Бессознательное виды: Виды бессознательного — Психологос

Содержание

Виды бессознательного — Психологос

Бессознательное – то, что не видится сознанием, неосознаваемая область психического.

Словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, часть которых присутствует у всех, часть характеризует только определенный контингент. Одного бессознательного, общего для всех людей – нет. Когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о чем идет речь, о каком из «бессознательных» идет речь. В этой статье назовем лишь некоторые виды бессознательного, наиболее часто упоминаемые в работах психологов-практиков.

Природная база

Естественное бессознательное – банк врожденных или приобретенных в младенчестве ассоциативных связей и эмоциональных реакций. Это все психические процессы, которые протекают без сознательного контроля, но естественным образом взаимодействуют и определяют как наше поведение, так и работу его сервисных механизмов, грубых и тонких настроек. Это, в частности, работа предсознания, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Чтобы в пятнах увидеть лица людей – нужна работа естественного бессознательного. Похожих на нас людей воспринимаем как скорее хороших, похвала нам нравится, критика вызывает протест, бессознательное не воспринимает частицу «не», низкий голос кажется более статусным – тысячи таких известных и мало известных нам законов и закономерностей являются продуктом работы этого естественного бессознательного. Сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т.д. убирают сознательный контроль и проявляют самые разнообразные бессознательные процессы, которые обычно не видны. Похоже, что все остальные виды бессознательного базируются на существовании этого, естественного бессознательного. См.→

Бессознательное как приобретенный опыт

Память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (не обязательно осознанно) и в любом случае то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с нашего детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни. Знакомой всем разновидностью этого бессознательного являются наши привычки и автоматизмы, в частности механизм фиксированной установки. Все, что входит в привычку и выполняется автоматически, постепенно уходит из поля нашего сознания. Другой важной и интересной разновидностью такого бессознательного является действие эмоциональных якорей. То, что в какой-то ситуации было нами запечатлено на фоне позитивного либо эмоционального всплеска, связывается с разнообразными деталями (якорями) той ситуации, после чего радостное состояние или страхи всплывают автоматически, стоит только нам вновь увидеть или услышать то, с чем мы встретились когда-то давно. К этому же виду бессознательного, видимо, относятся и механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др. См.→

Бессознательное как продукт вытеснения

Бессознательное как продукт вытеснения – содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. По Фрейду, эти силы имеют один источник – Сверх-Я, представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду – это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. В некоторых случаях вытеснение происходит не по Фрейду, а в другую сторону: не Сверх-я, как представитель социума, вытесняет антисоциальные влечения, а «Оно», как область антисоциального, вытесняет то социальное, которое вспоминать ему не хочется и неприятно. См.→

Бессознательное как продукт веры

Кто во что верит – тем эта вера без его осознавания, ведома и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух – к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит. Также, всегда можно предположить, что нашим поведением заведуем не мы, а кто-то в нас, какие-то внутренние персонажи нашей души, нашей личности. Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых – голоса Родитель-Взрослый-Ребенок, субличность Критик, Саботажник и так далее список всегда открыт… См.→

Общественное бессознательное

Структуры общественного бессознательного — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Коллективное бессознательное по К. Юнгу – только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного. См.→

Наверное, есть и другие виды бессознательного. В частности, смотри Типы бессознательного из книги Кена Уилбера «Проект Атман».

Бессознательное и его виды . Психологос [Энциклопедия практической психологии]

Бессознательное в широком смысле – область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Если душевно здоровый, но немного уставший человек закрывает глаза и представляет себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья, его состояние обычно становится лучше. Созданная им позитивная картинка без его сознательных усилий и его желания, сама по себе, влияет на уровень его эмоционального тона. Непосредственно само это влияние сознанием не отслеживается, мы можем зарегистрировать только результаты данного процесса. Как происходит это влияние? Бессознательно. И если мы хотим обозначить часть психики, где происходят такие не осознаваемые нами процессы, мы говорим о бессознательном в широком смысле.

Когда говорят о таком бессознательном в широком смысле, чаще всего имеют в виду движущие нами телесные автоматизмы, встроенные привычки, привычные страхи и естественные влечения – то, чем живет человек в нулевой позиции восприятия.

С другой стороны, в сложившейся практике специалисты и пользователи, говоря о бессознательном, чаще имеют в виду его какую-то определенную разновидность. Слово употребляют одно, подразумевают при этом разное. Итог – путаница.

Фрейдизм говорит о неосознаваемых влияниях внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика – о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций. Психосинтез рассказывает о неосознаваемом влиянии субличностей на наши решения. Основатель метода эриксоновского гипноза Милтон Эриксон – о позитивном приобретенном опыте, присутствующем в нас бессознательно…

Итак, словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, некоторые из них присутствуют у всех людей, некоторые характеризует только определенный контингент. Но единого бессознательного, общего для всех людей, нет. Следовательно, когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о каком именно из «бессознательных» идет речь.

Виды бессознательного:

Общественное бессознательное. Как только мы родились, мы уже оказались в той или иной культуре и поэтому в окружении общественного бессознательного. Нас начал пропитывать язык, на котором говорили наши родители, вместе с ним мы бессознательно стали усваивать логику связей, принятых в нашей культуре. Взрослея, мы усваивали менталитет и принятые обществом и семьей культурные нормы – все это происходило бессознательно и с тех пор в таком виде в нас живет. Структуры общественного бессознательного – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Коллективное бессознательное, по Юнгу, – только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного.

Естественное бессознательное – банк врожденных или приобретенных в младенчестве ассоциативных связей и эмоциональных реакций. Данные психические процессы протекают без сознательного контроля, но естественным образом взаимодействуют и определяют как наше поведение, так и работу его сервисных механизмов, грубых и тонких настроек. Это, в частности, работа предсознания, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Чтобы, например, в пятнах увидеть лица людей, нужна работа естественного бессознательного. Похожих на нас людей мы воспринимаем как скорее хороших, похвала нам нравится, критика вызывает протест, бессознательное не воспринимает частицу «не», низкий голос кажется более статусным – тысячи таких известных и малоизвестных нам закономерностей являются продуктом работы естественного бессознательного. Похоже, что все остальные виды бессознательного базируются на именно на этом.

Бессознательное как приобретенный опыт – это память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (необязательно осознанно) и то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни.

Знакомой всем разновидностью этого бессознательного являются наши привычки и автоматизмы, в частности механизм фиксированной установки. Все, что входит в привычку и выполняется автоматически, постепенно уходит из поля сознания.

Другой важной и интересной разновидностью такого бессознательного является действие эмоциональных якорей. То, что в какой-то ситуации было нами запечатлено на фоне позитивного либо эмоционального всплеска, связывается с разнообразными деталями (якорями) той ситуации, после чего радостное состояние или страхи всплывают автоматически, стоит только нам вновь увидеть или услышать то, с чем мы встретились когда-то давно.

К этому же виду бессознательного, видимо, относятся и механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.

Бессознательное как продукт вытеснения – содержание поля сознания, по тем или иным причинам жестко или мягко вытесненное из области осознавания какими-либо силами (силовыми центрами).

По Фрейду, эти силы имеют один источник – Сверх-Я (Суперэго), представитель социума в сознании.

А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате содержание бессознательного, по Фрейду, – это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть человек не может достать что-то из бессознательного и вернуть это в сознание обычными средствами. В бессознательном происходят принципиально недоступные вниманию человека вещи, при этом имеющие смысл и логику. Их может расшифровать только специалист с помощью особых методов, например гипноза или толкования свободных ассоциаций.

Это и есть бессознательное в понимании Фрейда, в изначальном и узком смысле. Такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если оно дружественное, позитивное и принимающее. В семье, где к детям относятся требовательно, но тепло и с пониманием, у ребенка нет необходимости прятать что-либо от взрослых и самого себя, и бессознательное в узком, фрейдовском смысле у него не формируется.

Точно так же нет нужды вытеснять что-либо и тем взрослым людям, которые ко всему, в том числе и к собственным внутренним импульсам, относятся с пониманием и рассудительным интересом.

Однако бессознательное как продукт вытеснения может иметь и другую природу, отличающуюся от той, что изложил Фрейд. В сознании два сильных игрока: Оно и Сверх-Я, и кто кого вытеснит, вопрос открытый. В некоторых случаях вытеснение происходит не по фрейдовскому, а по другому сценарию: не Сверх-Я как представитель социума вытесняет антисоциальные влечения, а Оно как область антисоциального вытесняет то социальное, которое ему вспоминать неприятно и не хочется.

Возможно, более ста лет назад, на излете викторианской эпохи, Фрейд был прав и слабые детские желания уверенно вытеснялись родительскими запретами. Однако времена изменились, и бессознательное вместе с ними, – и сегодня это уже вытесненные социальные идеи и высокие ценности.

В наши дни, например, анализ оговорок с сексуальной тематикой кажется неактуальным – об этом говорят без запретов, открытым текстом. Сегодня можно исследовать оговорки о порядочных людях и любви в семье, сны о максимуме жизни (см. гл. 8, разд. «Планирование жизни») и служении человечеству. Когда порядочные люди сегодня проговариваются о желании делать добро, они стыдливо торопятся оправдаться своим скрытым эгоизмом…

Самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное – это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

Кто во что верит, тем эта вера без его осознавания и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух – к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит. Так же вы всегда можете предположить, что вашим поведением заведуете не вы сами, а кто-то в вас, какие-то внутренние персонажи вашей души, вашей личности. Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых – голоса «Родитель – Взрослый – Ребенок» (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии»), субличность Критик, Саботажник (см. гл.

3, разд. «Я и Я-концепция») и так далее – список всегда открыт.

Дети легко верят в реальность Бабы-Яги и Деда Мороза – кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость), влияющих на их душевную жизнь, особенно если в присутствии этих сущностей есть внутренние выгоды?

Какие? Для многих это престижно: «У всех есть внутреннее творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня – нет?» Это бывает удобно – персонажи моего бессознательного снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличностное напряжение): «Я не трушу, это проявление моего комплекса; я не ленюсь, это все из-за моего бессознательного сопротивления…»

Итак, при наличии внутренней выгоды и с помощью заинтересованных специалистов-психологов персонажи бессознательного быстро появляются. К разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большинство направлений практической психологии. У истоков этого подхода стояли Карл Густав Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (психосинтез), Эрик Берн. Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии»).

Выявление 9 типов неосознанной предвзятости на работе

По мере того, как все больше и больше компаний обращают внимание на разнообразие и инклюзивность, бессознательная предвзятость становится фразой, о которой мы все чаще слышим на рабочем месте. Во всех отраслях руководители компаний и лица, принимающие решения, наращивают усилия по признанию предвзятости в методах найма, найма и управления в своих организациях, чтобы создать лучшую рабочую культуру для всех.

Способность выявлять бессознательные предубеждения в себе и в других может помочь нам принимать более правильные решения — как в профессиональном, так и в личном плане. Однако понять бессознательное предубеждение и его многочисленные формы не всегда просто. В этой статье мы разберем основы бессознательной предвзятости, в том числе:

В этой статье мы рассмотрим основы бессознательной предвзятости, включая:
  • Что такое бессознательная предвзятость
  • Почему важно распознавать предубеждения
  • Различные типы бессознательной предвзятости

Что бессознательно предвзятость ?

Прежде чем мы углубимся в различные типы бессознательных предубеждений, давайте поговорим о том, что такое бессознательные предубеждения.

Бессознательная предвзятость, часто называемая неявной предвзятостью, возникает за пределами сознательного понимания человека. Эти предубеждения являются укоренившимися стереотипами и установками, которые на самом деле могут0023 против убеждения, которых мы придерживаемся, но которые влияют на наши действия, решения и понимание окружающего мира на подсознательном уровне. Бессознательные предубеждения могут быть основаны на чем угодно, включая демографические данные, такие как раса, возраст, пол, сексуальность, внешний вид и многое другое.

Эти убеждения существуют глубоко в нашем сознании, и часто мы даже не осознаем, что они существуют внутри нас. В отличие от сознательных или явных предубеждений, бессознательные предубеждения не являются преднамеренно дискриминационными. За прошедшие годы ученые пришли к выводу, что наш разум устроен так, чтобы делать предположения и ассоциации, чтобы помочь нам быстрее обрабатывать информацию, но это не делает их менее вредными для групп людей, на которых они влияют.

Почему важно распознавать бессознательные предубеждения?

Вам также может быть интересно, почему это важно для соискателей и сотрудников?

Несмотря на то, что руководство компании, безусловно, должно знать о предвзятости на рабочем месте и принимать меры для ее пресечения, также важно, чтобы сотрудники могли определять поведение, основанное на бессознательной предвзятости. Как нынешний или будущий сотрудник любой компании, понимание различных типов бессознательных предубеждений может:

  • Помочь вам определить, когда вы или кто-то из ваших знакомых стал жертвой предубеждения
  • Придать вам уверенности, чтобы высказаться против предвзятого поведения, которое не контролируется инклюзивный коллега и лидер в вашей организации

Совет эксперта

«Для всех, а не только руководителей, важно понимать, что такое бессознательная предвзятость и как она влияет на принятие нами решений.

Не только руководители ежедневно принимают решения, влияющие на решения о найме и взаимоотношения на рабочем месте, влияющие на компанию и жизнь людей. Члены команды работают друг с другом, часто участвуют в собеседованиях с кандидатами и могут внешне взаимодействовать с клиентами и заинтересованными сторонами.

Чрезвычайно важно осознавать нашу бессознательную предвзятость, чтобы избежать использования умственных сокращений, которые приводят к поспешным суждениям о талантах, характере или способностях людей, которые, как правило, основаны на расе и поле.

В конечном итоге цель состоит в том, чтобы уменьшить предвзятость в отношении и поведении на работе, от решений о найме и продвижении по службе до взаимодействия с клиентами, партнерами и коллегами».

—Мэри Чепмен, менеджер по работе с талантами и опытом сотрудников в data.world

Понимая и называя различные типы предубеждений, мы открываем дверь для прозрачного обсуждения и изменений, происходящих на рабочих местах.

9 типов бессознательных предубеждений 

Бессознательные предубеждения бывают разных форм. Вот девять типов, о которых нужно знать.

1. Предубеждение из-за близости

Нас часто тянет к людям, которые похожи на нас, независимо от того, основано ли это на внешности, происхождении или убеждениях. Это известно как предвзятость сродства. Хотя это коренится в поиске принадлежности и поиске утешения, когда у нас есть близость к тем, кто похож на нас, мы непреднамеренно отгораживаемся от тех, кто отличается от нас.

Предубеждение по сходству может привести к тому, что в комнате будет полно людей, которые смотрят, думают или верят в одно и то же, что оставляет мало места для новых идей и точек зрения. Это может повредить эффективности бизнеса, негативно повлиять на рост команды и помешать личным лидерским способностям человека.

Совет эксперта

Предвзятость по сходству — это то, на что стоит обратить внимание.

Синдром «как мы» вполне реален и может помешать компании или команде стать объединяющей и сплоченной командой. Если мы не сможем увидеть ценность в различиях и опыте других людей и сможем найти ценность только в таких, как мы, нам будет трудно создать команду, способную мыслить нестандартно, обладающую даром разнообразия мыслей и опыта».

— Мэри Чепмен, менеджер по работе с талантами и опытом сотрудников, data.world

2. Предвзятость по внешнему виду

Легко делать поспешные выводы, основываясь на внешности человека. Некоторые примеры предубеждений, основанных на внешнем виде, включают:

  • Предубеждение о красоте : люди более позитивно относятся к тем, кого считают привлекательными или красивыми.
  • Смещение веса : Люди выносят отрицательные суждения, основываясь на весе человека.
  • Смещение роста : согласно исследованиям, более высокие люди с большей вероятностью будут восприниматься как авторитетные и лидеры, тогда как более низкие люди, особенно мужчины, чаще сталкиваются с отрицательным смещением роста.

3. Предвзятость подтверждения

У всех нас есть убеждения и ценности. Предвзятость подтверждения — это склонность искать и интерпретировать новую информацию таким образом, чтобы подтвердить то, во что вы уже верите. Предвзятость подтверждения может быть не только вредна для других, но и может повлиять на ваше собственное принятие решений на работе.

Возьмем, к примеру, такую ​​историю:

Компания хочет внедрить новую услугу, и команда маркетинга полагает, что она будет иметь большой успех. Часть команды получает задание по исследованию рынка. Во время своего исследования они видят несколько признаков того, что услуга может быть не такой прибыльной, как считалось ранее, но решили интерпретировать эти данные как выброс. Вместо этого они включают только исследования, подтверждающие то, во что команда уже верит.

В этом случае команда не принимает во внимание все данные; вместо этого они ищут информацию, подтверждающую то, во что они уже верят. Предвзятость подтверждения может затуманить наши суждения и держать нас в ловушке других предубеждений.

4. Предвзятость атрибуции

Предвзятость атрибуции связывает действия людей с несвязанными (или даже неверными) характеристиками. Эта предвзятость заставляет нас делать выводы о причинах событий или поведения, не обязательно принимая во внимание все факты.

Представьте, что ваш коллега часто опаздывает на работу. Благодаря предвзятости атрибуции вы можете предположить, что они ленивы, не заботятся о своей работе или имеют плохую трудовую этику. Реальность ситуации может заключаться в том, что они полагаются на общественный транспорт, который в вашем городе ненадежен.

5. Гендерная предвзятость

Неосознанная гендерная предвзятость — это непреднамеренные ассоциации, основанные на гендерной принадлежности человека, часто проистекающие из традиций, ценностей, социальных норм или культуры.

Исследования показывают, что бессознательное гендерное предубеждение приводит к более благоприятному отношению к мужчинам по сравнению с женщинами. Даже в тех случаях, когда женщины-кандидаты обладают схожими навыками и опытом работы, мужчины часто воспринимаются как более квалифицированные и выбираются для предложений о работе или продвижения по службе. Это также проявляется в гендерном разрыве в оплате труда. Исследования показывают, что по состоянию на 2023 год женщины по-прежнему зарабатывают всего 82 цента на каждый доллар, заработанный мужчинами. Более того, это статистика, которая не сильно изменилась за последние два десятилетия.

6. Возрастная предвзятость

Возрастная предвзятость возникает, когда мы судим о людях исключительно на основании их возраста. Например, люди часто ассоциируют молодых людей с недостатком опыта или здравого смысла. С другой стороны, молодые люди могут приравнивать старость к старости или отставанию от времени.

7. Пристрастие к авторитету

Пристрастие к авторитету – это тенденция придавать большее значение мнению или идее авторитетной фигуры. Точно так же предубеждение авторитета может привести к тому, что люди будут относиться к людям, занимающим руководящие должности или власть, более благосклонно, чем к тем, кто не занимает высокие должности.

8. Эффект ореола

Эффект ореола – это тенденция использовать общее положительное впечатление о человеке для влияния на другие суждения о его характере. Часто эффект ореола начинается с первого впечатления или когда мы узнаем лакомые кусочки информации о человеке. Например, если мы воспринимаем кого-то как хорошего, когда встречаем его, мы также можем думать о нем как об умном, общительном и великодушном, даже если у нас нет информации, на которой можно было бы основывать эти суждения.

9. Роговой эффект

Эффект рупора тесно связан с эффектом ореола. Но вместо положительного первоначального суждения эффект рога начинается с отрицательного суждения. Это, в свою очередь, заставляет нас негативно оценивать другие черты личности. Если у коллеги был плохой день, и он огрызается на нас, это может повлиять на наши суждения о нем другими способами. Вместо того, чтобы признать, что у них был выходной, мы можем назвать их грубыми, недобрыми и недружелюбными.

Практический результат

Понимание и распознавание бессознательных предубеждений имеет решающее значение для создания справедливого, разнообразного и инклюзивного рабочего места. Все типы бессознательных предубеждений могут оказать существенное влияние на решения о найме, продвижении по службе и моральном духе сотрудников.

Признавая эти предубеждения и активно работая над смягчением их последствий, мы можем создать более справедливую рабочую среду. Крайне важно повышать осведомленность и образование в отношении бессознательных предубеждений, поощрять открытое и честное общение и создавать возможности для людей из разных слоев общества, чтобы они могли внести свой вклад и добиться успеха.

В конечном счете, создание рабочей среды, свободной от бессознательных предубеждений, приносит пользу всем, позволяя нам создавать более сильные и продуктивные команды, которые принимают и ценят разнообразие.

Разделение сознательного и бессознательного восприятия у животных

Разделение сознательного и бессознательного восприятия у животных

Скачать PDF

Скачать PDF

Associated Content

Часть коллекции:

Перспективные документы в

Обучение и поведение
  • Внешний вид
  • Опубликовано:
  • Эндрю Крамп 1 и
  • Джонатан Берч ORCID: orcid.org/0000-0001-7517-4759 1  

Обучение и поведение том 49 , страницы 347–348 (2021)Процитировать эту статью

  • 1113 доступов

  • 1 Цитаты

  • 5 Альтметрический

  • Сведения о показателях

Резюме

В новом исследовании Ben-Haim et al. использовать подсознательные стимулы для разделения сознательного и бессознательного восприятия у макак. Программа такого типа, использующая ряд когнитивных задач, является многообещающим способом поиска сознательного восприятия в более спорных случаях.

Поиск сознания животных

Сознательный опыт поднимает некоторые из самых сложных проблем в науке. Где в мозгу находятся его нейронные цепи? Какова его адаптивная функция? Когда он развился? Какие животные обладают сознанием, а какие нет? Многие биологи откладывают эти вопросы в сторону как слишком сложные для ответа. Однако в последние несколько десятилетий появилась наука о человеческом сознании, которая использует ряд методов для исследования нейронных и когнитивных признаков сознательного опыта. Это поднимает заманчивую перспективу использования методов науки о сознании, чтобы получить представление о сознании других животных.

С чего начать? Заманчиво предположить, что мы должны искать 90 157 нейронных коррелятов 90 158 сознания (или «NCC») у других животных, точно так же, как исследователи сознания искали NCC человека. Однако это сопряжено с трудностями. Поиск человеческих NCC еще не привел к консенсусу. Даже если бы был консенсус, мы бы не знали, какие альтернативные реализации могут быть возможны, и было бы поспешно предполагать, что человеческий способ реализации сознания — единственный.

Альтернативный подход заключается в поиске когнитивных и поведенческих способностей, связанных с сознанием, таких как определенные формы метапознания и ассоциативного обучения (Birch, 2020). Однако и здесь таятся подводные камни. На примере человека мы знаем, что функции высокого уровня могут возникать бессознательно (Хассин, 2013). Люди, например, могут «заснуть» во время вождения, применяя навык без какого-либо сознательного контроля. Итак, какое поведение и когнитивные функции действительно связаны с сознанием?

Подход двойной диссоциации

У людей существует разница между сознательным и бессознательным восприятием. Когда вы смотрите фильм, вы сознательно видите героев. Но если незаметно подсунуть одиночный кадр чего-то другого, он может подсознательно зарегистрировать . Исследователи в области науки о сознании уже давно используют это различие для изучения отличительных нейронных и когнитивных признаков сознательной (в отличие от бессознательной) обработки. Если бы мы могли найти аналогичные различия у других видов, мы могли бы изучить признаки сознательной обработки информации и у этих видов.

Недавнее исследование Ben-Haim et al. (2021) пытается именно это. Один из способов отделить сознательную обработку от бессознательной у людей включает перекрестные парадигмы двойной диссоциации (Dehaene, 2014). Эти задачи представляют собой пары сознательно видимых ( надпороговых ) и подсознательных стимулов, которые вызывают противоположные поведенческие реакции. Например, испытуемым может быть показано опорное слово (например, «СПАЙС») либо надпороговым, либо подсознательным образом. Затем они должны составить основу слова (например, «SPI…») без с использованием опорного слова. Когда ссылка является надпороговой, испытуемые, как правило, правильно называют другое слово (например, «ШИП»). Когда ссылка находится на подсознательном уровне, испытуемые склонны неправильно давать опорное слово.

Хотя в этом примере используется язык, общая идея не требует его. Бен-Хаим и др. (2021) протестировали перекрестную парадигму двойной диссоциации на четырех макаках-резусах ( Macaca mulatta ), которых сравнивали со 145 взрослыми людьми. Парадигма представляла собой задачу пространственной подсказки, где испытуемые должны найти целевой стимул, отображаемый в одном из двух мест на экране. Перед целью был прогностический сигнал, который появился на 9-й минуте.0157 напротив локации до цели. Такой сигнал называется «неконгруэнтным». Эти неконгруэнтные сигналы предъявлялись либо супралиминально (в течение 250 мс), либо подсознательно (в течение 17 или 33 мс).

Авторы предположили, что сознательное восприятие будет способствовать обучению , при этом испытуемым, которым показаны сверхпороговые сигналы, нужно научиться неконгруэнтному правилу и определить местонахождение цели быстрее, чем на случайном уровне. И наоборот, они предположили, что стимулы, воспринятые бессознательно, будут привлекать внимание 9.0157 без облегчения обучения , ухудшая выполнение задачи. Таким образом, авторы предсказали более медленные ответы, чем на случайном уровне, для подсознательных сигналов. Такие результаты показали бы «двойную диссоциацию»: сознательная обработка улучшает производительность, а бессознательная обработка ухудшает производительность.

Как и предполагалось, и люди, и макаки находили цель быстрее, следуя надпороговым сигналам, чем подсознательным. При представлении супралиминально неконгруэнтные сигналы также генерировали более быстрое время реакции, чем непрогностические сигналы, тогда как подсознательные неконгруэнтные сигналы генерировали более медленное время реакции, чем подсознательные непрогностические сигналы. Люди сообщали, что не видели подсознательных сигналов, подтверждая, что они обрабатывались бессознательно. Таким образом, сознательная и бессознательная обработка генерировала противоположные паттерны реакции в этой пространственной задаче: надпороговые сигналы облегчали выполнение; подсознательные сигналы мешали производительности. Эта двойная диссоциация была поразительно похожа у людей и макак.

Вмешивающееся влияние силы сигнала

Надпороговые сигналы являются более сильными сигналами, и, следовательно, их потенциально легче изучить, чем подпороговые сигналы. Другими словами, улучшение результатов обучения может не иметь ничего общего с осознанным восприятием стимулов и может быть просто объяснено тем, что стимулы были более сильными с самого начала. Возможный смешанный эффект силы сигнала является постоянной проблемой в науке о сознании (Lau, 2011).

Бен-Хаим и др. решил это, используя две стратегии. Во-первых, они сообщили некоторым людям о подсознательных сигналах в ходе эксперимента с принудительным выбором. Многие испытуемые впоследствии сообщали, что видели сигналы и действовали почти так же хорошо, как и в запредельных условиях. Информирование испытуемых не увеличивало мощность сигнала, но, тем не менее, улучшало производительность. Это говорит о том, что осознание сигнала, а не сила сигнала, объясняет противоположные результаты для супралиминальных и подсознательных сигналов.

Во-вторых, в другом варианте люди с самого начала были проинформированы о том, что неконгруэнтные сигналы предсказывают местоположение цели, так что обучение не требовалось. Паттерн ответа сохранялся: испытуемые по-прежнему действовали выше шанса, когда сообщали, что видели сигнал, и ниже шанса, когда сообщали, что не видели сигнала.

Критик может возразить: это свидетельствует о том, что диссоциация была вызвана не только силой сигнала у людей , но не исключает этого альтернативного объяснения у макак . Неявно, Бен-Хаим и др. восполнить этот пробел аргументом по аналогии. Они предполагают, что, учитывая близкое сходство между людьми и макаками, альтернативное объяснение, неправдоподобное для людей, также неправдоподобно и для макак.

Этот аргумент по аналогии убедителен, но только на фоне существенного нейробиологического сходства между людьми и макаками — фон, который делает приписывание сознания макакам чрезвычайно правдоподобным с самого начала. Случай сознательного восприятия у более противоречивого кандидата, такого как пчелы, крабы или осьминоги, должен был бы избежать такого шага. В случае с пчелами наш воображаемый критик сказал бы, что исключение альтернативного объяснения, основанного на силе сигнала у человека не исключает у пчел .

Требуется систематическая помощь

Есть ли более широко применимое решение проблемы уровня сигнала? Мы видим в этом неотложный вопрос для исследования сознания животных. Вот одно из предложений: непрерывно изменяя продолжительность (или контраст) стимула, мы могли бы использовать парадигму двойной диссоциации для определения предполагаемого подсознательного/надпорогового порога — обычно называемого «субъективным порогом» — у наших целевых видов. Предположим, мы обнаружили свидетельство предполагаемого субъективного порога около 50 мс, отмеченного ступенчатым изменением выполнения задачи. Тогда мы могли бы спросить: находим ли мы это тот же предполагаемый субъективный порог для ряда задач? В частности, находим ли мы этот пороговый эффект не только в пространственных ориентирах, но и в других способностях, связанных с сознательным восприятием у людей, таких как метапознание, формирование следов, кросс-модальное обучение, обратное обучение и интерпретация трехмерных сцен? ?

Обнаружение одинакового порогового эффекта для многих способностей было бы убедительным доказательством того, что особый тип обработки систематически способствует тому же набору способностей, что и сознательная обработка информации у людей. Наш воображаемый критик должен был бы прибегнуть к идее о том, что увеличение мощности сигнала может все еще производить тот же пороговый эффект для ряда задач по какой-то другой причине — идея, которая становится все более маловероятной по мере увеличения количества и разнообразия задач.

Свидетельство субъективного порога будет убедительным доказательством различия между сознательным и бессознательным восприятием у животного-мишени. Мы думаем, что это было бы убедительно даже без существенного нейробиологического сходства — даже для пчел, крабов или осьминогов. Таким образом, приоритетом для исследований сознания животных является изучение того, способствует ли систематическое предъявление стимулов над пороговым значением разнообразным способностям, связанным с сознанием.

Ссылки

  • Бен-Хаим, М.С., Дал Монте, О., Фаган, Н.А., Данэм, Ю., Хассин, Р.Р., Чанг, С.В., и Сантос, Л.Р. (2021). Отделение восприятия восприятия от бессознательной обработки у макак-резусов (Macaca mulatta). Труды Национальной академии наук, 118 (15), e2017543118. https://doi.org/10.1073/pnas.2017543118

    Статья Google Scholar

  • Берч, Дж. (2020). Поиск беспозвоночного сознания. . https://doi.org/10.1111/nous.12351

  • Дехане, С. (2014). Сознание и мозг: расшифровка того, как мозг кодирует наши мысли . Викинг.

    Google Scholar

  • Хассин, Р. Р. (2013). Да может: О функциональных возможностях человеческого бессознательного. Перспективы психологической науки, 8 (2), 195-207. https://doi.org/10.1177/1745691612460684

    Статья пабмед Google Scholar

  • Лау, Х. (2011). Теоретические мотивы исследования нейронных коррелятов сознания. WIREs Cognitive Science , 2 (1), 1-7. https://doi.org/10.1002/wcs.93

    Статья пабмед Google Scholar

Скачать ссылки

Финансирование

Это исследование является частью проекта, получившего финансирование от Европейского исследовательского совета (ERC) в рамках исследовательской и инновационной программы Horizon 2020 Европейского Союза, номер гранта 851145.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *