определение, факты, интерпретации, методы изучения.
З. Фрейд. Основные формы проявления бессознательного: 1) невротические расстройства, 2) сновидения, 3) ошибки обыденной жизни. Их предметное содержание — прошлое, которое хочет сбыться.
(1) неврозы — малые психические расстройства. Невроз: “Я — как Наполеон” (симптом истерии). Психоз: “Я — Наполеон”. Психическое здоровье: “Я- это Я”. Пример с Ирэн. Причина невроза — задержанный аффект. Единица бессознательного- аффективный бессознательный комплекс, сцепление деталей. Характерно обобщение.
(2) отказ от техники гипноза: необходим труд пациента. Сновидение — вид симптомов, в которых нет ничего случайного. Это исполнение вытесненных из сознания желаний. В детских снах между явным и скрытым содержанием есть прямая тесная связь. У взрослых — косвенная связь.
(3) оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Задержанное желание ищет выход и проявляется в них..
Бессознательное проявляется во снах, неврозах и ошибках повседневной жизни (очитках, описках, оговорках, забывании и т.
Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя «Тень», «Аниму и Анимус», а также «Самость».
Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще «вглядываться в себя», т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый.
Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.
Центральным архетипом индивидуального бессознательного является «Самость» (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая «идеальная личность». Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.
Представление об основных методах изучения бессознательного:
Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений (а так же метод активного воображения и т.п.)
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слои (метод свободных ассоциаций) или сновидений.
С той же целью используется ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Бессознательное – неосознаваемые, но подлинные побуждения (причины, мотивы, желания) целенаправленных сознательных действий человека. (Лекции И.А. Петуховой).
Бессознательное (по З.Фрейду) – следы задержанных аффектов, следы вытесненных из сознания травмирующих человеческих переживаний.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Зигмунд Фрейд – австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
По Фрейду психическая сфера подобна айсбергу, где сознание («Я») – всего лишь вершина этого айсберга, одна из инстанций строения личности. «Сверх-Я» — совокупность запретов, скрытых неосуществимых желаний. «Оно» — бессознательное.
Форма проявления бессознательного:
1. Неврозы.
2. Сновидения
3. Ошибки обыденной жизни.
Много споров существует о том, кому принадлежит открытие бессознательного (в клиническом смысле). Это открытие обычно предписывают Фрейду. Но многие авторы пишут, что открытие бессознательного принадлежит одному из выходцев французской гипнотической школы Сальпетриер.
Оттуда 2 претендента на звание ученого, открывшего бессознательное. Это Йозеф Брейер или Пьер Жане.Йозеф Брейер работал с пациенткой Анной О., случай её лечения был детально рассмотрен З.Фрейдом, Брейер не называет термин «бессознательное», но некоторые открытия сделанные им (Брейер использовал метод катарсиса) были заимствованы Фрейдом и уложены в теорию психоанализа.
Пьер Жане в 1989 г. опубликовал книгу «Психические автоматизмы». Поскольку Брейер случай Анны О. опубликовал только в 95 году («Исследования истерии»), с книгой Жане медицинское сообщество ознакомилось раньше, но Брейер был первым, хоть и опубликовался позже. Фрейд по отношению к Жане испытывал очень сложные чувства. Якобы Жане обвинял его в краже интеллектуальной собственности. Жане действительно открыл многие вещи до того, как Фрейд начал их описывать. Жане был философ по образованию, читал курсы по психологии. Потом всё-таки получил медицинскую степень.
Жане начал обращаться к событиям далёкого детства.
Жане начинает соотносить психич. образы с реальными событиями жизни.
Жане начинает регистрировать малейшие изменения, которые происходят с пациентами во время сеанса.
Исследование связи между симптомами и способами жизни. Связь между симптомами и психотерапией.
Жане напрямую говорит о бессознательном, как об уровне более низком, чем сознание. Также вводит понятие фиксированных идей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.
От 250 руб
Контрольная работа
Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.
От 250 руб
Курсовая работа
Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒ Бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т. д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая). З.Фрейд, конец 19-начало 20 века. Психика не ограничивается только состояниями сознания. Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все). Новым стал метод свободных ассоциаций: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность основывалась на идее о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно. Бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая). Исходные тезисы: независимость психики от сознания (Гельмгольц: бессознательные умозаключения; сомнамбулические состояния, сновидения, роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов (психиатрическая практика: существования особого мира)). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание). Три формы проявления бессознательного: невротические симптомы, сновидения, ошибочные действия (“артефакт”: 1) досадная оплошность, случайность, не стоящая внимания. 2) “созданное свойство”). Объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость – открываются сознанию, а причины – нет. Они лежат в бессознательном. 1. Топическая модель психики: в психике человека существует три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание: скрытые, латентные знания. Эти знания есть, но в данный момент они в сознании не присутствуют. Т.е. психика шире, чем сознание. Сфера бессознательного: она действенна, но она с трудом переходит в сознание. В бессознательном находятся вытесненные переживания. По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не допускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. В ней отсутствуют противоречия, она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни: остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой психических переживаний. Аффективный комплекс — единица изучения бессознательного — сцепление отдельных разнородных деталей конкретных ситуаций, связанных с аффектом. Комплекс – отсутствие понимания, невозможность мыслить понятиями. Методы выявления бессознательных аффективных комплексов: 1) метод свободных ассоциаций; 2) метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов или сновидений. 3) ассоциативный эксперимент (слово – ассоциация). Метод толкования сновидений – Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаваться, т.к. они неприемлемы для нас. В снах бессознательное пользуется определенной символикой, которая вполне типична. Сновидения создаются так же как невротические симптомы: они являются компромиссом между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы (в снах можно исследовать нормальную психическую жизнь здорового человека). Таким образом, психоанализ больше не вспомогательная наука в области психопатологии, он подходит и для понимания нормы. Метод анализа ошибочных действий. Описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны. Единственный критерий достоверности этой теории – психотерапевтическая практика. Большая произвольность в символических толкованиях. Вместо строгой дедукции используются аналогии, метафоры. Основные понятия и направления психоанализа. Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: 1) динамической, 2) топической (учение о структуре душевной жизни) и 3) экономической. 1) С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное. 2. Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата (подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии). Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Т.е. течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствие-страдание. 3. Динамическая модель психики. Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. В окончательном варианте различаются сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия; инстинкт самосохранения-влечения Я – подчиняется принципу реальности. Те и другие объединялись в группу влечений к жизни. Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению. Сознательное имеет свойство переживания. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий. Первая – это аутоэротизм. Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях: 1. Происходит подчинение господству генитальной зоны и возникновение собственно влечения; 2. Выбор объекта составляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление исключительное значение. Объект любви среди близких взрослых. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Формирование комплекса. Вытеснение – образование – Сверх-Я. В Сверх-Я также филогенетическое достояние. Затем латентная стадия. В 13-14 лет – период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит на другой объект. Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия. Эти извращения были названы инфантилизмом. Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. Вся человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения. Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. ⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒
|
Бессознательный разум — Без субъекта — Энциклопедия психоанализа
В психоаналитической теории бессознательное относится к той части психического функционирования, о которой субъекты не знают. Психоаналитическое бессознательное похоже, но не полностью совпадает с популярным понятием подсознания.
Для психоанализа бессознательное не включает в себя всего того, что просто не осознается, — оно не включает, например, двигательные навыки — а скорее только то, что активно вытесняется из сознательного мышления.
По определению Зигмунда Фрейда, психика состоит из различных уровней сознания, часто определяемых в трех частях как
- предсознание
- бодрствующее сознание
- и под ними обоими бессознательное.
Для Фрейда бессознательное было хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний, травмирующих воспоминаний и болезненных эмоций, выбрасываемых из памяти механизмом психологического подавления. Однако содержание не обязательно должно быть исключительно негативным. С психоаналитической точки зрения бессознательное — это сила, которую можно распознать только по ее следствиям — она выражается в симптоме.
На современном этапе внутри психологии еще существуют принципиальные разногласия по поводу природы бессознательного (если вообще считается, что оно существует), тогда как вне формальной психологии вырос целый мир поп-психологических спекуляций, в которых Считается, что бессознательный разум обладает любым набором свойств и способностей, от анималистических и невинных, детских аспектов до ученого, всевоспринимающего, мистического и оккультного.
Содержание
- 1 Психоаналитическое бессознательное
- 1.1 Определение Фрейда
- 1.2 Коллективное бессознательное Юнга
- 1.3 Лакановское лингвистическое бессознательное
- 2 Споры
- 3 Дофрейдистская история идеи
- 4 См. также
- 5 Внешние ссылки
Психоаналитическое бессознательное
Бессознательные мысли не доступны непосредственно для обычного самоанализа, но их можно «прощупать» и «интерпретировать» с помощью специальных методов и техник, таких как случайные ассоциации, анализ сновидений и словесные оговорки (обычно известные как оговорка по Фрейду), исследуется и проводится в ходе психоанализа.
Определение Фрейда
Возможно, наиболее подробное и точное из различных понятий «бессознательного разума» — и то, о котором большинство людей сразу же придут на ум, услышав этот термин, — это определение, разработанное Зигмундом Фрейдом и его последователями. в основе психоанализа. Между прочим, следует подчеркнуть, что популярный термин «подсознание» не является выдумкой Фрейда и никогда не используется в серьезных психоаналитических работах.
Концепция Фрейда была более тонкой и сложной психологической теорией, чем многие другие. Сознание в топографическом представлении Фрейда (которое было его первой из нескольких психологических моделей разума) было относительно тонким перцептивным аспектом разума, тогда как подсознание (часто неправильно используемое и смешиваемое с бессознательным) было просто автономной функцией мозга. Бессознательное действительно рассматривалось Фрейдом на протяжении всей эволюции его психоаналитической теории как разумная сила воли, находящаяся под влиянием человеческого влечения и все же действующая намного ниже воспринимающего сознательного ума. Скрытое, как человек за занавеской в «Волшебнике страны Оз», бессознательное, по Фрейду, направляет мысли и чувства каждого.
В другой систематизации Фрейда разум делится на сознательный разум или Эго и две части Бессознательного: Ид или инстинкты и Суперэго. Фрейд использовал идею бессознательного для объяснения некоторых видов невротического поведения. (См. психоанализ.)
Теория бессознательного Фрейда была существенно преобразована некоторыми из его последователей, в том числе Карлом Юнгом и Жаком Лаканом.
Коллективное бессознательное Юнга
Карл Юнг развил эту концепцию дальше. Он разделил бессознательное на две части: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первый из них соответствует идее Фрейда о подсознании, хотя, в отличие от своего наставника, Юнг считал, что личное бессознательное содержит ценный противовес сознательному разуму, а также детские побуждения. Что же касается коллективного бессознательного, состоящего из архетипов, то это общий склад ментальных строительных блоков, из которых складывается психика всех людей. Свидетельством его существования является универсальность некоторых символов, встречающихся в мифологиях почти всех народов.
Лингвистическое бессознательное Лакана
Психоаналитическая теория Жака Лакана утверждает, что бессознательное структурировано подобно языку.
Бессознательное, утверждал Лакан, не является более примитивной или архетипической частью разума, отдельной от сознательного, лингвистического эго, а, скорее, образованием столь же сложным и лингвистически изощренным, как и само сознание. (Сравните коллективное бессознательное).
Если бессознательное структурировано подобно языку, утверждает Лакан, то самость лишена какой-либо точки отсчета, к которой можно было бы «восстановиться» после травмы или «кризиса идентичности». Таким образом, тезис Лакана о структурно-динамическом бессознательном также бросает вызов эго-психологии Анны Фрейд и ее американских последователей.
Представление Лакана о том, как устроен язык, в значительной степени взято из структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и Романа Якобсона, основанной на функции означающего и означаемого в цепочках означающих. Это может оставить всю лакановскую модель психического функционирования открытой для серьезной критики, поскольку в господствующей лингвистике соссюровские модели в значительной степени были заменены моделями, например. Ноам Хомский.
Отправной точкой лингвистической теории бессознательного было перечитывание 9 Фрейда.0075 Толкование снов . Здесь Фрейд выделяет два механизма формирования бессознательных фантазий: сгущение и замещение. В лингвистическом прочтении Лакана сгущение отождествляется с лингвистическим тропом метонимии, а смещение — с метафорой.
Споры
Многие современные философы и социологи либо оспаривают концепцию бессознательного, либо утверждают, что это не то, что можно научно исследовать или обсуждать рационально. В социальных науках эту точку зрения впервые выдвинул Джон Уотсон, которого считают первым американским бихевиористом. Среди философов Карл Поппер был одним из самых известных современных противников Фрейда. Поппер утверждал, что теория бессознательного Фрейда не поддается фальсификации и, следовательно, не научна. Однако критики Поппера подчеркивали, что исключение Поппером психоанализа из обычной области науки было прямым следствием его конкретного определения науки как состоящей из того, что может быть фальсифицировано. Другими словами, Поппер определил науку в терминах, которые неизбежно привели к исключению психоанализа. Таким образом, определение науки по-другому может привести к включению психоанализа в эту область знания.
Тем не менее, многие, а возможно, и большинство психологов и ученых-когнитивистов согласны с тем, что многие вещи, которые мы не осознаем, происходят в нашем сознании.
Джон Ватсон критикует идею «бессознательного разума», потому что он хотел, чтобы ученые сосредоточились на наблюдаемом поведении, увиденном извне, а не на самонаблюдении. Карл Поппер возражал не столько против идеи, что в нашем уме происходят вещи, которые мы не осознаем; он возражал против исследований разума, которые нельзя было опровергнуть. Если бы Фрейд мог связать любой мыслимый экспериментальный результат со своей теорией бессознательного, то никакой эксперимент не смог бы опровергнуть его теорию.
Аргумент, кажется, касается того, как будет изучаться разум, а не того, происходит ли что-то бессознательно или нет.
Дофрейдовская история идеи
Идея возникла в древности, а ее более современная история подробно описана в книге Анри Ф. Элленбергера «Открытие бессознательного » (Basic Books, 1970).
Некоторые философы, предшествовавшие Зигмунду Фрейду, такие как Лейбниц, Шопенгауэр и Ницше, разработали идеи, предвосхитившие современную идею бессознательного. Новая медицинская наука психоанализ, основанная Фрейдом и его учениками, популяризировала это и подобные понятия, такие как роль либидо (полового влечения) и саморазрушительного побуждения танатоса (желания смерти), а также знаменитый Эдипов комплекс, в котором сын стремится «убить» своего отца, чтобы заняться любовью с собственной матерью.
Термин популяризировал Фрейд. Он развил идею о том, что в человеческом сознании есть слои: сознательное, предсознательное и бессознательное. Он думал, что определенные психические события происходят «под поверхностью» или в бессознательном уме. Хорошим примером являются сновидения, которые Фрейд называл «королевской дорогой в бессознательное».
См. также
- Концепция коллективного бессознательного Карла Юнга
- Утверждение Жака Лакана о том, что «бессознательное структурировано подобно языку».
- сознание
- мысленный взор
- трансперсональная психология
- Бессознательное общение
- Психология религии
Внешние ссылки
- Hebbian Бессознательное
- Новое открытие бессознательного
- Неощутимые чувства
Субъект бессознательного | Encyclopedia.com
Часто отмечалось, что Фрейд почти никогда не использовал термин «субъект». Единственным исключением (что удивительно, потому что никогда не было замечено) было его уважаемое использование термина в «Инстинктах и их превратностях» (19).15в). Описывая нормальную инстинктивную «превратность», когда влечения возвращаются к телу субъекта и когда способ удовлетворения меняется с активного на пассивный, Фрейд писал о «новом субъекте», которого он поместил вне собственно личности. Этот субъект хочет, чтобы за ним наблюдали (или над ним издевались), чтобы удовлетворить инфантильную потребность в том, чтобы на него смотрели (или обращались с ним садистски). Фрейд считал, что этот инстинктивный субъект-агент был создан на стадии, когда цели стали пассивными, — идея, к которой он снова вернулся четыре года спустя в отношении происхождения фантазии «Ребенка бьют» (19).19д). Там он заявил, что фантазия приобретает свою полную субъективную силу только тогда, когда она пассивно переживается: «Меня бьет отец».
Впоследствии, когда Фрейд рассматривал диаду любви-ненависти, он не относил ее к той же категории, что и инстинктивные диады, такие как садомазохистские и вуайеристско-эксгибиционистские диады. Вместо этого он считал, что это определяется нарциссизмом. Затем он вернулся к своей прежней концепции «эго-субъекта» после того, как, по-видимому, ввел понятие бессознательного инстинктивного объекта в первой части своего исследования (Freud, 19).15в).
Жак Лакан взялся за разработку этой концепции субъекта бессознательного в своем учении. С 1945 года он работал над определением различных значений термина «субъект». Он писал о картезианском субъекте достоверности, отрицаемом субъекте науки, личном субъекте самоутверждения и, конечно, о двух субъектах предложения: грамматическом субъекте и интенциональном субъекте. Это дублирование лежит в основе его концепции внутренне разделенного субъекта, = S (перечеркнутое S), что объясняет его знаменитое определение субъекта как всего, что означающее представляет для другого означающего (Lacan, 19).66/2002).
Но Лакан всегда возвращался к «предмету бессознательного желания»: к предмету желаний «Толкование сновидений» , к предмету остроумия и других выражений бессознательного, которые он видел структурированными как « язык.» Однако, сведя субъект человеческого желания к действию языка («говорящему существу»), он не свел его далее к грамматическому субъекту. Его тема была либо инстинктивной, либо пустой (как слово).
Это основанное на влечениях видение субъекта побудило Лакана на его первых семинарах (1975, 1978) категорически дифференцировать его от эго. В этом вопросе он открыто порвал с фрейдовской концепцией глобального эго. По сути, он рассматривал эго как воображаемую функцию, цель которой — дать человеку ощущение телесного единства и непрерывности. Лакан подчеркивал, что эго обязательно было вовлечено в борьбу с инстинктивными регистрами, и эта позиция заставила его рассматривать эго как отражение образа Другого, в отличие от субъекта (S), который проявляется как Оно. Его интерпретация знаменитого высказывания Фрейда «Wo Es war, soll Ich werden» («Где было id, там должен был оказаться и я») привела его к игре на омофонии «S» и «Es».
Лакан рассматривал новорожденного субъекта, потому что он всегда рождался преждевременно, как вовлеченного в «требования», посредством которых он сообщает о своих потребностях. Он заимствует эти требования из материнского означающего кода. При этом субъект делает первую попытку привязаться (инстинктивно) к желающему материнскому Другому, тем самым подтверждая неполноту последнего. Когда молодой субъект замечает недостаток в Другом, он отделяется от своей матери. Лакан говорил, что означающее отсутствия Другого показывает, как «все остальные означающие представляют субъекта», но, с другой стороны, он предположил, что «когда это означающее отсутствует, все остальные означающие не представляют ничего» и никого (19).77, с. 316).
Субъект в своих фантазиях способен представить себя поддерживающим желание посредством частичных (реальных) объектов, которые Лакан называл «маленькими и -ми». Эти маленькие и являются остатками операции, посредством которой первый Другой осознает себя подчиненным правилам символического обмена.
Невротик в анализе упрямо отказывается представить Другого как субъекта, «субъекта, который должен знать», и отказывается признать, что Другой одушевлен желанием по отношению к нему. Это то, что вызывает перенос в лечении.
Бернар Пено
См. также: Фантазия, формула; Лингвистика и психоанализ; сигнификатор; Означающая цепочка; Топология; Унарный признак.
Фрейд, Зигмунд.