Бессознательное как предмет психологии: Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, итерпретации.

Содержание

определение, факты, интерпретации, методы изучения.

  З. Фрейд. Основные формы проявления бессознательного: 1) невротические расстройства, 2) сновидения, 3) ошибки обыденной жизни. Их предметное содержание — прошлое, которое хочет сбыться.

  (1) неврозы — малые психические расстройства. Невроз: “Я — как Наполеон” (симптом истерии). Психоз: “Я — Наполеон”. Психическое здоровье: “Я- это Я”. Пример с Ирэн. Причина невроза — задержанный аффект. Единица бессознательного- аффективный бессознательный комплекс, сцепление деталей. Характерно обобщение.

  (2) отказ от техники гипноза: необходим труд пациента. Сновидение — вид симптомов, в которых нет ничего случайного. Это исполнение вытесненных из сознания желаний. В детских снах между явным и скрытым содержанием есть прямая тесная связь. У взрослых — косвенная связь.

  (3) оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Задержанное желание ищет выход и проявляется в них..

Бессознательное проявляется во снах, неврозах и ошибках повседневной жизни (очитках, описках, оговорках, забывании и т.

п.) Неосознанно действуют защитные механизмы. Мы можем не осознавать свои мотивы, если наша внутренняя цензура не может их допустить, в бессознательном находится забытое, а так же накопленное вековой коллективной мудростью (коллективное бессознательное: архетипы — Юнг). Сознание имеет много слоёв: старое, древнее, новое и др. Бессознательное – архаичные способы представление мира свойственны человеку, но он о них ничего не знает. Коллективное бессознательное – архаичные способы, они универсальны, присущи человеку как представителю рода на данном этапе развития. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов («первичная модель», прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.
Индивидуальное бессознательное
приобретается человеком в течение его жизни (то же самое, что у Фрейда предсознательное). Бессознательное находится в компенсаторном отношении к сознанию. Компенсация – основная функция бессознательного. Сон – текст символический, бессознательное указывает на односторонность сознательных установок и необходимость их компенсации.

  Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя «Тень», «Аниму и Анимус», а также «Самость».

Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще «вглядываться в себя», т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый.

Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.

Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного является «Самость» (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая «идеальная личность». Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.

Представление об основных методах изучения бессознательного:

Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений (а так же метод активного воображения и т.п.)

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слои (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

С той же целью используется ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Бессознательное – неосознаваемые, но подлинные побуждения (причины, мотивы, желания) целенаправленных сознательных действий человека. (Лекции И.А. Петуховой).

Бессознательное (по З.Фрейду) – следы задержанных аффектов, следы вытесненных из сознания травмирующих человеческих переживаний.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас.

Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Зигмунд Фрейд – австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

По Фрейду психическая сфера подобна айсбергу, где сознание («Я») – всего лишь вершина этого айсберга, одна из инстанций строения личности. «Сверх-Я» — совокупность запретов, скрытых неосуществимых желаний. «Оно» — бессознательное.

Форма проявления бессознательного:

1.           Неврозы.

2.           Сновидения

3.           Ошибки обыденной жизни.

Много споров существует о том, кому принадлежит открытие бессознательного (в клиническом смысле). Это открытие обычно предписывают Фрейду. Но многие авторы пишут, что открытие бессознательного принадлежит одному из выходцев французской гипнотической школы  Сальпетриер.

Оттуда 2 претендента на звание ученого, открывшего бессознательное. Это Йозеф Брейер или Пьер Жане.

Йозеф Брейер работал с пациенткой Анной О., случай её лечения был детально рассмотрен З.Фрейдом, Брейер не называет термин «бессознательное», но некоторые открытия сделанные им (Брейер использовал метод катарсиса) были заимствованы Фрейдом и уложены в теорию психоанализа.

Пьер Жане в 1989 г.  опубликовал книгу «Психические автоматизмы». Поскольку Брейер случай Анны О. опубликовал только в 95 году («Исследования истерии»), с книгой Жане медицинское сообщество ознакомилось раньше, но Брейер был первым, хоть и опубликовался позже. Фрейд по отношению к Жане испытывал очень сложные чувства. Якобы Жане обвинял его в краже интеллектуальной собственности. Жане действительно открыл многие вещи до того, как Фрейд начал их описывать.  Жане был философ по образованию, читал курсы по психологии. Потом всё-таки получил медицинскую степень.

 Жане начал обращаться к событиям далёкого детства.

Жане начинает соотносить психич. образы с реальными событиями жизни.

  Жане начинает регистрировать малейшие изменения, которые происходят с пациентами     во время     сеанса.

  Исследование связи между симптомами и способами жизни. Связь между симптомами и психотерапией.

Жане напрямую говорит о бессознательном, как об уровне более низком, чем сознание. Также вводит понятие фиксированных идей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Первушина О. Н. Общая психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации


www.koob.ru

Первушина О. Н.

Общая психология.

Оглавление

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии

Ответственный редактор: П. Е. Рыженков

ББК Ю-93


Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Предмет и методы психологии.

Необходимость обсуждения предмета психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.


Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».
Явления сознания как предмет психологии.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.
Интенциональные акты сознания как предмет психологии.

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.


Происхождение психических деятельностей как предмет психологии.

И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.
Поведение как предмет психологии.

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных, переменных».


Бессознательное как предмет психологии.

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного».


Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии.

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмирован-ность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован-ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.


Личный опыт человека как предмет психологии.

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.
Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г. ) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли»1.

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции»2.

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления3. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

  1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

  2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

  3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
Литература.

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

  4. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

  5. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

  7. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.
Структура и функции психики.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения»4.

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях

(по В. А. Ганзену)5

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях

(по В. А. Ганзену)6

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат

(по В. А. Ганзену)7

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:


  • Индивидуальное бессознательное

              • тень (аналог фрейдовского «Ид»)

              • Анимиа и Анимус

              • самость

  • Коллективное бессознательное

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Литература.

  1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования:В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

  2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

  3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т.3.

  4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

  5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

  6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
Методы психологии.

Подробное обсуждение методов психологии не входит в задачу данного курса. В пособии приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования8.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> На подступах к психологии бытия
common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения
common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал
common psychology -> Конрад Лоренц
common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах
common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
common psychology -> Оглавление Категория
common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии»
common psychology -> В психологию
common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание


Скачать 0.91 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Бессознательный разум — Без Субъекта — Энциклопедия Психоанализа

В психоаналитической теории бессознательное относится к той части психического функционирования, которую субъекты не осознают. Психоаналитическое бессознательное похоже, но не полностью совпадает с популярным понятием подсознания.

Для психоанализа бессознательное не включает в себя всего того, что просто не осознается, — оно не включает, например, двигательные навыки — а скорее только то, что активно вытесняется из сознательного мышления.

По определению Зигмунда Фрейда, психика состоит из различных уровней сознания, часто определяемых в трех частях как

  • предсознание
  • бодрствующее сознание
  • и под ними обоими бессознательное.

Для Фрейда бессознательное было хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний, травмирующих воспоминаний и болезненных эмоций, выбрасываемых из памяти механизмом психологического подавления. Однако содержание не обязательно должно быть исключительно негативным. С психоаналитической точки зрения бессознательное — это сила, которую можно распознать только по ее следствиям — она выражается в симптоме.

На современном этапе внутри психологии еще существуют принципиальные разногласия по поводу природы бессознательного (если вообще считается, что оно существует), тогда как вне формальной психологии вырос целый мир поп-психологических спекуляций, в которых считается, что бессознательный разум обладает любым количеством свойств и способностей, от анималистических и невинных, детских аспектов до ученого, всепроницающего, мистического и оккультного свойства.

Содержание

  • 1 Психоаналитическое бессознательное
    • 1.1 Определение Фрейда
    • 1.2 Коллективное бессознательное Юнга
    • 1.3 Лакановское лингвистическое бессознательное
  • 2 Споры
  • 3 Дофрейдистская история идеи
  • 4 См. также
  • 5 Внешние ссылки

Психоаналитическое бессознательное

Бессознательные мысли не доступны непосредственно для обычного самоанализа, но их можно «прощупать» и «интерпретировать» с помощью специальных методов и техник, таких как случайные ассоциации, анализ сновидений и словесные оговорки (обычно известные как оговорка по Фрейду), исследуется и проводится в ходе психоанализа.

Определение Фрейда

Возможно, наиболее подробное и точное из различных понятий «бессознательного разума» — и то, о котором большинство людей сразу же придут на ум, услышав этот термин, — это определение, разработанное Зигмундом Фрейдом и его последователями. в основе психоанализа. Между прочим, следует подчеркнуть, что популярный термин «подсознание» не является выдумкой Фрейда и никогда не используется в серьезных психоаналитических работах.

Концепция Фрейда была более тонкой и сложной психологической теорией, чем многие другие. Сознание в топографическом представлении Фрейда (которое было его первой из нескольких психологических моделей разума) было относительно тонким перцептивным аспектом разума, тогда как подсознание (часто неправильно используемое и смешиваемое с бессознательным) было просто автономной функцией мозга. Бессознательное действительно рассматривалось Фрейдом на протяжении всей эволюции его психоаналитической теории как разумная сила воли, находящаяся под влиянием человеческого влечения и все же действующая намного ниже воспринимающего сознательного разума. Скрытое, как человек за занавеской в ​​«Волшебнике страны Оз», бессознательное, по Фрейду, направляет мысли и чувства каждого.

В другой систематизации Фрейда разум делится на сознательный разум или Эго и две части Бессознательного: Ид или инстинкты и Суперэго. Фрейд использовал идею бессознательного для объяснения некоторых видов невротического поведения. (См. психоанализ.)

Теория бессознательного Фрейда была существенно преобразована некоторыми его последователями, в том числе Карлом Юнгом и Жаком Лаканом.

Коллективное бессознательное Юнга

Карл Юнг развил эту концепцию дальше. Он разделил бессознательное на две части: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первый из них соответствует идее Фрейда о подсознании, хотя, в отличие от своего наставника, Юнг считал, что личное бессознательное содержит ценный противовес сознательному разуму, а также детские побуждения. Что же касается коллективного бессознательного, состоящего из архетипов, то это общий склад ментальных кирпичиков, составляющих психику всех людей. Свидетельством его существования является универсальность некоторых символов, встречающихся в мифологиях почти всех народов.

Лингвистическое бессознательное Лакана

Психоаналитическая теория Жака Лакана утверждает, что бессознательное структурировано подобно языку.

Бессознательное, утверждал Лакан, не является более примитивной или архетипической частью разума, отдельной от сознательного, лингвистического эго, а, скорее, образованием столь же сложным и лингвистически изощренным, как и само сознание. (Сравните коллективное бессознательное).

Если бессознательное структурировано подобно языку, утверждает Лакан, то самость лишена какой-либо точки отсчета, к которой можно было бы «восстановиться» после травмы или «кризиса идентичности». Таким образом, тезис Лакана о структурно-динамическом бессознательном также бросает вызов эго-психологии Анны Фрейд и ее американских последователей.

Представление Лакана о том, как устроен язык, в значительной степени взято из структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и Романа Якобсона, основанной на функции означающего и означаемого в цепочках означающих. Это может оставить всю лакановскую модель психического функционирования открытой для серьезной критики, поскольку в господствующей лингвистике соссюровские модели в значительной степени были заменены моделями, например. Ноам Хомский.

Отправной точкой лингвистической теории бессознательного было перечитывание 9 Фрейда.0075 Толкование снов . Здесь Фрейд выделяет два механизма формирования бессознательных фантазий: сгущение и замещение. В лингвистическом прочтении Лакана сгущение отождествляется с лингвистическим тропом метонимии, а смещение — с метафорой.

Споры

Многие современные философы и социологи либо оспаривают концепцию бессознательного, либо утверждают, что это не то, что можно научно исследовать или обсуждать рационально. В социальных науках эту точку зрения впервые выдвинул Джон Уотсон, которого считают первым американским бихевиористом. Среди философов Карл Поппер был одним из самых известных современных противников Фрейда. Поппер утверждал, что теория бессознательного Фрейда не поддается фальсификации и, следовательно, не научна. Однако критики Поппера подчеркивали, что исключение Поппером психоанализа из обычной области науки было прямым следствием его конкретного определения науки как состоящей из того, что может быть фальсифицировано. Другими словами, Поппер определил науку в терминах, которые неизбежно привели к исключению психоанализа. Таким образом, определение науки по-другому может привести к включению психоанализа в эту область знания.

Тем не менее, многие, а возможно, и большинство психологов и ученых-когнитивистов согласны с тем, что многие вещи, которые мы не осознаем, происходят в нашем сознании.

Джон Ватсон критикует идею «бессознательного разума», потому что он хотел, чтобы ученые сосредоточились на наблюдаемом поведении, увиденном извне, а не на самонаблюдении. Карл Поппер возражал не столько против идеи, что в нашем уме происходят вещи, которые мы не осознаем; он возражал против исследований разума, которые нельзя было опровергнуть. Если бы Фрейд мог связать любой мыслимый экспериментальный результат со своей теорией бессознательного, то никакой эксперимент не смог бы опровергнуть его теорию.

Аргумент, кажется, касается того, как будет изучаться разум, а не того, происходит ли что-то бессознательно или нет.

Дофрейдистская история идеи

Идея возникла в древности, а ее более современная история подробно описана в книге Анри Ф. Элленбергера «Открытие бессознательного » (Basic Books, 1970).

Некоторые философы, предшествовавшие Зигмунду Фрейду, такие как Лейбниц, Шопенгауэр и Ницше, разработали идеи, предвосхитившие современную идею бессознательного. Новая медицинская наука психоанализ, созданная Фрейдом и его учениками, популяризировала это и подобные понятия, такие как роль либидо (полового влечения) и саморазрушительного побуждения танатоса (желания смерти), а также знаменитый Эдипов комплекс, в котором сын стремится «убить» своего отца, чтобы заняться любовью с собственной матерью.

Термин популяризировал Фрейд. Он развил идею о том, что в человеческом сознании есть слои: сознательное, предсознательное и бессознательное. Он думал, что определенные психические события происходят «под поверхностью» или в бессознательном уме. Хорошим примером являются сновидения, которые Фрейд называл «королевской дорогой в бессознательное».

См. также

  • Концепция коллективного бессознательного Карла Юнга
  • Утверждение Жака Лакана о том, что «бессознательное структурировано подобно языку».
  • сознание
  • мысленный взор
  • трансперсональная психология
  • Бессознательное общение
  • Психология религии

Внешние ссылки

  • Hebbian Бессознательное
  • Новое открытие бессознательного
  • Бессознательные чувства

Сознание и бессознательное | Mind Shift: как культура изменила человеческий мозг

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Процитируйте

Паррингтон, Джон,

‘сознательный и бессознательный’

,

Mind Shift: как культура трансформировала человеческий мозг

(

Оксфорд,

2021;

онлайн EDN,

Academic

, 17 июня 2021

), Oxford Academic

, 17 июня 2021

), Oxford Academic

, 17 июня 2021

), Oxford Academic

, 17 июня 2021

). https://doi.org/10.1093/oso/9780198801634.003.0012,

, по состоянию на 10 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMind Shift: Как культура изменила человеческий мозгЭволюционная психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе определяется взаимосвязь между сознательными и бессознательными аспектами работы мозга. Бессознательное состоит из тех психических процессов, которые происходят автоматически и недоступны самонаблюдению. Все чаще исследования функций мозга показывают, что значительная часть этой функции является автоматической и, следовательно, бессознательной. Однако в дискуссиях о бессознательном есть спорные аспекты, в частности идея о том, что оно может играть гораздо более противоречивую роль в сознании, даже действуя против сознательных мыслей. Такая точка зрения рассматривает бессознательное как силу, которая может подавлять нежелательные мысли, но которая также может заставлять нас совершать действия, которые, как представляется, не были запланированы нашим рациональным умом, и даже могут казаться полностью иррациональными. Этот взгляд на бессознательное больше всего связан с Зигмундом Фрейдом. Фрейд рассматривал бессознательное как эпицентр подавленных мыслей, травмирующих воспоминаний и фундаментальных влечений к сексу и агрессии. В этой главе пересматривается этот взгляд на бессознательное, связанный с центральной темой Mind Shift о важности языка в формировании сознания.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, функция мозга, психические процессы, человеческое сознание, Зигмунд Фрейд, подавленные мысли, травматические воспоминания, сексуальные влечения, человеческий разум

Предмет

Социальная психологияЭволюционная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *