Бессознательное и сознательное по фрейду: Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное. Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли]

Сознание и бессознательность по Фрейду

Зигмунд Фрейд — известный психолог, сделавший открытие, касающееся сознания и бессознательного. Он стал первым, кто заговорил о том, что человек сам не всегда может понять, что происходит у него в душе.

Ранее человеческую душу воспринимали как что-то цельное, и это вполне очевидно, если наблюдать за человеком со стороны. Если же сторонний наблюдатель начнет изучение другого человека, действия которого не соответствуют словам, вероятней всего его просто посчитают глупым или обманщиком. Однако такое мнение не всегда является справедливым, ведь бывает, что человек сам не замечает за собой некой непоследовательности. Вероятно, человек просто начнет оправдываться перед посторонними и перед самим собой. Происходить это будет для того, чтобы не допустить смирения с происходящим внутри хаосом.

Фрейд о бессознательном

По мнению Фрейда, к бессознательному можно отнести все то, что человек когда-либо осознавал с той или иной частотой. К примеру, это может быть целый ряд событий или одна незначительная мысль.

Разница между бессознательностью и пассивной памятью заключается в том, что бессознание находится вне поле зрения обычного сознания, но при этом оказывает свое существенное влияние на человека. В данном случае к бессознательному относятся те фрагменты, которые сознание не хочет воспринимать. То есть сознание — цензура, а бессознательность — потребности, которые не подвергаются морали и создают у человека чувство стыда. По Фрейду данная концепция называется Сверх-Я.

Несмотря на подобный подход Фрейда, нужно понимать, что как таковых психических механизмов не существует. В действительности психика формируется под давлением общества и близких. Желая вырастить хорошего человека, ребенку с малых лет прививают хорошие и плохие манеры, но это очень субъективно. Ребенок начинает взрослеть и разделять добро и зло, после чего у него формируется бессознательное.

Психоанализ

Свою теорию по психологии Фрейд создал, исходя из своих видений экстраверта. Интроверту достаточно тяжело находиться в обществе экстравертов, так как они очень сильно заблуждаются в своих чувствах.

Если брать проблему романтической любви, то экстраверт будет очень сильно привязан к другому человеку и будет наслаждаться этим чувством. Интроверт же, наоборот, будет испытывать лишь пустоту и обычные наземные потребности. Именно поэтому психоанализ Фрейда подходит исключительно экстравертам, а для интровертов это просто возможность покопаться в себе.

Юнг о бессознательном

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг решил ступить немного дальше относительно сознательности и бессознательности. У них даже произошел некий конфликт. Юнг понимал, что помимо переживаний в бессознательном находится что-то еще, что попало туда от всего человечества. Ему пришлось долго путешествовать по миру, чтобы к нему пришло осознание, что всех людей объединяет психическая наследственность. Во многом люди разных культур вели себя абсолютно одинаково, что полностью перечеркивало теорию Фрейда.

В бессознательном сохраняется опыт выживания вместе с условиями проживания, культурой и проблемами. Новорожденный ребенок уже обладает неким «багажом» опыта человечества. Бессознательное по Юнгу — механизм выживания, благодаря которому и существует сознание. Бессознательное не приносит никакого вреда психическому состоянию, оно лишь стремиться удерживать баланс.

Чтобы научиться понимать себя, находить баланс между сознанием и бессознательным, следует заниматься саморазвитием. Начать можно с курса Викиум «Развитие мышления».

Бессознательное по Фрейду, душевное здоровье и уровень взрослости

При каких условиях возможно возникновения вытеснения (бессознательного по Фрейду)?

Мы не будем здесь обсуждать, есть или нет у маленьких детей комплекс Эдипа или Электры — предположим, что есть. Важно другое: если Фрейда понимать буквально, то у маленьких детей бессознательного по Фрейду — нет. Действительно, бессознательное по Фрейду может появиться только при совокупности некоторых условий, а именно:

  • ребенок стал понимать требования взрослых к нему,
  • взрослые предъявляют свои требования таким образом, что они вступают в конфликт с желаниями ребенка,
  • ребенка за сопротивление требованиям взрослых — наказывают, причем настолько серьезно, что это вызывает в душе ребенка ужас и он вынужден прятать свои желания даже от самого себя.

Понятно, что все это зависит от возраста, а еще более — от конкретного ребенка и конкретных родителей в конкретной семье.

Они дружат и вытеснять друг друга — не собираются.

Сам факт конфликта между тем, что хочется ребенку и тем, что сейчас от него требуется — естественен. Взрослый человек видит это, фиксирует это и принимает решение: изменить свои желания, либо попробовать изменить требования в свою сторону, либо найти какое-то третье, гибкое, иногда вовсе изобретательское решение.

Например, устроить игру и соревнование: кому сейчас достанется мама? Папе или ребенку?

Так или иначе, взрослые люди конфликты решать умеют. Человек с более детским сознанием вместо решения конфликта (теоретически) может выбрать прятаться от него или прятать, вытеснять его, даже создавая для это специальное бессознательное.

Чем более негативное и нетерпимое сознание человека, тем более он борется и с другими, и с собой, тем более у него такого вытесненного бессознательного. Чем более дружественное, позитивное и принимающее сознание, тем меньше есть нужда что-либо вытеснять, тем меньше такого вытесненного бессознательного.

Ну, хочет ребенок иметь маму и убить папу… Господи, чего только дети не хотят! Родители улыбнулись, отвлекли ребенка от этих глупостей и заняли его другими играми. Если даже ребенок после этого настаивает на своих желаниях, то это идет в форме капризов и плача, что вполне естественно для подавляющего большинства семей. И никакого бессознательного здесь ребенку не требуется.

Необходимость вытеснять социально неприемлемые желания и чувства возникает у ребенка в окружении, которое их жестким и агрессивным способом запрещает и подавляет. В семье, где отношение к ребенку требовательное, но теплое и понимающее, у ребенка что-либо прятать от взрослых и самого себя — необходимости нет.

В семье с теплыми и разумными отношениями бессознательное, как вытесненное из его сознание содержание,​ у ребенка не формируется.

В пространстве внутреннего мира человека всегда могут появиться мысли и чувства, несовместимые с правилами человеческого общежития.

Фрейд описал их достаточно подробно.

Если человек имеет привычку внутренний конфликт решать силовым образом, то конфликт перерастает в войну и с высокой вероятностью завершится вытеснением неприемлемого содержания. Однако при других внутренних стратегиях возможны и другие исходы. Например, если вдруг молодой человек почувствовал, что ему пришли в голову агрессивные мысли и чувства по поводу своих родителей, он может сказать себе: «Ошибочка! Я хороший! Больше эти глупости думать не буду», улыбнуться и занять себя чем-то более дельным. И не надо ему эти мысли от себя вытеснять в бессознательное: поиграл с ними — и отставил в сторону. Цивилизованный человек сам с собою не воюет, решая возникаюшие внутренние конфликты мирным и разумным путем. Внутренние конфликты иногда могут решаться цивилизованным образом, без вытеснения.

Душевно взрослые люди с достаточным уровнем здоровья и цивилизованности бессознательное по Фрейду себе не создают.

И не только не создают, но и без авторитетных внушений извне в себе подобных вытеснений не обнаруживают. У цивилизованных людей бессознательное по Фрейду в как-либо выраженном виде — отсутствует.

Впрочем, придумать себе что-то угодно, например предположить у себя наличие бессознательных внутренних персонажей — не сложно, а если это еще и выгодно, то взрослые люди это делают.

Страница/Ид Фрейда, Эго, Суперэго, Сознательное, Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ

В своем более раннем топографическом разделении психики Фрейд различал различные уровни сознания:

сознательное связано с осознанием текущих восприятий, чувств, мыслей, воспоминаний, фантазий в любой конкретный момент;
предсознательный относится к данным, которые легко могут быть доведены до сознания;
бессознательное относится к данным, сохраненным, но не легко доступным для сознательного осознания или изучения индивидуума.

Фрейд разработал психоаналитическую теорию, основанную на его клиническом опыте. Центральное место в этой теории занимает постулируемое существование бессознательного как:

а) хранилище травматических вытесненных воспоминаний;
б) источник вызывающих тревогу влечений, которые социально или этически неприемлемы для личности.

Бессознательные мотивации доступны сознанию в замаскированном виде. Сновидения и оговорки, например, являются скрытыми примерами бессознательного содержания, с которым не сталкиваются напрямую.

В последнее время многие биопсихологические исследования пролили новый свет на обоснованность психоаналитических представлений о бессознательном.

топ

ID, ЭГО, СУПЕРЭГО

Согласно структурной теории психики Фрейда, Ид, Эго и Супер-Эго функционируют на разных уровнях сознания. Происходит постоянное движение воспоминаний и импульсов с одного уровня на другой.

Ид — это бессознательный резервуар влечений, которые постоянно активны. Руководствуясь принципом удовольствия, Оно требует немедленного удовлетворения своих побуждений, независимо от нежелательных последствий.

Эго действует в основном на сознательном и предсознательном уровнях, хотя оно также содержит бессознательные элементы, поскольку и эго, и суперэго развились из Оно. Руководствуясь принципом реальности, Эго заботится о побуждениях Ид, как только находят подходящие обстоятельства. Неуместные желания не удовлетворяются, а подавляются.

Лишь частично осознаваемое суперэго служит цензором функций эго и включает в себя идеалы индивидуума, основанные на ценностях его семьи и общества, являясь источником чувства вины и страха перед наказанием.

Психоанализ — Бессознательное

[Бессознательное]

  • Проблема бессознательного – проблема психологии

Проблема бессознательного в психологии является, по убедительным словам Липпса (1897), не столько психологической проблемой, сколько проблемой психологии. […]

Необходимо отказаться от переоценки свойства быть сознательным, прежде чем станет возможным составить какой-либо правильный взгляд на происхождение ментального. По словам Липпса, бессознательное следует считать быть общей основой психической жизни. Бессознательное — это большая сфера, включающая в себя меньшую сферу сознательного. Все сознательное имеет бессознательную предварительную стадию; тогда как то, что бессознательное может оставаться на этой стадии и, тем не менее, претендовать на то, чтобы рассматриваться как имеющее полное значение психического процесса. Бессознательное — это истинная психическая реальность; в своей сокровенной природе он так же неизвестен нас как реальность внешнего мира, и он столь же неполно представлен данными сознания, как внешний мир — сообщениями наших органов чувств. (Зигмунд Фрейд:

Толкование снов , 1900. )

  • Бессознательное в описательном смысле

Самое старое и лучшее значение слова «бессознательное» — описательное; мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы обязаны предположить — по какой-то причине, например, что мы выводим его из его последствий, — но о которой мы ничего не знаем. В этом случае мы имеем к нему такое же отношение, как к психическому процессу в другом человеке, за исключением того, что он находится в факт один из наших. Если мы хотим быть еще более корректными, мы изменим наше утверждение, сказав, что мы называем процесс бессознательным, если мы вынуждены предполагать, что он активизируется в данный момент, хотя и в момент мы ничего не знаем об этом. Эта оговорка заставляет задуматься о том, что большинство сознательных процессов осознаются лишь на короткое время; очень скоро они становятся латентными, но легко могут снова стать сознательными.

Мы можно было бы также сказать, что они стали бессознательными, если бы можно было быть уверенным, что в латентном состоянии они все еще являются чем-то психическим. (Зигмунд Фрейд: Новые вводные лекции по психоанализу, 1933.)

  • Динамический
  • (скоро)
  • Бессознательное в систематическом смысле

Да, но, к несчастью, работа психоанализа оказалась вынужденной использовать слово «бессознательное» еще в другом, третьем смысле, и это может быть конечно, привели в замешательство. Под новым и сильным впечатлением существования обширной и важной области психической жизни, которая обычно изымается из-под познания эго, так что процессы, происходящие в его следует рассматривать как бессознательное в истинно динамическом смысле, мы пришли к пониманию термина «бессознательное» также и в топографическом или систематическом смысле; мы пришли к тому, чтобы говорить о «системе» предсознательного и «система» бессознательного, конфликт между эго и системой Ucs. , и все больше и больше использовали это слово для обозначения ментальной области, а не качества того, что является ментальным. Открытие, на самом деле неудобное, что части Эго и Супер-Эго также бессознательны в динамическом смысле, действует в этот момент как облегчение — позволяет устранить осложнение. Мы понимаем, что у нас нет Право называть чуждую Эго ментальную область «системой Ucs», поскольку характеристика бессознательного не ограничивается ею. Очень хорошо; мы больше не будем использовать термин «бессознательное» в систематический смысл, и мы дадим тому, что мы до сих пор так описывали, лучшее название, которое больше не будет вызывать недоразумений. Следуя словесному использованию Ницше и воспользовавшись предложением Георга Гроддека, мы в будущем будет называть это «id». Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения главной характеристики этой области ума — факта ее чуждости эго. Супер-эго, т. эго и оно — таковы три сферы, области, области, на которые мы разделяем ментальный аппарат индивидуума и взаимными отношениями которых мы будем заниматься в дальнейшем. (Зигмунд Фрейд: New Introductory Lectures on Psychoanalysis , 1933.)

Таким образом, мы можем говорить о бессознательной мысли, стремящейся передать себя в предсознательное, чтобы затем пробиться в сознание. Мы имеем здесь в виду не образование второй мысли, расположенной в новом месте, как транскрипцию, продолжающую существовать рядом с оригиналом; и идея прорваться в сознание должно быть тщательно освобождено от любой мысли о перемене местности. Опять же, мы можем говорить о вытеснении или вытеснении предсознательной мысли, а затем ее захвате бессознательным. Эти изображения, полученные из набора идей, относящихся к борьбе за участок земли, может соблазнить нас предположить, что буквально верно, что мысленная группировка в одной местности была подорвана и заменена новой в другой. другой населенный пункт. Давайте заменим эти метафоры чем-то, что, по-видимому, лучше соответствует реальному положению дел, и скажем вместо этого, что какая-то конкретная ментальная группировка имела катексис энергии. присоединена к нему или изъята из него, так что рассматриваемая структура попала под влияние определенного агентства или была изъята из него. Что мы здесь делаем, так это снова заменяем топографический способ представление вещей динамическим. Подвижной мы считаем не саму психическую структуру, а ее иннервацию. (Зигмунд Фрейд: Толкование снов , 1900.)

  • Особенности бессознательных процессов
  • (скоро)
  • Бессознательное и подавленное

. Итак, теперь мы должны обратить внимание на связь между этими двумя техническими терминами, которые действительно кажутся совпадающими по своему значению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *