БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — это… Что такое БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ?
- БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
En.: Unconscious processes
Информация обрабатывается психикой посредством бессознательных процессов. Интегрирование новых данных и процесс вспоминания подчиняются определенным законам; личностный синтез осуществляется постоянно, этот процесс не доступен для волевого вмешательства. Новый гипноз действует на уровне бессознательных процессов, иногда ускоряя их течение, а иногда избирательно активизируя некоторые из них (см.: ассоциативные цепи), например, приводя в действие механизмы решения проблем.
Примером спонтанного действия целенаправленного бессознательного механизма является решение математической задачи, которое утром приходит как бы само собой, тогда как накануне вечером человек безуспешно пытался его найти.
Бессознательные процессы не являются особыми процессами.
Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. — М.: Издательство Института психотерапии. Жан Годэн. 2003.
- БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
- БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК
Смотреть что такое «БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» в других словарях:
ПРОЦЕССЫ ПЕРВИЧНЫЕ, ВТОРИЧНЫЕ — – психические процессы, совершающиеся под воздействием двух систем – системы бессознательного и системы сознания. Представления о первичных и вторичных процессах были выдвинуты З. Фрейдом в конце ХIХ века, в период становления психоанализа.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он,… … Философская энциклопедия
Психоанализ — (от Психо… и Анализ) метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной… … Большая советская энциклопедия
ВРЕМЯ — – длительность и последовательность протекания процессов, смены состояний, структурных изменений и функционирования систем. В психоанализе понятие времени используется в двух смыслах: в теории – для характеристики различных психических процессов; … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОАНАЛИЗ — разработанное Зигмундом Фрейдом в начале ХХ в. психологическое учение, совершившее одну из самых серьезных научных революций (см. ПАРАДИГМА) и оказавшее огромное влияние на всю последующую культуру ХХ в. Суть П. состоит в том, что Фрейд… … Энциклопедия культурологии
Бессознательное (the unconscious) — Б. гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения,… … Психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — Понятие П. з. приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов… … Психотерапевтическая энциклопедия
ГИПНОЗ (ГРАНИЦЫ) — En.: Hypnosis (borderline) Необходимые и достаточные условия, позволяющие говорить о гипнотическом трансе, по нашему мнению, таковы. Нужно, чтобы существовала культура некоего типа психической деятельности в рамках отношений между двумя… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Нейролингвистическое программирование — Запрос «НЛП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с нейролингвистикой. Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки … Википедия
Книги
- Бессознательное в организации Психодинамика руководства консалтинга и управления изменениями, Гирнальзик Т., Катупжевский А., Ломер М.. Чем больше учитываются бессознательные процессы, играющие важнейшую роль в функционировании любой организации, тем успешнее будет ее работа. Кроме того, систематическое обращение к… Подробнее Купить за 972 руб
- Бессознательное в организации, Гирнальзик Т.. Чем больше учитываются бессознательные процессы, играющие важнейшую роль в функционировании любой организации, тем успешнее будет ее работа. Кроме того, систематическое обращение к… Подробнее Купить за 947 руб
- Мать. Архетипический образ в волшебной сказке, Биркхойзер-Оэри Сибилл. В этой книге глубинный смысл сказочных образов раскрывается методами юнгианской психологии. Автор сопоставляет бессознательные психические процессы с динамикоймифологических и сказочных… Подробнее Купить за 721 руб
new_hypnosis.academic.ru
Бессознательные процессы и сознательный опыт. «Психология личности»
Бессознательные процессы
Сфера бессознательного интересовала ученых еще до выхода в свет работ Фрейда (Freud, 1900), которые совершили революцию в психологии. За два века до этого Лейбниц утверждал, что на наш опыт влияет неосознаваемое восприятие (см. Merikle & Reingold, 1992). Еще до Фрейда многие авторы XIX века указывали на то, что неосознаваемые сексуальные побуждения играют роль в возникновении невроза (Ellenberger, 1970; Perry & Laurence, 1984). Жане (Janet, 1889) анализировал выход некоторых идей и эмоций за пределы сознания и их действие в сфере бессознательного еще до того, как Фрейд предложил свою «гидравлическую» модель бессознательного. Тем не менее вклад Фрейда в изучение этой проблемы остается наиболее весомым. Он раскрыл феномены, имеющие принципиальное значение, создал объясняющую их теорию и косвенно стимулировал разработку альтернативных теорий динамического психического функционирования. Хотя в свете современных знаний отдельные элементы психоаналитической теории представляются ошибочными, некоторые психоаналитические постулаты либо подтверждаются, либо продолжают указывать перспективные направления исследования, игнорируемые в других теориях (Westen, 1991, 1998). Как отмечалось в главе 2, психология личности многим обязана психоанализу, в частности выявлением фундаментальных научных проблем, которые прежде упускались из виду.
Психоаналитические теории бессознательного были скептически встречены психологами. В лабораторных условиях оказалось трудно доказать наличие бессознательных феноменов. Поэтому исследователи сомневались в возможности существования психических феноменов за пределами сознания. Однако ряд интеллектуальных движений после Второй мировой войны способствовал возрождению интереса к бессознательному. В исследовательской программе «Новый взгляд» (Bruner & Postman, 1947) предлагался конструктивистский подход к изучению перцептивных процессов, что стимулировало систематическое исследование защитных процессов в восприятии (Bruner, 1992). В 1970-1980-х годах, Эрдели (Erdelyi, 1974; 1985) и другие исследователи (Bower & Meichenbaum, 1984; Shervin & Dickman, 1980) попытались объединить традиционные психодинамические представления о влиянии бессознательного с теорией переработки информации. Это заставило когнитивных психологов обратить внимание на возможность изучения бессознательных процессов без использования необоснованных позиций психоанализа, а когнитивно-поведенческих терапевтов — на возможность понять клинические феномены бессознательного в рамках когнитивной теории (Meichenbaum & Gilmore, 1984). Гринвальд (Greenwald, 1992) отмечает, что 1990-е годы ознаменовались появлением третьего поколения исследований — «Нового взгляда-3». На этом этапе было убедительно доказано существование бессознательных когнитивных процессов, бессознательные феномены были объяснены с помощью современных коннекционистских моделей мышления, и в то же время было установлено, что эти процессы несколько отличаются от того, что в это понятие вкладывалось традиционным психоанализом. Бессознательные процессы оказались сравнительно простыми и незамысловатыми по сравнению со сложным бессознательным в его психоаналитической трактовке (Greenwald, 1992).
Возобновлению интереса психологии к бессознательным процессам также способствовали открытия нейропсихологии. Нейропсихологические данные о том, что стимул, явно не осознаваемый пациентами, может оказывать на них воздействие, развеивают все сомнения в существовании бессознательных когнитивных процессов. Например, при феномене «слепого видения» лица с повреждениями зрительных областей коры сообщали об отсутствии в их зрительном поле каких-либо объектов. Но если их просили выдвинуть предположение о том, что это
litresp.ru
Что такое психология бессознательных процессов?
Что такое психология бессознательных процессов?
Бессознательное (в отличие от данных академической психологии, полученных с помощью тестов и анкет) невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Выводы о бессознательном делаются косвенно, по речевым высказываниям, с помощью специфических методов психоанализа. Такие философы, как Ницше и Шопенгауэр, а также многие поэты уже давно говорили о существовании скрытых внутренних явлений, влияющих на мышление, чувства и поведение людей. Но только Зигмунд Фрейд систематически исследовал этот бессознательный мир, интерпретируя сновидения и неустанно стараясь выявлять скрытые причины необъяснимых с органической точки зрения, зачастую причудливых симптомов своих пациентов; он создал новое учение – глубинную психологию, или психологию бессознательных процессов. Кстати, под бессознательными процессами мы имеем в виду закономерные явления, происходящие как в человеке (интрапсихические), так и между людьми (интерперсональные), типичные при нормальном развитии и атипичные при психических заболеваниях. В рамках психоаналитического лечения об этих бессознательных процессах догадываются, их понимают и истолковывают как латентное содержание, скрывающееся за речевыми высказываниями.
В книге отражены основные положения, составляющие саму суть психоанализа: его увлекательная история, включая завершение усилиями Жана Лапланша великого перелома в психоанализе; его положение среди других наук; психология развития, обогащенная результатами исследований младенцев; теория привязанности; исследование аффектов; учение о «ментализации»[3], созданное Питером Фонаги и его сотрудниками. После краткой главы, посвященной учению о сновидениях, излагается учение о болезнях с общим и частным учением о неврозах, расширенное за счет дифференцированного представления расстройств личности, пограничных расстройств, психосоматических болезней, зависимостей, делинквентности и перверсий. Особенно подробно рассматриваются психозы. Наряду с идеалом – классическим психоанализом с высокой частотой сеансов, подробно обсуждаются и другие применения психоанализа в повседневной практике: психотерапия, краткосрочная терапия, групповая и семейная терапия. Завершают этот том ссылки на нейробиологию и эмпирические исследования.
Почва для данной работы была подготовлена книгой «Современный психоанализ» Петера Куттера, вышедшей третьим изданием в 2000 г. Но теперь перед читателем совершенно новая книга, написанная уже двумя авторами – пожилым и более молодым, которая по своей общей концепции построена так, чтобы читатели, в зависимости от их интересов, могли начать читать ее с любой главы.
Первичный импульс к написанию этой новой книги исходил от издательства «Клетт-Котта». Оба автора быстро сдружились, конструктивно дополняя друг друга. Что касается сотрудничества с редакционной коллегией и производственным отделом издательства, то лучшего и пожелать невозможно. Благодарим Урсулу Куттер за стилистическую правку, Петру Хаммер за ее неоценимую помощь в составлении списка цитируемых авторов, а Хельгу Хаазе за тщательную проверку всего текста, рисунков и таблиц.
В заключение еще одно уточнение: когда авторы пишут «читатель», «пациент» или «психоаналитик» (употребляя существительные мужского рода), то это делается лишь по стилистическим соображениям и с учетом ограниченного объема книге. Эти формулировки следует понимать как обобщающее родовое понятие, относящееся к представителям обоих полов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
КАК бессознательные процессы формируют нашу личную историю
Сознание не просто не контролирует эмоции, чувства и мысли, оно, наоборот, идет на поводу у них и постфактум создает для этих чувств и мыслей объяснения, создавая таким образом нашу персональную историю
«Сознание – лишь радуга над бездной»
О силе бессознательного психологи говорят уже более века, однако пока нет каких-то серьезных экспериментальных доказательств существования этого пласта психики.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Рассказываем вам об одном недавнем исследовании, авторы которого, профессор психологи Дэвид Оукли и профессор нейропсихологии Питер Халлиган, провели ряд экспериментов с использованием фМРТ и пришли к выводу, что сознание не просто не контролирует эмоции, чувства и мысли, оно, наоборот, идет на поводу у них и постфактум создает для этих чувств и мыслей объяснения, создавая таким образом нашу персональную историю. Это проливает новый свет на то, как могут взаимодействовать между собой сознательное и бессознательное.
Часто мы полагаем, что наше поведение, убеждения или мнение о чем либо, – все это результат обстоятельного размышления. Нам кажется, что внутри нашей головы заседает некий «исполнительный комитет», который думает, строит планы, приходит к заключениям и спускает нам готовые решения, которые мы претворяем в жизнь. Эта модель исполнительного контроля «сверху вниз» десятилетиями превалировала в умах и устраивала не только обывателей, но и ученых.
Сегодня большинство экспертов рассматривают человеческое сознание как комбинацию двух различных феноменов.
Первый — это личное сознание, которое мы переживаем от одного момента к другому и которое является источником знания о том, кто мы есть в реальном мире и где находимся. Оно помогает в распознавании явлений объективной реальности и позволяет видеть возможности и угрозы. А второй — это содержание сознания: наши мысли, чувства, впечатления, намерения и воспоминания.
В статье «Погоня за радугой: бессознательная природа бытия», опубликованной в ноябре 2017 года во Frontiers of Psychology, приводится «революционное» утверждение о том, что на самом деле наши мысли и чувства не есть результат работы привычной логики, а являют собой производное быстрых бессознательных процессов, и что «сознание» не подразумевает исполнительной, причинной или контролирующей связи с любым из привычных нам психологических процессов, обычно приписываемых ему.
Исследователи отмечают, что опыт сознания — это пассивное сопровождение бессознательных процессов «внутреннего вещания» и создание личного повествования.
Проще говоря, мы не сознательно выбираем наши мысли или чувства — мы всего лишь осознаем их и встраиваем в собственную историю.
Психоаналитики, опираясь на свой клинический опыт, говорят об этом уже целый век, но использование магнитно-резонансной томографии мозга во время сессий гипноза позволило привести еще несколько аргументов в пользу главенства бессознательных механизмов нашего мозга в формировании личности человека.
Исследование организовали Дэвид Оукли, почетный профессор психологии университетского колледжа в Лондоне, и Питер Халлиган, профессор нейропсихологии из Университета Кардиффа в Уэльсе. Они использовали метод гипнотического воздействия, который применялся для лечения нейропсихологических и нейропсихиатрических расстройств, и параллельно вели регистрацию активности мозга испытуемых, чтобы проследить наличие сигналов между мозгом и телом.
В результате экспериментов удалось выявить закономерность, показывающую, что в чрезвычайно суггестивных (внушаемых) состояниях люди могут менять свои убеждения, настроение и восприятие. К примеру, участники исследования поднимали руку, даже когда мозг не получал сознательный сигнал об этом, и это выглядело как непреднамеренное действие, а исследователям удавалось внушить испытуемым, что инопланетяне заставляли их делать это.
В одном эксперименте исследователи записывали мозговую активность участников в трех ситуациях: когда они поднимали руку преднамеренно, когда она была поднята рычагом, и когда она двигалась в ответ на гипнотическое внушение о том, что его поднимает рычаг.
Одни и те же области мозга были активны во время непроизвольного и предполагаемого «чуждого» движения, тогда как активность мозга для преднамеренного действия была иной.
Таким образом, гипнотическое внушение можно рассматривать как средство передачи идеи или убеждения, которое, когда оно принято, способно изменять восприятие или поведение человека.
The Conversation
Ученые пришли к выводу, что наш мозг в меньшей степени создан для генерации выводов и заключений, а в большей — для распознавания того, что мы чувствуем. Авторы статьи отмечают, что «содержание сознания» не полностью происходит из «опыта сознания», а берет начало в «неосознаваемой деятельности мозга».
Хорошо объясняет данное утверждение метафора радуги:
Индивидуальное сознание подобно радуге, которая сопутствует физическим процессам в атмосфере, но не оказывает на них никакого влияния.
Английский биолог и популяризатор науки Томас Генри Хаксли (Гексли) сравнивал сознательную часть психики с чем-то вроде парового гудка на поезде, сопровождающего работу двигателя, но не обладающего внутренним влиянием или контролем над ним (Хаксли, 1874).
Таким образом, личная осознанность реальна, она присутствует одновременно с неосознаваемыми процессами жизнедеятельности нашего мозга (или психической сферы), но не является причинной и не оказывает никакого влияния на наши психологические процессы.
Авторы пишут, что бессознательная деятельность генерирует практически все содержание нашего сознания посредством такого механизма, как «непрерывное самореферентное личное повествование».
Самореференция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя.
За кулисами сознательной деятельности наши мысли, чувства и эмоции относительно того или иного опыта взаимодействуют достаточно быстро и весьма эффективно, экономя наш сознательный ресурс, что необходимо для нашего выживания.
Чем же собственно является непрерывное «самореферентное индивидуальное повествование»? По мнению авторов — это сумма накопленного опыта и тех впечатлений, которые он когда-то вызвал.
Этот «банк данных» не статичен, он постоянно обновляется по мере воздействия на нас нового жизненного опыта. Это скорее процесс, у него текучий и изменчивый характер, поэтому лучше называть это повествованием или нарративом. Благодаря этому процессу мы можем общаться с другими людьми, понимать их, сближаться и сотрудничать для общего блага.
В связи с вышенаписанным возникает вопрос: так насколько же мы ответственны за наше поведение, а в какой степени оно находится вне контроля нашего сознания?
Учитывая, что большая часть мыслей и чувств не подлежит нашему контролю, можем ли мы быть полностью ответственны за выбор, который делаем, за свое мнение, убеждения или поведение? И если мы не в полной мере за это отвечаем, то кто разделит с нами эту ответственность?
В своем интервью TheConversation исследователи говорят, что считают «свободу воли и личную ответственность идеями, инсталлированными в нас общественным устройством».
Эти идеи лишь выражают общепринятое мнение о том, как все устроено, но могут способствовать ошибочному пониманию того, как и почему мы себя ведем тем или иным образом и по какому пути развивается наше общество.
C другой стороны, такая инсталляция идеи о свободной воле помогает нам говорить о себе как о личности, передавать наш нарратив Другому, обогащать опыт и формировать более тесные связи, способствуя общественной кооперации и эволюции.опубликовано econet.ru.
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Бессознательное — это… Что такое Бессознательное?
- Бессознательное
- — психическая жизнь человека, которая протекает без участия сознания. Существование бессознательного отрицалось Декартом, но уже Гартман создал философию бессознательного.
Бессознательными могут быть и действия человека, и работа памяти, воображения. Например, возвращаясь из школы или работы, индивид может быть погружен в свои мысли, тем не менее, его ноги «сами доводят» до дома. Человек, умеющий писать, озабочен, главным образом, смыслом написанного, не обращая внимания на каллиграфию и грамматику. Бессознательные действия осуществляются автоматически. Они проявляются во время сна, гипноза, при лунатизме и т. д.
Особое внимание к проблеме бессознательного проявлял 3. Фрейд и его ученики. С их точки зрения, бессознательное есть истинная сущность человека. В нем мы находим истоки творчества, основные мотивы деятельности людей.
Другой известный исследователь бессознательного — Юнг — ввел понятие «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное в виде архетипа может содержаться у определенной группы людей, у того или иного народа, у всего человечества. Д. Н. Узнадзе в рамках «психологии установки» рассматривал сложные формы неосознаваемой деятельности, в том числе и художественно-творческой. Согласно его идеям, неосознаваемый аспект присущ различным уровням деятельности организма и организму в целом. Он возникает в результате прошлой деятельности и сохраняется благодаря потребности в результатах этой деятельности.
Например, психологическая установка на художественное творчество формируется на основе прошлого опыта. Она проявляется в виде постоянной потребности к новому творчеству и соединяет для достижения той или иной цели этого творчества все формы психики художника (сознание, волю, воображение, память и т. д.).
На различных этапах создания художественного произведения бессознательное в форме установки действует неравнозначно. На первых норах она проявляется в виде неопределенного по цели стремления к творчеству. Когда замысел художественного произведения уже возник и конкретизируется, то установка становится более активной, динамичной и определенной.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
- Бессмертие
- Библиотека
Смотреть что такое «Бессознательное» в других словарях:
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он,… … Философская энциклопедия
бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… … Большая психологическая энциклопедия
Бессознательное — Бессознательное ♦ Inconscient В форме прилагательного это слово означает все, что не является сознательным: например, циркуляция крови или электрический обмен между нейронами суть бессознательные процессы, как почти все происходящие в… … Философский словарь Спонвиля
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, термин, принятый в психологии, точное содержание которого, однако, не может считаться окончательно установленным, поскольку вопрос касается психически Б., т. е. существования актов, хотя и психических, но, вместе с тем, каким то… … Большая медицинская энциклопедия
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — термин психоанализа, под которым понимается то, о чем человек не подозревает в своей психической жизни. Понятие Б. основа психоаналитической теории. Деление психики на сознательное и бессознательное, писал Фрейд, является основной предпосылкой… … Энциклопедия культурологии
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В философии бессознательного Э. Гартмана бессознательное… … Современная энциклопедия
Бессознательное — БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В философии бессознательного Э. Гартмана бессознательное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической философии бессознательного Э. Гартмана универсальная… … Большой Энциклопедический словарь
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (бессознательное психическое) в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) Самая… … Новейший философский словарь
Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по … Психологический словарь
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — состояние, беспамятное, бесчувственное, напр. обморочное, болезненное, безумное и пр. забытье. поступок, невольный, безотчетный, невменимый, без разумного понимания цели и последствий. движенье, невольное, неумышленное, автоматическое.… … Толковый словарь Даля
man_society.academic.ru
Бессознательные физиологические процессы — Med24info.com
Рассмотрим такие протекающие в головном мозгу процессы, которые, судя по психологическим и психиатрическим наблюдениям, не достигают сознания. Сюда прежде всего относится
управление действиями, которые в совокупности называют автоматизмами. Таковы многие прнвычные движения человека, его походка, позы, а также почерк и манера говорить. Основной словарь и некоторые идиоматические выражения употребляются без сознательных усилий. Эти приобретенные процессы становятся автоматизмами в раннем детстве и позднее принадлежат к сфере бессознательной деятельности.
«Установка». Среди двигательных автоматизмов Узнадзе описал феномен установки (самонастройки). Например, перед испытуемым кладут два металлических шара. Он поднимает один из них весом, скажем, в 10 кг. Затем на основании предыдущего опыта он готовится поднять второй с таким же мышечным усилием. Если второй шар, хотя и той же величины, весит намного меньше, испытуемый будет «разочарован», так как он подготовил мышцы к тому, чтобы поднять значительно больший груз. Фактор установки составляет часть двигательной активности человека и служит примером выработанных бессознательных психических процессов в автоматических формах поведения.
Висцеральные условные рефлексы. Можно было бы перечислить целый ряд бессознательных условных рефлексов. Из работ Быкова и его сотрудников известно, что висцеральные условные рефлексы можно вырабатывать, сочетая экстероцеп- гивные стимулы с вегетативными реакциями. Например, если помещать испытуемого в комнату с температурой 30 °С в один и тот же час в течение нескольких дней и регистрировать его дыхание, температуру тела и другие вегетативные реакции, то уже на второй или третий день будет отмечаться приспособление терморегуляции и висцеральных процессов к высокой температуре. Если через несколько дней снизить температуру в помещении до 20 °С, то вначале испытуемый будет реагировать так же, как в жарком помещении. Это можно объяснить выработкой терморегуляторного условного рефлекса на стимулы данной обстановки, т. е. зрительные, обонятельные, тактильные и другие раздражители, связанные с определенным помещением. С помощью условных рефлексов можно воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную функции, деятельность пищеварительных желез (как было показано Павловым в его классических опытах с собаками), на моторику пищеварительного тракта, работу почек и т. д. Это значит, что на висцеральные вегетативные процессы могут влиять «нейтральные» обстановочные стимулы при их сочетании с другими стимулами, без участия сознания.
Гормональные влияния. Гормональная система тоже относится к факторам, которые воздействуют на поведение человека, минуя его сознание. Известно, что уровень гормонов в крови значительно влияет на психическую деятельность. Секреторная
активность эндокринных желез, вырабатывающих гормоны (от половых до гормонов щитовидной и поджелудочной желез) находится под контролем высших нервных центров. В свою очередь высшая нервная деятельность по механизму обратной связи регулируется качественными и количественными изменениями этих гормонов. Все эти процессы остаются неосознанными. В Венгрии интенсивные исследования в этой области проводит группа сотрудников профессора К. Лишшака (К. Lissak) на кафедре физиологии Медицинской школы университета города Печ.
Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции представляют собой важную часть подсознательной психической деятельности человека. Общеизвестно, что помимо рассмотренных выше факторов на наше поведение влияют также процессы, которые психологи называют эмоциями или аффектами. Все внешние и внутренние стимулы имеют эмоциональную окраску, т. е. могут быть приятными или неприятными, что также влияет на вызываемые ими реакции. Биология эмоций — это сейчас одна из самых интригующих проблем в области изучения мозга. Эти большей частью бессознательные процессы недавно удалось связать с лимбической системой (рис. 43 и 44).
Лимбическая система. Эта система, спрятанная на стыке двух полушарий в их медиальных зонах, тесно связана с висцеральными функциями (почему она и получила название «висцерального мозга»), а также с эмоциональным поведением. Функцию лимбической системы помогли понять опыты Дельгадо (Delgado) на животных. С помощью хронически вживленных электродов и двусторонних радиопередатчиков, вмонтированных в ошейники группы обезьян, Дельгадо стимулировал разные части лимбической системы. В зависимости от индивидуальных склонностей обезьян, их положения в группе и локализации стимулируемых нейронов поведенческая реакция была или агрессивной, или дружелюбной (рис. 45). Таким образом, лимбическая система оказалась связанной с бессознательным эмоциональным поведением, а также с отношением животного к другим членам группы. Эти экспериментальные данные могут иметь лишь ограниченное значение для понимания человеческого поведения, поскольку оно в первую очередь обусловлено не биологически, а социально. Однако и в поведении человека явно участвуют бессознательные эмоциональные факторы.
Субсенсорные явления. Субсенсорные феномены тоже принадлежат к области бессознательных процессов. Гершуни показал, что возможна выработка условных рефлексов на такие сенсорные стимулы, которые остаются ниже порога ощущения. Примером субсеисорного стимула может служить звук такой малой
Рис. 43. Лимбическая система (заштрихована) в скрытой медиальной зоне больших полушарий.
Рис. 44. Эксперименты Олдса по самостимулядии. Слева видна педаль, которая замыкает цепь, когда крыса нажимает на нее. В результате через вживленные электроды происходит самостимуляция. На схеме справа показано другое экспериментальное устройство с педалями на противоположных концах камеры. Одна из них служит для получения пищи, другая — для замыкания электрического тока.
интенсивности, что испытуемый его не слышит, хотя этот звук изменяет электрическую активность его мозга.
Интероцепция. Обратимся к интероцептивным висцеральным импульсам, которые, как мы видели, доходят до высших центров, не вызывая ощущений. В то же время они сильно влияют на поведение человека или животного. «Темные чувства», возникающие во внутренних органах, были описаны Сеченовым еще в 1866 г. За неимением более точного термина
Рис. 45. Опыт Дельгадо с телеуправлением. Лимбическая система или гипоталамус стимулируется через коротковолновый радиоприемник, встроенный в ошейник животного. В ответ возникает или агрессивное, или дружелюбное поведение.
эти ощущения в совокупности описывались как «общее состояние» или «висцеральное ощущение». Очевидно, что совокупность импульсов, поступающих по висцеральным афферентным путям, влияет на психическую деятельность через посредство какого-то бессознательного механизма.
Собственные исследования. В одном из наших опытов испытуемые-добровольцы проглатывали трубку с резиновым баллончиком на конце. Трубка вводилась в верхний отдел тонкого кишечника под контролем рентгеноскопии. Баллончик раздували при помощи резиновой груши, и давление в нем контролировалось манометром. На голове лежащего расслабившегося испытуемого укрепляли электроды для записи ЭЭГ. Когда появлялась обычная альфа-активность покоя, приступали к сти
муляции кишечника: при раздувании баллончика стенка кишки безболезненно растягивалась. Такое интероцептивное раздражение приводило у всех испытуемых к исчезновению альфа- ритма и десинхронизации ЭЭГ; это показало, что стимуляция кишечника совершенно так же, как экстероцептивные стимулы, вызывает ретикулярную активацию. С изменением ЭЭГ сопоставляли субъективные ощущения испытуемых. В 70% случаев испытуемые ничего не чувствовали: ретикулярное «пробуждение» не сопровождалось субъективными феноменами. В 30% случаев появлялось смутное ощущение натяжения; боль возникала лишь очень редко.
В другой серии опытов испытуемые проглатывали трубку с двумя баллончиками. Расстояние между ними составляло 15—20 см, и раздувались они независимо друг от друга. Давление также контролировалось в каждом баллончике отдельно. Регистрация ЭЭГ в этих опытах показала, что высшие центры дифференцировали стимуляцию двух разных отрезков кишки (рис. 46). В этих опытах испытуемые тоже не сообщали ни о каких ощущениях. Как показали результаты, висцеральные импульсы влияют на активность центральных нервных структур, не достигая сознания, и, таким образом, ретикулярная активация и сознательная деятельность связаны с разными механизмами.
Сознательная активность, хотя она и требует усиления ретикулярной функции, отличается от пробуждения: диффузное бодрствование не означает осознанных ощущений. Это также показали наши опыты.
Перевод висцеральных импульсов в сознание. Как уже упоминалось, ребенок научается сознательно контролировать импульсы, приходящие из двух висцеральных рецепторных зон. В результате растяжение мочевого пузыря и прямой кишки становится ощутимым и соответственно их опорожнение — управляемым. Исходя из этого, мы попытались условнорефлекторным путем добиться того, чтобы импульсы, поступающие из кишечника, доходили до сознания. Как и в эксперименте, описанном выше, испытуемый проглатывал трубку с баллончиком, а на голове у него укреплялись электроды для записи ЭЭГ, после чего определяли порог десинхроннзацин альфа-ритма (объективный порог). Затем ступенями по 5—10 мм рт. ст. усиливали давление на кишечную стенку, пока не достигалась такая его величина, при которой испытуемый ощущал в животе натяжение. Это принимали за субъективный порог. После этого производили ряд проб, уменьшая максимальное давление ступенями по 10 мм рт. ст., но теперь это сочеталось с речевыми стимулами, например: «дается раздражение» или «сейчас вы почувствуете растяжение в животе». После 20—30 таких сочетаний испытуемые сообщали об ощущении натяжения
т к-
- мнЬ
Рис. 46. Высшие нервные центры способны различать импульсы, которые возникают в участках кишки, разделенных расстоянием 15—20 см. Раздувание баллона А вызывает типичную блокаду альфа-ритма (1). Многократная стимуляция ведет к привыканию (2). После привыкания электрическая активность головного мозга вновь меняется при раздувании баллона Б (3).
гораздо ниже прежнего субъективного порога. Иными словами, при помощи словесного подкрепления у испытуемых вырабатывали осознание кишечных стимулов, которые раньше не осознавались. Таким образом, в этих опытах мы воспроизводили тот процесс, в результате которого ребенок научается осознавать импульсы, возникающие в мочевом пузыре и прямой кишке.
Возникает вопрос: может ли такое обучение, в результате которого висцеральные импульсы доходят до сознания, происходить естественным путем? В настоящее время мы можем ответить, что уже в раннем детстве ребенок научается условно- рефлекторным путем осознанно воспринимать целый ряд висцеральных компонентов жизненных функций (голод, жажду,
позывы на мочеиспускание или дефекацию). Сознательное восприятие иных висцеральных стимулов, кроме указанных выше, следует считать патологией или по меньшей мере излишним бременем для высших центров.
Еще одно проявление условнорефлекторной выработки сознательного восприятия висцеральной активности, сходное с нашими опытами, наблюдается, когда после долгой болезни сердца больные начинают ощущать малейший недостаток кислорода в сердечной мышце. Поэтому можно сказать, что у здоровых людей многие висцеральные импульсы должны оставаться неосознанными. Наше мнение по этому вопросу сходно с тем, что мы высказывали в связи с фрейдистским психоанализом, а именно что доведение инстинктивных, бессознательных процессов до сознания может помочь излечению некоторых болезней, но в то же время иногда вызывает нежелательные комплексы или невроз. В психоаналитической практике известны случаи, когда внимание ничего не подозревающих пациентов привлекалось к несуществующим комплексам, связанным, например, с их родителями. Терапия путем «забывания» часто оказывается более благотворной, чем доведение бессознательных процессов до сознания.
www.med24info.com