчеркивает, что личностный рост является важным аспектом, который влияет на поведение людей или мотивирует их (Matt, 2011).

Поведение является важным аспектом, влияющим на личность человека с точки зрения социально-когнитивной и психоаналитической личности и теоретических парадигм. Абрахам Маслоу — один из известных сторонников гуманистической теории личности.

Поскольку цель этой статьи ограничена обсуждением роли бессознательного в теориях личности только с двух точек зрения, оставшаяся часть статьи рассматривает только психоаналитическую и социально-когнитивную точки зрения.

Роль бессознательного в социально-когнитивной теории личности

С точки зрения психоаналитической и социально-когнитивной теории личности сознание образует феноменальную субстанцию, которая помогает направлять психическое функционирование в жизни человека.

Он формирует основу для контекстуализации событий, построения направлений действий и даже планирования различных действий (Бандура, 1995). Можно утверждать, что после опыта обучения в окружающей среде не требуется умственных усилий для выполнения различных задач.

Скорее, бессознательное функционирует как постоянное напоминание о соответствующем образе действий всякий раз, когда человек сталкивается с ситуацией, требующей действий, которые были выполнены ранее в ответ на данные внешние стимулы.

Способ, которым человек реагирует на определенные стимулы посредством определенного набора поведенческих действий, характерных для конкретного человека, составляет личность такого человека (Bandura, 1995).

С точки зрения социальных когнитивных теорий, автоматические реакции на определенные стимулы окружающей среды объясняются информацией, хранящейся в бессознательном уме человека.

Основная задача, стоящая перед теоретиками социальных познаний, состоит в том, чтобы разработать объяснение того, как развиваются эти познания.

Решение вышеуказанных проблем является отправной точкой для изучения роли бессознательного с точки зрения теоретиков социального познания и психоанализа.

Например, в то время как психоаналитическая точка зрения утверждает, что некоторые характеристики человека, составляющие его личность, обязаны функционированию бессознательного разума, социальная когнитивная парадигма утверждает, что «сознание не может быть сведено к эпифеномену выход психического процесса, реализуемого механически на бессознательных низших уровнях» (Бандура, 1999, с. 7).

Исходя из этого утверждения, социальная когнитивная теория подчеркивает важность проведения различия между функциональными свойствами мозга человека и физическими процессами для мыслей, развертываемых данным индивидом.

В то время как приверженец психоанализа склонен считать, что человеческое бессознательное ответственно за реакции, связанные с негативным опытом, социальная когнитивная теоретическая парадигма утверждает, что человеческое бессознательное по существу является порождающим, проактивным и творческим, помимо саморефлексии или саморефлексии. реактивный (Бандура, 1999, с.3).

Этот аргумент подразумевает, что практики, ведущие к познаниям, которые удерживаются в бессознательном уме, являются не только развивающими действиями, но и детерминирующими манипуляциями.

Бессознательное рассматривается с точки зрения социального познания как хранилище информации, которое необходимо активировать, чтобы помочь в реагировании на определение необходимого образа действий.

Кроме того, теоретики социального познания подчеркивают, что при выражении индивидуальности людей люди должны активировать определенные мозговые процессы, чтобы можно было реализовать выбранные намерения. Эти намерения определяют личность данного человека.

Следовательно, для выражения характеристик человека, которые делают его уникальным среди других людей, в подсознании должны быть возбуждены определенные схемы.

Такие схемы состоят из социально осознаваемого и/или генерируемого опыта. Центральным аргументом здесь является то, что воспоминания, хранящиеся в бессознательном уме, приобретаются из окружающей среды.

Социально-когнитивная теория личности утверждает, что люди демонстрируют определенное поведение благодаря четырем основным ключевым факторам: вознаграждению, сигналам, побуждениям и реакциям (Бандура, 19 лет).99).

В случае, если человек мотивирован на изучение определенного поведения, он или она использует технику наблюдения, чтобы изучить поведение. Это поведение определяет личность человека, когда его схемы развиваются в бессознательной памяти.

Когда человек наблюдает за поведением, оно закрепляется посредством обучения. Следовательно, индивидууму не нужно прилагать мысленных усилий, чтобы вспомнить его и/или отобразить в фенотипическом образе.

С этой точки зрения личность человека является функцией усвоенного поведения из окружающей среды.

Роли бессознательного в психоаналитической теории личности

Как утверждалось ранее, социальная когнитивная теория подчеркивает, что личность человека строится на основе социального опыта посредством обучения поведению в окружающей среде.

После того, как эти модели поведения полностью усвоены, бессознательная память служит для автоматического извлечения воспоминаний, которые приводят в действие соответствующие модели поведения после того, как испытаны стимулы, требующие реакции посредством определенного поведения (Бандура, 19 лет).95).

Эта цель бессознательного разума противопоставляется назначению бессознательного в формировании личности человека с точки зрения психоанализа, как это предусмотрено и обсуждалось Зигмундом Фрейдом.

Фрейд считал, что одним из дружественных механизмов раскрытия личности его пациентов является свободное общение с ними. По словам Мэтта (2011), пациентов просили описать, что возникало у них в голове всякий раз, когда начиналось обсуждение определенных тем.

Кроме того, Фрейд также изучал сны людей, пытаясь установить связь между бессознательным и личностью своих пациентов.

Через интенсивный анализ предсознательного разума вместе с бессознательным разумом пациентов школа мысли Фрейда предполагает, что личность человека можно оценить.

Следовательно, можно проводить психотерапевтическое лечение психических заболеваний. Основываясь на этом психоаналитическом подходе к личности, это означает, что люди не могут контролировать свою личность.

Скорее, им управляет бессознательное, которое при нормальном функционировании человека трудно раскрыть.

Этот аргумент, возможно, объясняет, почему фрейдистский подход к определению личности индивидуума основывается на анализе сновидений, а не на социальной когнитивной перспективе.

Во сне человек не контролирует свой мыслительный процесс (Fleeson, 2004).

Однако во сне человек вспоминает ситуации, с которыми сталкивается в реальной жизни, пытаясь реагировать на них в зависимости от приобретенного опыта на некоторых эффективных средствах решения таких ситуаций.

Этот аргумент подчеркивает важность рассмотрения социально-когнитивной теоретической точки зрения при определении роли бессознательного в сравнении с психоаналитической точкой зрения.

Этот случай знаменателен, поскольку спорно, что сны, обсуждаемые Фрейдом как упреждающие средства определения роли бессознательного в построении личности, могут быть основаны на информации, полученной посредством социальных взаимодействий между сновидцем и другими людьми. людей в окружающей среде.

Социально-когнитивная теория личности описывает личность людей на основе познания, приобретенного в процессе их взаимодействия.

Психоаналитический подход утверждает: «Бессознательное является хранилищем инстинктивных желаний, потребностей, психических действий и хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний и травмирующих воспоминаний» (Kihlstrom, Beer & Klein, 2002, стр. 74). .

Подсознание также является хранилищем болезненных эмоций. Социальные когнитивные теоретики критикуют это утверждение, утверждая, что психоаналитический подход к личности подчеркивает негативный опыт человека, влияющий на его или ее личность.

Остается выяснить роль бессознательного во влиянии на положительные черты личности, проявляемые людьми.

Поиск ответа на этот вопрос порождает другие теоретические парадигмы объяснения того, как устроена личность человека, такие как поведенческие теории и гуманистические теоретические парадигмы.

Заключение

Действия и поведение людей объясняются несколькими факторами. К таким факторам относятся культурные убеждения и процессы социальных взаимодействий. С психологической точки зрения на поведение людей также влияет сознательный и бессознательный разум.

Теоретики психоанализа развивают эту школу мысли, утверждая, что люди обладают внутренними силами, которые действуют за пределами их познания. Эти силы влияют на поведение людей.

Как обсуждалось в статье, эта школа мысли приписывается Зигмунду Фрейду, который считается основоположником психотерапии. Аргументы, выдвинутые Зигмундом Фрейдом, подверглись критике, люди сочли их странными.

Следовательно, они вызвали много споров об их применимости в реальных жизненных ситуациях. Они же порождают альтернативные парадигмы теоретизирования личности людей.

Однако работа Фрейда продолжает оказывать влияние на ряд дисциплин, связанных с изучением человеческого поведения, таких как социология, антропология и психология среди прочих.

Список литературы

Bandura, A. (1995). Социальные основы мысли и действия . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Бандура, А. (1999). Социально-когнитивная теория личности. Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.

Флисон, В. (2004). Перемещение личности за пределы дебатов о человеке и ситуации: вызов и возможность изменчивости внутри человека. Современные направления психологической науки, 13 (2), 83–87.

Килстром, Дж., Бир, С., и Кляйн, Б. (2002). Я и идентичность как память. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Мэтт Ф. (2011). Основание бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Добыча бессознательного – Ассоциация психологических наук – APS

Предложения, которые вы читаете, написаны простым английским языком. Они короткие. Они содержат простые слова. И тем не менее, пока вы их читаете, у вас не возникает никаких других мыслей или чувств (если только ваш разум не блуждает). Вы не думаете о своей работе. Вы не думаете о чем-то, что беспокоило вас ранее днем. Вы не испытываете счастья или печали.

Как показывает этот пример, ученые-когнитивисты уже давно знают, что сознание может делать очень мало в любой данный момент времени. Итак, если мы хотим понять человеческое поведение в широком смысле, мы должны понять человеческое бессознательное.

Слово бессознательное обычно напоминает Зигмунда Фрейда. Но хотя Фрейд и его последователи оказали значительное влияние на западную культуру, он не был первым, кто подчеркивал важность бессознательных процессов и не мог предоставить убедительных научных данных в поддержку своих утверждений. Однако существует множество научных достижений, проливающих свет на бессознательное.

Объединив работу многих лабораторий по всему миру, мы недавно предложили простое представление; мы предположили, что, по крайней мере для взрослых, каждую фундаментальную когнитивную функцию базового уровня, которую мы можем выполнять сознательно, мы также можем выполнять бессознательно. Можем ли мы мыслить бессознательно? Да. Принимать решения? Да. Как насчет интеграции информации из разных источников, борьбы с искушениями, планирования нашего будущего? Да, да и да соответственно. Мы назвали это представление «YIC», сокращение от «Да, это может».

Хотя YIC представляет собой основу для размышлений о человеческом бессознательном, он также влияет на то, как мы думаем о человеческом сознании. Многие из нас пытаются понять, что же такого особенного в человеческом сознании; каковы уникальные функции, которые позволяет нам выполнять человеческое сознание, те, которые мы не смогли бы выполнять без нашего сознания? YIC подразумевает, что таких фундаментальных функций базового уровня не существует.

Однако это не означает, что сознание не имеет значения. YIC прекрасно совместим с идеей о том, что существуют огромные различия между вашим бодрствующим, сознательным, веселым, прекрасным «я» и зомби, у которого вообще нет сознания. Но эти различия не требуют набора функций, которые в силу таинственных характеристик сознания могут выполнять только сознательные процессы.

Изменение отношения

Понятие бессознательной обработки тесно связано в глазах общественности с употреблением кока-колы. Еще в 1950-х годах исследователь рынка Джеймс Викари якобы показал, что кинозрители пьют больше кока-колы после того, как на подсознательном уровне им даются слова, связанные с кока-колой. Результаты оказались поддельными. Тем не менее, они создали культурный миф, настолько широко распространенный, что даже советники команды Джорджа Буша-младшего в предвыборной кампании 2000 года, кажется, знали о нем (о чем свидетельствует тот факт, что во время короткой телевизионной рекламы, посвященной проблеме отпускаемых по рецепту лекарств для пожилых людей, рядом со стимулами, связанными с Гором, очень кратко мелькнуло слово RATS).

Анекдоты в сторону, только за последнюю дюжину лет мы узнали, что подсознательное убеждение работает и как. В 2002 году лаборатория Марка Занны в Университете Ватерлоо, Канада, предоставила первое доказательство: использование слов, связанных с жаждой, заставляло людей пить больше, но только если участники уже испытывали жажду. Голландский ученый-психолог Йохан Карреманс сделал еще один шаг в этом исследовании, показав, что знакомство людей с определенной торговой маркой напитка (например, Lipton Ice) привлекало их к этому бренду — но опять же, только если они уже испытывали жажду. Аналогичные результаты были получены и в других лабораториях, а недавно Крис Лёрш из Университета Колорадо и его коллеги расширили эти результаты за пределы базовых потребностей. Они показали, что эффекты подсознательного прайминга зависят от беспокойства на этапе оценки. В исследовании, опубликованном в прошлом году, команда Лёрша подталкивала участников к словам, связанным с чистотой (9).0207 чистый , свежий и чистый ) или загрязнение ( грязный , грязный и грязный ). Некоторых участников попросили подумать, насколько им нужен продукт, скажем, Ajax, а других просто попросили рассмотреть внешний вид продукта. Участники, которые обдумывали свою потребность в продукте, сочли его более желательным, когда перед ним стояли такие слова, как грязный и грязный , но эти штрихи имели противоположный эффект , если испытуемые просто рассматривали внешний вид продукта.

Отношение можно изменить и косвенным образом. Профессор психологии Корнельского университета Мелисса Фергюсон и я изучаем влияние национальных флагов на политические взгляды. В ходе экспериментов, проведенных в Израиле и Соединенных Штатах, мы неоднократно обнаруживали, что подсознательное или незаметное включение национальных флагов влияет на политическое поведение, намерения голосовать и фактическое голосование на всеобщих выборах. В исследованиях, проведенных под руководством Трэвиса Картера из Колледжа Колби перед президентскими выборами в США в 2008 году, случайное прикосновение к флагу усилило поддержку кандидата от республиканцев Джона Маккейна и самоотчеты о голосовании за Маккейна на всеобщих выборах. Другие исследования, проведенные в США, Израиле и Италии, также зафиксировали интересное влияние прайминга флага на отношение. Тем не менее, некоторые из наших американских результатов недавно не удалось воспроизвести, поэтому определенно предстоит проделать дополнительную работу, прежде чем мы полностью поймем соответствующие процессы.

Еще один способ изменить отношение — незаметно изменить ассоциации. Лаборатория психолога Керри Каваками в Йоркском университете в Канаде, например, использует этот подход для уменьшения скрытых расовых предрассудков. Участники, которым было приказано тянуть джойстик к себе, когда им предъявлялись фотографии чернокожих лиц, тем самым связывая чернокожие лица с движениями приближения, продемонстрировали снижение предубеждений по отношению к чернокожим людям в последующих тестах на неявные ассоциации. В одном из этих экспериментов изображения показывались в течение 23 миллисекунд — настолько короткого времени, что испытуемые не воспринимали их сознательно. Уже тогда были получены аналогичные эффекты. При приближении к подсознательным изображениям черных лиц отношение к чернокожим становится более позитивным.

Интеграция информации

Интеграция независимых фрагментов информации считается отличительной чертой сознательной обработки. Однако оказывается, что интеграция информации не требует сознания. Возьмем несколько примеров. Лаборатория французского нейробиолога Станисласа Деэна показала, что сумма и среднее значение подсознательно заштрихованного набора чисел (скажем, 9, 3, 2, 4) значительно повлияли на способность участников впоследствии вычислить сумму и среднее число 9. 0207 цель набор чисел. В исследовании 2011 года Лиад Мудрик из Калифорнийского технологического института и его коллеги показывали участникам фотографии, на которых изображены люди, выполняющие действия с конгруэнтным или неконгруэнтным объектом (скажем, баскетболисты, играющие в баскетбол против арбуза). Картинки предъявлялись подсознательно, но их интенсивность увеличивалась до тех пор, пока участники не могли их увидеть. Неконгруэнтные изображения стали осознаваться раньше конгруэнтных, тем самым показывая нам, что бессознательные процессы интегрируют информацию из визуальных сцен. Мудрик и американский нейробиолог Кристоф Кох недавно воспроизвели это открытие, используя другую, более неявную меру.

Недавние исследования под руководством Асаэля Склара и Ариэля Гольдштейна из моей лаборатории показали, что чтение коротких предложений и словесных выражений, а также выполнение простых арифметических действий также находятся в пределах досягаемости бессознательных процессов. Результаты экспериментов по чтению были очень похожи на результаты Мудрика: бессвязные предложения (например, «Джон сломал воду»), а также отрицательные многословные выражения (например, «дети в духовке») осознавались раньше, чем связные предложения и нейтральные выражения. , таким образом предполагая, что предложения были прочитаны бессознательно. Ребекка Сакс из Массачусетского технологического института недавно воспроизвела результаты некогерентности в рамках курса бакалавриата по воспроизведению. Другие исследования в этой группе использовали прайминг и показали, что бессознательные простые арифметические уравнения (например, 9-3-1) заштриховали свои решения, тем самым предположив, что бессознательные процессы могут решать арифметические уравнения.

Наконец, интеграция информации в службу принятия решений неоднократно демонстрировалась лабораторией Апа Дейкстерхуиса в Университете Радбауд в Неймегене в Нидерландах. В этой парадигме участникам предлагалось сложное решение — например, выбор квартиры — в котором они должны были выбирать между различными альтернативами. Информация об альтернативах была представлена ​​на первом этапе. Затем некоторым участникам давали некоторое время подумать над вариантами, прежде чем принять решение, в то время как другие были заняты сложной познавательной задачей. Результаты этих исследований показали преимущество «занятой» группы — людей, у которых нарушено сознательное мышление. Эти результаты показывают, что ограничение сознания может улучшить интеграцию информации.

Стремление к цели

Цели — это ментальные устройства, которые мы устанавливаем в настоящем, чтобы добраться до желаемого будущего, отчасти поэтому они считаются тесно связанными с сознанием. Идея о том, что цели могут бессознательно формировать наше будущее, получила широкое эмпирическое подтверждение в последние десятилетия. Исследователи показали, что неуловимое воздействие слов или других объектов, связанных с целями, может привести в движение эти цели, не оставляя заметных следов в сознании. В некоторых из этих исследований цели устанавливаются подсознательно, в то время как в других подготовка осуществляется с помощью сознательных материалов. Возьмем только один пример: психолог Йельского университета Джон Барг и его коллеги показали, что случайное произнесение слов, связанных с сотрудничеством, непосредственно перед выполнением задачи повышает уровень вашего сотрудничества. Подобным образом можно активировать цели достижения, сексуальные взаимодействия и решение головоломок, среди прочего. Совсем недавно Гэри П. Лэтэм из Университета Торонто, Канада, использовал визуальные подсказки, связанные с достижениями, такие как фотография бегуна, выигравшего гонку, для повышения производительности труда сотрудников.

Поскольку люди обычно преследуют несколько целей, которые часто толкают нас в разные стороны, мы с Тали Клейман исследовали, могут ли цели находиться в активном конфликте вне сознания. В одной серии исследований мы использовали метод подготовки к сотрудничеству, использованный Баргом, и поставили участников перед гипотетической социальной дилеммой, связанной с ограниченными ресурсами (например, им сказали, что они одни из двух рыбаков, ловящих рыбу в маленьком озере). В этой ситуации люди естественно склонны быть немного эгоистичными. Мы пришли к выводу, что подготовка к сотрудничеству усилит конфликт, поскольку участники будут склонны сопоставлять свои собственные потребности с общими потребностями. Косвенные маркеры (такие как время принятия решения и физиологическое возбуждение) указывали на то, что участники в начальном состоянии были более конфликтными, чем в контроле. Однако важно отметить, что многочисленные меры свидетельствовали о том, что участники конфликта не0207 сознательно испытывают больше конфликтов, чем те, кто находится в контрольном состоянии.

Исполнительные функции

Можете ли вы действительно устоять перед Oreo, не говоря себе снова и снова: Я не должен есть это Oreo ? Как насчет сигареты, выпивки, внебрачной связи? Любой, кто когда-либо пытался избавиться от вредной привычки или видел классические видеоролики Уолтера Мишеля о маленьких детях, пытающихся сопротивляться печенью, знает ответ. Тем не менее многочисленные данные из различных лабораторий показывают, что рабочая память и исполнительные функции — психические процессы, обеспечивающие самоконтроль — не требуют наличия сознания.

Чтобы продемонстрировать бессознательное торможение — одну из основных исполнительных функций — когнитивный нейробиолог Саймон ван Гал из Университета Амстердама, Нидерланды, дал участникам задание «да-нет». В большинстве испытаний испытуемые должны были быстро реагировать на визуальную цель, но воздерживаться от ответов, если перед целью (скажем, черным кольцом) предъявлялся запрещающий стимул (например, серый кружок). Важно отметить, что в некоторых испытаниях этот запрещающий стимул был сознательным, в то время как в других он был подсознательным. Результаты показали, что подсознательный прайминг отрицательного стимула работает. Торможение может активироваться подсознательно.

Ученый-психолог Хакван Лау из Колумбийского университета получил аналогичные результаты в экспериментах, требующих переключения между задачами, что само по себе является исполнительной задачей. Участники выполняли две задачи, и в каждом испытании подсказка указывала, какую задачу они должны были выполнить. Результаты показали, что даже подсознательные сигналы могут привести к переключению задач.

Наша собственная работа над имплицитной рабочей памятью, а также работа Дэвида Сото из Имперского колледжа Лондона, Соединенное Королевство, предполагают, что другие высокоуровневые контрольные функции могут выполняться бессознательно.

И так?

Итак, что же все это нам дает? Когнитивные науки научили нас тому, что функции, традиционно и интуитивно связанные с сознанием, на самом деле не зависят от сознания. К ним относятся мышление, мотивация, решения, чтение, математика и умственный контроль — и это лишь некоторые из них. Недавно предложенная нами структура YIC предполагает, что они включают в себя все фундаментальные когнитивные функции базового уровня.

Конечно, я не ожидаю, что вас легко переубедить главным заявлением YIC. У вас есть целая жизнь переживаний сознательных событий (таких как мысли и мотивации) и , а не , переживающих бессознательные, комбинация, которая интуитивно предполагает решающую роль сознания во многих процессах. Но есть научно обоснованная альтернатива. YIC представляется правдоподобным просто потому, как мало мы можем сознательно сделать в любой данный момент времени, и это подкреплено большим количеством исследований, только верхушка которых была упомянута здесь. Его преимущество заключается в том, что в нашем научном объяснении человеческой психики не происходит волшебного скачка: у сознания нет уловок, которые Мать-природа не предоставила бессознательным процессам. Хотя YIC предполагает, что наш сознательный и бессознательный разум имеют один и тот же набор инструментов, он не предполагает, что они используют инструменты в одних и тех же обстоятельствах или что последствия использования этих инструментов идентичны. Чтобы понять людей и создать эффективные вмешательства, мы должны понять различные способы, которыми эти наборы инструментов работают в сознательной и бессознательной обработке, и как эти два режима работают вместе.

Ссылки и дополнительная литература

Барг, Дж. А., Голлвитцер, П. М., Ли-Чай, А., Барндоллар, К., и Тротшель, Р. (2001), Автоматизированная воля: бессознательная активация и достижение поведенческих целей . Журнал личности и социальной психологии, 81 (6), 1014–1027.

Барг, Дж. А., Швадер, К. Л., Хейли, С. Э., Дайер, Р. Л., и Бутби, Э. Дж. (2012). Автоматизм в социально-познавательных процессах. Тенденции в когнитивной науке, 16 (12), 593–605.

Картер, Т.Дж., Фергюсон, М.Дж., Хассин, Р.Р. (2011). Однократное появление американского флага меняет поддержку республиканизма на срок до 8 месяцев. Psychological Science, 22 : 1011–1018, doi: 10.1177/0956797611414726

Custers, R., & Aarts, H. (2010). Бессознательная воля: как преследование целей работает вне сознательного понимания. Наука, 329 , 47–50.

Дехане, С. (2014). Сознание и мозг: Расшифровка того, как мозг кодирует наши мысли. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press.

Дейкстерхейс, А. (2004). Думайте иначе: достоинства бессознательного мышления в развитии предпочтений и принятии решений. Журнал личности и социальной психологии, 87 (5), 586–98.

Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Нордгрен, Л.Ф., и ван Баарен, Р.Б. (2006). О правильном выборе: эффект размышления без внимания. Наука, 311 (5763), 1005–1007.

Хассин, Р. Р., Фергюсон, М. Дж., Шидловски, Д., и Гросс, Т. (2007). Подсознательное воздействие национальных флагов влияет на политическое мышление и поведение. Труды Национальной академии наук, 104 (50), 19757–19761.

Хассин, Р. Р. (2013). Да может: О функциональных возможностях человеческого бессознательного. Перспективы психологической науки, 8 (2), 195–207.

Хассин, Р. Р., Барг, Дж. А., Энгелл, А. Д., и Маккалох, К. С. (2009). Неявная рабочая память. Сознание и познание, 18 (3), 665–678.

Хассин Р. Р. и Скляр А. Ю. (в печати). Бессознательное человека: функциональная перспектива. В Б. Гавронски, Дж. В. Шерман и Ю. Тропе (ред.), Теории двойственного процесса социального разума . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Gilford Press.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Каваками, К., Филлс, К.Е., Стил, Дж.Р., и Довидио, Дж.Ф. (2007). (Близкое) расстояние делает сердце более любящим: Улучшение неявных расовых отношений и межрасовых взаимодействий посредством сближения. Журнал личности и социальной психологии, 92 (6), 957–71.

Клейман, Т., и Хассин, Р. Р. (2011). Неосознанные конфликты целей. Журнал экспериментальной социальной психологии, 47 (3), 521–532.

Латам, Г., и Пикколо, Р. (2012). Влияние контекстно-зависимых и неспецифических подсознательных целей на производительность сотрудников. Управление персоналом, 51 (4), 535–548.

Лёрш, К., Дюрсо, Г.Р.О., Петти, Р. (2013). Превратности желания: механизм сопоставления подсознательного убеждения. Социальная психология и наука о личности, 4 (5), 624–631.

Мудрик Л., Лами Д., Деуэлл Л.Ю. (2010). Свидетельство ERP об эффектах конгруэнтности контекста во время одновременной обработки объекта и сцены. Нейропсихология, 48 (2), 507–517.

Дейкстерхейс, А. (2004). Думайте иначе: достоинства бессознательного мышления в развитии предпочтений и принятии решений. Журнал личности и социальной психологии, 87 (5), 586–598.

Дейкстерхуис, А., Бос, М.В., Нордгрен, Л.Ф., и ван Баарен, Р.Б. (2006). О правильном выборе: эффект размышления без внимания. Наука, 311 (5763), 1005–1007.

Lau, HC, & Passingham, RE (2007). Бессознательная активация системы когнитивного контроля в префронтальной коре человека. Журнал неврологии, 27 (21), 5805–5811.

Мудрик, Л., Бреска, А., Лами, Д., и Деуэлл, Л.Ю. (2011). Интеграция без осознания: расширение границ бессознательной обработки. Психологические науки, 22 (6), 764–70.

Мудрик, Л., и Кох, К. (2013). Дифференциальная обработка невидимых конгруэнтных и неконгруэнтных сцен: случай бессознательной интеграции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *