Бессознательное мышление: Бессознательное мышление

Бессознательное сознание

Считается, что бессознательный разум — это более глубокая часть сознания человека, которая работает без его ведома. Чувства, мысли, желания или эмоции появляются из ниоткуда, заставляя человека задаваться вопросом, откуда они взялись.

Бессознательный разум — термин, придуманный немецким философом-романтиком XVIII века Фридрихом Шеллингом и позже введенный в английский язык поэтом и эссеистом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем. Однако это древняя идея, которая была замечена во многих цивилизациях и культурах. Кроме того, вопрос о том, обладают ли другие млекопитающие психическими механизмами, схожими с человеческими, также имеет значительную историю.


Гипнотический сеанс, Ричард Берг, 1887 год

Взгляды Фрейда

Бессознательное играет большую роль в психоанализе Зигмунда Фрейда. Он обсуждал важность бессознательного разума для понимания сознательного мышления и поведения.

Однако бессознательное было открыто не Фрейдом. Историк психологии Марк Альтшуле заключил: «Трудно или, возможно, невозможно найти психолога или психиатра девятнадцатого века, который не признавал бы бессознательное мышление не только реальным, но и имеющим первостепенное значение».

Задача Фрейда состояла не в том, чтобы раскрыть бессознательное, а в том, чтобы разработать метод его систематического изучения. Однако его метод является спорным, как и остальные его идеи. Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой к бессознательному». Он развил свою идею в «Толковании сновидений» (1899). Предсознательное было описано как слой между сознательным и бессознательным мышлением; к его содержимому можно получить доступ, приложив немного усилий. Ключевой особенностью бессознательного является то, что он называл «подавлением». Фрейд считал, что многие люди подавляют болезненные воспоминания глубоко в своем бессознательном.

Айсберг часто используется для иллюстрации теории Фрейда о том, что большая часть человеческого разума действует бессознательно

Адаптивное бессознательное

Адаптивное бессознательное — это набор бессознательных психических процессов, влияющих на суждения и принятие решений. Оно отличается от сознательной обработки: оно быстрее, без усилий, более сосредоточено на настоящем, но менее гибкое.

В других теориях разума бессознательное ограничивается «низкоуровневой» деятельностью, например, выполнением целей, которые были определены сознательно. В отличие от этого, считается, что адаптивное бессознательное участвует в «высокоуровневом» познании, таком как постановка целей.

Термин «адаптивное бессознательное» предполагает, что оно имеет ценность для выживания и, следовательно, является адаптацией, которая была сильно выбрана в прошлом. Действительно, на протяжении большей части эволюции позвоночных вся психическая деятельность была бессознательной. Никто не предполагает, что рыбы обладают сознанием. Таким образом, наше сознание добавляется к уже существующему набору механизмов, которые работают, но их работа обычно не ощущается нами. . p23

Автор

Alegsaonline.com — Бессознательное сознание — Leandro Alegsa — 2022-06-18 19:28:37 — url: https://ru.
alegsaonline.com/art/102787

Бессознательное подсознание — Психология PRO

Мы не чувствуем, откуда берутся наши мысли, не осознаем, каким образом и где накапливается опыт. Для поверхностного ума все психические явления возникают, словно из пустоты – просто на халяву появляются на фоне сознания в завершенном виде, и так же неуловимо исчезают – в «никуда». Какая-то парадоксальная фабрика скоротечных грез. Можно было бы на этом остановиться и принять, что ум – это такой волшебник, развлекающий самого себя мгновенным созданием сиюминутных мыслей и чувств. Но психологов, отважившихся поместить психику в научные рамки, такой подход не устроил. В волшебство они не поверили, и принялись за разоблачение – дескать, то – не маг, а просто фокусник, прячущий своих «кроликов» в «рукавах». Увидеть и потрогать «рукава» науке и по сей день не удалось, а потому их так и называют тем, что осознанию не поддается – то есть, бессознательным. «Ловкость рук и никакого мошенничества».

Точнее говоря, сначала эту неосознаваемую вместимость называли подсознанием, затем, с легкой руки Фрейда, термин был заменен на «бессознательное». Проще говоря, бессознательное – это неосознаваемые психические процессы. А если подробней, то разные психологи бессознательное трактуют и описывают каждый на свой лад.

В этой статье имею наглость предложить и свой, совершенно ненаучный, взгляд. Вырабатывался он долго, из субъективных наблюдений, а потому сильно всерьез принимать не советую. Просто гипотеза.

«Второе сознание»

Я не раз говорил, что реальность для отдельного человека – это его собственная психика – набор субъективных восприятий. То, что мы воспринимаем глазами и ушами, не имеет никакой оценки. Плохим или хорошим, уродливым или прекрасным все это становится в голове. Мир обретает свои качества не где-то во вне, а исключительно в нашем субъективном уме. Хотите понять свой ум – посмотрите на жизнь, какой вы ее знаете. Ваша жизнь – это и есть вы. В этом контексте никакой объективной реальности нет, а есть лишь ее реалистичная, субъективная концепция.

Я не могу знать этого наверняка, но очень многое указывает на то, что именно бессознательное верховодит всей нашей жизнью. А воля и выбор поверхностного ума – это такая «электрическая дуга», которую создает «подстанция» бессознательного. Ум чувствует, будто делает выбор, но само это чувство выбора «фабрикуется» глубинными психическими процессами.

Можно уподобить бессознательное океану, а сознательный ум – ряби на его поверхности, возомнившей себя единственной причиной всего океана. На деле океан един, и представляет собой нечто несоизмеримо большее, чем наблюдаемые с его поверхности волны.

Еще одна аналогия – операционная система с тысячью невидимых активных и потенциальных процессов и ее рабочий стол. Наш поверхностный ум – это такой интерфейс для необъятной бездны бессознательных программ, этот интерфейс воссоздающих. На экране сознания мы видим цветные детские картинки и даже не подозреваем, какая титаническая работа проделывается для их презентации.

Здесь я делаю еще одно смелое допущение. Наше бессознательное является бессознательным не для себя, а для личности. Сознание там есть, да еще какое. Но поверхностному уму оно не принадлежит, для ума бессознательное со всем своим содержимым остается темной фрейдовской кладовой безжизненных механизмов. Где-то я кстати слышал, что Фрейд потому и отрекся от термина «подсознание», что он как бы предполагает наличие второго сознания.

Проекция и рационализация

Для продолжения повествования мне придется снова пояснить некоторые термины. На progressman.ru есть давняя статья о неврозах, где я описывал защитные психические механизмы: проекцию и рационализацию. Здесь немного повторюсь.

Популярный пример рационализации можно найти в басне о лисице, которая потерпев неудачу в добыче винограда, рационализировала свое отступление низким качеством еще зеленой ягоды. То есть, чтобы не принимать ограниченность собственных возможностей, лиса обхитрила себя мнимым отсутствием интереса к желанному объекту. Реальный мотив, бьющий по лисьей самооценке, остался в бессознательном. На поверхности сознания его подменила лживая рационализация – удобное пояснительное оправдание своих действий. Рационализация в психоанализе – это бессознательная «самозащита» эго, ограничивающая восприятие и мышление до формы, где собственное поведение кажется хорошо контролируемым и оправданным.

Яркий пример проекции можно проследить в известном анекдоте, где Винни-Пух безосновательно воображает, что рядом идущий Пятачок думает про него разные нелицеприятные вещи, за что решается своего друга ударить. То есть, чтобы не принимать собственную беспочвенную злость, Винни-пух спроецировал ее на Пятачка. Таким образом, реальный мотив злости остался в бессознательном. А на поверхности сознания его подменила лживая проекция – выгодное списание собственных неугодных мыслей и чувств на чужой счет. Проекция в психоанализе – это «самозащита эго», которая позволяет собственные неприемлемые чувства бессознательно приписывать окружающим.

Так вот, к чему это все? Описание Зигмундом Фрейдом проекции и рационализации я лично считаю его гениальным открытием. Но сам при этом понимаю их по-своему. В моем субъективном и ненаучном взгляде эти защитные механизмы работают беспрерывно и затрагивают глубочайшие пласты личности. Можно даже сказать, что сама личность базируется на фундаменте этих защитных механизмов. Все наше мышление – это безостановочная рационализация необъяснимой, хаотичной реальности здесь и сейчас, которую мы знаем исключительно за счет личных проекций.

Продолжаем строить необоснованно смелые гипотезы.

Выше я уже говорил, что все шевеления личностной сферы управляются невидимым «кукловодом» бессознательного. Ощущение личной воли, возможно, главнейшая рационализация нашего реального безволия. Ум делает все, чтобы сохранить иллюзию контроля.

Ощущение внешней, отдельной от нас, реальности, вероятно, лишь проекция нашего внутреннего раскола, где маленькая сознательная часть отделяется от необъятной бессознательной. Нам мерещится, что мы отделены от внешнего мира. На деле – это отделение от своей же глубинной сущности. Ощущаемый внешний мир во всем своем многообразии и есть наши собственные бессознательные черты. Иных способов констатировать реальность для нас нет.

Многие члены общества полагают, что мысли и чувства формируются не изнутри, а «снаружи» – внешними событиями. Дескать, то не наша персона такая обидчивая, а там, снаружи, обижают и сердят. Все многообразие жизни – «где-то там». Вот так и формируется инфантильная безответственность за себя вкупе с хроническим чувством несправедливости жизни.

Детский подход – верить во внешнюю причину собственных мыслей и чувств. Зрелый – в личную. Следующая стадия – стирание рамок между внешним, отдельным и личным, внутренним. Есть просто жизнь, а все разделения – лишь реалистичные мысли, на которых формируется фундамент эго.

На словах все условно. Божья воля – это, условно говоря, неосознаваемая «воля» нашего бессознательного. Этот божественный кукловод не только управляет нашим умом, он же формирует ощущение внешней среды. Да, можно поспорить и сказать, что формирует он не внешнюю реальность, а лишь ее восприятие. Но никакой иной реальности, помимо возникающей в нашем восприятии, для нас и нет.

Я тоже свято верю в отдельный от меня внешний мир. Но обучился проекции «возвращать». То есть, я могу ясно ощутить, что «вот этот» живой человек рядом со мной – лишь мое восприятие, которое можно воспроизвести повторно в любое время. Пока получается только при намеренном сосредоточении. Ничего особенно сложного в этом не вижу. Уверен, при должной тренировке этот «трюк» может освоить почти каждый.

Если возникают вопросы о том, как быть, если от нашей личности, вроде как, «ничего не зависит», отсылаю к статье о выборе и спонтанности.

«Вкус» реальности

О проекциях повторяться не стану. Эта тема у меня – излюбленная. Им на сайте посвящено множество текстов. Для дальнейшего описания рационализации в статье решил взять и переработать несколько абзацев из романа («Механический Бог», глава: «Рационализация хаоса»).

Рационализация – это процесс, благодаря которому наши действия кажутся оправданными, а мысли связными и реалистичными. Жизнь – это реалистичные грезы ума. Чем выше порог чувствительности, тем сильней приходится уму изворачиваться, чтобы мы покупались на его рационализацию.

В сновидениях восприятие настолько мутное и притупленное, что с легкостью ведется на самые дешевые разводки ночным бредом, принимая их за реальность. Поэтому для ума во время сновидений нет необходимости тратить на рационализацию так же много энергии, как днем. Во сне порог критичности невысокий, поэтому ум «ленится» и создает низкосортные, бессвязные проекции, которых ему с таким притупленным восприятием хватает, чтобы принимать их за действительность.

Чем выше уровень личной осознанности, тем качественней рационализации ума, чтобы осознанность не разоблачила его лживое «кино». Чем качественней рационализация ума, тем умней становится ум. Рационализация осознанного человека является наиболее реалистичной и продвинутой, чтобы этот осознанный человек на свою же продвинутую рационализацию покупался так же, как слабоумный покупается на свой бред.

Может показаться, что умные люди ближе к «истинной» реальности. На деле же они попросту дурачат себя наиболее продуктивными, изощренными методами. Их понимание жизни, пусть и качественное, но все такое же «кино» для души.

Всю свою жизнь мы гонимся за высокосортными иллюзиями, чтобы словить от них «вкус» реальности. Погоня эта изначально бесплодна, потому что даже самая продвинутая рационализация остается сном наяву, и чистой реальности не отражает.

В повседневной жизни есть неодушевленные объекты, люди и другие явления, на которые мы проецируем проекции. Во время сна для нас остаются темнота закрытых век и телесные ощущения. Поверхностные сны – рационализация именно этих остаточных данностей. Все самое интересное начинается в глубоких снах, где телесные ощущения притуплены или вовсе отсутствуют. Там происходит рационализация нашей бессознательной психики в чистом виде.

В этом месте повествования для пущего драматизма можете представить громогласный устрашающий хохот.

Ум получает информацию не от физического мира напрямую, а от бессознательной психики, которая для ума этот мир адаптирует в удобоваримый вид. Наше дневное мышление – все те же сны, спроецированные на «экран» сознания. Наши мысли как бы цепляются за устойчивость физического мира, обтекают его по наезженным, привычным траекториям, создавая таким образом особое, всем привычное чувство реализма происходящего.

Во сне, где привычный плотный мир отсутствует, продолжается рационализация бессознательной психики. Слой бессознательного, который озвучивают сновидения, можно представить в образе фабрики по переработке психических переживаний. Мы что-то чувствуем во сне. Ум эти переживания рационализирует в форме сновидений. Фрейд не зря назвал сны «царской дорогой в бессознательное».

Во сне нам может привидеться привычная дневная жизнь, потому что именно ее образы для нас – наиболее понятные. Сновидения – это аллегории, которыми психика выражает бессознательное.

Ложка существует

Есть одна популярная философская загадка про звук падающего дерева в лесу, который некому услышать. Слышен ли он? Сам по себе, вроде как, да, но не для нас. Выворачивать смыслы здесь можно, как угодно. Противоположные точки зрения могут оказаться адекватными и доказуемыми. А если эту загадку немного переиначить и спросить: «А существует ли мир за нашей спиной?» Чувствуете, чем пахнет?

Мы попросту безусловно верим в существование объектов вне поля нашего зрения. А между тем, и эта вера – лишь реалистичное убеждение рационального ума. Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.

К чему я тут философствую? Если принять точку зрения, что ложка существует, когда мы от нее отворачиваемся, примерно так же продолжают свое существование и психические явления, вышедшие из поля осознания. Бессознательные психические процессы – это «грохот» тех самых «падающих деревьев», который некому услышать.

В этом ракурсе ум не плодит свои мысли из «ничего». Он как бы скользит лучом нашего ограниченного внимания по «телу» памяти. Сейчас он направлен на смыслы, которые разворачиваются при помощи этого текста. Бессознательное – все то, что мы здесь и сейчас не ощущаем. А ощущаем мы ничтожно мало.

Чтобы жить и действовать, мы пользуемся умом. Наша психика для нас – это персональная окончательная реальность. Работа поверхностного ума – очень небольшой процент от всей психической активности, про которую ум ничего не знает. Окончательная реальность – это те самые сто процентов личной психики, которая играет с умом в подобие ролевой игры. Ум – крохотный младенец в сравнении с древним левиафаном сущности. А можно сказать, что нет никакой реальности. Есть только психические процессы.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Разоблачение магии
  • Влюбленность и подсознание
  • Потребитель реальности
  • Мир снов
  • Интуиция

запредельная реальность, подсознание, проекции, психика и восприятие, рационализация, субъективность

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Что такое «бессознательный» разум?

Автор: Абхиджит Бхадури

Андреа М. Дарси

Когда мы «осознаем» что-то, мы осознаем это. Таким образом, сознательный разум в психологии относится ко всем мыслям и воспоминаниям, которые, как мы знаем, у нас есть.

Бессознательное — это психологическая концепция, направленная на противоположное. Это относится к той части нашего разума, которую мы не можем легко «услышать».

Сюда входят мысли и воспоминания, о существовании которых мы не знаем или которые мы «подавили» (спрятали от самих себя).

Здесь используется стандартная метафора айсберга. Мы видим верхушку айсберга (сознание). Но под водой может быть огромное ледяное тело, уходящее на много километров вниз (бессознательное).

Действительно ли существует бессознательное?

Даже с развитием нейронауки мозг во многом остается загадкой.

Очевидно, что многие процессы в мозгу происходят автоматически и находятся за пределами нашего сознания. Исследования когнитивной психологии, например, доказали, что мы получаем гораздо больше информации, чем можем сознательно распознать. И это правда, что есть участки мозга, такие как миндалевидное тело, которые имеют свои собственные, разные «воспоминания» о событиях из прошлого. Кроме того, некоторые части мозга кажутся более связанными с нашим осознанием самих себя, чем другие.

Итак, мы можем сказать, что существует «бессознательная работа» мозга. Однако сказать, что существует «бессознательное», на самом деле не совсем точно . «Бессознательное» — это не нейроанатомическая структура. В мозгу нет специального «шкафа», в котором прячутся вещи. Мозг — это скорее набор систем и паттернов, причем некоторые из них сознательны, а некоторые, возможно, правильнее назвать «бессознательными».

Ссылка на «бессознательное», тем не менее, все еще является хорошим «стенографическим» и ценным психологическая модель для понимания того, как мы думаем и чувствуем.

Подсознание против бессознательного

Автор: Педро Рибейру Симойнс

Это предмет постоянных споров – бессознательный разум и подсознание – это одно и то же или разные?

Некоторые философские школы проводят между ними особые различия. Это включает в себя теорию о том, что подсознание — это то место, где происходят мыслительные процессы, о которых мы не знаем, а бессознательное — это место, где мы прячем вещи, которые угрожают или подавляют, например, неприемлемые идеи и травмирующие воспоминания.

По правде говоря, когда дело доходит до психологии , Фрейд был тем, кто популяризировал оба эти термина. На самом деле он впервые использовал эти два термина для обозначения того же самого, что и . Но затем он отдавал предпочтение просто термину «бессознательное».

Сегодня большинство специалистов в области психического здоровья и ученых придерживаются термина «бессознательное».

Теория бессознательного Фрейда

Фрейд, считающийся отцом психоаналитической психотерапии, не создавал концепцию бессознательного. Идею бессознательной части нашего разума можно рассматривать как восходящую на тысячи лет назад, к таким древним текстам, как даже индуистские Веды. Но он сделал этот термин важной частью психотерапевтической мысли.

Фрейд решил, что разум состоит из трех основных частей: сознательный, предсознательный (подобно комнате ожидания для мыслей, которые мы в данный момент не осознаем, но можем вызывать при необходимости) и бессознательное.

Фрейд рассматривал бессознательное как укрытие для вещей, которые, как мы чувствуем, угрожают нашему существованию, если мы примем их, или которые мы считаем иррациональными. К ним относятся желания, примитивные импульсы сексуального и агрессивного характера, тяжелые воспоминания и травматические переживания.

Чтобы никогда не столкнуться с тем, что находится в бессознательном , мы создаем то, что Фрейд называл «защитными механизмами» (подробнее об этом читайте в нашей статье, объясняющей распространенные защитные механизмы).

Инструменты психоанализа были разработаны, чтобы помочь вашему терапевту «подключиться» и интерпретировать ваше скрытое хранилище бессознательного. К ним относятся свободные ассоциации, анализ сновидений и словесные «оговорки», которые вы, возможно, слышали как «оговорки по Фрейду».

Модель Фрейда вызвала ожесточенные споры, особенно в связи с достижениями нейробиологии и новыми способами проведения когнитивных исследований.

Но что полезно взять из теории Фрейда и идеи, которая до сих пор лежит в основе большинства современных «разговорных терапий», так это то, что часто именно наши неосознанные мысли, воспоминания и чувства делают нас несчастными и определяют поведение, которое сделать нас несчастными. Использование техник, помогающих выявлять и обрабатывать такие «бессознательные» блоки, может привести к тому, что вы сделаете лучший выбор для себя и почувствуете себя лучше в целом.

У вас есть вопрос или комментарий о бессознательном? Сообщение в разделе комментариев ниже.

Что скрывается в подсознании: NPR

Инкогнито: тайная жизнь мозга
Дэвид Иглман
Хардовер, 304 страницы 900 94 Пантеон
Старая цена: $26,95

Глава 1: В моей голове кто-то есть, но это не я

Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Под вашей эффектной внешностью скрывается целая вселенная сетевых механизмов. Механизм включает в себя сложную конструкцию из сцепленных костей, сетку жилистых мышц, большое количество специализированной жидкости и совместную работу внутренних органов, пыхтящих в темноте, чтобы сохранить вам жизнь. Лист высокотехнологичного самовосстанавливающегося сенсорного материала, который мы называем кожей, плавно покрывает ваш механизм в приятной упаковке.

И еще твой мозг. Три фунта самого сложного материала, который мы обнаружили во Вселенной. Это центр управления полетами, который руководит всей операцией, собирая депеши через небольшие порталы в бронированном бункере черепа.

Ваш мозг состоит из клеток, называемых нейронами и глией, — их сотни миллиардов. Каждая из этих клеток сложна, как город. И каждый из них содержит весь геном человека и переправляет миллиарды молекул в сложной экономике. Каждая клетка посылает электрические импульсы другим клеткам до сотен раз в секунду.

Если бы вы представили каждый из этих триллионов и триллионов импульсов в вашем мозгу одним фотоном света, объединенный результат был бы ослепляющим.

Клетки соединены друг с другом в сеть такой ошеломляющей сложности, что она разрушает человеческий язык и требует новых математических вычислений. Типичный нейрон образует около десяти тысяч соединений с соседними нейронами. Учитывая миллиарды нейронов, это означает, что в одном кубическом сантиметре мозговой ткани столько соединений, сколько звезд в галактике Млечный Путь.

Трехфунтовый орган в вашем черепе с розовой консистенцией желе — это чужеродный вид вычислительного материала. Он состоит из миниатюрных самонастраивающихся частей и значительно превосходит все, о чем мы мечтали. Так что, если вы когда-нибудь почувствуете себя ленивым или скучным, не унывайте: вы самое занятое и самое умное существо на планете.

У нас невероятная история. Насколько можно судить, мы единственная система на планете настолько сложная, что мы с головой погрузились в игру по расшифровке нашего собственного языка программирования. Представьте, что ваш настольный компьютер начал управлять своими периферийными устройствами, снял свою крышку и навел веб-камеру на свои схемы. Это мы.

И то, что мы обнаружили, заглянув в череп, относится к наиболее значительным интеллектуальным достижениям нашего вида: признание того, что бесчисленные аспекты нашего поведения, мыслей и опыта неразрывно связаны с огромным, влажным, химико-электрическим сети, называемой нервной системой. Машины нам совершенно чужды, и все же как-то это нас.

ПОТРЯСАЮЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО

В 1949 году Артур Альбертс отправился из своего дома в Йонкерсе, штат Нью-Йорк, в деревни между Золотым Берегом и Тимбукту в Западной Африке. Он привез жену, камеру, джип и — из-за своей любви к музыке — магнитофон на джипе. Желая открыть уши западному миру, он записал одну из самых важных музыкальных композиций, когда-либо выходивших из Африки. Но Альбертс столкнулся с социальными проблемами при использовании магнитофона.

Один уроженец Западной Африки услышал, как воспроизводится его голос, и обвинил Альбертса в том, что он «украл свой язык». Альбертс едва избежал избиения, вынув зеркало и убедив мужчину, что его язык все еще цел.

Нетрудно понять, почему туземцы сочли магнитофон таким нелогичным. Вокализация кажется эфемерной и невыразимой: она подобна открытию мешка с перьями, которые разлетаются по ветру и никогда не могут быть собраны. Голоса невесомы и не имеют запаха, чего не удержишь в руке.

Поэтому удивительно, что голос

является физическим . Если вы создадите небольшую машину, достаточно чувствительную, чтобы обнаруживать крошечные сжатия молекул в воздухе, вы сможете зафиксировать эти изменения плотности и воспроизвести их позже. Мы называем эти машины микрофонами, и каждый из миллиардов радиоприемников на планете с гордостью подает мешки с перьями, которые когда-то считались безвозвратными. Когда Альбертс воспроизвел музыку с магнитофона, один из западноафриканских племен описал этот подвиг как «невероятную магию».

Так и с мыслями. Что такое мысль? Вроде ничего не весит. Оно кажется эфемерным и невыразимым. Вы бы не подумали, что мысль имеет форму, запах или какое-либо физическое воплощение. Мысли кажутся чем-то вроде огромной магии.

Но, как и голоса, мысли подкрепляются физическими веществами. Мы знаем это, потому что изменения в мозге меняют типы мыслей, которые мы можем думать. В состоянии глубокого сна мыслей нет. Когда мозг переходит в сон во сне, появляются непрошенные, странные мысли. В течение дня мы наслаждаемся нашими нормальными, хорошо принятыми мыслями, которые люди с энтузиазмом модулируют, добавляя химические коктейли мозга с алкоголем, наркотиками, сигаретами, кофе или физическими упражнениями. Состояние физического материала определяет состояние мыслей.

И физический материал абсолютно необходим для нормального мышления. Если бы вы повредили мизинец в результате несчастного случая, вы были бы огорчены, но ваш сознательный опыт ничем не отличался бы. Напротив, если бы вы повредили кусок мозговой ткани такого же размера, это могло бы изменить вашу способность понимать музыку, называть животных, видеть цвета, оценивать риск, принимать решения, читать сигналы вашего тела или понимать концепцию зеркала.

— тем самым разоблачая странную, завуалированную работу механизма внизу. Наши надежды, мечты, стремления, страхи, комические инстинкты, великие идеи, фетиши, чувство юмора и желания — все это возникает из этого странного органа — и когда мозг меняется, мы тоже. Так что, хотя интуитивно понятно, что мысли не имеют физической основы, что они подобны перьям на ветру, на самом деле они напрямую зависят от целостности загадочного трехфунтового центра управления полетами.

Первое, что мы извлекаем из изучения собственных схем, это простой урок: большая часть того, что мы делаем, думаем и чувствуем, не находится под нашим сознательным контролем. Огромные джунгли нейронов управляют своими собственными программами. Сознательный вы — I , который оживает, когда вы просыпаетесь утром, — это мельчайшая часть того, что происходит в вашем мозгу. Хотя наша внутренняя жизнь зависит от функционирования мозга, он ведет свое собственное шоу. Большинство его операций находятся за пределами допуска сознательного разума. I просто не имеет права входа.

Ваше сознание похоже на крошечного безбилетного пассажира на трансатлантическом пароходе, приписывающего себе заслуги в путешествии, но не обращающего внимания на массивную технику под ногами. Эта книга об этом удивительном факте: откуда мы его знаем, что он означает и что он объясняет о людях, рынках, секретах, стриптизершах, пенсионных счетах, преступниках, художниках, Улиссе, пьяницах, жертвах инсульта, игроках, спортсменах, ищейках, расисты, любовники и каждое решение, которое вы когда-либо принимали, будет вашим.

* * *
В ходе недавнего эксперимента мужчин попросили оценить, насколько привлекательными они считают фотографии разных женских лиц. Фотографии были размером восемь на десять дюймов, и на них были изображены женщины, повернутые лицом к камере или повернутые в профиль на три четверти. Незаметно для мужчин, на половине фотографий глаза женщин были расширены, а на другой половине — нет. Мужчин неизменно больше привлекали женщины с расширенными глазами. Примечательно, что мужчины не имели никакого представления о том, как они принимают решения. Никто из них не сказал: «Я заметил, что на этой фотографии ее зрачки на два миллиметра больше, чем на другой». Вместо этого они просто чувствовали, что к одним женщинам их тянет больше, чем к другим, по причинам, которые они не могли точно указать.

Так кто выбирал? В почти недоступной работе мозга что-то знали, что расширенные глаза женщины коррелируют с сексуальным возбуждением и готовностью. Их мозг знал об этом, но мужчины в исследовании не знали — по крайней мере, явно. Мужчины, возможно, также не знали, что их представления о красоте и чувстве притяжения глубоко запрограммированы, направляются в правильном направлении программами, выработанными миллионами лет естественного отбора. Когда мужчины выбирали самых привлекательных женщин, они не знали, что выбор был не за ними, на самом деле , а вместо этого выбор успешных программ, глубоко прожженных в схемах мозга на протяжении сотен тысяч поколений.

Мозг занимается сбором информации и соответствующим управлением поведением. Неважно, участвует ли сознание в принятии решения. И чаще всего это не так. Говорим ли мы о расширенных глазах, ревности, влечении, любви к жирной пище или прекрасной идее, которая пришла вам в голову на прошлой неделе, сознание является самым маленьким игроком в работе мозга. Наш мозг работает в основном на автопилоте, и сознательный разум имеет мало доступа к гигантской и таинственной фабрике, которая работает под ним.

Вы видите доказательства этого, когда ваша нога наполовину нажимает на педаль тормоза, прежде чем вы осознаете, что красная Toyota выезжает с проезжей части на дорогу впереди вас. Вы видите это, когда замечаете свое имя в разговоре в другом конце комнаты, который, как вам казалось, вы не слушаете, когда вы находите кого-то привлекательным, не зная почему, или когда ваша нервная система подсказывает вам, какой выбор вам следует сделать. делать.

Мозг — сложная система, но это не значит, что она непостижима. Наши нейронные цепи были созданы естественным отбором для решения проблем, с которыми сталкивались наши предки в ходе эволюционной истории нашего вида. Ваш мозг был сформирован эволюционным давлением точно так же, как ваша селезенка и глаза. Как и ваше сознание. Сознание развилось, потому что это было выгодно, но выгодно только в ограниченном количестве .

Рассмотрим деятельность, которая характеризует нацию в любой момент. Заводы работают, телекоммуникационные линии кипят от работы, предприятия отгружают продукцию. Люди едят постоянно. Канализационные линии направляют отходы. На огромных участках земли полиция преследует преступников. Рукопожатия обеспечивают сделки. Свидание влюбленных. Секретари звонят на места, учителя проповедуют, спортсмены соревнуются, врачи оперируют, водители автобусов ориентируются. Вы можете хотеть знать, что происходит в любой момент в вашей великой стране, но вы не можете получить всю информацию сразу. И это не было бы полезно, даже если бы вы могли. Вы хотите резюме. Итак, вы берете газету — не плотную бумагу, как New York Times , но более легкий тариф, например USA Today . Вас не удивит, что ни одна из деталей деятельности не указана в документе; в конце концов, вы хотите знать практический результат. Вы хотите знать, что Конгресс только что подписал новый налоговый закон, который касается вашей семьи, но подробное происхождение этой идеи — с участием юристов, корпораций и флибустьеров — не особенно важно для этой новой итоговой суммы. И вы, конечно, не хотели бы знать все подробности о продовольственном снабжении страны — как едят коровы и сколько их съедают — вы хотите быть предупреждены только о всплесках коровьего бешенства. Вам все равно, как производится и упаковывается мусор; вас заботит только то, что она окажется на вашем заднем дворе. Вы не заботитесь о проводке и инфраструктуре заводов; вас заботит только то, собираются ли рабочие бастовать. Это то, что вы получаете, читая газету.

Ваше сознание и есть эта газета. Ваш мозг гудит от активности круглые сутки, и, как и в нации, почти все происходит локально: небольшие группы постоянно принимают решения и посылают сообщения другим группам. Из этих локальных взаимодействий возникают более крупные коалиции. К тому времени, когда вы читаете мысленный заголовок, важное действие уже произошло, сделки заключены. У вас на удивление мало доступа к тому, что происходило за кулисами. Целые политические движения получают поддержку снизу и становятся неудержимыми прежде, чем вы когда-либо уловите их как чувство, интуицию или мысль, которая поражает вас. Вы последний, кто услышит информацию.

Однако вы странный читатель газет, читающий заголовок и приписывающий себе идею, как будто вы додумались до нее первой. Вы радостно говорите: «Я только что кое-что придумал!», хотя на самом деле ваш мозг проделал огромную работу, прежде чем настал момент вашей гениальности. Когда идея подается из-за кулис, ваша нейронная сеть работает над ней часами, днями или годами, консолидируя информацию и пробуя новые комбинации. Но вы без дальнейшего удивления приписываете себе огромную скрытую за кулисами машину.

И кто может винить вас за то, что вы считаете, что заслуживаете похвалы? Мозг тайно проворачивает свои махинации, вызывая идеи, как по волшебству. Он не позволяет сознательному познанию исследовать свою колоссальную операционную систему. Мозг ведет свое шоу инкогнито. Так кто же именно заслуживает признания за отличную идею? В 1862 году шотландский математик Джеймс Клерк Максвелл разработал набор фундаментальных уравнений, объединяющих электричество и магнетизм. На смертном одре он изрыгнул странное признание, заявив, что «что-то внутри него» открыло знаменитые уравнения, а не он. Он признался, что понятия не имел, как на самом деле к нему приходят идеи — они просто приходили к нему. Уильям Блейк рассказал о подобном опыте, рассказав о своем длинном повествовательном стихотворении 9.0030 Мильтон : «Я написал это стихотворение под непосредственную диктовку двенадцать, а иногда и двадцать строк за раз без предварительного обдумывания и даже против моей воли». Иоганн Вольфганг фон Гёте утверждал, что написал свою новеллу «Страдания юного Вертера » практически без участия сознания, как если бы он держал перо, которое двигалось само по себе.

Вспомним британского поэта Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Он начал употреблять опиум в 1796 году, первоначально для облегчения зубной боли и лицевой невралгии, но вскоре необратимо подсел на него, выпивая до двух литров лауданума каждую неделю. Его стихотворение «Кубла Хан» с его экзотическими и мечтательными образами было написано на опиумном опьянении, которое он описал как «своего рода мечтательность». Для него опиум стал способом подключиться к его подсознательным нейронным цепям. Мы приписываем красивые слова «Кубла Хана» Кольриджу, потому что они пришли из его мозг и ничей другой, верно? Но он не мог уловить эти слова в трезвом состоянии, так кому же принадлежит заслуга в стихотворении? Как сказал Карл Юнг: «В каждом из нас есть кто-то, кого мы не знаем». Как выразились Pink Floyd: «В моей голове кто-то есть, но это не я».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *