Бессознательное или подсознание? Основные идеи о бессознательном
Не особо вдумываясь в смысл термина, частенько заявляют: Фрейд открыл бессознательное. После чего нередко следует заявление, якобы уже давно появились более успешные способы работы с ним, нежели психоанализ, и едва ли не каждый тренинг, мастер-класс или курс психотерапии сегодня обещает учитывать наши подсознательные механизмы. Concepture выясняет: так ли все просто и отвечает на вопрос о том, что именно «открыл» Фрейд: бессознательное или подсознание?
Использование терминов «бессознательное», «подсознание» и концепта «Оно» как синонимов – лучший способ растерять всякую осмысленность в употреблении этих слов. Фрейдовским и, по сути, психоаналитическим является понятие «бессознательное» – даже при многочисленных признаниях аналитиков сколь неудачным является этот термин. Лакан однажды скажет, что «слово это неудобно тем, что представляет собой отрицание, так что вообразить по его поводу можно все на свете», а Жак-Ален Миллер из Новой Лакановской школы даже предложил заменить его в современной клинике неологизмом «парлетр» (parletre – говорящее тело/говорящее существо/говорящее бытие). Подсознание – это термин, отсылающий к совершенно иной традиции понимания психики и ее скрытой стороны.
Краткая история идеи
Здесь уместно сделать небольшое тематическое отступление в историю идей. Когда говорят об открытии Фрейда, то обычно понимают под этим создание первой теоретической концепции о бессознательной части нашей психики. Это совершенно неверно. О том, что человек – отнюдь не целиком разумное существо, было известно еще в архаичных культурах. Античная классическая философия в лице Платона и Аристотеля очень четко делит душу человека на три части, из которых две неразумны [причем одна отвечает за аффекты и страсти, а другая – за животные потребности – прим. автора]. О неосознанных частях души писали Августин, Декарт, Спиноза и Лейбниц. А немецкие романтики сделают иррациональную стихийную часть души главным объектом своей философии. Так что пока никакого открытия здесь не просматривается.
Однако если мы внимательно посмотрим на то, как философы классической эпохи говорят о бессознательном, то мы обнаружим, что это то, что стоило бы называть «не-осознанное». Базовая предпосылка такой философии сознания такова: наша душа/сознание прозрачны для наблюдения, в них есть лишь то, что еще не попало в свет разума, но никаких принципиальных преград этому нет. Лишь Лейбниц теоретически обосновывает, что в человеческой душе могут существовать столь малые переживания (теория малых перцепций), что мы никогда их не отследим, но можем видеть лишь некоторые результирующие. Собственно, это и есть то, что можно назвать «подсознанием» или подпороговым уровнем сознания. Такое подсознание изучают психологи экспериментального толка, т. к. оно принципиально строится на идее причинности.
Именно на такой предпосылке в XIX веке появится месмеризм и множество других полумистических практик лечения. Другим вариантом такого бессознательного является иррациональное начало у романтиков. По сути, оно отличается от подсознания Лейбница только заменой строгой причинности на полную свободу, творчество и непостижимость. Однако, оно тоже может быть названо подсознанием, поскольку по мысли романтика это основа, на которой взрастает разум, т. е. оно всегда подспудно присутствует, являясь истиной происходящего в душе человека.
Оригинальность гипотезы Фрейда
Открытие Фрейда если и состоит в чем-то, то в конституировании совершенно нового представления о бессознательном. Оно непрозрачно, в отличие от несознательного классических философов, и даже сопротивляется осознанию. Оно не является врожденным и истинным как стихийная иррациональность романтиков и не строится целиком на малых переживаниях и их причинном взаимодействии как подсознание у Лейбница и Месмера. Это бессознательное говорящего существа, которое проявляет себя вопреки сознательной воле индивида.
«Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено». З.Фрейд
Гипотеза Фрейда по-своему остроумна. На основании экспериментальных исследований психики человека XIX века он проводит приблизительное равенство между «сознанием» как психической инстанцией и «осознанным вниманием» как его функцией. В самом деле, то, что сейчас не находится в зоне контроля или фокусе внимания, сложно назвать сознательным. Но тогда очевидно, что всё, что не осознается «здесь и сейчас» – это вне-сознательная и гораздо большая по объему часть психики, т. к. она включает в себя память и, возможно, врожденные элементы.
Развивая эту идею, Фрейд предлагает различать «бессознательное» в двух смыслах. Первый смысл он называет дескриптивным, т. е. описательным, – это бессознательное как всё, что не осознанно. Например, воспоминания вчерашнего дня, которые сейчас не актуальны для меня, усилием воли я могу восстановить.
Второй смысл – динамический – это и есть бессознательное, которым занимается психоанализ. В отличие от латентного состояния психики, которое может быть помещено в фокус сознания, бессознательное в динамическом смысле – это то, что вытеснено и сопротивляется осознанию. Именно в этой области Фрейд ищет причины тех действий, которые нам кажутся случайными или нелепыми, и прежде всего причины болезненных симптомов невротиков.
При этом в духе экспериментальной науки он исследует людей, которым под гипнозом даются разные команды и установки, и обнаруживает, что какой-то части сознательных объяснений наших действий мы верить не можем. Эти на вид логичные объяснения, идущие от сознания, на деле скрывают реальные причины действий, лежащие в бессознательном. Фрейд назовет это рационализацией.
«Я умышленно говорю «в нашем бессознательном», ибо то, что мы так называем, не совпадает с бессознательным у философов». З.Фрейд
Основатель психоанализа был хорошо знаком с разными научными и философским теориями [например, идеи о бессознательном есть в теориях К. Каруса, И. Гербарта и Э. Гартмана, которых читал Фрейд – прим. автора], однако вопросы, которые он задает, разительно отличаются от предшественников. Для большей части предшествующей философской традиции бессознательное – это нечто непознанное или вообще непознаваемое. Фрейд же пытается изучить механизмы, благодаря которому возникает и проявляется бессознательное.
Ключевые особенности психоаналитического представления о бессознательном
Концепция бессознательного будет меняться со временем, а для его описания Фрейд использует несколько разных моделей и аналогий: гидравлическая модель, экономико-энергетическая модель, топологическая и другие. Однако относительно неизменными останутся следующие положения.
Во-первых, бессознательное можно анализировать и расшифровывать, оно не непознаваемо, хотя и сопротивляется анализу. Психоанализ не отбрасывает разум, а напротив – сохраняет веру в возможность разума помочь в работе с бессознательным.
Во-вторых, бессознательное по своему содержанию – продукт нашей личной истории, без влияния языка и общества его не существует, а доля врожденных содержаний, пресловутых «инстинктов», в нем незначительна. Фрейд в своих работах четко различал «влечения» (у людей) и «инстинкты» (у животных), а факт их смешения – целиком на совести недобросовестных переводчиков и комментаторов.
В-третьих, бессознательное – это особое состояние психики, которое лишено времени и модальности, а также содержит в себе всё вытесненное, ничего не забывая. Сюда же относится известная идея о том, для бессознательного почти ничего не значит частица «не». При этом бессознательное весьма сложным образом связано с телом. На примере своих пациентов Фрейд обнаружил, что бессознательные влечения могут игнорировать или прямо противоречить потребностям или возможностям организма.
Эту часть нашей психики он назовет «влечением к смерти», хотя многие вдумчивые комментаторы будут отмечать, что формулировка крайне неудачная. Суть этого влечения не в стремлении к разрушению и смерти, а в некотором слепом стремлении, безразличном к жизни и смерти. Впоследствии Жак Лакан сформулирует эту идею более утонченно: бессознательное – это то, что возникает благодаря телу, но ничего не желает знать о его существовании.
Стоит добавить к этому, что бессознательными могут быть любые элементы психики из второй топики («Оно — «Я» — «Сверх-Я»), поэтому его отождествление с термином Id («Оно») в корне неверно. И все же Фрейд, резюмируя свои взгляды на психоанализ, однажды высказал формулу: «Где было «Оно», должно стать «Я».
Многие поняли это слишком прямолинейно, в духе философии – как полное осознание того, что еще не осознанно. Однако такая экспансия не только невозможна в полной мере, но и губительна для субъекта, т. к. только «Оно» является источником хоть какой-то жизненной энергии. Лакан, читая эту формулу в оригинале («Wo Es war, soll Ich werden»), отмечал, что в ней можно услышать не только описание будущего («должно прийти»), но и обещание («обязуюсь прийти»).
В этом смысле статус бессознательного не столько онтологический, сколько этический, а сама фраза указывает на то, что субъект («Я») – это тот, кто еще только должен появиться на фоне бессмысленного симптома («Оно»). Собственно, именно эта вера в возможность (прихода) субъекта и определяет целиком и полностью клинику психоанализа.
Конечно, можно выделить еще целый ряд положений о бессознательном в психоанализе, и к некоторым из них мы еще обратимся в последующих текстах курса.
Подведем итог. Фрейд изобрел совершенно новый концепт «бессознательного», порывающий с логикой «непознанного» и «непознаваемого». И если речь идет о психоанализе, то стоит говорить «бессознательное» и никак иначе. За «подсознанием» стоят совсем иные допущения в духе аутосуггестии, гипноза и других теорий.
Для превью взяты работы Misi Szilagyi
«Что такое сознание бессознательное, подсознание?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообществаТерминология
ВЛАДИМИР ЧУМАКИН ·293На Кью задали 2 похожих вопросаОтветитьУточнитьАндрей Маслак1,2 KПредприниматель — юриспруденция, менеджмент, психология, философия, атеизм. · 16 мар 2021
Сознание это — механизм мозга, который взаимодействует с отделами мозга и органами чувств, которыми мы пользуемся на протяжении дня, пока пребываем в сознании.
Бессознательное — регулятор на внешние-внутренние раздражители на которые наш организм или психика обращает внимание, но ещё не поддаёт её осознанности.
Подсознание — накопительно-приобретаемый опыт к которому сознание обращаться в случае необходимости какой-нибудь информации для сознания находящегося в моменте.
Комментировать ответ…Комментировать…Сергей Леви3,0 KЯ знаю много и давно живу. «Простой инженер». · 16 мар 2021
Это всё определения работы человеческого мозга в различных ситуациях. Вряд ли даже доктор психологии сможет Вам внятно объяснить границы этих категорий. У меня иногда утро перед рабочмм днём проходит так, что «прихожу в сознание» уже одетый, обутый, позавтракавший в машине с работающим двигателем. И не могу вспомнить, как я всё это проделал — на автопилоте. Это… Читать далее
Андрей Маслак
16 марта 2021Сознание включается на столько на сколько позволяет пропускная способность, например нейромедиаторов. Пока они не… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос1 ответ скрыт(Почему?)
Ответы на похожие вопросыЧто такое сознание и подсознание? — 3 ответа, задан 278Z»>13 октября 2020Станислав РейнРелигия
915Теософия, философия, религия, учения древности, йога, сокровенные знания. · 8 нояб 2020
Сознание и подсознание, на мой взгляд правильнее называть низшее я и высшее Я. Низшее я это наша личность в этой конкретной жизни, и все присущие характеристики как к любой личности на этой земле, это совокупность всего психоэмоционального опыта и переживаний за всю жизнь.
Сознание и подсознание лишь проявление одной сущности как и высшее Я и низшее я по сути одно целое и соедененное между собой тончайшей «нитью» высоковибрирующих частиц света постоянно передающих информацию и образы и весь опыт как высшему так и низшему я, с разницей лишь в том что низшее я берет столько энергии сколько сможет выдержать тело и обработать разум. Таким образом наше сознание или низшее я это примерно 10% от нашего высшего я или подсознания. Наше высшее я это сущность или совокупность всех накопленных энергий за все время существования вашего бессмертного естества оно есть совокупность всех ваших личностей, любого пола и вида. Высшее Я или подсознание это не есть что то отдельное это вы в своей высшей ипостасии, это вы настоящий, цельный. Низшее я лишь ваша грань одна из моделей восприятия.
Отвечу на вопросы по философии, психологии, о жизни, истине, духовным направлениями и т.п. · 23 авг 2020
Простой пример, думаю одной картинки будет достаточно чтобы иметь представление о том, что такое сознание и подсознание. Про видимое И глубинное.
Комментировать ответ…Комментировать…Что такое сознание и подсознание? — 3 ответа, задан Владимир В.5Сознание — wron.wordpress.com · 22 нояб 2021
Подсознание — это мой опыт действия в каких либо ситуациях. Например, еду за рулём, разговариваю с пассажиром и вдруг замечаю, что уехал далеко не в ту сторону. Где часто ездил туда и уехал. За разговором — все правила движения соблюдались. Как говорят, «ехал на автомате». Это и есть подсознание — мой опыт.
Сознание. Человек Свыше определяется как полусознание. До полного сознания нам ещё далеко). Сознание, если коротко — это умение безошибочно принимать решения, но для человека, это невозможно. Это обладание полными знаниями о жизни не только на Земле.
Человек — это одна из биологических форм жизни на Земле. Любая форма жизни похожа на скафандр. Я — душа и в этом материальном пространстве перемещаюсь в белковом скафандре, который на Земле называют — «человек».
Комментировать ответ…Комментировать…Что такое сознание и подсознание? — 3 ответа, задан Ольга24Аналитик, альтернативщик- ломатель стереотипов. · 15 окт 2020
Сознание это то, что наработано нами с помощью опыта в этой жизни. Например интеллектуальный опыт, опыт любви, наличие или отсутствие альтруизма, мягкость или наоборот жесткость в отношениях и многое другое. Подсознание это то, что мы ощущаем с помощью интуиции. Это может быть наработкой опыта прошлых воплощений. Например, можно подсознательно ощущать твой человек или не твой и можно ли ему довериться.
Исследования в действии: исследование сознания и подсознания
Вы сидите дома, работаете за ноутбуком, и вдруг слышите, как выключается холодильник. Прежде чем вы заметили его внезапную тишину, вы осознавали, что он включен?
Такого рода вопрос о природе сознания разделял философов науки почти три десятилетия. Один лагерь говорит: «Да, перцептивное (или феноменальное) сознание гораздо богаче того, что мы можем сообщить другим или самим себе». Другая сторона утверждает: «Нет, вы ничего не знали, пока вам не предложили подумать (или получить доступ) к этому опыту. Мало того, идея сознания, отделенного от когнитивной функции, выходит за рамки научной проверки 9.0005 . ”
Лара Крисст Лара Крисст, докторант психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, говорит, что она еще не решила, какая сторона правильная в отношении человеческого сознания, но добавила: «Я действительно думаю, что это можно исследовать с научной точки зрения».
«Для аспиранта необычно получить исследовательский грант, и история, стоящая за этим, еще более необычна», — сказал Стивен Лак, заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, который курирует работу Крисста в его Лаборатории фундаментальной и трансляционной когнитивной нейронауки. .
Основываясь на классическом исследованииИсследовательский проект Криста вырос из интенсивного семинара в Университете Дьюка, который объединяет ученых и философов, чтобы лучше понять природу сознания.
В рамках приема на семинар — Летние семинары по неврологии и философии — Крисст предложил эксперименты для проверки конкурирующих моделей зрительного восприятия. В конце двухнедельного семинара она подала заявку на получение гранта, и ее проект стал одним из шести, выбранных для финансирования.
Крист сказала, что обдумывала этот аргумент почти 10 лет, с тех пор как она изучала философию в Калифорнийском университете в Беркли. (Она также имеет степень магистра психологии Университета штата Сан-Франциско). Тест Сперлинга, в котором участников просили вспомнить ряды букв, кратко мелькающих на экране, стал центральным предметом дебатов о феноменальном сознании и доступе к сознанию.
В 1960 году когнитивный психолог Джордж Сперлинг продемонстрировал существование иконической памяти, используя визуальные тесты с рядами букв, показанные в этом видео. В исследовании Сперлинга участникам показывали ряды из 12 букв алфавита в течение 50 миллисекунд, а затем просили вспомнить как можно больше букв и их местонахождение. Как правило, они могли определить от трех до пяти букв, что позволяет предположить, что это была способность иконической памяти.
Однако, когда участникам предлагалось вспомнить один из трех рядов из четырех букв, участники в среднем могли назвать их все. «Те, кто поддерживает диссоциативные теории — что существует феноменальное сознание, а не доступное сознание, — утверждают, что вы изначально знали обо всех 12 буквах», — сказал Крисст. «Они просто переполнили ваш доступ к ним. Лагерь доступа — те, кто утверждает, что сознание приравнивается к доступности — скажут: «Нет, изначально вы никогда не знали обо всех 12 пунктах». Возможно, вы обрабатывали их бессознательно. Но пост-кий позволил вам получить к ним доступ’» 9.0003
Анализ активности мозга Колпачок ЭЭГ используется для измерения электрической активности в головном мозге. (Фото Роберта Дурелла) Эксперименты Крисста состоят из двух частей. В одном она показывает участникам цветные квадраты — до 180 возможных значений цвета — в круглом пространстве. После задержки до 500 миллисекунд участников просят определить на компьютере цвета, которые они помнят.
Во втором тесте участники надевают шапочки для электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые измеряют электрическую активность в их мозгу, когда они просматривают набор букв и получают сигнал сообщить об увиденном.
Используя передовые методы нейронного декодирования, Крист и его сотрудники сделали следующие предсказания: «В диссоциативных теориях мы ожидаем, что активность мозга будет выглядеть одинаково до и после сигнала. В теориях, основанных только на доступе, мы ожидаем, что декодируемая мозговая активность увеличится после сигнала».
Она собрала некоторые предварительные данные, но еще недостаточно, чтобы сделать выводы.
на летнем семинаре сформировалось сотрудничество с двумя философами разума — Треем Буном из Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина, и Херардо Вьерой из Шеффилдского университета в Англии, а также аспиранткой-неврологом Дженнифер Ли из Нью-Йоркского университета9.0003
Крист сказала, что надеется получить прогнозы относительно своих экспериментов от двух ключевых фигур в дебатах — философа Неда Блока, который ввел термин «феноменальное сознание» в 1995 году, и философа/ученого-когнитивиста Дэниела Деннета, который утверждает, что сознание нельзя отделить от когнитивного. такие функции, как память, внимание и принятие решений.
Новая теория предполагает, что решения принимаются бессознательно, а через полсекунды становятся осознанными — ScienceDaily
Сознание — это ваше осознание себя и окружающего мира. Это осознание субъективно и уникально для вас.
Исследователь Школы медицины Чобаниана и Аведисяна Бостонского университета разработал новую теорию сознания, объясняющую, почему оно возникло, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так сложно соблюдать диету (и сопротивляться другим побуждениям).
«Короче говоря, наша теория заключается в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и планировать соответственно», — объяснил автор корреспондента Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии. «Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем, что делали. их.»
Бадсон объяснил, что он разработал эту теорию вместе со своими соавторами, философом Кеннетом Ричманом, доктором философии из Массачусетского колледжа фармацевтики и медицинских наук, и психологом Элизабет Кенсингер, доктором философии из Бостонского колледжа, чтобы объяснить ряд явлений, которые нелегко объяснить. понимаемый с предшествующими теориями сознания.
«Мы знали, что сознательные процессы были просто слишком медленными, чтобы активно участвовать в музыке, спорте и других видах деятельности, где требуются молниеносные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то лучшее объяснение того, что делает сознание был необходим», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра трансляционной когнитивной неврологии в Бостонской системе здравоохранения по делам ветеранов.
По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, полагая, что сделали их сознательно. Итак, мы можем сказать себе, что собираемся съесть одну ложку мороженого, а следующее, что мы знаем, контейнер пуст, потому что наш сознательный разум не контролирует наши действия. «Даже наши мысли, как правило, не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей, проходящих через нашу голову, когда мы пытаемся заснуть, а также почему осознанность так сложна», — добавляет Бадсон.
Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и расстройств развития расстройствами сознания, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, делирий, мигрень, шизофрению, диссоциативное расстройство личности, некоторые типы аутизма и многое другое.
Наконец, в их документе представлена дорожная карта того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательного мозга.