Психология бессознательного (часть 1)
- Мои публикации
Обзор классических психоаналитических концепций
Классический психоаналитическй подход Зигмунда Фрейда, теория объектных отношений Мелани Кляйн, аналитическая психология Карла Юнга, теория травмы Отто Ранка, взгляды Карен Хорни
Тема сегодняшней лекции – психология бессознательных процессов. Как правило, многие из нас имеют представление о том, что сознательно человек предлагает и предполагает одно, а бессознательно – что-то совершенно другое. Более продвинутые люди понимают еще и то, что сам человек может и не догадываться о том, что планирует его бессознательное.
Итак, мы понимаем, что при таком положении дел мы не можем быть уверенными в том, что мы распоряжаемся собой, как и всегда звучит до боли знакомый вопрос «Кто в доме хозяин». Этот вопрос звучит и вокруг нас и внутри нас самих. Конечно, есть люди, которые не имеют привычки к анализу самих себя, к саморефлексии, и они могут совершенно искренне воскликнуть, что ничто, кроме внешних обстоятельств, на них не давит.
Целью нашей лекции является попытка осмысления основных понятий психологии бессознательного с точки зрения основных психоаналитических концепций, а также анализ структуры бессознательного и его роли в психической жизни человека.
Сегодня мы попробуем рассмотреть теоретическую подоплеку этого вопроса, и, так сказать, ее преломление в реальной душевной жизни человека. Мы рассмотрим, что нам говорит о бессознательном современная психологическая наука, и какими мы располагаем возможностями в связи с этим знанием.
Мы рассмотрим модели психики, предложенные классическими психоаналитическими концепциями Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, Отто Ранка, Мелани Кляйн, Карен Хорни, Эриха Фромма и, наконец, Эрика Берна.
Терминология
Главные герои нашей сегодняшней беседы – эго, оно (бессознательное) и суперэго. Эго – это структура, поддерживающая существование человека на текущем уровне как сознательного существа, суперэго – часть Эго, функция которой призвана тормозить инстинктивную активность эго, принимать решения о приемлемости побуждений, осуществлять самоограничение и самокритику, Оно (далее везде бессознательное) – бессознательная часть психики, совокупность неосознаваемых влечений человека (т.
е. содержаний бессознательного).Сами эти структуры неоднородны по своей сути. Не следует думать, что все, что осознаваемо, относится к эго, а то, что не осознаваемо — к подсознанию. Все гораздо сложнее. Существуют глубинные слои эго, которые бессознательны. Переход от Оно (бессознательное) к эго плавный и бывает крутым только там, где имеются конфликты. При возникновении конфликтов даже осознаваемые и высокодифференцированные силы эго снова становятся бессознательными (происходит так называемый процесс регрессии).
Согласно классическим психоаналитическим концепциям все вышеобозначенные психические структуры личности топографически могут располагаться в трех гиперпространствах: бессознательном, предсознательном, сознательном.
Бессознательное — в широком смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное. Бессознательное – это те содержания душевной жизни, доступа к которым у сознания нет.
Предсознательное — содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, но могут легко стать таковыми, если привлекут к себе взоры сознания. Топографически слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием. Это следы памяти, которые могут быть осознаны простым привлечением внимания. Следует добавить, что именно материал предсознательного используется при проведении психоаналитического сеанса, и анализ этого материала способствует осознанию вытесненного, поэтому для нас структура предсознательного имеет крайне важное значение.
В сферу бессознательного попадают как самые высокие проявления душевной жизни, так и самые низкие (сексуальные и агрессивные инстинкты, влечения). Итак, термин «бессознательное» обозначает психические процессы, которые протекают без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.
Бессознательное обладает огромной силой и властью над человеком, всегда подвергая цензуре и адаптируя любую поступающую к человеку энергию и информацию из внешнего или из внутреннего мира к виду, пригодному для восприятия сознанием, согласованным с его картиной мира, с его субъективными представлениями о себе и о мире.
Наше бессознательное насквозь мифологично, это те мифы, которые мы усвоили от своих предков, вынесли из детства, из общества, творили сами, проживая нашу жизнь.
Сознание — это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире. Сюда относятся ментальные структуры человека, осуществляющие интеллектуальные функции, наблюдение, выбор, принятие решений, организацию стимулов и побуждений, рефлексию. Создание задает общее направление нашему мыслительному процессу, а также является центром, принимающим решения.
Ретроспективный обзор классических психоаналитических концепций
Итак, мы переходим к ретроспективному обзору классических психоаналитических концепций.
Намеки, указывающие на существование подсознания, нам известны еще с древности, это, в частности, известный тезис «познай самого себя».Зигмунд Фрейд
В науку же термин «бессознательное» вошел на стыке XIX-XX веков. Первым человеком в психологии, который сделал попытку вывести подсознание на чистую воду, был всемирно известный ученый – Зигмунд Фрейд. История психоанализа начинается с Фрейдовских и Брейеровских исследований истерии. В результате научной и практической медицинской работы доктора Фрейда в основной фокус его исследовательского внимания попало подсознание человека. Основным достижением теоретической психологии ХХ века было именно открытие подсознания, т.е. скрытых от человека психических процессов, в большой мере влияющих на его мотивацию, восприятие, ощущения и поведение.
Зигмунд Фрейд показал, что человек не является хозяином собственного душевного мира и собственного интеллекта.
Фрейд исследовал и подробно описал пути, с помощью которых можно проникнуть в бессознательное и что-то о нем узнать. С позиции Фрейда наша психика – это некое пространство. Ландшафт нашей психики описывается с помощью трех пространственных структур – сознания, предсознания и бессознательного. В этом пространстве существует нечто, что формируется на протяжении жизни человека, и оно продолжает оказывать на нас свое влияние. Силы, определяющие наше поведение, принадлежат миру бессознательного, и благодаря открытиям Фрейда мы можем постигать наше бессознательное. Бессознательное проявляет себя, сигнализирует о своих намерениях посредством наших снов, фантазий, импульсов, побуждений, наших влечений, желаний, оговорок, ошибочных действий. И задача психоаналитика – быть внимательным слушателем и улавливать эти тончайшие послания.
Фрейд считал, что все, что происходит с человеком, его определенные сюжеты жизни обусловлены его детскими переживаниями. В основе психосексульной динамики и фундаментальных конфликтов человеческой психики лежат детские переживания.
Основным методом, которым пользовался при исследовании бессознательных процессов Фрейд, является метод свободных ассоциаций, а также анализ сновидений человека. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, ученый пришёл к выводу, что источником неврозов и подавленности большинства людей является нереализованная энергия сексуального желания (либидо). Чтобы человек обрел психическое равновесие необходимо вернуть вытесненный материал в сознание – «где было Оно (бессознательное), должно стать Я» — утверждал Фрейд.
Чрезвычайно важной заслугой Фрейда является то, что он создал язык, на котором можно описывать движения души. Мы получили язык, с помощью которого мы можем исследовать душевные процессы, глубоко анализировать человеческую природу, получать информацию о бессознательном, о внутренних глубинных процессах, происходящих в человеке. Мы начали озвучивать для себя то, что находится за гранью реальности, за очертаниями предметного мира. Это повлияло и на наше восприятие человека, на представление о человеческом существе как таковом.
Таким образом, мы можем подвести итог. Фрейд открыл динамическое бессознательное, описал первичные и вторичные процессы – противоположно направленные динамические механизмы, которые подавляют нашу психическую жизнь. Это основное, что содержит в себе ортодоксальный или классический психоанализ.
Карл Густав Юнг
Фрейд создал целую школу, у него было очень много талантливых учеников, многие из которых впоследствии отрывались от своего великого учителя и создавали собственные школы и направления. Я вкратце расскажу о некоторых из них. Карл Густав Юнг. Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом на протяжении четырех лет, но в какой-то момент их позиции разошлись. Юнг погрузился в глубинное исследование мифов, легенд, сказок, сочетая эти исследования с исследованиями психики человека. Он совершал путешествия по всему миру, подробнейшим образом изучал мифологию, древнюю символику, описал мандалу (круг) как символ самости (внутреннего Я человека).
Карл Густав Юнг обогатил представления о бессознательном понятием коллективного бессознательного. По словам Юнга «коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека».
Согласно Юнгу человек не может охватить своим сознанием сферу бессознательного. Задача психоаналитика по Юнгу – наладить диалог между сознанием и бессознательным пациента с помощью психоаналитических методов. Психика действует по принципу полярности, полярных образований, дихотомий, один полюс которой – в сознании, другой – в бессознательном. Поэтому у любого позитивного проявления человека есть свой негативный полюс, и наоборот. Сознание и принятие себя как носителя таких противоположных тенденций позволяет разрешать психологические конфликты, снимать внутреннее напряжение.
Альфред Адлер
Еще один талантливый ученик Фрейда — Альфред Адлер. Также как и Юнг, Адлер не был удовлетворен сексуальной теорией Фрейда. Адлер акцентировал внимание на социальной сущности человека, считая главным социальные интересы человека. Решающим для решения многих проблем человеческой личности он считал способность к взаимодействию с другими людьми. Адлер определяет три глобальных ценности человека: работа, дружба и любовь, и все они взаимосвязаны, если страдает одно из них, то другие тоже страдают. Препятствия к росту Адлер видел в органической неполноценности ребенка, его избалованности и отверженности – все это может породить изоляцию и недостаток социального интереса, формирование нереалистической цели личного превосходства.
Психологический подход, описанный в работах Адлера, представляет полную противоположность подходу Фрейда. Главная проблема у Адлера касается внутренней жизни человека, его мышления и чувствования, его ценностей. Адлер создал термин «комплекс неполноценности», он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Комплекс неполноценности согласно Адлеру основан на чувстве фрустрированных ценностей: человек чувствует себя неполноценным и реагирует на это комплексом превосходства, бравадой эго, философией преувеличенного оптимизма и самоуверенности. У Фрейда же главная проблема связана с фрустрированными желаниями. Согласно Фрейду человек страдает не столько от собственной неполноценности, сколько от препятствий со стороны общества и культурной традиции.
Адлер считает, что комплекс служит линзой, собирающей психическую энергию в определенном направлении, и тем самым может способствовать выдающимся личным достижениям. Серьезные творческие успехи возможны, если человек работает через комплекс, а иначе комплекс отщепляется от целостного бытия человека и употребляет жизненную энергию на то, чтобы проецировать свое фрагментарное, лишенное равновесия сознание во внешний мир, способствуя деструктивным процессам.
Адлер рассматривал также агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность. По Адлеру борьба за личное превосходство, проявляющееся как господство над другими – невротическое извращение, результат преобладания чувства неполноценности и отсутствия социального интереса, т.е. желания быть полезным людям. При этом накопление успеха, престижа и похвал становится для человека более важным, чем конкретные достижения. Чрезмерная фиксация на себе неизбежно приводит к чувству поражения. «Вместо того, чтобы заниматься внешним миром, они занимаются собой». Адлер при этом сравнивает невротическое желание превосходства с состоянием нарциссизма у Фрейда и крайними формами проявления интроверсии у Юнга.
Следующий важный аспект подхода Адлера – формирование жизненных целей. Согласно Адлеру жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве, и остаются несколько неясными и в основном бессознательными. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности и неуверенности в мире взрослых. Если чувство неполноценности слишком сильно, цели становятся нереалистичными и могут быть невротически преувеличенными. У невротика всегда имеется значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными жизненными целями, которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания вместо целей, которые вели бы к реальным достижениям.
Еще одно понятие, рассматриваемое Адлером, — стиль жизни – уникальный способ, выбранный индивидуумом для следования своей жизненной цели. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. По Адлеру эта сила телеологична, она выражает себя в стремлении к цели. При этом кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивидуума.
По Адлеру особую роль в человеческой жизни играет чувство общественного, о.к. посредством сотрудничества с другими, мы можем преодолеть действительную неполноценность или наше чувство неоплноценности. Адлер подчеркивал, что работы великих гениев всегда были общественно ориентированы. Недостаток кооперации и сотрудничества является по Адлеру корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни. «Ели человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком». Психологический рост – вопрос движения от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития.
Творческая сила Я, избирательно преобразующая и интерпретирующая опыт, позволяет человеку строить свою судьбу, основываясь на жизненных целях и индивидуальном стиле жизни. Адлер считал, что Фрейд недостаточно уделяет внимание уникальности индивидуума, его способности управлять своей судьбой. Адлер подчеркивает «Индивидуум – и картина, и художник. Он – художник своей собственной личности». Адлерианский психоаналитик помогает трансформировать цели жизни клиента, сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг являются наиболее яркими и известными фигурами в психоанализе, создавшими свои направления, известные как аналитическая психология Юнга и Адлерианская психотерапия. Следующие психоаналитики являются последователями Фрейда, поддерживающими психоаналитическую главную парадигму о том, что детские переживания определяют дальнейшую судьбу человека.
Отто Ранк
Один из первых учеников Фрейда — Отто Ранк. Им сформулирована очень интересная концепция «травмы рождения», которая подчеркивает значение акта рождения и отделения ребенка от матери. Он рассматривает акт рождения как первичную травму, приводящую младенца в состояние шока. Причина последующих проблем и кризисов кроется в содержании родовой тревоги. Отделение при рождении запечатлевается в мозге младенца настолько сильно, что в дальнейшем может служить препятствием для любого удовлетворения.
Согласно Отто Ранку изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов. Любое наслаждение в своем первоначальном виде стремится к воссозданию первичного внутриутробного блаженства, утраченного при рождении. Отто Ранк утверждал, что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.
Мелани Кляйн
Нельзя обойти своим вниманием, рассматривая классические теории психоанализа, известнейших женщин-психоаналитиков. Одна из них — Мелани Кляйн – британский психоаналитик, которая считается одним из основателей теории объектных отношений. Она выдвинула идею о возникновении эдипова комплекса в более раннем возрасте, чем это предполагал сам Фрейд. Согласно модели Кляйн основные процессы развития психики ребенка разворачиваются в первый год жизни, на основе взаимодействия ребенка с грудью матери, которая выступает в качестве первичного опыта.
В своей практической работе, наблюдая за младенцами, она зафиксировала появление тревоги и чувства вины в самых ранних отношениях ребенка с матерью и в его отношении к материнской груди. Мелани Кляйн относила зарождение основного источника неврозов и конфлитности человека к периоду младенчества. Она много уделяла внимания младенцам и обнаружила, что их эмоциональная жизнь насыщена драматическими переживаниями.
В развитии младенца Кляйн выделяла две базовые позиции. Шизоидно-параноидная позиция – для нее характерно отсутствие границ между ребенком и внешним объектом (матерью). В силу этого ребенок еще не может воспринимать объект целостно, объект в его восприятии расщепляется, и ребенок имеет дело с частичными объектами – частями тела матери. Соответственно расщеплению подвергаются положительные и отрицательные переживания ребенка, т. к. они еще не могут быть интегрированы во внутреннем опыте, поэтому в его восприятии складывается образ плохой груди и отдельно образ хорошей груди. Эти два образа сосуществуют параллельно друг другу. Плохой груди ребенок приписывает свои негативные ощущения и образы, хорошей — положительные. Кляйн описывает механизм проективной идентификации – вариант одной из самых примитивных защит, к которой и прибегает младенец.
В процессе построения отношений ребенка с первичным объектом и по мере развития ребенка граница между его Я и объектом усиливается, это создает возможность ребенку интегрировать положительные и отрицательные переживания в целостный образ. Он теперь понимает, что его агрессивные импульсы направлены на тот же самый объект, что и положительные, и его агрессивные импульсы способны причинить ущерб любимому им объекту. Таким образом, шизоидно-параноидная позиция переходит в депрессивную позицию, для которой характерна тревога по поводу собственной агрессии. Ребенок начинает переживать чувство вины за собственную агрессию и чувство благодарности по отношению к матери. При шизоидно-параноидной позиции базовым чувством по отношению к объекту была зависть, т.к. ребенок ощущал, что все хорошее расположено вовне, а в нем самом нет ничего ценного. Чувство благодарности лежит в основе репарационных переживаний и жестов (действия, направленные на восстановление поврежденного объекта).
Итак, развитие ребенка зависит от динамики двух фундаментов его психики – зависти и благодарности. Переживание чувства зависти, не скомпенсированное чувством благодарности, приводит к развитию отклонений, к развитию у индивида депрессивной позиции. Врожденная зависть, согласно М.Кляйн, — фактор, блокирующий креативность. Зависть переживается психикой с большим трудом, поэтому у человека вырабатываются защиты. Как вариант защит от деструктивных ощущений может возникать чувство ярости — в качестве реакции на чувство вины, порожденное завистью. Другой вариант защиты – обесценивание объекта, т.к. объект, потерявший свою ценность больше не вызывает зависти. И еще один вариант защиты от деструктивного ощущения зависти – присваивание себе силы, принадлежащей объекту, мысленное перенесение на себя свойств объекта. Этот вариант защит приводит к самовозвеличиванию. И, наконец, недооценка собственного Я, невротическое самоуничижение также является защитой от чувства вины, порожденного завистью.
Основной терапевтический эффект достигается за счет того, что пациенту предоставляется возможность отыгрывать конфликтные элементы опыта, открыть и проявить сдерживаемые агрессивные импульсы, благодаря чему человек способен, наконец, достичь подлинной интеграции.
Теперь мы перейдем к рассмотрению другой психоаналитической парадигмы. Неофрейдизм — это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили классический психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм. Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции (учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду). Неофрейдисты особое внимание уделяли исследованию межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты по существу «социологизировали» психологию.
Карен Хорни
И еще одна дама — Карен Хорни – основательница науки о женской психологии. В отличие от Зигмунда Фрейда она не считала необходимым фокусировать исключительное внимание на детстве, усматривая в этом односторонность и считая, что Фрейд зачастую объясняет социальные явления биологическим факторами (в частности, связь войн с инстинктом смерти). В своем подходе Карен Хорни оказалась от теории сублимации и учении о либидо Зигмунда Фрейда. Неврозы, считала она, порождаются не только переживаниями человека, берущими начало в детстве, но и специфическими культурными условиями, в которых живет человек. В характере невротических переживаний человека она усматривала связь с особенностями, присущими данной культуре и времени. Она рассматривала взаимосвязь между культурой и неврозом «с точки зрения того, какие психологические затруднения структура культуры ставит перед человеком» (Хорни К.). Неврозы она считала ценой, которую приходится платить человечеству за развитие цивилизации.
Карен Хорни рассматривала неврозы, как невротические деформации характера, связанные с патогенным конфликтом, спрятанным глубоко внутри человека и не осознаваемым им. Она выделила несколько типов неврозов и описала специфичные особенности деформации характера, присущие каждому из них.
В основе любого невроза лежит внутренний конфликт. Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных сил (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Хорни ввела термин «невротические наклонности», под которым понимала компульсивные (навязчивые) влечения, которые являются основой невроза. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала невротическую потребность в любви и невротическое стремление к соперничеству. Соревновательность – господствующий фактор в существующих социальных отношениях, она может приводить к враждебному напряжению между людьми, что порождает у человека страх, неуверенность и сниженное самоуважение. Все эти факторы вместе приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным.
Чувство собственной эмоциональной изоляции, согласно Хорни, человек хочет преодолеть, получив любовь и привязанность, при этом любовь превращается в своего рода лекарство от глубинного невротического одиночества. Роль любви переоценивается в современной культуре. Человек взращивает иллюзию, что любовь является решением всех его проблем, и ждет от любви больше, чем она может ему дать. Отсюда проистекают разочарования, так называемые «крушения иллюзий», трудности достижения любви. Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов.
В основе неврозов лежат противоречия, которые человек не может разрешить. В обществе заложены определенные противоречивые установки: например, противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и потребностью быть любимым, с другой. Стремление к успеху порождает в человеке напористость, способность выдержать конкуренцию, агрессивность. А потребность в любви и человечности требует от человека уступчивости, способности поступиться своими эгоистическими интересами. Таким образом, специфичные культурные противоречия общества лежат в основе типичных невротических конфликтов людей. Противоречия, заложенные в культуре, отражаются в конфликте невротика. Нормальный человек способен преодолевать эти трудности, не терпя при этом урона, у невротической же личности эти конфликты делают приемлемое решение невозможным.
Согласно Карен Хорни универсальных психических норм нет: поведение, расцениваемое как невротическое в одной культуре, может быть совершенно нормальным для другой, и наоборот. Таким образом, о норме можно судить только в том случае, если мы рассматриваем личность человека в контексте культурных условий, в которых он родился и живет.
Итак, согласно Хорни, невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ Зигмунда Фрейда ориентируется на генетические и инстинктивные причины. В силу этого отличия смысл терапии в подходе Карен Хори иной. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.
Психология бессознательного — часть 2
Юмор и бессознательное по Фрейду
4.05.2020
Особое внимание в психоаналитическом исследовании пациента, а позднее и в изучении языка и культуры, Фрейдом уделялось остротам и двусмысленностям, которые он обозначил термином «социальное». Постулируя необходимость выделения категории социального и подчеркивая его отличие от сновидений (одна из функций которых также состоит в доставлении удовольствия), автор теории психоанализа уточнял, что остроты и двусмысленности доставляют удовольствие только в процессе межличностного общения. И в этом их главное отличие от сна, когда осуществляется внутренняя работа психики и «информационный обмен» между сознанием и бессознательным, в процессе которого последнее хочет нам что-то сообщить. При этом для получения удовольствия от острот и двусмысленностей нужно, во-первых, чтобы используемые слова выражали значения, отличающиеся от общепринятых, и во-вторых, чтобы этот второй смысл был понятен всем собеседникам, так как только в таком случае возникает специфический процесс их объединения этим пониманием. На этом психологическом эффекте построены многие литературные и сценические жанры.
Этот особый вид общения, в основе которого лежат остроумные обороты, каламбуры и недомолвки, красноречивые жесты и другие средства невербальной коммуникации, а также возникающие при этом эффекты, Фрейд назвал «восстановлением полного смысла». Образно говоря, нашему сознанию «приятнее» обнаруживать скрытый смысл, чем получать его в «разжеванном» виде. Этот же психологический феномен лежит в основе огромной скорости распространения свежих анекдотов и трансформации (с учетом индивидуальной составляющей восстановления полного смысла) всевозможных слухов, нередко базирующихся лишь на оброненных кем-то недомолвках и многозначительном умалчивании об источниках информации. «Восстановление полного смысла» в индивидуальном сознании может принимать самые непредсказуемые формы. Характерно, что большинство подобных анекдотов и шуток тяготеют к запретным темам — генитальной сфере и сексуальным отношениям, поэтому предполагается, что читатель поищет примеры самостоятельно. Фрейд, описывая этот феномен, отмечал, что острота обычно «содействует удовлетворению влечения (похотливого или враждебного)», даже вопреки стоящему на его пути запрету и препятствию — она обходит это препятствие.
Таким образом, если цель сновидений, по Фрейду, состоит в достижении психологического комфорта путем бессознательного отреагирования тем, доставляющих в бодрствующем состоянии неудовольствие, то предназначение остроумия — доставлять удовольствие непосредственно. Естественно, что последний механизм, связанный с сугубо человеческой (вербальной) коммуникацией в сравнении со сновидениями является более поздним.
В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) основатель психоанализа подчеркивал, что в целом остроумие и юмор представляют собой не что иное, как способы получения дополнительного удовольствия от психической деятельности, сравнимого с тем, которое имело место в инфантильной жизни, но было утрачено в период взрослости. Каждый из нас в детстве получал удовольствие, не прибегая к излишним сдержкам в выражении своих эмоций и чувств, а взрослому человеку приходится постоянно контролировать и согласовывать свою психическую деятельность не столько с принципом удовольствия, сколько с принципом реальности и запретами культуры. Чтобы чувствовать себя в жизни счастливым, ребенку не требуется ни остроумие, ни юмор. Он получает удовольствие непосредственно от своей деятельности и общения.
Исследуя феномен остроумия и сравнивая его со сновидениями, Фрейд пришел к выводу о необходимости выделения общего и отличий между ними, связанных с их отношением к бессознательному. Особенности воздействия острот на человека он соотносил с определенными формами вербальной активности, в которых также (как и в сновидениях) присутствуют элементы сгущения и смещения. Фрейд неоднократно возвращался к этой теме, отмечая, что все-таки сновидения — это в основном исполнение желаний, пусть и трансформированное до неузнаваемости; а остроумие — это игра. Сновидение всегда в той или иной мере сохраняет связь с жизненными интересами и влечениями и пытается реализовать потребности личности «окольным путем галлюцинаций». А остроумие, наоборот, пытается извлечь удовольствие из ситуаций, не связанных с индивидуальными потребностями личности, из внешнего мира и является своеобразным побочным продуктом психической деятельности. Таким образом, сновидение служит преимущественно возмещению удовольствия, а остроумие — приобретению удовольствия.
Ключевые слова: юмор, Бессознательное, Фрейд
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме |
---|
Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Типология характера по Фрейду Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология |
Ошибочные действия с точки зрения психоанализа по Фрейду Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Философия психоанализа З. Фрейда Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия… |
Фрейдизм Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Понятие бессознательного в психофизиологии … |
Возникновение неофрейдизма Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма |
Вторая топика: Я и Оно (структурная модель Фрейда) Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Фрейд и бессознательное | BPS
МНОГИЕ люди верят, что Фрейд открыл бессознательное, а более циничные даже утверждают, что он его изобрел. Однако великолепная история предмета — «Открытие бессознательного» (Элленбергер, 1970) — насчитывает более 400 страниц, прежде чем доходит до главы о Фрейде.
С точки зрения современной психологии, возможно, наиболее значимая из этой ранней работы принадлежит одному из интеллектуальных героев Фрейда, Гельмгольцу, который писал о важности бессознательных процессов в зрительном восприятии. Вторая важная линия современника Фрейда, Пьера Жане, была сосредоточена на ряде загадочных явлений, которые до сих пор занимают нас. К ним относятся такие явления, как гипноз и временная, но существенная потеря памяти, наблюдаемая в так называемых состояниях «фуги» (потеря осознания своей личности, часто включающая уход из дома в качестве реакции на эмоциональный стресс), и поведение например лунатизм.
Теории бессознательного
Сам Фрейд за период своей работы разработал ряд моделей бессознательного. Первоначально он делал акцент на динамических аспектах бессознательного. Это контрастировало со многими более ранними описаниями бессознательного, в которых, как он утверждал, бессознательное играло просто описательную роль. То есть во многих более ранних отчетах о бессознательном бессознательное просто рассматривалось как «хранилище» забытых воспоминаний, которые могут или не могут быть вспомнены снова. Фрейд, однако, распространил влияние бессознательного на все аспекты нашей бодрствующей и спящей жизни.
Фрейд считал, что не существует таких вещей, как «случайная» оговорка, трудности с запоминанием имени или сюрреалистический сон, который кажется бессмысленным (см. статью Джеймса Ризона об оговорке по Фрейду в этом специальном выпуске ). Многие из снов и оговорок, которые, по словам Фрейда, исходили от «друзей» или «пациентов», оказались, конечно, его собственными примерами, которые часто были замаскированы и отредактированы из-за их смущающего содержания.
В дальнейшем развитии своих идей о бессознательном Фрейд (1915/1984a) пошел дальше идеи о том, что процессы могут быть просто бессознательными, к предположению, что существует отдельная система, которую он назвал системой Ucs. Эта система обладала рядом важных свойств, в том числе вневременной, свободной от противоречий, основанной на принципе удовольствия и управляемой инстинктивной энергией, которая стала известна на английском языке как «либидо».
Эти свойства были необходимы, утверждал Фрейд , для объяснения многочисленных явлений , с которыми он столкнулся в своей клинической работе. Например, пациент может заново пережить неприятное событие из детства, как если бы оно происходило прямо сейчас, даже если это событие могло произойти 20 или 30 лет назад. Сила аффекта в таких случаях убедила Фрейда в том, что система Ucs не работает в рамках нашего обычного понимания течения времени. Точно так же система Ucs, казалось, содержала полностью противоречивую информацию о прошлом, себе и значимых других, без какой-либо необходимости рационализировать эту информацию.
Эта идея бессознательного, основанного на энергии, имела важные последствия для психопатологии в рамках модели Фрейда. Блокирование выражения энергии — процесс, который Фрейд называл вытеснением — считался источником самых разных проблем, таких как тревога и истерические симптомы, которые он наблюдал в своей клинической практике. Хотя в начале его работы основное внимание уделялось сексуальной природе этой энергии, его работа с травмированными людьми во время Первой мировой войны и его собственный опыт смерти его любимой старшей дочери Софи (см. превосходную книгу Питера Гэя «Фрейд: жизнь для наших время, 1988) побудил его включить основанные на агрессии «инстинкты смерти» как часть этой системы.
Одна из проблем с этой промежуточной моделью заключается в том, что, несмотря на уважение Фрейда к Гельмгольцу, он считал, что процессы мышления, восприятия и внимания происходят в сознательных или предсознательных системах, а не в системе Ucs. Однако, в согласии с Гельмгольцем, большая часть современной когнитивной психологии сосредоточена на автоматических или бессознательных механизмах, не только в зрительном восприятии, но и в широком спектре других когнитивных процессов, примеры которых будут приведены позже.
В последней так называемой структурной теории, которую Фрейд развил в своей статье «Эго и Ид» (1923/1984b), бессознательное снова становится свойством процессов, а не системой как таковой. Таким образом, он отверг идею о существовании особой бессознательной структуры, такой как Ucs; он вернулся к своей более ранней идее, хотя и с рядом модификаций. Фрейд внес это изменение отчасти потому, что понял, что из-за его чрезмерного внимания к вытеснению как к источнику материала в системе Ucs в его новой теории был ряд других особенностей, которые были исключены. Эти особенности включали в себя сами защитные механизмы, которые обычно действовали вне сознания человека, и аспекты новой структуры, которая в английском переводе дала нам термин «супер-эго». Бессознательные аспекты суперэго включали стандарты, которым мы пытаемся соответствовать (наш эго-идеал), что приводит к переживанию вины или «совести» в случае неудачи.
Доказательства: Затем
Конечно, за последнее столетие психоаналитические взгляды на бессознательное претерпели ряд значительных изменений, не говоря уже об альтернативных моделях, предложенных Джанет и Юнгом одновременно с Фрейдом. Побуждение или энергетические аспекты предложения были радикально изменены, например, так называемыми теоретиками объектных отношений, такими как Фэйрбэрн, и все более влиятельной работой Джона Боулби о внутренней репрезентации отношений привязанности.
Хотя к тому времени, когда Холт (1967) рассмотрел этот вопрос, понятие бессознательного, основанного на энергии и влечениях, было отвергнуто большинством психоаналитиков (за исключением нескольких ортодоксальных фрейдистов), внутри психоанализа существует продолжающаяся традиция. психология, использующая понятия энергетического типа. Эта традиция, вероятно, связана с убедительным изображением нервных импульсов, несущих электрохимическую энергию по нервным волокнам.
В своей современной форме традиция продолжается в степени интереса к так называемым коннекционистским подходам, вытекающим, в частности, из влиятельной работы Румельхарта и Макклелланда (1986). Однако на психологическом и вычислительном уровне существует множество систем, которые могут действовать так, как если бы они работали подобным образом, но не предполагают буквальной передачи и хранения энергии (см. Power & Dalgleish, 1997).
Основным источником данных о психоаналитическом бессознательном, конечно же, всегда было то, что находилось на кушетке аналитика. Сила этого подхода в том, что с терапевтической точки зрения нет предположения, что замечания анализируемого должны приниматься за чистую монету, и он допускает возможность того, что мы не всегда можем осознавать мотивы или причины наших мыслей, чувств и действий. Говоря более абстрактно, в любой системе с двумя или более уровнями репрезентации нет причин, по которым репрезентации на одном уровне должны точно отражать репрезентации на другом уровне (Power, 19).97). Вероятно, нет более драматических примеров этой проблемы, чем наше собственное восприятие себя, которое часто ошибочно.
Если сила психоаналитического подхода находится в центре внимания терапевтической встречи, то это также его слабость. Фрейд, как известно, отверг необходимость чего-либо, кроме свидетельств терапии, для доказательства существования таких психоаналитических концепций, как бессознательное. Однако до появления записывающих устройств было невозможно подвергнуть терапевтическую встречу научному анализу. Таким образом, психоаналитическая настойчивость на тайной тайне терапевтического контакта сделала психоанализ чрезвычайно уязвимым для критики более эмпирически настроенных наук.
Доказательства: сейчас
Если оставить в стороне вопрос о подавлении болезненного материала в бессознательном (см. статью Криса Брюина и Бернис Эндрюс в этом специальном выпуске), большая часть современной когнитивной психологии и нейробиологии согласуется с фрейдистской точкой зрения. что поведение может стать автоматизированным посредством повторения, и что контроль над таким поведением передается автономным или полуавтономным бессознательным структурам. Современные теории о проявлении лицевого аффекта, например, прямо признают роль сознательного и бессознательного контроля над поведением (Экман, 1986).
Нейропсихология также предлагает убедительные отчеты о поведении, которое не зависит от сознательного опыта. Например, в феномене «слепого зрения» (например, Weiskrantz, 1997) было показано, что люди, которые кажутся слепыми в части своего поля зрения, могут все еще сохранять некоторые зрительные способности, которые могут управлять их действиями автоматически, несмотря на то, что они недоступны сознанию. .
Утверждение Фрейда о том, что бессознательное действует по другим правилам, также получило значительную поддержку. Исследования восприятия, обучения и памяти предполагают, что бессознательная обработка не подвержена таким ограничениям возможностей, как сознательная обработка, и работает более стереотипно, на нее меньше влияет развертывание преднамеренных стратегий.
По мере того, как современная когнитивная психология становилась все более изощренной и начала заниматься проблемами эмоций и мотивации, она также начала рассматривать возможность того, что существуют бессознательные влияния на сознательные мысли и действия (например, Dalgleish & Power, 1999). Примеры взаимодействия сознательных и бессознательных процессов можно найти в исследованиях внимания и восприятия, памяти, настроения и эмоций.
Социальные психологи также продемонстрировали взаимодействие сознательных и бессознательных процессов в исследованиях отношения и убеждения, социального восприятия и социального суждения (например, Bargh & Chartrand, 1999). В классической ранней демонстрации этих эффектов Шварц и Клор (1983) звонили людям в дождливые или солнечные дни, чтобы спросить их об их удовлетворенности жизнью. Они обнаружили, что люди оценивали свою удовлетворенность жизнью как более высокую в солнечные дни, но этот эффект не возникал, если внимание привлекалось к погоде с помощью вопроса: «Какая там погода?» То есть некоторые из этих автоматических или бессознательных эффектов возникают только в том случае, если человек не осознает ни самого стимула (как при подсознательном восприятии), ни значимости связи между стимулом и действием.
Как Уильямс и др. (1997) элегантно подытожили:
Шесть десятилетий назад наши психоаналитически ориентированные предшественники боролись с проблемой формулирования достоверного описания бессознательного. Как это ни парадоксально, современные психологи, собрав за последние годы такие убедительные доказательства в поддержку существования обширной и сложной бессознательной обработки информации, столкнулись с прямо противоположной проблемой. Серьезной проблемой, стоящей перед современной психологией, является необходимость разработки адекватного описания природы и функции сознания. (стр. 260)
Возможна ли интеграция?
Представление о том, что существуют разные типы сознательных и бессознательных процессов, работающих на разных уровнях, является устойчивым и столь же полезным предложением сегодня, как и 100 лет назад. Хотя представление об инстинктивной энергетической основе для бессознательного, кажется, не поддерживается, явно существует потребность во врожденных факторах, связанных с темпераментом и эмоциями, которые обеспечивают отправные точки развития.
Точно так же ошибочным может показаться чрезмерное внимание к вытеснению как к источнику содержания бессознательного. Более поздние работы в области когнитивной психологии подчеркивают автоматические процессы, ограничивая интерес к подавлению и отрицанию небольшой долей людей, для которых, как представляется, такие стили выживания имеют последствия для здоровья. В то время как когнитивная психология делала акцент на сотрудничестве между сознательными и автоматическими процессами (необходимыми, например, во время вождения), психоанализ всегда делал акцент на конфликте. Самые последние модели в психологии стали рассматривать как сотрудничество, так и конфликт между сознательными и бессознательными процессами.
Точно так же, как Гельмгольц продемонстрировал, как мы начинаем видеть единый визуальный мир несмотря на разные входные данные от наших двух глаз, возможно, современная психология сможет, наконец, интегрировать два мировоззрения, представленные традициями Гельмгольца и Фрейда.
— Профессор Мик Пауэр работает на кафедре психиатрии Королевской больницы
Эдинбурга Эдинбургского университета, Эдинбург Eh20 5HF.
Ссылки
Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 года, 462–479.
Далглиш, Т., и Пауэр, М.Дж. (ред.). (1999). Справочник по познанию и эмоциям. Чичестер: Уайли.
Экман, П. (1986). Ложь. Нью-Йорк: Berkley Books.
Элленбергер, Х.Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и развитие динамической психиатрии. Нью-Йорк: Основные книги.
Фрейд С. (1984а). Бессознательное. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: Теория психоанализа (стр. 159).–222). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)
Фрейд, С. (1984b). Эго и Оно. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: теория психоанализа (стр. 339–407). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.)
Гей, П. (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени. Лондон: Дент.
Холт, Р. Р. (1967). За пределами витализма и механизма: концепция психической энергии Фрейда. В JH Masserman (Ed.), The ego. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
Power, MJ (1997). Сознательные и бессознательные представления смысла. В MJ Power & C.R. Brewin (Eds.), Преобразование значения в психологической терапии. Чичестер: Уайли.
Пауэр, М.Дж., и Далглиш, Т. (1997). Познание и эмоции: от порядка к беспорядку. Хоув: Psychology Press.
Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986). Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (1983). Настроение, неправильное определение и суждения о благополучии: информативные и директивные функции аффективных состояний. Журнал личности и социальной психологии, 45, 513–523.
Вайскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Williams, J.M.G., Watts, F.N., MacLeod, C., & Mathews,A. (1997). Когнитивная психология и эмоциональные расстройства (2-е изд. ). Чичестер: Уайли.
Бессознательное — Без субъекта — Энциклопедия психоанализа
Французский: [[бессознательное]] |
Немецкий: Unbewußte |
Зигмунд Фрейд
Хотя термин «бессознательное» использовался писателями до Фрейда, в его работах он приобретает совершенно оригинальное значение, в котором он составляет единственное наиболее важное понятие. Фрейд различал два употребления термина «бессознательное». [1] Прилагательное оно очень широко используется для обозначения любого элемента умственной или психической деятельности, который не присутствует в поле сознания; как прилагательное , оно просто относится к психическим или психическим процессам, которые не являются предметом, которые происходят в отсутствие сознательного осознания, мысли, внимания, восприятия или контроля. Как существительное , форма существительного обозначает одну из психических систем, описанных Фрейдом в его топографической модели психики, его первой теории психической структуры.
Ошибка создания эскиза: Файл отсутствует
Модель бессознательного Фрейда
«Топологическая модель»
« топографическая модель » делит разум или психику на три отдельные составные части — или «психические области»:
- в сознании ( Cs ),
- предсознание ( шт. ) и
- бессознательное ( Ucs )
Бессознательная система – это не просто то, что вне поля сознания в данное время, но то, что было радикально отделено от сознания вытеснением и поэтому не может войти в систему сознательное-предсознательное без искажения.
«Структурная модель»
Вторая модель разума или психики Фрейда — « Структурная теория » — состояла из трех « агентств »:
- идентификатор ,
- эго и
- суперэго
В этой модели ни одно агентство не идентично бессознательному, поскольку даже эго и суперэго имеют бессознательные части.
Жак Лакан
Ранние работы
Лакан до 1950 года использовал термин «бессознательное» главным образом в форме прилагательного , из-за чего его ранние работы кажутся особенно странными тем, кто больше знаком с работами Фрейда.
Более поздняя работа
Однако в 1950-х годах, когда Лакан начинает свое «возвращение к Фрейду», этот термин чаще появляется как существительное , и Лакан все больше подчеркивает оригинальность фрейдовской концепции бессознательного, подчеркивая, что оно не просто противоположно сознанию.
«Большое количество психических эффектов, которые вполне правомерно обозначаются как бессознательные в смысле исключения характеристик сознания, тем не менее не имеют никакого отношения к бессознательному во фрейдистском смысле». [2]
Он также настаивает на том, что бессознательное нельзя просто отождествлять с «тем, что вытеснено».
Биологический редукционизм
Лакан утверждает, что концепция бессознательного была неправильно понята большинством последователей Фрейда, которые свели его к «просто вместилищу инстинктов». [3] Против этого биологического способа мышления Лакан возражает, что «бессознательное не является ни первичным, ни инстинктивным»; [4] в первую очередь лингвистический.
Язык
Это резюмируется знаменитой формулой Лакана: «Бессознательное структурировано подобно языку». [5] Лакановский анализ бессознательного с точки зрения синхронической структуры дополняется его идеей открытия и закрытия бессознательного во временной пульсации. [6]
Критика
Сам Лакан уточняет свой лингвистический подход, утверждая, что причина, по которой бессознательное структурировано подобно языку, заключается в том, что «мы окончательно схватываем бессознательное только тогда, когда оно эксплицировано, в той его части, которая артикулируется переходом в слова». [7]
Дискурс
Лакан также описывает бессознательное как дискурс: «Бессознательное — это дискурс Другого». [8] Эту загадочную формулу, ставшую одним из самых известных изречений Лакана, можно понять по-разному. Возможно, наиболее важным значением является то, что «следует видеть в бессознательном влияние речи на предмет». [9] Точнее, бессознательное — это воздействие означающего на субъекта, в том смысле, что означающее — это то, что вытесняется и возвращается в образованиях бессознательного (симптомы, шутки, парапраксии, сновидения и т. д.).
Символическое
Все ссылки на язык, речь, дискурс и означающие ясно помещают бессознательное в порядок символического.
Действительно, «бессознательное структурировано как функция символического». [10]
Бессознательное есть определение субъекта символическим порядком.
Внешнее
Бессознательное не внутреннее: напротив, поскольку речь и язык интерсубъективны, бессознательное «трансиндивидуально». [11] Бессознательное находится, так сказать, «снаружи».
«Эта внеположность символического по отношению к человеку есть само понятие бессознательного». [12]
Если бессознательное кажется внутренним, то это эффект воображаемого, который блокирует отношения между субъектом и Другим и инвертирует сообщение Другого.
Формирования
Хотя бессознательное особенно заметно в образованиях бессознательного, «бессознательное не оставляет ни одного нашего действия вне своего поля». [13] Законы бессознательного, то есть законы повторения и желания, так же вездесущи, как и сама структура. Бессознательное нередуцируемо, поэтому целью анализа не может быть осознание бессознательного. В дополнение к различным лингвистическим метафорам, которые Лакан использует для концептуализации бессознательного (дискурс, язык, речь), он также понимает бессознательное в других терминах.
Память
Бессознательное также является разновидностью памяти в смысле символической истории означающих, которые определяли субъекта в течение его жизни.
«То, что мы учим субъекта распознавать как его бессознательное, — это его история». [14]
Знание
Поскольку бессознательное является артикуляцией означающих в цепи означающих, оно представляет собой своего рода знание (символическое знание, или умение ). Точнее, это «неизвестное знание».
См. также
|
|
|
|
|
Ссылки
- ↑ Фрейд, Зигмунд. «Бессознательное». 1915е. ЮВ XIV, 161
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Tavistock Publications, 1977. стр. 163.
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 147
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 170
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга 3. Психозы, 1955-56 . Транс. Рассел Григг. Лондон: Рутледж, 19 лет.93. с.167
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга XI. Четыре фундаментальные концепции психоанализа, 1964, 90 107. Транс. Алан Шеридан. Лондон: Хогарт Пресс и Институт психоанализа, 1977. с. 143, 204
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга VII. Этика психоанализа, 1959-60 . Транс. Деннис Портер. Лондон: Рутледж, 1992. с. 32
- ↑ Лакан, Жак. Écrits . Париж: Сеуй, 1966. с. 16
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга XI. Четыре фундаментальные концепции психоанализа, 1964, 90 107. Транс. Алан Шеридан. Лондон: Хогарт Пресс и Институт психоанализа, 1977. с. 126
- ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга VII. Этика психоанализа, 1959-60 . Транс.